Образование #Статьи

4 июля, 2025

Былое: бутылка воды из реки Лимпопо и прочие приёмы учителя-оригинала / Skillbox Media

Вот что вспоминал о своём гимназическом учителе географии и его классе Константин Паустовский.

Содержание:

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

На столе в классе располагались бутылки, запечатанные сургучом, и наполненные желтоватой водой. Каждая из бутылок имела наклейку, на которой небрежным старческим почерком было написано: «Вода из Нила», «Вода из реки Лимпопо», «Вода из Средиземного моря». Эти бутылки привлекали внимание своим необычным содержимым и интригующими подписями, вызывая интерес к географии и особенностям различных водоемов.

В нашем собрании было множество бутылок, каждая из которых содержала воду из известных источников: Волги, Рейна, Темзы, озера Мичиган, Мёртвого моря и Амазонки. Несмотря на разнообразие местоположений, вода в каждой бутылке выглядела одинаково желтой и непримечательной. Это наблюдение подчеркивает, как внешние характеристики воды могут не отражать ее истинную природу и уникальность.

Мы настойчиво обращались к учителю географии Черпунову с просьбой разрешить нам попробовать воду из Мёртвого моря. Нам было интересно узнать, действительно ли она обладает такой высокой солёностью. Однако Черпунов категорически отказался дать нам такую возможность.

Невысокий человек с длинной серой бородой, достигающей почти колен, и узкими глазами напоминал колдуна. Не случайно его прозвали Черномор.

Черпунов регулярно приносил на уроки разнообразные редкости. Особенно ему нравилось приносить бутылки с водой. Он делился историями о том, как самостоятельно набирал нильскую воду недалеко от Каира.

Он взбалтывал бутылку и показывал, сколько ила в ней. Нильский ил ценен гораздо больше, чем алмазы, ведь именно на нём зародилась и развивалась культура Египта. Марковский, объясни классу, что такое культура и как она влияет на развитие цивилизаций.

Марковский утверждал, что культура представляет собой процесс выращивания хлебных злаков, изюма и риса. Это утверждение подчеркивает важность сельского хозяйства как основы культурного развития. Культура неотъемлемо связана с аграрными традициями, которые формируют общество и его ценности. Важно осознавать, что культура и сельское хозяйство взаимосвязаны и влияют друг на друга, обеспечивая устойчивое развитие и благосостояние.

«Это звучит глупо, но, похоже, это правда!» — подметил Черпунов, начиная демонстрировать нам различные бутылки.

Он с гордостью хранил воду из реки Лимпопо, которую ему в подарок прислал бывший ученик Черпунов. Эта вода стала символом не только их отношений, но и глубоких воспоминаний о времени, проведённом вместе.

Константин Паустовский в своей повести «Далёкие годы» мастерски описывает события и переживания, которые формируют человеческую судьбу. Это произведение погружает читателя в атмосферу ушедших времён, где каждое мгновение наполнено глубоким смыслом. Автор талантливо передаёт свои воспоминания о детстве и молодости, создавая яркие образы и живые сцены. В «Далёких годах» раскрываются темы любви, дружбы и поиска своего пути, что делает текст актуальным и для современного читателя. Паустовский предлагает уникальный взгляд на жизнь, в котором простые радости и горести становятся основой для понимания человеческой природы. Читая это произведение, можно ощутить ностальгическую связь с прошлым, ведь оно заставляет задуматься о времени, о том, как оно влияет на нас и какие уроки мы можем извлечь из своих воспоминаний.

Контекст

Это фрагмент из автобиографической книги известного советского писателя Константина Паустовского (1892–1968). В детские годы, еще до революционных событий, он обучался в одной из самых престижных учебных заведений — Первой классической киевской гимназии. В этом учебном заведении ему повстречался довольно эксцентричный учитель географии, который сыграл значительную роль в его образовании и формировании личности. Влияние этого педагога на восприятие мира и любовь к географии стало важной частью его творческого пути.

В своей книге Паустовский изменил имя и фамилию героя, заменив Николая Трофимовича Черкунова (1844–1905), кандидата естественных наук, на Петра Петровича Черпунова. С 1870 года Черкунов преподавал географию в Первой гимназии. Историк Николай Анциферов, который также учился в этой гимназии, упоминает его в своих мемуарах. Анциферов отмечает, что Николай Трофимович разработал игру под названием «географическое лото». На уроках он говорил тихим голосом, обращаясь к избранной группе учеников, в то время как остальные могли заниматься чем угодно.

Гимназисты Первой Киевской гимназии в классе во время урока географииФото: Mezer de Fr. / Public Domain

Паустовский и Анциферов вспоминали, что учитель создал настоящий географический музей в своем доме. Паустовский имел возможность увидеть это уникальное место, где его внимание привлекло чучело колибри, старинные карты, зеркало в элегантной раме из Венецианского стекла, а также пепельница в форме ракушки из Новой Гвинеи. Среди других удивительных экспонатов была и молодая жена учителя, которая сравнила себя с высушенной бабочкой из Борнео, входящей в коллекцию ее мужа. Это место стало символом увлечения географией и культурой, где каждый предмет рассказывал свою историю.

Жена Черкунова покинула его, уехав в Петербург из Киева, где разворачивались описанные события. Черкунов, переживая горе, заболел и прекратил посещать гимназию. Согласно воспоминаниям Паустовского, он скончался через год. Вскоре один из преподавателей старших классов сообщил ученикам, что вода в бутылочках из кабинета географии — это обман. Хотя утверждалось, что она привезена из великих рек мира, на самом деле это была обычная вода из-под крана. Этот случай стал уроком для студентов о важности критического мышления и проверки источников информации.

Фокусы Черкунова представляли собой не просто развлечение для гимназистов, а выражали общий энтузиазм по поводу путешествий, открытий и географии. С середины XIX века, благодаря бурному развитию географической науки и влиянию таких педагогов, как Константин Ушинский, акцент в преподавании географии сместился в сторону наглядности. Это привело к значительному улучшению качества обучения. В отличие от устаревшего описательного метода, который сводился к зачитыванию скучных фактов, география стала преподаваться через страноведение и комплексное изучение природы и общества различных регионов мира. Образовательный процесс стал более увлекательным и информативным, основой которого стали карты и атласы, что сделало изучение предмета более доступным и интересным для студентов.

Ушинский в своей статье «Кунсткамера», опубликованной в книге «Русская школа», отмечает важность визуальных образцов для обучения. Он утверждает, что если предоставить ученикам образцы минералов, земель, раковин или хотя бы картины, отражающие обсуждаемые темы, и предложить им организовать эти материалы, то даже самые сухие и скучные тексты станут для детей интересными и увлекательными. Такой подход не только улучшает восприятие информации, но и способствует более глубокому пониманию предмета. Визуализация учебного материала играет ключевую роль в образовательном процессе, делая его более интерактивным и привлекательным для учеников.

В начале XX века, когда учился Константин Паустовский, образовательный процесс претерпел изменения благодаря появлению новых учебников, которые включали яркие и художественные описания природы. Эти учебные материалы, а также школьные атласы и инновационные игровые форматы, такие как карты-путешествия и географические фанты, значительно обогатили обучение. Хотя запоминание множества названий и цифр оставалось важным, такие подходы сделали изучение географии более увлекательным и доступным.

В то время планета оставалась загадочной, на ней существовало множество диких и неисследованных уголков, а путешествие на другой континент воспринималось как нечто сказочное. География стала любимым предметом для многих романтичных мальчиков, включая Паустовского. Они мечтали оставить учебники позади и отправиться на пиратское судно или стать частью захватывающих экспедиций, подобных тем, что проводил Миклухо-Маклай. Эти мечты вдохновляли их на изучение мира и стремление к приключениям, позволяя видеть в географии не просто науку, а целую вселенную возможностей.

Миклухо-Маклай с папуасом Ахматом. Малакка, 1874 или 1875 годФото: Научный архив РГО

Некоторые личности стремились воплотить свои мечты в реальность. Ярким примером является писатель Михаил Пришвин. По одной из версий, вдохновлённый произведениями Майн Рида, он решил сбежать из гимназии с целью добраться до Америки. Этот опыт был запечатлён в его автобиографическом романе «Кащеева цепь», где он описывал своё бегство в Азию как попытку уйти от «проклятой латыни» в «экспедицию в Азию через Иерусалим в забытые страны за голубыми бобрами». В реальности, в 1886 году Михаил Пришвин, будучи учеником второго класса Елецкой гимназии, вместе с тремя друзьями уплыл на лодке по реке Сосне. Эта река протекает по Липецкой области и впадает в Дон, который в свою очередь ведет к Таганрогскому заливу Азовского моря. Беглецы планировали добраться до Чёрного моря, однако вскоре их вернули обратно домой. Эта история подчеркивает стремление молодого писателя к приключениям и поиску новых горизонтов.

В гимназические годы, которые пришлись на начало XX века, Паустовский не осмелился на значительные приключения. Он ограничился созданием собственного географического музея, где собрал различные предметы с историей, такие как засушенный жук и пуговицы румынского солдата. Однако в дальнейшем жизнь Паустовского как писателя была неразрывно связана с путешествиями и описанием различных стран. После революции он работал репортёром в одесской газете «Моряк». В 1930-е годы Паустовский планировал издать книгу о разрушении пустынь, в результате чего появилась повесть «Кара-Бугаз», посвящённая пустыне Кара-Кум. Он объездил весь Кавказ и посетил север России, Сибирь, Персию и страны Балтии. В 1950-е годы, когда Паустовский приобрёл мировую известность, он также совершил поездки по многим европейским странам. Эти путешествия обогатили его литературное наследие и стали источником вдохновения для его произведений.

Писатель стал известен благодаря своим произведениям, в которых он восхваляет первозданную природу средней полосы России. Одним из его самых любимых мест является подмосковная Мещера. Он открыл это удивительное место совершенно случайно, когда, рассматривая карту, наткнулся на него, получив пачку чая в соседнем гастрономе. Мещера вдохновила его на создание ярких образов и глубоких размышлений о красоте окружающего мира.

Знакомство с учителем Черкуновым, безусловно, оставило значительный след в жизни гимназиста Кости. Несмотря на то что информация о воде из Лимпопо оказалась ложной, уроки географии оказали влияние на его будущую судьбу. Эти знания сформировали его взгляд на мир и пробудили интерес к изучению различных культур и стран, что стало важной частью его жизни.

Читать также:

  • «Большой летающий шар производил всеобщее оживление». Как Циолковский вёл уроки
  • Былое: Елизавета Водовозова — о том, как в Смольном начали преподавать естествознание
  • Как Чехов сдавал выпускные экзамены в гимназии
  • Как менялся подход к изучению иностранных языков в разные эпохи

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее