Как развивать командные навыки / Skillbox Media
Сейчас в фокусе внимания T&D — развитие не отдельных сотрудников, а целых команд. Это меняет подходы к обучению и в корпорациях, и в вузах.
Содержание:
Фокус на обучении команд и развитии командных навыков является ключевым аспектом для успешной работы организаций. На конференции «Мы в будущем», состоявшейся 7 июня и организованной компанией «Газпром нефть», представители бизнеса и вузов обсудили важные проблемы и актуальные тренды в этой области. Современные компании сталкиваются с вызовами, связанными с эффективностью командной работы, адаптацией к быстро меняющимся условиям и необходимостью развития междисциплинарных навыков. В условиях глобализации и цифровизации важно не только обучать сотрудников, но и формировать у них способность к совместной работе, что способствует достижению общих целей и повышению общей продуктивности. Поддержание постоянного обучения и адаптации командных навыков становится критически важным для устойчивого развития бизнеса.
Предпосылки: что изменилось в командной работе
Модератор Евгения Скиба, руководитель агентства «Хорошая редакция», открыла одну из панелей дискуссии, задав вопрос о новых смыслах в создании и развитии команд. Она отметила, что, хотя эта тема не нова, она приобретает особую актуальность. Обобщая мнения участников, можно выделить несколько ключевых трендов, которые формируют современное понимание командной работы и её значимости. Это обсуждение подчеркивает, как изменяющиеся условия и требования рынка влияют на подходы к формированию эффективных команд и их управлению.
Командное взаимодействие является важным аспектом успешной работы в современных бизнес-условиях. Однако многие высшие учебные заведения не уделяют должного внимания обучению этому навыку. В результате вчерашние студенты, приходя на рынок труда, сталкиваются с трудностями адаптации к командной среде. Чтобы подготовить молодых специалистов к эффективной командной работе, необходимо интегрировать практические элементы взаимодействия в учебный процесс. Это может включать в себя групповые проекты, ролевые игры и стажировки, которые позволят студентам развивать навыки общения, сотрудничества и разрешения конфликтов. Таким образом, обучение командному взаимодействию должно стать неотъемлемой частью образовательной программы, что поможет выпускникам быстрее адаптироваться к требованиям современных компаний.
Совместные образовательные программы
Сотрудничество между бизнесом и высшими учебными заведениями через создание базовых кафедр, индустриальные партнерства и стажировки стало стандартной практикой. Однако в последнее время акцент сместился на командную работу. Обучение можно организовать таким образом, чтобы компании не просто получать отдельных талантливых выпускников, но и сформированные рабочие команды, готовые к выполнению профессиональных задач. Это подход повышает эффективность интеграции молодежи в рынок труда и способствует созданию более продуктивных рабочих процессов.
На конференции участники бизнеса поделились ценными наработками и успешными практиками. Обсуждались ключевые стратегии и методы, которые помогают оптимизировать процессы и увеличить эффективность работы. Представленные идеи могут стать основой для внедрения инновационных решений и улучшения бизнес-процессов в различных сферах. Участники отметили важность обмена опытом и сотрудничества для достижения общих целей.
Компания «Мегафон» совместно с Высшей школой менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета запустила образовательные модули в рамках проекта 5G Dream Lab. В 5G-лаборатории могут участвовать студенты 3-4 курсов, магистранты и недавние выпускники СПбГУ, заинтересованные в современных технологиях и разработке цифровых продуктов. Этот проект предоставляет уникальную возможность погрузиться в мир 5G и освоить навыки, востребованные на рынке труда. Участники получат доступ к передовым технологиям и смогут развивать свои идеи в инновационном окружении.
Проект включает академическую часть, в которой профессорский состав Высшей школы менеджмента обучает студентов, а также практическую часть, где студенты формируют команды и получают поддержку экспертов компании «Мегафон» в ходе своей проектной работы. По словам Валентины Ватрак, директора по корпоративному развитию и управлению персоналом «Мегафона», такая структура позволяет эффективно сочетать теорию и практику, что способствует более глубокому пониманию студенческой аудитории и подготовке ее к реальным вызовам на рынке.
Командные проектные работы сосредоточены на актуальных технологических идеях, среди которых оператор выбирает наиболее перспективные для реализации.
Изначально проект планировался как стандартный рекрутинговый процесс, ориентированный на отбор лучших стажёров. Однако, как отмечает Валентина, в ходе реализации стало очевидно, что основной ценностью проекта являются не только талантливые кандидаты, но и появление интересных технических идей. Эти идеи способствуют формированию готовых команд, которые работают над реальными проектами, вырастающими из предложенных концепций. Таким образом, проект не только решает задачи рекрутинга, но и становится источником инноваций и практического опыта.
По итогам первого года мы приняли на стажировку целую команду, которая продолжила исследование гипотезы, возникшей в рамках проекта, а также разработку технологических решений. Если в первый год успешно завершили работу пять команд, то ко второму году их число увеличилось до девяти, из которых шесть уже представили готовые технологии. Мы также приняли на стажировку две команды, которые продолжают реализацию этих проектов в рамках компании «Мегафон».
Проект состоит из двух основных компонентов: академической и практической части. В академической части профессорский состав Высшей школы менеджмента обучает студентов. Практическая часть включает в себя работу студентов в командах, которые получают поддержку от экспертов компании «Мегафон» в ходе реализации своих проектов. Директор по корпоративному развитию и управлению персоналом «Мегафона» Валентина Ватрак подчеркнула важность этой структуры для формирования навыков и компетенций у будущих специалистов.
По итогам первого года мы приняли на стажировку целую команду, которая продолжила исследование гипотезы, возникшей в рамках проекта, и разработку технологических решений. Если в первый год до завершения программы успешно прошли пять команд, то на конец второго года их количество увеличилось до девяти, и шесть из этих команд уже представили готовые технологии. Мы также приняли на стажировку две команды, которые продолжают реализацию своих проектов в рамках компании «Мегафон».
Университет ИТМО совместно с компанией «Газпром нефть» разработал магистерскую программу, направленную на подготовку специалистов и разработчиков в области беспилотного транспорта для нефтегазовой отрасли. Куратор программы Полина Шиманчук отметила, что акцент делается на командную работу среди студентов. Учащиеся уже на ранних стадиях обучения вовлекаются в реальные рабочие группы компании, что позволяет им решать актуальные задачи и получать практический опыт. Это важный шаг к формированию квалифицированных кадров, способных эффективно применять современные технологии в нефтегазовом секторе.
Кросс-функциональные команды представляют собой уникальное явление в современном бизнесе. Одной из основных проблем, с которыми они сталкиваются, является недостаточное понимание особенностей работы различных специалистов. Павел Сорокин, руководитель программ по взаимодействию с инновационным окружением и молодежной политике блока разведки и добычи «Газпром нефти», отметил, что в компании ранее возникали аналогичные трудности между инжиниринговыми и строительными подразделениями. Одни специалисты готовили данные, в то время как другие использовали их для разработки строительных стратегий. Учитывая этот опыт, Научно-технический центр «Газпром нефти» совместно с университетами Тюмени инициировал проект «INкорпорация». Этот образовательный проект разработан таким образом, чтобы представители различных функций могли учиться на реальных бизнес-процессах, погружаться в работу друг друга и таким образом лучше понимать все этапы создания и развития продукта. Это способствует улучшению коммуникации и повышению эффективности работы кросс-функциональных команд, что в конечном итоге приводит к более качественным результатам.
Павел отмечает, что перенос данного кейса в образовательную плоскость привлекает молодых специалистов, которые обладают полным пониманием бизнес-процессов. Они осознают всю цепочку — от создания данных до их обработки. Кроме того, у них есть опыт взаимодействия с «внутренними заказчиками» данных, то есть с теми, кто будет использовать эти данные на практике. Это создает благоприятные условия для формирования квалифицированных кадров, способных эффективно применять полученные знания в реальных условиях бизнеса.
В традиционном образовании часто отсутствует возможность получения практического опыта работы с реальными заказчиками, так как основным «заказчиком» и рецензентом студенческих работ выступает преподаватель. Для выпускников, начинающих карьеру в компании, критически важно понимать, как теоретические знания, приобретенные в вузе, могут быть применены на практике. Проект «INкорпорация» предоставляет студентам уникальную возможность на этапе обучения интегрироваться в бизнес-процессы компаний, что помогает им легче адаптироваться и снизить уровень стресса при входе в профессию. Такой подход способствует более глубокому пониманию реальных задач и требований рынка, что в свою очередь повышает конкурентоспособность молодых специалистов.
Командные практики в вузе
Старший преподаватель НИУ ВШЭ Светлана Богуславская поделилась информацией о проектном семинаре BarCamp, предназначенном для магистрантов университета. В ходе данного мероприятия студенческие команды работают над реальными рабочими задачами, предоставленными как российскими, так и иностранными партнёрами вуза. Светлана подчеркнула, что кросс-функциональные команды особенно эффективны для реализации таких проектов, так как они объединяют различные навыки и подходы, что способствует более качественному решению поставленных задач.
Конечно, я готов помочь вам с редактированием текста. Пожалуйста, предоставьте сам текст, который вы хотите изменить.
Наличие студентов разных специальностей в команде является значительным преимуществом. Это создает возможность всестороннего анализа темы. Если группа состоит только из экономистов, то мы получим лишь экономическую перспективу. Однако, включение в команду специалистов по менеджменту, филологии и логистике обогащает обсуждение и позволяет рассмотреть вопрос с различных точек зрения. Богуславская отмечает, что такая разнообразность взглядов способствует более полному пониманию рассматриваемых проблем.
В дополнение к этому, было отмечено, что опыт проведения студенческих экспедиций под названием «Открываем Россию заново» является весьма ценным. Эти экспедиции охватывают широкий спектр тематик, и студенты вместе с руководителем группы отправляются в путешествия на несколько дней, погружаясь в условия командной работы. Состав группы играет ключевую роль в успешности взаимодействия, и именно от него зависит, как будет организована работа. Участие в таких экспедициях не только помогает освоить исследовательские методы, соответствующие теме поездки, но и дает возможность развивать навыки командного взаимодействия. Особенно важно, когда управление проектом передается самим студентам, что способствует естественному выявлению лидеров в команде. Однако для обеспечения эффективной работы необходимо установить четкие правила и рамки.
Мы приезжаем на место и сразу устанавливаем правила, которые необходимо соблюдать, а также определяем форматы работы, как отмечает эксперт.
Формирование эффективных команд и их слаженная работа достигаются особенно успешно, когда в рамках выездных мероприятий создается общий быт. Общая среда способствует налаживанию взаимодействия и укреплению доверия между участниками.
Смешение студентов различных специальностей в команде является важным фактором для глубокого анализа темы. Это позволяет рассмотреть вопрос с разных углов. Например, если в команде только экономисты, мы получим ограниченный экономический взгляд на ситуацию. Однако, сочетая знания экономистов, менеджеров, филологов и логистов, можно получить комплексное понимание и всестороннее освещение любого вопроса. Это сотрудничество между различными дисциплинами обогащает процесс работы и способствует более качественным результатам.
При приезде мы сразу устанавливаем правила, которым необходимо следовать, а также определяем форматы работы, — отмечает эксперт.