Как изменился российский рынок обучения персонала в 2023-м: исследование / Skillbox Media
Компания «Эквио» и сообщество Digital Learning презентовали результаты нового исследования рынка корпоративного обучения. Пересказываем выводы.
Содержание:
- Кто участвовал в опросе
- Заметил ли рынок изменения в 2023 году
- Как сегодня устроен рынок СДО (LMS)
- Произошло ли импортозамещение в сервисах видео-конференц-связи
- Случился ли расцвет нейросетей в корпоративном обучении
- Кто разрабатывает учебный контент для российских компаний
- Стали ли компании покупать больше курсов у EdTech-платформ
- Как бизнесу показывают эффективность обучения
- Как изменились расходы на корпоративное обучение в 2023 году
Кто участвовал в опросе
Исследование проводилось с использованием двух методов сбора данных. В мае 2023 года был проведен опрос среди 11 тысяч участников сообщества Digital Learning. Кроме того, был организован анонимный опрос среди клиентов компании «Эквио», занимающихся онлайн-обучением сотрудников. В итоге в исследовании приняли участие 350 компаний, что обеспечивает надежность и репрезентативность полученных результатов.
В результате сформировалась достаточно разнообразная группа респондентов.
- 18,7% разработчиков электронных курсов;
- 18,1% HRD;
- 17,5% руководителей отделов обучения или корпоративных университетов;
- 17% методистов (методологов).
В выборку вошли администраторы систем дистанционного обучения, тренеры, рекрутеры, менеджеры по развитию, а также специалисты в области обучения и развития (T&D и L&D).
Заметил ли рынок изменения в 2023 году
Исследователи поставили перед собой вопрос: изменился ли «блок задач» специалистов в области корпоративного обучения за последний год? Большинство участников опроса отметили, что изменения действительно произошли, хотя их масштаб был незначительным.
Согласно результатам опроса, 12% участников уверены, что их задачи за последний год претерпели кардинальные изменения. При этом почти треть респондентов не заметила никаких изменений в своих задачах.
Алексей Вагин отметил, что текущие показатели значительно отличаются от результатов прошлого года. В 2022 году доля сотрудников, у которых в работе ничего не изменилось, составила 51%. Он объяснил этот рост тем, что изменения, начавшиеся в прошлом году, теперь затронули большинство работников. Это свидетельствует о динамике трансформаций в рабочей среде и их влиянии на профессиональную деятельность.
Респондентов опросили о изменениях в процессах обучения, адаптации и развития сотрудников. Около 70% участников исследования отметили наличие некоторых изменений. Тем не менее, большинство считает, что эти изменения не столь значительны по сравнению с теми, которые произошли в период пандемии.
Исследователи выделили четыре блока задач и предложили участникам опроса оценить их важность для компаний. Результаты оказались в значительной степени ожидаемыми. На первом месте по приоритетам за последний год оказалась адаптация программ обучения к новым бизнес-целям, а на втором — развитие корпоративных университетов. Эти аспекты играют ключевую роль в повышении эффективности бизнеса и соответствия современным требованиям рынка.
В ходе опроса выяснилось, что 41% участников никогда не сталкивались с вопросами мотивации и поддержки сотрудников. Это свидетельствует о недостаточной осведомленности о важности этих аспектов в управлении персоналом. Мотивация и поддержка сотрудников играют ключевую роль в повышении их продуктивности и удовлетворенности работой. Понимание этих процессов может значительно улучшить атмосферу в коллективе и способствовать достижению бизнес-целей.
Как сегодня устроен рынок СДО (LMS)
В 2022 году одной из ключевых проблем стало импортозамещение, поскольку многие зарубежные сервисы начали отключать российских пользователей. Около 28% опрошенных продолжали использовать зарубежное программное обеспечение, как в лицензионной, так и в нелицензионной форме. Однако большинство пользователей всё же столкнулись с необходимостью изменения сервисов. Из них 25% уже завершили переход на альтернативные решения, 21% находятся в процессе обдумывания, а 7% осуществляют перестройку текущих процессов.
Платформы для корпоративного обучения в России значительно изменились, и, как отметил Алексей Вагин, их рынок стал в значительной степени локальным. В настоящее время высока доля компаний, которые предпочитают использовать российские разработки. Согласно опросу, 60% респондентов уже применяют системы дистанционного обучения (СДО) отечественного производства, а 14% осуществили переход на такие платформы за последний год. Лишь 7% опрошенных продолжают использовать зарубежные системы дистанционного обучения. Это свидетельствует о растущем доверии к российским решениям в сфере образования и корпоративного обучения.
Согласно результатам опроса, участники выражают ожидания от платформ дистанционного обучения в плане гибкости. Они хотят иметь возможность адаптировать систему под свои индивидуальные потребности. Это требование стало актуальным на фоне увеличения объема задач и изменений в бизнес-процессах, отмечает Алексей Вагин. Развитие технологий и потребностей пользователей подчеркивает важность кастомизации образовательных платформ, что способствует более эффективному обучению и повышению продуктивности.
На втором месте находится расширенная аналитика, которая позволяет оценить эффективность обучения. Удобный интерфейс и доступ с любых устройств занимают третью позицию.
Алексей Вагин отметил, что безопасность заняла последнее место в рейтинге ожиданий, что противоречит практике компании «Эквио». Это наблюдение подчеркивает важность акцента на безопасности в современных бизнес-стратегиях.
Наш опыт показывает, что обсуждение вопросов безопасности становится важным этапом в общении с представителями среднего и крупного бизнеса. Хотя не вся аудитория осознает эту проблему, большинство клиентов при первом контакте задают вопросы о соблюдении различных стандартов безопасности. Многие компании столкнулись с DDoS-атаками и другими сложными ситуациями в прошлом году, что подчеркивает необходимость уделять внимание вопросам защиты данных и обеспечения безопасности.
Рынок уже демонстрирует растущий интерес к многофункциональным системам обучения. Как отметил Алексей Вагин, наблюдается увеличение запросов на платформы, которые не только позволяют назначать курсы и управлять учебным процессом, но и обеспечивают возможности для коммуникации, создания пользовательского контента и ведения социальных сетей. Такие системы отвечают современным требованиям пользователей, предлагая интерактивные и вовлекающие форматы обучения.
Чтение книг — это не только способ развлечения, но и важный элемент личностного роста. Книги помогают развивать воображение, расширять кругозор и улучшать навыки критического мышления. Кроме того, чтение способствует улучшению словарного запаса и грамматики. В современном мире, насыщенном информацией, умение анализировать и интерпретировать прочитанное становится особенно ценным.
Чтобы извлечь максимум из чтения, выбирайте разнообразные жанры и авторов. Это обогатит ваш опыт и откроет новые перспективы. Регулярное чтение также может стать отличным способом снять стресс и улучшить общее самочувствие. Важно выделять время для чтения и делать это привычкой.
Инвестируйте в свою библиотеку — покупайте книги или используйте электронные ресурсы. Не забывайте делиться своими впечатлениями о прочитанном с друзьями и знакомыми. Это не только углубит ваши знания, но и поможет создать интересные дискуссии.
Чтение книг — это путь к новым знаниям и личностному развитию. Начните читать уже сегодня и откройте для себя мир бесконечных возможностей.
Джош Берсин поделился информацией о новом поколении платформ для корпоративного обучения. В последние годы наблюдается значительная трансформация в области корпоративного обучения, что связано с внедрением инновационных технологий и изменением подходов к обучению сотрудников. Новые платформы предлагают более гибкие и адаптивные решения, позволяя компаниям эффективно развивать навыки своих работников. Эти системы акцентируют внимание на персонализированном обучении, обеспечивая доступ к разнообразным ресурсам и материалам, что способствует повышению эффективности обучения и вовлеченности сотрудников. Таким образом, организации получают возможность не только улучшить квалификацию своих работников, но и адаптироваться к быстро меняющимся условиям рынка.
Основной целью для систем управления обучением (LMS) респонденты отметили удержание внимания пользователей и их мотивацию — так ответили 34% участников опроса. Однако эксперты подчеркивают, что полагаться исключительно на функционал платформы в этом вопросе нецелесообразно. Эффективность LMS зависит не только от ее возможностей, но и от подходов к обучению и взаимодействию с пользователями.
Павел Безяев отметил, что в образовательной сфере существует распространённый самообман: многие надеются, что системы управления обучением (LMS) помогут им конкурировать за внимание с такими платформами, как «Нетфликс», и повысят мотивацию к обучению с помощью внешних инструментов. Однако, по мнению эксперта, реальность несколько иная. Мотивация и вовлеченность студентов — это комплексные аспекты, и влияние обучающих сервисов на них весьма ограничено. Для достижения реальных результатов необходимы более глубокие и разнообразные подходы к обучению.
Участники опроса также выделили важные цели, связанные с использованием обучающих платформ. Они стремятся к созданию индивидуальных маршрутов обучения как для отдельных сотрудников, так и для целых отделов. Кроме того, выявление «точек роста» — пробелов в знаниях и навыках конкретных работников — становится актуальной задачей. Это подчеркивает растущий тренд на персонализированный подход к обучению, который продолжает набирать популярность.
Читайте также:
Персонализация образования — это процесс адаптации учебного процесса к индивидуальным потребностям и особенностям каждого ученика. Это подход, который учитывает разные стили обучения, интересы и уровень подготовки студентов, что позволяет создать более эффективную образовательную среду. Персонализированное образование может включать в себя использование технологий, таких как онлайн-курсы и адаптивные учебные платформы, которые помогают каждому обучающемуся двигаться в своем темпе и получать необходимую поддержку. Такой подход способствует более глубокому усвоению материала, повышает мотивацию учащихся и помогает им достигать лучших результатов. В условиях современных образовательных стандартов персонализация становится важным инструментом для повышения качества образования и развития критического мышления у студентов.
Произошло ли импортозамещение в сервисах видео-конференц-связи
На рынке образовательных платформ ситуация в целом стабилизировалась, и большинство пользователей остались довольны. Однако с дополнительными сервисами возникли определённые сложности, что потребовало от рынка адаптации и изменений.
Среди популярных сервисов для видеоконференций по данным опроса прошлого года лидером оставался Zoom, которым пользовались 65% респондентов. Однако в 2023 году ситуация кардинально изменилась: доля пользователей Zoom снизилась почти вдвое, составив 33%. На растущую популярность выходит российский сервис Webinar.ru, который, хотя и занимает пока лишь 18% рынка, продемонстрировал значительный рост по сравнению с 2022 годом, когда его выбирали всего 5% опрошенных. Эти изменения подчеркивают динамику рынка видеоконференций и растущую конкуренцию среди платформ.
Глобальные решения продолжают доминировать на рынке. Причины этого явления очевидны: они стали привычными для пользователей, имеют массовое применение и использовались для личных нужд еще до пандемии. Однако процесс изменений все же происходит. Отечественные сервисы постепенно завоевывают рынок, предлагая альтернативы и адаптируясь к потребностям пользователей. Павел Безяев отметил, что несмотря на стабильность глобальных решений, конкуренция со стороны местных разработчиков усиливается, что открывает новые возможности для потребителей и бизнеса.
Случился ли расцвет нейросетей в корпоративном обучении
Исследователи провели анализ отношения российских компаний к искусственному интеллекту. За границей эксперты высказывают мнение, что в ближайшие годы корпоративное обучение станет одним из самых значительных направлений для применения ИИ. Однако существует и более осторожный взгляд на эту тенденцию. Важно понимать, как именно российские компании воспринимают возможности и вызовы, связанные с внедрением технологий искусственного интеллекта в обучение сотрудников.
Согласно результатам опроса, российскому рынку пока не угрожает «захват» искусственного интеллекта.
На данный момент лишь 13% участников исследования сообщили о практическом применении искусственного интеллекта. Наиболее распространенным способом использования ИИ является создание контента с помощью нейросетей. Эта тенденция свидетельствует о растущем интересе к автоматизации процессов в контент-маркетинге и производстве. Использование ИИ для генерации текстов и других видов контента может значительно повысить эффективность работы и уменьшить временные затраты для специалистов в различных областях.
Читайте также:
Современные компании все чаще обращаются к искусственному интеллекту (ИИ) для повышения эффективности корпоративного обучения. Существует несколько способов внедрения ИИ в процесс обучения сотрудников, что позволяет улучшить усвоение материала и оптимизировать время.
Во-первых, ИИ может использоваться для персонализации учебных программ, адаптируя их под индивидуальные потребности каждого сотрудника. Это позволяет более точно учитывать уровень знаний и предпочтения, что значительно увеличивает эффективность обучения.
Во-вторых, чат-боты на основе ИИ могут предоставлять сотрудникам мгновенные ответы на вопросы, касающиеся учебного материала. Это создает доступную и интерактивную среду, где сотрудники могут получать помощь в любое время.
В-третьих, ИИ может анализировать данные о процессе обучения, выявляя слабые места и рекомендации по улучшению. Такой анализ позволяет адаптировать курсы и методики обучения для достижения лучших результатов.
Наконец, технологии виртуальной и дополненной реальности, управляемые ИИ, могут стать мощным инструментом для создания погружающей обучающей среды. Это дает возможность сотрудникам практиковать навыки в безопасной обстановке, что способствует более глубокому усвоению материала.
Использование ИИ в корпоративном обучении уже сегодня открывает новые горизонты для повышения квалификации и развития сотрудников, что, в свою очередь, способствует успешному росту компании.
Кто разрабатывает учебный контент для российских компаний
В 2023 году российские компании продолжают следовать общероссийскому тренду, который Алексеем Вагиным был назван антимировым, сосредоточив свои усилия на разработке собственного учебного контента. Этот подход позволяет не только адаптировать образовательные материалы к специфическим потребностям рынка, но и способствует созданию независимой образовательной среды в стране. Разработка уникального учебного контента также открывает новые возможности для повышения качества образования и подготовки специалистов, что в свою очередь укрепляет позиции российских компаний в глобальной экономике.
Согласно результатам опроса, 66% компаний изменили свою стратегию в области закупки курсов. 12% организаций, которые ранее инвестировали в обучение, в этом году решили отказаться от этой практики. В то же время, аналогичное количество респондентов сообщило о росте интереса к покупке готовых курсов.
Павел Безяев отметил, что существует устойчивая вера в эффективность и выгоду разработки внутренних курсов. Это мнение разделяет и Алексей Вагин, который рассказал о ситуации в компании «Эквио». Несмотря на то что «Эквио» предлагает своим клиентам курсы от сторонних партнёров, выручка от их покупки за год не увеличилась. Это свидетельствует о том, что спрос на внешний образовательный контент остается стабильным и не демонстрирует роста.
Эксперты единодушны в том, что целесообразнее направить внутренние ресурсы на создание специализированных программ, которые невозможно найти у сторонних поставщиков, чем заниматься разработкой очередного курса по тайм-менеджменту. Такой подход позволяет не только оптимизировать затраты, но и обеспечить уникальность предлагаемых решений. Фокусировка на узкопрофильных программах способствует более глубокому пониманию потребностей целевой аудитории и повышает конкурентоспособность компании.
Стали ли компании покупать больше курсов у EdTech-платформ
В прошлом году участники опроса не проявляли системного подхода к работе с онлайн-школами, отметил Павел Безяев на презентации результатов. В 2023 году ситуация изменилась: 5% опрошенных указали на постоянное взаимодействие с EdTech-платформами, а еще 14% начали активно интегрировать их в свои образовательные программы. Эти изменения свидетельствуют о растущем интересе к современным технологиям в обучении и их значимости для повышения качества образования.
Павел Безяев отметил растущий интерес корпоративного обучения к EdTech-рынку, который, хотя и проявляется пока в ограниченном объеме, объясняется действиями самих EdTech-компаний. Поставщики онлайн-курсов начали активно развивать сегмент B2B в ответ на снижение продаж для физических лиц. Эта стратегия позволяет им адаптировать свои предложения и удовлетворять потребности бизнеса, что делает EdTech более привлекательным для корпоративного сектора.
Алексей Вагин отметил, что крупные EdTech-компании начали переориентироваться, открыв отделы продаж, ориентированные на корпоративных клиентов. Он сообщил, что «Эквио» уже получала предложения по интеграции, созданию маркетплейса курсов на своей платформе и объединению аналитических данных. Тем не менее, эксперт подчеркивает, что пока неясно, будет ли это востребовано на рынке.
Несмотря на то что авторы исследования 2023 года не акцентировали на этом внимание, важно отметить, что доля компаний, системно использующих курсы онлайн-школ для корпоративного обучения, осталась небольшой. Анализ ответов на два вопроса из исследования показывает, что значительное число организаций, от 67 до 78%, по-прежнему не применяет сторонний контент для обучения сотрудников. Лишь от 20 до 33% компаний приобретают готовые образовательные программы и используют их, хотя и не в систематическом порядке. Это свидетельствует о том, что внедрение цифрового контента в корпоративное обучение все еще требует активного развития и более широкого распространения.
Сравнивать текущие данные с результатами опроса прошлого года нецелесообразно, так как формулировка вопросов была другой. Тем не менее, можно сделать некоторые выводы. В 2022 году 31% респондентов указывали на приобретение стороннего контента, тогда как 43% опрошенных сообщали об использовании онлайн-школ как инструмента обучения. Это может свидетельствовать о том, что доля использования внешнего цифрового контента в этом году, вероятно, снизилась по сравнению с прошлым годом.
Недавнее исследование академии iSpring подтвердило, что большинство компаний предпочитает самостоятельно разрабатывать контент для корпоративного онлайн-обучения. Это свидетельствует о стремлении организаций создавать уникальные и адаптированные материалы, которые соответствуют их специфическим потребностям и целям обучения. Самостоятельная разработка контента позволяет компаниям учитывать индивидуальные особенности своих сотрудников и специфические аспекты отрасли, что, в свою очередь, способствует более эффективному обучению и повышению квалификации персонала.
Читать также:
Корпоративные университеты проявляют осторожность в сотрудничестве с EdTech-компаниями по нескольким причинам. Во-первых, многие из них стремятся сохранить контроль над процессом обучения и не готовы передать эту ответственность внешним партнерам. Во-вторых, существует опасение, что технологии могут не соответствовать специфическим потребностям компании или культурным особенностям ее сотрудников. Также стоит отметить, что интеграция новых технологий требует значительных временных и финансовых затрат, что может отпугивать некоторые организации.
Кроме того, корпоративные университеты часто сталкиваются с недостатком информации о преимуществах и возможностях EdTech. Это может быть связано с недостатком опыта в использовании цифровых решений для обучения и развитием персонала. Многие компании предпочитают развивать внутренние программы, которые уже зарекомендовали себя, вместо того чтобы экспериментировать с новыми подходами.
Тем не менее, в условиях быстрого изменения рынка и потребностей работников, корпоративные университеты должны переосмыслить свои стратегии обучения. Сотрудничество с EdTech может стать ключом к созданию более гибких и адаптивных программ, которые будут соответствовать современным требованиям. Использование технологий в обучении может значительно повысить его эффективность и сделать процесс более интерактивным и увлекательным для сотрудников.
Как бизнесу показывают эффективность обучения
В 2023 году ключевой проблемой в сфере корпоративного обучения стали показатели эффективности для бизнеса. Эксперты и исследователи едины во мнении, что реальная польза от курсов и программ до сих пор не оценивается должным образом, и компании не осознают её значимость. Результаты последнего опроса подтверждают эту тенденцию: менее половины респондентов связывают обучение с бизнес-показателями, что подчеркивает необходимость более четкой оценки влияния образовательных инициатив на результаты бизнеса.
В этом году результаты аналитики оставляют желать лучшего. Мы нуждаемся в значительном прогрессе, чтобы наглядно продемонстрировать работу специалистов по обучению и развитию (T&D) и их влияние на бизнес и ключевые показатели эффективности. Это подчеркнул Алексей Вагин, акцентируя важность анализа в контексте повышения эффективности работы команды и достижения бизнес-целей.
Запрос на аналитику продолжает расти, согласно мнению 39% опрошенных. Однако 66% респондентов вынуждены обрабатывать данные самостоятельно, и лишь 19% имеют доступ к специализированным системам для этого.
Обучение чаще всего оценивают по нескольким ключевым показателям. На первом месте находится прогресс в прохождении обязательных программ обучения или адаптации. Вторую строчку занимает детальная аналитика тестов и выявление пробелов в знаниях. Третье место занимает изменение уровня обученности в зависимости от результатов тестирования. Несмотря на значимость этих метрик, они все же далеки от бизнес-результатов, и некоторые эксперты призывают к более объективному подходу в оценке эффективности обучения. Важно учитывать, что для полноценной оценки необходимо применять комплексный подход, который включает как количественные, так и качественные показатели.
Читайте также:
Измерение эффективности обучения в бизнесе: мнения экспертов
Одной из ключевых задач для компаний является оценка эффективности программ обучения сотрудников. Эксперты в области управления персоналом и обучения предлагают несколько подходов и методов, которые помогают бизнесу понять, насколько обучения способствуют достижению поставленных целей.
Первый шаг в измерении эффективности — определение четких целей обучения. Это может быть повышение квалификации сотрудников, улучшение производительности или внедрение новых технологий. Установление конкретных показателей поможет в дальнейшем анализе результатов.
Использование количественных и качественных методов оценки также играет важную роль. Количественные методы могут включать тесты, опросы и анализ производительности до и после обучения. Качественные методы, такие как интервью и фокус-группы, позволяют глубже понять восприятие обучения сотрудниками.
Эксперты также подчеркивают важность регулярного мониторинга и оценки. Постоянная обратная связь от участников обучения и их руководителей поможет выявить слабые места и внести необходимые корректировки в программу.
Кроме того, важно учитывать долгосрочные результаты. Эффективное обучение должно не только повышать знания и навыки, но и способствовать развитию корпоративной культуры и вовлеченности сотрудников.
В заключение, измерение эффективности обучения — это комплексный процесс, который требует четкой постановки целей, разнообразных методов оценки и постоянного анализа результатов. Такой подход позволит бизнесу не только улучшить программы обучения, но и достичь более высоких результатов в своей деятельности.
Как изменились расходы на корпоративное обучение в 2023 году
В прошлом году бизнес, похоже, застыл, и бюджеты на события 2022 года не оказали значительного влияния. Однако в 2023 году наблюдается тенденция к сокращению расходов. Это подтверждают результаты опроса, проведенного компанией «Эквио» и сообществом Digital Learning. Сокращение бюджетов может свидетельствовать о необходимости более эффективного управления ресурсами и адаптации к изменяющимся условиям рынка.
Согласно опросу, в трети компаний значительно сократили бюджет на обучение сотрудников. Это привело к снижению финансирования внешнего обучения и закупки курсов у провайдеров. Кроме того, на отделах обучения это отразилось следующим образом: 10% респондентов из компаний, где было снижено финансирование, сообщили, что сократили расходы за счет отказа от найма новых сотрудников. Это подчеркивает важность адекватного финансирования программ обучения для поддержания конкурентоспособности и развития кадрового потенциала в организациях.
Согласно проведенному опросу, 63% респондентов отметили, что их финансовое положение в сфере обучения не изменилось. При этом 5% участников сообщили о возрастании расходов на обучение. Основные затраты направляются на курсы, направленные на развитие гибких навыков, внешние образовательные программы и повышение квалификации сотрудников в их отделах.
Изучите также:
- Как в российских компаниях учат сотрудников в онлайне и сколько на это тратят в 2023-м
- Рынок труда и обучение персонала: прогноз Всемирного экономического форума до 2027 года
- 9 лучших цифровых решений для корпоративного обучения по версии EdTech Awards
- Стали известны планы компаний по расходам на обучение сотрудников в 2023 году