Как умение настраивать свою мотивацию влияет на успеваемость студентов / Skillbox Media
Исследование немецких учёных показало, что студентов стоит обучать правильным самомотивационным стратегиям.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеНе все студенты, поступившие в университет, завершают обучение. Даже среди тех, кто успешно окончил вуз, уровень достижений может значительно различаться. Исследования различных лет подчеркивают, что ключевым фактором является мотивация и способность студентов контролировать её. Важно уметь замечать, когда интерес к учебе начинает угасать, осознавать причины этого и искать новые стимулы для продолжения образования. Студентам необходимо освоить стратегии, которые помогут повысить мотивацию и предотвратить преждевременный уход из вуза. Эти навыки составляют важный аспект саморегулируемого обучения, который включает в себя осознанный подход к образовательному процессу.
Исследование, проведенное учеными Института психологии Университета Дуйсбурга — Эссена, Оленой Крышко, Йенсом Флейшером и Детлевом Лойтнером, а также исследователями Института образовательных исследований Рурского университета в Бохуме, Джулией Уолдейер и Иоахимом Виртом, сосредоточилось на изучении самомотивации студентов вузов. В ходе исследования были выявлены несколько эффективных стратегий самомотивации, которые напрямую влияют на академическую успеваемость и уровень риска отчисления. Результаты работы были опубликованы в научной статье, в которой авторы подчеркивают важность мотивации для успешного обучения и ее роль в повышении образовательных результатов студентов. Основные выводы исследования акцентируют внимание на том, что целенаправленная самомотивация способствует не только улучшению учебных показателей, но и снижению вероятности отчисления.
Что представляют собой стратегии саморегулирования мотивации
Саморегулируемое обучение, также известное как учебная саморегуляция, представляет собой циклический процесс, в ходе которого студенты устанавливают учебные цели и контролируют их достижение, управляя своими действиями. Этот подход позволяет учащимся более эффективно организовывать свое обучение, повышая уровень мотивации и ответственности за собственное образование. Саморегулируемое обучение включает в себя планирование, мониторинг и оценку прогресса, что способствует более глубокому усвоению материала и развитию критического мышления. Успешная саморегуляция требует от учеников активного участия в учебном процессе и способности адаптироваться к изменяющимся условиям, что делает этот метод особенно актуальным в современном образовательном контексте.
Саморегуляция мотивации является ключевым элементом образовательного процесса. Это подразумевает осознанное увеличение и поддержание своей мотивации на всех этапах обучения. Эффективная саморегуляция позволяет лучше управлять своими целями, преодолевать трудности и сохранять интерес к обучению, что в свою очередь способствует более глубокому усвоению материала и достижению высоких результатов.
Процесс включает в себя три ключевых аспекта.
- метамотивационный мониторинг — наблюдение за своим текущим уровнем мотивации и сравнение его с желаемым уровнем (проще говоря, человек может заметить, что его мотивация снизилась);
- метамотивационные знания — то есть знания о том, какие бывают стратегии самомотивации, и понимание, какими из них руководствуется сам человек;
- контроль своей мотивации с помощью целенаправленного применения эффективных стратегий.
Студент, оценивая своё состояние в процессе обучения, может осознать недостаток мотивации. Важно разобраться в причинах этого состояния и предпринять действия для её повышения. Существует множество способов достичь этой цели. Например, если учебная задача кажется слишком сложной, разумно разделить её на более мелкие части. Это поможет быстрее достигать промежуточные цели и, как следствие, повысит уровень удовлетворённости от учебного процесса. Такой подход не только улучшает мотивацию, но и способствует более глубокому пониманию материала и эффективному усвоению знаний.
Если задание кажется скучным или неуместным, стоит воспринять его как игру или связать с личными интересами. Более глубокий подход предполагает размышление о целях образования и его значении для личного развития. Понимание мотивации может изменить отношение к учебе и помочь увидеть в ней новые возможности.
Учёные выделяют восемь стратегий саморегулирования мотивации, которые помогают людям достигать своих целей и поддерживать высокий уровень активности. Эти стратегии включают в себя методы управления эмоциями, планирования и оценки прогресса. Эффективное применение этих подходов способствует улучшению самоорганизации и повышению продуктивности. Разработка индивидуальных планов мотивации и использование техник самоконтроля позволяет оптимизировать процесс достижения поставленных задач. Осваивая данные стратегии, вы сможете не только повысить свою мотивацию, но и научиться лучше управлять своим временем и ресурсами.
- Самоубеждение с ориентацией на мастерство (то есть человек уговаривает себя тем, что у него станет больше знаний и он будет компетентным).
- Самоубеждение с ориентацией на результат (человек мотивирует себя тем, что он будет получать хорошие оценки и почувствует своё превосходство над другими).
- Самоубеждение с ориентацией на избежание плохих последствий — слабой успеваемости, неудач и смущения (то есть человек убеждает себя больше стараться из страха перед этими последствиями).
- Творческая модификация учебного задания, чтобы сделать его более приятным и захватывающим для себя (то есть человек повышает свой ситуационный интерес).
- Привязка учебной деятельности к личному опыту и предпочтениям, чтобы повысить её ценность и сделать более осмысленной (тем самым повышается личная значимость обучения).
- Организация себе рабочей среды, благоприятствующей обучению (учёные называют это экологическим контролем).
- Разбивка большой цели на несколько маленьких, более достижимых, и постановка ближайшей цели (то есть поступательное освоение учебного материала).
- Поощрение себя за успешное выполнение учебной задачи (самопоследовательность).
Эффективность той или иной образовательной стратегии зависит от множества факторов, включая специфику учебных задач и индивидуальные особенности ученика. При успешном применении стратегии наблюдается рост мотивации у студента.
Переделанный текст с учетом SEO:
Обязательно ознакомьтесь с дополнительными материалами, которые помогут вам углубить свои знания по данной теме. Важно не только изучать информацию, но и применять ее на практике. Используйте представленные ресурсы для расширения своих навыков и понимания. Чтение специализированной литературы и статей повысит вашу компетентность и поможет оставаться в курсе последних тенденций.
Учебная мотивация: научные теории и их объяснение
Учебная мотивация играет ключевую роль в образовательном процессе, определяя уровень вовлеченности и стремление студентов к обучению. Научные теории предоставляют разнообразные взгляды на природу учебной мотивации и факторы, её влияющие.
Психологические теории, такие как теория самоопределения, подчеркивают важность внутренней мотивации, основанной на интересе и удовлетворении от учёбы. Внешние факторы, такие как оценки и награды, также могут влиять на мотивацию, но недостаточно для долгосрочного успеха.
Когнитивные теории, например, теория ожидания и ценности, акцентируют внимание на том, как ожидания успеха и ценность достижения целей формируют мотивацию. Если студент считает, что его усилия приведут к успеху и это имеет для него значение, он будет более мотивирован учиться.
Социальные теории, такие как теория социального обучения, подчеркивают влияние окружения и взаимодействия с другими людьми на уровень мотивации. Поддержка со стороны преподавателей и сверстников может значительно повысить заинтересованность студентов в учебном процессе.
Таким образом, учебная мотивация является многогранным понятием, которое можно рассматривать через различные научные теории. Понимание этих теорий может помочь в разработке эффективных стратегий для повышения мотивации студентов и улучшения образовательных результатов.
Что хотели выяснить исследователи
Исследования показали, что студенты университетов активно применяют стратегии саморегуляции мотивации, что положительно сказывается на их учебных достижениях. Академический успех в данном контексте определяется не только высокой успеваемостью, но и низким уровнем намерений оставить учебу. Данный подход соответствует выводам предыдущих исследований, подчеркивающих важность саморегуляции для достижения образовательных целей. Успешные студенты, использующие эффективные методы саморегуляции, демонстрируют лучшие результаты и большую приверженность к своему обучению.
Учёные определили три ключевые цели в своей работе.
- Проверить результаты других исследований, которые выявили связь между саморегуляцией мотивации и успеваемостью. Согласно, например, гипотезе Мальте Швингера и Иоахима Штиенсмайер-Пельстера, если студенты используют какие-нибудь стратегии мотивационной регуляции, это повышает их успеваемость за счёт того, что они больше стараются.
- Убедиться в том, что у студентов, которые используют стратегии мотивационной саморегуляции, реже возникает желание бросить учёбу. Такая версия вытекала из предыдущих исследований.
- Выяснить, влияет ли на успехи в учёбе и на намерение бросить её то, какие конкретно стратегии саморегуляции мотивации используют студенты. При этом исследователи учли и то, какой был средний балл у каждого студента в старшей школе. Дело в том, что именно он традиционно служит предиктом (то есть предсказывающим признаком) того, хорошо или плохо будет учиться человек в вузе, бросит ли он его или закончит.
Как провели исследования и что выяснили
Авторы данной статьи представляют результаты двух взаимосвязанных исследований, которые отличались по своему дизайну и организации. Эти исследования направлены на анализ различных аспектов рассматриваемой темы и позволяют глубже понять предмет исследования.
В исследовании принимали участие 249 студентов старших курсов одного из ведущих университетов Германии, обучающихся по педагогической программе. Средний возраст участников составил 21 год, при этом доля девушек составила 66,3%, а юношей — 33,7%. С целью изучения частоты применения студентами различных стратегий саморегуляции мотивации, исследователи предложили им заполнить анкету. Анкета включала формулировки, отражающие различные подходы к самомотивации, что позволило выявить предпочтения студентов в использовании тех или иных стратегий.
- «Я убеждаю себя сильно стараться ради учёбы» (самоубеждение с ориентацией на мастерство).
- «Я обращаю своё внимание на то, как важно получать хорошие оценки» (самоубеждение с ориентацией на результат).
- «Я представляю, что мои однокурсники смеются над моей плохой успеваемостью» (самоубеждение с ориентацией на избежание плохих последствий).
- «Я делаю процесс обучения более приятным для себя, стараюсь организовать его в игровой форме» (повышение ситуационного интереса).
- «Я пытаюсь связать свои учебные задачи с жизненными» (повышение личной значимости обучения).
- «Я слежу за тем, чтобы отвлекающие факторы возникали как можно реже» (организация рабочей среды, благоприятствующей обучению).
- «Я выполняю работу шаг за шагом, чтобы получить ощущение, что я продвигаюсь вперёд» (поступательное освоение учебного материала).
- «Я обещаю себе, что после работы займусь тем, что мне нравится» (самопоследовательность).
Участники оценивали истинность утверждений по пятибалльной шкале, где 1 означало «редко», а 5 — «очень часто». Также им было предложено указать степень согласия с утверждением «Я серьёзно подумываю о том, чтобы бросить учёбу» по четырёхбалльной шкале, где 1 соответствовало «ложь», а 4 — «верно». Данный подход позволил исследователям получить данные о намерениях студентов относительно прекращения учёбы, что является важным аспектом для анализа образовательного процесса и поддержки студентов.
Для оценки академических усилий был применён специализированный опросник. Академическая успеваемость исследовалась на основе текущих средних баллов студентов в высших учебных заведениях. Использование опросника позволило получить более точные данные о мотивации и уровне вовлечённости студентов в учебный процесс, что в свою очередь дало возможность глубже понять факторы, влияющие на их успехи в обучении.
Исследования показали взаимосвязь между стратегиями самомотивации, академическими усилиями и успеваемостью студентов. Студенты, которые активно используют методы самомотивации и прилагают значительные усилия к учебе, демонстрируют лучшие результаты и реже принимают решение о прекращении обучения. Хотя вывод может показаться очевидным, он подтверждён научными данными, что подчеркивает важность стараний в процессе получения знаний.
Участники опроса чаще всего применяли стратегии самоубеждения, направленные на достижение результатов и поддержание самопоследовательности. В то же время, наименьшую активность они проявляли в использовании самоубеждения, ориентированного на избегание негативных последствий, а также в усилиях по увеличению своего ситуационного интереса.
Авторы провели дополнительное исследование, чтобы выяснить, смогут ли студенты с различными характеристиками достичь аналогичных результатов. Участники нового исследования обучались в области STEM, где высокая сложность учебного процесса значительно влияет на уровень отсева студентов из вузов.
На этот раз речь идет о первокурсниках, что дает возможность выявить их намерение покинуть учебное заведение на раннем этапе, например, после первых неудач на экзаменах. Переходный период от школы к университету считается критическим и часто сопровождается высоким уровнем отсева студентов.
В этом исследовании девушки составили 34,8%, в то время как юноши — 65,2%. Участниками стали 210 первокурсников двух крупных немецких университетов. Средний возраст студентов составил 20 лет.
Второе исследование было проведено аналогично первому, и результаты оказались сопоставимыми.
К каким выводам пришли исследователи
В ходе анализа основных результатов исследования авторы пришли к выводу о наличии связи между саморегуляцией мотивации и успеваемостью студентов. Исследователи подчеркивают, что эта связь является косвенной, с акцентом на значимость академических усилий. Иными словами, чем больше студент проявляет самомотивацию и старания в учебе, тем выше его успеваемость. Это также снижает риск того, что он решит прекратить обучение.
Стратегии самоубеждения, ориентированные на мастерство и достижение результатов, показали наивысшую эффективность в влиянии на академические усилия и успеваемость студентов. Использование этих методов позволило учащимся более активно участвовать в учебном процессе и прилагать усилия для достижения своих целей.
Стратегии, направленные на повышение личной значимости обучения, создание благоприятной рабочей среды, поэтапное освоение учебного материала и поддержание последовательности в обучении, также оказывают положительное влияние. Однако их эффективность несколько ниже по сравнению с наиболее значимыми методами. Эти подходы помогают улучшить процесс обучения и повысить его результаты, способствуя более глубокому пониманию и усвоению знаний.
Наименее эффективными стратегиями являются самоубеждение, направленное на избегание негативных последствий, и повышение ситуационного интереса. Эти подходы не оказывают значительного влияния на учебные достижения.
Авторы данной научной работы подчеркивают, что студентов можно обучить эффективному применению мотивационных стратегий. Это утверждение подтверждается результатами других исследований, которые показывают, что использование таких методов может значительно повысить учебную активность студентов. В результате этого улучшаются их академические показатели, а также снижается процент отчислений из учебных заведений. Внедрение мотивационных стратегий в образовательный процесс является важным шагом к повышению качества образования и успешности студентов.
Проведение опросов, аналогичных тем, что использовались в данном исследовании, позволяет выявить стратегии, которые применяют студенты, а также определить, насколько активно они их используют. Эти данные могут стать основой для прогнозирования учебной успеваемости студентов и оценки риска их намерения покинуть вуз. Обладая такой информацией, можно своевременно организовать необходимую поддержку для тех, кто в ней наиболее нуждается. Это способствует повышению уровня успеваемости и снижению числа студентов, оставляющих учебное заведение.
Некоторые вузы уже внедряют прогностические модели на основе искусственного интеллекта для предсказания успеваемости студентов. В Московском городском педагогическом университете (МГПУ) для этих целей анализируется более 20 различных параметров. Данные опросов студентов о применяемых ими стратегиях самомотивации могут значительно упростить создание более эффективных прогнозных моделей. Это позволит образовательным учреждениям лучше адаптировать учебные программы и поддерживать студентов в их образовательном процессе.
Узнайте больше о мире образования, присоединяясь к нашему телеграм-каналу. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе последних новостей, статей и полезной информации в сфере образования.
Читать также:
- Интервью о том, зачем нужны тьюторы в вузах
- Как отказ от отметок влияет на успеваемость студентов
- Что такое мышление роста и почему оно важно для образования
- 5 книг о том, как мотивировать учиться
Узнайте больше об образовании, подписавшись на наш телеграм-канал. Мы делимся актуальными новостями, полезными советами и интересными материалами, которые помогут вам быть в курсе последних тенденций в сфере образования. Не упустите возможность расширить свои знания и следить за обновлениями!
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее