Корп обучение #Статьи

3 июля, 2025

Как проектировать курс по безопасности / Skillbox Media

Есть темы, скучные для учащихся и для методиста, но важные. Это правила безопасности, технический инструктаж, нормы законодательства. Как с ними быть?

Тематика учебных курсов для будущих студентов часто вызывает скуку, однако это лишь одна из особенностей данных программ. Сотрудникам крайне важно глубоко освоить учебный материал, чтобы быть готовыми к любым вопросам в любое время. Заказчики обучения требуют от студентов не просто поверхностного понимания, а полного освоения информации без сокращений и упрощений. Это объясняется высокой степенью ответственности: нормативные документы, регламенты и инструкции, особенно связанные с безопасностью, являются критически важными и должны восприниматься со всей серьезностью. Как отмечает Иван Булавкин, заместитель начальника по дистанционному обучению Центра информационных технологий Корпоративного университета РЖД, эти документы «написаны кровью», что подчеркивает их важность и необходимость тщательного изучения.

Эксперты по корпоративному обучению и методисты Skillbox поделились принципами разработки курсов по сложным и трудным темам. Хотя не существует универсального решения, способного превратить трудные и скучные темы в увлекательные курсы, существует несколько ключевых правил, которые могут значительно упростить этот процесс. Эти рекомендации помогут сделать обучение более доступным и понятным для участников, а также повысить его эффективность.

Структурируйте материал — это возможно, даже если его нельзя упрощать

Согласно мнению Ивана Булавкина и Дмитрия Сухова, руководителя методистов направления «Программирование» в Skillbox, упрощение важной информации может привести к негативным последствиям как для рабочих процессов, так и для сотрудников. Упрощение может снизить качество выполнения задач и понимание ключевых аспектов, что в свою очередь может отразиться на эффективности работы и профессиональном росте сотрудников. Поэтому важно сохранять глубину и точность информации, чтобы минимизировать риски и повысить производительность.

Фото: Anton Gvozdikov / Shutterstock

Учебный контент необходимо оценивать с критической точки зрения. Содержание можно разделить на ключевые элементы, которые являются основополагающими, и вспомогательные элементы, которые играют второстепенную роль. Также информацию можно классифицировать по уровням в зависимости от сегментов учащихся. Для эффективного запоминания сложной информации особенно важна интенсивность её освоения. Это позволит учащимся лучше усваивать материал и применять его на практике.

Уровни обучения будут определяться степенью ответственности, связанной с конкретной должностью. Подобно изучению английского языка, не всем необходимо достигать уровня С1 или С2. Для выполнения своих профессиональных задач многим достаточно уровня В1 или В2. Это позволяет оптимально подходить к образовательным требованиям, адаптируя обучение под реальные нужды и задачи.

Обычному менеджеру достаточно знать условия, при которых он может самостоятельно заключить договор на закупку для корпоративных нужд без предварительного согласования. Также важно понимать, в каких случаях требуется получить согласие перед заключением договора. Нецелесообразно перегружать его излишней информацией о правовых нормах и рисках, связанных с теми или иными требованиями. Фокус на практических аспектах позволит менеджеру эффективно выполнять свои обязанности, минимизируя возможные ошибки и повышая оперативность в принятии решений.

Обучение техникам безопасности и узкоспециальным процессам является важной частью профессионального развития. Эффективное обучение в этих областях способствует повышению уровня безопасности и улучшению качества выполнения задач. Применение специализированных знаний и навыков позволяет минимизировать риски и повысить эффективность работы. Инвестиции в обучение помогают создать квалифицированную команду, способную справляться с любыми вызовами в своей области.

Руководитель компании может требовать обучения всему персоналу правилам пожарной безопасности. Однако в организации есть сотрудники, ответственные за пожарную безопасность в отдельных подразделениях, которым необходимо глубокое понимание данной темы. Остальным сотрудникам достаточно усвоить лишь общие правила. Прежде чем организовать обучение, важно четко определить, какие знания необходимы для каждой группы. Это позволит эффективно распределить учебный материал и обеспечить его соответствие реальным потребностям сотрудников.

Детализированные и подробные инструкции не всегда необходимо запоминать полностью. В большинстве случаев достаточно понимания основных принципов и ключевых шагов, чтобы успешно выполнить задачу. Это позволяет сэкономить время и усилия, сосредотачиваясь на важнейших аспектах. Вместо того чтобы заучивать всю информацию, лучше научиться выделять главные моменты и применять их на практике. Такой подход обеспечивает более эффективное усвоение знаний и улучшает навыки работы с инструкциями.

Сотрудникам часто достаточно усвоить лишь ключевые этапы работы, в то время как множество дополнительных деталей можно эффективно визуализировать с помощью подсказок, которые будут всегда доступны. Это позволяет повысить производительность и снизить вероятность ошибок, обеспечивая более эффективное выполнение задач.

При разработке курса методисту необходимо определить, какую информацию следует усвоить наизусть, а какую можно воспринимать в общих чертах. Ольга Титова иллюстрирует это на примере: к методисту обращаются с запросом обучить сотрудников работе со сложным оборудованием, включая запоминание назначения всех кнопок на панели управления. Важно выделить ключевые аспекты, чтобы обучение было эффективным и целенаправленным, не перегружая сотрудников избыточной информацией.

При общении с заказчиком часто выясняется, что сотрудникам необходимо лишь запомнить общий процесс, а всю дополнительную информацию можно оформить в виде памяток и разместить в доступных местах. Это означает, что заучивать всё наизусть не обязательно. Разработчику курса следует учитывать потребности сотрудников и не заставлять их учить то, что не является критически важным для выполнения задач. Такой подход способствует более эффективному обучению и повышает продуктивность работы.

Правильные «шпаргалки» являются полезным инструментом для запоминания и усвоения большого объема информации. Они помогают удерживать знания в памяти на длительный срок. Иван Булавкин советует облегчить процесс обучения для сотрудников: подготовьте дополнительные материалы к курсу, которые они смогут распечатать и разместить на своем рабочем месте. Это могут быть чек-листы, памятки, карточки, схемы и другие форматы. Важно, чтобы сотрудники могли взять с собой ключевую информацию, что значительно улучшит их обучение и повысит эффективность работы.

Хорошая структура труднозапоминаемой информации является ключевым элементом эффективного обучения. Компактные блоки информации и промежуточные тесты на каждом этапе способствуют лучшему запоминанию. Вадим Холодцов, заместитель начальника Центра обучения технологиям трансформации бизнеса Корпоративного университета РЖД, подчеркивает важность этого подхода. Кроме того, он рекомендует ограничивать время прохождения курсов, чтобы избежать быстрого забвения информации, изученной в начале. Эффективное обучение требует внимания к структуре и времени, что значительно повышает усвояемость материала.

Визуализируйте информацию

Чем более наглядно представлена информация для запоминания, тем эффективнее она усваивается. Это мнение разделяют все эксперты в области обучения и когнитивных наук. Использование визуальных элементов, таких как графики, схемы и таблицы, значительно повышает понимание и запоминание материала. Эффективные методы визуализации помогают выделить ключевые моменты и упрощают процесс обучения, что особенно важно в условиях современного информационного потока.

Содержание технической инструкции или нормативного документа крайне важно, однако простое копирование текста на слайды неэффективно, отмечает Вадим Холодцов. Необходимо переработать и визуализировать информацию, чтобы сделать ее более понятной и доступной для аудитории. Эффективная подача данных на слайдах может значительно повысить усвоение материала и улучшить восприятие ключевых моментов. Поэтому стоит уделить внимание не только информации, но и ее представлению.

Фото: SB7 / Shutterstock

Схемы, таблицы и рисунки должны быть разработаны так, чтобы информация в них была представлена ясно и доступно. Это позволит людям легко воспринимать данные и воспроизводить их в критических ситуациях. Эффективно оформленные визуальные материалы помогают лучше усвоить информацию и быстро находить нужные решения в сложных обстоятельствах.

Сделайте «перевод» на простой человеческий язык

Специальные термины и определения, которые заказчик обучения считает обязательными для заучивания, могут оказаться несущественными для сотрудников в их практической деятельности. Ольга Титова подчеркивает, что методисту следует сначала определить, действительно ли специальная терминология будет применяться в работе сотрудников. Если её использование актуально, важно включить эти термины в обучающий курс. Однако, если термины не имеют практического значения, нет смысла заставлять сотрудников их запоминать. Вместо этого можно изложить основные понятия простым и доступным языком, что сделает обучение более эффективным и целенаправленным.

В рамках курса по комплаенсу сотрудникам не всегда необходимо углубляться в юридические нюансы, такие как различия между взяткой и коммерческим подкупом. Важнее запомнить ключевое правило: подарки партнерам компании не должны превышать установленный лимит стоимости. Это поможет избежать нарушения этических норм и соблюдения законодательных требований.

Придумайте примеры и организуйте практическую отработку

Обучение, связанное с рисками, будь то курсы по пожарной безопасности, технической безопасности или комплаенсу, требует практического подхода. Перенос правил на конкретные ситуации позволяет участникам лучше усваивать материал. Использование реальных примеров способствует более глубокому пониманию и запоминанию информации, что делает обучение более эффективным. Чем больше практических кейсов будет рассмотрено, тем выше вероятность, что сотрудники смогут правильно реагировать на потенциальные угрозы и риски.

Изучение конкретных кейсов способствует более глубокому пониманию учащимися значимости и контекста правил. Практическое применение теории на реальных примерах позволяет лучше усвоить материал и увидеть его актуальность в различных ситуациях. Такой подход не только повышает уровень вовлеченности, но и формирует навыки критического мышления, что является важным аспектом образовательного процесса.

Приобретение нового опыта через анализ чужих действий или личное проживание ситуации является ключевым аспектом эффективного обучения. Зазубривание информации не связано с правильными действиями в критический момент. Вы можете легко ответить на технический вопрос, однако, когда необходимо принять решение и выполнить конкретное действие, важно не только знать, где находится необходимый рычаг, но и понимать, с какой силой его двигать, в каком направлении и как удостовериться в том, что задача выполнена успешно. Это подчеркивает важность практического опыта в процессе обучения и принятия решений.

Эксперт подчеркивает, что ключевым элементом обучения сложным темам является регулярная практика, включая решение кейсов и анализ гипотетических ситуаций для закрепления знаний. Постоянное натаскивание, повторение ситуаций и детальный разбор нескольких кейсов способствуют созданию обучающей среды, в которой учащиеся решают задачи и применяют новую информацию. Этот подход является единственным способом сформировать новые алгоритмы действий в сознании.

Фото: ERA Foto / Shutterstock

Сухов упоминает, что компьютерные игры, посвященные военной и авиационной тематике, служат интересным примером. Многие из этих игр были созданы с поддержкой оборонных ведомств и используются в качестве тренажеров для подготовки специалистов. Такие интерактивные приложения не только развлекают, но и помогают военным и авиационным работникам совершенствовать свои навыки в безопасной среде.

Изучение теоретических аспектов зачастую не вызывает у человека понимания их практической значимости, что приводит к недостаточной эмоциональной и контекстной вовлеченности. Конечно, можно запомнить информацию, но возникнет ли возможность ее применения в критической ситуации? Наилучший подход к обучению включает в себя имитацию экстремальных ситуаций с помощью тренажеров, специализированного тестирования и виртуальной реальности. Однако при разработке живых учебных программ важно помнить, что современные технологии служат лишь инструментом, а не конечной целью.

Ольга Титова поддерживает этот подход, подчеркивая, что даже самые сухие юридические документы можно преобразовать в интересные кейсы, истории и сценки, отражающие реальные ситуации из профессиональной практики. Например, процесс обучения антикоррупционной политике компании можно превратить в захватывающий квест, что сделает его не только информативным, но и увлекательным для участников. Такой подход способствует лучшему усвоению материала и повышает вовлеченность сотрудников в обучение.

В этом разделе мы приглашаем вас ознакомиться с дополнительными материалами и статьями, которые могут быть полезны для более глубокого понимания рассматриваемой темы. Погрузитесь в мир интересной информации и расширьте свои знания. Не упустите возможность узнать больше и улучшить свои навыки в данной области.

«Пирамида Дейла»: действительно ли практика превосходит теорию в обучении?

Пирамида Дейла, разработанная Эдгаром Дейлом, иллюстрирует эффективность различных методов обучения. Согласно этой модели, практический опыт, такой как участие в обсуждениях и практических занятиях, обеспечивает более глубокое понимание и запоминание информации по сравнению с традиционными лекциями и чтением.

Исследования показывают, что активное вовлечение в процесс обучения помогает лучше усваивать материал. Учащиеся, которые применяют знания на практике, способны запомнить до 90% информации, тогда как пассивные методы, такие как чтение или прослушивание лекции, позволяют запомнить лишь 10-20%.

Таким образом, Пирамида Дейла подчеркивает важность практического обучения и его влияние на эффективность усвоения знаний. Это делает практические занятия и активное участие в образовательном процессе ключевыми элементами современного обучения.

Формируйте мотивацию через комфорт, эмоции и групповую работу

Основная проблема курсов, посвященных важным, но неинтересным темам, заключается в низкой мотивации сотрудников к их прохождению. Даже при осознании значимости этих знаний для собственной безопасности, многие сотрудники не проявляют желания участвовать в обучении. Это приводит к недостатку необходимых навыков и знаний, что может негативно сказаться на безопасности как работников, так и всей организации. Для повышения интереса к таким курсам важно внедрять интерактивные методы обучения и использовать практические примеры, которые покажут реальную ценность получаемых знаний.

Эксперты считают, что наиболее эффективным способом мотивации в данной ситуации является использование различных подходов и методов. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого человека и его потребности. Применение позитивного подкрепления, создание комфортной рабочей атмосферы и четкая постановка целей могут значительно повысить уровень мотивации. Кроме того, регулярная обратная связь и признание достижений способствуют формированию заинтересованности и вовлеченности. Таким образом, грамотная мотивация не только увеличивает продуктивность, но и способствует развитию профессиональных навыков.

  • через донесение ценности — то есть надо убеждать, что обучение поможет сотрудникам изменить работу к лучшему (будет меньше путаницы, ошибок, рисков и так далее, они где-то сэкономят время на автоматизации процессов);
  • через социальную составляющую — то есть совместную работу по формированию общих принципов.

Особое внимание стоит уделить живому обучению в группах, особенно в контексте тем, связанных с рисками, как подчеркивает Дмитрий Сухов. Такой формат обучения дает возможность сотрудникам самостоятельно анализировать разнообразные ситуации и выявлять потенциальные риски. Совместная работа участников обсуждения позволяет рассмотреть проблемы с разных углов, погрузиться в процесс и лучше запомнить ключевые алгоритмы и основные правила работы. Живое взаимодействие способствует более глубокому пониманию материала и формированию навыков, необходимых для эффективного управления рисками.

Сухов подчеркивает важность понимания принципов вместо запоминания правил. Он утверждает, что знание нескольких ключевых принципов позволяет избежать необходимости запоминать множество фактов. В этом контексте он акцентирует внимание на социальной составляющей, которая помогает людям договариваться. Например, команда может утвердить десять основных принципов, которые они будут соблюдать при рассмотрении новых задач и ситуаций. Запомнить всего десять принципов достаточно просто, что облегчает процесс взаимодействия и принятия решений.

Универсального рецепта для проведения синхронного или асинхронного обучения, а также группового или индивидуального формата не существует. Форма подачи и методика донесения материала зависят от целевой аудитории, конкретных задач и других стандартных факторов. Важно учитывать особенности обучаемых и цели обучения для достижения максимальной эффективности.

Если человеку необходимо освоить только теорию, он может пройти курс в асинхронном формате, используя компьютер или телефон, без необходимости присутствия лектора. Однако для реального овладения навыками живое обучение становится более предпочтительным. Оно предоставляет возможность практиковаться, задавать вопросы и получать индивидуальную обратную связь, что значительно усиливает процесс обучения. Ольга Титова подчеркивает важность таких условий для эффективного освоения новых знаний и умений.

При использовании асинхронного формата обучения, когда каждый сотрудник самостоятельно изучает записанный курс, Иван Булавкин рекомендует внедрить элементы «почти личного» общения, подобные тем, что присутствуют в очном обучении. Например, стоит добавить к курсу вступительную речь руководителя департамента или внутреннего эксперта, пользующегося уважением в компании. Они могут просто и неформально рассказать о пользе курса и выделить ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание. Также полезно включить комментарии и примеры от экспертов, чтобы они поделились реальными ситуациями из своего опыта. Это поможет создать ощущение поддержки и единства, показывая, что сотрудник, проходящий курс, не одинок и имеет поддержку команды.

А вот строить мотивацию на страхе — не стоит

Когда курс охватывает серьезные риски для сотрудников или компании, такие как техническая или пожарная безопасность, комплаенс и прочие важные темы, многие задаются вопросом, как эффективно мотивировать людей к обучению. Часто возникает мысль использовать страх как основное средство мотивации. Однако такой подход неэффективен в долгосрочной перспективе. Запугивание сотрудников крупными штрафами или возможными трагедиями в случае нарушения правил безопасности может привести к тому, что они пройдут курс лишь формально, не изменив свои рабочие привычки. В результате, вместо повышения уровня безопасности, мы можем столкнуться с ситуацией, когда сотрудники будут лишь стараться скрывать свои нарушения. Эффективное обучение должно основываться на понимании важности соблюдения правил и их влиянии на безопасность и благополучие всех сотрудников.

Фото: Vereshchagin Dmitry / Shutterstock

Инстинкт самосохранения является важным аспектом нашей природы, и к нему действительно стоит обращаться, но важно не переборщить. С рождения в нас заложены три основных инстинкта самосохранения: индивидуальный, групповой и видовой. Эти инстинкты оказывают существенное влияние на наши решения и поведение. Поэтому при разработке образовательных программ важно осознанно интегрировать элементы, которые могут вызвать страх или мотивацию. В противном случае это может привести к неоправданному запугиванию или, что еще хуже, манипуляциям с аудиторией. Вред от таких методов зачастую превышает потенциальную пользу, что подчеркивает Дмитрий Сухов. Эффективное использование инстинктов самосохранения в обучении должно быть сбалансированным и этичным, чтобы способствовать развитию, а не создавать тревогу.

Эксперты советуют.

  • доносить потенциально тяжёлую информацию спокойно и дозированно, не давить на психику, не напоминать про штрафы и не приводить кровавые примеры во время обучения слишком часто;
  • погружать в контекст: объяснять, как возникла необходимость в том или ином правиле (появлении нового оборудования, алгоритме действий и так далее), как часто на практике возникают сложности и почему правила позволяют их избежать.

Цель состоит в том, чтобы у сотрудников сформировалось не чувство страха перед ошибками, а осознанное понимание рисков и знания о том, как правильно действовать в различных ситуациях. Это позволит создать более доверительную атмосферу в команде, где каждый сможет открыто делиться своими мыслями и предлагать решения. Повышение уровня осведомленности сотрудников о возможных последствиях их действий поможет снизить количество ошибок и улучшить общую эффективность работы.

Читать также:

  • Что такое кривая забывания и как помочь студентам запомнить информацию
  • Как проектировать корпоративные программы обучения: задачи методиста
  • Передача программы от разработчика тренерам — это тоже обучение

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее