Корпоративное обучение: зачем и как растить преподавателей из своих сотрудников / Skillbox Media
Внутренние эксперты могут обойти приглашённых профессиональных тренеров по целому ряду критериев. Только нужно их правильно готовить.
Содержание:
В корпоративном обучении существуют направления, где ключевую роль играет внутренний эксперт. К таким направлениям относятся: обучение новым технологиям, развитие управленческих навыков, повышение квалификации сотрудников и внедрение корпоративных стандартов. Внутренние эксперты обладают глубокими знаниями и опытом, что позволяет им эффективно передавать информацию и развивать навыки сотрудников. Они адаптируют обучение под конкретные потребности компании, что способствует улучшению рабочих процессов и повышению общей продуктивности. Важно отметить, что вовлечение внутренних экспертов в процесс обучения также способствует созданию культуры знаний внутри организации.
- наставничество для стажёров и джуниоров;
- обучение для отделов продаж (никто лучше своих продуктологов не расскажет про преимущества продукта, и никто лучше своих же опытных менеджеров по продажам не знает о подводных камнях в процессе его дистрибуции).
Когда речь заходит о развитии гибких навыков (soft skills), межфункциональных компетенций и обучении новым практикам, многие компании сразу думают о привлечении внешнего эксперта. Это особенно актуально в случаях, когда необходимо обучить менеджеров среднего звена навыкам лидерства или внедрить методологию Agile. Использование внешних специалистов позволяет получить актуальные знания и опыт, которые могут значительно повысить эффективность команды и адаптивность организации. Важно учитывать, что внутренние ресурсы также могут сыграть важную роль в этом процессе, предлагая уникальное понимание корпоративной культуры и специфики работы. Таким образом, комбинирование внешнего и внутреннего обучения может стать оптимальным решением для развития ключевых навыков сотрудников.
Найти нужного эксперта можно среди своих сотрудников, что может потребовать времени на его подготовку, но результат будет оправдан. Это не только позволяет сэкономить на услугах внешних специалистов, но и соответствует текущим трендам в крупных компаниях, где развитие внутренних экспертов-преподавателей становится все более популярным. Такой подход помогает решать бизнес-задачи и одновременно развивает и мотивирует сотрудников-экспертов, что в итоге способствует общему успеху организации.
Свой эксперт как преподаватель: в чём выгоды
Мы пообщались с T&D-специалистами двух крупных компаний — банка «Открытие» и КРОК. Корпоративные университеты этих организаций активно используют внутренние эксперты для обучения и развития сотрудников. Они отмечают несколько ключевых преимуществ этой практики. Во-первых, внутренние эксперты обладают глубокими знаниями и опытом, что позволяет передавать сотрудникам актуальные и практические навыки. Во-вторых, использование внутренних ресурсов способствует укреплению корпоративной культуры и повышению вовлеченности сотрудников. Кроме того, обучение от экспертов изнутри компании позволяет адаптировать программы под конкретные нужды и задачи организации, что делает процесс обучения более эффективным. В результате, такие инициативы не только способствуют развитию компетенций сотрудников, но и повышают общую продуктивность компании.
- Снижаются затраты на обучение. Правда, здесь надо учитывать важный нюанс: экономия будет у тех компаний, в которых есть специалисты, способные помочь внутреннему эксперту грамотно провести обучение: методологически верно составить курс, сделать качественную презентацию, потренировать его для публичных выступлений. Иначе вместо обучения может получиться кустарное мероприятие и экономия на услугах профессионального тренера окажется сомнительной.
- Обучение становится более кастомизированным. А значит, более полезным для компании. Свой эксперт, зная внутреннюю кухню, особенности рабочих процессов, программ и проблемные точки, лучше внешнего понимает, на чём сделать акценты и в каком ключе подать тему.
- Сотрудники получают практические знания. Внешние эксперты часто слишком увлекаются теорией, хотя обучающихся сотрудников больше интересует практика: как применить то или иное правило в конкретных рабочих ситуациях. Внутренние эксперты обычно концентрируются как раз на прикладных аспектах, потому что они сами тоже «варятся в этом бульоне».
- Повышается вовлечённость аудитории. Выступления внутренних экспертов смотрят с большим интересом, потому что когда коллега предстаёт в новом качестве — это любопытно. Да и задать вопрос знакомому человеку психологически намного проще, чем звёздному тренеру.
- Это дополнительный канал внутренних коммуникаций. Рассказывая о своей теме, эксперт приводит примеры из новых рабочих практик компании, и благодаря этому сотрудники узнают о других направлениях.
Эксперт способен осветить для сотрудников актуальные новости бизнеса, что positively влияет на общую мотивацию. Эксперт радуется, видя, сколько людей пришло узнать о его работе, а слушатели знакомятся с жизнью компании и осознают, какие замечательные проекты реализует КРОК. Елена Попкова, руководитель корпоративного университета КРОК, приводит яркий пример данного взаимодействия. Подобные инициативы не только укрепляют корпоративную культуру, но и способствуют повышению интереса к деятельности компании, что в свою очередь сказывается на вовлеченности сотрудников и их профессиональном росте.
Мы запустили digital-лекторий, посвященный актуальным трендам в области технологий. В рамках проекта наш внутренний эксперт по UX/UI поделился своим опытом и знаниями с широкой аудиторией. Участники узнали о существовании данного направления, что окажется полезным для их профессиональной деятельности. Это мероприятие дало возможность получить новые знания и вдохновение, что способствует развитию навыков в сфере дизайна и пользовательского опыта.
Такая практика выгодна не только бизнесу, но и самим сотрудникам-преподавателям, поскольку она способствует их профессиональному развитию, повышению квалификации и улучшению навыков. Сотрудники получают возможность делиться опытом, что способствует созданию более продуктивной и вдохновляющей рабочей атмосферы. Кроме того, преподаватели могут лучше понимать потребности клиентов и адаптировать свои методики обучения, что в конечном итоге приводит к улучшению качества услуг. Это создает взаимовыгодную ситуацию, в которой выигрывают как сотрудники, так и организация в целом.
- Чувствует свою ценность и развивается в новом амплуа. Это включает второе дыхание, если человек на грани выгорания или упёрся в стеклянный потолок — перерос свою функцию в компании, но более высокой вакантной должности для него пока нет.
- Углубляет свои знания. Подготовка к выступлению — повод проанализировать и систематизировать накопленную информацию и опыт, а вопросы от учащихся-коллег помогают увидеть и отрефлексировать в своей работе аспекты, которые раньше не замечались («слепые зоны»).
- Развивает умение работать с аудиторией и делать красивые презентации (пусть и поначалу с чьей-то помощью). Это пригодится и для работы.
Как найти «среди своих» экспертов, способных обучать
Преимущества, перечисленные выше, побуждают компании к созданию внутренних центров экспертизы. Создание таких центров позволяет организациям эффективно развивать свои знания, повышать квалификацию сотрудников и оптимизировать процессы. Внутренние центры экспертизы способствуют накоплению опыта и лучшим практикам, что в свою очередь усиливает конкурентные преимущества на рынке.
В банке «Открытие» около 80% учебных программ корпоративного университета разрабатываются и проводятся сотрудниками компании. В начале 2020 года была создана «Лига экспертов», в которую в настоящее время входит более 60 специалистов. Это позволяет банку обеспечить высокий уровень обучения и развития кадров, а также внедрение актуальных практик и знаний в образовательный процесс.
Татьяна Гомзякова, вице-президент и директор департамента подбора и развития персонала банка «Открытие», делится опытом создания лиги. В процессе формирования лиги была учтена необходимость в объединении сотрудников для развития профессиональных навыков и повышения командного духа. Основное внимание уделялось созданию среды, способствующей обмену знаниями и идеями. Лига стала площадкой для внедрения инновационных подходов к обучению и развитию, что в свою очередь положительно сказалось на эффективности работы банка. Татьяна акцентирует внимание на важности вовлечения всех уровней персонала в процессе, что позволяет не только выявить таланты, но и создать устойчивую корпоративную культуру, ориентированную на постоянное совершенствование.
В конце 2019 года мы начали разработку плана обучения на 2020 год. Я проводила встречи с руководителями департаментов и направлений, чтобы определить потребности в обучении для их подразделений. На каждой встрече я уточняла, кто из сотрудников обладает необходимыми экспертными знаниями. В результате был сформирован первый список экспертов. Позже, узнав о создании такой лиги, сотрудники рекомендовали своих коллег, а некоторые из них сами проявили инициативу и выразили желание провести курсы по темам, которые им близки.
Расширение «Лиги экспертов», по словам Татьяны, будет способствовать развитию онлайн-платформы. На этой платформе сотрудники смогут указать свои компетенции и экспертный опыт, включая навыки, не связанные с их основными профессиональными обязанностями. Это нововведение позволит создать более полную картину квалификаций участников и улучшить взаимодействие между экспертами в различных областях.
Среди ваших сотрудников есть люди, которые будут рады поделиться своими знаниями и опытом. Важно донести до них информацию о возможности участия в таком обмене. Разместите соответствующий призыв на корпоративном сайте, в электронных рассылках и других каналах коммуникации, чтобы максимальное количество сотрудников узнало об этом.
В компании КРОК функционирует команда экспертов-спикеров и сообщество амбассадоров, известное как CROC Voices. Инициативы по подбору тем для выступлений могут исходить как от корпоративного университета, так и от самих сотрудников. Если сотрудник хочет поделиться интересной информацией с коллегами, он может обратиться к своему руководителю или в HR с предложением темы. Кроме того, мы активно приглашаем сотрудников подавать заявки на участие в мероприятиях, посвящённых обмену опытом. Елена Попкова отмечает важность этих инициатив для развития культуры знаний и взаимодействия внутри компании.
Приглашение внешнего эксперта требует тщательной оценки его квалификации как преподавателя и уровня экспертных знаний. Профессиональный бизнес-тренер всегда предоставляет портфолио с детальным описанием своих программ и отзывами клиентов. В отличие от этого, внутренний эксперт хорошо знаком с практическими аспектами работы, однако его теоретическая подготовка может оставаться неопределённой. Если внутренний специалист является новичком в компании или планирует освещать темы, не относящиеся к его основным обязанностям, это создает дополнительные нюансы. Важно учитывать, насколько глубоко он владеет теорией и способен ли эффективно передать свои знания.
Елена рекомендует сначала оценить уровень экспертных знаний сотрудника и применимость предоставляемой им информации к специфике работы вашей компании. Это позволит убедиться, что советы и рекомендации будут действительно полезны и соответствуют вашим потребностям.
Создание факультетов по ключевым направлениям обучения в корпоративных университетах является одной из самых эффективных практик. Привлечение внутренних экспертов в качестве постоянных преподавателей позволяет не только повысить качество образовательного процесса, но и обеспечить передачу уникальных знаний и опыта. Это способствует формированию сильной внутренней культуры обучения и развитию профессиональных навыков сотрудников. Такой подход не только улучшает результаты обучения, но и укрепляет связь между теорией и практикой, что является важным аспектом успешного корпоративного обучения.
В КРОК был запущен факультет менеджеров проектов, где опытные специалисты делятся своими знаниями с младшими коллегами. Они рассказывают о ключевых аспектах управления командами, взаимодействия в рамках проектов, а также о финансовых и юридических нюансах. Все спикеры являются экспертами с многолетним опытом, что позволяет им глубже раскрывать внутренние процессы и делиться практическими рекомендациями. Этот подход способствует развитию навыков управления проектами и улучшению качества работы команды.
Создание пула экспертов открывает множество возможностей для применения их знаний и опыта в корпоративном обучении. Это могут быть как одноразовые мероприятия в различных форматах, таких как лекции, вебинары, тренинги и митапы по обмену опытом, так и полноценные образовательные курсы. Использование экспертов помогает повысить качество обучения, сделать его более актуальным и практикоориентированным, что способствует развитию сотрудников и улучшению корпоративной культуры.
Как подготовить эксперта
Поиск эксперта в компании, обладающего глубокими знаниями в своей области, — это только первый шаг к успеху. Важно также мотивировать его на участие: некоторые специалисты с радостью делятся своим опытом, в то время как другим может потребоваться индивидуальный подход. Необходимо также оказать помощь в подготовке к мероприятию, так как от этого зависит качество представляемого материала и выступления спикера, что непосредственно влияет на уровень знаний, получаемых сотрудниками. Эффективная подготовка и поддержка эксперта способствуют созданию ценного контента и повышению общей квалификации команды.
Мотивация часто сталкивается с одной из главных преград — нехваткой времени. Когда человек не может оставить свою основную работу для обучения, ему приходится готовиться в свободные часы. Чтобы облегчить этот процесс, важно предоставить поддержку: помогите составить структурированный план выступления или курса, а также разработайте качественную презентацию. Это не только упростит подготовку, но и повысит эффективность обучения, сделав его более целенаправленным и результативным.
Подготовка спикера зависит от его опыта и уровня подготовки. Существуют лекторы, обладающие уже готовыми навыками, например, те, кто имеет преподавательский опыт или значительный опыт публичных выступлений. В то же время есть эксперты, которым сложно выступать перед аудиторией, особенно если это их первый опыт. Даже опытным специалистам может быть непросто структурировать свои уникальные знания и превратить их в качественную лекцию или учебный курс без посторонней помощи. Правильная подготовка и поддержка могут существенно повысить уверенность спикера и качество его выступления.
В этом случае, вероятно, потребуется помощь методиста для того, чтобы:
- выстроить структуру учебного материала;
- проработать взаимодействие спикера с аудиторией.
Эксперты рекомендуют проверить способность спикера четко излагать свои мысли в устной форме. Если у сотрудника выявляются недостаточные навыки публичных выступлений, целесообразно организовать для него тренинг, направленный на развитие этих умений. Такой подход поможет улучшить коммуникацию и повысить уверенность сотрудника при выступлениях перед аудиторией.
Если в компании создан пул экспертов, занятия по развитию навыков публичных выступлений и обучению основам методологии можно проводить централизованно. В компании КРОК, например, любой сотрудник имеет возможность пройти корпоративные курсы, которые охватывают темы оформления презентаций и мастерства публичных выступлений. Эти курсы помогут улучшить коммуникативные навыки, повысить уверенность при выступлениях и научиться эффективно доносить идеи до аудитории.
Проблему можно решить, выбрав подходящий формат обучения, который будет комфортен для человека. Важно не настаивать на своем варианте, а предложить различные форматы, такие как вебинары, подкасты или записанные лекции вместо живых выступлений. Постепенно вводите стеснительного эксперта в публичное пространство, чтобы помочь ему адаптироваться и почувствовать себя уверенно. Такой подход обеспечит более продуктивное восприятие информации и повысит уровень вовлеченности.
В 2020 году в банке «Открытие» возникла необходимость информировать всех сотрудников о концепции электронных трудовых книжек и преимуществах их использования. Хотя специалисты по кадровому документообороту хорошо разбирались в теме, у них не было опыта публичных выступлений, что вызывало у них неуверенность. В связи с этим было принято решение начать с онлайн-сессии с модератором, который задавал вопросы кадровикам, а они делились своими знаниями. Первая встреча помогла им обрести уверенность, и в дальнейшем они успешно провели следующий вебинар самостоятельно. Этот подход не только упростил процесс передачи информации, но и способствовал развитию навыков публичных выступлений среди сотрудников.
Эксперт испытывал дискомфорт при публичных выступлениях, и в результате был создан учебный видеокурс, который помогает развить навыки эффективного публичного выступления. Этот курс направлен на преодоление страхов и барьеров, связанных с общением с аудиторией, и предоставляет практические советы по улучшению ораторского мастерства.
Как воспринимают преподавателей из числа коллег
Сотрудники воспринимают преподавателей и тренеров из числа своих коллег по-разному. Восприятие зависит от тематики обучения и уровня квалификации эксперта. Если тема актуальна и интересна, а тренер обладает достаточными знаниями и опытом, это способствует более высокому уровню доверия и вовлеченности участников. Важно, чтобы коллеги-преподаватели не только делились знаниями, но и умели создавать комфортную атмосферу для обучения, что также влияет на эффективность процесса.
Экспертное мнение играет ключевую роль в обучающих мероприятиях. Татьяна Гомзякова отмечает, что если коллеги уверены в квалификации специалиста, который проводит обучение, то у них отсутствуют сомнения и вопросы. Однако, если эксперт недостаточно известен в профессиональном сообществе или тема обучения не соответствует рабочим обязанностям участников, это может создать определенные риски. Поэтому перед проведением обучения мы организуем множество встреч с экспертом, разрабатываем детальный план и проводим репетиции, чтобы гарантировать высокое качество мероприятия.
Татьяна делится примером обучающего вебинара Agile Mind, который стал весьма популярным среди сотрудников. Ведущим вебинара является не внешний Agile-тренер, а сотрудник отдела HR. Татьяне пришлось глубоко изучить тему Agile Mind в процессе внедрения динамической модели и разработки профилей компетенций для участников данной модели. Это погружение в предмет дало возможность создать качественную обучающую программу, соответствующую потребностям компании и сотрудников.
Стоит ли одобрять выступления своих экспертов на чужих площадках
Если ваш эксперт является уверенным и компетентным спикером, а его тема вызывает интерес не только у ваших сотрудников, он обязательно получит приглашение провести лекцию или курс на внешних площадках, таких как профессиональные конференции и вебинары. Как следует к этому относиться? Необходимо радоваться и поддерживать его в этом начинании, и вот почему. Расширение аудитории для эксперта способствует не только его личному развитию, но и повышению репутации вашей компании. Это создает возможности для установления новых контактов, обмена опытом и привлечения потенциальных клиентов. Поддержка таких инициатив укрепляет имидж вашей организации как лидера в своей области и демонстрирует приверженность к профессиональному росту и обучению.
Внутренний эксперт как амбассадор компании. Опытный специалист, наглядно демонстрирующий профессиональные лайфхаки на примерах из практики своей организации, становится амбассадором бренда. Его увлекательные рассказы о собственном опыте привлекают внимание других профессионалов, что, в свою очередь, способствует привлечению новых талантливых кандидатов. Работать с таким экспертом становится привлекательным для многих, что усиливает команду и повышает ее конкурентоспособность.
Такой подход позволяет нам продемонстрировать высокий уровень экспертности компании и отдельных команд. Это способствует информированию текущих и потенциальных клиентов, а также помогает привлекать лучших специалистов для работы в нашей команде. Елена Попкова подчеркивает важность этого процесса для укрепления позиций компании на рынке и повышения её конкурентоспособности.
Не стоит опасаться, что эксперт, ставший «звездой», может уйти в другую компанию. Прежде всего, желание сотрудника покинуть организацию зависит от условий его работы и ощущения ценности, которое он испытывает в команде. Если эти аспекты находятся на высоком уровне, то переживать не о чем. Кроме того, даже при желании сотрудника уйти, вы не сможете его в этом остановить. Также нельзя предотвратить его стремление делиться экспертным опытом на внешних платформах. В таком случае, если у эксперта возникло желание выступать, лучше использовать эту возможность для обоюдной выгоды. Это может повысить имидж вашей компании и укрепить профессиональные связи, а также привлечь новых клиентов и партнеров.
Обмен внутренними экспертами становится важным трендом в сфере обучения и развития (T&D). Специалисты этой области осознали преимущества сотрудничества с внутренними экспертами и поняли, что квалифицированных тренеров можно найти не только в своей компании, но и в других корпоративных университетах. Эти эксперты обладают практическими знаниями и опытом, которые могут быть полезны для обучения. Если в вашей компании нет подходящего специалиста для решения конкретной задачи, скорее всего, его можно найти в другой организации, где уже успешно применяется необходимая практика обучения. Такой обмен позволяет значительно расширить возможности внутрикорпоративного обучения и повысить его эффективность.
Экспертам это также приносит выгоду, так как они укрепляют свой статус в профессиональном сообществе. Ранее специалиста могли знать только как выдающегося профессионала в рамках его компании, но теперь у него появляется шанс стать более известным за пределами привычной среды. Это не только расширяет его сеть контактов, но и открывает новые карьерные возможности.
Договоренности о приглашении внешних экспертов могут основываться на различных условиях. Это может быть форма бартерного обмена, когда, например, ваш эксперт выступает у них, а взамен они предоставляют своего специалиста для выступления у вас. Также возможно сотрудничество на платной основе, аналогично тому, как это происходит с приглашенными профессиональными тренерами. Такие подходы позволяют эффективно обмениваться знаниями и опытом, что может значительно повысить качество мероприятий и обучения.
Создание курса как продукта является важным шагом для корпоративных университетов. Некоторые из них идут дальше, создавая совместно с ведущими внутренними экспертами публичные онлайн-курсы, ориентированные на широкую профессиональную аудиторию. Например, команда из пяти специалистов по обучению и развитию персонала банка «Открытие», возглавляемая Татьяной Гомзяковой, разработала курс о нематериальной мотивации на платформе Skillbox. Такой подход не только демонстрирует экспертность компании, но также привлекает внимание к ее бренду и способствует развитию профессиональных навыков у заинтересованных слушателей.
Создание учебных курсов приносит значительные преимущества. Для экспертов это возможность заявить о себе, продемонстрировать свои знания и опыт широкой аудитории. В отличие от одноразовых мероприятий, учебные курсы обеспечивают постоянный интерес и регулярные просмотры, что позволяет экспертам устанавливать доверительные отношения с учащимися. Для компаний такие курсы способствуют укреплению HR-бренда, повышая привлекательность организации для потенциальных сотрудников. Это не только помогает привлечь талантливых специалистов, но и создает положительный имидж компании как лидера в своей области.
Изучите также:
- Куда движется корпоративное обучение и что в нём изменила пандемия
- Как проектировать корпоративные программы обучения
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее