Чему учить сотрудников: данные исследования «СберУниверситета» / Skillbox Media
Разбираем исследование «СберУниверситета» и ВШЭ.
Содержание:
В данной статье вы познакомитесь с основными аспектами темы, а также получите полезную информацию и советы. Мы подробно рассмотрим ключевые моменты и предоставим практические рекомендации, которые помогут вам лучше понять рассматриваемый вопрос. Читайте дальше, чтобы углубить свои знания и найти ответы на важные вопросы.
- почему началось «великое увольнение»;
- какие тренды повысили значимость переобучения сотрудников в мире и в чём особенности ситуации в России;
- каких компетенций чаще всего не хватает сотрудникам;
- какую ещё пользу приносит компаниям переподготовка, кроме восполнения пробелов в навыках сотрудников;
- чему учат в российских компаниях, а чему не учат, несмотря на дефицит навыков;
- и какие форматы обучения эксперты считают перспективными.
В рамках цикла семинаров EduTech «СберУниверситет» был представлен аналитический отчет под названием «Переподготовка как ответ на вызовы нового мира работы». Документ освещает важность переподготовки кадров в условиях быстро меняющегося рынка труда и выявляет ключевые тенденции, влияющие на профессиональное развитие. Отчет акцентирует внимание на необходимости адаптации образовательных программ к новым требованиям и вызовам, с которыми сталкиваются специалисты различных отраслей.
Отчёт подготовлен на основе исследования, проведённого при поддержке Института образования Высшей школы экономики. Основная часть данных была собрана в ходе онлайн-опроса, который состоялся в сентябре. В опросе приняли участие 211 респондентов из 26 различных сфер деятельности, включая HR-директоров и специалистов по обучению и развитию. Авторы отчёта также провели интервью с экспертами в области корпоративного образования из ведущих российских компаний, таких как X5 Group и «Росатом». В работе использованы открытые государственные статистические данные, а также информация из аналитических изданий и научных публикаций.
Данный отчёт предоставляет ценную информацию о навыковых пробелах сотрудников и существующих программах переподготовки, что может быть полезно для организаций, стремящихся улучшить квалификацию своих сотрудников и адаптироваться к современным требованиям рынка труда.
Переподготовка стала ещё важнее, чем раньше. И для компаний, и для сотрудников
Рост интереса к переподготовке в мире обусловлен рядом краткосрочных трендов, согласно мнению авторов доклада. Пандемия ускорила процессы цифровизации и автоматизации в различных отраслях. Многие работники столкнулись с переходом на удалённый формат, потерей рабочих дней или увольнением. В результате некоторые профессии претерпели значительные изменения, а условия труда во многих сферах трансформировались. Это создало необходимость в новых навыках и знаниях, что в свою очередь увеличивает спрос на программы переподготовки.
Все больше людей по всему миру задумываются о смене карьерной траектории, стремясь к повышению квалификации (апскиллингу) для получения более высоких позиций или освоению новой профессии (рескиллингу). Оба этих пути часто воспринимаются сотрудниками как необходимость увольнения с текущего места работы без четкого плана действий. В условиях быстро меняющегося рынка труда такие шаги становятся важной стратегией для достижения профессионального роста и адаптации к новым требованиям. Смена карьерного направления открывает возможности для развития в перспективных сферах и позволяет оставаться конкурентоспособным в условиях высокой конкуренции.
Согласно данным, 76% сотрудников Москвы и Санкт-Петербурга активно ищут или планируют сменить место работы в ближайшем будущем. Этот феномен уже получил наименование «великое увольнение» в среде работодателей. Игорь Баранов, проректор по обучению и исследованиям «СберУниверситета», поделился этой информацией на семинаре. Рост числа работников, стремящихся к смене работы, свидетельствует о значительных изменениях на рынке труда, что требует от работодателей переосмысления подходов к найму и удержанию сотрудников.
Если работодателю важно сохранить в компании опыт и навыки сотрудников, переподготовка (рескиллинг) предоставляет возможность найти для них новое применение. Это не только позволяет сохранить ценные кадры, но и способствует развитию компании в условиях быстро меняющегося рынка. Инвестиции в переподготовку сотрудников помогают адаптировать их навыки к новым требованиям, что в конечном итоге ведет к повышению эффективности и конкурентоспособности организации.
Пандемия COVID-19 оказала значительное влияние на рынок труда, но наряду с этим существуют и долгосрочные тренды, формирующие его будущее. Независимо от текущей ситуации с коронавирусом, ряд изменений в сфере занятости начался до пандемии и будет продолжать развиваться. Эти тенденции включают увеличение удалённой работы, внедрение цифровых технологий, изменения в требованиях к навыкам и профессиональной подготовке, а также акцент на гибкость и баланс между работой и личной жизнью. Важно учитывать эти факторы при прогнозировании будущего рынка труда и адаптации к новым условиям.
- четвёртая промышленная революция — или попросту цифровизация;
- снижение доли рутинного труда;
- старение населения и другие демографические изменения;
- распространение культуры непрерывного обучения;
- тренд на удержание специалистов с широким спектром навыков.
Долгосрочные тренды приводят к существенным изменениям в сфере профессий. Некоторые традиционные профессии исчезают, другие претерпевают трансформацию, а также появляются совершенно новые специальности. Эти изменения обусловлены развитием технологий, изменением потребностей рынка труда и социальной динамикой. Адаптация к новым условиям становится необходимостью для профессионалов, что открывает возможности для обучения и переквалификации. Важно следить за актуальными трендами и развивать навыки, соответствующие требованиям современного мира.
Исследование, ссылающееся на отчет Всемирного банка, предсказывает, что до 2025 года в мире будет утрачено 85 миллионов рабочих мест, в то время как появится 97 миллионов новых. Наибольший спрос будет наблюдаться на специалистов в области анализа данных, искусственного интеллекта, создания контента и облачных вычислений. В условиях стремительных изменений на рынке труда переподготовка становится важным условием для успешного профессионального роста и адаптации к новым требованиям.
Мартин Мёрле, заместитель директора по корпоративным сервисам и директор аккредитации CLIP в Европейском фонде развития менеджмента (EFMD), утверждает, что человеку будущего потребуется освоить от 7 до 8 профессий на протяжении своей жизни. Это мнение подчеркивает важность адаптивности и постоянного обучения в условиях стремительно меняющегося рынка труда. В современном мире, где технологии развиваются с огромной скоростью, многопрофильные навыки становятся ключевыми для успешной карьеры. Поэтому важно уже сегодня задуматься о будущем и начать развивать необходимые компетенции.
Переподготовка актуальна не только для тех, кто меняет специальность, но и для специалистов, чьи профессии постепенно эволюционируют. Ожидается, что во многих отраслях работники будут проходить переподготовку каждые 3-5 лет, а в некоторых случаях и чаще. В частности, в сфере кибербезопасности значительное переобучение необходимо проводить не реже чем раз в два года. Это подчеркивает важность постоянного обновления знаний и навыков для успешной карьеры в rapidly changing environment.
К переподготовке следует также отнести краткосрочные курсы, направленные на освоение отдельных навыков, включая те, которые не привязаны к конкретной профессии. Проректор «СберУниверситета» Игорь Баранов подчеркнул эту позицию на презентации отчета, отметив важность программ, которые помогают развивать универсальные компетенции. В современном мире постоянное обновление знаний и навыков становится необходимостью для успешной карьеры, что делает такие курсы особенно актуальными.
Переподготовка — это не только освоение профессиональных навыков, но и формирование основополагающих умений, которые останутся с вами, даже если вы решите сменить профессию. Такие навыки, известные как foundational skills, имеют долгосрочную ценность. В то время как технические навыки быстро устаревают, обновляясь каждые 2–5 лет, foundational skills способствуют развитию вашего человеческого капитала на протяжении всей жизни. Программы переподготовки можно рассматривать как рескиллинг. Хотя они могут не фокусироваться на конкретной профессии, они значительно меняют ваш набор навыков и делают вас более конкурентоспособным на рынке труда.
Мартин Мёрле считает, что развитие ключевых навыков должно стать одной из главных задач системы образования. Это позволит подготовить студентов к современным вызовам и обеспечит их конкурентоспособность на рынке труда. Фокус на навыках, таких как критическое мышление, креативность и коммуникация, способствует формированию всесторонне развитой личности, способной адаптироваться к быстро меняющимся условиям. Таким образом, интеграция этих аспектов в образовательные программы станет залогом успешного будущего для учащихся.
Не все мировые тренды в области обучения и развития кадров одинаково выражены в России. Согласно данным Росстата, лишь 22,9% работающего населения ежегодно проходят обучение, что в два-три раза ниже показателей таких стран, как Франция, Германия и Швеция. При этом в России наблюдается значительная квалификационная яма — разрыв между востребованными на рынке труда навыками и теми, которые имеют работники. По некоторым оценкам, до половины трудоспособного населения страны сталкивается с этой проблемой. Это подчеркивает необходимость повышения квалификации и адаптации образовательных программ к требованиям современного рынка труда.
Переделанный текст:
Обязательно ознакомьтесь с дополнительными материалами:
Почему мы оказываемся в квалификационной яме
Квалификационная яма — это ситуация, когда наши навыки и знания не соответствуют требованиям рынка труда или профессиональной деятельности. Многие из нас сталкиваются с этой проблемой, и причина кроется в различных аспектах.
Во-первых, изменения в технологиях и методах работы требуют постоянного обновления знаний. Если мы не следим за новыми тенденциями и не развиваем свои навыки, мы рискуем оказаться неактуальными. Во-вторых, недостаток практического опыта может привести к тому, что даже идеально подготовленные теоретически специалисты не смогут успешно справляться с задачами на практике.
Кроме того, иногда мы не осознаем свои слабые стороны и не работаем над их улучшением. Это может быть связано с отсутствием обратной связи от коллег или руководства. Важно регулярно получать оценку своих навыков и стремиться к самосовершенствованию.
Наконец, страх перед неудачами и неприязнь к изменениям могут удерживать нас на месте, мешая выходить из зоны комфорта. Чтобы избежать попадания в квалификационную яму, необходимо активно развивать свои навыки, быть открытым к обучению и адаптации к новым условиям.
Всем нужно больше навыков, чем раньше
Гибкие и надпрофессиональные компетенции играют все более важную роль в современном мире труда, поскольку требования к навыкам в различных профессиях становятся всё более сложными. Растет необходимость в сочетании узких предметных знаний с социальными, когнитивными и технологическими навыками. Это актуально как для маркетологов, так и для разработчиков и учителей. В условиях быстро меняющейся среды профессионалы должны уметь адаптироваться и развивать свои навыки, чтобы оставаться конкурентоспособными и эффективными в своей деятельности.
Навыки социальной и цифровой сферы находятся в дефиците в российских компаниях, что подтверждается результатами отчёта. Эти умения становятся всё более востребованными на современном рынке труда, и их нехватка может негативно сказаться на развитии организаций. Обучение и развитие данных навыков могут повысить конкурентоспособность сотрудников и улучшить общие результаты компании.
Современный рынок труда требует от специалистов разнообразных навыков, и некоторые из них особенно остро ощущаются. Наиболее востребованными являются технические навыки, такие как программирование, работа с данными и знание новых технологий. Также важны мягкие навыки, включая коммуникацию, управление временем и критическое мышление. В условиях быстрого изменения технологий, адаптивность и готовность к обучению становятся необходимыми качествами для успешной карьеры. Специалисты, обладающие сочетанием этих навыков, имеют явное преимущество на рынке труда. Учитывая эти факторы, компании стремятся развивать своих сотрудников, чтобы они могли соответствовать современным требованиям.
54% респондентов выделили отсутствие инновационного мышления как ключевой навыковый пробел в своей организации. Это свидетельствует о необходимости развития креативности и гибкости мышления среди сотрудников для повышения конкурентоспособности на рынке. Инновационное мышление способствует генерации новых идей, улучшению процессов и адаптации к изменениям, что является важным аспектом для успешного функционирования бизнеса в условиях быстро меняющейся среды. Разработка программ по обучению и стимулированию творческого подхода может значительно улучшить ситуацию и закрыть существующие пробелы в навыках.
Часто подчеркивается нехватка креативного (43,1%) и стратегического мышления (40,8%) в профессиональной среде. Это свидетельствует о необходимости развития этих навыков для повышения конкурентоспособности и эффективности работы. Креативное мышление позволяет находить нестандартные решения, а стратегическое — формировать долгосрочные планы и достигать поставленных целей. Уделение внимания этим аспектам может существенно улучшить результаты как отдельных сотрудников, так и всей команды в целом.
В сфере цифровых технологий наблюдаются значительные пробелы, особенно в области анализа и управления данными, где недостает квалификации у 53% специалистов. Также 45,5% отмечают нехватку продвинутых цифровых навыков и навыков программирования. Эти данные подчеркивают важность повышения квалификации и обучения в цифровом секторе для улучшения общего уровня компетенций.
Недостаток лидерских навыков наблюдается у 46% работников, а 39,3% испытывают нехватку в навыках управления изменениями. Эти показатели подчеркивают важность развития данных компетенций для повышения эффективности работы команды и адаптации к изменяющимся условиям. Улучшение лидерских качеств и умение управлять изменениями становятся ключевыми факторами успешной карьеры и конкурентоспособности на рынке труда.
Согласно мнению респондентов, необходимость в переобучении касается различных категорий сотрудников. В опросе часто упоминались производственный персонал, сотрудники отделов маркетинга, PR и корпоративных коммуникаций, а также аналитики и специалисты в области исследований и разработок. Переобучение этих групп является важным шагом для повышения эффективности работы и адаптации к изменениям на рынке.
Обратите внимание на следующие материалы:
Вузовское образование все чаще ставит акцент на развитии навыков XXI века. Это связано с изменениями на рынке труда и потребностями современного общества. Ключевыми навыками, которые активно формируются в образовательных учреждениях, являются критическое мышление, креативность, цифровая грамотность и способность к сотрудничеству.
Современные университеты внедряют инновационные методы обучения, включая проектное обучение, междисциплинарные курсы и практические занятия, которые позволяют студентам развивать необходимые для успешной карьеры компетенции. Кроме того, акцент на практическое применение знаний способствует подготовке выпускников к реальным вызовам, с которыми они столкнутся в профессиональной жизни.
Таким образом, вузы сегодня активно работают над тем, чтобы подготовить студентов к требованиям современного мира, обеспечивая им необходимые навыки для успешной карьеры в условиях быстро меняющейся экономики.
Отчёт подчеркивает, что внешний найм не способен решить проблемы кадрового голода и нехватки специфических навыков. На рынке труда наблюдается дефицит специалистов, обладающих полным набором необходимых работодателям компетенций. В результате компании вынуждены инвестировать время и ресурсы в обучение или переобучение новых сотрудников.
Переподготовка сотрудников становится всё более важной в современных условиях. Переобучение работников, согласно мнениям экспертов, позволяет не только повысить их квалификацию, но и адаптировать их к быстро меняющимся требованиям рынка. Это способствует улучшению производительности труда и повышению конкурентоспособности компании. Кроме того, постоянное обучение сотрудников способствует их профессиональному росту и повышению уровня удовлетворенности работой, что в свою очередь снижает текучесть кадров. Таким образом, инвестирование в переподготовку сотрудников — это стратегически важный шаг для успешного развития бизнеса.
- помогает сохранить лояльность персонала (76% участников отметили этот вариант в опросе);
- поддерживает уровень удовлетворённости сотрудников (70% ответов);
- снижает текучесть кадров (39%);
- повышает внутреннюю мобильность (38%).
В практике как российских, так и международных компаний, по словам Игоря Баранова, переподготовка сотрудников внутри своей профессиональной области встречается значительно чаще, чем переход на совершенно иные специальности. Примеры таких инициатив включают тренинги по лидерским навыкам для подготовки к руководящим должностям и курсы по расширению цифровых компетенций, которые становятся актуальными в условиях изменений в профессиях. Важно отметить, что адаптация и развитие навыков в рамках одной области повышают конкурентоспособность сотрудников и способствуют эффективному выполнению корпоративных задач.
Читайте также:
Корпоративное обучение претерпевает значительные изменения в условиях современного мира. С развитием технологий и быстрым темпом изменений в бизнес-среде компании адаптируют свои подходы к обучению сотрудников. Основное внимание уделяется созданию гибких и персонализированных программ, которые соответствуют потребностям бизнеса и интересам работников.
Все более популярными становятся онлайн-курсы и интерактивные платформы, которые позволяют проводить обучение в удобном для сотрудников формате. Использование виртуальной реальности и симуляций открывает новые возможности для практического обучения, что значительно повышает вовлеченность и эффективность сотрудников.
Кроме того, акцент смещается на развитие мягких навыков, таких как коммуникация, креативность и критическое мышление. Это связано с необходимостью адаптации к быстро меняющимся условиям рынка и требованиями к лидерству.
Корпоративное обучение также становится более ориентированным на результат, с акцентом на измерение эффективности и применение полученных знаний в реальных ситуациях. Таким образом, компании стремятся создать непрерывный процесс обучения, который способствует росту и развитию как сотрудников, так и бизнеса в целом.
Чему и как учат сотрудников в России: ожидание и реальность
Согласно исследованию Deloitte, более 50% руководителей в России полагают, что ответственность за развитие новых навыков должна лежать на самих сотрудниках. В этой связи компании-работодатели сталкиваются с важной задачей: им необходимо нанимать тех сотрудников, кто проявляет интерес к обучению и развитию. Это позволит создать более продуктивную рабочую среду и повысить конкурентоспособность организации на рынке.
Участники опроса и интервью, проведенных в рамках исследования «СберУниверситета» и ВШЭ, не поддерживают данную точку зрения. Многие компании активно занимаются переобучением своих сотрудников, осознавая важность постоянного обновления навыков и знаний в условиях быстро меняющегося рынка труда. Это свидетельствует о растущей ответственности работодателей за развитие кадрового потенциала и стремлении к повышению конкурентоспособности.
Участники опроса отмечают тренд на усложнение навыковых профилей, что приводит к обучению сотрудников не только узким профессиональным навыкам и компетенциям. О таких программах сообщают 41,2% респондентов. Кроме того, акцентируется внимание на развитии надпрофессиональных навыков, таких как работа в команде, лидерство, стратегическое мышление и управление изменениями. Реализацию подобных программ подтверждают около трети участников опроса.
В настоящее время специализированные профессиональные программы занимают лидирующие позиции, а ресурсы компаний на обучение сотрудников ограничены. В организациях, данные которых были представлены в отчёте, доступность курсов по дефицитным надпрофессиональным компетенциям существенно ниже, чем обучение хард-скиллам. Этот разрыв был отмечен на презентации отчёта одним из авторов, заместителем директора Института образования ВШЭ Ильёй Коршуновым. Обострение ситуации в области профессионального обучения требует внимания и стратегического подхода для эффективного развития сотрудников.
Российский бизнес в первую очередь фокусируется на решении актуальных задач. Когда приходит новый сотрудник, его обучают, запускают в работу и достигают конкретных результатов. Лишь затем компании начинают задумываться о развитии навыков, которые будут востребованы в будущем. Такой подход позволяет эффективно справляться с текущими вызовами, но также важно учитывать и долгосрочные перспективы, чтобы не отставать от глобальных тенденций на рынке труда.
Согласно результатам опроса, в большинстве компаний отсутствуют программы, направленные на развитие ключевых компетенций, которые на сегодняшний день являются крайне востребованными.
- анализ и управление данными;
- инновационное, креативное мышление;
- предпринимательское мышление;
- инновационная разработка продуктов;
- бережливое производство;
- well-being (благополучие, баланс между работой и отдыхом).
Согласно отчёту «СберУниверситета», одной из ключевых проблем российских организаций является недостаточное использование современных форматов переподготовки. Авторы отчёта отмечают, что в настоящее время российские компании не разработали эффективные подходы к программам переподготовки, что свидетельствует о нехватке опыта в реализации подобных инициатив. Это создает препятствия для адаптации кадров к быстро меняющимся условиям рынка и актуальным требованиям.
Наиболее распространенные методы обучения в корпоративной среде включают профессиональные конференции и семинары, которые выбрали 65% участников опроса. Вторым по популярности способом является индивидуальная передача опыта внутри компании, на которую указали 63% опрошенных. Также значительное внимание уделяется программам корпоративных университетов, которые используют 48% компаний, и услугам внешних провайдеров, выбираемых 56% участников. Эти методы обучения способствуют развитию профессиональных навыков сотрудников и повышению их компетенций.
Форматы переподготовки имеют свои недостатки. Хотя конкретные данные отсутствуют, предыдущие исследования показывают, что сотрудники предпочли бы другие программы обучения. Они отдали бы предпочтение более гибкому расписанию, включая онлайн-форматы, а также программам, предлагающим обучение в престижных внешних образовательных учреждениях вместо внутренних корпоративных университетов. Кроме того, акцент должен быть на развитии надпрофессиональных навыков, которые востребованы в различных отраслях, а не только на хард-скиллах. Это подчеркивает необходимость адаптации образовательных программ к современным требованиям рынка труда.
В отчёте подчеркивается, что успешные программы переподготовки могут быть реализованы только в организациях с благоприятным обучающим климатом. Мартин Мёрле акцентировал внимание на важности не только технологической инфраструктуры для переобучения, но и на необходимости внедрения культуры постоянного обучения. Процесс обучения должен получать такое же внимание и финансирование, как и другие ключевые аспекты деятельности компании, а не оставаться на заднем плане.
Переделанный текст:
Изучайте дополнительные материалы:
Конкурс представляет собой эффективный формат для корпоративного обучения, так как он способствует активному вовлечению сотрудников в процесс усвоения новых знаний и навыков. Участие в конкурсах создает конкурентную атмосферу, которая стимулирует сотрудников к самосовершенствованию и повышению профессиональных компетенций. Конкурсы могут быть адаптированы под конкретные цели компании, что позволяет достичь нужных результатов в обучении.
Кроме того, данный формат способствует развитию командного духа и сотрудничества между коллегами, что в свою очередь укрепляет корпоративную культуру. Участники могут обмениваться опытом, учиться друг у друга и находить новые подходы к решению задач. Важно отметить, что конкурсы, как правило, имеют элемент игрового процесса, что делает обучение более увлекательным и запоминающимся.
Таким образом, конкурс как формат корпоративного обучения не только повышает уровень знаний сотрудников, но и способствует созданию благоприятной рабочей атмосферы, что в конечном итоге приводит к улучшению показателей компании в целом.
Что будет актуально на рынке переподготовки
Авторы отчёта выделяют несколько перспективных моделей переподготовки сотрудников. Эти модели направлены на эффективное обновление знаний и навыков работников в условиях быстро меняющегося рынка труда. Основное внимание уделяется адаптации программ обучения к потребностям работодателей и развитию компетенций, востребованных в различных отраслях. Важным аспектом является использование современных технологий и инновационных методов обучения, что позволяет повысить качество образовательного процесса и обеспечить более высокую степень вовлеченности сотрудников. Кроме того, такие модели способствуют формированию культуре непрерывного обучения, что в свою очередь увеличивает конкурентоспособность как работников, так и самой организации.
- Краткосрочные интенсивы по высокотехнологичным востребованным профессиям для всех желающих. Это поможет быстрее закрывать такие вакансии. Подобные школы есть, например, у «Сбера» и X5 Group.
- Программы переподготовки под новые бизнес-процессы и новые карьерные траектории для сотрудников массовых специальностей. В отчёте приводятся кейсы Банка России, «Сбера», РЖД. Например, РЖД обучает действующих машинистов электропоездов работе на составах с автоматизированным управлением.
- Программы по развитию цифровых, социальных и когнитивных навыков для руководителей — например, программы кадрового резерва в «Ланите» и НЛМК.
- Программы по развитию предпринимательских компетенций специалистов. Такие есть в «Сбере» и «Ростехе».
- Переподготовка совместно с вузами и другими внешними партнёрами, которая позволяет обеспечить фундаментальную базу для перехода на новое направление или профессию. В отчёте приведены кейсы «Сбера» и «Росатома».
- Программы с господдержкой для обновления навыков по приоритетным направлениям развития экономики.
Переподготовка в вузах заслуживает особого внимания. Формат повышения квалификации в профильных университетах существует уже долгое время, и на первый взгляд может показаться, что здесь нет ничего нового. Однако авторы исследования отмечают, что современные программы переподготовки все чаще разрабатываются с учетом конкретных запросов компаний. Это позволяет заказчикам контролировать качество обучения и обеспечивать соответствие образовательных программ актуальным требованиям рынка труда. Таким образом, переподготовка в вузах становится более целенаправленной и эффективной, что играет важную роль в повышении конкурентоспособности специалистов.
В некоторых случаях сотрудничество осуществляется по модели франшизы, где корпорация разрабатывает учебные материалы и обучает преподавателей, выбранных вузом. В этом процессе вуз отвечает за администрирование и предоставление необходимой инфраструктуры. Такие программы могут иметь значительный масштаб и охватывать различные области. Примером подобного сотрудничества является инициатива «Росатома» и Санкт-Петербургского политехнического университета.
Изучайте дополнительные материалы:
Государство и бизнес активно работают над решением проблемы нехватки кадров для цифровой экономики. В условиях стремительного развития технологий и растущего спроса на специалистов в области IT, важно создать условия для подготовки квалифицированных кадров. Государственные инициативы включают программы по обучению и переквалификации работников, а также поддержку образовательных учреждений, предлагающих курсы в сфере цифровых технологий.
Бизнес, в свою очередь, также играет ключевую роль. Компании инвестируют в обучение своих сотрудников, создают стажировки и практики для студентов, а также активно сотрудничают с учебными заведениями для разработки актуальных учебных программ. Совместные усилия государства и бизнеса могут привести к значительному улучшению ситуации на рынке труда в области цифровой экономики, что в свою очередь будет способствовать развитию инновационных технологий и повышению конкурентоспособности страны на международной арене.
По данным опроса, проведенного «СберУниверситетом», около 30% внешних программ переподготовки и повышения квалификации осуществляется в университетах. Это свидетельствует о значительной роли вузов в образовательном процессе и их вкладе в подготовку специалистов, соответствующих современным требованиям рынка труда. Важно отметить, что такие программы помогают работникам развивать свои навыки и повышать конкурентоспособность в профессиональной сфере.
На презентации отчета Илья Коршунов отметил, что 48% людей выбирают курсы у независимых провайдеров дополнительного профессионального образования. Это подчеркивает важность тренда, при котором работодатели могут расширить возможности обучения для своих сотрудников. Сотрудничество с популярными провайдерами позволит компаниям предлагать наиболее актуальные и востребованные программы, что в свою очередь поможет повысить квалификацию и конкурентоспособность работников на рынке труда. Эффективное использование этого тренда может привести к более высокому уровню удовлетворенности сотрудников и их профессиональному развитию.
По мнению Коршунова, перспектива изменения формата образовательного сотрудничества не приведет к тому, что компании полностью откажутся от взаимодействия с университетами. Университеты и колледжи сохранят свои позиции на рынке, так как сотрудничество с ними открывает доступ к различным государственным инициативам. Это позволяет компаниям эффективно использовать ресурсы и возможности для профессиональной переподготовки своих сотрудников.
Читать также:
Вопрос о конкуренции между вузами и компаниями в сфере EdTech в области дополнительного образования становится все более актуальным. В последние годы наблюдается рост популярности онлайн-курсов и образовательных платформ, предлагающих гибкие и доступные программы обучения. Это дает возможность многим людям получить новые знания и навыки без необходимости посещения традиционных учебных заведений.
Вузы, обладая историей и престижем, продолжают привлекать студентов, однако они сталкиваются с вызовами со стороны EdTech-компаний, которые предлагают инновационные подходы к обучению. Платформы EdTech могут предложить адаптивные и персонализированные программы, соответствующие требованиям современного рынка труда. Это создает конкуренцию за студентов, которые ищут более эффективные и удобные варианты повышения квалификации.
Однако вузы не остаются в стороне и начинают интегрировать технологии в свои образовательные процессы, предлагая онлайн-курсы и смешанные форматы обучения. Это позволяет им сохранить конкурентоспособность и привлекать новые аудитории. Таким образом, вузы и EdTech не только конкурируют, но и могут взаимодействовать, создавая синергетический эффект в области дополнительного образования.
В итоге, вопрос о конкуренции между вузами и EdTech в дополнительном образовании является многогранным. Оба сегмента имеют свои преимущества и недостатки, и в дальнейшем мы можем наблюдать их взаимное влияние и сотрудничество для повышения качества образовательного процесса.
Программы переподготовки с государственной поддержкой, такие как федеральные проекты «Кадры для цифровой экономики» и «Содействие занятости», становятся всё более значимыми на рынке образовательных услуг. Согласно отчету за 2020 год, в регионах с низким уровнем экономического развития и производительности труда наблюдается высокая доля программ переподготовки в общей структуре обучения взрослых. Это означает, что программы переподготовки активно реализуются не только в тех регионах, где бизнес имеет ресурсы для обучения сотрудников и развита культура непрерывного образования, но и в тех, где государственные власти стремятся «перезапустить» целые отрасли экономики, используя механизмы государственной поддержки для повышения квалификации и адаптации рабочей силы. Таким образом, программы переподготовки играют ключевую роль в улучшении экономической ситуации и повышении конкурентоспособности регионов.
Переделанный текст:
Рекомендуем ознакомиться с дополнительными материалами по теме.
- Эксперты назвали 50 перспективных новых профессий
- 6 технологий для корпоративного обучения
- Как мотивировать взрослых учиться
- Зоопарк корпоративных EdTech-решений
Менеджер по обучению и развитию персонала
Вы научитесь выстраивать программы корпоративного обучения сотрудников и оценивать их эффективность. Сможете начать карьеру в HR-департаменте и внедрить работающую систему развития персонала в компании.
Узнать подробнее