Образование #Статьи

4 июля, 2025

Самостоятельность в образовании: как развивать / Skillbox Media

Образовательная система хорошо обучает следовать правилам. Но что насчёт инициативности и способности создавать новое?

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

В современных условиях, характеризующихся высокой неопределенностью, исследователи из стратегического проекта НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» подчеркивают растущую значимость индивидуальной инициативы и самостоятельных решений. Это особенно актуально в сфере карьерного развития, где способность принимать взвешенные решения и проявлять инициативу становится ключевым фактором успеха. Каждый человек должен осознавать важность активного участия в формировании своей карьерной траектории, что позволяет не только адаптироваться к изменениям, но и использовать их как возможности для роста и развития.

Согласно недавнему отчету Всемирного экономического форума, шести из десяти работников потребуется переквалификация в течение следующих пяти лет. Большинство сотрудников, стремящихся развить свои навыки или освоить новую профессию, активно ищут возможности для обучения, так как существующие системы корпоративного обучения не могут охватить всех нуждающихся. Это подчеркивает важность индивидуального подхода к развитию карьеры и необходимости создания более гибких и доступных образовательных программ, которые помогут работникам адаптироваться к меняющимся требованиям рынка труда.

Перемены наблюдаются во множестве сфер. Для того чтобы человек мог эффективно действовать самостоятельно, исследователи подчеркивают важность его «укрепления», что подразумевает расширение возможностей через знания и технологии. Образование играет в этом процессе одну из основных ролей, обеспечивая индивидуумов необходимыми навыками и информацией для успешной деятельности в современном мире.

В новом томе доклада по проекту «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» мы выделили ключевые выводы, касающиеся понятия самостоятельности в современном контексте и её формирования в процессе обучения. Современная самостоятельность включает в себя способность принимать решения, адаптироваться к изменениям и критически мыслить. Важно, что она не является врождённой чертой, а развивается в ходе образовательного процесса. Успешное обучение должно способствовать формированию этих навыков, обеспечивая учащимся возможность практиковаться в принятии решений и решении проблем. Таким образом, понимание самостоятельности как динамичного процесса помогает создать более эффективные образовательные стратегии, которые подготовят людей к вызовам современного мира.

Способность действовать самостоятельно требует развития многих навыков

Самостоятельность воспринимается как простое и интуитивно понятное качество. Однако исследования показывают, что в различных научных областях это понятие интерпретируется по-разному. В связи с этим было необходимо заново разработать целостное определение самостоятельности в рамках стратегического проекта.

Самостоятельность, или агентность, можно определить как обладание навыками, которые различаются по уровню сложности. Эти навыки позволяют индивидууму принимать осознанные решения и эффективно действовать в различных ситуациях. Развитие самостоятельности связано с приобретением знаний и умений, необходимых для достижения поставленных целей и решения повседневных задач.

Самостоятельность включает в себя критическое и креативное мышление, а также навыки общения и эмоциональный интеллект. Важными аспектами являются воля и мотивация к изменениям как в себе, так и в окружающем мире. Кроме того, развитие метакогнитивных процессов, то есть осознание механизмов своего мышления, и рефлексия играют ключевую роль в формировании самостоятельной личности.

Образование само по себе не развивает самостоятельность

Авторы подчеркивают, что в большинстве исследований человек воспринимается как существо, чье поведение полностью зависит от внешних факторов, требований и нейробиологических закономерностей. Образование также строится на этой основе: в учебных заведениях основное внимание уделяется формированию навыков выполнения действий в установленных условиях и обучению следованию установленным правилам. Это создает ограниченные рамки для развития самостоятельности и критического мышления у студентов.

Фото: Monkey Business Images / Shutterstock

Образование способствует формированию навыков, необходимых для самостоятельного действия, но этот процесс не всегда очевиден. Важно отметить, что в образовательных системах, включая российскую, отсутствуют надёжные инструменты для мониторинга гибких навыков, что затрудняет оценку их развития на протяжении обучения. Исследования показывают, что ключевые навыки, такие как критическое мышление, коммуникация и работа в команде, не развиваются автоматически. Для их формирования требуется целенаправленная работа. Поэтому, чтобы гарантировать развитие этих навыков, образовательные программы должны включать специализированные мероприятия и практики, направленные на их укрепление.

В докладе рассматривается исследование платформы «Россия — страна возможностей», проведенное в 2021 году. В ходе исследования был проанализирован уровень развития ключевых компетенций, которые востребованы работодателями, среди 28 тысяч студентов различных курсов. Результаты данного исследования позволяют лучше понять потребности рынка труда и подсказывают, какие навыки следует развивать будущим специалистам для успешной карьеры.

Исследования показывают, что навыки планирования, сотрудничества, достижения результатов и стрессоустойчивости у студентов старших курсов остаются на уровне студентов младших курсов, а в некоторых случаях даже значительно ниже, чем у первокурсников. Однако по мере завершения учебного процесса наблюдается улучшение в таких навыках, как следование правилам и процедурам, а также в аналитических способностях. Это свидетельствует о необходимости более глубокого внимания к развитию ключевых компетенций в течение всего периода обучения.

Согласно исследованию данной платформы, можно сделать вывод, что навыки, способствующие самостоятельности в высшем образовании, не получают должного развития. Вместо этого студенты обучаются следовать установленным шаблонам, что может ограничивать их способность к критическому мышлению и инновациям.

Исследование SuperProject, проводившееся в течение нескольких лет и охватывающее навыки студентов инженерных специальностей из разных стран, включая Россию, выявило схожие результаты. Оно показало, что за время обучения в вузах уровень критического мышления у будущих инженеров не увеличивается. Это наблюдение актуально не только для России, но и для таких стран, как Китай и Индия. Данные факты подчеркивают необходимость пересмотра образовательных программ, направленных на развитие критического мышления в инженерном образовании.

Переделайте текст с учетом SEO, сохраняя основную тему и избегая ненужных деталей. Убедитесь, что содержание остается актуальным и информативным. Не используйте эмодзи и лишние символы, а также не добавляйте структурированные разделы.

Читайте также:

Навыки XXI века: упоминаются в ФГОС, но действительно ли их обучают на практике?

В современных образовательных стандартах, таких как ФГОС, активно обсуждаются навыки XXI века, включая критическое мышление, креативность, коммуникацию и сотрудничество. Однако возникает вопрос: насколько эффективно эти навыки внедряются в реальный образовательный процесс?

Несмотря на теоретическую основу, многие школы и учреждения не всегда готовы предоставить учащимся необходимые условия для развития этих навыков. Оценка готовности преподавателей, наличие соответствующих учебных материалов и активные методы обучения играют ключевую роль в этом процессе.

Важно, чтобы образовательные учреждения не только упоминали навыки XXI века в своих программах, но и активно интегрировали их в повседневное обучение. Это позволит подготовить учащихся к вызовам современного мира и повысить их конкурентоспособность на рынке труда.

Таким образом, необходимо более серьезное внимание к обучению навыкам XXI века в образовательной системе, чтобы обеспечить соответствие требованиям времени и потребностям общества.

Отдельные инициативы по развитию самостоятельности есть на всех уровнях образования

Развитие гибких навыков и самостоятельности в российском образовании активно поддерживается. В образовательных стандартах предусмотрены соответствующие требования, а также реализуются специальные образовательные проекты, направленные на формирование этих навыков. Это позволяет учащимся не только лучше адаптироваться к изменениям, но и успешно решать различные задачи в будущем.

Фото: Monkey Business Images / Shutterstock

Авторы предлагают несколько примеров:

  • Специальные программы по развитию самостоятельности и индивидуальные учебные программы есть как в альтернативных школах (например, в таких, где работают по системе Монтессори или вальдорфской концепции), так и в частных и государственных учебных заведениях. В Москве это, например, «Новая школа», «Хорошкола». Школа самоопределения №734 имени А. Н. Тубельского.
  • В высшем образовании реализуется много коммерческих инициатив, направленных на развитие самоорганизации, обучение тайм-менеджменту, формирование навыков публичных выступлений. Также как важный аспект развития самостоятельности студентов рассматриваются индивидуальные образовательные траектории, которые становятся частью государственного высшего образования (хотя их внедрение идёт медленно), и обучение предпринимательству.
  • В корпоративном обучении практики самообучения тоже занимают важное место. Они используются при формировании книжной культуры, в системе наставничества. Но главным образом стремление к самостоятельности сотрудников проявляется в выборе тем для курсов — так, большое внимание уделяется гибким навыкам, в частности критическому и креативному мышлению.
  • Государственные программы по развитию неформального образования (например, «Содействие занятости») способствуют формированию самостоятельности, так как мотивируют людей осознанно строить собственные образовательные и карьерные траектории.

Переделайте текст, но оставайтесь на заданной теме и не добавляйте лишней информации. Оптимизируйте текст для SEO и при необходимости расширьте его содержание. Избегайте использования смайлов и ненужных символов. Не структурируйте текст в виде разделов. Просто предоставьте чистый текст.

Читайте также:

Развитие критического мышления и других 4К-компетенций у школьников

Критическое мышление, наряду с другими ключевыми компетенциями, такими как креативность, коммуникация и сотрудничество, играет важную роль в образовании школьников. Эти навыки помогают детям не только успешно учиться, но и адаптироваться к быстро меняющемуся миру.

Для того чтобы развивать критическое мышление, необходимо создать среду, способствующую аналитическому подходу к решению проблем. Учителя могут использовать различные методы, такие как обсуждения, дебаты и проектное обучение. Эти подходы помогают школьникам научиться оценивать информацию, формулировать аргументы и принимать обоснованные решения.

Креативность также важна для формирования комплексного мышления. Она позволяет учащимся находить нестандартные решения и подходы к задачам. Задания, которые требуют оригинальности и изобретательности, способствуют развитию этого навыка.

Коммуникация и сотрудничество не менее значимы. Умение эффективно взаимодействовать с другими людьми и работать в команде является необходимым для достижения успеха в различных сферах жизни. Групповые проекты и совместные исследования помогают школьникам развивать эти навыки.

Важно помнить, что развитие 4К-компетенций – это процесс, который требует времени и усилий. Внедрение практических подходов и активных методов обучения в образовательный процесс поможет школьникам стать более уверенными и способными к критическому анализу информации, что является необходимым в современном мире.

Программы поддержки студенческого предпринимательства в России по большей части неэффективны

В каждом российском регионе действуют бизнес-инкубаторы, стартап-студии и другие формы поддержки студенческого предпринимательства в одном или нескольких вузах. Например, программа «Стартап как диплом» охватывает множество вузов и способствует развитию инновационных идей среди студентов. Эти инициативы помогают молодым предпринимателям получить необходимые знания и ресурсы для успешного старта своего бизнеса, а также создают экосистему, способствующую росту стартапов в России.

Собственные исследования авторов доклада показывают, что, оценивая количество созданных бизнесов и объем привлеченных инвестиций, эффект от программ поддержки студенческого предпринимательства оказывается практически незаметным. В рамках исследования был проведен опрос среди представителей 39 высших учебных заведений, где реализуются различные инициативы по поддержке стартапов. Результаты опроса показали, что 70% участников сообщили о создании менее 50 стартапов в своих вузах за последние пять лет. Примерно 50% респондентов отметили, что общая сумма привлеченных инвестиций для созданных стартапов не превышает 10 миллионов рублей за последние три года. Эти данные подчеркивают низкую эффективность существующих программ поддержки студенческого предпринимательства и необходимость их пересмотра для достижения более значительных результатов.

Хотя подобные проекты могут не всегда порождать успешных предпринимателей, они способствуют развитию самостоятельности студентов и подготовке их к будущим достижениям. Согласно недавнему опросу, стартап-студии, бизнес-инкубаторы и аналогичные организации действительно ставят перед собой задачи по развитию предпринимательского мышления и самостоятельности учащихся. Однако, при анализе программ этих проектов, авторы не обнаружили четких формулировок целей и проработанных инструментов, позволяющих измерять уровень развития соответствующих навыков. Важно, чтобы такие инициативы включали конкретные критерии успеха и методы оценки, что поможет повысить их эффективность и результативность в подготовке студентов к предпринимательству.

Читать также:

Появление стартапов-единорогов тесно связано с системой образования. Образование играет ключевую роль в формировании навыков и знаний, необходимых для успешного ведения бизнеса. Многие единороги возникают из университетских исследовательских лабораторий, где студенты и преподаватели разрабатывают инновационные идеи и технологии. Эти стартапы часто основываются на актуальных научных исследованиях и новейших трендах, что позволяет им быстро адаптироваться к требованиям рынка.

Ключевым фактором успеха стартапов-единорогов является предпринимательское мышление, которое можно развивать в образовательной среде. Программы по бизнесу и технологиям, а также курсы по стартап-менеджменту помогают молодым предпринимателям понять основы ведения бизнеса и научиться привлекать инвестиции. Важным аспектом является также наличие менторов и сетевых возможностей, которые часто предлагаются в учебных заведениях.

Кроме того, стартапы-единороги нередко формируются в экосистемах, где взаимодействуют университеты, исследовательские центры и венчурные капитальные компании. Эти взаимодействия способствуют обмену знаниями и ресурсами, что, в свою очередь, способствует появлению успешных бизнес-идей. Таким образом, образование становится не только основой для личностного роста, но и катализатором для создания инновационных компаний, способных изменить рынок.

Одна из главных задач образования — сформировать навыки самостоятельного обучения

Учебная самостоятельность представляет собой сложное и многогранное явление, которое не менее важно, чем самостоятельность в целом. Существуют различные модели, описывающие этот процесс, среди которых выделяются модели самонаправленного и саморегулируемого обучения. Эти модели помогают понять, как обучающиеся могут эффективно управлять своим учебным процессом, устанавливая цели, планируя действия и оценивая результаты. Развитие учебной самостоятельности способствует не только глубинному пониманию материала, но и формированию навыков критического мышления и ответственности за собственное обучение.

Успех в самостоятельном обучении зависит от ряда ключевых навыков, таких как самоконтроль, рефлексия и метамышление. Эти навыки позволяют определять личные цели и оценивать прогресс в обучении. Человек, готовый к самостоятельному обучению, проявляет интерес к обучению, стремится к новому, обладает креативностью и любознательностью. Развитие этих качеств является основой эффективного процесса обучения, что, в свою очередь, способствует достижению поставленных целей.

Развитие ключевых качеств и навыков требует не только внедрения новых учебных курсов, но и применения современных педагогических методов в привычных дисциплинах. Авторы считают, что более активные форматы обучения, включающие диалог и взаимодействие с преподавателем, а также аутентичное оценивание в условиях, приближенных к реальным, могут значительно улучшить процесс обучения. Персонализация образовательной среды также играет важную роль, позволяя адаптировать программу под индивидуальные потребности каждого студента и способствуя более глубокому усвоению знаний.

Основной вывод заключается в том, что в высшем и последующем образовании роль преподавателя должна эволюционировать. Исследователи подчеркивают, что преподавателю следует стать фасилитатором, который оказывает практическую помощь в формировании и совершенствовании учебных навыков. Вместо традиционной передачи знаний, акцент необходимо сделать на обеспечении обратной связи и поддержке студентов в их образовательном процессе. Это позволит создать более эффективную и вовлеченную учебную среду, где студенты смогут развивать критическое мышление и самостоятельность.

Узнайте больше об образовании в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить интересные материалы и актуальные новости в сфере образования.

Переделанный текст:

Важно следить за актуальностью информации и регулярно обновлять свои знания. Чтение статей и материалов на тему, которая вас интересует, способствует расширению кругозора и улучшению профессиональных навыков. Используйте надежные источники для получения актуальных данных и рекомендаций. Это поможет вам оставаться на шаг впереди в своей области. Обратите внимание на различные форматы материалов, такие как блоги, исследования и видео, чтобы получить полное представление о теме. Регулярное чтение также способствует развитию критического мышления и аналитических навыков.

Читайте также:

  • Методы метапознания: как научить учиться детей и взрослых
  • Что такое проактивность и можно ли ей научиться
  • Какие когнитивные способности важны для успешной учёбы и как их развить
  • Почему студентам сложно учиться онлайн и как облегчить этот процесс
  • Хьютагогика: принципы самообразования, важные для преподавателей, тренеров, методистов
  • Развить критическое мышление: какой стиль преподавания этому помогает?

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее