EdTech #Статьи

3 июля, 2025

Цитата недели: «Необходимо очертить границы инфорынка и отделить его от образовательного» / Skillbox Media

В Госдуме обсудили регулирование рынков EdTech и инфобизнеса.

Содержание:

Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO

Узнать больше

Председатель комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи отвечает за формирование и реализацию государственной политики в области информационных технологий и коммуникаций. В его компетенцию входит разработка законопроектов, направленных на развитие цифровых технологий и защиту информации. Этот пост играет ключевую роль в обеспечении информационной безопасности и регулировании медиа-сферы, что способствует развитию инновационных решений и повышению уровня цифровой грамотности населения. Роль председателя комитета также заключается в взаимодействии с различными государственными и частными организациями для формирования эффективной информационной среды в стране.

Государственное регулирование не должно быть самоцелью, если в нем нет необходимости. Важно четко определить границы информационного рынка и отделить его от образовательного. Просветительская деятельность в онлайн-пространстве не должна рассматриваться как эквивалент профессиональной переподготовки. Например, обучение навыкам, таким как стрижка пуделей или приготовление пельменей, отличается от подготовки специалистов в высокотехнологичных областях, таких как IT. Необходимо различать эти сферы, чтобы обеспечить качественное образование и соответствие требованиям рынка труда.

Контекст

14 февраля на площадке комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи состоялось рабочее совещание с участниками индустрий EdTech и инфобизнеса. Согласно информации, размещенной на сайте председателя комитета Александра Хинштейна, необходимо провести разделение деятельности этих двух направлений с точки зрения государственного регулирования. Это поможет оптимизировать подходы к развитию образовательных технологий и информационного бизнеса, обеспечивая более эффективное взаимодействие и поддержку со стороны государства.

Важным шагом к улучшению качества онлайн-образования является внедрение добровольной маркировки просветительского контента и профессиональной аккредитации онлайн-курсов. Эти меры помогут обеспечить высокие стандарты и доверие к образовательным программам. Участники встречи согласились разработать конкретные предложения по этим инициативам в ближайшее время, что позволит повысить качество и доступность образовательных ресурсов в интернете.

Вопрос формирования требований к качеству онлайн-курсов стал актуальным с 2021 года, когда его поднял Александр Хинштейн. Позже вице-спикер Госдумы Борис Чернышов подчеркнул необходимость лицензирования бизнес-тренингов и курсов личностного развития. Весной 2023 года был представлен законопроект, который включает поправки в федеральный закон «Об образовании в РФ». Эти изменения касаются общих требований к ведению просветительской деятельности, что должно способствовать улучшению качества онлайн-образования в стране.

Осенью 2023 года представители фракции «Новые люди» представили новый законопроект в Госдуме, который вносит поправки в закон «О защите прав потребителей». Основная идея парламентариев заключается в законодательном закреплении права граждан на возврат средств за курсы и тренинги в случае, если качество предоставленных услуг не соответствует заявленным стандартам. Это предложение направлено на защиту потребителей и обеспечение их прав в сфере образовательных услуг.

В сфере онлайн-образования продолжается работа над созданием единых стандартов оценки качества курсов. В этом направлении активно трудится Российская ассоциация цифровых инноваций в образовании (РАЦИО), основанная в конце 2022 года. Также представители инфобизнеса создали собственную ассоциацию с целью разработки профессиональных и этических стандартов. Летом 2023 года была учреждена ещё одна организация — Ассоциация развития онлайн-образования, что свидетельствует о растущем интересе к установлению высоких стандартов в данной области.

EdTech активно разрабатывает новые методы оценки качества онлайн-курсов. В условиях растущего спроса на дистанционное обучение важно обеспечить высокие стандарты образовательных программ. Для этого используются различные подходы, включая анализ отзывов студентов, оценку содержания курсов и мониторинг их эффективности.

Ключевым аспектом становится использование данных для улучшения учебного процесса. Платформы собирают статистику по успеваемости, вовлеченности и удовлетворенности обучающихся, что позволяет выявить сильные и слабые стороны курсов. Также важным является создание системы аккредитации, которая поможет определить качество образовательных материалов и преподавателей.

Кроме того, EdTech-стартапы внедряют инновационные технологии, такие как искусственный интеллект и машинное обучение, для автоматизации процессов оценки и формирования персонализированных рекомендаций. Это позволяет не только повысить уровень курсов, но и адаптировать их под потребности конкретных студентов.

В итоге, эффективная оценка качества онлайн-курсов становится необходимым условием для успешного развития EdTech-сектора и повышения конкурентоспособности образовательных платформ.

В декабре 2023 года комиссия по развитию креативных индустрий в совете по финансово-промышленной и инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты Российской Федерации приняла решение о создании рабочей группы, посвященной регулированию инфобизнеса. Основная цель этой группы — разработка стандартов онлайн-образования и создание эффективной модели регулирования инфобизнеса, что является важным шагом для повышения качества и прозрачности в данной сфере. Разработка таких стандартов позволит улучшить образовательные услуги и повысить доверие потребителей к инфобизнесу, что в свою очередь способствует развитию креативной экономики в России.

В настоящее время на различных платформах ведутся обсуждения предложений по регулированию инфобизнеса. Однако до сих пор остаётся неясным, как намеченные изменения повлияют на рынок онлайн-курсов, а также на обучение профессиям и развитию профессиональных навыков. Основная проблема заключается в том, что между образовательными курсами в сфере EdTech и инфопродуктами отсутствуют чёткие границы. Именно поэтому возникла необходимость в разделении этих сфер в рамках государственного регулирования. Это позволит более эффективно контролировать качество образовательных услуг и защитить интересы потребителей.

Читайте также:

  • Тренды года для EdTech в сегменте ДПО: что было главным в 2023-м и чего ждать от 2024-го?
  • «EdTech сейчас становится частью образования — во многом уже стал»
  • Дело Аяза Шабутдинова и «Like Центра»: что о нём известно
  • «Инфобизнес — это способ массово увеличить степень образованности людей»
  • Цитаты недели: о лукавстве обещаний в EdTech

Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO

Вы научитесь запускать прибыльные курсы и вебинары с минимальными вложениями. Поймёте, как вывести в плюс существующие EdTech-проекты и зарабатывать на онлайн-обучении.

Узнать подробнее