Благодарность студентов: чем она полезна / Skillbox Media
Рассказываем об одной интересной традиции и нескольких исследованиях в этой области.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеСбор обратной связи от студентов стал обычной практикой, но что, если предложить им не просто выразить мнение о пройденном курсе, а также поделиться своей благодарностью? Это может показаться нескромным, однако такой подход может оказать положительное влияние на самих студентов. Проявление благодарности помогает закрепить положительный опыт обучения и развивает навыки критического мышления. Студенты, осознавая ценность своего обучения и выражая признательность, могут глубже понять, что они приобрели в процессе. Такой метод не только улучшает атмосферу в учебном заведении, но и способствует формированию более тесных связей между преподавателями и студентами.
С 2010 года Политехнический университет Виргинии в США внедрил практику, позволяющую студентам в конце семестра выражать благодарность своим преподавателям и кураторам. Это не является обязательным, а лишь напоминает о возможности оставить положительный отзыв. Студенты могут воспользоваться специальной формой на сайте университета; для тех, кто предпочитает оставаться анонимным, предусмотрена возможность анонимного обращения. Университетский Центр совершенствования преподавания и учебного процесса обрабатывает около тысячи благодарностей ежегодно, что способствует созданию позитивной атмосферы в учебном заведении и укрепляет связь между студентами и преподавателями.
Аналогичные программы существуют в различных зарубежных университетах. В основном они имеют схожую структуру, но могут отличаться по масштабам благодарности. Например, в Государственном университете Джорджии признательность своим наставникам выразили пять тысяч студентов за два года обучения. Такие инициативы способствуют укреплению отношений между студентами и преподавателями, а также формируют положительный имидж учебного заведения.
В комментарии к изданию Inside Higher Ed сотрудники Университета Виргинии подчеркнули, что практика выражения благодарности является важной поддержкой для преподавателей. Получение признания за свои усилия приятно для любого, а для новых лекторов это особенно ценно. Выражение благодарности также приносит пользу студентам, поскольку способствует рефлексии — размышлениям о пройденном обучении, что, безусловно, является полезным процессом. Эта взаимная поддержка создает положительную атмосферу в образовательном процессе и укрепляет связь между преподавателями и студентами.
Научные исследования подтверждают положительное влияние благодарности на психическое и физическое здоровье. В ряде экспериментов было установлено, что практикование благодарности способствует улучшению настроения, повышению уровня счастья и снижению уровня стресса. Например, участники, регулярно практикующие благодарность, отмечали улучшение качества сна и укрепление межличностных отношений. Эти исследования подчеркивают важность благодарности в повседневной жизни и её роль в общем благополучии.
Как благодарность связана с вовлечённостью и целеполаганием
Психологи часто ассоциируют благодарность с двумя важными аспектами процесса обучения: вовлечённостью и мотивацией. В одной из последних научных работ, проведённой американским исследователем Марией Юхименко-Лескроарт, была изучена связь между жизненными целями студентов, чувством благодарности, выгоранием и академической вовлечённостью. Исследование показало, что высокая степень благодарности может положительно влиять на уровень вовлечённости студентов в учебный процесс, а также снижать риск выгорания. Это подчеркивает важность эмоционального аспекта в образовательной среде и его влияние на достижения учащихся.
В исследовании автор опирается на три ключевых аспекта жизненных целей.
- карьера (желание добиться успеха в определённой профессиональной сфере);
- саморазвитие (желание совершенствовать себя, развивать и укреплять жизненные принципы);
- взаимодействие с другими и влияние на них (желание помогать другим людям).
Исследование показало, что студенты, ориентированные на развитие и взаимодействие с окружающими, чаще испытывают чувство благодарности. Это чувство, в свою очередь, может предсказать уровень академической вовлеченности и снизить риск выгорания. Кроме того, студенты, сосредоточенные на карьерных целях, также могут проявлять высокий уровень вовлеченности, однако связь с благодарностью в этом случае не так очевидна.
Для проверки своих гипотез исследовательница провела опрос среди 295 студентов одного из американских университетов. Участникам предлагалось оценить различные утверждения, такие как «Я испытываю радость от выполнения домашней работы» и «У меня есть причины для благодарности в жизни». Каждое утверждение оценивалось по шкале от 1 до 5 или от 1 до 7, что позволило получить данные для дальнейшего анализа.
Вот результаты, которые были получены:
- Чувство благодарности действительно оказалось связано с академической вовлечённостью. Ссылаясь на другие научные работы, Мария Юхименко-Лескроарт объяснила: благодарность меняет отношения с другими людьми, в частности с однокурсниками и преподавателями, помогает ощущать себя частью сообщества. А это, конечно, способствует тому, чтобы человек был больше погружён в учебную жизнь.
- Гипотеза о том, что фокус на карьере связан с вовлечённостью, также подтвердилась. Это был предсказуемый результат: чем яснее студенты видят свою цель, тем больше они сосредоточены на учёбе. Причём именно карьерные цели играют ключевую роль в вовлечении, уверена автор исследования.
- Желание развиваться, наоборот, с вовлечённостью связано незначительно: студенты не смотрят на обучение как на часть саморазвития. При этом молодые люди, которые сфокусированы на росте и помощи другим, действительно чаще испытывают благодарность. Это чувство приводит к тому, что они позитивнее воспринимают собственные достижения.
Мария Юхименко-Лескроарт пришла к выводу, что чувство благодарности существенно повышает вовлеченность студентов и защищает их от выгорания. Она предложила, чтобы администрации вузов обратили внимание на этот эффект и разработали инструменты, способствующие развитию и проявлению этого позитивного чувства среди учащихся. Это может не только улучшить атмосферу в учебных заведениях, но и способствовать более эффективному обучению и развитию студентов.
Изучите дополнительные материалы:
Эксперты подчеркивают важность для вузов отслеживания уровня вовлеченности студентов. Понимание степени активности и участия студентов в учебном процессе позволяет образовательным учреждениям улучшать качество обучения и адаптировать программы под потребности учащихся. Высокая вовлеченность студентов способствует лучшим академическим результатам и повышает удовлетворенность от обучения. Вузам необходимо регулярно анализировать факторы, влияющие на вовлеченность, чтобы создать эффективные стратегии поддержки и мотивации. Эффективное управление вовлеченностью студентов может стать ключом к повышению конкурентоспособности вуза и привлечению новых абитуриентов.
Может ли повлиять на учёбу ежедневное выражение благодарности
Выражение благодарности является полезной практикой, однако его влияние не всегда столь очевидно. В начале 2010-х годов в Нидерландах был проведён интересный эксперимент исследователей из Утрехтского университета. Они решили выяснить, как проявление благодарности и доброты со стороны студентов может сказаться на их академической вовлечённости. Результаты исследования могут открыть новые горизонты для понимания связи между социальными взаимодействиями и учебными успехами.
Академическая вовлечённость напрямую связана с субъективным благополучием, которое включает три составляющие: удовлетворённость жизнью, положительное настроение и отсутствие негативных эмоций. Если студент испытывает положительные эмоции во время учёбы, это, по гипотезе, способствует увеличению его вовлечённости. Одним из источников приятных ощущений могут стать проявления признательности или добрые поступки. Таким образом, создание позитивной атмосферы в образовательном процессе может способствовать не только академическим успехам, но и общему благополучию студентов.
В академической среде учёные провели два аналогичных эксперимента для изучения влияния благодарности. В одном из них участвовали 50 студентов, которые были разделены на две группы. Экспериментальная группа ежедневно в течение рабочей недели получала письма с просьбой вспомнить моменты, за которые они испытывают благодарность, или людей, оказавших им помощь или вдохновение. Каждый день участникам предлагались различные ситуации для размышлений. Например, в первый день их просили вспомнить, кого они бы благодарили за поддержку в начальной школе, а в последний — подумать о своих нынешних педагогах и наставниках, которые заслуживают признания. Вторая группа студентов просто делилась впечатлениями о своем дне. Эти исследования помогают понять, как практика благодарности может влиять на эмоциональное состояние и общее благополучие людей.
Исследователи провели замеры общего настроения и состояния участников перед началом эксперимента, а также оценили их ежедневное самочувствие и результаты через месяц. В частности, внимание было уделено академической вовлеченности. Для этого использовались опросники, содержащие ряд утверждений, которые участники оценивали по шкале от 1 до 5. Такой подход позволил получить объективные данные о влиянии эксперимента на эмоциональное состояние и учебные достижения участников.
Вот что удалось выяснить:
- Исследователи предположили, что участники первой группы постепенно проявят больше позитивных эмоций, чем участники второй. Частично это действительно было так — правда, разница появилась только к концу эксперимента — то есть на четвёртый и пятый день.
- Ещё одна гипотеза заключалась в том, что у первой группы будет меньше негативных эмоций, чем у контрольной. Это предположение не оправдалось: видимо, выражение благодарности никак не помешало появлению неприятных чувств.
- Третья гипотеза гласила, что выражающие благодарность студенты будут больше вовлечены в учёбу, чем их коллеги из контрольной группы. Она также не подтвердилась.
Исследования показали, что на уровень академической вовлеченности студентов влияет не столько благодарность, сколько доброта к окружающим. Участникам эксперимента предложили в течение недели ежедневно совершать по пять добрых дел в университете, например, помогать преподавателям, придерживать двери для других и просто делиться ободряющей улыбкой. Эти простые действия способствовали улучшению атмосферы в учебном заведении и положительно сказались на учебных успехах студентов.
Влияние мелких добрых дел на позитивные эмоции оказалось значительно сильнее, чем в первом эксперименте, и проявилось гораздо быстрее. Участники экспериментальной группы проявили более высокую вовлечённость по сравнению с контрольной группой. Однако спустя месяц уровень вовлечённости вернулся к исходным значениям, что подчеркивает временный эффект таких добрых поступков на эмоциональное состояние.
Исследования показали, что восприятие благодарности и добрых поступков различается по своей сути. Проявление благодарности чаще всего сводится к мыслительному процессу, что делает его эффект накопительным и недолговечным. В то же время, совершение добрых дел является реальным действием, которое сопровождается немедленной обратной связью. Например, когда вы придержали дверь лифта для человека, и он сказал «спасибо», вы мгновенно ощущаете прилив положительных эмоций. Однако, как отмечают ученые, разобраться в том, что именно вызывает повышенную вовлеченность — само действие или положительные эмоции от него — бывает сложно. Это подчеркивает важность активных добрых поступков в нашей жизни и их влияние на эмоциональное состояние.
В нашем блоге вы найдете множество интересных и полезных статей на разные темы. Мы предлагаем актуальные материалы, которые помогут вам расширить свои знания и навыки. Наши эксперты регулярно обновляют контент, чтобы вы всегда могли получать свежую информацию. Не упустите возможность узнать больше, подписавшись на наши обновления. Читайте наши статьи и оставайтесь в курсе последних тенденций и новостей.
Следует выразить благодарность за то, что есть возможность получать обучение и поддержку даже в ночное время.
В каких случаях выражение благодарности всё же работает
В 2019 году исследователи из Университета Рицумейкан и Национального института информационных и коммуникационных технологий в Японии провели эксперимент, целью которого было выяснить влияние дневника благодарности на мотивацию студентов. В рамках исследования 84 студента-добровольца ежедневно записывали свои проявления признательности в специальный блокнот. За участие в эксперименте каждый студент получил вознаграждение в размере примерно 3000 иен, что эквивалентно около 27 американским долларов по курсу 2023 года. Результаты этого исследования могут иметь важные последствия для понимания того, как практика благодарности влияет на уровень мотивации и общее психоэмоциональное состояние студентов.
Участников исследования разделили на две группы. Первая группа в течение двух недель вела онлайн-дневник, в котором фиксировала пять вещей или событий, вызывающих у них чувство признательности. Кроме того, они заполняли опросник о своем самочувствии, включая вопросы о качестве сна и уровне стресса. Вторая группа не вела дневник, а только заполняла опросник. Исследователи периодически предлагали участникам ответить на дополнительные вопросы как в ходе эксперимента, так и после его завершения — один раз через месяц и второй раз через три месяца. Такой подход позволил выявить влияние практики признательности на общее состояние участников и их эмоциональное здоровье.
Исследование показало, что ведение дневников значительно повысило мотивацию студентов. У участников, которые регулярно записывали свои мысли и достижения, уровень мотивации оказался выше, чем у студентов из контрольной группы. Особенно заметный эффект наблюдался у тех, кто вёл дневник каждый день. Более того, спустя три месяца после окончания эксперимента положительное влияние ведения дневников на мотивацию всё ещё сохранялось.
Исследования показывают, что ведение дневника благодарности способствует переосмыслению повседневного опыта и помогает людям заново оценить полученные блага. Учёба в вузе также можно рассматривать как одно из таких благ. Практика благодарности может способствовать тому, чтобы студенты глубже осознали свои жизненные цели и признали свои преимущества по сравнению с сверстниками. Это осознание, в свою очередь, может мотивировать их максимально использовать свои возможности и проявлять высокую академическую активность. Ведя дневник благодарности, студенты не только улучшают своё эмоциональное состояние, но и повышают свою мотивацию к обучению, что в конечном итоге приводит к более успешной учебе в вузе.
Исследования влияния практик благодарности на мотивацию и вовлечение студентов все еще находятся на начальных стадиях, и они не предоставляют окончательных решений. Тем не менее, однозначно можно утверждать, что проявление доброты, будь то добрые слова или поступки, приносит пользу как получателю, так и тому, кто их проявляет. Практика выражения благодарности заслуживает внимания и может стать важным инструментом в образовательном процессе.
Узнайте больше об образовании, подписавшись на наш телеграм-канал. Мы делимся актуальной информацией, новыми тенденциями и полезными советами в сфере образования. Не упустите возможность быть в курсе всех важных событий и новостей. Подписывайтесь и оставайтесь на связи!
Читайте также:
- Россияне стали чаще испытывать уважение и благодарность к учителям
- Учебная мотивация: как её объясняют научные теории
- Доволен ли студент учёбой, может зависеть от его же стараний
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее