Зачем правительства ограничивают Facebook и Google / Skillbox Media
Facebook, Google и Amazon сосредоточили в своих руках огромную власть над обществом. Но государства не собираются терпеть конкуренцию.
Содержание:
Практический курс: «Как открыть бизнес»
Узнать большеС 2019 года ведущие IT-компании подверглись множеству угроз в виде регуляторных инициатив и судебных разбирательств, инициированных государственными органами. Эти вызовы ставят под сомнение их бизнес-модели и требуют значительных изменений в подходах к соблюдению законодательства. В условиях растущего контроля со стороны властей, компании должны адаптироваться к новым требованиям, чтобы сохранить свою конкурентоспособность и минимизировать риски.
Ограничения и атаки со стороны корпораций наблюдаются не только в США, но и в Европе, как на уровне Европейского Союза, так и в рамках национальных государств. Аналогичные тенденции фиксируются в Австралии, Индии и других странах. Создается впечатление, что государства действуют не как самостоятельные правительства, а как представители единого биологического вида, который ощущает угрозу и начинает активно противостоять конкурентам.
Skillbox Media объясняет причины данного явления.
- Что общего у победы Трампа и расстрелов в мечетях
- Государства закручивают гайки
- Битва за главное сырьё цифровой эпохи
- Опасность от Big Tech, которую мы видим, — лишь вершина айсберга
Эксперты, включая юристов, политологов и футуристов, на протяжении более десяти лет предупреждают о рисках, связанных с неограниченным ростом цифровых корпораций. В 2012 году Европейский Союз принял первый закон, который строго регулирует сбор данных пользователей. Это стало причиной появления уведомлений о файлах cookie при посещении сайтов. В середине 2010-х годов начались регулярные штрафы для крупных технологических компаний, таких как Facebook и Google, по антимонопольным статьям. Эти меры подчеркивают необходимость контроля за деятельностью цифровых гигантов и защиту прав пользователей в условиях стремительного развития технологий.
Тем не менее, многие страны, включая США, где расположены крупнейшие IT-гиганты, до недавнего времени использовали устаревшие модели регулирования, которые не соответствуют требованиям цифровой эпохи. Это создает препятствия для инноваций и развития технологий, а также затрудняет адаптацию к быстро меняющимся условиям в сфере информационных технологий. Важно обновить подходы к регулированию, чтобы они соответствовали современным реалиям и способствовали росту цифровой экономики.
Долгие десятилетия антимонопольное законодательство в США сосредоточивалось на ценах и благосостоянии потребителей, отмечает обозреватель технологий NYT Дэвид Стрэйтфилд. Однако, если продукт предоставляется бесплатно, то возникает вопрос о наличии проблемы. Это обстоятельство дало возможность таким компаниям, как Amazon, Facebook и Google, предложить свои услуги либо по крайне низкой цене, либо вовсе безвозмездно. В результате они смогли добиться значительных финансовых успехов и расширить свое влияние на рынке.
До 2018 года антимонопольные органы США часто закрывали глаза на монополистские практики крупных технологических компаний, таких как Big Tech, а в некоторых случаях даже активно их поддерживали.
В 2012 году Amazon с устройством Kindle фактически достиг монопольного положения на рынке электронных книг в США. Компания установила фиксированную цену на цифровые издания в размере 9,99 доллара, что можно расценивать как демпинг, поскольку эта цена зачастую была ниже себестоимости книги. В ответ на действия Amazon крупные издатели объединились с Apple, чтобы повысить цены на электронные книги до 12,99 доллара для пользователей iPad. Однако вместо того чтобы принять меры против Amazon, Антимонопольная служба США поддержала компанию, обвинив Apple и издателей в создании картельного сговора. Эта ситуация подчеркивает сложные отношения между технологическими гигантами и традиционными издательствами в контексте ценовой политики на рынке электронных книг.
В 2018 году мир осознал угрозы, связанные с влиянием крупных технологических компаний, или Big Tech. Это произошло после того, как американские журналисты раскрыли информацию о британской аналитической компании Cambridge Analytica. Она использовала персональные данные пользователей социальных сетей для разработки стратегий избирательных кампаний по всему миру. Этот случай стал поворотным моментом, подчеркнув важность защиты личной информации и этических норм в сфере технологий. С тех пор общественность начала более пристально следить за действиями крупных игроков в цифровом пространстве и их воздействием на демократические процессы.
Профессор Кембриджского университета разработал приложение с психологическим тестом, которое собирало данные из аккаунтов пользователей. Данная практика нарушала правила Facebook, однако уязвимость платформы позволила осуществить сбор данных.
В 2016 году Facebook выявил факт сбора данных пользователями и потребовал от Cambridge Analytica удалить эти данные. Несмотря на заверения компании о том, что она уничтожила информацию, фактически она продолжила использовать собранные данные.
Аналитический центр создал около 86 миллионов цифровых профилей пользователей социальных сетей, преимущественно американцев. Эти данные были использованы в избирательной кампании Дональда Трампа, в частности, для таргетированных рассылок, нацеленных на колеблющихся избирателей. Это подчеркивает важность анализа пользовательской информации в современных политических кампаниях и их влияние на выборы.
15 марта 2019 года в новозеландском городе Крайстчерч произошла трагедия, которая шокировала весь мир. 28-летний террорист Брентон Харрисон совершил нападение на две мечети, в результате которого погибли 51 человек, а 40 получили ранения. В ходе расследования выяснилось, что нападение было транслировано в прямом эфире на странице Facebook, а продолжительность трансляции составила около 18 минут. Видеозаписи, ставшие результатом этого акта насилия, быстро распространились в интернете через платформы, такие как YouTube и Reddit. После этой ужасной трагедии многие западные политики подвергли критике Facebook и YouTube за недостаточные меры по борьбе с экстремизмом и призвали к введению более строгих правил регулирования контента в социальных сетях.
После событий, ставших поворотными моментами, политики в США и других странах наконец осознали угрозу, исходящую от слабо регулируемого сектора Big Tech. Также данную проблему начали осознавать и граждане, которые выражают обеспокоенность по поводу безопасности своих данных и разрушительного влияния социальных сетей на распространение терроризма. В условиях растущей зависимости общества от технологий важность жесткого регулирования становится очевидной, что требует активных действий со стороны государственных структур.
Атаки государства на IT-корпорации обрели легитимность и поддержку общественности. События, такие как скандал с Cambridge Analytica и трагедия в Крайстчерче, значительно подорвали доверие к крупным технологическим компаниям. Аргументы лоббистов Big Tech о том, что регулирование может негативно сказаться на рыночной экономике, воспринимаются как маловероятные. В условиях растущей обеспокоенности по поводу конфиденциальности данных и влияния технологий на общество требования к более строгому контролю становятся всё более актуальными.
За последний год было принято несколько ограничительных инициатив. Эти меры направлены на регулирование различных сфер деятельности и могут существенно повлиять на экономическую и социальную ситуацию. Каждая из этих инициатив имеет свои цели и последствия, которые требуют внимательного анализа и оценки. Важно следить за этими изменениями, чтобы быть готовыми к возможным вызовам и адаптироваться к новым условиям.
С октября по декабрь 2020 года Министерство юстиции США и прокуратуры большинства штатов страны подали три антимонопольных иска против компании Google. Эти иски направлены на исследование возможных нарушений антимонопольного законодательства, связанных с доминирующим положением Google на рынке поисковых систем и цифровой рекламы. Данные действия властей подчеркивают растущее беспокойство о влиянии крупных технологических компаний на конкуренцию и потребительский выбор.
Корпорацию обвиняют в монопольном доминировании на рынке интернет-рекламы и завышении цен. Также ей вменяется заключение сделок с другими компаниями, включая крупнейших производителей компьютеров и смартфонов, для продвижения своих услуг. Эти действия вызывают обеспокоенность среди конкурентов и пользователей, которые требуют справедливой конкуренции и прозрачности на рынке.
Согласно обвинениям, Google ежегодно выплачивает Apple от 8 до 12 миллиардов долларов за размещение своего поисковика в браузере Safari. В другом иске утверждается, что Google продвигает свои услуги на своих платформах, что наносит ущерб конкурентам. Например, при поиске термина «переводчик» в Google первым результатом появляется Google Translate. Американская судебная система рассматривает это как признаки монополизма, в то время как представители компаний утверждают, что такие практики являются законными и естественными.
В декабре 2020 года Еврокомиссия представила черновую версию пакета законопроектов, направленных на защиту рынка и общества от негативного воздействия крупных IT-компаний. Наиболее строгие меры будут применены к «компаниям-привратникам», чьи услуги используют более 45 миллионов пользователей. В этот список, безусловно, войдут такие гиганты, как Facebook, Google, Apple, Amazon, Netflix, Booking.com, Spotify и eBay. Официальное обсуждение законопроектов только начинается, и они могут существенно измениться, а их окончательное принятие может занять больше года. В числе ключевых аспектов этих законопроектов: регулирование алгоритмов, защита прав пользователей, обеспечение прозрачности в деятельности IT-компаний и борьба с монополизацией.
- обяжут «привратников» предоставлять государству доступ ко всем внутренним данным;
- запретят создавать своим продуктам преференции в рекламе — например, Google не будет иметь права продвигать свою облачную платформу Stadia в поисковике;
- запретят объединять аккаунты разных сервисов — например, автоматически входить в аккаунт YouTube при входе в аккаунт Gmail. Такая уловка тоже позволяет собирать данные пользователей.
В феврале 2021 года парламент Австралии принял закон о новостном кодексе, который обязывает компании Google и Facebook выплачивать деньги создателям новостного контента, размещаемого на их платформах. Законодатели считают, что эта инициатива позволит крупным корпорациям, извлекающим значительную прибыль, поддерживать местные средства массовой информации, которые сильно пострадали от их доминирования на рынке. Закон направлен на восстановление справедливости в медиаиндустрии и обеспечение устойчивого будущего для новостных организаций в условиях цифровой экономики.
Закон вызвал бурю недовольства среди крупных корпораций. Представители Facebook объявили о намерении заблокировать доступ австралийских пользователей к новостному контенту, в то время как Google предупредил о возможности приостановки работы своего поисковика в Австралии. В ответ на протесты правительство решило пойти на уступки и предоставило компаниям и СМИ два месяца для проведения переговоров. Если стороны не достигнут соглашения в указанный срок, государство вмешается и предложит свои условия.
В это время правительство Индии внедрило новые правила, касающиеся контроля контента в интернете. Сервисы теперь обязаны удалять «незаконный» контент по запросу властей и предоставлять возможность мониторинга сообщений пользователей. Эти меры направлены на усиление безопасности в сети и борьбу с распространением запрещенной информации.
Недавняя норма вызвала широкий резонанс среди правозащитников и критиков индийского правительства, так как она нарушает принцип сквозного шифрования, который применяется в большинстве популярных мессенджеров. В мае новое регулирование вступило в силу, и компания WhatsApp подала иск против индийского правительства, утверждая, что требование предоставить доступ к перепискам нарушает право на неприкосновенность частной жизни. В ответ индийские власти указали на то, что аналогичные законы были приняты в таких странах, как Великобритания, США, Австралия, Новая Зеландия и Канада в период с 2018 по 2020 год. На данный момент решение суда по иску еще не принято, и рассмотрение дела может занять значительное время.
В начале июня 2021 года антимонопольные органы Великобритании и Европы инициировали расследования в отношении Facebook. Компания подозревается в создании конкурентных преимуществ для своих сервисов, таких как Facebook Marketplace и Facebook Dating, используя свое монопольное положение на рынке. Вскоре после этого французское антимонопольное агентство наложило штраф на Google в размере 220 миллионов евро за злоупотребление рыночной властью в сфере онлайн-рекламы. Эти события подчеркивают растущее внимание к антимонопольным практикам крупных технологических компаний и их влиянию на рынок.
В конце июня 2021 года в Австралии был представлен новый законопроект, который требует от компаний тщательного мониторинга контента. В соответствии с этим законодательством, компании обязаны удалять любые призывы к насилию, угрозы и порнографию, а также предоставлять информацию о нарушителях властям. Кроме того, пользователи могут столкнуться с наказанием за оскорбления в интернете, включая возможность лишения свободы на срок до пяти лет. Закон направлен на повышение безопасности в онлайн-пространстве и защиту пользователей от вредоносного контента.
Исполнение нормы будет контролироваться специальным государственным чиновником. Ранее компании Facebook, Google и Twitter удаляли нежелательный контент в соответствии со своими внутренними правилами. Однако с введением нового закона частная цензура фактически будет заменена государственной. Это приведет к изменениям в подходах к модерации контента и ответственности платформ за публикации пользователей.
В это время в Конгресс США была представлена группа законодателей, которые инициировали пакет антимонопольных законопроектов, направленных на сдерживание влияния IT-компаний. В данном пакете содержатся радикальные предложения, предполагающие значительные изменения в регулировании крупных технологических корпораций. Эти инициативы могут кардинально изменить конкурентную среду на рынке технологий и повлиять на бизнес-модели многих компаний. Законодатели стремятся обеспечить более справедливую конкуренцию и защиту прав потребителей в условиях растущего доминирования IT-гигантов.
- Полностью и окончательно запретить цифровым корпорациям продвигать свои сервисы на собственных платформах.
- Запретить им поглощать конкурентов, если это приведёт к усилению их монополистического положения на рынке. По этому положению Facebook** не смог бы купить Instagram* и WhatsApp.
- Запретить им владеть бизнесами, вызывающими конфликт интересов. К примеру, Amazon придётся избавиться от бренда Amazon Basics, под которым выпускаются инструменты и товары для дома, продающиеся на онлайн-платформе вместе с аналогичными товарами других компаний.
Существуют серьезные основания полагать, что текущие меры являются лишь началом долгосрочной и масштабной войны против крупных технологических компаний. Например, американский сенатор-демократ Элизабет Уоррен выступает за разделение таких гигантов, как Facebook, Google и Amazon, на несколько меньших и более конкурентоспособных компаний. Это предложение подчеркивает растущее беспокойство о monopolistic practices и недостаточной конкуренции в цифровом пространстве, что может негативно сказываться на потребителях и малом бизнесе. Такие шаги могут привести к созданию более здоровой рыночной среды, способствующей инновациям и улучшению качества услуг.
Большинство ограничительных мер направлены на защиту рынков от монополизма крупных технологических компаний. Эти меры помогают создать конкурентоспособную среду, способствуя инновациям и улучшению качества услуг для пользователей. Защита от доминирования Big-Tech-гигантов способствует более сбалансированному развитию всех участников рынка.
Борьба с монополиями является важным аспектом рыночной экономики и капитализма. Это не антирыночная политика, а, наоборот, традиционный подход, который позволяет государству поддерживать здоровую конкурентную среду. Монополии могут негативно сказываться на рынке, приводя к повышению цен и снижению качества услуг. Эффективная антимонопольная политика способствует развитию конкуренции, что в свою очередь способствует улучшению условий для потребителей и предпринимателей. Поддержка конкурентного рынка является залогом устойчивого экономического роста и инноваций.
Механизмы рынка строятся на принципах конкуренции между производителями. Когда одна компания вытесняет всех соперников в своей нише и становится монополистом, она получает возможность устанавливать цены на свои товары самостоятельно, что может привести к снижению качества продукции или уменьшению объемов производства. Адам Смит, один из первых теоретиков рыночной экономики, активно выступал за законы, защищающие конкуренцию и предотвращающие образование монополий. Такие меры важны для поддержания здорового рыночного климата и защиты интересов потребителей. Конкуренция способствует инновациям, улучшению качества и снижению цен, что в конечном итоге приносит пользу экономике в целом.
Google на протяжении многих лет занимает доминирующее положение на рынке поисковых систем, обрабатывая почти 90% всех запросов с различных устройств. В дополнение к этому, YouTube, который является частью компании Google, является крупнейшим видеохостингом в мире, на который загружается и который используется для просмотра большинства видео контента.
Facebook, а также принадлежащие ему Instagram и WhatsApp, занимают ведущие позиции в сфере социальных сетей и мессенджеров. Их основными конкурентами являются в основном национальные платформы, такие как российский «ВКонтакте» и китайский WeChat. В свою очередь, Amazon сохраняет лидерство на глобальном рынке электронной коммерции, с количеством ежемесячных посещений своего сайта, сопоставимым с суммарными показателями десяти крупнейших компаний в этом сегменте. Эти факторы подчеркивают доминирование Facebook и Amazon в своих областях, а также их влияние на мировую цифровую экономику.
Преобладающее количество мобильных приложений загружается в магазины Google Play и App Store. Эти платформы не конкурируют друг с другом напрямую, так как выбор пользователя часто зависит от предпочтений в смартфоне и операционной системе, а не от конкретного магазина приложений. Это создает условия, при которых они могут устанавливать высокие цены.
Ярким примером монопольного поведения является компания Google на рынке интернет-рекламы. После приобретения компании DoubleClick в 2007 году, Google заняла доминирующие позиции в сфере инструментов для таргетированной рекламы. Согласно иску, поданному шестнадцатью американскими штатами, Google получает прибыль от рекламодателей трижды: во-первых, выступая в роли посредника для продавцов рекламных площадок, во-вторых, как посредник для рекламодателей и, в-третьих, при показе рекламы конечным пользователям. Такое поведение поднимает важные вопросы о конкуренции и справедливости на рынке онлайн-рекламы.
Американские прокуроры утверждают, что действия Google привели к необоснованному увеличению цен на интернет-рекламу. Это повышение негативно сказалось не только на производителях, но и на всех американцах, так как рост рекламных издержек влечет за собой увеличение рыночной стоимости товаров.
Представители корпораций отвечают на обвинения в монополизме тем, что их ключевые услуги, такие как поисковая система Google и социальная сеть Facebook, предоставляются пользователям безвозмездно. Это означает, что традиционные подходы к борьбе с монополиями в данном контексте не применимы, и рыночные механизмы остаются неповрежденными. Однако важно понимать, что даже бесплатные услуги могут иметь влияние на конкуренцию и потребительский выбор, что требует более глубокого анализа и возможных корректировок в антимонопольной политике.
Крупные технологические компании, такие как Google и Facebook, не только предлагают свои услуги пользователям, но и активно собирают обширные данные о них. Эти данные представляют собой ценный ресурс, который, за исключением незначительных технических и операционных расходов, фактически получают компании без каких-либо затрат. Сбор информации о пользователях позволяет этим гигантам улучшать свои сервисы, таргетировать рекламу и увеличивать свою прибыль.
Некоторые исследователи, в частности британский политолог и экономический теоретик Ник Срничек, утверждают, что данные являются основным ресурсом современного экономического уклада. Собирать данные могут только высокотехнологичные компании, которые функционируют по принципу платформы — инфраструктуры, определяющей рамки взаимодействия пользователей. В результате традиционные бизнес-структуры оказываются в невыгодном положении. Платформенные компании, обладая доступом к массивам данных, могут более эффективно адаптироваться к рынку и предлагать пользователям персонализированные услуги, что делает их конкурентоспособными в условиях цифровой экономики.
Google, один из ведущих поисковых систем, извлекает значительное количество ценной информации из анализа поисковых запросов пользователей, что позволяет улучшать качество выдачи. Uber, платформа для такси, получает данные о загруженности дорог, а также о действиях как водителей, так и пассажиров, что способствует оптимизации маршрутов и повышению качества обслуживания. Facebook, социальная сеть, предоставляет обширные возможности для анализа частных взаимодействий пользователей, что позволяет лучше понимать их потребности и предпочтения. Все эти платформы демонстрируют, как данные могут быть использованы для улучшения пользовательского опыта и повышения эффективности сервиса.
Большие технологические компании не являются монополистами в своей области, однако именно Google, Facebook, Amazon и Apple занимают значительную долю рынка в сфере обработки данных. Их бизнес-модель предоставляет им определенные преимущества. Например, чем больше ваших друзей зарегистрировано в социальной сети, тем сильнее ваша мотивация присоединиться к ней, как отмечает Срничек. Увеличение числа пользователей на платформе позволяет собирать больше данных, что, в свою очередь, способствует дальнейшему росту этих крупных компаний. Таким образом, их бизнес-модель обеспечивает им устойчивый и непрерывный рост в конкурентной среде.
Как открыть бизнес: от идеи до реализации
Вы узнаете, как вести бизнес в России в 2025 году. Научитесь выбирать востребованные ниши, составлять финмодель и прогнозировать риски. Во время обучения запустите бизнес и начнёте зарабатывать.
Узнать подробнее