5 правил создания и упаковки учебного контента для разновозрастной аудитории / Skillbox Media
Они помогут сделать курс или тренинг понятным, полезным и комфортным для представителей разных поколений.
Содержание:
- Среди упоминаемых личностей или персонажей хотя бы кто-то должен быть знаком каждому
- Осторожнее с историческими событиями в примерах!
- Крылатые фразы, цитаты, шутки и мемы тоже стоит выбирать аккуратно
- Больше свободы в том, что касается социальных ритуалов
- Если участник озвучивает претензию, важно выяснить, что именно за ней стоит
Заместитель директора Корпоративного университета РЖД. Обладает сертификатом интегратора Института Адизеса (Adizes Institute) и является членом Международной ассоциации фасилитаторов (IAF). Специализируется на внедрении эффективных управленческих методов и фасилитации процессов в образовательных учреждениях, что способствует развитию корпоративной культуры и повышению эффективности работы команды.
Корпоративный университет РЖД предоставляет обучение для руководителей транспортной отрасли и кандидатов в кадровый резерв. Целевая аудитория университета охватывает представителей всех уровней управления, что включает людей различных возрастных групп. Обучение нацелено на развитие управленческих навыков и профессиональных компетенций, необходимых для эффективного управления в сфере транспорта.
Согласно теории поколений, разработанной Уильямом Штраусом и Нилом Хау, в настоящее время обучение в основном проходит представители поколения X, родившиеся примерно в 1963–1983 годах, и миллениалы, родившиеся в 1984–1997 годах. В программах развития руководителей также участвует небольшой процент бумеров, то есть людей, родившихся до 1963 года, а также зумеров, появившихся на свет после 1997 года. Эта динамика поколений влияет на методы обучения и профессионального развития, что важно учитывать при разработке образовательных программ.
Наш корпоративный университет применяет теорию поколений не для того, чтобы классифицировать учащихся или присваивать им ярлыки, а для того, чтобы глубже понять ценности представителей разных поколений. Это позволяет нам взаимодействовать с ними более эффективно. Такой подход особенно актуален, поскольку мы работаем со смешанными группами, а не разрабатываем отдельные учебные программы для каждого возрастного сегмента. Это способствует созданию единой образовательной среды, в которой учитываются интересы и потребности всех участников.
Курс или тренинг должны обладать универсальностью. Универсальность учебного материала означает, что информация должна быть доступна и понятна всем участникам обучения, независимо от их поколения. Для достижения этой цели следует учитывать несколько ключевых правил. Это позволит создать эффективную образовательную среду, где каждый сможет усвоить материал, независимо от своего опыта и возраста.
Среди упоминаемых личностей или персонажей хотя бы кто-то должен быть знаком каждому
При объяснении теоретического материала или проведении практических упражнений тренеры часто обращаются к примерам известных личностей или персонажей. Этот прием активно используется методистами в онлайн-курсах, так как он способствует повышению интерактивности обучения. Примеры из реальной жизни делают материал более доступным и запоминающимся, что позволяет учащимся лучше усваивать информацию и применять её на практике.
Существует определенная проблема: молодые люди обычно не знают таких персонажей, как советская школьница Катя Лычёва или матрос-партизан Железняк, а также многих героев классических советских фильмов. В то же время для старшего поколения имена современных знаменитостей, киногероев и персонажей комиксов не имеют значения. Эта разница в восприятии культурных символов подчеркивает разрыв между поколениями и затрудняет взаимодействие в сфере искусства и развлечений. Важно находить точки соприкосновения, чтобы создать общий культурный контекст, который будет понятен и интересен всем.
Проблему можно решить, используя универсальные образы, знакомые многим поколениям. Примеры таких образов включают Юрия Гагарина, Альберта Эйнштейна, Хабиба Нурмагомедова, Шурика и Винни-Пуха. Ярко выраженными фигурами также являются Гитлер и Кощей Бессмертный. В некоторых случаях уместно выбирать персонажей классической литературы, которые продолжают изучаться в школах. Эти образы легко воспринимаются и вызывают ассоциации, что позволяет эффективно передать необходимое сообщение.
Комбинирование различных личностей и персонажей из разных исторических эпох является эффективным способом повышения узнаваемости. В рамках одного упражнения или темы мы можем упоминать несколько таких образов, что позволяет каждому слушателю или читателю найти знакомый и близкий ему персонаж. Этот подход не только делает материал более интересным и разнообразным, но и способствует лучшему восприятию информации. Использование многогранных примеров может увеличить вовлеченность аудитории и облегчить запоминание ключевых идей.
Узнаваемость образов играет значительную роль, однако важна также однозначная трактовка этих образов. Рекомендуется избегать упоминания политических личностей в учебных материалах, а в условиях текущих событий — также иностранных героев и известных персон. Например, такие фигуры, как Джеймс Бонд или Илон Маск, могут не подойти для использования в этом контексте. Это поможет избежать недопонимания и обеспечит более четкое восприятие информации.
Осторожнее с историческими событиями в примерах!
В программах часто упоминаются различные исторические события и кейсы, что создает сложные ситуации. С одной стороны, некоторые события являются частью культурного багажа одних поколений, но могут быть малоизвестны другим. С другой стороны, восприятие одного и того же исторического события может варьироваться, что приводит к различным трактовкам и оценкам. Это означает, что примеры с упоминанием этих событий могут вызывать у аудитории разную реакцию — от ностальгии до возмущения. Особенно это касается тем, связанных с советской эпохой, что подчеркивает важность внимательного подхода при использовании исторических примеров в контенте.
При выборе исторических примеров и параллелей необходимо проявлять особую внимательность и осторожность. Например, запуск первого искусственного спутника Земли является положительным событием, которое будет восприниматься всеми поколениями как значимое достижение. Если акцент необходимо сделать на негативных событиях, подходящими примерами могут служить Чернобыльская катастрофа или бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Однако использование таких событий, как высадка астронавтов на Луне или революция 1917 года, может быть неуместным по ряду причин, и их стоит избегать в данном контексте.
Крылатые фразы, цитаты, шутки и мемы тоже стоит выбирать аккуратно
Использование афоризмов, крылатых высказываний и мемов может вызывать трудности в восприятии. Цитаты из советского кино часто воспринимаются зрелыми людьми с позитивом и ностальгией, поскольку они ассоциируются с важными событиями из их жизни и воспоминаниями из детства. В то же время, у молодежи такие фразы могут вызывать недоумение, так как они не знакомы с этими фильмами, что может привести к раздражению. Наоборот, мемы, популярные среди «зумеров», могут вызвать аналогичное непонимание у старшего поколения. Это подчеркивает важность контекста и культурных различий в восприятии информации.
При создании материалов для тренинга важно избегать использования ярко выраженных поколенческих фраз и шуток, особенно в официальных презентациях. Лучше предоставить тренеру возможность самостоятельно определить стиль общения с группой. В процессе работы и ближе знакомясь с участниками, он сможет решить, какие элементы уместны в коммуникации, а какие могут отвлечь или вызвать недопонимание. Это обеспечит более эффективное взаимодействие и создаст комфортную атмосферу для обучения.
Больше свободы в том, что касается социальных ритуалов
В компаниях существуют различные нормы этикета, определяющие стиль общения между сотрудниками. В некоторых организациях общение происходит исключительно на «вы» с использованием имени и отчества, в то время как в других даже генерального директора могут называть «ты». Также различия касаются и дресс-кода: в одних компаниях обязательным атрибутом является галстук, в других же вполне приемлема одежда в виде футболки и сандалий. Эти различия формируют уникальную корпоративную культуру и влияют на атмосферу внутри коллектива. Правила этикета и стиль одежды могут существенно влиять на эффективность взаимодействия сотрудников и их чувство комфорта на рабочем месте.
Важно заранее проинформировать приглашённого бизнес-тренера о внутренней культуре и особенностях вашей компании. Это позволит ему адаптировать своё взаимодействие с участниками тренинга, что сделает обучение более эффективным и комфортным. Подготовленный тренер сможет лучше понять ожидания команды и избежать недоразумений, что важно для успешного проведения тренинга.
Крупные холдинги и корпорации часто сталкиваются с особенностями смешения культур в различных подразделениях. В таких условиях важно найти подходящий способ общения тренера с аудиторией, который будет нейтральным и комфортным для всех участников. Хотя на первый взгляд это может показаться незначительным, на самом деле это имеет большое значение и способно существенно повлиять на общее впечатление от тренинга. Правильный подход к коммуникации способствует созданию гармоничной атмосферы, что, в свою очередь, повышает эффективность обучения и взаимодействия между участниками.
За последние десять лет в РЖД произошли значительные изменения, касающиеся дресс-кода и форм общения между сотрудниками. Первоначально на обучение приходили преимущественно представители старшего поколения, которые придерживались строгого формального стиля, включая ношение униформы. В той обстановке было принято обращаться друг к другу по имени и отчеству, а также вставать при входе тренера или руководителя. Такие традиции подчеркивали уважение и иерархию в коллективе. Однако с течением времени эти нормы адаптировались к современным реалиям, что отразило изменения в культуре компании и подходах к взаимодействию между сотрудниками.
Компания сегодня придерживается принципов свободы и простоты в общении. Мы настоятельно рекомендуем участникам избегать неформальной одежды, такой как шорты и сланцы, но и строгий костюм с затянутым галстуком не обязателен. Мы выбрали форму обращения на «вы» с использованием имен, без отчеств. Несмотря на то что для некоторых слушателей это было непривычно в начале, сейчас руководители разных возрастов стали более открытыми и гибкими в этом отношении. Это способствует созданию более комфортной атмосферы на тренингах, что, в свою очередь, положительно влияет на восприятие информации и взаимодействие между участниками.
Если участник озвучивает претензию, важно выяснить, что именно за ней стоит
Замечания и жалобы участников тренинга могут отражать поколенческие особенности. Анализ этих претензий позволяет выявить потребности и ценности различных возрастных групп. Это знание является важным как для обновления существующих образовательных программ, так и для создания новых продуктов, соответствующих запросам аудитории.
У людей старшего возраста часто возникают трудности из-за использования иностранных аббревиатур, терминов и примеров. Решение этой проблемы заключается в комбинировании подходов: мы не отказываемся от иностранных терминов, когда их невозможно полностью заменить русскими аналогами, но обязательно предоставляем их значения на русском языке для общего понимания. В большинстве случаев целесообразно использовать русский термин в качестве основного, а иностранный вариант указывать в скобках. Такой подход способствует лучшему усвоению информации и делает общение более доступным для всех участников.
Читайте также:
Взрослые часто сталкиваются с различными страхами во время обучения. Эти страхи могут включать опасения перед ошибками, страх перед публичными выступлениями, а также беспокойство о недостаточности знаний или навыков. Педагоги-дизайнеры должны понимать эти эмоциональные барьеры и разрабатывать стратегии для их преодоления.
Одним из способов справиться с этими страхами является создание поддерживающей и безопасной учебной среды. Важно дать взрослым возможность ошибаться и учиться на своих ошибках, что способствует развитию уверенности. Также полезно внедрять активные методы обучения, такие как групповые проекты и обсуждения, которые помогают снизить уровень тревожности.
Педагоги могут использовать техники визуализации и позитивного мышления, чтобы помочь обучающимся сосредоточиться на своих достоинствах и успехах. Поддержка со стороны преподавателя и однокурсников также играет важную роль в повышении уверенности взрослых студентов. Важно помнить, что каждый страх может быть преодолен с помощью правильного подхода и поддержки.
Ранее поступали жалобы на ограниченный выбор форматов образовательного контента. Некоторые пользователи предпочитают печатные материалы, в основном это люди старшего возраста, в то время как молодое поколение предпочитает цифровые форматы, к которым они привыкли с детства. В связи с этим мы теперь предлагаем разнообразные форматы обучения. Участники получают рабочую тетрадь, которую можно не только использовать в печатном виде, но и скачать в электронном формате. Тренинги в аудиториях комбинируются с онлайн-форматами, а также с упражнениями в виртуальной и дополненной реальности, что обеспечивает гибкость и удобство в обучении.
Принципы универсальности, многовариантности и комбинирования применяются не только к контенту, но и к организации учебного процесса и проектированию образовательной среды. Основная цель заключается в создании понятного, полезного и комфортного обучения для всех участников, независимо от их жизненного и профессионального опыта. Это подход способствует более эффективному усвоению знаний и развитию навыков, что в свою очередь повышает качество образовательного процесса.
Читайте также:
- 5 простых правил создания эдьютейнмент-программы
- 5 советов эксперту, который хочет донести знания до широкой аудитории
- Как мотивировать взрослых учиться
- 7 инсайтов о том, чего на самом деле хотят сотрудники от обучения