Мнение эксперта: педдизайн бесполезен, а что действительно работает, так это челлендж / Skillbox Media
И так считает... педдизайнер с огромным опытом. У него есть на это причины.
Содержание:
Глава Shackleton Consulting, эксперт в области обучения и развития (L&D), автор книги «How People Learn» и ведущий блога Aconventional.
Ник Шеклтон-Джонс является автором популярного блога Aconventional, который сосредоточен на обучении и развитии. Его контент становится неотъемлемой частью многих подборок ценных ресурсов в сфере обучения и развития (L&D). Взгляды Ника могут показаться радикальными для профессионалов, работающих в области образования и обучения, и это подтверждает его уникальный подход к современным методам обучения.
В ряде постов на блоге Ник анализирует причины, по которым образование и педагогический дизайн нередко оказываются неэффективными. Он указывает на недостаточную практическую направленность учебных программ, что приводит к разрыву между теорией и реальностью. Также Ник обращает внимание на устаревшие методы обучения, которые не учитывают современные потребности студентов и требования рынка труда. Важным аспектом является недостаток инноваций в педагогическом дизайне, что делает обучение менее привлекательным и актуальным. Наконец, он подчеркивает необходимость адаптации образовательных подходов для создания более эффективных и значимых результатов в обучении.
О педдизайне: «Просто причуды и ритуалы»
В одном из своих публикаций Ник выделяет две основные причины, по которым педагогический дизайн, особенно в сфере корпоративного обучения взрослых, может не оправдывать себя.
Основная причина заключается в том, что многие аспекты педагогического дизайна, такие как стили обучения, модели Колба и таксономия Блума, являются элементами фольклора. Они зачастую представляют собой привычки и ритуалы, которые имеют слабую или даже отсутствующую доказательную базу. Важно критически подходить к этим концепциям и оценивать их реальную эффективность на основе современных исследований и практического опыта.
Вторая причина заключается в том, что это не связано с процессом обучения. Некоторые теории, такие как теория когнитивной нагрузки, имеют обоснование, но они касаются не самого обучения, а конкретных аспектов проектирования, например, тестирования на запоминание. Иными словами, это относится к обучающим практикам, которые не способствуют реальным изменениям в процессе обучения.
Многие специалисты могут возразить и не согласиться с данной точкой зрения. Как же тогда проектирование учебного опыта и создание ценности для студентов? Ник, имеющий многолетний опыт в области проектирования обучения, объясняет свою позицию. Он утверждает, что на основе своего опыта высококачественный педагогический дизайн не приносит ожидаемых результатов.
Остановитесь на мгновение. Перестаньте спешить и начните осмысленно двигаться вперед. Погрузитесь в процесс обучения и развития.
О школах и исследованиях обучения: «Не учитывается личная значимость для человека»
Ник занимает радикальную позицию по поводу обучения, утверждая, что специалисты в сфере образования часто путают ключевые понятия и недостаточно осведомлены о естественных процессах, связанных с обучением. Он акцентирует внимание на различии между образованием и обучением, подчеркивая, что это два разных процесса, которые требуют отдельного подхода и понимания. Таким образом, важно различать эти понятия, чтобы создать более эффективные методики обучения и улучшить образовательные практики.
Шеклтон-Джонс подчеркивает, что большинство живых существ обучается через повторение и наблюдение за окружающей средой. Люди, в свою очередь, также учатся на историях и пересказе чужого опыта. В основе этих обучающих процессов лежат чувства, память и центральная нервная система, которые определяют наши реакции и поведение. Со временем эти реакции меняются, обостряются и адаптируются под влиянием нового опыта, приобретаемого на протяжении жизни. Важно отметить, что реакции людей разнообразны, и что каждого человека привлекает что-то свое. Этот аспект делает обучение и восприятие опыта глубоко личными и индивидуальными.
Ник иллюстрирует важность восприятия на примере встречи коллег. Один из сотрудников запоминает, что обсуждение выходных с начальником нежелательно, так как тот явно не был рад этой теме. Другой же обращает внимание на стильные часы Rolex на руке начальника и решает, что это может стать поводом для общения. Таким образом, одна и та же ситуация воспринимается по-разному, что подчеркивает разнообразие стимулов и реакций людей.
Ник проявляет скептицизм к исследованиям в области образования, на которые часто ссылаются практики. Эксперт отмечает, что большинство этих исследований сосредоточено на механизмах запоминания символов. Однако это всего лишь небольшая часть процесса обучения, и в исследованиях запоминание часто моделируется искусственно. Кроме того, не принимается во внимание личная значимость информации для ученика, что существенно снижает реальный учебный эффект. Для эффективного обучения необходимо учитывать индивидуальные потребности и мотивацию учащихся, что позволяет значительно улучшить усвоение материала и сделать его более значимым.
Шеклтон-Джонс выдвигает смелую гипотезу:
Если вся система образования исчезнет за одну ночь, это может оказать значительное положительное влияние на процесс обучения. Дети будут вынуждены проводить больше времени с родителями и сверстниками, что позволит им быстрее усваивать новые знания и навыки. Такой подход был обычным до недавнего времени. Подобные изменения мы наблюдали во время пандемии, когда обучение стало более домашним и менее формальным. В этот период мои дочери впервые увидели, как я работаю, и смогли понять, что происходит на встречах и как организован процесс работы. Это подчеркивает важность взаимодействия в обучении и возможности учиться в естественной среде.
Автор утверждает, что компании могут рассмотреть возможность упразднения своих отделов обучения и развития, поскольку эти подразделения часто просто копируют существующие образовательные модели, что приводит к распространенным недостаткам. Примером такого подхода является компания ByteDance, владелец TikTok, которая уже сделала шаги в этом направлении.
О тренерах и педдизайнерах: «Они танцуют, чтобы вызвать дождь»
Для решения данной проблемы Шеклтон-Джонс рекомендует начать с фокуса на людях, уделив внимание их важным аспектам и настоящим потребностям. Важно выявить личную значимость, которая делает процесс обучения более эффективным для каждого индивидуума. Такой подход позволяет создать более целенаправленное и результативное образовательное пространство, ориентированное на реальные интересы и мотивации участников. Учитывая уникальные потребности людей, мы можем значительно повысить качество и результативность обучения.
Понимание потребностей людей является ключевым аспектом в создании эффективного обучающего опыта. Если мы не уделяем время выявлению их интересов и проблем, то не сможем разработать программы, которые действительно имеют значение и способны изменить жизнь участников. Эксперты подчеркивают важность глубокого анализа ожиданий и предпочтений целевой аудитории для достижения успеха в образовательных проектах. Создавая программы, основанные на реальных потребностях, мы обеспечиваем их актуальность и эффективность, что в конечном итоге приводит к значительным преобразованиям в обучении.
Многие из проблем и забот, которые беспокоят людей, уже имеют решения. Поэтому основная ценность заключается в создании инструментов и ресурсов, которые помогут людям справляться с этими вызовами. Важно предложить людям новый вызов или челлендж, который позволит им развиваться и находить новые пути решения своих вопросов.
Вызовы играют важную роль в жизни людей, будь то переезд в другую страну, начало новой работы или признание со стороны коллег. Мы можем как создавать новые вызовы, так и поддерживать людей в преодолении существующих. Однако в настоящее время мы редко осуществляем эти действия. Важно осознавать, что преодоление вызовов способствует эмоциональному развитию и личностному росту.
Обучение не всегда может быть легким или развлекательным, и это связано с тем, что каждый вызов требует усилий и сосредоточенности. Однако важно отметить, что не каждое сложное обучение подразумевает наличие трудностей. Ник подчеркивает, что многие аспекты обучения могут быть сложными, но это не обязательно означает, что они являются вызовами. Правильный подход к обучению может сделать процесс более эффективным и увлекательным, даже в условиях повышенной сложности.
Тренеры и специалисты в области образования стремятся способствовать развитию других, часто ставя перед ними правильные вызовы. Однако, нередко их подходы основываются на интуиции и случайности. Они используют различные методы, чтобы вдохновить людей: от рассказов, вызывающих эмоциональный отклик, до создания условий, способных изменить чью-то жизнь. Например, танец как способ вызвать дождь — это метафора, подчеркивающая веру в силу действий и намерений. В некоторых случаях это действительно приводит к успеху, и дождь, как символ изменений, может прийти.
Таким образом, важно понимать, что подходы тренеров могут варьироваться, и иногда случайные действия оказывают значительное влияние на жизнь людей. Эффективность таких методов зависит от контекста и готовности участников к изменениям.
Чтение является важным аспектом нашей жизни, влияющим на развитие мышления и обогащение знаний. Оно помогает улучшить концентрацию, расширить словарный запас и развить критическое мышление. Чтение книг, статей и других материалов способствует формированию навыков анализа и синтеза информации. Кроме того, регулярное чтение может служить отличным способом расслабления и снятия стресса. Научные исследования подтверждают, что чтение не только развлекает, но и положительно влияет на здоровье мозга, улучшая его функциональность. Поэтому важно выделять время для чтения, выбирая разнообразные жанры и темы. Это не только обогатит ваш внутренний мир, но и поможет оставаться в курсе современных тенденций и событий.
- «Революция в образовании отменяется»
- Цитаты недели: о лукавстве обещаний в EdTech
- «Сотрудничая с вузами, компания развивает свою, извините за избитое слово, экосистему»