Образование #Статьи

4 июля, 2025

Как адаптировать учебную программу под потребности каждого студента / Skillbox Media

Отрывок из книги Йеруна ван Мариенбора и Пола Киршнера «Десять шагов комплексного обучения».

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

Полное название: «Десять шагов комплексного обучения. Четырёхкомпонентная модель дизайна обучения». Этот труд представляет собой структурированный подход к проектированию образовательных программ, фокусирующийся на интеграции различных компонентов обучения. Модель включает в себя элементы, такие как содержание, методы, технологии и оценка, что позволяет создать эффективную образовательную среду. Книга предназначена для педагогов, учебных заведений и специалистов в области образовательного дизайна, стремящихся оптимизировать процесс обучения и повысить его результативность. Ознакомление с данной моделью поможет улучшить навыки проектирования курсов и адаптировать их под нужды обучающихся, что является ключевым аспектом в современном образовании.

Название книги: «Десять шагов к комплексному обучению: Систематический подход к четырехкомпонентному дизайну обучения».

Эта книга предлагает структурированный метод для создания эффективных образовательных программ, основанный на четырех ключевых компонентах. Авторы подчеркивают важность интеграции знаний, навыков, установок и практического опыта в процессе обучения. Каждый из десяти шагов направлен на то, чтобы помочь преподавателям и instructional designers разработать курсы, которые не только передают информацию, но и формируют глубокое понимание и применение знаний. Исследуя каждый компонент, читатели смогут создать более целостный и результативный подход к обучению, что позволит обучающимся достигать лучших результатов в своей учебной деятельности.

Издательство Zerde Publishing предлагает широкий спектр литературных произведений, охватывающих различные жанры и темы. Мы стремимся поддерживать талантливых авторов и предоставлять читателям качественный контент. Наша цель — вдохновлять и обогащать мир литературы, издавая книги, которые находят отклик в сердцах читателей. Мы уделяем особое внимание каждому этапу публикации, от редактирования до дизайна обложки, чтобы каждая книга была не только интересной, но и визуально привлекательной. Zerde Publishing — ваш надежный партнер в мире книг.

Год выпуска: 2023.

В 1992 году профессор кафедры обучения и педагогики Маастрихтского университета в Нидерландах Йерун ван Мариенбор вместе с соавторами разработал четырёхкомпонентную модель дизайна обучения, известную как 4C/ID. Эта модель подчеркивает, что проектирование учебной программы начинается с четкого определения задачи, которую студент должен решить или выполнить. В процессе этого обучения ключевую роль играют поддерживающая информация, которая включает теоретические знания, необходимые для усвоения, процедурная информация, содержащая инструкции и подсказки, а также частичная практика для отработки навыков, необходимых для успешного решения задачи. Модель 4C/ID способствует более эффективному обучению, обеспечивая интеграцию теории и практики, что делает её актуальной для современных образовательных программ.

С момента своего появления эта модель показала высокую эффективность и завоевала популярность. Она позволяет разрабатывать профессиональные образовательные программы в сфере EdTech, а также в колледжах и вузах, помогая студентам решать практические задачи, которые требуют комплексного применения знаний и навыков. Модель 4C/ID также находит применение в школьном образовании, способствуя обучению детей и подростков сложным компетенциям, необходимым для успешной жизни в современном мире.

Проектирование образовательной программы по модели 4C/ID, разработанной Йеруном ван Мариенбором и профессором педагогической психологии Полом Киршнером из Открытого университета Нидерландов, представлено в книге «Десять шагов комплексного обучения». Первое издание было опубликовано в 2007 году, а в 2023 году при поддержке Skillbox вышло полностью переработанное издание на русском языке в издательстве Zerde Publishing. В новой версии добавлена глава, посвященная развитию универсальных навыков XXI века. Эта книга станет незаменимым ресурсом для специалистов, занимающихся проектированием учебных курсов и программ, а также для разработчиков платформ комплексного обучения.

Вы можете бесплатно получить электронную версию книги, заполнив заявку на нашем сайте. В этом материале мы с разрешения издательства представляем фрагмент из второй главы «Четыре компонента проекта». В данной главе рассматривается, как предложить каждому студенту индивидуальную последовательность заданий, учитывая его потребности и предпочтения. Это позволит повысить эффективность обучения и сделать его более персонализированным.

Динамический выбор заданий

Динамический выбор заданий предоставляет возможность каждому учащемуся получать оптимальную последовательность учебных задач, соответствующую его индивидуальным потребностям в обучении. Индивидуализированные программы обучения, как правило, показывают более высокие результаты и успешный перенос знаний в реальную жизнь по сравнению с универсальными подходами. Исследования (Corbalan, Kester, & van Merriënboer, 2008, 2009a; Salden et al., 2006; Salden, Paas, & van Merriënboer, 2006a) подтверждают, что учащиеся с высокими способностями могут быстрее переходить от простых задач к сложным, сосредоточившись на заданиях с минимальной поддержкой. В то же время учащиеся с низкими способностями требуют больше времени для выполнения простых задач и большей поддержки при решении более сложных заданий. Такой подход делает процесс обучения более увлекательным для сильных учеников и менее напряженным для тех, кто сталкивается с трудностями. В итоге, программа становится не только более привлекательной, но и более эффективной для всех участников (Camp et al., 2001; Salden, Paas, & van Merriënboer, 2006b).

Кадр: фильм «Му́ви 43» / Relativity Media / Virgin Produced

«Десять шагов» представляет собой эффективный подход к созданию индивидуализированных образовательных программ. Для каждого ученика можно подобрать наиболее подходящий уровень задач с заданиями соответствующей сложности, а также необходимый уровень поддержки и руководства. В этом контексте полезно применять три эмпирических правила, которые отражают основные принципы использования классов задач, поддержки и руководства, а также вариативности практики. Такой подход способствует более глубокому пониманию материала и развитию навыков, что в свою очередь повышает общую эффективность обучения.

Классы задач представляют собой систематизацию различных типов задач, с которыми сталкиваются специалисты в своей деятельности. Они помогают организовать рабочий процесс и оптимизировать выполнение задач. Основные классы задач могут включать рутинные, творческие, аналитические и проектные задачи. Рутинные задачи обычно требуют выполнения стандартных операций и повторяются на регулярной основе. Творческие задачи связаны с генерацией новых идей и концепций, требующих нестандартного подхода. Аналитические задачи требуют глубокого анализа данных и информации для принятия обоснованных решений. Проектные задачи связаны с выполнением конкретных проектов и имеют четкие сроки и цели. Понимание и правильная классификация задач позволяют повысить продуктивность и эффективность работы, а также улучшить управление временем.

  • Если выполнение учебных задач без поддержки соответствует всем стандартам приемлемого выполнения (например, критериям точности, скорости, подхода и ценностей), то учащийся переходит к следующему классу задач и работает над более сложными учебными задачами с высоким уровнем поддержки и (или) руководства.
  • Если результаты выполнения учебных задач без поддержки соответствуют не всем стандартам приемлемого выполнения, то учащийся переходит на текущем уровне сложности либо к другой учебной задаче без поддержки, либо к учебной задаче со специальной поддержкой и (или) руководством.

Поддержка и руководство являются ключевыми аспектами для успешного использования продуктов и услуг. Эффективная поддержка помогает пользователям быстро решать возникающие проблемы, а качественное руководство обеспечивает понимание функциональности и возможностей. Наличие доступных ресурсов, таких как часто задаваемые вопросы, обучающие материалы и техподдержка, значительно повышает уровень удовлетворенности клиентов. Инвестиции в поддержку и руководство не только улучшают опыт пользователя, но и способствуют повышению лояльности к бренду. Осознание важности этих элементов позволяет компаниям лучше адаптироваться к потребностям своих клиентов и удерживать их на длительный срок.

  • Если выполнение учебных задач с поддержкой соответствует всем стандартам приемлемого выполнения, то учащийся переходит к следующей учебной задаче с меньшей поддержкой и (или) руководством.
  • Если выполнение учебных задач с поддержкой соответствует не всем стандартам приемлемого выполнения, то учащийся переходит либо к учебной задаче с тем же уровнем поддержки и (или) руководства, либо к учебной задаче с более высоким уровнем целевой поддержки и (или) руководства.

Вариативность является ключевым аспектом в различных областях, включая бизнес, образование и искусство. Она подразумевает наличие множества различных вариантов или способов достижения одной и той же цели. В контексте бизнеса вариативность может проявляться в предложении разнообразных продуктов или услуг, что позволяет лучше удовлетворять потребности клиентов. В образовании вариативность методов обучения помогает учитывать индивидуальные особенности студентов, способствуя более эффективному усвоению материала. В искусстве вариативность выражается в многообразии стилей и техник, что обогащает культурное наследие. Таким образом, вариативность способствует инновациям и развитию, создавая новые возможности для роста и улучшения.

  • Новые учебные задания всегда выбираются таким образом, чтобы весь набор учебных задач в конечном итоге варьировался по всем параметрам, соответствующим реальному миру.

Динамический выбор учебных задач предполагает регулярную оценку результатов работы каждого учащегося. Эффективность их деятельности оценивается на основе стандартов, установленных для основных навыков, связанных с конкретными учебными задачами. Для оценки различных аспектов деятельности учащихся применяются рубрикаторы, которые помогают определить критерии эффективности. Эти рубрикаторы являются важным инструментом, позволяющим объективно анализировать достижения учащихся согласно всем установленным стандартам.

Кадр: фильм «Земля будущего» / Walt Disney Pictures

Учебные задачи без поддержки играют важную роль в процессе оценки готовности учащихся к более сложным задачам, то есть к следующему уровню обучения. Если действия студента соответствуют стандартам для базовых навыков, он может перейти к следующему уровню задач. Оценка выполнения учебных задач без поддержки может использоваться не только для формирующего оценивания, но и для итоговой оценки успеваемости. В таком случае эти задачи следует рассматривать как тестовые, что служит основой для выставления оценок и принятия решений о сдаче и сертификации. Более подробно о данном подходе будет рассказано в главе 15.

Если учащийся не достиг необходимых стандартов по базовым навыкам, ему можно предложить дополнительные задачи, соответствующие текущему уровню сложности. Если требуется лишь дополнительная практика, задания предоставляются без поддержки. В случаях, когда учащиеся сталкиваются с трудностями в выполнении конкретных заданий, следует предложить задачи с определённой дополнительной поддержкой или руководством. Это поможет улучшить выполнение тех аспектов, которые вызывают затруднения.

Оценка выполнения учебных задач с предоставлением поддержки или руководства играет ключевую роль в принятии решений о корректировке уровня помощи в будущих заданиях. Такой подход к оценке используется исключительно для формирующей оценки, что означает, что его основная цель — улучшение качества образовательного процесса. Если учащийся демонстрирует соответствие стандартам по всем основным навыкам, ему будут предоставляться задания с меньшей степенью поддержки и руководства. В конечном итоге, это может привести к выполнению задач без какой-либо помощи, что способствует развитию самостоятельности и уверенности в собственных силах.

Учащийся будет выполнять дополнительные задания с поддержкой до тех пор, пока не достигнет стандартов по всем базовым навыкам. В случае необходимости дополнительной практики ему будут предоставлены задачи с аналогичным уровнем поддержки. Если учащийся столкнется с трудностями в определенных областях, ему предложат задания с усиленной поддержкой и руководством, что поможет улучшить его навыки в этих аспектах. Такой подход способствует более глубокому освоению материала и повышению уверенности учащегося в своих способностях.

Кто контролирует процесс?

Динамический выбор заданий представляет собой циклический процесс, который способствует созданию индивидуальных траекторий обучения. В этом процессе ключевую роль играет интеллектуальный агент, который может быть представлен преподавателем, приложением для электронного обучения или самим учащимся, действующим на основе собственных предпочтений. При системном контроле преподаватель или приложение анализируют выполнение стандартов, что позволяет им выбирать последующие учебные задачи или группы задач, соответствующие уровню учащегося. В случае, когда учащийся контролирует процесс, он становится самонаправленным и самостоятельно определяет свои дальнейшие шаги в обучении (Corbalan, Kester, & van Merriënboer, 2011). Этот подход не только повышает мотивацию учащихся, но и способствует более глубокому усвоению материала, так как задания подбираются с учетом их текущих знаний и навыков.

Фото: U.S. Embassy Phnom Penh / Flickr

Адаптивное обучение и обучение по запросу представляют собой два противоположных подхода к выбору учебных заданий. В рамках адаптивного обучения преподаватель или интеллектуальный агент выбирает и предлагает каждому ученику задания, соответствующие его индивидуальным потребностям. В интеллектуальных обучающих системах часто используется агент для выбора учебных задач, но в данной книге этот аспект не рассматривается. Заинтересованные читатели могут обратиться к работам Long, Aman и Aleven (2015) или Nkambou, Bordeau и Mizoguchi (2010) для более детального изучения.

С другой стороны, обучение по запросу предполагает, что учащийся самостоятельно ищет и выбирает подходящие задания из всего доступного материала. Важно, чтобы студенты выбирали задания, соответствующие их уровню сложности, обеспечивающие оптимальный уровень поддержки и руководства, а также достаточную вариативность. Это позволяет им эффективно развивать свои навыки и знания, адаптируясь к индивидуальным требованиям и целям обучения.

Рис. 2.3. Цикл динамического выбора задания на основе непрерывного оценивания индивидуальных результатов выполнения учебных задачИзображение: Йерун ван Мариенбор / Пол Киршнер, «Десять шагов комплексного обучения», 2023

В подходе к поддерживающей информации можно выделить два основных метода: плановое и ресурсное предоставление. При плановом предоставлении информации интеллектуальный агент заранее предлагает учащимся необходимые данные в явном виде, прежде чем они начнут решать задачи более высокого уровня сложности. Это позволяет подготовить студентов к предстоящим вызовам и улучшить их понимание темы. Ресурсное предоставление, в свою очередь, включает доступ к дополнительным материалам и ресурсам по мере необходимости, что способствует самостоятельному обучению и углублению знаний. Оба метода играют важную роль в образовательном процессе, обеспечивая поддержку в зависимости от потребностей учащихся.

При ресурсном подходе учащиеся самостоятельно исследуют разнообразные источники информации, такие как книги, учебники, видео, интернет-ресурсы и программы, а также консультируются с экспертами. Это позволяет им эффективно решать проблемы, обосновывать свои выводы и принимать обоснованные решения. Например, студенты-архитекторы, создавая уникальные проекты зданий, могут обращаться к опытным архитекторам, чтобы узнать о применяемых ими методах. В то же время студенты педагогических специальностей, стремящиеся развить навыки мотивации учащихся, могут анализировать детские телепередачи для изучения приемов, используемых продюсерами. Ключевым моментом является выбор надежных учебных ресурсов, которые предоставляют необходимую информацию в оптимальном объеме – не слишком обширном и не слишком скудном. Это значительно повышает качество образования и способствует более глубокому пониманию изучаемых тем.

Гибкий подход к предоставлению процедурной информации отличается от модели информации по запросу. В рамках гибкого подхода интеллектуальный агент предлагает поддерживающую информацию, касающуюся выполнения рутинных задач, в явной форме и в момент, когда это необходимо. Такой метод обеспечивает более эффективное выполнение задач, так как пользователь получает актуальные данные в нужный момент, что способствует повышению продуктивности и снижению уровня стресса.

Предоставление информации по запросу подразумевает, что учащиеся самостоятельно ищут и изучают необходимую информацию для выполнения определённых рутинных задач. Это может включать изучение руководств и справочников. Например, студенты, занимающиеся техническим обслуживанием самолётов и устранением неисправностей в системах электроснабжения, обращаются к техническим руководствам, специфичным для каждой модели самолёта. Аналогично, студенты, изучающие деловую переписку, исследуют, как использовать различные функции текстового процессора через справочную систему программы. Такой подход требует от них навыков поиска точной информации и способности эффективно распределять внимание между изучением материала и выполнением учебных заданий.

Кадр: фильм «Здесь ты найдёшь меня» / Nook Lane Entertainment / Red Sky Studios

Противоположностью зависимой частичной практике является самостоятельная частичная практика. В этом подходе интеллектуальный агент чётко формулирует задачу для учащегося, касающуюся повторяющегося навыка, после того как этот навык был продемонстрирован в рамках целостной и значимой учебной задачи. Самостоятельная частичная практика позволяет учащимся развивать навыки более эффективно, поскольку они могут применять полученные знания в контексте, что способствует лучшему усвоению материала и повышению уровня автономности в обучении.

Самостоятельная частичная практика позволяет учащимся самостоятельно определять, что и когда нужно отрабатывать, с целью повышения эффективности выполнения учебных задач. Например, студенты-экономисты, работающие над задачами финансового анализа с использованием электронных таблиц, могут улучшать свои навыки через онлайн-курсы. В свою очередь, студенты-медики, которым необходимо совершенствовать навыки интенсивной терапии, такие как сердечно-лёгочная реанимация, интубация и наружный массаж сердца, могут посещать специализированные семинары. Для успешного обучения учащиеся должны уметь выбирать подходящие учебные методы и находить возможности для частичной практики, что в конечном итоге приведет к улучшению их профессиональных навыков и более успешному выполнению учебных задач.

Получите больше интересной информации об образовании, подписавшись на наш телеграм-канал. Мы делимся актуальными новостями, полезными советами и ресурсами, которые помогут вам в обучении и развитии. Присоединяйтесь к нашему сообществу и оставайтесь в курсе последних тенденций в сфере образования.

Обратите внимание на следующие рекомендации:

  • Что такое problem-based learning, или проблемно-ориентированное обучение
  • Кейс: как сделать онлайн-курс, который подойдёт и новичкам, и людям с опытом
  • Как составить отличное задание для студентов онлайн-курса: гайд для начинающих методистов
  • Проектирование обучения от результата: 3 концепции, о которых нужно знать

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее