Почему быстро забывается то, что выучено за ночь перед экзаменом? / Skillbox Media
Ответ на этот вопрос даёт нейрофизиология.
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеЧасто студенты сталкиваются с ситуацией, когда накануне экзамена они стремятся запомнить весь материал за семестр. Эта тактика может привести к высокому баллу, однако почти сразу после экзамена информация забывается. Даже если студент быстро усваивает новые знания, такой подход к подготовке не способствует формированию долговременных знаний, что является одной из ключевых целей обучения. Эффективная подготовка требует не только запоминания, но и понимания материала, что позволяет сохранить знания на длительный срок.
Почему быстро запомненное может быть также быстро забыто? И что можно сделать для долговременного запоминания информации? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо понять, как функционирует наша память.
Память — это сложный процесс, который включает в себя кодирование, хранение и воспроизведение информации. Когда мы пытаемся запомнить что-либо, наш мозг обрабатывает данные и создает нейронные связи. Если информация не используется или не повторяется, эти связи ослабевают, и мы забываем.
Для того чтобы улучшить долговременное запоминание, полезно применять различные техники. Регулярные повторения, ассоциативные связи и использование мнемотехник могут значительно повысить эффективность запоминания. Кроме того, важно обеспечивать достаточное количество сна и снижать уровень стресса, так как эти факторы напрямую влияют на работу памяти.
Таким образом, понимание механизмов памяти и применение эффективных методов запоминания помогут сохранить информацию надолго.
Основные этапы и выводы этой статьи представлены в абзацах, отмеченных «лампочкой». Если вы предпочитаете краткие сведения без углубленных объяснений, можете перейти сразу к «лампочкам».
Что такое память
Для понимания концепции памяти и механизмов ее работы необходимо обратиться к нейробиологии. Память – это сложный процесс, который включает в себя хранение, обработку и воспроизведение информации. В нейробиологии память рассматривается как результат взаимодействия нейронов в мозге. Образование и укрепление синаптических связей между нейронами играет ключевую роль в формировании воспоминаний. Исследования показывают, что различные типы памяти, такие как краткосрочная и долговременная, активируют разные области мозга. Понимание этих процессов не только помогает в изучении человеческого поведения, но и открывает новые горизонты в лечении расстройств памяти. Таким образом, глубокое знание нейробиологии позволяет лучше осознать, как память влияет на нашу жизнь и какие методы можно использовать для ее улучшения.
Мозг человека состоит из миллиардов нервных клеток, известных как нейроны, которые образуют сложные сети с помощью длинных отростков, называемых аксонами, и коротких отростков, именуемых дендритами. Аксоны выполняют функцию передачи информации от одного нейрона к другому, тогда как дендриты отвечают за её прием. Соединение между аксонным окончанием одного нейрона и дендритом другого нейрона называется синапсом. Эти синапсы играют ключевую роль в передаче нервных импульсов, обеспечивая функционирование сложных процессов мышления, памяти и обучения.
На большинстве синапсов передача информации осуществляется с помощью нейромедиаторов — сложных органических соединений, таких как серотонин, дофамин, норадреналин и глутаминовая кислота. Эти нейромедиаторы находятся в специальных пузырьках, называемых везикулами. При определённых условиях везикулы открываются, и нейромедиаторы высвобождаются в синаптическую щель — узкое пространство между аксоном и дендритом. На поверхности дендрита расположены рецепторы, которые воспринимают нейромедиаторы, хотя также существуют рецепторы на аксонах. Эффективная работа этих молекул и рецепторов играет ключевую роль в передаче нервных импульсов и формирования нейронных связей, что, в свою очередь, влияет на поведение и эмоциональное состояние человека.
Сигнал, или нервный импульс, передается от одного нейрона к другому при условии, что в синаптической щели высвободилось достаточное количество нейромедиатора, чтобы рецепторы смогли его зафиксировать. Процесс передачи сигнала зависит как от объема нейромедиатора, так и от чувствительности рецепторов. Для механизма запоминания особенно важен нейромедиатор глутаминовая кислота, который играет ключевую роль в формировании и укреплении синаптических связей. Увеличение уровня глутаминовой кислоты способствует улучшению когнитивных функций и памяти.
Большинство нейронов обладают несколькими тысячами синапсов, представляющих собой потенциальные пути для передачи сигнала. В любой конкретный момент времени активна лишь часть из этих путей, что определяет эффективность и скорость передачи информации в нервной системе.
При запоминании новой и сложной информации, такой как материал для экзамена, сигналы между нейронами проходят по ранее не использовавшимся путям. Воспоминания представляют собой связи между нейронами, что делает память сетевым свойством этих клеток. Следовательно, для эффективного запоминания необходимо формирование новых путей между нейронами. Это подчеркивает важность активного участия в процессе обучения для создания прочных ассоциаций и улучшения памяти.
Какие существуют виды памяти
В мозге функционирует множество механизмов, ответственных за формирование новых нервных путей и запоминание информации. Каждый из этих механизмов имеет своё время хранения данных. Нейрофизиолог Вячеслав Дубынин подробно обсуждает эти механизмы в своей лекции «Мозг, память и обучение». В данной статье мы кратко рассмотрим механизмы, активирующиеся при изучении нового материала, а именно механизмы кратковременной памяти, также называемой «памятью текущего дня», и долговременной памяти. Понимание этих механизмов поможет улучшить процессы обучения и запоминания.
Читайте также:
Обучение, мозг и ДНК: влияние образования на физиологические аспекты человека
Образование оказывает значительное влияние на физиологические процессы в организме. Исследования показывают, что обучение не только развивает когнитивные способности, но и изменяет структуру мозга. В процессе обучения активируются нейронные связи, что способствует формированию новых синапсов. Это явление называется нейропластичностью, и оно является основой для улучшения памяти и навыков.
Кроме того, обучение может влиять на экспрессию генов. Научные исследования демонстрируют, что образовательные практики способны изменять активность определённых генов, которые отвечают за функции мозга и нейропередачу. Таким образом, обучение не только формирует умения и знания, но и может оказывать глубокое воздействие на биологические процессы.
Важным аспектом является то, что различные виды обучения, будь то формальное образование или самообразование, могут вызывать разные физиологические реакции. Например, активное участие в учебном процессе, использование критического мышления и креативности могут способствовать выработке нейротрофических факторов, которые поддерживают здоровье нейронов.
Таким образом, влияние обучения на мозг и ДНК является многообразным и многогранным. Понимание этих процессов открывает новые горизонты для развития образовательных методик и способствует улучшению качества жизни.
В начале нашего обсуждения мы рассмотрели рецепторы — структуры, которые улавливают нейромедиаторы и играют ключевую роль в передаче сигналов. Одной из категорий таких рецепторов являются NMDA-рецепторы, чувствительные к нейромедиатору глутаминовой кислоты. Эти рецепторы обладают уникальной особенностью: они могут блокироваться ионами магния, образуя так называемые «магниевые пробки». Когда NMDA-рецептор заблокирован магнием, он теряет способность улавливать нейромедиатор и передавать сигнал, в результате чего данный путь становится неактивным. Это явление имеет важное значение для понимания процессов, происходящих в нейропсихологии и нейрофизиологии, так как влияет на синаптическую пластичность и обучение.
Механизм кратковременной памяти, также известный как память текущего дня, основан на процессе выбивания «магниевых пробок» из NMDA-рецепторов. Это приводит к активации ранее недоступных каналов, что позволяет нам запоминать новую информацию. Важность NMDA-рецепторов в формировании кратковременной памяти подчеркивает их роль в нейронных сетях, отвечающих за обработку и хранение свежих впечатлений и знаний. Понимание данного механизма открывает новые горизонты в исследовании когнитивных процессов и может содействовать разработке методов улучшения памяти.
Процесс запоминания информации происходит преимущественно в гиппокампе — небольшом образовании в глубине височной доли мозга, отвечающем за формирование памяти. Однако его способность к запоминанию ограничена. Это можно продемонстрировать, например, при посещении музея: после нескольких часов изучения экспонатов внимание начинает рассеиваться, и восприятие информации становится значительно сложнее. При возвращении домой вы можете не вспомнить и половины увиденного. Этот же принцип касается и учебного процесса. Попытка изучить целый учебник за ночь перед экзаменом оказывается неэффективной, даже если цель состоит лишь в том, чтобы «сдать и забыть». Нет гарантии, что на экзамене вы сможете вспомнить эту информацию. Эффективное запоминание требует времени и регулярного повторения, чтобы обеспечить долговременное усвоение знаний.
В ночное время, когда человек погружается в сон, выбитые «магниевые пробки» возвращаются на свои места, восстанавливая блокировку путей прохождения сигнала.
Новая информация, полученная в течение дня, может следовать двум основным сценариям во время сна. Она либо исчезает из памяти, либо преобразуется из кратковременной в долговременную. В последнем случае поддержка осуществляется другими нейробиологическими механизмами. Это и объясняет, почему некоторые события остаются в памяти, тогда как другие быстро забываются. Однако механизм, по которому мозг решает, что именно «записать» в долговременную память, а что «устранить» как ненужное, остается загадкой. Предсказать, какие знания или впечатления будут сохранены, а от каких мозг избавится, невозможно. Таким образом, процесс запоминания и забывания представляет собой сложный и до конца не изученный аспект работы человеческого мозга.
Студент, который не спит всю ночь перед экзаменом и активно заучивает материал, может временно сохранить информацию в кратковременной памяти благодаря тому, что «магниевые пробки» еще не заблокировали передачу сигналов. Иными словами, у него не активирован механизм забывания этой информации. Однако такая стратегия подготовки может негативно сказаться на его способности к долговременному запоминанию и общей работоспособности. Для достижения лучших результатов важно сочетать эффективные методы изучения с полноценным отдыхом и сном, что поможет не только запомнить материал, но и улучшить когнитивные функции и концентрацию во время экзаменов.
Если студент, несмотря на недосып, удачно вспомнил на экзамене информацию, которую он изучал накануне, это свидетельствует о начале формирования долговременной памяти. Однако это не гарантирует, что новая информация останется в памяти надолго. Долговременная память является условным понятием, поскольку она может сохранять информацию на разные сроки: от нескольких недель до многих лет. Таким образом, даже если студент проявил хорошие результаты на экзамене, это не означает, что знания будут сохраняться в его памяти в течение продолжительного времени.
Формирование долговременной памяти связано с глубокими изменениями в мозге, которые начинаются с эпигенетических механизмов. Простыми словами, эти механизмы активируют гены, отвечающие за синтез определённых белков. Эти белки, в свою очередь, способствуют образованию новых рецепторов для глутаминовой кислоты. Появление дополнительных рецепторов позволяет сигналам проходить по ранее не существующим каналам, что играет ключевую роль в процессе запоминания и хранения информации.
Новые связи между нейронами формируются в неокортексе, который является внешним слоем полушарий мозга. Во время сна гиппокамп играет ключевую роль в процессе обучения неокортекса, способствуя сохранению информации. Этот механизм важен для консолидации памяти и усвоения новых знаний.
Формирование долговременной памяти происходит постепенно, и за одну ночь закрепить изученное вряд ли удастся. По мнению Вячеслава Дубынина, исследования показывают, что материал усваивается более эффективно, если его изучение растянуть на два дня, а не ограничиваться одним. Это подтверждает важность распределенного обучения для улучшения запоминания и долгосрочного усвоения информации.
На скорость формирования устойчивых воспоминаний влияют различные факторы. Одним из ключевых аспектов является наличие предшествующих знаний. Если новая информация имеет связь с уже известными человеку данными, процесс её усвоения происходит значительно быстрее, чем при работе с совершенно новой информацией. Это подчеркивает важность контекста и ассоциаций в процессе запоминания.
Переделайте текст, не изменяя его основной смысл. Оптимизируйте его для SEO и добавьте необходимую информацию. Избегайте использования смайлов и лишних символов. Не добавляйте разделы с номерами или символами, просто предоставьте чистый текст.
Читайте также:
Бэкграунд играет ключевую роль в запоминании новых знаний. Основания, на которых мы строим новое понимание, формируются на базе уже имеющихся знаний и опыта. Когда мы сталкиваемся с новой информацией, наш мозг пытается связать её с тем, что уже известно. Это помогает создать ассоциации и облегчает процесс запоминания.
Чем больше у нас знаний в определенной области, тем легче нам воспринимать и осваивать новую информацию в этой сфере. Например, если вы изучаете новый язык, ваша способность запоминать слова и грамматику будет зависеть от вашего опыта с другими языками.
Кроме того, бэкграунд может влиять на уровень интереса к новой теме. Если она связана с тем, что вам уже знакомо или интересно, это также способствует лучшему запоминанию. Таким образом, развитие и углубление знаний в разных областях не только обогащает наш бэкграунд, но и улучшает способность к обучению и запоминанию новой информации.
В заключение, можно сказать, что наличие прочного фундамента знаний значительно упрощает усвоение новых идей и концепций, что в свою очередь способствует эффективному обучению.
Механизм кратковременной памяти осуществляется за счет очистки закупоренных каналов, которые вскоре снова могут заблокироваться. В отличие от этого, механизм долговременной памяти основан на улучшении проводимости каналов, что достигается путем формирования новых рецепторов. В процессе формирования кратковременных воспоминаний активно участвует гиппокамп, тогда как для долговременной памяти важна работа неокортекса.
Быстрое забывание большого объема материала, изученного к экзамену, часто связано с тем, что мозг не успевает зафиксировать его в долговременной памяти. Это может происходить из-за перегрузки информацией, когда количество данных слишком велико для запоминания за короткий срок. Кроме того, сложность материала также играет роль: если информация трудна для усвоения, требуется больше условий для ее перехода в долговременную память, например, регулярные повторения. Эффективные методы изучения, такие как распределенное повторение и использование ассоциативного мышления, могут значительно улучшить запоминание и способствовать более глубокому усвоению знаний.
Что поможет запомнить изученное надолго
Как наш мозг решает, что сохранить, а что забыть? На этот вопрос наука пока не дает точного ответа. Однако нейрофизиологи выделили ключевые принципы, помогающие формировать долговременные воспоминания. Эти принципы будут полезны тем, кто стремится запоминать информацию надолго, а не терять её сразу после экзамена. Использование методов повторения, ассоциативного мышления и эмоциональной привязанности к материалу может значительно улучшить способность к запоминанию. Также важно организовать информацию логично и структурировано, что способствует её лучшему усвоению.
- Равномерность без перегрузок. Лучше учить меньше, но чаще, чем много информации за один раз. Слишком большой объём информации перегружает гиппокамп, поэтому невозможно запомнить всё и сразу.
- Повторение. Повторяя время от времени пройденный материал и решая задания по нему, вы помогаете ему закрепиться в долговременной памяти. То есть учить постепенно в течение семестра и периодически повторять — эффективнее, чем заучить за раз накануне экзамена, а потом не повторять.
Изучайте дополнительные материалы:
Кривая забывания — это концепция, описывающая, как информация со временем забывается. Она была впервые представлена немецким психологом Германом Эббингаусом в конце 19 века. Согласно его исследованиям, память о новом материале уменьшается с течением времени, если его не повторять. Это означает, что большинство людей забывает большую часть изученной информации в течение первых дней после обучения.
Чтобы помочь студентам запомнить информацию на длительный срок, важно применять стратегии, основанные на принципах кривой забывания. Регулярное повторение изученного материала, использование активных методов запоминания, таких как тестирование и практическое применение знаний, значительно улучшает долговременную память. Создание ассоциаций между новой информацией и уже известными фактами также способствует более эффективному запоминанию.
Кроме того, важно учитывать индивидуальные особенности студентов, такие как их стиль обучения и уровень мотивации. Использование разнообразных методов, включая визуальные, аудиальные и кинестетические подходы, помогает сделать процесс обучения более эффективным и запоминающимся.
Внедрение технологий, таких как мобильные приложения для повторения и онлайн-курсы, может дополнительно поддерживать студентов в процессе запоминания. Эти инструменты предоставляют возможность регулярно взаимодействовать с изучаемым материалом, что способствует его закреплению в памяти.
Таким образом, понимание кривой забывания и применение соответствующих методов обучения могут существенно повысить эффективность усвоения информации студентами, позволяя им запоминать материал надолго.
- Эмоциональная значимость. Мы лучше запоминаем эмоционально окрашенные события — и радостные, и грустные. Поэтому материал закрепится надёжнее, если он вызывает эмоции. При изучении новых тем полезно проводить ассоциации с чем-то, что не оставляет вас равнодушным.
- Отсутствие отвлекающих факторов. Чтобы запомнить что-то надолго, важно сосредоточиться на учёбе и не отвлекаться на посторонние дела — скажем, зависание в социальных сетях и общение в мессенджерах.
- Хорошее состояние мозга. Чтобы эффективно запоминать, мозг должен хорошо функционировать. А для этого очень важны правильный режим питания и качественный сон (он играет очень значимую роль для механизма долговременного запоминания).
Мы выражаем благодарность Юлии Маракшиной, научному сотруднику Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, за предоставленную экспертную помощь в процессе подготовки данной статьи.
Изучите также:
- Учёные: забывание может быть формой обучения
- Как подготовиться к экзамену методом Фейнмана, или… резиновой уточки
- Как чередование изучаемых тем помогает надолго запомнить материал
- Исследователи назвали новые способы лучше запоминать информацию
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее