Образование #Статьи

4 июля, 2025

Книжная полка: «Российское учительство», Игорь Зубков / Skillbox Media

О том, в каких условиях жили, сколько зарабатывали и как относились к подопечным учителя дореволюционных гимназий и земских школ.

Содержание:

    Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

    Узнать больше

    Полное название: «Российское учительство. Повседневная жизнь преподавателей земских школ, гимназий и реальных училищ. 1870–1916». Данное издание предоставляет глубокий анализ жизни и работы педагогов в России на рубеже XIX и XX веков. В книге рассматриваются не только профессиональные аспекты, но и личные истории, повседневные заботы и вызовы, с которыми сталкивались учителя. Исследование охватывает различные образовательные учреждения, включая земские школы, гимназии и реальные училища, предоставляя полное представление о системе образования того времени. Анализируя материалы, авторы уделяют внимание социальным, культурным и экономическим условиям, влияющим на учителей и образовательный процесс. Это издание будет полезно как исследователям истории образования, так и всем интересующимся развитием педагогической практики в России.

    Издательство «Новый хронограф» специализируется на выпуске качественной литературы, охватывающей широкий спектр тем. Мы стремимся предоставить читателям уникальные и актуальные произведения, которые вдохновляют и обогащают знания. Наша команда профессионалов тщательно отбирает авторов и работы, чтобы гарантировать высокие стандарты содержания. «Новый хронограф» — это ваш надежный источник интересной и познавательной литературы, которая станет важной частью вашей библиотеки. Мы активно развиваемся и открыты для новых идей и проектов, готовых к сотрудничеству с авторами и специалистами в области публикаций.

    Год выпуска: 2010.

    В 2010 году произошло множество значимых событий в разных сферах жизни, включая технологии, культуру и спорт. Этот год стал свидетелем выхода новых инновационных продуктов, таких как смартфоны и планшеты, которые изменили потребительские привычки. В киноиндустрии зрители наслаждались успешными премьерами, а в музыке появились новые звезды, покорившие чарты. Спортивные события, такие как чемпионаты и турниры, собрали миллионы зрителей и оставили незабываемые впечатления. Год 2010 оставил заметный след в истории, формируя тренды, которые продолжают оказывать влияние на современное общество.

    В 1870-х годах в России начался ключевой этап в развитии образования, когда обучение стало массовым и доступным для всех слоев населения. Однако это касалось только начального образования, которое включало в себя навыки чтения, письма, арифметики и изучение Закона Божьего. Основными учреждениями, предоставлявшими такое обучение, были земские школы, которые оставались наиболее распространёнными учебными заведениями в стране до революции 1917 года. Наряду с этим существовали платные гимназии и реальные училища, которые обеспечивали образование на уровне средней школы и готовили учеников к государственной службе и поступлению в университеты. Этот период стал основой для формирования системы образования в России и способствовал повышению грамотности населения.

    В земских школах и гимназиях трудились учителя, однако их объединял лишь сам процесс преподавания. Остальные аспекты их работы значительно различались: социальное и материальное положение, подходы к обучению, а также отношения с учениками и их родителями. Это разнообразие влияло на образовательный процесс и формировало уникальные условия для каждого учебного заведения.

    Для понимания жизни гимназических и земских учителей, их социальной роли и мотивации к выбору профессии, кандидат исторических наук Игорь Зубков провёл обширное историческое исследование. Он изучил неопубликованные документы из центральных и региональных архивов, а также дневники и мемуары учителей и их учеников. Это исследование легло в основу книги «Российское учительство», которая освещает важные аспекты жизни и работы российских педагогов.

    Книга разделена на две основные главы, каждая из которых посвящена отдельной категории учителей. Первая глава рассматривает земских учителей, а вторая — преподавателей гимназий и реальных училищ. Автор подробно анализирует правовое и материальное положение этих групп. Например, гимназические учителя имели доходы, достаточные для содержания прислуги и оплаты университетского образования для своих детей. В то же время, доходы земских учителей были в шесть раз ниже, что делало их финансовое положение менее устойчивым, чем у квалифицированных рабочих.

    Фрагмент картины Н. П. Богданова-Бельского «Сельская школа». 1890-е годы Изображение: Wikimedia Commons

    Игорь Зубков предоставляет социальную характеристику различных групп учителей, анализируя их выбор профессии, особенности педагогической деятельности и взаимоотношения с учениками. В этом контексте проявляется значительная разница между учителями в гимназиях и сельских школах. В гимназиях преподаватели, как правило, поддерживают формальные и отстраненные отношения с учениками. В отличие от них, в сельских школах взаимодействие между учителями и учениками отличается большей простотой и близостью. Это во многом связано с тем, что многие земские учителя были выходцами из крестьянской среды, а обстановка в сельских школах существенно отличалась от городской. Автор приводит примеры, когда учителям приходилось не только обучать детей, но и заботиться о них, обучая правилам гигиены, оказывая медицинскую помощь с использованием подручных средств, а также помогая с ремонтом одежды.

    Игорь Зубков выделяет в своей публицистике и мемуарах две основные категории учителей, исходя из их отношения к профессии. Первая категория включает «ординарных педагогов» или «урокодавателей», которые проявляют низкий интерес к своей работе, что негативно сказывается на эффективности обучения. В этой группе, по мнению автора, преобладают гимназические учителя. Вторая категория — «педагоги по призванию» или «подвижники», осознающие свою важную роль в просвещении и воспитании молодежи. Эти учителя создают сообщества и формируют нормы профессиональной этики. Чаще всего «подвижники» встречаются в земских школах, куда нередко приходят преподавать молодые интеллигенты с народническим мировоззрением. Зубков подчеркивает, что такой искренний подход к образованию оказывал значительное влияние на культурное развитие сельского общества и способствовал его модернизации.

    Текст будет полезен тем, кто интересуется историей образования, а также бытом и социальной жизнью людей в прошлом. Здесь можно найти информацию о том, как развивались образовательные системы, какое влияние они оказывали на общество и как менялись социальные нормы с течением времени. Изучение этих аспектов позволяет глубже понять, как формировались культурные и социальные структуры, а также как исторические события влияли на повседневную жизнь людей в разные эпохи.

    Читать также:

    • Сколько зарабатывали и как жили учителя в Российской империи
    • Книжная полка: «Повседневная жизнь русской школы от монастырского учения до ЕГЭ»
    • Как студенты-народники 150 лет назад тайные школы открывали
    • «Слава о нашей гимназии шла как о передовом учебном заведении»

    Профессия Методист с нуля до PRO

    Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

    Узнать подробнее