Образование #Статьи

4 июля, 2025

Былое: Паустовский — о традиции портить гимназические фуражки / Skillbox Media

Почему «чем больше потрёпана фуражка, тем выше гимназическая доблесть».

Содержание:

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

Осенью 1902 года, когда я впервые надел длинные брюки и гимназическую курточку, я испытал чувство неловкости и дискомфорта. Я на время утратил ощущение собственной идентичности. В этот момент я стал чужим мальчиком, носившим тяжёлую фуражку. Я невзлюбил эти жёсткие синие головные уборы с огромным гербом, ведь у всех моих сверстников из приготовительного класса из-под фуражек всегда торчали уши. Когда они снимали фуражку, уши становились обычными, но стоило надеть фуражку, как они немедленно оттопыривались. Это выглядело так, словно специально для того, чтобы инспектор Бодянский мог схватить приготовишку за ухо и произнести своим грозным голосом. Такие моменты оставляли глубокий след в сознании и формировали моё восприятие учебной жизни, полной строгих правил и ожиданий.

Опять опоздал, мизерабль! Встань в угол и обдумай свою тяжелую судьбу.

Когда мама купила мне фуражку, я, подражая своим старшим братьям, вытащил из неё маленький железный обруч и вырвал атласную подкладку. Это был ритуал: чем более потрёпанной выглядела фуражка, тем выше считалась гимназическая доблесть. «Только зубрилы и подлизы носят новые фуражки», — утверждали братья.

Фуражка предназначалась для ношения на голове, также ее можно было хранить в кармане или использовать для сбивания созревших каштанов. В результате таких действий фуражка приобретала тот особый, «боевой» вид, который всегда вызывал гордость у настоящего гимназиста.

Константин Паустовский в своей повести «Далёкие годы» мастерски описывает моменты своей жизни, погружая читателей в атмосферу ушедшей эпохи. В этом произведении автор делится воспоминаниями о детстве и юности, о природе, родных и близких, которые играли важную роль в его формировании как личности и писателя.

Паустовский создает яркие образы, позволяя читателю ощутить всю глубину чувств и переживаний. Его стилю присуща простота и одновременно поэтичность, что делает текст доступным и запоминающимся. В «Далёких годах» прослеживается не только биографическая линия, но и философские размышления о времени, памяти и смысле жизни.

Произведение актуально и сегодня, так как затрагивает вечные темы, близкие каждому: любовь, потеря, надежда. Читая «Далёкие годы», можно понять, как важно ценить каждое мгновение и помнить о своих корнях.

Таким образом, «Далёкие годы» Константина Паустовского не только увлекательное чтение, но и глубокий источник размышлений о жизни и человеческих отношениях.

Контекст

Константин Паустовский (1892–1968) — советский писатель и журналист, чьи воспоминания и литературное наследие остаются актуальными и по сей день. Его творчество известно многим, особенно детскими рассказами о природе, в одном ряду с такими авторами, как Михаил Пришвин и Виталий Бианки. Однако Паустовский также играл значительную роль как военный корреспондент и демократический писатель в эпоху Хрущёвской оттепели. Он возглавлял кафедру литературного мастерства в Литературном институте имени Горького и получил международное признание, несколько раз будучи номинированным на Нобелевскую премию. Хотя известность пришла к Паустовскому в 1930-х годах, его первые литературные опыты относятся к дореволюционному периоду, как и его образование. Творчество Паустовского отражает глубокое понимание природы и человеческих эмоций, что делает его произведения ценными для читателей всех возрастов.

Первая классическая киевская гимназия, 1890-е гг.Фото: Mezer de Fr. / Public Domain

В начале 1900-х годов будущий писатель поступил в Первую классическую гимназию Киева — знаменитое учебное заведение, где получали образование такие личности, как Михаил Булгаков и Александр Вертинский. Воспоминания о гимназии стали частью книги «Далёкие годы», которая является первым из шести томов автобиографии Константина Паустовского под названием «Повесть о жизни». Этот период сыграл важную роль в формировании его творческой личности и литературного стиля.

Поступление в гимназию для него не стало радостным событием, а превратилось в болезненное прощание с детством. Гимназическая форма олицетворяла разрыв с беззаботной жизнью, где не было строгих правил в одежде. Паустовский отмечает, что он не испытывал любви к форме и никогда не завидовал серой гимназической шинели, несмотря на то что она была сшита из качественного офицерского сукна, украшена серебряными пуговицами и пользовалась популярностью среди многих мальчиков. Этот контраст между ожиданиями и реальностью стал для него важным этапом на пути к взрослению.

В те годы гимназисты носили тёмные гимнастёрки, чёрные брюки и обувь, также черного цвета. Неотъемлемым атрибутом гимназиста являлся ранец. Паустовский в своих воспоминаниях упоминал, что у него был ранец с шелковистой спинкой, выполненной из оленьей шкурки. Этот элемент униформы подчеркивал статус и принадлежность к учебному заведению, а также отражал стиль и традиции того времени.

Форменная фуражка была важнейшим элементом внешнего вида гимназиста. Эти фуражки, украшенные гербами и номерами гимназий, служили не только символом принадлежности к учебному заведению, но и отличительным знаком среди других учащихся. Гимназисты носили их круглый год, что подчеркивало их статус и идентичность в обществе. Фуражка становилась неотъемлемой частью их образа, позволяя легко узнать гимназистов в толпе.

Головной убор, о котором идет речь, играл важную символическую роль, превращая обычного мальчика в гимназиста. Фуражка стала отражением его отношений с гимназической системой. Именно по этой причине ее следовало модифицировать тем, кто находился в конфликте с этой системой. Многие вспоминали подобный ритуал, а некоторые даже описывали необходимость удалить номер с фуражки, чтобы избежать задержания полицией в случае хулиганских действий. Этот атрибут не только символизировал статус, но и становился элементом борьбы за свободу и индивидуальность среди молодежи того времени.

Не все действовали одинаково. Для Корнея Чуковского ношение гимназической фуражки символизировало не только статус, но и возможность получить образование. Как сын прачки, он воспринимал поступление в гимназию как удачный лотерейный билет, открывающий двери к новым возможностям. В своей автобиографической повести «Серебряный герб» Чуковский подчеркнул важность этого символа, назвав произведение в честь форменного герба, который украшал фуражку.

Герб, выполненный из белого металла «фраже», носит название «серебряный». Его стоимость составляет тридцать копеек, но мама готова пожертвовать несколькими годами своей жизни, чтобы он блестел на моей фуражке. Она понимает, что наличие герба на фуражке открывает двери к важным профессиям, таким как адвокат, врач или известный профессор. В то время как отсутствие этих белых дубовых листочков может привести к тяжелой судьбе, где человек окажется на улице и исчезнет в морозную ночь под мостом в порту.

Фото: Аукционный дом «Империя»

Чуковский был быстро отчислен из гимназии, но его страх перед реакцией матери заставил продолжать посещать занятия. Это продолжалось до тех пор, пока его не выставили из учебного заведения с позором. Хотя формально мальчик уже давно не числился в гимназии, символическим актом, который закрепил это решение, стало лишение его фуражки с гербом. Инспектор гимназии, схватив «недавно купленную фуражку с белыми кантиками», которую Чуковский пытался надеть в спешке, выломал из нее герб и вернул в униженном состоянии. Этот инцидент глубоко потряс мальчика и вызвал у него настоящее отчаяние.

В воспоминаниях Паустовского и Чуковского присутствует элемент беллетристики, что делает затруднительным утверждение о полной достоверности описанных ими эпизодов. Тем не менее, даже если некоторые моменты были приукрашены для создания художественного эффекта, эти рассказы ярко иллюстрируют значимость фуражки как важного элемента гимназической жизни. Фуражка становится символом не только учебного процесса, но и определенного этапа жизни, отражая атмосферу времени и культурные традиции того периода.

Читайте также:

  • Былое: история первой двойки маленького гимназиста
  • Былое: как Чехов сдавал выпускные экзамены в гимназии
  • 10 фактов о школах в дореволюционной России
  • Лев Толстой — о неправильной школе

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее