Цифры: как россияне относятся к разным системам высшего образования / Skillbox Media
С момента, когда стало известно об отказе от Болонской системы и создании в России своей уникальной системы, прошёл год. Что об этом думают сейчас?
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеАналитики медиахолдинга Rambler & Co провели опрос среди более чем 200 тысяч пользователей своих ресурсов с 10 по 13 июля 2023 года, исследуя их отношение к различным системам высшего образования. Результаты показали, что 63% респондентов считают советскую систему образования с пятилетним специалитетом идеальной для России. В то же время лишь 5% участников опроса оценили Болонскую систему, включающую бакалавриат и магистратуру, как успешную. 11% опрошенных высказали мнение о необходимости разработки уникального подхода к высшему образованию, в то время как 21% убеждены, что важнее всего — компетенции преподавателей, а не сама система. Это исследование подчеркивает актуальные дискуссии о качестве и структуре высшего образования в России.
Сведения об участниках опроса не предоставляют информации о возрастных группах и уровне образования респондентов. Известно только, что среди участников 63% составляют мужчины, а 37% — женщины. Тем не менее, высокая доля сторонников пятилетнего «советского» специалитета вызывает интерес и подчеркивает его актуальность в современной образовательной системе.
Год назад, на фоне начала отказа России от Болонской системы, Фонд «Общественное мнение» провёл опрос среди 1500 россиян для выяснения их отношения к этому решению. Результаты показали, что 69% опрошенных не имели представления о сути Болонской системы, и лишь 29% знали о ней хоть что-то. В то же время 46% респондентов поддержали отказ от Болонской системы, 12% выступили против, а 42% затруднились с ответом. Наиболее распространёнными аргументами среди сторонников отказа стали утверждения о том, что российская и советская системы образования были более качественными и давали больше знаний. Также звучали мнения о необходимости создания уникальной системы образования в России, предпочтительности пяти лет обучения без деления на бакалавриат и магистратуру, а также общие высказывания о том, что такой подход является более правильным.
Новая система высшего образования, согласно пилотному проекту, представляет собой двухуровневую (или трёхуровневую, учитывая аспирантуру) модель. Первый уровень обозначен как «базовый», вместо традиционных бакалавриата и специалитета. Второй уровень, магистратура, классифицируется как специализированный. Продолжительность обучения на каждом уровне варьируется в зависимости от образовательной программы: на базовом уровне обучение может длиться от четырёх до шести лет, а на специализированном — от одного до трёх лет. Даже на инженерных направлениях, где ранее высказывались сомнения относительно достаточности четырёхлетнего бакалавриата, сроки обучения колеблются от четырёх до шести лет. Это означает, что полное возвращение к пятилетнему специалитету не планируется. Тем не менее, многие россияне, похоже, ожидают именно этого, возможно, из-за ностальгии по прошлым временам, когда качество образования воспринималось как более высокое.
Переделанный текст:
Изучайте дополнительные материалы:
Цитата недели: «К советской системе образования мы уже не вернёмся никогда». Эта фраза подчеркивает неизбежные изменения в образовательной системе, которые произошли за последние десятилетия. Современное образование адаптируется к новым требованиям и вызовам, таким как глобализация, развитие технологий и изменение потребностей общества. Несмотря на ностальгию по прошлому, важно понимать, что реформы в сфере образования необходимы для подготовки квалифицированных специалистов, способных успешно конкурировать на международной арене. Образование должно быть гибким и ориентированным на будущее, чтобы соответствовать новым реалиям рынка труда и потребностям студентов.
В настоящее время за рубежом наблюдается тенденция к сокращению продолжительности обучения в высших учебных заведениях. Некоторые американские университеты уже разрабатывают концепцию трёхлетнего бакалавриата. Недавно некоммерческая организация ECMC Group, занимающаяся инвестициями в инновационные образовательные инициативы, совместно с VICE Media провела опрос среди 7,3 тысячи старшеклассников. Результаты исследования показали, что рекомендуется внедрять в университетах сокращённые программы обучения. Также стоит рассмотреть возможность интеграции в стандартный бакалавриат коротких курсов, по окончании которых студенты смогут получать сертификаты (микроквалификации). Такие сертификаты помогут им применять полученные навыки на практике уже во время учёбы, что повысит их конкурентоспособность на рынке труда.
Обратите внимание на следующие материалы:
- В ЮНЕСКО призвали переосмыслить высшее образование
- «Люди надеются, что если они вернутся к прошлым практикам образования, то им станет легче»
- Цитата недели: про непрофильные специальности и непрофильные магистратуры
- В Китае решили перестроить систему высшего образования
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее