Корп обучение #Статьи

4 июля, 2025

Как за три года изменилось российское корпоративное обучение и что ему важно в 2024-м / Skillbox Media

Новое исследование рынка показало, какие тенденции реально важны рынку.

Каждую весну сообщество Digital Learning в партнерстве с компанией «Эквио» проводит исследование, направленное на анализ состояния и тенденций российского рынка корпоративного обучения. Это исследование помогает выявить актуальные потребности компаний в области обучения сотрудников и определить ключевые направления развития в сфере корпоративного обучения в России. Результаты исследования служат важным инструментом для всех участников рынка, позволяя улучшать качество образовательных программ и адаптировать их к требованиям современного бизнеса.

В 2024 году исследование охватило меньше вопросов и имело более скромный масштаб по сравнению с предыдущими годами. Тем не менее, инициаторы подчеркивают, что результаты исследования все равно дают возможность оценить текущие тенденции и изменения на рынке. Полученные данные могут быть сравнены с показателями 2022 и 2023 годов. Организаторы представили результаты исследования 18 июня, что позволяет аналитикам глубже понять динамику рынка.

Кто участвовал в исследовании

В мае 2024 года опросник, разработанный для исследователей, заполнили 100 участников сообщества Digital Learning. В числе респондентов оказались сотрудники различных компаний, представляющих широкий спектр отраслей и направлений. Это позволило получить ценную информацию о текущих трендах и потребностях в области цифрового обучения. Результаты данного опроса помогут лучше понять, как развиваются подходы к обучению и какие технологии становятся наиболее востребованными в современном образовательном процессе.

  • до 100 человек — 14,4%;
  • от 100 до 1000 человек — 22,7%;
  • от 1000 до 3000 человек — 19,6%;
  • от 3000 до 5000 человек — 12,4%;
  • от 5000 до 10 000 человек — 8,2%;
  • от 10 000 человек — 22,7%.

В опросе были представлены различные сферы бизнеса, но наиболее часто встречались специалисты из IT, составившие 17,5% от общего числа участников. На втором месте находятся представители производственной и финансовой сфер, по 14,4% каждый. Наименьшее количество респондентов пришло из энергетической и нефтегазовой отрасли, а также из фармацевтики и розничной торговли.

Какие форматы обучения выбирают в 2024-м

Ситуация с формой обучения остается стабильной на протяжении последних трех лет, как отметил основатель сообщества Digital Learning Павел Безяев в результате опроса. Несмотря на разговоры о том, что онлайн-обучение стало скучным и популярность очного обучения скоро возрастет, реальность показывает, что таких изменений не произошло. Онлайн-форматы продолжают сохранять свою актуальность и востребованность, что подтверждает необходимость адаптации образовательных программ к современным требованиям.

Данные опроса Digital Learning и компании «Эквио»Иллюстрация: Skillbox Media

Более 60% опрошенных отметили, что их компании интегрируют элементы онлайн- и офлайн-обучения в рамках единой программы. Еще 25% респондентов применяют оба формата, но не комбинируют их, выбирая либо очные, либо онлайн-программы. Полностью в виртуальный формат перешли лишь 9%, а доля тех, кто предпочитает исключительно «живое» обучение, составляет еще меньший процент. Эти данные свидетельствуют о стабильности практик в российских компаниях, что, по мнению Павла Безяева, говорит о отсутствии необходимости в изменениях.

В прошедшем году произошли изменения в форматах подачи контента. Наиболее заметным трендом стало снижение популярности слайдовых курсов, которые в прошлом году занимали первое место, а в 2024 году опустились на третью позицию. При этом респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов, что указывает на то, что даже в качестве одного из инструментов треть опрошенных не использует слайды. Это свидетельствует о смещении предпочтений аудитории к другим форматам подачи информации.

Синхронные активности, такие как вебинары и мастер-классы, занимают первое место среди форматов онлайн-обучения. Асинхронные видеокурсы идут следом, обеспечивая гибкость в обучении. Замыкает пятерку лидеров комбинация синхронного и асинхронного подходов, а также лонгриды, которые позволяют глубокое погружение в материал. Эти форматы обучения востребованы благодаря своей эффективности и удобству, позволяя каждому участнику выбрать наиболее подходящий способ получения знаний.

Данные опроса Digital Learning и компании «Эквио»Иллюстрация: Skillbox Media

Интерес к лонгридам продолжает расти, что подтверждают CEO компании «Эквио» Алексей Вагин и директор по развитию бизнеса iSpring Екатерина Бергер. Эксперты связывают этот тренд с появлением новых инструментов и конструкторов, которые упрощают создание интерактивных учебных материалов. Екатерина Бергер подчеркивает, что в течение года лонгриды могут занять одно из трёх ведущих мест среди популярных инструментов корпоративного обучения. Она отмечает, что этот формат особенно удобен для малого и среднего бизнеса, так как именно с него начинаются разработки курсов. Освоив лонгриды, компании могут перейти к созданию более сложных образовательных программ.

Форматы обучения, которые обсуждались с интересом на российском рынке несколько лет назад и продолжают активно обсуждаться за границей, остаются в числе аутсайдеров. Курсы на основе чат-ботов, а также VR- и AR-курсы до сих пор не достигли даже 7% популярности. Мобильное обучение также занимает невысокие позиции в рейтингах. Однако эксперты подчеркивают, что для правильной интерпретации этих данных следует учитывать контекст. Алексей Вагин отметил, что в его компании мобильное обучение занимает лидирующие позиции. «Все зависит от специфики индустрии, участвующей в опросе. Например, для курьерских служб или ритейла мобильное обучение является критически важным, поскольку именно таким образом можно эффективно донести информацию», — добавил он.

Переделанный текст:

Обязательно ознакомьтесь с дополнительными материалами:

Смешанное обучение сотрудников представляет собой сочетание традиционного обучения и цифровых методов, что может создавать определенные трудности. Основные проблемы включают недостаток мотивации у сотрудников, сложности с интеграцией разных форматов обучения и необходимость в технической поддержке. Для преодоления этих трудностей важно создать четкую структуру обучения, которая будет учитывать индивидуальные потребности сотрудников и особенности их работы. Необходима также активная поддержка со стороны руководства, что поможет повысить заинтересованность и вовлеченность команды. Использование современных технологий, таких как платформы для онлайн-обучения и инструменты для отслеживания прогресса, может значительно упростить процесс. Важно также регулярно собирать обратную связь от сотрудников для корректировки подходов и улучшения качества обучения. Таким образом, подходя к смешанному обучению стратегически, можно эффективно развивать навыки сотрудников и повышать общую продуктивность компании.

Нужен ли ИИ российским компаниям

В 2023 году тема искусственного интеллекта продолжала активно развиваться, однако лишь 13% респондентов смогли внедрить его инструменты в свою работу. Согласно проведенному опросу, количество компаний, начинающих осваивать технологии ИИ, значительно возросло: почти 40% участников экспериментов уже применяют его в своих процессах, а 2% полностью интегрировали искусственный интеллект в обучение. Тем не менее, большинство организаций все еще не готовы к полноценному взаимодействию с ИИ, что подчеркивает необходимость дальнейшего обучения и адаптации к новым технологиям.

Данные подтверждают мнение зарубежных экспертов о текущей ситуации в области обучения и развития (L&D). По мнению Росса Стивенсона, главы компании Steal These Thoughts и специалиста в корпоративном обучении, большинство L&D-профессионалов находятся на стадии исследования и экспериментов с искусственным интеллектом и будут продолжать эту практику как минимум до середины 2025 года. Важно отметить, что в России интерес к искусственному интеллекту, похоже, ниже, чем в других странах. Это может указывать на необходимость активизации усилий в данной области для повышения конкурентоспособности на международной арене.

Данные опроса Digital Learning и компании «Эквио»Иллюстрация: Skillbox Media

Искусственный интеллект на учебных платформах пока не вызывает большого интереса у пользователей. Согласно результатам опроса, лишь 15% респондентов считают ИИ-функционал ключевым элементом, а 20% выразили желание увидеть такие возможности в своей LMS-системе. Это свидетельствует о том, что внедрение ИИ в образовательный процесс требует более активного обсуждения и демонстрации его потенциала для улучшения обучения.

Авторы исследования также задали вопрос о регулярности и систематичности применения искусственного интеллекта в процессе разработки контента.

Данные опроса Digital Learning и компании «Эквио»Иллюстрация: Skillbox Media

Треть опрошенных пользователей только начинают исследовать новые возможности, связанные с искусственным интеллектом. Четверть респондентов обращаются к ИИ лишь в случаях, когда это необходимо для выполнения конкретной задачи. При этом 29% участников опроса заявили, что не используют ИИ для создания контента. Однако из-за формулировки вопроса трудно определить, применяют ли они технологии ИИ в других областях или же не проявляют интереса к таким инструментам вообще.

Читайте также:

ИИ кардинально трансформирует рабочие места и навыки, требуя от сотрудников адаптации к новым условиям. Во-первых, автоматизация рутинных задач позволяет освободить время для более творческой и стратегической работы, что повышает общую продуктивность. Во-вторых, растет потребность в навыках, связанных с анализом данных и управлением ИИ-технологиями. Это требует от работников постоянного обучения и повышения квалификации. В-третьих, ИИ способствует появлению новых профессий и ролей, которые ранее не существовали, что открывает дополнительные возможности для карьерного роста. Подготовка к этим изменениям становится ключевым фактором успешной адаптации на современном рынке труда.

Как разрабатывают учебный контент

Уже третий год в рамках опроса изучается, кто именно разрабатывает учебный контент для российских компаний. Согласно данным исследования, ситуация в этой области представляется необычной. В 2022 и 2023 годах 90% респондентов сообщили, что в их организациях контент создается самостоятельно, и лишь в редких случаях используется контент сторонних провайдеров. Это подчеркивает важность внутренней разработки учебных материалов для компаний, что может способствовать более точному соответствию контента специфике бизнеса и потребностям сотрудников.

Авторы исследования уже на протяжении нескольких лет подчеркивают, что постоянное создание собственных курсов и программ теряет свою актуальность, так как рынок уже насыщен разнообразными предложениями на любой вкус и бюджет. Тем не менее, призывы к приобретению готового контента пока не нашли широкого отклика. В этом году количество компаний, занимающихся производством собственного контента, увеличилось до 97%. Это свидетельствует о том, что многие продолжают верить в необходимость разработки уникальных образовательных материалов, несмотря на обилие готовых решений.

Данные опроса Digital Learning и компании «Эквио»Иллюстрация: Skillbox Media

Многочисленные факторы могут объяснить такой результат. Одной из интересных версий высказал Павел Безяев, который отметил, что для бизнеса контент, разработанный внутренними силами компании, воспринимается как бесплатный. В качестве примера он привёл ситуацию из своей практики: когда он предложил свои консалтинговые услуги, сотрудница одной российской компании предложила ему стать штатным работником, поскольку в этом случае услуги специалиста будут бесплатными. В то же время расходы на внешнего консультанта необходимо будет обосновывать перед руководством. «Это не соответствует бизнес-мышлению, но у некоторых действительно существует такая логика: всё, что сделано внутри, воспринимается как бесплатное», — прокомментировал эксперт.

Несмотря на это, в сфере контента наблюдается определённый прогресс — количество компаний, сотрудничающих с онлайн-школами, увеличивается. Ранее представители EdTech-индустрии часто выражали недовольство сложностью взаимодействия на рынке B2B. Бизнес стремится к индивидуальным решениям, что, как правило, оказывается невыгодным для обеих сторон. Кроме того, массовые онлайн-курсы долгое время не воспринимались всерьёз, как отметил Павел Безяев, так как для бизнеса не было значительной разницы между курсами, предлагаемых школами, и контентом блогеров в социальных сетях. Этот контекст подчеркивает необходимость более глубокого понимания ценности онлайн-образования и его влияния на бизнес.

Данные опроса Digital Learning и компании «Эквио»Иллюстрация: Skillbox Media

Ситуация в сфере EdTech постепенно меняется. В 2022 году среди опрошенных не было ни одного, кто сотрудничал с EdTech-компаниями, тогда как в 2023 году уже 5% респондентов начали такое сотрудничество, а 14% начали периодически использовать услуги онлайн-школ. В 2024 году 7% организаций уже интегрировали сторонние курсы в обучение своих сотрудников, более 3% находятся в процессе разработки такого взаимодействия, 13% действуют по конкретным запросам, а около 25% опрошенных рассматривают возможность привлечения EdTech-провайдеров к своим учебным процессам. Эти данные подтверждают растущий интерес к инновационным образовательным решениям и важность интеграции технологий в корпоративное обучение.

Как оценивают эффективность обучения в 2024 году

Оценка эффективности корпоративного обучения остается актуальной проблемой, как в России, так и за ее пределами. Несмотря на постоянные разговоры о необходимости сотрудничества T&D-отделов с бизнесом, методы оценки продолжают оставаться неизменными. Анкеты обратной связи и тесты по-прежнему занимают лидирующие позиции среди инструментов оценки. В 2024 году ситуация не претерпела значительных изменений: более 80% организаций по-прежнему используют тесты и метрики тщеславия, позволяя респондентам выбирать несколько вариантов ответов из предложенного списка. Этот устойчивый подход к оценке эффективности обучения подчеркивает необходимость новых методов, которые смогут более точно отражать реальный вклад корпоративного обучения в развитие бизнеса.

Данные опроса Digital Learning и компании «Эквио»Иллюстрация: Skillbox Media

Прогресс в области корпоративного обучения заметен: KPI заняли третье место по популярности, увеличившись с 7% в 2023 году до 43% в 2024 году. Модель Киркпатрика также показала значительный рост — 30% в 2024 году по сравнению с всего 4% в 2023 году. Эксперты подчеркивают, что это позитивная тенденция. Несмотря на то, что инструменты часто применяются в связке и не все этапы модели Киркпатрика реализуются полностью, данный рост свидетельствует о том, что в отечественном корпоративном обучении начали пересматривать подходы к оценке качества и реальных результатов учебных программ. Это важный шаг к повышению эффективности обучения и внедрению современных методов оценки.

Обратите внимание на следующие рекомендации:

При чтении материалов важно учитывать их качество и актуальность. Выбирайте источники, которые предоставляют проверенную информацию и экспертов в своей области. Регулярное чтение улучшает ваши знания и расширяет горизонты. Обратите внимание на статьи, которые освещают последние тенденции и разработки. Это поможет вам оставаться в курсе событий и принимать обоснованные решения. Не забывайте делиться интересными находками с коллегами и друзьями, чтобы вместе углублять свои знания.

Изменения в структуре и задачах обучения персонала в российских компаниях: ключевые выводы

Современные компании в России сталкиваются с необходимостью адаптации процессов обучения персонала к новым условиям. В последние годы наблюдаются значительные изменения, касающиеся как самой структуры обучения, так и его целей.

Во-первых, акцент смещается с традиционных методов обучения на более современные подходы, такие как онлайн-курсы и гибкие форматы. Это позволяет сотрудникам учиться в удобное для них время и темпе, что способствует повышению эффективности обучения.

Во-вторых, компании начинают использовать индивидуализированные программы обучения, учитывающие потребности и способности каждого сотрудника. Такой подход способствует более глубокому усвоению знаний и повышению мотивации работников.

В-третьих, все больше организаций осознают важность практического обучения. Стажировки и проекты, которые позволяют сотрудникам применять полученные знания на практике, становятся неотъемлемой частью образовательного процесса.

В-четвертых, использование технологий, таких как искусственный интеллект и аналитика данных, помогает компаниям более точно определять потребности в обучении и оценивать результаты. Это позволяет оптимизировать программы и повышать их эффективность.

Наконец, важной задачей становится развитие мягких навыков, таких как коммуникация, работа в команде и критическое мышление. Эти навыки необходимы для успешной работы в условиях быстро меняющегося рынка и способствуют созданию более сплоченного коллектива.

Таким образом, российские компании пересматривают свои подходы к обучению персонала, что позволяет им более эффективно реагировать на вызовы времени и повышать конкурентоспособность на рынке.

Какими техническими сервисами пользуются в корпоративном обучении в 2024-м

Авторы исследования уделили внимание предпочтениям компаний в выборе LMS (систем дистанционного обучения). Два года назад платформы для корпоративного обучения использовались в основном по прямому назначению, и пользователи не ожидали от них особых функций. Однако в 2023 году респонденты подчеркнули необходимость гибкости инструментов, расширенной аналитики и удобного интерфейса. Это свидетельствует о том, что компании стремятся к более эффективным решениям в обучении, которые смогут адаптироваться под их конкретные нужды и обеспечить более глубокое понимание процессов обучения.

Год спустя ситуация с системами управления обучением (LMS) осталась практически неизменной. Основным приоритетом для пользователей по-прежнему остается функционал платформ, особенно в области адаптивного и персонализированного обучения. Респонденты подчеркивают необходимость доработки LMS для повышения удобства и улучшения пользовательского опыта. Также существует спрос на расширенные возможности аналитики, которые позволят более эффективно отслеживать прогресс и результаты обучения.

Данные опроса Digital Learning и компании «Эквио»Иллюстрация: Skillbox Media

Ситуация с аналитикой в отчёте вызывает вопросы, что признают и сами авторы. Павел Безяев обратил внимание на интерес к корпоративному обучению, однако только 15% респондентов отметили критерий «Поддержка xAPI и CMI5» как ключевой для LMS. Эти инструменты обеспечивают расширенную аналитику, что подчеркивает их важность. Алексей Вагин предположил, что респонденты могли выбрать «всеобъемлющий» пункт, что могло повлиять на результаты. Тем не менее, эксперты согласны с тем, что в данной сфере ещё не осознана полная ценность аналитических инструментов. Это указывает на необходимость повышения информированности о значении расширенной аналитики в корпоративном обучении.

Авторы опроса подчеркнули важность вопроса безопасности в сфере корпоративного обучения. На данный момент этот аспект не является приоритетным для участников рынка, и такая ситуация сохраняется уже на протяжении двух лет.

Доля респондентов, планирующих изменить систему обучения в текущем году, остается низкой — всего 17%. В 2023 году этот показатель был немного выше, что связано с тем, что российский бизнес активно искал замену иностранным решениям. В результате, в тот период отечественный рынок поставщиков LMS (систем управления обучением) продемонстрировал значительный рост выручки, достигнув 4,49 млрд рублей по сравнению с 2,11 млрд рублей в 2020 году. Однако, согласно текущему опросу, в 2024 году такой рост может быть менее заметным. На данный момент системы LMS обновляются в основном в тех случаях, когда в компаниях происходят кардинальные изменения в задачах. Важно отметить, что для респондентов ключевыми факторами при выборе новой платформы остаются цена и качество поддержки от вендора, которые входят в тройку основных причин для смены системы.

Переделайте текст с учетом SEO и добавьте информацию, не отклоняясь от основной темы. Оставьте текст чистым и структурированным без лишних символов и разделов.

Читайте также:

Эксперты определили лучшие LMS-платформы на русском языке. Эти системы управления обучением предлагают широкий спектр функциональных возможностей и инструментов, которые способствуют эффективному обучению и развитию навыков. Русскоязычные LMS-платформы обеспечивают удобный интерфейс, доступность материалов и возможность взаимодействия между обучающимися и преподавателями. Они становятся незаменимыми помощниками для образовательных учреждений и компаний, стремящихся повысить качество обучения. Выбор подходящей LMS-платформы может значительно улучшить процесс обучения и сделать его более структурированным и доступным.

Ситуация с дополнительными сервисами для обучения демонстрирует интересные тенденции. Zoom остается самым популярным решением для видео-конференц-связи среди российских пользователей, несмотря на снижение числа активных пользователей. В 2022 году 65% опрошенных использовали Zoom, однако в 2023 году этот показатель сократился до 32%. Тем не менее, платформа вновь завоевывает позиции, и на данный момент её используют 50% респондентов. В то же время наблюдается рост популярности российских систем видео-конференц-связи. Например, платформа «МТС-Линк», ранее известная как Webinar, увеличила свою долю пользователей с 18% в 2023 году до 32% в 2024 году. Большинство опрошенных предпочитают использовать два и более сервиса, что может объясняться необходимостью применения одного инструмента в корпоративной среде, а другого — по привычке.

Компания «Эквио» провела исследование, в котором участвовали представители 300 компаний-клиентов. Цель опроса заключалась в определении востребованных функциональных инструментов для будущего. Участников просили оценить эти инструменты как по популярности, так и по готовности клиентов инвестировать в их разработку. Результаты опроса помогут в понимании потребностей рынка и направят усилия на создание наиболее актуальных и востребованных решений.

Тройка лидеров представлена следующим образом:

  • Инструменты для назначения «функциональных руководителей и временных наставников» — речь здесь идёт не о топ-менеджменте, а скорее о рядовых сотрудниках, которые могли бы взаимодействовать в рамках обучения.
  • Возможность создать цифровой профиль сотрудника — в профиле обычно обозначают должность, функции, интересы, загруженность, показатели эффективности. Выглядеть они могут по-разному (и Алексей Вагин подчёркивает, что пока никаких стандартов нет, каждый представляет что-то своё), но главное, что профили демонстрируют сильные и слабые стороны человека.
  • Функционал для создания опросников и тестов в лонгридах — этот пункт связан с популярностью формата и желанием сделать контент разнообразным.

Алексей Вагин отметил, что эти опции значительно опередили другие предложения по количеству баллов. К менее значимым инструментам относятся HR-функционал для взаимодействия с сотрудниками, включая поздравления с днями рождения, создание блогов и систему напоминаний, а также аудит, систематизацию организационной структуры и базы знаний. Наименее популярным предложением оказалось внедрение новых сервисов видеоконференцсвязи, прокторинга и поддержки xAPI.

На данный момент, помимо платформы «МТС Линк» и Zoom, клиенты не проявляют интереса к другим решениям в области онлайн-обучения. Лидеров, способных привлечь дополнительное внимание, пока не наблюдается. Инструмент xAPI также не получил должной оценки, несмотря на свои возможности по сбору статистики, хранению данных и повторному использованию информации. К сожалению, его популярность остается на низком уровне, как отметил глава «Эквио».

Похожи ли российские тренды на зарубежные?

Сравнение отечественных и зарубежных тенденций в корпоративном обучении показывает, что различия между ними не так велики, как может показаться на первый взгляд. Оба подхода стремятся к повышению эффективности и развитию профессиональных навыков сотрудников. Важно отметить, что как в России, так и за границей акцент делается на адаптацию обучения к потребностям бизнеса и внедрение современных технологий. Это позволяет компаниям не только улучшать квалификацию своих работников, но и повышать общую конкурентоспособность на рынке.

Несмотря на оптимистичные прогнозы экспертов, проникновение искусственного интеллекта на международные и российские рынки остается ограниченным. Согласно отчету Mind Tools за 2023 год, лишь 16% опрошенных специалистов за пределами России используют ИИ-инструменты, и этот показатель не только не увеличился, но и снизился по сравнению с прошлым годом. Мобильное обучение, которое также ожидает роста популярности, применяют только 53% респондентов. В целом технологии остаются прежними, как и десять лет назад. Авторы отчета отмечают, что причиной такого положения вещей является консервативность бизнеса и специалистов в области корпоративного обучения. Изменения сталкиваются с сопротивлением, вызванным привычкой: многие считают, что нет смысла что-либо менять, если текущие методы работают удовлетворительно. Данные исследования Digital Learning указывают на то, что в России ситуация аналогична, и изменения происходят в основном на фоне серьезных экономических кризисов.

Переделанный текст:

Обратите внимание на важность регулярного чтения. Чтение книг, статей и других материалов способствует расширению кругозора и улучшению навыков. Оно развивает мышление и помогает лучше понимать окружающий мир. Кроме того, чтение является отличным способом расслабиться и отвлечься от повседневных забот. Выбор разнообразных жанров и тем позволяет каждому найти что-то по своему вкусу. Чтение не только обогащает знания, но и стимулирует творческое мышление. Не упустите возможность углубить свои знания и насладиться увлекательными историями.

  • «Эти системы невероятные»: Джош Берсин о новых платформах для корпоративного обучения
  • Что происходит с корпоративным обучением в 2024-м и что ждёт его дальше: отчёт LinkedIn
  • Как стать успешной командой обучения и развития в 2024 году: инсайты британских аналитиков
  • Как оценить готовность L& D-отдела к работе с генеративными нейросетями