Пирамида Дейла: правда ли, что обучение на практике лучше любой теории? / Skillbox Media
Эта теория предлагает простое решение сложных задач, но не имеет доказательств. Похоже, это просто миф.
Содержание:
Научитесь: Методист образовательных программ
Узнать большеВ данной статье вы получите информацию о:
- где впервые была опубликована «пирамида обучения» и как с ней связан Эдгар Дейл;
- почему эта теория несостоятельна;
- насколько широко «пирамида Дейла» распространена в образовательной и популярной литературе;
- по каким причинам она до сих пор так популярна.
Если вы интересуетесь обучением, то, вероятно, знакомы с концепцией «пирамиды Дейла», которая утверждает, что человек запоминает лишь 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного и 90% материала, который он усвоил на практике. Хотя процентные соотношения могут варьироваться в различных интерпретациях, основная идея заключается в том, что активное обучение через практический опыт является наиболее эффективным. Несмотря на привлекательность этой теории, существует серьёзная проблема: с момента её появления не было проведено ни одного надёжного исследования, подтверждающего эти цифры. Это ставит под сомнение реальность заявленных результатов и требует более глубокого анализа методов обучения, чтобы определить, какие подходы действительно способствуют запоминанию и усвоению информации.
С чего всё началось
История возникновения теории, связанной с обучением и восприятием информации, является сложной и многогранной. Тем не менее, можно утверждать, что ее корни уходят в прошлое, задолго до того, как американский педагог Эдгар Дейл начал активно развивать и популяризировать эту концепцию. Дейл стал ключевой фигурой в данной области, однако сама теория формировалась под влиянием различных мыслителей и исследователей, что делает ее изучение еще более интересным и значимым.
Кен Мастерс из Университета имени султана Кабуса в 2019 году провёл глубокий анализ применения концепции «пирамиды Дейла» в медицинском образовании. В ходе исследования было установлено, что подобная идея была впервые представлена в статье Чарльза Роудса в 1906 году. В этой статье утверждается, что «мы запоминаем одну десятую того, что слышим, пять десятых того, что видим, семь десятых того, что говорим и девять десятых того, что делаем». Хотя Роудс цитирует это утверждение, он не указывает источник, что свидетельствует о возможном существовании данного мнения и ранее. Это подчеркивает важность активного участия в учебном процессе для повышения эффективности запоминания информации.
В 1950-х годах американская Национальная учебная лаборатория (National Training Laboratories, NTL) представила свою интерпретацию концепции обучения в виде пирамиды. Эта модель акцентирует внимание на различных уровнях усвоения знаний и навыков, подчеркивая, что эффективность обучения зависит от методов и подходов, используемых в процессе. Пирамида демонстрирует, как активное участие и практическое применение информации способствуют более глубокому пониманию и долговременному запоминанию материала.
Согласно заявлению организации, указанные процентные значения были определены в ходе исследования NTL. Однако подробная информация об этом исследовании недоступна.
Неясно, почему имя Эдгара Дейла связано с пирамидой. В его книге «Аудиовизуальные методы обучения», впервые опубликованной в 1954 году, нет явных указаний на эту ассоциацию. Тем не менее, в работе представлена концепция «конуса опыта», который иллюстрирует различные форматы обучения, располагая их от самых абстрактных к наиболее конкретным. В этом конусе перечислены следующие уровни: вербальные символы, визуальные символы, изображения, аудиозаписи, радио, фильмы, образовательные телепрограммы, выставки, экскурсии, демонстрации, театрализованная деятельность, симуляции и практическая деятельность. Такой подход позволяет лучше понять, как различные методы обучения могут влиять на восприятие и усвоение информации.
По запросу «конус опыта Дейла» можно обнаружить множество вариаций этой модели, в которых каждому типу учебного материала (текст, презентация, фильм и другие) приписаны определённые проценты усвоения информации. Однако в оригинальной концепции Дейла такой привязки не было. Схема не касалась вопросов запоминания и была создана исключительно для наглядной демонстрации классификации типов учебных материалов.
В третьем переиздании книги «Аудиовизуальные методы обучения» Дейл добавил раздел «Некоторые вероятные заблуждения», в котором акцентировал внимание на том, что его классификация учебных материалов не подразумевает, что определенные формы обучения являются более эффективными, чем абстрактные. Однако, как показывает практика, его предупреждение не было воспринято должным образом.
Вопрос о происхождении процентов в данном мифе вызывает интерес. Откуда берутся такие точные значения? Даже если бы существовало исследование, которое подтвердило бы эти данные, разве его результаты могли бы быть столь идеальными? Этот аспект остается неразгаданной загадкой. Интересно, что в истории мифологии часто встречаются подобные вопросы, которые открывают новые горизонты для анализа и интерпретации.
Почему теория «пирамиды обучения» несостоятельна
Данная методика не является универсальной и не может быть применена ко всем материалам, что подтверждается конкретными примерами и доказательствами.
В статье «Что делать с ухудшающимися оценками по математике в Канаде» доцент Университета Виннипега Анна Стокк выявила важную тенденцию. Она отметила, что с 2003 по 2012 год в большинстве провинций Канады наблюдается значительное снижение результатов учащихся на тестах по математике, которые школьники проходят после восьмого класса. Этот общий спад в уровне знаний совпадает с переходом образовательных учреждений на учебные программы, основанные на концепции «опытного пути». Данная ситуация вызывает серьезные опасения и требует анализа причин, а также разработки эффективных стратегий для повышения успеваемости по математике в канадских школах.
Согласно данной концепции, ученики должны самостоятельно искать ответы на вопросы, а не просто получать готовые алгоритмы и формулы от преподавателя. Такой подход предполагает развитие критического мышления и способности к самостоятельному обучению. Ключевыми характеристиками этого метода являются: активное участие учащихся в процессе обучения, стимулирование их любознательности и творческого подхода, а также акцент на практическом применении знаний. Это способствует глубокому пониманию материала и формированию навыков, необходимых для решения реальных задач.
- открытые вопросы с несколькими правильными ответами (например: «Решение задачи — 37, как может звучать её условие?»);
- рисование схемы решения задач;
- применение принципа «сверху вниз», при котором ученики работают над сложными задачами, даже если у них нет базовых знаний и навыков;
- минимальное количество письменной работы.
Стокк пришла к выводу, что в обучении математике дети лучше усваивают материал, когда им сначала объясняют правила, предоставляют формулы и акцентируют внимание на важных принципах. После этого начинается практическое закрепление знаний. Такой подход способствует более глубокому пониманию предмета и улучшает результаты обучения.
Вопрос об эффективности модели «пирамиды обучения» был исследован учеными Джеймсом Лэлли и Робертом Миллером в статье «Пирамида обучения: показывает ли она учителям правильное направление». В ходе анализа различных методов обучения они пришли к выводу, что каждый из них эффективен в определенных условиях. Ни один метод не имеет явных преимуществ перед другими, что подчеркивает важность выбора подхода в зависимости от контекста и потребностей обучающихся. Это исследование поднимает актуальные вопросы о том, как оптимально сочетать различные методы для достижения максимальных результатов в обучении.
Насколько широко распространился этот миф
Введите в поисковую строку запросы «диаграмма Дейла» или «пирамида Дейла», чтобы увидеть множество интерпретаций этого концепта. С момента его появления не было проведено научных экспериментов, подтверждающих его эффективность. Несмотря на это, идея продолжает активно использоваться в различных областях. Анализ Кена Мастерса показывает, что только в статьях по медицинскому образованию, опубликованных с сентября 2012 года по апрель 2018 года, было найдено 41 работа, ссылающаяся на «пирамиду Дейла». Это свидетельствует о популярности данной теории, несмотря на отсутствие научного обоснования.
Мастерс заметил значительный рост упоминаний о пирамидах обучения в медицинской образовательной литературе с 2012 года. Даже критические замечания, направленные против этой теории, иногда используются для её аргументации. Исследователи, которые осознают недостаточность данной идеи, по-прежнему продолжают включать её в свои научные работы. Это свидетельствует о том, что концепция пирамид обучения продолжает оказывать влияние на медицинское образование, несмотря на критику.
Пирамида обучения также обсуждается в популярных трудах по саморазвитию. В книге о финансовом успехе «Почему мы хотим, чтобы вы были богаты» авторов Роберта Кийосаки и Дональда Трампа представлен ключевой отрывок, который подчеркивает важность систематического подхода к обучению и развитию финансовой грамотности. Эта концепция помогает читателям осознать, что для достижения успеха необходимо не только желание, но и стратегическое понимание процессов, связанных с управлением финансами. Понимание структуры пирамиды обучения может значительно ускорить процесс освоения новых знаний и навыков, необходимых для достижения финансовой независимости.
В 1969 году было проведено исследование в области образования, которое выявило эффективность различных методов обучения. На основе полученных данных был разработан «конус обучения», который демонстрирует, что чтение и лекции являются наименее эффективными способами передачи знаний, в то время как практическая работа занимает лидирующие позиции по результативности. Методы, которые имитируют реальный опыт, также показывают хорошие результаты. Удивительно, что современная образовательная система продолжает в значительной степени полагаться на чтение и лекции, несмотря на то что концепция «конуса обучения» доступна уже более пятидесяти лет. Это вызывает вопросы о необходимости обновления подходов к обучению и внедрения более эффективных методов, которые могут значительно улучшить усвоение материала и подготовку студентов к реальным жизненным ситуациям.
Переделайте текст с учетом SEO, сохраняя основную тему и не добавляя лишнего. Убедитесь, что текст четкий и информативный.
Чтение является важной частью нашей жизни, которое обогащает наш опыт и развивает мышление. За счет чтения мы можем расширять кругозор, получать новые знания и улучшать навыки. Книги, статьи и другие источники информации способны вдохновлять и мотивировать. Чтение также способствует развитию воображения и критического мышления, что делает его неотъемлемой частью личностного роста.
Обратите внимание на то, что регулярное чтение положительно влияет на психическое здоровье, снижая уровень стресса и повышая общее настроение. Читая, мы можем погрузиться в другой мир, что помогает нам отвлечься от повседневных забот и проблем. Поэтому стоит выделить время для чтения, чтобы получать все преимущества от этого увлечения.
Включите чтение в свою повседневную рутину и наблюдайте, как это помогает вам стать более образованным и счастливым человеком.
- «Я убеждён, что человекоориентированная школа — та, где дети учатся, а не где их учат»
- Вдохновляющие фильмы об учителях, которые изменили жизнь своих учеников
- Друдлы: что это такое и как они помогают в обучении
- «Дети — прирождённые учёные». Почему наблюдения и эксперименты важнее учебников и тестов
Методист образовательных программ
Вы с нуля пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом — сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.
Узнать подробнее