Корп обучение #Статьи

4 июля, 2025

4 принципа практико ориентированного обучения / Skillbox Media

На опыте корпоративного обучения, онлайн-курсов, колледжа и вуза.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

В настоящее время активно обсуждается необходимость практико-ориентированного обучения в вузах, колледжах и на курсах. Но что это действительно подразумевает? Эта тема была рассмотрена на семинаре EduTech «Практико-ориентированное обучение: когда знания становятся навыками», который состоялся в «СберУниверситете». Основной акцент семинара сделан на том, как перевод теоретических знаний в практические навыки может повысить эффективность образовательного процесса и лучше подготовить студентов к реальным условиям работы. Практико-ориентированное обучение способствует развитию критического мышления, креативности и способности решать задачи, что является важным для современного рынка труда.

Что такое практика в обучении

Перед обсуждением конкретных кейсов и принципов организации практико-ориентированного обучения участникам семинара необходимо было согласовать термины. Это позволило создать общее понимание тематики и усовершенствовать взаимодействие в процессе обучения. четкое определение терминологии является важным шагом для успешного обмена знаниями и опытом, что в свою очередь способствует более эффективному обучению и развитию навыков.

Модератор встречи, начальник центра развития образовательных технологий «СберУниверситета» Вячеслав Юрченков, предложил рассматривать практику в обучении не только как решение реальных задач, но и как выполнение любых заданий, которые побуждают учащегося задуматься о своей деятельности. Важно, чтобы обучающийся осмысливал, какие знания и навыки он получает и как они могут быть применены на практике. Такой подход способствует глубинному пониманию учебного процесса и развитию критического мышления, что является неотъемлемой частью современного образования.

Без практики любая образовательная программа теряет свою привлекательность и эффективность, утверждает модератор. Участники дискуссии единодушно поддержали это мнение. Практическое применение знаний играет ключевую роль в усвоении материала и способствует глубокому пониманию тем. Важно интегрировать практические задания и проекты в учебный процесс, чтобы сделать его более увлекательным и продуктивным.

Практические задания необходимы не только для отработки навыков, но и для достижения других целей и эффектов. Они способствуют углублению понимания материала, позволяют применять теоретические знания в реальных ситуациях и развивают критическое мышление. Кроме того, выполнение таких заданий помогает повысить уверенность в себе и улучшить способности к решению проблем. Практические задания также могут способствовать креативности и инновациям, поскольку они побуждают думать нестандартно и искать новые подходы к решению задач.

Кристина Граль, директор по развитию бизнеса в IThub Group, подчеркнула важность практических заданий в образовательном процессе, особенно в контексте Международного колледжа информационных технологий. Она отметила, что такие задания помогают студентам не только усвоить теоретический материал, но и применить его на практике, что способствует формированию собственного опыта. В противном случае, если ограничиться лишь лекциями и теорией, у студентов может возникнуть вопрос: «Что делать с полученными знаниями?» Практика играет ключевую роль в обучении и позволяет глубже понять материал, что в конечном итоге повышает качество образования.

На программах повышения квалификации для взрослых людей практика представляет собой совместный процесс создания знаний и решения проблем с преподавателем, отмечает директор по цифровизации образования МФТИ Дарья Гриц. Участники таких программ часто обладают значительным профессиональным опытом и являются экспертами в своих областях. Они не ищут готовых решений или универсальных рецептов, которые можно было бы просто применить. Обучение для них должно быть динамичным процессом, нацеленным на формирование новых знаний и практического опыта. Это позволяет не только углубить понимание предмета, но и адаптировать полученные знания к специфике их профессиональной деятельности.

Фото: NDAB Creativity / Shutterstock

Анна Ткачик, директор проектов центра уровневых программ «СберУниверситета», отметила, что практические задания играют ключевую роль в повышении вовлеченности аудитории. В условиях избытка информации для пассивного восприятия, таких как чтение и прослушивание, недостаточно просто предоставить контент. Для достижения реального вовлечения необходимы активные формы обучения. Однако, как подчеркнула Дарья Гриц, организуя практические активности, часто приходится сталкиваться с инфантильным подходом со стороны учащихся, которые ожидают развлечений и заботы о себе, полагая, что процесс обучения должен быть исключительно приятным.

Дарья уверена, что эффективным способом справиться с задачами является привязка каждого задания к конкретной профессиональной проблеме. Такой подход позволяет создать практику с чётким пониманием того, какие реальные задачи она помогает решать. Это, в свою очередь, обеспечивает мотивацию и стимул для активного участия в процессе обучения.

Читайте также:

Основная проблема современного образования заключается в том, что учащиеся утратили мотивацию к учёбе. Это проявляется в недостатке усилий и желания углубляться в изучаемые предметы. В результате, образовательные процессы становятся менее эффективными, и качество знаний значительно снижается. Необходимы новые подходы и методики, которые смогут заинтересовать студентов и вернуть им стремление к обучению. Важно развивать не только академические навыки, но и способности к критическому мышлению и самостоятельному поиску информации. Только так можно преодолеть текущие трудности и обеспечить успешное будущее для новых поколений.

Эксперты обсудили конкретные примеры организации практико-ориентированного обучения, в которых выделились четыре ключевых принципа. Эти принципы стали основой для успешной реализации образовательных программ, направленных на развитие практических навыков у студентов. Каждый из принципов подчеркивает важность интеграции теории и практики, что позволяет учащимся не только усваивать знания, но и применять их в реальных ситуациях.

Практика возможна на любом этапе обучения

Иногда имеет смысл изменить традиционный порядок обучения, где теория предшествует практике. Это зависит от целей практического задания. В некоторых случаях практика может стать отправной точкой, позволяя лучше усвоить теоретические аспекты. Такой подход может повысить мотивацию и интерес к изучаемому материалу, а также углубить понимание предмета.

Если вы стремитесь вовлечь студентов в активный процесс обучения через практические задания, лучше всего начать это сразу. Этот подход подчеркивает Дарья Расторгуева, архитектор образовательных программ и сооснователь стартапа по разработке образовательных решений #forcustomer. Практическое вовлечение позволяет студентам лучше усваивать материал и развивать навыки, необходимые для успешного обучения и будущей профессиональной деятельности.

Многие студенты, привыкшие к пассивному обучению, могут прятаться за своими однокурсниками, когда от них требуется активность. Чтобы вдохновить учащихся на участие, необходимо начинать с первых занятий, предлагая им небольшие задания, способствующие самовыражению. Уже на этапе записи на учебную программу можно предложить выполнить простое практическое задание, например, написать письмо самому себе в будущее с ожиданиями от обучения. Такой подход помогает студентам адаптироваться к активной учебной среде и развивает их вовлеченность в процесс.

Кристина Граль представила дополнительное обоснование важности практических заданий в начальном этапе обучения. Подростки часто не хотят воспринимать теоретический материал, так как считают его скучным. Поэтому на старте урока полезно предложить им самостоятельно решить задачу или найти ответ на поставленный вопрос. Несмотря на то что не все смогут справиться с заданием, такая активность способствует повышению интереса к объяснениям преподавателя и улучшению восприятия материала.

Читайте также:

Вопрос о том, как эффективно обучать: следует ли сначала предоставить теоретические знания, а затем переходить к практическим задачам, или наоборот, остается актуальным. Исследования показывают, что оба подхода имеют свои преимущества. Начало с теории помогает создать основу для понимания, позволяя обучающимся усвоить ключевые концепции перед применением их на практике. С другой стороны, начиная с практических задач, обучающиеся могут лучше понять, как теория применяется в реальной жизни, что способствует более глубокому усвоению материала.

Оптимальный подход может заключаться в комбинировании этих методов: введение в теорию с последующим применением полученных знаний на практике. Такой баланс позволяет учащимся не только запомнить информацию, но и научиться применять её в различных ситуациях, что существенно повышает эффективность обучения. Таким образом, выбор метода обучения зависит от целей курса, уровня подготовки учащихся и специфики изучаемого предмета.

В практике полезна междисциплинарность

Стимулирование учащихся к применению знаний и навыков из различных предметных областей при решении практических задач является важным аспектом образовательного процесса. Такой подход способствует более глубокому пониманию материала и развивает критическое мышление. Вместо того чтобы ограничиваться только одним предметом, учащиеся учатся интегрировать информацию и методы из разных дисциплин, что позволяет находить более эффективные и креативные решения. Это не только улучшает качество обучения, но и подготавливает студентов к реальным жизненным ситуациям, где часто требуется комплексный подход и междисциплинарное мышление.

Анна Ткачик наглядно иллюстрирует этот принцип, используя программу мини-МВА, реализуемую «СберУниверситетом» для сотрудников компании «Сбер». Основной акцент в программе делается на групповой работе над реальными проектами, что позволяет участникам применять полученные знания из различных дисциплин. Учащиеся интегрируют навыки в области финансового управления, оценки рисков, анализа данных и других важных направлений. Следует отметить, что данный подход был сформирован не сразу и стал результатом глубокого анализа и оптимизации учебного процесса.

На начальном этапе студенты в дисциплине «Коммуникации и влияние», которая охватывает сложные переговорные процессы, создавали карту переговоров, основанную на абстрактной бизнес-ситуации. В процессе работы мы поняли, что данное задание может быть полезным для формирования карты стейкхолдеров в рамках проекта. Таким образом, дисциплина органично вписалась в групповое задание, что способствовало более глубокому пониманию взаимодействия с ключевыми участниками проекта.

Важна не практика ради практики, а работа на результат

Кристина Граль, анализируя опыт колледжа IThub, подчеркнула важность ориентации на результат в практико-ориентированном обучении, аналогично продуктовому подходу. Она рассматривает IT-образование в колледже как продукт, который студенты получают для успешной профессиональной деятельности. Каждая дисциплина и отдельный урок являются составными частями этого продукта и должны быть направлены на достижение конкретных результатов. Такой подход обеспечивает высокий уровень знаний и навыков, необходимых для успешного старта карьеры в IT-сфере.

Когда я обратилась к педагогам с предложением отказаться от домашних заданий, они отреагировали с недоумением: «Как же так, мы не успеем пройти весь материал!» Однако важно понимать, что просто «выдавать материал» недостаточно. Наличие 60 страниц лекции не делает студентов умнее. Поэтому на занятиях мы ограничиваем теоретическую часть до 15 минут, после чего переходим к практическим заданиям на компьютерах. Такой подход позволяет эффективно усваивать знания и развивать навыки, что является целью образовательного процесса.

Для студентов продуктовый подход заключается в том, что в каждой дисциплине они занимаются решением реальных задач и созданием проектов в своей области. Успешное выполнение задания является обязательным условием для получения зачёта по предмету. Если же студент осваивает материал быстрее, чем предусмотрено, он имеет возможность завершить модуль досрочно. Оценка результатов работы студентов также включает мнение работодателей, что позволяет обеспечить высокую релевантность знаний и навыков к требованиям рынка. Этот подход способствует развитию практических компетенций и готовит студентов к реальным вызовам в профессии.

Читайте также:

Проектирование обучения с акцентом на результат: три ключевые концепции для методистов

В современном образовательном процессе все большее внимание уделяется проектированию обучения, ориентированному на конечный результат. Методисты должны быть знакомы с несколькими основными концепциями, которые помогут создать эффективные учебные программы.

Первая концепция — это целеполагание. Оно включает в себя четкое определение целей обучения и ожидаемых результатов. Важно, чтобы эти цели были конкретными, измеримыми и достижимыми. Это позволяет не только структурировать процесс обучения, но и оценивать его эффективность.

Вторая концепция — это адаптивное обучение. Важно учитывать индивидуальные особенности обучающихся, их уровень знаний и способности. Адаптивные методики позволяют создать персонализированные образовательные маршруты, что способствует более глубокому усвоению материала и повышению мотивации учащихся.

Третья концепция — это оценка результатов. Эффективная система оценки позволяет не только проверить усвоение знаний, но и выявить слабые места в обучении. Методисты должны разработать инструменты, которые будут точно отражать достижения обучающихся и способствовать их дальнейшему развитию.

Знание этих концепций поможет методистам создавать более эффективные и результативные образовательные программы, способные удовлетворить потребности современного общества.

Эксперты подчеркивают, что ориентация на результат в образовательном процессе имеет большее значение, чем конкретные форматы практики. По словам Дарьи Гриц, представляющей опыт МФТИ, в университетах традиционно выделяют различные форматы: лекции, семинары, производственные практики и выпускные квалификационные работы. Однако стоит задуматься, не являются ли некоторые из этих форматов излишними для определенных учебных программ. При разработке магистерских программ в МФТИ, как отмечает Дарья, был принят подход, ориентированный на ожидаемый результат, и на основе этого подбирались необходимые форматы обучения. Такой подход позволяет более эффективно достигать образовательных целей и адаптировать учебный процесс под реальные потребности студентов.

Читать также:

Проектирование высшего образования с использованием модели ADDIE требует внимательного подхода к соблюдению Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Модель ADDIE, состоящая из пяти этапов — анализа, проектирования, разработки, внедрения и оценки, может эффективно интегрироваться в образовательный процесс, позволяя создать качественные учебные программы.

На этапе анализа важно определить потребности студентов и требования рынка труда, что поможет разработать актуальные учебные дисциплины. Проектирование включает в себя разработку структуры курсов и выбор методов обучения, соответствующих стандартам ФГОС. В процессе разработки создаются учебные материалы и ресурсы, соответствующие современным требованиям.

Внедрение предполагает реализацию разработанных курсов в учебный процесс с учетом рекомендаций ФГОС, что обеспечивает соответствие образовательной программы установленным требованиям. Оценка включает в себя как внутренний мониторинг качества обучения, так и внешнюю аттестацию, что позволяет своевременно вносить необходимые коррективы и улучшения.

Использование модели ADDIE позволяет не только соответствовать требованиям ФГОС, но и создавать инновационные образовательные программы, которые отвечают потребностям студентов и рынка труда. Эффективное проектирование высшего образования на основе данной модели способствует улучшению качества обучения и повышению конкурентоспособности выпускников.

Если у обучения есть заказчик, он должен участвовать в практике

Принцип освоения профессиональных навыков является ключевым для всех образовательных программ. На семинаре этот аспект обсуждали эксперты: Анна Ткачик, представляющая мини-MBA в «СберУниверситете», Кристина Граль, занимающаяся подготовкой IT-специалистов в колледже, и Дарья Гриц, представляющая онлайн-магистратуры МФТИ. Эти профессионалы поделились своим опытом и подходами, которые помогают эффективно развивать необходимые навыки в быстро меняющемся мире.

В таких ситуациях заказчиком обычно является компания или организация, заинтересованная в привлечении квалифицированных кадров или в поиске новых решений для своих задач. Чтобы практическое обучение привело к положительным результатам, формируя необходимые навыки и создавая эффективные решения, важно, чтобы заказчик активно участвовал в процессе. Рассмотрим несколько способов организации этого взаимодействия.

  • На программе мини-MBA в «СберУниверситете» различные подразделения «Сбера» изначально предлагают учащимся свои бизнес-задачи для решения или оценивают идеи, с которыми те приходят на курс. В ходе программы группы проходят с проектом через несколько контрольных точек (демодней), где обсуждают с заказчиками промежуточные результаты.
  • Программа колледжа IThub построена по бизнес-ориентированной методологии. ФГОСам в образовательном учреждении тоже следуют, но установленные в стандартах специальности разбили на конкретные бизнес-роли в соответствии с тем, как это устроено у реальных работодателей. Задачи для проработки в рамках каждой роли предоставляют потенциальные работодатели.
  • На программах МФТИ, ориентированных на инновации и технологическое предпринимательство, студенты тоже решают задачи от бизнеса. Но они нацелены на решение более сложных проблем, чем у студентов колледжа, и для успеха нередко требуется создание инновационных разработок. Такого рода задачи предлагают партнёры вуза — как корпорации, так и небольшие технологические стартапы. Если разработанное студенческой командой решение оказалось рабочим, выпускники могут продолжить сотрудничество с заказчиками — пойти на работу в эту компанию или создать свой стартап.

Работа над крупными практическими задачами всегда осуществляется в группах, что способствует развитию навыков командной работы у учащихся. Даже в курсах, которые не ориентированы на формирование гибких навыков, учащиеся учатся эффективно сотрудничать. Это является важным аспектом практико-ориентированного обучения, поскольку умение работать в команде значительно повышает профессиональную компетентность и готовит студентов к реальным условиям труда. Такие навыки ценятся на рынке труда и способствуют успешной интеграции выпускников в профессиональную среду.

Узнайте больше об образовании в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь на актуальные новости и полезные материалы!

Читать также:

  • Необычная практика: как студентов оценивают за старания, а не за результат
  • Проектирование профессионального обучения: как создают большие курсы
  • Модель «70:20:10» — доказанная практика, серьёзная теория или просто популярный миф?
  • Как разработать интерактивный тренажёр по развитию софт‑скиллов

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее