«Лох-несское чудовище в образовании»: 11 мифов о том, как люди учатся / Skillbox Media
Подборка известных и привлекательных теорий, на которые часто полагаются даже профессионалы в образовании. Хотя делать этого не стоило бы.
Содержание:
- У всех есть свои стили обучения, которые влияют на результаты
- Изученное на практике запоминается лучше теории
- В корпоративном обучении практика тоже работает лучше теории
- Учителя не нужны, раз теперь у нас есть интернет
- Знания недолговечны
- Учиться полезнее через личные открытия, чем через чужие объяснения
- Решение проблем — самый эффективный способ обучения
- Мальчики превосходят девочек в математике
- В обучении нужно учитывать концепцию множественного интеллекта
- Школа убивает креативность
- Слова не очень-то важны для передачи смыслов
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеВ образовании порой то, что считается общепринятой истиной, оказывается не более чем мифом. Часто происходит неправильная интерпретация исследований, в результате чего многие не обращаются к первоисточникам. Бывает и так, что привлекательные теории не находят практического применения, но нам хочется верить в их эффективность. Проблема усугубляется, когда эти искаженные представления становятся основой для принятия серьезных решений о том, как и чему учить людей. Важно критически подходить к образовательным методам и проверять их обоснованность на практике.
В 2015 году исследователи Педро де Брёйкер, Паул Киршнер и Каспер Хюльсхоф из Бельгии и Нидерландов представили книгу «Городские легенды об обучении и образовании», в которой разоблачили наиболее распространенные мифы в сфере образования. Авторы проанализировали и опровергли ряд концепций и теорий, не имеющих научного обоснования. Их работа подчеркивает важность критического мышления и необходимости опираться на проверенные данные в образовательной практике. Книга стала важным источником информации для педагогов и исследователей, стремящихся развеять заблуждения и улучшить качество обучения.
У всех есть свои стили обучения, которые влияют на результаты
Каждый человек обладает уникальными особенностями, что влияет на его стиль обучения. Это утверждение стало общепризнанным. Учащихся часто классифицируют на различные группы, включая наиболее известные категории: аудиалы, визуалы и кинестетики. В 2004 году команда британских исследователей под руководством профессора Фрэнка Коффилда выделила целых 71 стиль обучения. Понимание этих стилей может значительно повысить эффективность образовательного процесса и помочь учителям адаптировать свои методы под потребности учеников.
Серьезные научные исследования подтверждают, что классификация учащихся не приносит значительной пользы. Это открытие сделано давно, и уже в метаанализе 1982 года было установлено, что предоставление учащимся возможности выбирать предпочтительный способ обучения не влияет на их результаты. Таким образом, важно искать более эффективные методы обучения, которые действительно способствуют развитию навыков и знаний, а не полагаться на устаревшие подходы к классификации.
Конечно, я помогу вам переработать текст. Пожалуйста, предоставьте исходный текст, который нужно изменить.
Предоставление детям сладостей и лимонада, основываясь на их предпочтениях, является нездоровой диетической практикой. Аналогично, выбор образовательных методов, которые угождают детям, но не способствуют их развитию, представляет собой неэффективный подход к обучению. Педро Де Брёйкере и его коллеги подчеркивают важность формирования привычек и практик, способствующих здоровью и эффективному обучению. Важно осознавать, что правильное питание и методики обучения должны быть направлены на развитие навыков и формирование полезных привычек у детей.
Проблема стилей обучения заключается в том, что они часто определяются самими испытуемыми, как указывают авторы книги. В исследованиях стили обучения зачастую выявляются на основе предпочтений, заявленных самими участниками. Однако обучение не может быть сведено к единому «стилю» или предпочтению, поскольку процесс обучения включает в себя гораздо больше, чем простое запоминание информации об изучаемом объекте. Эффективное обучение требует комплексного подхода, учитывающего разнообразие методов и стратегий, которые могут быть применены в зависимости от конкретной ситуации и индивидуальных особенностей учащихся.
Вопрос заключается не в том, что мы воспринимаем через зрение или слух, а в том, какой смысл мы извлекаем из этого опыта. Именно пониманию смысла уделяется основное внимание в образовательных учреждениях. Авторы книги подчеркивают важность обучения не только фактам, но и умению интерпретировать и осмыслять информацию.
