Теория разработки Чарльза Рейгелута: в чём её суть и как она применяется в обучении / Skillbox Media
Этот подход помогает учащемуся составить целостное представление о теме обучения, начиная с самых общих концепций, а уже затем переходя к деталям.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеПринципы доступности, систематичности и последовательности являются основополагающими в классической дидактике. Обучение должно строиться от простого к сложному и от известного к неизвестному. Каждый элемент учебного материала должен опираться на предыдущие знания, подготавливая ученика к освоению нового. Все учебные элементы должны быть логически связаны, формируя целостную систему, где части гармонично соединяются в единое целое. Это подход способствует более эффективному усвоению знаний и навыков, обеспечивая глубокое понимание предмета.
На практике это означает, что процесс обучения делится на небольшие фрагменты, которые учащийся осваивает последовательно. Общее понимание предмета формируется лишь к завершению учебного курса. Такой подход к обучению представляет собой иерархическое структурирование контента, что способствует более глубокому усвоению материала и лучшему восприятию информации.
Чарльз Рейгелут, исследователь педагогического дизайна и эмерит-профессор Индианского университета (США), подчеркивает, что традиционный подход к организации обучения был актуален в индустриальную эпоху. Однако к концу XX и началу XXI века произошел значительный сдвиг в образовательной парадигме — от учителя к ученику. Этот переход оказал влияние на содержание учебных программ. В результате начали развиваться новые образовательные подходы, такие как целеориентированное, проблемно-ориентированное и ситуативное обучение. Рейгелут отмечает, что эти новые подходы требуют от проектировщиков обучения пересмотра методов группировки и организации учебного содержания, что позволяет лучше адаптировать учебный процесс к потребностям и интересам современных студентов.
В 1979 году Чарльз Рейгелут представил теорию разработки, известную как elaboration theory, в качестве альтернативы традиционному иерархическому структурированию контента. На протяжении последующих десятилетий Рейгелут опубликовал множество работ, углубляя и развивая эту теорию. В данной статье мы проанализируем суть теории Рейгелута, ее практическое применение, а также рассмотрим учебные ситуации, в которых она может оказать наибольшее влияние. Теория разработки фокусируется на том, как информация может быть организована и представлена, что способствует более глубокому усвоению материала. Такие подходы помогают создать более динамичную и интерактивную образовательную среду.
Что из себя представляет теория разработки
Рейгелут иллюстрирует свою теорию с помощью метафоры объектива камеры, который позволяет нам рассматривать мир. В начале мы видим панораму, охватывающую весь пейзаж, где акцентируется внимание на основных элементах ландшафта и их взаимном расположении. Используя функцию зума, мы можем приблизить изображение, чтобы детально изучить отдельные объекты и их составляющие, а затем отдалить, чтобы понять, какую роль они играют в общей композиции. Этот процесс продолжается до тех пор, пока мы не исследуем все элементы, представляющие интерес, до необходимого уровня детализации. Таким образом, метафора объектива камеры эффективно демонстрирует подход к анализу и пониманию сложных систем и их компонентов.
Согласно Рейгелуту, эффективное освоение учебного материала должно осуществляться от общего к частному. Сначала необходимо сформировать общее представление о предмете, его ключевых элементах и взаимосвязях, а затем углубляться в детали. Такой подход позволяет ученику с первых шагов погрузиться в контекст и осознать значимость изучаемого материала. Изучение деталей становится более целенаправленным, так как учащийся воспринимает их как составные части уже известного целого, а не как изолированные фрагменты без связи с общим контекстом. Это способствует более глубокому усвоению информации и повышает интерес к обучению.
Михаил Осипов, методолог, образовательный консультант и автор телеграм-канала «Лаборатория онлайн-обучения», объясняет, что при введении новой темы преподаватель может использовать индуктивный метод (от частного к общему) или дедуктивный метод (от общего к частному). В своей теории разработки Рейгелут рекомендует применять дедуктивный метод, акцентируя внимание на принципе возрастающей сложности и детальном проектировании последовательности действий в рамках занятия. Это позволяет более эффективно усваивать учебный материал и способствует глубокому пониманию темы учащимися.
Структурирование материала от общего к частному, как подчеркивает профессор Департамента образовательных программ и ведущий эксперт Центра поддержки цифрового обучения Института образования НИУ ВШЭ Елена Чернобай, соответствует основным принципам когнитивной психологии. Этот подход обеспечивает более эффективное усвоение информации, позволяя учащимся сначала сформировать общее представление о теме, а затем углубляться в детали. Таким образом, студенты могут связывать новые знания с уже известными, что способствует лучшему пониманию и запоминанию учебного материала. Правильное структурирование информации является ключевым фактором в образовательном процессе и может значительно повысить качество обучения.
Теория разработки Рейгелута основана на когнитивной теории схем, которую впервые представил Жан Пиаже. Схемы в этом контексте представляют собой структурированные единицы информации о различных предметах и явлениях, образуя сети фактов и взаимосвязей, хранящихся в долговременной памяти. Эти схемы формируются на основе личного опыта и оказывают влияние на наше мышление и поведение. Они также играют ключевую роль в процессе обучения: усвоение и запоминание новой информации происходит более эффективно, когда она интегрируется в уже существующие схемы, чем когда создаются новые связи между фактами или концепциями с нуля. Понятие схем является важным аспектом исследований рабочей памяти и теории когнитивной нагрузки, что подчеркивает его значимость в образовательных методах и подходах к обучению.
Предложенный Чарльзом Рейгелутом метод организации учебного содержания соответствует подходам когнитивных психологов в формировании схем. Сначала создается общая структура, которая затем усложняется и детализируется. На практике эта теория трансформируется в стратегии структурирования учебного контента. Автор подробно анализирует эти стратегии и их применение, учитывая задачи обучения и тип содержания. Такой подход позволяет эффективно организовать информацию, что способствует более глубокому пониманию материала и улучшает процесс обучения.
В отечественной педагогической науке существует ряд подходов, акцентирующих внимание на последовательности подачи учебного материала, включая принцип «от общего к частному». Лев Семёнович Выготский, основоположник культурно-исторической психологии, разработал идеи о важности системности в обучении, подчеркивая значение контекста и взаимосвязей между компонентами знания. В своей книге «Педагогическая психология» (1926) Выготский акцентирует внимание на том, что новые знания должны органично вписываться в уже существующую систему знаний. Это соответствует взглядам Рейгелута, который также подчеркивает необходимость формирования общей картины перед изучением частностей. Таким образом, системный подход в образовании способствует более глубокому усвоению материала и развитию критического мышления у учащихся.
Елена Чернобай утверждает, что в теории разработки отчетливо видна методика укрупнения дидактических единиц (УДЕ), созданная в 1968 году академиком РАО и математиком-методистом Пюрвя Мучкаевичем Эрдниевым. Эта методика акцентирует внимание на оптимизации образовательного процесса, позволяя более эффективно организовывать содержание учебного материала. УДЕ способствует формированию глубокого понимания тем и улучшает усвоение знаний, что делает ее важным инструментом в современных образовательных практиках. Разработка методики продолжает оказывать влияние на теории и подходы в педагогике, подчеркивая значимость системного подхода в обучении.
Методика УДЕ предлагает объединение учебного материала в более крупные блоки, что способствует лучшему пониманию и систематизации знаний. Такой подход помогает учащимся выявлять связи между различными элементами учебного содержания, что соответствует концепции изучения от общего к частному. В своей работе Пюрвя Эрдниев отмечает, что учителя, применяющие эту методику, заметили, что детям интереснее получать целостные знания, а не изучать их фрагментарно. Этот метод не только увеличивает мотивацию учащихся, но и способствует более глубокому усвоению материала, что делает его эффективным инструментом в образовательном процессе.
В каких случаях полезно применять теорию разработки
Чарльз Рейгелут подчеркивает, что организация контента в учебном курсе имеет значение только при наличии значимой связи между темами. Это подчеркивает важность структурирования учебного материала, чтобы обеспечить логичное и последовательное восприятие информации. Связь между темами помогает учащимся лучше понимать и усваивать материал, что в конечном итоге способствует более глубокому обучению. Правильная организация контента не только улучшает учебный процесс, но и повышает уровень вовлеченности студентов.
Последовательность представления тем оказывает значительное влияние на эффективность их изучения и на понимание взаимосвязей между ними. Если курс включает в себя темы, которые тесно связаны, правильный порядок изучения становится критически важным. Напротив, если курс состоит из отдельных, несвязанных тем, таких как базовые функции офисного программного обеспечения — текстовых редакторов, таблиц и презентаций — порядок их изучения не имеет столь важного значения. Правильная структура курса поможет учащимся лучше усваивать материал и применять его на практике.
При наличии значительных взаимосвязей между темами курса важно учитывать объем контента, как отмечает Рейгелут. Если материал можно усвоить за час или даже быстрее, его структуру можно формировать свободно, что не окажет серьезного влияния на понимание и запоминание информации учащимися. Однако в случаях, когда учебный контент требует более продолжительного изучения, последовательность его подачи становится критически важной. Неправильная организация большого объема материала может затруднить учащимся процесс усвоения информации и формирование долговременных схем в памяти. Поэтому, для эффективного обучения важно не только наполнение курса, но и логичная структура, которая поможет учащимся лучше ориентироваться в материале и запоминать ключевые концепции.
Куратор программы «Проектирование образовательного опыта» в School of Education и методист рефакторинга в «Яндекс Практикум» Мария Юнилайнен подчеркивает важность теории Рейгелута для освоения комплексных областей знаний. Эта теория может значительно улучшить понимание и применение образовательных методик, что особенно актуально для педагогов и специалистов в области образования. Использование теории Рейгелута позволяет глубже анализировать процессы проектирования образовательного опыта и адаптировать их к современным требованиям. Таким образом, внедрение этих принципов в образовательную практику может значительно повысить эффективность обучения.
- когда понимание одной части темы зависит от понимания других — например, изучая физиологию человека, невозможно рассматривать систему кровообращения отдельно от дыхательной и нервной систем из-за их взаимозависимого функционирования;
- междисциплинарные области — такие, как экология, которая интегрирует знания из биологии, химии, географии, социологии и государственной политики;
- области, в которых много абстрактных концепций — например, математический анализ, где понятия производной и интегралов никак не осязаемы.
Мария отметила, что теории разработки не являются подходящими для обучения в аффективном домене, который включает в себя развитие эмоциональных и социальных аспектов личности. Этот вопрос также обсуждался Рейгелутом в своих работах. Эффективное обучение в аффективном домене требует использования методов, ориентированных на эмоциональное восприятие и взаимодействие, что важно для формирования гармоничной личности.
По словам Марии, теория разработки была создана для более эффективного достижения образовательных результатов в когнитивном домене. Согласно таксономии Блума, этот домен включает такие уровни, как знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Кроме того, автор теории акцентировал внимание на её применении для развития психомоторных навыков, которые проявляются в связи между движением и психическими процессами. Разработка этой теории имеет важное значение для образовательного процесса, так как помогает формировать комплексные навыки и умения у обучающихся.
Эксперты отмечают, что, хотя Рейгелут изначально разработал свою теорию для обучения взрослых, её принципы могут успешно применяться на любом уровне образования, включая школьное и университетское. Это возможно при условии, что запланированные образовательные результаты относятся к когнитивному или психомоторному домену, а тема обучения обладает достаточной сложностью. Применение теории Рейгелута в различных образовательных контекстах позволяет улучшить качество обучения и адаптировать его к потребностям учащихся.
Елена Чернобай подчеркивает, что для эффективного применения теории разработки в школьном обучении, особенно в начальных классах, необходима адаптация подходов. Это позволит учителям более эффективно интегрировать теорию в учебный процесс и сделать её доступной для детей. Адаптация включает в себя использование подходящих методов и материалов, которые соответствуют возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся. Таким образом, правильная адаптация теории разработки может значительно повысить качество образовательного процесса в школе.
У детей младшего возраста наблюдаются ограничения в абстрактном мышлении и обобщении, что затрудняет применение метода «от общего к частному». Елена советует в таких случаях использовать отдельные элементы теории разработки. Это позволит адаптировать учебный процесс, учитывая особенности мышления детей, и повысить эффективность обучения. Использование конкретных примеров и наглядных материалов поможет детям лучше усвоить материал и развить их когнитивные способности.
В обучении младших школьников важно представлять основные идеи и концепции в виде простых и понятных блоков учебной информации. Это позволяет постепенно углублять знания. Например, в курсе окружающего мира стоит начать с общего представления о природе и её элементах, а затем перейти к детальному изучению растений, животных и экосистем. В основной и старшей школе учащиеся обладают более развитыми когнитивными способностями, что позволяет им лучше воспринимать абстрактные концепции. На этом этапе можно применять теорию разработки более полно, что способствует углублению понимания предметов и их взаимосвязей.
Какие принципы структурирования контента использует теория разработки
Чарльз Рейгелут рассматривает две основные стратегии организации учебного содержания: иерархическую и процедурную. Хотя эти методы строго не относятся к теории разработки, их использование в чистом виде не соответствует принципу «от целого к деталям». Тем не менее, исследователь подчеркивает важность ознакомления с этими стратегиями, поскольку теория разработки во многом основывается на них и интегрирует их элементы. Понимание этих методов может значительно улучшить процесс обучения и разработку образовательных программ.
Иерархическая последовательность, разработанная психологом Робертом Ганье, предназначена для освоения интеллектуальных навыков в конкретной области, такой как выполнение математических операций. Этот подход основывается на том, что любой навык состоит из ряда более простых навыков, которые необходимо освоить для формирования основного. Например, перед тем как научиться делить в столбик, важно уметь выполнять умножение и вычитание целых чисел. Такой метод обучения позволяет эффективно развивать навыки, обеспечивая прочную основу для дальнейшего усвоения более сложных понятий и задач.
Сначала необходимо освоить базовые навыки, после чего можно переходить к более сложным, которые состоят из этих основ. Это и есть иерархическая последовательность обучения.
Ганье классифицировал интеллектуальные навыки, выделяя их типы и упорядочивая по уровню сложности. Это позволяет определить, какие из них являются базовыми предпосылками для развития более сложных навыков.
- Различение — способность отличать один объект от другого (например, треугольник от прямоугольника). На этом уровне необязательно знать определения фигур, достаточно понимать, разные они или одинаковые.
- Представление о конкретных понятиях — способность отнести объект к категории с общими наблюдаемыми признаками, даже если в остальном эти объекты заметно различаются. Ребёнок, имеющий этот навык, сможет распознать любой треугольник как треугольник, независимо от его размера, соотношения углов и так далее. При этом он всё ещё может не знать названия и определения фигуры.
- Определение понятий — на этом уровне ученик относит объект к категории, руководствуясь уже не только наблюдаемым признаком, но и определённым понятием. То есть он знает, что такое треугольник, а не просто выбирает похожие по форме фигуры. Впрочем, Рейгелут замечает, что различие между этим и предыдущим навыками — только в сознании ученика, и поэтому для практики преподавания оно имеет мало значения. Разве что, пока ученик не имеет представления о конкретном понятии, нет смысла давать ему определение.
- Применение правила, то есть известной последовательности шагов или закономерности для решения задачи. Рейгелут делит правила на процедурные (чёткий алгоритм, как в умножении дробей) и эвристические (принципы и закономерности — например, такое как «повышение или понижение цены влияет на спрос и предложение»).
- Применение правила высшего порядка или решение проблемы — это самый высокий уровень интеллектуальных навыков, согласно Ганье. Правила высшего порядка представляют собой комбинацию более простых правил, которая применяется к комплексным задачам. Когда ученик сталкивается с задачей впервые и самостоятельно комбинирует правила для её решения (осознанно или неосознанно), Ганье называет это решением проблемы.
Чарльз Рейгелут подчеркивает важность иерархической последовательности в обучении навыкам как детей, так и взрослых. Создание программы обучения на основе этой последовательности становится простым процессом, если тщательно проанализировать и декомпозировать изучаемый навык на его составные части. Такой подход позволяет более эффективно овладевать навыками, обеспечивая глубокое понимание каждого элемента и их взаимосвязей. Это делает обучение более структурированным и целенаправленным, что в свою очередь способствует лучшим результатам.
Рейгелут выделяет несколько недостатков подхода, среди которых фрагментация материала. Он считает, что такая структура может демотивировать учеников и затруднить формирование долговременных схем памяти. Также он отмечает, что иерархическая последовательность может оказаться недостаточной для разработки обширных курсов, направленных на освоение нескольких сложных навыков. Кроме того, данный подход не предлагает решений по интеграции в курс дополнительных навыков, которые не являются обязательными для изучения более сложных, но тем не менее способствуют их усвоению.
Процедурная последовательность включает в себя ряд шагов, которые необходимо выполнять в строго определённом порядке для успешного решения задачи или достижения поставленной цели. Эта стратегия широко используется в обучении тому, как выполнять различные действия, такие как ремонт автомобиля, выпечка пирога, составление делового письма и проведение анализа потребностей целевой аудитории. Правильное следование процедурной последовательности помогает оптимизировать процесс обучения и повысить эффективность выполнения задач.
Для эффективного применения данной стратегии необходимо провести анализ задачи и определить последовательность необходимых шагов. Однако, как отмечает Рейгелут, лишь процедурного анализа может быть недостаточно. Например, в процессе ремонта автомобиля можно выделить только два основных этапа: выявление неисправности и ее устранение. Тем не менее, это не обеспечит полноценного понимания процесса ремонта. Поэтому важно сочетать процедурный анализ с иерархическим методом, разбивая каждый этап задачи на более мелкие шаги, а шаги — на конкретные действия. Это позволит достигнуть уровня детализации, при котором информация станет понятной и доступной для целевой аудитории. Такой подход способствует более глубокому усвоению материала и повышает эффективность выполнения поставленных задач.
В процедурной последовательности материал изучается в логическом порядке, что способствует лучшему запоминанию учащимися необходимых действий для выполнения практических задач. Проектирование обучения таким образом не представляет сложности, поскольку структура курса формируется на этапе анализа. Однако, как указывает Чарльз Рейгелут, чисто процедурная стратегия неэффективна для разработки обучения по сложным задачам. Эти задачи часто включают множество вариантов и альтернативных путей выполнения, что требует более гибкого подхода. Для успешного освоения таких тем важно учитывать различные сценарии и возможные решения, а также интегрировать методы, способствующие критическому мышлению и принятию решений в условиях неопределенности.
Изучите дополнительные материалы:
Структура учебного курса: какие существуют варианты и как выбрать оптимальный
При разработке учебного курса важно учитывать его структуру, так как она влияет на эффективность усвоения материала. Существуют различные подходы к построению курса, и каждый из них имеет свои особенности. Важно выбрать такую структуру, которая будет соответствовать целям обучения и ожиданиям аудитории.
Классическая структура курса включает в себя вводный раздел, основные темы и заключение. Вводный раздел знакомит учащихся с целями и задачами курса, а основные темы последовательно раскрывают материал. Заключение подводит итоги, позволяет закрепить знания и сформировать выводы.
Еще одним популярным вариантом является модульная структура, где курс делится на отдельные модули или блоки. Каждый модуль может фокусироваться на конкретной теме или навыке, что позволяет учащимся изучать материал в удобном для них темпе. Этот подход особенно подходит для онлайн-обучения, где студентам требуется гибкость.
Также существует проектная структура, при которой учащиеся работают над конкретными проектами, что помогает применять полученные знания на практике. Такой подход способствует развитию критического мышления и навыков решения проблем.
При выборе структуры курса важно учитывать целевую аудиторию, ее уровень подготовки и предпочтения. Необходимо также определить, какие методы обучения будут наиболее эффективными для достижения поставленных целей. Правильно выбранная структура курса не только улучшает восприятие материала, но и повышает мотивацию учащихся.
Какие стратегии структурирования содержания предлагает теория разработки
Чарльз Рейгелут разработал три стратегии упорядочивания учебного контента, направленные на преодоление недостатков традиционных методов обучения. Важным аспектом его подхода является сохранение целостности содержания, что достигается при соблюдении принципа «от простого к сложному». Эти стратегии позволяют более эффективно организовать образовательный процесс и способствуют лучшему усвоению материала. Использование данных методов может значительно повысить качество обучения и сделать его более доступным для студентов.
Чарльз Рейгелут утверждает, что оптимальная стратегия структурирования учебного контента зависит от его типа и внутренних связей. Правильная организация учебного материала способствует более эффективному усвоению знаний и улучшает процесс обучения. Учитывая разнообразие учебных материалов, важно адаптировать структуру в зависимости от специфики содержания и взаимосвязей между элементами. Это позволяет не только повысить качество образовательного процесса, но и сделать его более доступным для обучающихся.
Существует два ключевых типа содержания, соответствующих видам компетентности, которые должно развивать обучение.
Компетентность в решении задач, или task expertise, означает способность учащегося эффективно выполнять конкретные задачи, такие как продажа продукта или составление бюджета. Рейгелут подчеркивает, что задачи могут быть процедурными, требующими последовательного выполнения четких шагов, или эвристическими, которые решаются с применением принципов и закономерностей. На практике большинство задач сочетает в себе элементы обоих подходов. Развитие компетентности в решении задач является важной частью образовательного процесса, так как оно позволяет учащимся не только усваивать знания, но и применять их в реальных ситуациях.
Теория разработки играет ключевую роль в решении сложных задач, где результаты могут варьироваться в зависимости от изменяющихся условий. Основой этого метода является упрощение условий, что представляет собой стратегию структурирования учебного контента. Ученик начинает с освоения самой простой версии задачи, максимально приближенной к реальной ситуации, и постепенно переходит к более сложным уровням, соответствующим его зоне ближайшего развития. Такой подход способствует более эффективному обучению и глубокому пониманию материала, позволяя ученикам уверенно справляться с более сложными концепциями.
Компетентность в предметной области, или domain expertise, подразумевает наличие у учащегося знаний и опыта, относящихся к определенной сфере, такой как экономика, биология, физика или медицина. Это обучение фокусируется не только на решении конкретных задач, но и на формировании глубокого понимания различных аспектов выбранной области. Наличие такого экспертизы важно для успешного решения разнообразных задач и применения знаний на практике в соответствующей сфере. Развитие компетентности в предметной области способствует повышению качества образования и формирует основу для профессиональной деятельности.
Для формирования компетентности в предметной области Рейгелут рекомендует начинать курс с базовых, обобщающих концепций, что позволяет сразу охватить тему более широко. Например, в курсе по макроэкономике следует в первую очередь ознакомить студентов с законом спроса и предложения. После этого можно переходить к более детализированным аспектам, таким как методы максимизации прибыли, влияние налогов на экономику и другие специфические темы. Такой подход способствует глубокому пониманию основ и создает прочную базу для изучения более сложных вопросов в будущем.
В области содержания Чарльз Рейгелут выделяет два основных типа: концептуальное и теоретическое. Концептуальное содержание охватывает изучение понятий и их взаимосвязей, в то время как теоретическое фокусируется на принципах и закономерностях. Для эффективной разработки контента каждая из этих категорий требует своей стратегии упорядочивания. Концептуальная последовательность организует информацию в соответствии с логикой понятий, а теоретическая последовательность структурирует знания согласно принципам и закономерностям. Правильное применение этих стратегий способствует созданию более понятного и структурированного контента, что в свою очередь улучшает его восприятие и усвоение пользователями.
Давайте подробнее рассмотрим каждую стратегию в теории разработки.
Метод упрощения условий, предложенный Чарльзом Рейгелутом, акцентирует внимание на том, что учащийся может сразу приступить к решению основной задачи, даже в её простейшем варианте. Это подход контрастирует с традиционной иерархической последовательностью обучения, где выполнение основной задачи обычно происходит только в конце курса, после освоения всех необходимых навыков и знаний. Такой метод способствует более глубокому пониманию материала и повышает мотивацию учащихся, позволяя им быстрее увидеть результаты своих усилий.
Для успешного применения метода проектировщика обучения необходимо, в сотрудничестве с предметным экспертом, определить простейшую, но при этом типичную и реалистичную версию задачи. После этого следует сформулировать несколько вариаций с увеличенной сложностью. Такой подход позволит учащемуся постепенно достигать уровня мастерства, соответствующего целям курса. В процессе анализа основной задачи важно выявить условия, влияющие на её выполнение, и понять, как они сказываются на сложности задачи. Модификация этих условий позволяет адаптировать уровень сложности и создавать варианты задач, соответствующие различным уровням компетентности учащихся.
Рейгелут демонстрирует процесс разработки курса для сотрудников отдела продаж, работающих в бизнес-сегменте. Сначала методист провел интервью со специалистом, который поделился успешными кейсами, что позволило создать полное представление о процессе продажи. Это включает в себя этапы от определения инициатора покупки до согласования и закрытия сделки, а также работы с отчётными документами. На основе собранных данных методист выделил несколько ключевых факторов, таких как отношение клиента к компании и продукту, процесс принятия решения о покупке и условия, при которых клиент готов заключить сделку. Такой подход позволяет создать эффективные обучающие программы, способствующие повышению квалификации сотрудников и улучшению результатов продаж.
В рамках данного курса первой задачей будет сценарий с наиболее благоприятными условиями. Например, клиент уже неоднократно совершал покупки, все переговоры и согласования ведутся с одним и тем же человеком, а также отсутствуют сложности с оплатой и доставкой товара. На последующих этапах курс усложняется: потребуется убедить клиента, который лоялен конкурентам, или организовать доставку товара сразу в несколько удалённых локаций. Таким образом, методист постепенно адаптирует условия, чтобы в конечном итоге подготовить студента к работе с наиболее сложными задачами, с которыми он может столкнуться в реальной практике.
Для определения необходимых знаний и навыков для выполнения задач на различных уровнях Рейгелут предлагает использовать процедурный и иерархический анализ. Основной принцип заключается в том, чтобы предоставить учащемуся весь необходимый контент в сочетании с конкретной задачей. Применение иерархического и процедурного методов способствует упорядочиванию учебного материала, что особенно важно для организации содержания отдельных уроков. Такой подход позволяет не только тщательно структурировать информацию, но и сделать процесс обучения более эффективным и целенаправленным.
Елена Чернобай объясняет, что принципы теории разработки, включая метод упрощения условий, активно применяются в различных моделях и подходах педагогического дизайна. Одним из таких примеров является четырёхкомпонентная модель дизайна обучения 4C/ID, созданная Йеруном ван Мариенбором. В этой модели принципы упрощения условий используются для эффективного проектирования учебных задач, что способствует более глубокому пониманию и освоению учебного материала.
Для достижения образовательных результатов важно не только получить знания и навыки, но и объединить их в целостную систему, интегрируя в повседневную жизнь. Холистический подход к обучению, лежащий в основе данной модели, предполагает, что целое больше, чем сумма его частей. Он включает не только отдельные элементы, но и их взаимосвязи, что способствует глубокому пониманию и применению полученных знаний. Такой подход позволяет обучающимся эффективно использовать свои навыки в различных контекстах, что значительно увеличивает их образовательную ценность.
Согласно модели 4C/ID, задачи в образовательном курсе должны быть целостными, реалистичными и вариативными, максимально приближенными к реальным ситуациям из профессиональной практики. Методист может регулировать условия выполнения задач и объем поддержки, что позволяет ему выстраивать задачи по нарастающей сложности. Этот подход способствует постепенному развитию мастерства и самостоятельности у студентов, обеспечивая эффективное усвоение материала и подготовку к реальным вызовам в их будущей профессиональной деятельности.
Согласно Михаилу Осипову, теория Рейгелута редко применяется в чистом виде в методической практике, в отличие от модели Мариенбора, которая активно используется при разработке онлайн-курсов. Опыт Марии Юнилайнен показывает, что современные учебные программы чаще всего создаются на основе сочетания различных подходов и моделей проектирования, что позволяет эффективно адаптировать образовательный процесс к требованиям времени и потребностям обучающихся.
Данная стратегия направлена на структурирование контента, охватывающего взаимосвязанные понятия, такие как классы объектов и явлений. Эти классы обычно делятся на типы и включают подклассы. Например, это может быть система классификации живых организмов, музыкальных жанров или категорий товаров, предлагаемых компанией. Эффективная организация информации помогает улучшить восприятие и навигацию, что в свою очередь способствует лучшему пониманию и усвоению материала пользователями. Правильная структура контента также положительно влияет на поисковую оптимизацию, увеличивая видимость и доступность информации в сети.
Курс строится на концептуальной последовательности, начиная с самых общих понятий, что позволяет учащемуся постепенно углубляться в более узкие категории и подкатегории. Такой подход обеспечивает достижение необходимого уровня детализации и понимания материала. Структура курса представлена в виде древообразной системы с несколькими многоуровневыми ветвями, что способствует эффективному освоению знаний и навыков.
При разработке концептуальной структуры содержания важно учитывать критериальные и функциональные параметры в зависимости от темы исследования. В первом подходе понятия группируются и располагаются в иерархии на основе общих характеристик. Например, категория «деревья» может быть разделена на «лиственные» и «хвойные» в зависимости от формы листьев. Второй подход предполагает структурирование понятий по функциональным признакам. В деревообработке древесина классифицируется на мягкую и твёрдую, тогда как в лесохозяйственной практике деревья делятся на три категории: I — лучшие, II — вспомогательные и III — нежелательные. Такой подход позволяет более эффективно управлять ресурсами и оптимизировать процессы, связанные с лесоводством и деревообработкой.
Теоретическая последовательность играет ключевую роль в структурировании учебного материала, позволяя организовать все взаимосвязанные концепты и принципы. Как отмечает Елена Чернобай, курс строится на основе последовательного изучения крупных тематических блоков, которые постепенно усложняются и обогащаются деталями. Например, в курсах по истории, экономике или биологии использование теоретической разработки позволяет учащимся сначала ознакомиться с основными тезисами и взаимосвязями, а затем углубляться в изучение отдельных элементов. При создании школьного курса по истории можно начать с общего обзора исторической эпохи и затем переходить к детальному изучению ключевых событий, процессов и персоналий, а также демонстрировать их взаимосвязи. Такой подход не только способствует лучшему усвоению материала, но и помогает развивать критическое мышление и аналитические навыки у обучающихся.
Концептуальная и теоретическая последовательности начинаются с обобщающего утверждения, например: «Температура окружающей среды влияет на поведение живых организмов». Это утверждение затем уточняется, например: «При высоких температурах в засушливых условиях некоторые животные переходят на ночной режим активности» и «В условиях высокой температуры некоторые виды животных впадают в летнюю спячку». Такие изменения в поведении организмов являются адаптацией к экстремальным условиям, что подчеркивает важность температуры как экологического фактора.
Тезисы каждого следующего уровня, как отмечает Чарльз Рейгелут, уточняют причины или следствия явления или закономерности, описанных на предыдущем уровне. Для формулирования уточняющих тезисов полезно ответить на такие вопросы: какие факторы влияют на данное явление? Каковы последствия этого процесса? Такой подход позволяет глубже понять и проанализировать исследуемую тему, выявляя взаимосвязи и зависимости. Это, в свою очередь, способствует более четкому и полному пониманию предмета исследования, что важно для дальнейшего анализа и выработки рекомендаций.
- Что ещё происходит?
- Что ещё может быть этому причиной?
- Когда эта причина приводит к такому следствию?
- Почему происходят изменения?
- В каком направлении и в каком масштабе происходят изменения?
Автор теории утверждает, что теоретическая последовательность демонстрирует порядок, в котором учащиеся могут задавать вопросы по изучаемой теме, что помогает им выявлять соответствующие закономерности. Рейгелут считает, что такая стратегия подачи контента является наиболее эффективной для проблемно-ориентированного обучения и других эвристических методов. Использование данной подхода способствует более глубокому пониманию материала и развитию критического мышления у студентов.
В каком порядке изучается контент
В концептуальной и теоретической структуре курса используется древовидная форма, где от общего понятия вытекает множество ветвей. Важно определить порядок изучения материала после того, как ученики ознакомятся с его основными идеями. Правильная организация материала способствует более глубокому пониманию и усвоению знаний. Необходимо учесть логическую последовательность тем, чтобы облегчить процесс обучения и обеспечить эффективное усвоение информации.
Чарльз Рейгелут выделяет два основных подхода к подаче учебного материала: тематический и спиральный. Тематический подход фокусируется на глубоком изучении одной темы, позволяя студентам полностью погрузиться в материал и усвоить его на высоком уровне. Спиральный подход, в свою очередь, предполагает повторение тем на разных уровнях сложности, что способствует закреплению знаний и их последовательному углублению. Оба метода имеют свои преимущества и могут быть эффективно использованы в образовательном процессе для достижения максимальных результатов в обучении.
Тематический способ обучения, известный как блочный метод, предполагает, что учащийся сосредотачивается на одной теме до достижения высокого уровня понимания и закрепления материала, прежде чем перейти к следующей. Такой подход способствует углубленному изучению и максимальному вовлечению в предмет. С организационной точки зрения данный метод также является удобным, так как позволяет использовать необходимые для обучения материалы и оборудование в определенные периоды, а не разбросано на протяжении всего курса. Это оптимизирует процесс обучения и делает его более эффективным, что особенно важно для достижения качественных результатов.
При переходе от одной темы к другой учащиеся часто забывают ранее изученный материал. Это затрудняет восприятие целостной картины изучаемой области. Для того чтобы помочь учащимся лучше усваивать информацию, в курс необходимо включить общий обзор и повторение пройденного материала. Это позволит не только закрепить знания, но и повысить понимание взаимосвязей между темами.
В спиральной модели обучения ученики начинают с изучения первой темы на базовом уровне, затем переходят ко второй, третьей и последующим, после чего возвращаются к первой теме для более глубокого освоения. Этот процесс повторяется, создавая цикличный подход к обучению. Например, при изучении водорослей, студенты могут ознакомиться сразу с бурыми, зелеными и красными водорослями на одном занятии, а затем постепенно углублять свои знания о каждом из видов на последующих уроках. В отличие от тематической модели, где каждое занятие посвящено только одному виду водорослей, спиральная последовательность позволяет студентам формировать целостное представление о материале и развивать более глубокое понимание благодаря последовательному углублению знаний.
Чарльз Рейгелут подчеркивает, что спиральный подход в обучении имеет значительное преимущество благодаря встроенному повторению и обзору ключевых тем. Этот метод позволяет учащимся более эффективно сопоставлять различные объекты и явления, выявляя их связи, сходства и различия. Изучение материалов, находящихся в непосредственной близости друг к другу, способствует более глубокому пониманию. Возвращение к ранее изученным темам для их углубления не только помогает освежить знания, но и укрепляет память о материале, что делает процесс обучения более продуктивным.
Исследования показывают, что частое переключение между темами может негативно сказаться на глубоком усвоении материала и формировании устойчивых схем в долгосрочной памяти. Кроме того, такое чередование может вызвать неудобства как у преподавателей, так и у учеников, особенно если для изучения различных тем необходимо использовать разные учебники и раздаточные материалы. Подход к обучению, требующий постоянного изменения фокуса, может снизить эффективность образовательного процесса и затруднить концентрацию на ключевых аспектах изучаемого материала.
Чарльз Рейгелут утверждает, что на практике спиральный и тематический подходы не существуют в чистом виде. Исследователь предлагает рассматривать эти два метода как две крайние позиции на одной шкале. Это позволяет гибко настраивать глубину изучения одной темы и частоту переходов между различными темами в зависимости от конкретного курса и образовательной задачи. Такой подход способствует более эффективному обучению и лучшему усвоению материала.
Узнайте больше об образовании, подписавшись на наш телеграм-канал. Мы делимся актуальными новостями, полезными советами и интересными материалами, которые помогут вам в обучении и развитии. Присоединяйтесь к нам и оставайтесь в курсе новых тенденций в сфере образования.
Читайте также:
- Всё переплетено: как чередование изучаемых тем помогает надолго запомнить материал
- Как построить курс, который приведёт новичка-студента к профессиональному мастерству
- Четыре когнитивные теории для всех, кто учит людей
- Как обучение на основе феноменов учит решать реальные проблемы
- Исследование: предварительные знания не уменьшают, а увеличивают когнитивную нагрузку
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее