Как говорить с заказчиком обучения на одном языке / Skillbox Media
Эксперт объясняет, почему создатели корпоративного обучения и его заказчики из бизнес-функций не всегда понимают друг друга и как это исправить.
Содержание:
Корпоративный курс был разработан и сотрудники успешно его завершили, но ожидаемого эффекта так и не последовало. В результате заказчик обучения может прийти к выводу, что инвестиции в обучение не оправданы. Однако истинная причина может заключаться в недостаточной поддержке со стороны заказчика. Без активного участия и вовлеченности со стороны руководства результаты обучения могут оказаться минимальными. Важно осознавать, что успешное обучение сотрудников требует не только качественного контента, но и поддержки со стороны руководства, чтобы обеспечить применение полученных знаний на практике.
В корпоративной среде нередко возникают проблемы, связанные с недостаточной эффективностью обучения сотрудников. Об этой актуальной теме и возможных решениях рассказал Артур Мазлоев, руководитель управления по цифровому обучению компании «М.Видео — Эльдорадо», на вебинаре Center-Game «Как создавать курсы, которые отвечают бизнес-задачам». Оптимизация процессов обучения может значительно повысить производительность и удовлетворенность сотрудников, что в конечном итоге приводит к улучшению результатов бизнеса.
В данном тексте мы представляем основные идеи, озвученные в его выступлении. Выступление охватывает ключевые моменты, касающиеся актуальных тем и проблем. Основное внимание уделяется важности понимания и анализа современных тенденций. Участник делится своими взглядами на развитие ситуации и предлагает пути решения обозначенных вопросов. Его аргументы подкреплены примерами и статистическими данными, что делает их более убедительными. В заключение, он подчеркивает необходимость совместных усилий для достижения поставленных целей.
Почему бизнес может не услышать или не понять L&D-функцию
Одна из ключевых проблем в процессе объяснения и согласования условий обучения с заказчиком заключается в непреднамеренной подмене целей и результатов, отмечает Артур Мазлоев. Он подчеркивает важность понимания различия между этими понятиями. Цели представляют собой общие намерения и направления, которые определяют, чего мы стремимся достичь в процессе обучения. Результаты же — это конкретные достижения и измеримые показатели, которые демонстрируют успешность обучения. Правильное понимание и четкое разделение этих понятий являются критически важными для эффективной работы с заказчиками и достижения желаемых итогов.
- Образовательные цели — это то, чему нужно научить сотрудников. Цели эти предназначены скорее для внутреннего пользования разработчиков обучения, чтобы грамотно спроектировать и организовать программу, проследить за результатами. Но непосредственного эффекта на бизнес-результаты они не оказывают.
- Бизнес-цели — то, как обучение реально скажется на бизнесе. Проще говоря, это финальный результат, к достижению которого стремятся все участники процесса.
- Статистические метрики — позволяют оценить «здоровье» обучения. Например, посещаемость, уровень доходимости, удовлетворённости — всё это нужно отделу обучения для анализа и дальнейшего роста, а вот бизнес в этой информации опять же обычно не нуждается.
Часто специалисты по обучению вместо фокусировки на бизнес-результатах, которые действительно важны для заказчиков, сообщают им о так называемых «внутренних» результатах. Это может создать разрыв между ожиданиями клиентов и фактическими достижениями, что в конечном итоге влияет на успешность проектов и удовлетворенность заказчиков. Важно акцентировать внимание на тех результатах, которые напрямую способствуют достижению бизнес-целей, чтобы обеспечить максимальную ценность и эффективность обучения.
Мы делимся информацией о нашей выдающейся программе, включая спикеров и удовлетворение участников. Мы уверены в качестве нашего предложения и готовы принять меры, если уровень удовлетворенности (NPS) или индекс клиентского удовлетворения (CSI) окажется ниже установленного порога. Мы уверены, что 100% участников успешно завершат программу и дадут положительный отклик. Однако, насколько это интересно бизнесу и лидерам мнений? На наш взгляд, не так уж и сильно, как хотелось бы.
Топ-менеджеры могут согласиться с такими аргументами, однако это может свидетельствовать о недоверии к обучению. Для них обучение становится лишь формальной частью общего плана действий. В такой ситуации маловероятно, что это приведет к взаимопониманию между бизнесом и специалистами в области обучения. Важно установить эффективное сотрудничество, чтобы обучение стало действительно ценным инструментом для достижения бизнес-целей.
Общение с бизнесом должно происходить на доступном для него языке, утверждает эксперт. Важные детали о метриках курса и специфике обучения лучше оставить в стороне, если они не интересуют заказчика.
Не стоит акцентировать внимание на языке образовательных результатов, так как он предназначен исключительно для команды обучения. Возможно, стоит оставить это знание внутри команды и не делиться им с остальными, считает эксперт.
Специалисты в области обучения часто не являются бизнесменами, что может создавать сложности в установлении диалога с бизнес-средой. Тем не менее, важно наладить эффективное взаимодействие с представителями бизнеса для успешного внедрения образовательных программ. Учитывая потребности и цели бизнеса, специалисты могут адаптировать учебные материалы и методы, что способствует более продуктивному сотрудничеству. Постоянный обмен идеями и обратная связь помогут создать более эффективные образовательные решения, соответствующие требованиям рынка.
Что учитывать в разговоре с заказчиком обучения
Первое правило успешной продажи обучения бизнесу, по мнению Артура Мазлоева, заключается в своевременном начале. Важно задуматься о последствиях конкретной программы уже на этапе старта и не забывать об обсуждении результатов после её завершения. Это позволит эффективно оценить эффективность обучения и выявить возможные улучшения.
Эксперт сравнивает необходимость обучения сотрудников с заказом фастфуда. Он отмечает, что для бизнеса это воспринимается как нечто простое и быстрое. «Для них это фастфуд: „Запустите нам программу обучения на следующей неделе. А завтра, пожалуйста, презентуйте, что в ней будет. К тому же желательно пригласить конкретного спикера и так далее“». Такое отношение к процессу обучения может привести к недостаточной глубине и качеству программы, что в свою очередь скажется на эффективности работы команды.
Бизнес сталкивается с необходимостью проводить обучение сотрудников быстро и экономично, однако зачастую это не приводит к ожидаемым результатам. В такой ситуации сотрудники, занимающиеся обучением, оказываются в сложном положении, так как не могут продемонстрировать ощутимые результаты и подтвердить ценность программы. Это создает впечатление неэффективности со стороны обучающих специалистов в глазах заказчиков.
Создание корпоративного курса в условиях сжатых сроков может представлять собой серьезную задачу. Однако, если дедлайн уже прошел, не стоит впадать в панику. Существуют эффективные стратегии, которые помогут вам ускорить процесс разработки.
Первым шагом является четкое определение цели курса. Убедитесь, что вы понимаете, какие знания и навыки необходимо передать участникам. Это позволит сосредоточиться на ключевых темах и избежать отвлечений.
Следующий этап — это сбор необходимого контента. Используйте доступные ресурсы, такие как существующие материалы, статьи и исследования, чтобы быстро собрать информацию. Обратите внимание на то, чтобы контент был актуальным и соответствовал целям обучения.
Затем создайте структуру курса. Разделите материал на логические блоки и определите последовательность их представления. Это поможет участникам лучше усваивать информацию и обеспечит плавный переход от одной темы к другой.
Важно также выбрать формат подачи материала. Рассмотрите возможность использования видео, интерактивных заданий или вебинаров. Эти форматы могут значительно повысить вовлеченность участников и сделать обучение более эффективным.
Не забывайте о привлечении экспертов. Если у вас есть возможность, подключите специалистов, которые могут быстро предоставить необходимую информацию или помочь в разработке курса.
Наконец, не забывайте о тестировании курса перед его запуском. Протестируйте содержание и формат на небольшой группе, чтобы получить обратную связь и внести необходимые коррективы.
Следуя этим шагам, вы сможете быстро и эффективно создать корпоративный курс, даже если дедлайн уже прошел. Главное — сосредоточиться на ключевых аспектах и использовать доступные ресурсы для достижения наилучшего результата.
Задаваясь вопросом о том, чего бизнес ожидает от продукта, важно понимать, что не всегда заказчики имеют четкое представление о своих потребностях. Часто они могут испытывать затруднения в формулировании своих желаний и целей. В такой ситуации необходимо использовать подходы, которые помогут выявить истинные потребности клиентов. Это может включать внимательное слушание, проведение интервью и анкетирование, а также анализ рынка и конкурентов. Таким образом, можно получить более полное представление о том, что действительно необходимо бизнесу для достижения успеха.
Артур Мазлоев рекомендует следовать четкой последовательности в разработке образовательного продукта. Важно определить ключевые этапы, которые помогут структурировать процесс создания и обеспечить его эффективность. Каждый шаг должен быть продуман и направлен на достижение конкретных целей. Это позволит не только улучшить качество образовательного контента, но и повысить его востребованность среди целевой аудитории. Следование данной методологии способствует более глубокому пониманию потребностей обучающихся и позволяет адаптировать материал под актуальные требования рынка.
- Зачем он нужен заказчику (для каких целей). Возможно, на этом этапе станет понятно, что программа или курс не отвечают поставленным задачам.
- Что именно нужно сделать для решения задачи, ради которой заказчик просит разработать обучение. Например, в одном случае это действительно может быть обучение, а в другом нужного эффекта можно добиться, только изменив условия труда (и тогда проведённое вместо этого обучение не сработает).
- Что будет за обучение — в какой форме, с каким контентом и так далее.
Сначала важно определить цели и задачи, а затем переходить к конкретным действиям. Определение бизнес-эффектов и ключевых метрик должно происходить на начальном этапе. Эти показатели станут вашими ориентиром. Сосредоточьтесь не на процессе обучения, а на достижении реальных бизнес-результатов. Изменения, происходящие после завершения обучения, должны быть вашей главной целью. Важно наблюдать за тем, как обучение влияет на конкретные магазины, склады или подразделения, которые вы обучали.
Обучение несомненно важно, но оно не является универсальным решением для всех проблем. Не стоит использовать обучение в ситуациях, где необходимы конкретные бизнес-решения. Артур Мазлоев подчеркивает, что, например, если сотрудники трудятся в неблагоприятных условиях и испытывают демотивацию, то мотивационные программы не принесут ожидаемого результата, если сами условия труда не изменятся. Важно понимать, что для решения многих проблем бизнеса могут потребоваться более практичные и оперативные меры, чем образовательные инициативы.
Для предотвращения ситуаций с неэффективным обучением и бесполезными методами важно опираться на исследования, которые помогают специалистам по обучению разрабатывать более эффективные стратегии. Научные данные позволяют улучшить качество образовательных программ, адаптировать подходы к обучению и повышать вовлеченность обучающихся. Таким образом, использование исследований в сфере обучения становится ключевым фактором для достижения успеха и повышения результативности образовательного процесса.
Чтение полезных материалов способствует расширению кругозора и получению новых знаний. Исследуйте различные темы и оставайтесь в курсе актуальных событий. Регулярное чтение помогает развивать критическое мышление и улучшает навыки анализа. Подписывайтесь на интересные ресурсы и делитесь полученной информацией с другими. Это не только обогащает ваш опыт, но и способствует обмену мнениями и идеями. Не упустите возможность узнать больше и развиваться в различных областях.
Перед проектированием курса методисту необходимо провести ряд исследований, которые помогут определить потребности целевой аудитории, актуальность тематики и подходы к обучению. Важным шагом является анализ целевой аудитории: необходимо выяснить уровень знаний, мотивацию и ожидания обучающихся. Это можно сделать с помощью анкетирования, интервью или фокус-групп.
Также стоит изучить существующие курсы и материалы по теме, чтобы определить пробелы и уникальные предложения, которые можно внедрить в новый курс. Анализ конкурентов поможет выявить востребованные форматы и методы обучения, а также оценить эффективность различных подходов.
Не менее важным является исследование актуальности содержания курса. Это можно осуществить через мониторинг профессиональных тенденций, анализ публикаций и отчетов в области, которую охватывает курс. Важно, чтобы курс соответствовал современным требованиям и ожиданиям рынка.
Кроме того, методисту следует рассмотреть текущие технологии и платформы для обучения. Исследование доступных инструментов и ресурсов поможет выбрать наиболее подходящие для реализации курса.
Таким образом, систематическое проведение исследований перед проектированием курса способствует созданию качественного и востребованного образовательного продукта.
Как использовать исследования и обосновать их важность
Спикер выделяет несколько весомых причин, почему исследования необходимы перед началом разработки продукта. Во-первых, они помогают глубже понять потребности целевой аудитории, что позволяет создать более востребованный и эффективный продукт. Во-вторых, исследования способствуют выявлению рыночных трендов и конкурентных преимуществ, что снижает риски в процессе разработки. Также они помогают определить возможные проблемы и ограничения на ранних этапах, что позволяет сэкономить время и ресурсы. Наконец, качественные исследования способствуют созданию четкой стратегии и видения продукта, что в конечном итоге увеличивает шансы на успешный выход на рынок.
- Проверка идей и гипотез. Исследование позволяет понять пользователей (то есть сотрудников): их взгляды, мотивы, ценности и опыт в обучении. «В ходе исследования мы получаем какую-то неочевидную информацию, какие-то инсайты крупные или мелкие», — комментирует Артур Мазлоев.
- Разница в представлениях о проблеме у заказчика и ЦА. Спикер приводит случаи из практики, когда результаты исследования буквально открывали глаза заказчику на реальные, а не надуманные проблемы бизнеса. Причём касалось это не только обучения, но и процессов в компании в целом.
- Бизнес-эффекты, которые действительно можно получить от обучения. Выяснить это можно только изучив мнение всех сторон и собрав полный набор данных.
- Подача контента. «Иногда на старте мы думаем, что людям наиболее интересны и полезны одни темы и какая-то одна практика. В ходе исследования узнаём, что вообще нет, что с этим проблем нет. Люди демонстрируют, что они это умеют делать и так далее. И мы смещаем фокус. А исследования помогают нам понять реальную проблематику, которая отражается затем в контенте», — говорит эксперт.
Многие бизнесы воспринимают проведение исследований как ненужную трату времени и средств. Часто возникает необходимость убедить руководство выделить хотя бы неделю для сбора базовой информации, однако они рассматривают это как дополнительную нагрузку. Эксперт советует в таких случаях подчеркивать, что исследования — это не расход ресурсов, а важная инвестиция. Проведение исследований позволяет оптимизировать и сосредоточить имеющиеся ресурсы, а также акцентировать внимание на наиболее значимых аспектах, которые помогут достичь целей обучения. Инвестируя время в исследование, компания получает возможность лучше понять потребности и предпочтения своей аудитории, что в конечном итоге приводит к более эффективным решениям и результатам.
Исследования играют ключевую роль в обосновании необходимости обучения людей гибким навыкам. На их основе можно эффективно продемонстрировать, с какими трудностями сталкиваются сотрудники, и предложить решения для их преодоления. Обучение софт-скиллам может привести к значительным положительным изменениям, таким как высвобождение времени и оптимизация рабочих процессов. Эти наблюдения позволяют сформулировать гипотезу о потенциальных бизнес-эффектах, которые могут возникнуть в результате внедрения программ по развитию гибких навыков.
Не всегда требуется высокая точность в обосновании как исследований, так и результатов программ. Взгляды специалистов в области обучения на «злобных финансистов» часто не отражают реальную ситуацию, отмечает Артур Мазлоев.
Мы можем высказывать гипотезы о влиянии и представлять различные цифры. Например, когда мы озвучили несколько сотен миллионов в EBITDA после завершения одного из проектов обучения, а итоговая сумма оказалась в два раза ниже, никто не расстроился и не проявил агрессии. Все были довольны тем, что эффект в итоге проявился и стал очевидным.
Что если данные исследований неоднозначны?
Исследования не всегда предоставляют однозначные ответы на поставленные вопросы и не всегда приводят к конкретным решениям, подчеркивает эксперт Артур Мазлоев. В некоторых случаях результаты могут быть неопределенными, а надежность полученных данных вызывать сомнения. Это подчеркивает важность критического подхода к анализу исследований и необходимости дополнительной проверки полученных результатов для принятия обоснованных решений.
Эксперт советует подходить к разработке образовательного продукта постепенно. Рекомендуется начать с создания базовой версии или небольшой части продукта, а затем протестировать его на фокус-группах. Такой подход позволяет минимизировать риск серьезных ошибок. В ходе тестирования можно проводить дополнительные исследования, анализировать предварительные результаты и вносить необходимые корректировки в программу. Это обеспечит более качественный и эффективный итоговый продукт.
Читать также:
- Как измерить качество корпоративного обучения: 4 показательных кейса
- Можно ли найти единые метрики качества для образования разных уровней и форматов?
- Как оценить эффективность методистов, методологов и педагогических дизайнеров