Концепции, классифицирующие людей как мыслителей, деятелей, мечтателей или «решателей» проблем, приобретают популярность по двум основным причинам, согласно Педро Де Брёйкере и его соавторам. Во-первых, такие классификации помогают людям лучше понять свою индивидуальность и роль в обществе. Они предоставляют возможность осознать свои сильные стороны и предпочтения, что способствует личностному росту и развитию. Во-вторых, подобные концепции упрощают взаимодействие между людьми, позволяя им быстрее находить общий язык и эффективно сотрудничать. Это особенно актуально в условиях современных командных и кросс-функциональных проектов, где важно учитывать разнообразие подходов и мыслительных стилей. Таким образом, популярность этих концепций объясняется их практической ценностью для понимания себя и взаимодействия с окружающими.
- нам нравится идентифицировать себя с чётко определёнными группами — ведь это «быстрый, хоть и часто ненадёжный, способ понять друг друга»;
- приятно думать, что ты не преуспеваешь в учёбе просто потому, что преподаватель выбрал неподходящий для тебя стиль обучения.
Научные исследования показывают, что существует недостаток доказательств в поддержку идеи разделения учащихся по различным стилям обучения. Авторы книги подчеркивают, что такие подходы не подтверждаются фактами и не способствуют повышению успеваемости студентов. Таким образом, важно переосмыслить методы обучения и ориентироваться на более эффективные стратегии, основанные на проверенных данных.
Чтение является важной частью нашего образования и личностного роста. Оно помогает развивать мышление, расширять словарный запас и углублять знания в различных областях. Книги, статьи и другие материалы способствуют формированию критического мышления и креативности. Кроме того, чтение способствует улучшению концентрации и памяти.
Современные технологии предоставляют доступ к множеству источников информации, что делает чтение более доступным. Онлайн-ресурсы, электронные книги и аудиокниги позволяют каждому находить материалы по интересующим темам. Чтение не только обогащает знания, но и развивает эмоциональный интеллект, позволяя лучше понимать чувства и переживания других людей.
Регулярное чтение книг и статей помогает не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Оно способствует улучшению навыков общения и повышению уверенности в себе. Поэтому важно выделять время для чтения и выбирать качественные источники, которые помогут углубить понимание мира и себя.
Стили обучения по Колбу: виды и их применение
Стили обучения по модели Колба представляют собой важный инструмент для оптимизации образовательного процесса. Эта модель выделяет четыре основных типа обучения: активное, рефлексивное, теоретическое и практическое. Каждый из этих стилей отражает уникальные подходы к восприятию и усвоению информации.
Активный стиль обучения фокусируется на практическом взаимодействии с материалом, что позволяет учащимся глубже понимать темы через участие в обсуждениях и групповых заданиях. Рефлексивное обучение акцентирует внимание на саморефлексии и анализе опыта, что способствует более глубокому осмыслению информации и развитию критического мышления. Теоретический стиль ориентирован на изучение концепций и моделей, что помогает формировать базу знаний. Практическое обучение связано с непосредственным применением теоретических знаний в реальных ситуациях, что позволяет закрепить полученные навыки.
Использование стилей обучения по Колбу помогает адаптировать образовательные методики под индивидуальные потребности учащихся, что в свою очередь повышает эффективность учебного процесса. Опираясь на эти стили, преподаватели могут создавать более разнообразные и увлекательные занятия, способствующие лучшему усвоению материала.
Таким образом, понимание и применение стилей обучения по Колбу является важным шагом к созданию эффективной образовательной среды.
Изученное на практике запоминается лучше теории
«Пирамида Дейла» — известная концепция в образовательной теории, которая иллюстрирует, как различные методы обучения влияют на запоминание информации. Согласно этой модели, человек запоминает 90% информации, когда обучает других, 75% — когда сам активно практикует, и лишь 10% — при пассивном чтении. Эта структура подчеркивает важность активного участия в процессе обучения и взаимодействия, что делает ее полезной для преподавателей и студентов. Использование активных методов обучения может значительно повысить эффективность усвоения знаний и навыков.
Американский психолог Эдгар Дейл часто ассоциируется с концепцией пирамиды запоминания, однако на самом деле он не имеет отношения к её созданию. Данные, представленные в пирамиде, являются подозрительно округленными, что ставит под сомнение их достоверность и применимость в научных исследованиях. Важно отметить, что отсутствует информация о проведенных экспериментах, на основании которых была построена эта модель. Профессор образования Университета штата Пенсильвания Фрэнсис Дуайер подчеркивает, что без знания методов измерения, возрастных групп учащихся и содержания предложенных задач невозможно корректно интерпретировать данную теорию.
Мы предлагаем переименовать эту пирамиду в лох-несское чудовище образовательной теории. Она появляется в различных контекстах, но всегда вызывает вопросы о своей уместности. Однако следует отметить, что уместности не существует, поскольку эта пирамида, как и легенда о Нессie, является мифом. Авторы «Городских легенд» подчеркивают, что такие концепции не имеют под собой реальной основы и лишь вводят в заблуждение.
Переделанный текст:
Изучение новых тем и получение информации — важные аспекты в современном мире. Понимание актуальных вопросов и тенденций позволяет принимать более осознанные решения. Мы предлагаем вам ознакомиться с нашей коллекцией статей, которые помогут углубить ваши знания и расширить кругозор. Эти материалы помогут вам быть в курсе событий и развиваться в выбранной области. Не упустите возможность узнать что-то новое и полезное.
Пирамида Дейла утверждает, что практическое обучение является более эффективным, чем теоретические подходы. Исследования показывают, что люди запоминают информацию лучше, когда они активно участвуют в процессе обучения. Практические занятия, такие как лабораторные работы, стажировки и симуляции, способствуют глубокому пониманию материала и его применению в реальной жизни. Таким образом, сочетание теории и практики создает оптимальные условия для усвоения знаний. Практическое обучение не только помогает запомнить информацию, но и развивает критическое мышление и навыки решения проблем. Важно учитывать, что каждый человек уникален, и подходы к обучению могут варьироваться. Тем не менее, Пирамида Дейла подчеркивает важность практического опыта в образовательном процессе.
В корпоративном обучении практика тоже работает лучше теории
Модель 70:20:10 является известной теорией, которая подчеркивает важность практического опыта в обучении. Согласно этой модели, 70% эффективного обучения достигается через выполнение реальных рабочих задач, что позволяет глубже усвоить материал и развить навыки. 20% обучения происходит в результате взаимодействия с коллегами и обмена опытом, что способствует лучшему пониманию и применению знаний. Наконец, лишь 10% информации усваивается через традиционные учебные программы. Эта модель демонстрирует, что для достижения максимальной эффективности в обучении важно акцентировать внимание на практическом опыте и взаимодействии.
Исследование, проведенное авторами книги «Городские легенды об обучении и образовании», показало, что большинство ссылок на «Модель 70:20:10» в основном отсылают к работе «Карьерный архитектор» Роберта Эйхингера и Майкла Ломбардо. Однако сами Эйхингер и Ломбардо подчеркивают, что данная модель предназначена исключительно для развития лидерских качеств у топ-менеджеров, а не для формирования любых навыков. Это важное уточнение позволяет более точно интерпретировать концепцию «70:20:10» и ее применение в контексте профессионального обучения и развития.
Формулировка правила «70:20:10» гласит, что развитие менеджера или лидера в значительной степени зависит от практического опыта и работы над реальными задачами. Около 70% развития происходит именно через практическое применение знаний и решение проблем. Примерно 20% успеха обеспечивается за счет обратной связи от коллег и наставников, а лишь 10% формируется через курсы и чтение литературы. Это правило подчеркивает важность практического обучения и взаимодействия в процессе профессионального роста.
Авторы исследования «Городские легенды» утверждают, что в научной литературе отсутствуют убедительные доказательства, подтверждающие эффективность модели обучения 70:20:10. По их словам, в большинстве случаев лишь высказываются предположения о том, что данное правило может быть успешным в практике. Это вызывает необходимость более тщательного анализа и обоснования используемых моделей обучения в образовательных учреждениях и корпоративном обучении.
Читайте также:
Модель «70:20:10» представляет собой концепцию, которая делит процесс обучения и развития на три ключевых компонента: 70% знаний и навыков приобретается через практический опыт, 20% — через взаимодействие с коллегами и наставниками, а 10% — через формальное обучение. Эта модель зарекомендовала себя как эффективный инструмент в рамках корпоративного обучения и управления талантами. Однако вызывает вопросы её научная обоснованность и универсальность применения. Важно отметить, что данная модель не является абсолютной истиной, а скорее ориентиром для организаций, стремящихся оптимизировать процесс профессионального роста сотрудников. Анализируя успешные примеры её реализации, можно утверждать, что правильное сочетание всех трёх компонентов способствует более глубокому усвоению материала и развитию необходимых компетенций. Таким образом, модель «70:20:10» остаётся актуальной для современных организаций, стремящихся к эффективному обучению и развитию своих сотрудников.
Учителя не нужны, раз теперь у нас есть интернет
Зачем запоминать и учить что-либо, когда доступно хранилище всех знаний человечества? На первый взгляд, это кажется бессмысленным. Учителя для нового поколения стали лишь фасилитаторами, менторами и помощниками в самостоятельном обучении. Учащиеся, будь то взрослые или дети, якобы способны самостоятельно ориентироваться в огромных объемах информации. Однако авторы «Городских легенд» уверены, что это не так. Важно понимать, что несмотря на доступность информации, навыки критического мышления и способность к анализу остаются незаменимыми. Обучение и запоминание информации играют ключевую роль в формировании глубоких знаний и умений, необходимых для успешного функционирования в современном мире.
В современном образовательном процессе большая часть информации, которую получают студенты в школах и университетах, доступна в интернете. Однако наряду с достоверными данными существует множество недостоверной информации из сомнительных источников. Способны ли молодые представители цифрового поколения эффективно отличать надежную информацию в сети от неправдоподобной? К сожалению, многие из них не обладают необходимыми навыками критического мышления, что делает их уязвимыми к дезинформации, которую они встречают в социальных сетях. Важно развивать у молодежи умение анализировать источники информации и проверять факты, чтобы избежать распространения лжи и манипуляций.
Исследования, на которые ссылаются авторы книги, продемонстрировали, что как дети, так и взрослые испытывают трудности в формулировании эффективных поисковых запросов. Они не всегда умеют правильно комбинировать ключевые слова, выбирать релевантные сайты и оценивать надёжность источников информации. Это подчеркивает важность обучения навыкам информационной грамотности, что позволяет пользователям интернета более эффективно находить и использовать достоверную информацию.
Согласно данным Статистического сборника НИУ ВШЭ «Индикаторы образования», около одной трети студентов российских вузов не умеют эффективно использовать онлайн-энциклопедии, такие как Wikipedia. Это подчеркивает необходимость повышения цифровой грамотности среди молодежи и разработки программ, направленных на обучение навыкам поиска и анализа информации в интернете. Улучшение навыков работы с ресурсами, такими как Wikipedia, может значительно повысить качество образования и подготовленность студентов к современным требованиям.
После публикации книги «Городские легенды об обучении и образовании» мир столкнулся с новыми вызовами, связанными с распространением недостоверной информации, особенно на фоне появления ChatGPT. Доступ к необходимым знаниям стал казаться более простым, что вновь подняло вопрос о роли учителей в современном образовании. Тем не менее, ответ остался прежним: новые технологии могут запутывать и дезинформировать пользователей даже в большей степени, чем привычные поисковые системы. Учитывая это, важно критически подходить к информации и сохранять значимость педагогического процесса в обучении.
Знания недолговечны
Бывший исполнительный директор Google Эрик Шмидт отметил, что с начала цивилизации до 2003 года человечество создало всего пять эксабайт информации. На сегодняшний день этот объем информации генерируется каждые два дня. Роберт Мур из компании RJMetrics уточнил, что в 2002 году было записано и воспроизведено 23 эксабайта информации, в то время как сейчас мы производим аналогичный объем данных каждые семь дней. Это подчеркивает, насколько быстро устаревает информация в современном мире. Учитывая темпы роста объема данных, важность эффективного управления и анализа информации становится более значимой.
Теорема Пифагора, количество континентов на Земле и формула ускорения свободного падения — все эти факты остаются актуальными. Авторы «Городских легенд» подчеркивают, что такие знания, входящие в основу традиционного образования, не теряют своей значимости. Без них невозможно адекватно воспринимать и анализировать современные данные. Эти фундаментальные концепции служат основой для дальнейшего обучения и развития в различных областях науки.
Авторы научной работы, на которую ссылаются исследователи, утверждают, что обучение inherently имеет реструктурирующий характер. Оно требует наличия базовых знаний, которые служат основой для понимания новой информации. Эти базовые знания и структура, в которую они интегрированы в долговременной памяти, определяют, как будет восприниматься новая информация.
Несмотря на то что в современном мире информация доступна в один клик, это не означает, что каждый человек без предварительных знаний сможет понять её. Необходима определённая база знаний для правильного восприятия и интерпретации данных.
Учиться полезнее через личные открытия, чем через чужие объяснения
Концепция «обучения через открытия» была предложена американским психологом и педагогом Джерому Брунером, соавтором теории скаффолдинга. Она основывается на том, что процесс обучения должен быть организован таким образом, чтобы учащиеся могли самостоятельно исследовать и открывать новый материал. Такой подход способствует лучшему запоминанию теоретических концепций и правил, а также повышает внутреннюю мотивацию учеников. Кроме того, обучение через открытия помогает развивать навыки решения различных задач в будущем. Важно отметить, что данный метод не только углубляет понимание, но и формирует у обучающихся критическое мышление и умение применять знания на практике.
Авторы книги провели анализ нескольких исследований и пришли к выводу, что обучение через открытие может положительно сказаться на учебном процессе, однако у этого метода есть и недостатки. Например, исследование, проведенное Брунером, может быть сложным для тех, кто не обладает базовыми знаниями по теме, а также необходимыми навыками для ведения научных исследований и экспериментов. Эти ограничения подчеркивают важность предварительной подготовки учащихся перед применением методов обучения через открытие.
Самостоятельное исследование требует значительных усилий от рабочей памяти. В процессе поиска значимых связей между элементами изучаемого объекта или явления мозг оказывается перегружен, что не оставляет ресурсов для самого обучения, как отмечают авторы «Городских легенд». Это подчеркивает важность эффективных методов обучения, которые помогают оптимизировать когнитивные ресурсы и улучшить усвоение информации.
Проблемы с проведением исследований могут возникнуть у людей всех возрастных категорий. Дети, например, не могут стать независимыми исследователями, так как воспринимают мир иначе, чем взрослые и ученые. Их интерпретация и понимание окружающей реальности отличаются, что затрудняет выполнение абстрактных когнитивных преобразований, необходимых для эффективного формирования знаний, как это происходит в научной деятельности. Авторы «Городских легенд» подчеркивают важность этих различий в восприятии и исследовательском подходе.
Взрослым учащимся также будет недоставать сложных когнитивных конструкций, сформировавшихся в долгосрочной памяти опытных учёных-исследователей. Это отсутствие опыта затрудняет выявление закономерностей в наблюдаемых данных, которые могут оставаться незамеченными для новичков. Понимание таких нюансов является ключевым для успешного проведения научного исследования и анализа данных.
Спустя годы после появления теории «обучения через открытия» Джером Брунер изменил свой подход, предложив метод «управляемых открытий» (англ. guided discovery). Он отметил, что рядом с учащимся «исследователем» должен находиться более опытный наставник, который сможет направлять его поиски и поддерживать в процессе обучения. Этот метод акцентирует внимание на важности взаимодействия между обучающим и обучаемым, что способствует более глубокому пониманию материала и развитию критического мышления у студентов.
Существует множество сторонников метода обучения через открытия, а также исследователей, которые опровергают эту концепцию. Оба мнения имеют свои основания. Обучение, основанное исключительно на открытиях, часто оказывается неэффективным. Однако, когда этот метод применяется с правильным руководством и поддержкой, он может дать хорошие результаты. Особенно важно обеспечить такую поддержку для младших учеников, так как на этом этапе их развития она имеет решающее значение для успешного усвоения знаний, подчеркивает Де Брёйкере.
Решение проблем — самый эффективный способ обучения
Авторы книги подвергают сомнению популярный подход проблемно-ориентированного обучения, указывая на его недостатки. Они отмечают, что данный метод не учитывает ограничения человеческой рабочей памяти. Это приводит к тому, что проблемно-ориентированное обучение не соответствует принципам теории когнитивной нагрузки, что может негативно сказываться на эффективности усвоения знаний. Важно учитывать эти аспекты при выборе методов обучения, чтобы обеспечить более глубокое понимание материала и повысить уровень вовлеченности учащихся.
Новички не имеют тех же когнитивных схем, что и опытные специалисты. Это означает, что начинающие воспринимают проблемы с точки зрения дилетантов и могут решать их, лишь сравнивая текущее состояние с желаемым результатом. Их подход заключается в «слепом поиске шагов», которые помогут уменьшить разрыв между текущей ситуацией и желаемым результатом. Понимание этого процесса важно для эффективного обучения и развития навыков, позволяя новичкам постепенно осваивать более сложные методы решения проблем.
Данный процесс требует значительных затрат рабочей памяти, так как решающий задачу должен долго удерживать и обрабатывать в своей памяти текущее состояние проблемы, желаемый результат, а также связи между ними. Кроме того, необходимо учитывать шаги по уменьшению разницы между текущим состоянием и целевым результатом, а также более мелкие цели, которые могут возникнуть на пути к решению. Эти аспекты подчеркивают важность эффективного управления рабочей памятью в процессе решения задач.
Проблемно-ориентированный подход затрудняет формирование когнитивных схем, необходимых для эффективного распознавания алгоритмов решения задач. Исследования показывают, что процесс обучения решению задач и сам процесс решения задач являются двумя различными и несовместимыми процессами. Это подчеркивает важность разработки методов, которые помогут интегрировать теорию и практику, что в свою очередь улучшит навыки решения задач.
Одним из наиболее эффективных подходов является решение задач без заранее установленной цели, известное как «goal free problems». Когда у учащегося отсутствует конечная цель, он сосредотачивается на текущем состоянии задачи и на каждом новом шаге, который может приблизить его к решению. Это позволяет избежать ненужных отвлечений, что способствует формированию когнитивных схем. Такой метод помогает учащимся глубже понять процесс решения и развивать аналитическое мышление, что является важным аспектом образовательного процесса.
Проблемно-ориентированное обучение не является оптимальным методом для усвоения новых знаний. Это подход эффективен лишь для применения и оттачивания уже существующих навыков, а также для установления связей между различными концепциями, которые учащиеся уже знают. Исследования показывают, что данный метод обучения лучше всего подходит для углубления понимания ранее изученного материала, а не для освоения новых тем.
Мальчики превосходят девочек в математике
Некоторые исследования подтверждают, что мальчики в математике показывают более высокие результаты, чем девочки. В частности, доклад PISA 2009 года отмечает, что в 35 из 65 стран мальчики имеют более высокие оценки по математике. Однако существуют также многочисленные исследования, которые свидетельствуют о превосходстве девочек в этой области. Рассмотрим результаты одного из самых крупных исследований, которое анализирует достижения учащихся по математике и выявляет интересные тенденции в успехах как мальчиков, так и девочек.
В 2014 году Дэниел и Сьюзан Вуайер представили метаанализ, посвященный влиянию пола на школьную успеваемость. В этом исследовании были проанализированы данные, собранные с 1914 по 2011 год, из более чем 30 стран. Всего в анализе участвовали почти 540 тысяч мальчиков и более 595 тысяч девочек. Исследование предоставляет ценныеInsights о различиях в академических достижениях между полами и может быть полезным для педагогов и исследователей в области образования.
Недавние исследования показали, что девочки в целом демонстрируют более высокие результаты, чем мальчики, включая предметы, такие как математика. На протяжении почти ста лет успеваемость девочек consistently превышала успеваемость мальчиков, что свидетельствует о значительных достижениях в образовательной сфере.
В результате анализа можно отметить, что в ряде исследований мальчики часто демонстрируют более высокие оценки по сравнению с девочками. В то же время в некоторых случаях девочки показывают лучшие результаты. Однако общие различия между полами настолько незначительны, что их не следует считать существенными. Пол учащегося не является надежным показателем успеваемости в математике.
Девочки сталкиваются с последствиями гендерных стереотипов не только в математике, но и в области STEM (наука, технологии, инженерия и математика) в целом. Эти предвзятые мнения и мифы порождают у них сомнения в собственных способностях и способствуют возникновению синдрома самозванца. Поддержка и позитивные примеры успешных женщин в STEM могут помочь изменить восприятие и укрепить уверенность девочек в своих силах.
Несмотря на растущую популярность инженерных и IT-профессий, многие девушки сталкиваются с серьезными барьерами, мешающими им сделать выбор в пользу этих сфер. Одна из основных причин заключается в стереотипах о том, что женщинам не место в технических областях. Часто слышимые фразы вроде «Ты же пойдёшь рожать» подчеркивают предвзятое мнение о том, что главная роль женщины заключается в семье, а не в карьере.
Кроме того, недостаток ролевых моделей и поддержки со стороны окружающих также сдерживает девушек от выбора профессий в инженерии и IT. Многие молодые женщины не видят примеров успешных женщин в этих областях, что создает впечатление недоступности таких карьер.
Кризис уверенности в своих силах и недостаток информации о возможностях, которые открываются в технических профессиях, также играют важную роль. Многие девушки не уверены в своих способностях и боятся конкуренции, что часто приводит к отказу от поступления на соответствующие специальности.
Чтобы изменить эту ситуацию, необходимо создавать поддерживающую среду для девушек, интересующихся инженерией и IT. Информирование о возможностях карьерного роста, предоставление менторской поддержки и развитие программ, направленных на привлечение женщин в технические профессии, могут помочь преодолеть эти барьеры.
Снижение стереотипов и создание равных возможностей для всех поможет увеличить количество девушек, выбирающих инженерные и IT-специальности, и, в конечном итоге, разнообразить эти сферы.
В обучении нужно учитывать концепцию множественного интеллекта
Теория множественного интеллекта была разработана американским психологом Говардом Гарднером и представляет собой концепцию, согласно которой интеллект не является единым, а включает в себя восемь различных типов. Гарднер определял интеллект как «биопсихологический потенциал для обработки информации», который активируется в определённой культурной среде для решения задач или создания ценных продуктов. К числу типов интеллекта относятся музыкальный, визуально-пространственный и вербальный интеллект. Гарднер подчеркивал, что с течением времени у человека могут развиваться новые виды интеллекта, в то время как другие могут исчезать. Эта теория открывает новые горизонты для понимания человеческого потенциала и индивидуальности, подчеркивая, что каждый человек обладает уникальным набором интеллектуальных способностей.
Почему эта идея привлекает множество людей? Отчасти это связано с тем, что, если кто-то не справляется с традиционным IQ-тестом, он все равно может быть интеллектуалом в другой, более узкой области. Это открывает новые горизонты для понимания интеллекта и демонстрирует, что существует множество форм умственных способностей, которые не всегда можно оценить стандартными тестами. Таким образом, идея о многогранности интеллекта становится все более популярной и актуальной в современном обществе.
Учёные признают важность теории множественного интеллекта, которая акцентирует внимание на различиях между людьми. Однако они высказывают сомнения относительно её основ, указывая на их неустойчивость. В частности, эксперты считают, что на базе этой теории трудно создать эффективные стили обучения. Даже сам Гарднер выражает недовольство попытками адаптировать его теорию для разработки учебных планов. Он подчеркивает, что теория множественного интеллекта не следует путать со стилями обучения, что подтверждается его высказыванием, цитируемым авторами книги.
Авторы «Городских легенд» ставят под сомнение истинность интеллекта Гарднера, задаваясь вопросом, действительно ли его концепция соответствует действительности. В качестве аргумента они ссылаются на мнение когнитивного психолога Дэниела Уиллингема из Университета Вирджинии. Он утверждает, что то, что Гарднер называет интеллектами, было бы более корректно обозначить термином «таланты». Уиллингем также размышляет о том, что если бы Гарднер использовал более привычное слово «таланты», его теория, возможно, не приобрела бы такой широкой популярности.
Существует недостаток исследований, которые бы подтверждали концепцию множественности интеллектов. Кроме того, различные типы интеллектов, предложенные Гарднером, имеют значительные пересечения, что затрудняет их классификацию как самостоятельные категории.
Авторы заключают, что теория множественных интеллектов в первую очередь служит инструментом для повышения самооценки. Эта концепция позволяет людям осознать свои уникальные способности и таланты, что способствует развитию уверенности в себе и улучшению личной эффективности. Теория множественных интеллектов помогает людям понять, что интеллект не ограничивается традиционными академическими достижениями, а включает в себя разнообразные формы проявления умственных способностей. В результате, она может быть полезной не только в образовательной среде, но и в личной жизни, способствуя более глубокому самопониманию и самовыражению.
Множественный интеллект часто воспринимается как философская концепция, а не как научно обоснованная теория. Хотя мы не можем назвать её мифом, существует риск, что она станет таковой, если её будут воспринимать без должной критической оценки. Авторы подчеркивают важность осознанного подхода к данной теории, чтобы избежать её искажения и неправильного понимания. Множественный интеллект может быть полезным инструментом для анализа различных аспектов человеческого познания и способностей, но его следует рассматривать с осторожностью.
Школа убивает креативность
Утверждение о том, что школьное образование подавляет креативность, получило широкую известность благодаря британскому ученому и педагогу Кену Робинсону. Он опирался на множество исследований, показывающих, что дети в дошкольном возрасте обладают значительно более развитыми способностями к дивергентному мышлению по сравнению с теми, кто уже начал школьное обучение. Робинсон утверждает, что каждый человек от природы является «гением», однако неэффективные методы обучения способны затушить их креативный потенциал. Это мнение вызывает дискуссии о том, как изменить образовательные системы для поддержки креативности и инновационного мышления у детей, что важно для их будущего успеха в современном мире.
Авторы «Городских легенд» опровергают мнение о том, что взрослые подавляют креативность детей. В качестве аргумента они ссылаются на книгу «Объяснение креативности» психолога Кита Сойера, который провел глубокий анализ научных исследований в области креативного мышления. Сойер пришёл к выводу, что утверждение о том, что взрослые уничтожают креативность у детей, не является новым — оно существует как минимум два века и, по всей видимости, не соответствует действительности.
Сойер в своем исследовании демонстрирует, что пятилетние дети проявляют большую активность в импровизированных играх по сравнению с трехлетними. Это указывает на то, что креативность формируется в процессе развития, а не является врожденным качеством. Таким образом, утверждение о том, что каждый человек с рождения является гением, оказывается необоснованным. Множество других исследований, включая работы Педро де Брёйкере и его коллег, подтверждают, что с возрастом люди становятся не менее, а, наоборот, более креативными. Этот процесс не следует воспринимать как «спад» креативности, а как естественные изменения, возникающие в ходе взросления.
Авторы книги утверждают, что школы могут улучшить подход к развитию креативности у учеников. В качестве подтверждения своей точки зрения они ссылаются на мнение Кита Сойера.
Школы играют ключевую роль в развитии креативности у учащихся. Креативность требует глубоких знаний в различных областях, и формальное образование эффективно обеспечивает студентов необходимыми знаниями. Исследования показывают, что отсутствие школ не приводит к повышению уровня креативности. Однако, чтобы способствовать креативности, образовательные учреждения могут использовать современные исследования и методики, направленные на развитие этого важного навыка. Важно, чтобы школы адаптировали свои программы, делая акцент на творческое мышление и инновационные подходы, что в свою очередь поможет учащимся реализовать свой потенциал.
Школы, возможно, не развивают креативность в полной мере, но определенно не подавляют её. Это мнение поддерживают Де Брёйкере и его коллеги, подчеркивая, что образовательные учреждения могут создать среду, способствующую творческому мышлению. Важно осознавать, что креативность — это навык, который можно развивать, и школы могут сыграть значительную роль в этом процессе, предоставляя учащимся возможности для самовыражения и инновационного подхода к обучению.
Слова не очень-то важны для передачи смыслов
Миф о том, что слова передают лишь 7% смысла, возник на основе исследований американского психолога Альберта Мейерабиана. В его работах указывалось, что 38% информации передается через интонацию голоса, а 55% — через язык тела. Однако важно отметить, что Мейерабиан изучал восприятие эмоций, а не передачу любой информации в целом, что подчеркивают авторы «Городских легенд». Это заблуждение часто используется в коммуникационных исследованиях, но не отражает полной картины передачи информации. Правильное понимание этих данных помогает избежать искажений и неправильных интерпретаций в области психологии и межличностного общения.
Мейерабиан, будучи недовольным тем, как его открытия интерпретируются, подчеркивал важность контекста. Он предупреждал, что пропорции, касающиеся невербальной и вербальной коммуникации, актуальны только в случаях, когда коммуникатор выражает свои чувства или отношение к определённой теме. Это уточнение важно для правильного понимания его исследований и применения их в сфере межличностной коммуникации.
В одном из интервью учёного спросили, верит ли он в то, что 93% коммуникации происходит невербально. Его ответ был отрицательным. Он отметил, что каждый раз, когда его результаты неправильно цитируют, его это огорчает. Учёный подчеркнул, что для любого, кто владеет здравым смыслом, очевидно, что такая цифра не может быть истинной.
Исследования Мейерабиана не полностью отражают, как мы выражаем и распознаем эмоции в повседневной жизни. В одном из его экспериментов участникам предлагали девять слов: три с положительной коннотацией («дорогой», «спасибо», «милый»), три с отрицательной («грубо», «перестань», «ужасно») и три нейтральных («ясно», «возможно», «правда»). Эти слова произносили с использованием трех различных интонаций — позитивной, негативной и нейтральной. В другом эксперименте зачитывание слов сопровождалось изображениями людей с позитивными, негативными или нейтральными выражениями лиц. Участники должны были определить эмоциональную окраску слов: положительную, отрицательную или нейтральную. Такие исследования подчеркивают важность интонации и невербальных сигналов в восприятии эмоций, что может помочь лучше понять коммуникацию в различных социальных контекстах.
Выражение лица в восприятии смысла информации играет важную роль, влияя на 55% понимания. Говорящий голос добавляет еще 38%, в то время как сами слова имеют всего 7% значения. Эти данные были представлены авторами «Городских легенд» и основываются на исследованиях Мейерабиана, который продемонстрировал, что в определённых условиях интонация и мимика могут значительно затмить значение произносимых слов. Эти эксперименты проводились в искусственной обстановке, что подчеркивает, насколько важен невербальный аспект общения в нашем восприятии информации.
Узнайте больше об образовании и актуальных новостях в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить важные обновления и полезные материалы!
Читать также:
- «Мозг работает только на 10%» и ещё семь антинаучных нейромифов
- «Больше 90% педагогов не имеют представления о познавательной деятельности ребёнка»
- Скевоморфизм в онлайн-образовании: как он может менять обучение к худшему
- «Нейрообразование — не панацея, ждать чего-то сверхъестественного не нужно»
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее