Как связаны учебная мотивация, успеваемость и самооценка школьников / Skillbox Media
Авторы нового метаанализа исследований на эту тему пришли к интересным выводам и дали советы педагогам.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеОтношения между учебной мотивацией и успеваемостью остаются важной темой для исследователей в области образования на протяжении многих лет. Эффект мотивации на успеваемость давно подтвержден, и это кажется очевидным: уровень мотивации является одним из ключевых факторов, влияющих на результаты обучения, наряду с интеллектом. Проще говоря, студенты, которые проявляют больший интерес к учебе и прилагают больше усилий, достигают лучших результатов. Однако существует и менее очевидная связь, которую стоит рассмотреть более детально. Исследования показывают, что внутренние и внешние факторы мотивации могут существенно влиять на учебный процесс и результаты. Понимание этих взаимосвязей может помочь в разработке эффективных стратегий для повышения учебной мотивации и, как следствие, улучшения успеваемости.
Современные исследования показывают, что мотивация и учебные достижения взаимосвязаны. С одной стороны, высокая мотивация способствует успешной учебе: «Я прикладываю усилия, и поэтому у меня хорошие результаты». С другой стороны, достижения в учебе могут усилить мотивацию: «Я прилагаю больше усилий, потому что вижу, что могу учиться успешно». Таким образом, связь между мотивацией и результатами является двусторонней и требует дальнейшего изучения для полного понимания.
Что вызывает вопросы
Разные авторы метаанализов, обобщающих данные множества исследований, пришли к различным выводам относительно связи между мотивацией и учебными успехами. В двух метаанализах, проведенных в 2005 и 2021 годах, было установлено, что влияние успеваемости на мотивацию в два раза сильнее, чем обратное влияние мотивации на успеваемость. В то же время метаанализ 2011 года продемонстрировал симметричное влияние в обоих направлениях. Эти результаты подчеркивают сложность взаимодействия между мотивацией и академическими достижениями, что открывает новые перспективы для дальнейших исследований в этой области.
Исследование, проведенное коллективом учёных из Амстердамского свободного университета и Гентского университета, выявило ограничения в существующих метаанализах. Во-первых, многие из них основываются на разнородных выборках по возрасту, что может влиять на результаты. Во-вторых, в этих исследованиях учитывается лишь один тип мотивации — уверенность в себе и своих способностях, что в научной терминологии обозначается как академическая самооценка и самоэффективность. Однако существует множество других мотивационных концепций, таких как внутренняя и внешняя мотивация. Внутренняя мотивация связана с интересом и удовольствием от самой деятельности, тогда как внешняя мотивация ориентирована на достижение конкретных целей и получение вознаграждений. Эти аспекты мотивации имеют важное значение для понимания поведения и достижений в образовательной среде.
Ознакомьтесь с нашими материалами:
Учебная мотивация: научные теории и их объяснение
Учебная мотивация играет ключевую роль в процессе обучения и достижении образовательных целей. Научные теории предлагают различные подходы к пониманию факторов, влияющих на учебную мотивацию. Одной из таких теорий является теория самоопределения, которая подчеркивает важность внутренней мотивации и удовлетворения психических потребностей, таких как автономия, компетенция и связь с другими.
Еще одной значимой теорией является теория ожидания-ценности, согласно которой мотивация зависит от ожидания успеха и ценности результатов обучения. Чем выше ожидаемый успех и чем больше ценится достижение, тем выше мотивация.
Когнитивно-теоретические подходы также акцентируют внимание на личных убеждениях и установках, формирующих учебные цели. Эти убеждения могут значительно влиять на уровень мотивации и, соответственно, на результаты обучения.
Понимание этих научных теорий позволяет разработать более эффективные стратегии для повышения учебной мотивации, что в свою очередь способствует более успешному обучению и развитию учащихся.
Группа исследователей провела метаанализ, учитывая недостатки предыдущих работ. В данном исследовании акцент был сделан на учениках начальной и средней школы. Исследователи проанализировали различные виды мотивации, как связанные с уверенностью в себе, так и независимые от неё. В рамках работы были сформулированы несколько ключевых исследовательских вопросов.
- Обнаружатся ли взаимосвязи между мотивацией и успеваемостью в исследованиях с участием учеников начальной и средней школы, опубликованных после 2011 года?
- Есть ли взаимосвязи между успеваемостью и теми видами мотивации, которые не связаны с уверенностью в себе?
- Различаются ли по силе взаимосвязи между мотивацией и успеваемостью среди учеников из разных возрастных групп?
Результаты будут опубликованы в 2024 году. В данной статье мы кратко изложим их основные моменты.
Как провели метаанализ
В начале исследования ученые выбрали англоязычные лонгитюдные исследования, посвященные мотивации и успеваемости, опубликованные в рецензируемых журналах в период с 2011 по 2022 год. Ключевым критерием отбора было участие в этих исследованиях типично развивающихся учеников начальной и средней школы. Это обеспечило достоверность и актуальность полученных результатов в контексте образовательного процесса.
После тщательного отбора неподходящих работ исследователи сосредоточились на 47 публикациях. Результаты этих исследований были систематизированы в две таблицы. Первая таблица анализирует влияние мотивации на успеваемость, а вторая — обратное влияние успеваемости на мотивацию. В дополнение к этим данным были учтены несколько параметров, таких как возраст учеников, тип мотивации, рассматриваемый в каждом из исследований, временной интервал между волнами исследования, учебный предмет, а также методы измерения мотивации и успеваемости. Это позволило выявить различия между подгруппами и углубить понимание взаимосвязей между мотивацией и успеваемостью в образовательном процессе.
Результаты проведенного анализа позволили авторам сделать выводы, которые частично совпадают с результатами других исследователей. Однако некоторые из полученных выводов оказались неожиданными и открыли новые перспективы для дальнейших исследований.
Какие взаимосвязи обнаружились между мотивацией и успеваемостью
Исследования, проведенные учеными из Нидерландов и Бельгии, подтвердили наличие двунаправленной взаимосвязи между мотивацией и успеваемостью учащихся. Результаты совпадают с метаанализами 2005 и 2021 годов, выявившими, что влияние прошлых учебных достижений на мотивацию в два раза сильнее, чем обратное воздействие мотивации на новые достижения. Это свидетельствует о том, что повышение мотивации через уже достигнутые успехи происходит легче, чем достижение новых результатов исключительно на основе внутренней мотивации.
Исследования показывают, что современные теории мотивации играют ключевую роль в успеваемости учащихся, влияя на нее двумя основными способами: увеличивая количество и качество их действий. В первом случае мотивация проявляется в усилиях, которые студент прикладывает для регулярного посещения учебных занятий и выполнения домашних заданий. Эти активные действия способствуют не только лучшему усвоению материала, но и формированию привычек, необходимых для успешного обучения.
Во втором аспекте речь идет о применении учебных стратегий, которые представляют собой различные подходы к организации учебного процесса, а также о метакогнитивных навыках. Метакогнитивные навыки включают способность анализировать свои мыслительные стратегии и управлять познавательной деятельностью. Это позволяет ученику более осознанно подходить к обучению. Мотивация играет ключевую роль: благодаря ей ученик может как усиливать свои усилия, так и более тщательно планировать свой учебный процесс. Оба этих подхода способны значительно повысить эффективность учебы.
Исследования показывают, что успеваемость оказывает разнообразное влияние на мотивацию учащихся. Достижения в учебе могут укреплять у школьника чувство собственной компетентности, что делает процесс обучения более значимым для него. Это приводит к тому, что ученик стремится учиться лучше, осознавая свои способности. В другом случае учебные успехи могут создавать состояние потока, когда процесс обучения становится увлекательным и приятным. В таком контексте желание учиться усиливается, поскольку ученик получает удовольствие от самого процесса. Таким образом, связь между успеваемостью и мотивацией является многогранной и зависит от индивидуальных особенностей каждого ученика.
Исследования показывают, что существует асимметрия в отношениях между успеваемостью и мотивацией учащихся. Это указывает на то, что изменить поведение ученика, а именно количество и качество его усилий в обучении, оказывается сложнее, чем повысить мотивацию через достижения в учебе. Прошлые успехи могут служить стимулом для учащихся, однако одной мотивации недостаточно для того, чтобы ученик начал прилагать больше усилий и достигал более высоких результатов. Без активного вовлечения и усилий со стороны ученика, уровень успеваемости может оставаться на прежнем уровне, а не расти.
В 2023 году было проведено интересное исследование, в котором участвовали близнецы. Оно продемонстрировало, что уровень навыков чтения напрямую влияет на удовольствие, получаемое от этого процесса. Исследователи не выявили обратной зависимости – то есть удовольствие от чтения не связано с улучшением навыков. Таким образом, можно сделать вывод, что успешные результаты в чтении, такие как высокий уровень навыков, способствуют увеличению мотивации, связанной с интересом и удовольствием от чтения. Однако это не гарантирует, что ребенок, который увлекается чтением, будет показывать лучшие результаты по сравнению со сверстниками, менее заинтересованными в книгах. Важность создания мотивации к чтению остается ключевой для развития навыков, но не всегда приводит к автоматическому улучшению результатов.
Исследования показали, что возраст учеников не влияет на то, как мотивация сказывается на их успеваемости. Однако с течением времени связь между успеваемостью и мотивацией ослабевает. Это означает, что по мере взросления школьников прошлые достижения становятся менее значимыми для их вовлеченности в учебный процесс.
Чтение является важным аспектом личностного роста и развития. Оно способствует расширению кругозора, улучшает словарный запас и развивает критическое мышление. Регулярное чтение книг, статей и научных публикаций помогает углубить знания в различных областях и оставаться в курсе последних тенденций. Помните, что качественный контент – это ключ к получению новых идей и вдохновения. Не упустите возможность обогатить свой ум и повысить уровень образования через чтение.
Умение настраивать свою мотивацию играет ключевую роль в успеваемости студентов. Эффективная мотивация позволяет учащимся сосредоточиться на учебных целях, повышает их продуктивность и способствует лучшему усвоению материала. Студенты, которые умеют управлять своей мотивацией, чаще всего показывают более высокие результаты, так как они способны преодолевать трудности и сохранять интерес к учебе. Важно отметить, что внутренняя мотивация, основанная на личных интересах и целях, имеет более устойчивый эффект, чем внешние факторы, такие как оценки или одобрение со стороны преподавателей. Развитие навыков саморегуляции и самопоощрения может значительно повысить уровень успеваемости и удовлетворенность учебным процессом.
Как разные виды мотивации влияют на успеваемость
Исследования показывают, что мотивация, основанная на уверенности в себе и своих способностях, существенно влияет на учебные результаты. В отличие от других типов мотивации, которые оказывают лишь незначительное влияние на успеваемость, уверенность способствует улучшению результатов. Таким образом, связь между уверенностью в себе и учебными достижениями односторонняя: уверенность повышает успеваемость, но сама успеваемость не влияет на уровень уверенности.
Исследования показывают, что уверенность в себе играет ключевую роль в учебной мотивации. Она может оказаться более значимой, чем внутренний интерес или стремление к вознаграждению. Уверенность помогает учащимся преодолевать трудности и сохранять мотивацию на протяжении всего обучения. Таким образом, развитие самооценки и уверенности в собственных силах становится важным аспектом образовательного процесса.
Во-вторых, причиной могут быть методы измерения. Уверенность в себе легче и точнее оценивается через самоотчёты учеников, в отличие от других компонентов мотивации. Ненадёжные методы измерения могут существенно повлиять на результаты исследования и привести к искажению выводов. Таким образом, важно использовать достоверные инструменты для оценки, чтобы получить объективные данные о мотивации и самооценке учащихся.
Уверенность в себе является не только мотивационным фактором, но и отражает объективные достижения через самооценку. Например, успешные учебные результаты позволяют школьнику высоко оценивать свои способности: «Я добился успеха — значит, я молодец». Эта концепция соответствует гипотезе улучшения навыков, согласно которой развитие навыков приводит к получению результатов, что, в свою очередь, способствует повышению самооценки. Таким образом, уверенность в себе формируется на основе реальных достижений и прогресса, что подчеркивает важность постоянного обучения и самосовершенствования.
Исследования показывают, что существующая гипотеза не полностью объясняет связь между самооценкой и будущими достижениями. Если ребенок верит в свои способности, он, скорее всего, добьется успеха. Авторы метаанализа отмечают, что уверенность ученика может способствовать улучшению навыков, которые еще не отражены в тестах или оценках. То есть, ученик может ощущать прогресс, который пока не отображается в его результатах. Если эти развивающиеся навыки впоследствии приведут к реальным учебным успехам, связь между текущей уверенностью и будущими результатами станет очевидной. Тем не менее, эту связь нельзя считать однозначной, так как на учебные результаты влияют как уверенность ученика, так и его фактические навыки.
Читайте также:
Самооценка и взаимная оценка в классе играют ключевую роль в образовательном процессе и имеют значительное влияние на успеваемость учащихся. Высокая самооценка способствует повышению мотивации и уверенности в собственных силах, что, в свою очередь, улучшает результаты учебы. Учащиеся с положительной самооценкой более открыты к новым знаниям и активно участвуют в учебном процессе.
Взаимная оценка, когда студенты оценивают работу друг друга, формирует навыки критического мышления и помогает развивать умение давать и получать конструктивную обратную связь. Это создает атмосферу сотрудничества в классе и способствует обмену знаниями. Такие взаимодействия могут улучшать понимание учебного материала и способствовать более глубокому усвоению информации.
Таким образом, как самооценка, так и взаимная оценка являются важными факторами, которые могут значительно повысить успеваемость учащихся, создавая положительное и продуктивное образовательное окружение.
Советы педагогам
Метаанализ показывает, что для повышения успеваемости учеников необходимо сосредоточиться на их самооценке и уверенности в собственных способностях, а также на освоении учебного материала и развитии учебных навыков. Важным аспектом в этом процессе является теория мышления роста, которая акцентирует внимание на необходимости формирования веры в собственные силы. Исследования подтверждают, что укрепление уверенности школьников в своих способностях положительно сказывается на их успеваемости.
Исследования показывают, что сосредоточение исключительно на одном аспекте — либо на развитии учебных навыков и поддержке в освоении учебного материала, либо на формировании уверенности в себе — приводит лишь к временным результатам. Для достижения устойчивого успеха необходимо интегрировать оба направления, обеспечивая гармоничное развитие учащихся и их уверенности в собственных силах. Это комплексный подход, который способствует более глубокому пониманию учебного материала и формирует решимость в преодолении трудностей.
Существуют данные, подтверждающие, что развитие учебных навыков без повышения уверенности в себе может негативно сказаться на учебной самооценке. Если сосредоточиться исключительно на учебных навыках, это может привести к тому, что ученик не сможет адекватно оценить свои способности и количество усилий, необходимых для решения учебной задачи. Оба сценария могут нанести вред успеваемости. Важно находить баланс между развитием навыков и укреплением уверенности в себе для достижения лучших результатов в учебе.
Авторы метаанализа советуют педагогам начать с поддержки учеников в освоении учебного материала и развитии учебных навыков. Это поможет им достичь объективных результатов в обучении. Важно также помочь учащимся связать свои достижения с самооценкой, что позволит им поверить в свои силы. Такой подход способствует формированию самооценки на основе реальных успехов. В свою очередь, повышенная самооценка стимулирует мотивацию, что приводит к улучшению успеваемости.
Исследования показывают, что в долгосрочной перспективе предоставление конструктивной обратной связи оказывается более эффективным, чем простое использование положительных комментариев для повышения уверенности учеников. Такой подход способствует более глубокому пониманию материала и развитию критического мышления, что является важным аспектом образовательного процесса.
Узнайте больше об образовании, подписавшись на наш телеграм-канал. Мы делимся актуальной информацией, полезными советами и интересными новостями в сфере образования. Присоединяйтесь к нам, чтобы не пропустить важные обновления и расширить свои знания.
Читайте также:
- Что такое учебная вовлечённость и как можно ей управлять
- Альфи Кон: поощрения за учёбу могут вызвать обратный эффект — демотивацию
- Повышение мотивации к обучению: какой стиль преподавания этому помогает
- Что такое мышление роста и почему оно важно для образования
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее