Образование #Статьи

3 июля, 2025

Приём «хочешь понять сам — объясни другому» правда работает? / Skillbox Media

Его регулярно рекомендуют как в рамках большой практики взаимного обучения, так и в обычных традиционных занятиях. Но насколько он эффективен?

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

Приём «научи другого» широко используется в образовательных учреждениях, включая школы и вузы, и считается эффективным методом обучения. Он помогает учащимся глубже осмыслить материал, когда они объясняют его своим сверстникам. Этот подход используется как в любительских стратегиях подготовки к экзаменам, так и в стартапах, где более опытные студенты обучают младших. Взрослые также применяют этот метод для углубления понимания сложных тем. Тем не менее, этот подход не всегда оказывается успешным, о чем говорит автор блога «Обучение и мозг», британский эксперт и педагог Эндрю Уотсон.

«Ученики учат учеников» — это концепция, которая заслуживает внимания. Именно поэтому я считаю важным задать несколько сложных вопросов и озвучить некоторые непростые утверждения.

В статьях «Стоит ли ученикам учить других» и «Преподавание помогает научиться: новое исследование» рассматривается важность обучения среди сверстников. Ученик, обучая других, не только передает знания, но и укрепляет собственные навыки и понимание материала. Исследования показывают, что процесс преподавания способствует более глубокому усвоению информации, поскольку требует от обучающего анализа и структурирования знаний. Таким образом, вовлечение учеников в роль учителей может значительно повысить их академическую успеваемость и уверенность в своих силах.

Британский педагог и автор научно-просветительских книг для учителей с 1988 года работал в школах в качестве учителя. В 2008 году он начал исследовать применение психологии и неврологии в образовательном процессе. В 2011 году получил степень магистра в области нейронаук в образовании в Гарвардском университете. В настоящее время он возглавляет организацию Translate the Brain, которая активно занимается просветительской деятельностью для учителей, направленной на упрощение обучения и повышение эффективности преподавания. Также он ведет блог «Обучение и мозг» (Learning and the Brain), где делится своими знаниями и опытом в области нейронаук и их влияния на образовательные практики.

Почему обучение другого может быть вредным для «учителя»

Эндрю Уотсон выделяет две основные причины, по которым он сомневается в эффективности метода «научи другого». Во-первых, он считает, что этот подход может не обеспечивать должного уровня понимания и усвоения материала. Во-вторых, существует опасение, что не все обучаемые способны передать знания так же эффективно, как сами обучающие. Эти факторы могут негативно сказаться на общем качестве образования и затруднить процесс обучения.

  • Особенности рабочей памяти.

Рабочая память играет ключевую роль в обработке новой информации, однако её объемы ограничены как у детей, так и у взрослых. При изучении нового материала рабочая память сосредоточена на его осмыслении и запоминании. Но что происходит, когда человека просят не только освоить новую тему, но и обучить других? В этом случае, по мнению экспертов, ресурсы рабочей памяти необходимо распределить, и часть из них уйдет на разработку метода передачи информации так, чтобы слушатели смогли её понять. Это может привести к недостатку ресурсов для личного запоминания. В результате, человек может не полностью освоить материал и неэффективно объяснить его другим. Как следствие, это может привести к тому, что информация не усвоится ни им, ни его ученикам. Эффективное обучение требует оптимального распределения ресурсов рабочей памяти, что важно учитывать как в образовательных, так и в профессиональных контекстах.

  • Отсутствие реального опыта.

Для качественного объяснения материала необходимо глубоко разбираться в теме. Только при таком уровне понимания можно представить информацию в доступной и ясной форме. Если же объясняющий сам является новичком в предмете, он не может объективно оценить свой уровень знаний. Это создает риски неэффективной передачи информации. Следует отметить, что если бы метод объяснения одного учащегося другому действительно работал на высоком уровне, массовые образовательные учреждения продолжали бы использовать Белл-Ланкастерскую систему, популярную в XVIII–XIX веках. Однако, с появлением достаточного количества квалифицированных учителей этот метод потерял актуальность. Его критиковали именно за то, что ученики, выступающие в роли помощников, часто неправильно интерпретировали тему, что негативно сказывалось на качестве образования.

Преподавателю важно регулярно оценивать учащегося, который делится знаниями с другими. Однако, если он сосредоточится на таком ученике, это может отвлечь его от внимательного наблюдения за остальными студентами. Важно находить баланс между поддержкой активных участников и вниманием к нуждам всей группы.

Эндрю Уотсон подчеркивает, что его идеи не всегда находят поддержку среди коллег, которые ссылаются на свои альтернативные методы. Например, ученик может объяснять новую тему не только своим сверстникам, но и родителям, которые могут задать уточняющие вопросы для проверки понимания материала. Аналогичные подходы применяются и в классе, где учащиеся работают в группах, изучая материал, а затем объясняют его друг другу. Такой метод способствует более глубокому усвоению знаний и развитию навыков коммуникации среди школьников.

Кадр: фильм «Убей своих любимых» / Killer Films / Benaroya Pictures

Автор статьи подтверждает, что метод действительно эффективен. Однако его эффективность обусловлена тем, что преподаватель сначала объясняет материал, а затем предлагает студентам пересказать его своими словами. В данном случае речь идет не о практике «научи другого», а о процессе извлечения информации, повторении пройденного и проверке понимания. Это не требует той же нагрузки, которую предполагает непосредственное преподавание.

Поручение ученикам объяснять идеи другим является эффективным методом обучения, который способствует глубокому пониманию материала. Однако важно, чтобы у учеников был доступ к необходимым знаниям для передачи информации. Обсуждение идей между учениками также является полезной практикой, особенно после того, как педагог тщательно разъяснил основные концепции. Такой подход развивает не только критическое мышление, но и навыки коммуникации, что делает обучение более продуктивным и увлекательным.

Чтение является важной деятельностью, которая обогащает наш внутренний мир и расширяет горизонты. Книги, статьи и другие источники информации помогают развивать критическое мышление и углублять знания в различных областях. Современные технологии предоставляют удобные форматы для чтения, включая электронные книги и онлайн-ресурсы, что делает доступ к информации еще более простым и быстрым. Чтение не только развлекает, но и способствует личностному росту, улучшая навыки общения и восприятия. Важно выделять время для этой полезной привычки, чтобы извлекать максимум из прочитанного и применять полученные знания в жизни.

Понимание – ключевой аспект в обучении и взаимодействии. Часто бывает, что отсутствие понимания возникает не из-за недостатка объяснений, а из-за неспособности воспринять информацию. Чтобы преодолеть эту преграду, необходимо развивать критическое мышление и открытость к новым идеям. Вместо того чтобы полагаться на традиционные методы обучения, стоит искать альтернативные подходы, которые могут лучше соответствовать индивидуальным потребностям. Таким образом, улучшение способности к пониманию становится не просто задачей, а важным шагом на пути к эффективному обучению и коммуникации.

Почему даже полезные на первый взгляд практики не всегда работают

Эндрю Уотсон указывает на одну из причин неэффективности метода обучения. Взрослые люди тратят месяцы и годы на развитие навыков эффективного объяснения и донесения информации. Даже они испытывают нервозность в начале этого процесса, не говоря уже о детях и молодых людях, которые не получили специальной подготовки. В подтверждение своих слов автор ссылается на эксперимент китайских ученых, результаты которого были опубликованы в 2023 году. Исследователи стремились выяснить, как аудитория влияет на метод «объясни другому», что может иметь значительное практическое значение для образовательных практик.

В эксперименте принимали участие студенты колледжа, которым было показано двухминутное видео о нейротрансмиттерах. После просмотра видео участникам предоставили несколько минут на подготовку, после чего они должны были провести «урок» по данной теме, с учетом того, что их слушатели будут сдавать тест по материалу. Участники были разделены на три группы: первая группа объясняла тему семи сверстникам, вторая группа проводила объяснение в формате один на один, а третья группа записывала видеообъяснение в помещении без слушателей. Этот эксперимент позволяет исследовать различные подходы к обучению и пониманию темы нейротрансмиттеров среди студентов.

Исследования показали, что наличие живой аудитории может повышать уровень стресса у студентов, что, в свою очередь, снижает эффективность объяснения материала. В отличие от этого, студенты, проводившие объяснения на камеру, продемонстрировали более глубокое понимание темы. Они более подробно раскрывали материал, лучше запоминали его через час после объяснения, испытывали меньше стресса и использовали меньше когнитивных ресурсов. Эти результаты подчеркивают преимущества использования видеоформатов для обучения и объяснения сложных концепций.

Можно ли считать метод «научи другого» эффективным способом решения проблем? Предполагается, что если студенты или школьники объясняют материал другим, у них появляется возможность глубже осмыслить информацию и улучшить запоминание, при этом снижая уровень стресса. Однако Эндрю Уотсон отмечает, что данное исследование не подтверждает эффективность этой практики. Авторы исследования сосредоточились исключительно на изучении уровня стресса, не рассматривая вопрос о том, действительно ли метод «научи другого» способствует лучшему усвоению материала.

На практике такой подход неэффективен. Невозможно предоставить студентам или школьникам 25 камер и затем просмотреть все отснятые видео, чтобы оценить, насколько правильно они объяснили материал. Это затрудняет проверку их понимания темы и требует значительных временных затрат. Эффективные методы обучения должны учитывать ограниченные ресурсы и время как преподавателей, так и учащихся.

Что это означает? Метод «научи другого» может быть весьма эффективным, однако важно тщательно продумать условия и вводные данные, при которых проводится это обучение. Только в таком случае оно сможет принести реальные результаты.

Для оптимизации текста под SEO и сохранения основной темы, предлагаю следующее переформулирование:

«Изучите также нашу коллекцию статей, которая предлагает полезную информацию и советы по различным темам. Мы регулярно обновляем контент, чтобы предоставить вам самые актуальные и интересные материалы. Не упустите возможность расширить свои знания и узнать больше о важных аспектах.»

Таким образом, текст стал более целенаправленным для SEO, сохранив при этом исходную тему.

  • Нужно ли менять педагогические практики, если они противоречат научным исследованиям?
  • Фронтальный опрос в классе: как сделать так, чтобы увидеть «лес рук»
  • Peer-to-peer, или взаимное обучение: что за подход, где и как он применяется
  • Как убедить студентов применять «правильные» стратегии запоминания

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее