Клиент прав не всегда, или Что важно уметь методисту, кроме проектирования обучения / Skillbox Media
Три типичных ситуации из методической работы — с разбором возможных сценариев.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать больше
Независимый сценарист и разработчик электронных курсов с опытом работы в области образования с 2012 года. За время своей деятельности я создала более 200 курсов, охватывающих различные темы и форматы. Также я являюсь автором телеграм-канала Nova Academy, где делюсь знаниями и опытом в сфере онлайн-обучения. Моя цель — помочь образовательным учреждениям и отдельным специалистам создавать качественные и эффективные учебные материалы.
В процессе обучения будущие методисты изучают различные модели и инструменты проектирования учебных курсов. На теоретическом уровне этот процесс представляется системным и логичным. Однако, когда начинающие методисты сталкиваются с реальными задачами от заказчиков, они нередко сталкиваются с неожиданными трудностями, которые существенно отличаются от их первоначальных представлений. Этот контраст между теорией и практикой подчеркивает важность глубокого понимания не только методологии проектирования, но и потребностей клиентов.
Причины недостаточной эффективности учебных курсов часто связаны с тем, что заказчики и тематические эксперты не всегда обладают необходимыми знаниями о создании образовательных программ. Это вполне естественно: они не обязаны быть специалистами в этой области. Основная задача заказчика заключается в определении желаемых результатов обучения, тогда как эксперт должен глубоко понимать тему курса. Ключевую роль в преобразовании знаний эксперта в качественный курс, способствующий достижению поставленных целей, играет методист. Заказчики и эксперты доверяют методисту, который проектирует курс, выбирая наиболее подходящие подходы и инструменты для решения учебных задач. В идеале именно такая схема взаимодействия обеспечивает создание эффективного образовательного продукта.
Заказчики и эксперты часто имеют свои представления о том, как должен быть организован курс, и настаивают на них, даже если не обладают знаниями в области методологии. Начинающие методисты, сталкиваясь с этим давлением, не всегда способны убедительно отстоять свою точку зрения и предложить наиболее эффективные подходы к обучению. В результате может возникать стереотип, что «Клиент всегда прав», что порой мешает качественной разработке образовательных программ. Важно понимать, что успешное обучение требует учета научных основ педагогики и методики, и профессионалы должны уметь обосновать свои предложения, чтобы достичь оптимальных результатов.
В этом тексте я проанализирую несколько распространенных ситуаций, которые часто возникают на практике. Я покажу, как различные методисты могут реагировать на одни и те же обстоятельства, а также какие последствия и результаты из этого вытекают. Для наглядности я продемонстрирую разные подходы на примере двух вымышленных персонажей.
Елена — начинающий методист, который стремится удовлетворить запросы как заказчиков, так и экспертов. Она всегда готова прислушаться к их пожеланиям и выполнить их требования, так как опасается разочаровать людей, с которыми работает. Её подход к работе основан на стремлении к сотрудничеству и пониманию нужд клиентов, что делает её ценным специалистом в своей области. Однако такой подход может привести к тому, что она не всегда учитывает свои собственные идеи и инициативы. Важно, чтобы Елена научилась находить баланс между выполнением пожеланий других и реализацией собственных концепций, что позволит ей развиваться как методисту и предлагать оригинальные решения.
Вторая героиня, Юлия, является опытным методистом. Она уверенно взаимодействует с экспертами, предлагает разнообразные варианты решений и настойчиво отстаивает своё профессиональное мнение. Юлия проявляет уверенность и компетентность, что делает её важным членом команды.
«Не надо никаких кастдевов, на это нет ресурсов!»
При создании курса по целеполаганию для руководителей небольшой розничной компании важно начать с глубокого понимания целевой аудитории. Однако, если заказчик указывает на нехватку времени и требует оперативного выполнения заказа, необходимо использовать доступные данные для быстрого анализа. Можно провести опрос среди сотрудников компании, изучить их потребности и ожидания от курса. Кроме того, стоит рассмотреть лучшие практики в области целеполагания, адаптировав их к специфике розничной торговли. Важно разработать структуру курса, которая будет учитывать основные проблемы и задачи, с которыми сталкиваются руководители в своей повседневной деятельности. Это позволит создать эффективный и востребованный продукт, способствующий развитию навыков целеполагания у руководителей и улучшению результатов компании.
Елена принимает решение о сотрудничестве с заказчиком и незамедлительно начинает разработку курса, основываясь на контенте, который сможет предоставить тренер по целеполаганию. Эта рабочая стратегия позволяет создать эффективный образовательный продукт, который отвечает требованиям целевой аудитории и учитывает актуальные тенденции в области целеполагания.
Когда курс завершён, он проходит тестирование на фокус-группе, где возникают многочисленные негативные комментарии. Руководители отмечают, что содержание курса не соответствует их рабочим задачам. Это приводит к необходимости значительных доработок. Заказчик остаётся недовольным и считает, что проблемы курса вызваны недостатками работы методиста, а не его отказом от исследования целевой аудитории.
Юлия осознает, что курс должен учитывать уровень целевой аудитории, а также её потребности и проблемы. Именно поэтому она разрабатывает программу, ориентированную на конкретные запросы участников. Это позволяет создать максимально релевантный и эффективный контент, который будет отвечать на актуальные вопросы и решать насущные проблемы целевой группы. Учитывая особенности и потребности слушателей, Юлия стремится обеспечить высокий уровень вовлеченности и усвоения материала, что в итоге способствует достижениям участников на практике.
- Объясняет заказчику, зачем нужно делать исследование целевой аудитории и почему нельзя пропускать этот этап, чётко доносит, что без него курс может оказаться бесполезным.
- Предлагает варианты, как можно сократить время на исследование. Для этого у Юли всегда наготове список вопросов, которые нужно задать для исследования целевой аудитории. Эти вопросы она задаёт заказчику.
- Если нет возможности провести полноценный кастдев, она ограничивается интервью с несколькими представителями целевой аудитории. Это помогает ей понять мотивацию, потребности и установки.
Результат тестирования на фокус-группе показал высокую оценку курса, что привело к его принятию заказчиком с минимальными корректировками. Это подтверждает эффективность разработанного материала и его соответствие ожиданиям целевой аудитории.
«Не надо практических заданий, сделайте просто красиво и нескучно!»
Получен новый заказ для наших специалистов. На этот раз необходимо разработать курс для продавцов косметики, чтобы они уверенно ориентировались в новом продукте. Заказчик настаивает на том, что курс должен содержать исключительно теоретическую информацию, то есть данные, которые продавцы должны запомнить о продукте. Практические занятия не требуются. Основное внимание следует уделить интересной и увлекательной подаче теории, чтобы сделать процесс обучения максимально эффективным и запоминающимся.
Елена считает, что заказчик лучше осознает цели обучения, поэтому разрабатывает курс, сосредоточенный на теоретических аспектах. Она применяет метод сторителлинга, что делает процесс обучения увлекательным и интересным. Такой подход позволяет не только эффективно усваивать материал, но и поддерживать высокий уровень вовлеченности участников.
Результаты обучения вызвали удовлетворение как у заказчика, так и у продавцов. Однако спустя месяц после завершения курса только 30% продавцов успешно сдали тест на знание нового продукта. Заказчик остался разочарован, поскольку курс, хоть и интересный, не принес ожидаемой пользы. В его глазах ответственность за это лежит на методисте.
Юлия в аналогичной ситуации с научными исследованиями объясняет заказчику, что его представление о запоминании информации ошибочно. Запоминание не происходит автоматически при ознакомлении с материалом — оно требует активного вовлечения, что называется практикой извлечения (retrieval practice). Без применения этой методики новая информация быстро забывается, и простое повторение курса не решает проблему. Поэтому Юлия подчеркивает необходимость включения в курс упражнений, направленных на извлечение и припоминание новой информации, что значительно повысит эффективность обучения и закрепление знаний.
Юлия проходит курс с упражнениями на запоминание. Через месяц после завершения курса продавцы демонстрируют отличные результаты в оценке знаний нового продукта, что приводит к удовлетворенности заказчика.
«Делайте так, как говорит эксперт — он же лучше разбирается в теме!»
Запуск нового курса посвящен сложной технической теме «Средства индивидуальной защиты» для работников металлургического комбината. Информацию по данной теме предоставляет эксперт, однако взаимодействие с ним вызывает трудности. Он постоянно настаивает на своем мнении, использует авторитет и считает, что знает, как лучше представить материал. Заказчик также поддерживает позицию эксперта, утверждая, что его мнение должно иметь решающее значение. Важно найти баланс между экспертным мнением и потребностями аудитории, чтобы обеспечить качественное обучение и соблюдение стандартов безопасности на производстве.
Елена формирует курс, основываясь на своем экспертном мнении. С более чем 20-летним опытом работы в профессии, она точно знает, как эффективно донести информацию до студентов. Её подход гарантирует, что темы будут представлены доступно и понятно, что способствует успешному усвоению материала.
Курс оказался сложным для восприятия и избыточным по информации. После его завершения у сотрудников возникло больше вопросов, чем знаний по теме. Заказчик считает, что в этом виноват методист. Эксперт предоставил отличный контент, но Елена не смогла эффективно его представить. Необходима оптимизация подачи материала для повышения усвояемости и удовлетворенности участников.
Юлия уже имела подобный опыт. Она понимает, что многие эксперты и заказчики не осознают важность методиста, воспринимая его лишь как технического помощника. Поэтому на первой встрече с заказчиком и экспертом Юлия сразу обозначает свои задачи и уточняет роль тематического эксперта. Она подчеркивает, что методист — это квалифицированный специалист, обладающий знаниями в области разработки эффективных образовательных программ. Это понимание помогает установить правильные ожидания и способствует продуктивному сотрудничеству.
При проектировании курса необходимо учитывать множество факторов, включая теорию обучения, когнитивную нагрузку, психологию учащихся и алгоритмы проектирования. Хороший курс представляет собой не просто контент, предоставленный тематическим экспертом, а методологически выстроенную систему. Взаимодействие между методистом и экспертом должно происходить на равных, где каждый из них отвечает за свою область. Эксперт отвечает за создание содержательной части курса, в то время как методист сосредоточен на эффективности подачи материала. Таким образом, мнение методиста становится ключевым в процессе разработки курса.
Эксперт высоко оценил итоговый курс, который оказался понятным и доступным для сотрудников. Обучение проходит легко, и участники успешно усваивают материал. Курс продемонстрировал свою эффективность, и заказчик остался удовлетворён результатами.
Какие выводы?
Главная мысль, которую я хочу донести через эти примеры, заключается в том, что для успешной разработки образовательных программ методистам недостаточно только знания методологии и инструментов. Ключевым аспектом является также владение высокими навыками коммуникации. Эти навыки так же важны, как и теоретическая база. Неумение вести конструктивный диалог с заказчиками и экспертами, а также недостаток способности аргументированно и настойчиво убеждать их, когда они ошибаются в своих представлениях о создании курса, могут привести к значительным недостаткам в конечном продукте. В конечном итоге ответственность за проектирование обучения ложится на методиста, и именно его упрекнут в возможных проблемах. Поэтому развитие коммуникационных навыков является неотъемлемой частью профессиональной подготовки методистов.
Приведу пример из личного опыта. Однажды клиент, подобно описанному в первой части статьи, заявил, что у него нет времени на определение потребностей целевой аудитории: «Давайте обойдёмся без этого, курс нужен очень срочно!» В рамках этого курса необходимо было обучить продавцов работе с компьютерной программой, которая позволяла поддерживать актуальный ассортимент товаров на полках магазина.
Во время нашей встречи мы выяснили, что программа в магазине была установлена довольно давно, однако продавцы не использовали её функционал. Заказчик стремился разработать увлекательный игровой курс с элементами геймификации, чтобы наглядно продемонстрировать, как эффективно пользоваться данной программой. Такой подход позволит не только повысить интерес сотрудников, но и значительно улучшить их навыки работы с инструментом.
Я провела анализ программы и пришла к выводу, что она достаточно интуитивно понятна для быстрого освоения без необходимости прохождения курсов. Следовательно, проблема, скорее всего, не в недостатке знаний у продавцов о том, как использовать программу. Они, похоже, просто не обращают на неё внимания.
Я объяснила ситуацию заказчику и предложила провести небольшое исследование, чтобы узнать мнение продавцов. Он согласился. В ходе бесед продавцы признались, что опасаются reprimand со стороны директора, если тот начнет получать сообщения о нехватке товаров на полках. Это внутреннее давление мешает им эффективно использовать программу.
В конечном итоге курс был реализован, но его содержание значительно изменилось. Мы не просто обучали пользователей работе с программой, а стремились изменить стереотипы продавцов. Это, конечно, увеличило сроки разработки, но в результате курс достиг поставленных целей. Если бы мы последовали изначальным требованиям заказчика и сосредоточились лишь на обучении работе с программой, это привело бы к гораздо большему разочарованию и потере времени, без каких-либо ощутимых результатов.
Опыт действительно играет важную роль в умении эффективно справляться с различными ситуациями. Однако, что делать методистам, которые только начинают свою карьеру? Я считаю, что есть несколько полезных рекомендаций, которые могут значительно упростить этот процесс. Во-первых, важно постоянно обучаться и развиваться в своей области. Чтение специализированной литературы и участие в вебинарах помогут углубить знания и расширить кругозор. Во-вторых, стоит наладить контакты с более опытными коллегами, чтобы получать поддержку и советы. Обмен опытом с другими методистами может стать ценным ресурсом в трудные моменты. В-третьих, практика играет ключевую роль. Регулярное применение полученных знаний в реальных условиях поможет быстрее адаптироваться и повысить уверенность в своих действиях. Эти шаги помогут новичкам стать более уверенными и успешными методистами.
- Понимание своей роли и ценности в процессе работы над проектом. Это придаёт уверенности в себе. Важно чётко ответить на вопрос: «Зачем я здесь? Чтобы сделать обучение эффективным и интересным для учащихся или просто чтобы сделать всё, как скажет заказчик?»
- Тщательная подготовка к встрече с заказчиками и экспертами. Важно заранее спланировать её, продумать вопросы, которые хотите задать, подготовить убедительные аргументы в защиту своего мнения.
- Обучение на курсе или тренинге по коммуникациям. Эффективная коммуникация — это тоже навык, а не просто врождённый талант, и ему тоже можно учиться. Обучение не обязательно должно быть долгим по времени, но обязательно с практикой.
- Отстройка личных границ. Тут чуть сложнее. Важно научиться говорить «нет». Лично мне научиться выстраивать границы помогла сессия с психологом.
Изучите дополнительные материалы:
- Как методисту начать зарабатывать на фрилансе
- Как работать с экспертами: гайд для методистов
- 5 типичных трудностей, которые возникают у методистов с экспертами
- Чем методисты занимаются в школах, садиках, СПО, вузах, EdTech?
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее