Почему нейронауки зачастую не могут ответить на запросы образования / Skillbox Media
Основные идеи и тезисы круглого стола, в котором приняли участие исследователи мозга и представители школ.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеНа XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции, посвященной вопросам развития экономики и общества, прошел круглый стол на тему «Диалог школы и нейронауки». Это мероприятие было организовано в рамках междисциплинарного семинара «Нейронауки об образовании». Участники обсудили актуальные подходы и исследования, которые связывают нейронауку и образовательные практики, подчеркивая важность интеграции научных знаний в образовательный процесс для повышения его эффективности.
Цель встречи заключалась в том, чтобы педагоги, администраторы и психологи из различных школ поделились своими ожиданиями и запросами в области нейронаук и нейротехнологий. Вместо традиционного формата, где учёные представляют свои исследования, акцент был сделан на практическом опыте и потребностях специалистов. В результате участники обсудили широкий спектр вопросов, связанных с применением нейронаук в образовательной практике.
Удобные приборы для нейрореабилитации и мониторинга
Елена Бажанова, педагог-психолог из московского Колледжа малого бизнеса №4 и аспирант кафедры социальной педагогики Института иностранных языков РУДН, поделилась информацией о необходимости использования специализированных устройств для учебного процесса. По ее мнению, такие устройства могут значительно улучшить качество образования, обеспечивая более эффективное взаимодействие между преподавателями и студентами. Это особенно актуально в условиях современных вызовов, когда цифровизация образования становится важным фактором для успешного обучения и развития навыков у студентов.
В колледже, где работает Елена Бажанова, обучается значительное количество студентов с особыми образовательными потребностями, включая тех, кто страдает от интеллектуальных нарушений и расстройств аутистического спектра. В настоящее время студенты вынуждены регулярно прерывать учебный процесс для прохождения обследований и реабилитационных мероприятий. Елена Бажанова подчеркнула, что такая ситуация негативно сказывается на их учебной активности, и необходимо найти способы минимизировать эти отвлечения.
Разработка портативных устройств для мониторинга активности головного мозга и одновременной реабилитации детей в процессе обучения является важной задачей. Такие технологии могут помочь улучшить качество образования и обеспечить поддержку детям с особыми потребностями. Интеграция таких приспособлений в образовательный процесс позволит не только отслеживать состояние мозга, но и адаптировать методы обучения к индивидуальным потребностям каждого ребенка. Внедрение инновационных решений в образовательную среду откроет новые горизонты для развития и поддержки детей, что сделает обучение более эффективным и инклюзивным.
На данном мероприятии эта тема не была продолжена, однако, скорее всего, до реализации идеи Елены Бажановой осталось не так много времени. Устройства для измерения активности мозга продолжают активно развиваться, и нейроинтерфейсы уже начинают применяться в массовой учебной аналитике. Инновационные технологии в области нейронаук открывают новые горизонты для образования, позволяя более точно анализировать и адаптировать учебные процессы к потребностям студентов. Это может значительно повысить эффективность обучения и помочь в создании персонализированных образовательных программ.
Просвещение родителей и учителей в вопросах работы мозга
Елена Бажанова отметила важную проблему — нежелание родителей некоторых студентов открыто обсуждать трудности, с которыми сталкиваются их дети. Многие семьи испытывают трудности с принятием факта, что их детям необходима профессиональная помощь и реабилитация. Это нежелание признать реальное состояние дел значительно усложняет работу педагогов и психологов, затрудняя процесс оказания необходимой поддержки. Подобные барьеры могут негативно сказываться на развитии и обучении студентов, что подчеркивает важность открытых и честных диалогов между родителями и специалистами.
Объективные данные, полученные с помощью нейровизуализации, могут служить важным аргументом в диалоге с родителями, утверждает Елена. Эти данные помогут разработать эффективные программы реабилитации и обучения, основанные на индивидуальных потребностях детей. Нейровизуализация предоставляет уникальную информацию о функциональном состоянии мозга, что позволяет более точно подбирать методы обучения и терапии. Таким образом, использование этих технологий может значительно повысить качество образовательного процесса и реабилитации.
Объективная нейробиологическая информация является важной для родителей детей с различными потребностями. Даже для тех учащихся, которые не сталкиваются со здоровьем, полезно иметь базовые знания о структуре и развитии мозга. Это мнение высказал психолог Лицея НИУ ВШЭ Нильс Батюк. Понимание нейробиологии может помочь родителям лучше поддерживать развитие и обучение своих детей, создавая оптимальные условия для их роста и становления.
По мнению экспертов, родители успешных в учебе подростков часто имеют завышенные ожидания. Они полагают, что старшеклассник сам сможет спланировать свое будущее, установить режим дня и соблюдать его, а также помогать по дому без дополнительных напоминаний. Важно, чтобы такие родители осознавали, что лобные доли мозга, отвечающие за контроль и планирование, развиваются дольше других участков. Понимание этого факта может помочь в создании более реалистичных ожиданий и поддерживающей атмосферы для подростка.
Такие объяснения становятся особенно полезными, когда поведение подростка вызывает подозрения на наличие медицинских проблем, отметил Нильс Батюк. Понимание причин изменений в поведении может помочь родителям и специалистам вовремя выявить возможные заболевания и оказать необходимую помощь.
Объясняя особенности поведения детей, важно понимать, что ответственность часто воспринимается как переход от самого ребёнка к его мозгу, который может функционировать не совсем корректно. Это осознание побуждает родителей к активным действиям, направленным на коррекцию и поддержку развития их детей. С этим пониманием становится проще наладить взаимодействие с ребенком и создать условия для его гармоничного роста и развития.
Просвещение в области нейробиологии и когнитивной психологии является важным для учителей, утверждает Батюк. Часто проблемы в обучении, которые обычно списываются на лень, на самом деле могут быть связаны с индивидуальными особенностями внимания и концентрации конкретного ребёнка. Эти аспекты, в отличие от личных характеристик, поддаются коррекции. Например, можно изменить стратегию проведения уроков и оптимально распределить нагрузку между учащимися, что позволит им дольше сохранять продуктивность. Таким образом, знание нейробиологии и когнитивной психологии помогает учителям более эффективно подходить к обучению и учитывать потребности каждого ученика.
Как ученые отвечают на запросы педагогов? В настоящее время нейробиологические знания активно популяризируются, и одним из примеров являются открытые семинары по нейронаукам в образовании, проводимые НИУ ВШЭ. Однако, очевидно, что таких просветительских мероприятий необходимо организовать гораздо больше. Увеличение количества семинаров и мастер-классов поможет педагогам глубже понять нейробиологические аспекты обучения и применения этих знаний в практике. Это не только повысит уровень образования, но и создаст более эффективные методы преподавания, основанные на современных научных данных.
Учителя стремятся не только к участию в отдельных семинарах или публикациях, но и к получению системных рекомендаций, которые помогут детям в обучении. Гульнара Гарипова, директор Пушкинского пролицея в Набережных Челнах, отмечает, что в настоящее время каждая школа ведет свою «нейросамодеятельность». Учителя, психологи и логопеды используют различные упражнения для развития внимания, концентрации и памяти, но это не является системным подходом. Гарипова подчеркивает, что для эффективного применения нейронаук в образовательном процессе необходима четкая и последовательная структура, которая объединит усилия всех специалистов в рамках одной системы.
Изучение актуальных материалов поможет вам углубить свои знания и оставаться в курсе событий. Рекомендуем ознакомиться с дополнительными источниками информации, которые раскроют новые аспекты темы и предложат свежие идеи. Это позволит вам расширить кругозор и улучшить понимание предмета. Не упускайте возможность обогатить свои знания, читая качественные статьи и исследования, которые помогут вам стать экспертом в интересующей вас области.
Миф о том, что «мозг работает только на 10%», является одним из самых распространенных антинаучных утверждений. Научные исследования показывают, что практически все части мозга активны и выполняют важные функции. Нейробиология демонстрирует, что мозг использует различные сети для разных задач, и даже во время сна он продолжает активно работать.
Другие популярные нейромифы включают утверждения о том, что люди используют только левое или правое полушарие мозга, что музыка классических композиторов значительно увеличивает интеллект, или что образовательные методики, основанные на визуальных образах, подходят всем. Эти мифы часто искажают понимание работы мозга и его потенциала.
Важно опираться на научные данные и исследования, чтобы развеять подобные заблуждения. Понимание истинных возможностей мозга может помочь в более эффективном обучении и развитии личных навыков. Разоблачение нейромифов способствует улучшению общего восприятия о том, как мы учимся и развиваемся, и помогает людям достигать своих целей более осознанно.
Исследование влияния технологий на обучение
Участники обсуждения выразили обеспокоенность по поводу того, что современные дети проводят чрезмерно много времени с гаджетами.
Елена Бажанова подчеркивает, что многие проблемы в системе образования возникают из-за недостатка у детей возможностей для удовлетворения их естественных потребностей. К числу таких потребностей относятся двигательная активность и возможность принимать спонтанные решения в процессе игровой деятельности. Это подчеркивает важность создания условий, способствующих развитию детей через активные и игровые формы обучения. Для эффективного образования необходимо учитывать эти аспекты, чтобы способствовать гармоничному развитию личности и повышению качества учебного процесса.
Нильс Батюк поднимал вопросы, касающиеся тревог, связанных с развитием технологий. Он акцентировал внимание не только на малоподвижности детей, но и на потере мотивации и снижении креативности у взрослых. В эпоху, когда современные учебные материалы предлагают постоянные поощрения и подсказки, возникает вопрос: не приведет ли это к ослаблению внутренней воли человека к саморазвитию? Как технологии влияют на нашу способность к самостоятельному обучению и творческому мышлению? Важно осознать, что чрезмерная зависимость от внешних стимулов может снизить нашу инициативу и способность генерировать новые идеи.
Опасения о том, что важные жизненные навыки перестанут развиваться в образовании из-за влияния технологий, становятся все более актуальными. Увеличение популярности генеративных нейросетей, таких как ChatGPT, вызывает беспокойство среди педагогов и родителей. Учителя по всему миру начинают адаптировать свои методы работы, сталкиваясь с ситуацией, когда имитация выполнения домашних заданий стала проще. Важно найти баланс между использованием технологий и развитием критического мышления, творческих способностей и других ключевых навыков у учащихся. Эффективная интеграция технологий в образовательный процесс может стать мощным инструментом, способствующим развитию необходимых компетенций, если использовать его с умом.
Нейронауки и искусственные нейросети обычно не пересекаются, однако в области нейронаук активно проводятся исследования, направленные на изучение влияния современных технологий на память и когнитивные способности. По материалам Ясинской конференции видно, что практики проявляют значительный интерес к таким исследованиям. Важно понимать, как новые технологии могут изменять наше восприятие и обработку информации, что открывает новые горизонты для применения нейронаук в различных сферах.
Новые подходы к обучению чтению и анализу прочитанного
Современные ученики испытывают трудности с пониманием текстов. Этот факт был замечен двумя участницами недавней встречи, подчеркнув важность улучшения навыков чтения и анализа. Понимание текста является ключевым элементом успешного обучения и развития критического мышления. Необходимо разработать эффективные методы и подходы, которые помогут студентам лучше осваивать и интерпретировать информацию.
Преподаватель истории в Лицее НИУ ВШЭ Ольга Давыдова отметила, что у школьников возникают значительные трудности при работе с длинными текстами, такими как исторические источники Древней Греции и Рима. Это затрудняет их понимание и анализ важной информации, что в свою очередь негативно сказывается на изучении истории. Эффективные методы работы с текстами и развитие навыков их обработки имеют первостепенное значение для успешного освоения исторической дисциплины.
Педагог отмечает, что проблема не заключается в том, что ученики являются немотивированными или слабыми. Их ответы на уроках свидетельствуют о том, что они прочитали текст, усвоили его содержание и проявили интерес к теме. Однако у школьников возникают трудности с анализом: им сложно выделить тезис и аргументы в тексте. Ольга Давыдова обратилась к ученым с вопросом о том, какие методы можно использовать для развития у детей навыков критического чтения и осмысления текстов. Это важная задача, поскольку умение анализировать информацию и делать выводы необходимо для успешного обучения и формирования независимого мышления.
На встрече Екатерина Бакай, учитель и стажёр-исследователь Центра психометрики и измерений Института образования НИУ ВШЭ, обсудила сложности, с которыми сталкиваются учащиеся при анализе даже простых бытовых текстов, не говоря уже о сложных исторических источниках. Она привела примеры типичных ответов школьников на вопрос теста по читательской грамотности, разработанного ВШЭ. Учащимся четвёртых классов предлагалось пересказать основные идеи текста о правильном уходе за домашними животными. Этот опыт подчеркивает важность развития читательских навыков у детей, так как умение интерпретировать и пересказывать информацию является основой для успешного обучения.
Разработчики теста отметили, что вместо содержательных и осмысленных высказываний на основе новой информации, участники предоставили либо общие рассуждения о том, что животное требует любви, заботы и кормления, либо скопированные фразы из других источников. В некоторых случаях наблюдались даже утверждения о необходимости искать информацию в других местах. Такой подход не способствует углубленному пониманию темы и не демонстрирует способности участников к аналитическому мышлению.
Екатерина Бакай описывает типичные ответы современного человека, которые заключаются в том, что при возникновении вопросов предпочтительнее воспользоваться поисковыми системами или обратиться за помощью к специалистам, таким как ветеринары, или к родителям, как отмечают некоторые дети.
Школьники испытывают трудности с пересказом текстов, что может быть связано с их неспособностью полноценно воспринимать информацию и делать выводы на её основе. Екатерина Бакай отметила, что одной из причин этого является акцент на деятельностном подходе в образовании. С первых дней в школе ученикам предлагаются творческие задания, проекты и активные формы обучения, в то время как получение знаний и развитие аналитических навыков остаются на втором плане. Это может снижать их способность к пониманию и пересказу текстов.
Проблемы с читательской грамотностью привлекают внимание исследователей на протяжении многих лет. Международные мониторинги показывают, что не только дети и студенты, но и взрослые часто испытывают трудности с пониманием прочитанного. Сложно оценить уровень грамотности в прошлом, когда подобные исследования не проводились, но вероятно, что даже тогда многие люди не всегда хорошо осознавали смысл прочитанного текста. В современных условиях цифрового чтения влияние технологий на восприятие информации становится все более заметным. Исследователи советуют замедлять процесс чтения, концентрироваться на материале и делать заметки, чтобы лучше усваивать информацию, полученную с экранов. Это поможет улучшить читательские навыки и повысить уровень грамотности, что особенно важно в условиях информационного перенасыщения.
Что сейчас может предложить нейронаука
Не все вопросы нашли ответы на семинаре «Нейронауки об образовании», однако организаторы пообещали провести несколько встреч в течение года, чтобы обсудить темы, поднятые участниками. Эти мероприятия будут направлены на углубленное изучение интересующих учителей вопросов, что способствует развитию образовательного процесса и внедрению нейронаучных подходов в преподавание.
Научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Светлана Дорофеева подчеркивает, что не существует единого универсального ответа на вопрос о том, что происходит с детьми, испытывающими трудности в обучении. Проблемы, связанные с поведением и учебой, возникают из-за различных ограничений или нарушений в когнитивных функциях и структурах. Это делает важным подход к каждому ребенку индивидуально, учитывая его уникальные особенности и потребности. Понимание специфики когнитивных нарушений может помочь в разработке эффективных методов поддержки и обучения, что в свою очередь способствует успешной адаптации и развитию ребенка.
- Способность выдерживать нагрузку и работать достаточно быстро во многом зависит от общего энергетического статуса человека. Никакой эзотерики — речь о физиологических ресурсах и общем состоянии здоровья.
- Разным людям нужно разное количество повторений, чтобы запомнить какое-либо действие или понятие, — то есть способность к автоматизации любых навыков у них различается.
- Разнится и способность к обработке входящей информации с разных каналов. Даже без нарушений слуха и зрения могут возникать проблемы с восприятием аудио- или визуальной информации из-за проблем в областях мозга, которые должны заниматься их обработкой.
- Соединение информации из источников разных типов, так называемая мультимодальная обработка — отдельная когнитивная задача, и кому-то она может даваться с трудом.
- Количество доступных человеку циклов последовательной обработки информации (восприятие, обработка, применение) тоже бывает разным.
- Области, ответственные за контроль и планирование, действительно созревают позже других. Дело усложняется из-за того, что проблемы на любом из предыдущих уровней увеличивают нагрузку на эти исполнительные функции, и способность к контролю дополнительно сокращается. То есть при проблемах с восприятием или обработкой информации нужно сначала решить эти проблемы, а потом уже требовать от ученика сознательного контроля.
Индивидуальный дефицит и нарушения когнитивных процессов не являются приговором, и не стоит считать, что ребёнок будет постоянно испытывать трудности в учёбе. Ограничения можно преодолеть, однако это требует значительных усилий со стороны родителей, учителей и специалистов-психологов, как отмечает Светлана Дорофеева. Например, при низком уровне энергетического статуса, когда ребёнок не может долго сосредотачиваться на умственной нагрузке, невозможно добиться улучшения его усидчивости и мотивации лишь с помощью одной техники или метода. Необходим комплексный подход, который включает регулярные занятия, создание комфортной учебной среды и поддержку со стороны взрослых.
Баланс между тренировкой и отдыхом является ключевым аспектом для достижения успешных результатов. Увеличение объема этого ресурса возможно через регулярные физические и умственные нагрузки. Постоянные тренировки способствуют развитию системы, способной эффективно справляться с когнитивной нагрузкой. Это улучшает общую работоспособность, повышает концентрацию и способствует лучшему восприятию информации. Настойчивость в тренировках и правильное распределение времени для восстановления играют важную роль в оптимизации когнитивных функций и повышении общей продуктивности.
В некоторых случаях ученикам можно помочь, обучив их эффективным методам запоминания. Об этом говорит аспирант Центра нейроэкономики и когнитивных исследований Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ Никита Отставнов. Он отмечает, что улучшить процесс извлечения информации из памяти можно, если задействовать несколько модальностей при запоминании. Например, для изучения правил использования артиклей в английском языке полезно комбинировать вербальные методы с музыкальными и визуальными стимулами. Эта многомодальная подход способствует более глубокому усвоению материала и улучшает долговременную память.
Учитывая сложности когнитивного контроля, с которыми сталкиваются дети, аспирант и стажёр-исследователь Научно-учебной лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития Департамента психологии НИУ ВШЭ Ася Истомина рекомендует педагогам и родителям разбивать большие цели на более мелкие задачи. Завершение каждого этапа следует отмечать положительным подкреплением, например, условным призом или другим видом поощрения. Такой подход помогает детям лучше справляться с трудностями и мотивирует их на дальнейшие достижения.
Специалисты часто дают общие рекомендации, и это вызывает вопросы. Нина Здорова, аспирант и младший научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ, объяснила, почему конкретные советы труднодоступны. По её мнению, в России наблюдается нехватка эмпирической базы для нейроисследований, а также отсутствует активный диалог между учеными и образовательными учреждениями. С осени прошлого года Нина не смогла найти партнёрскую школу в Москве для проведения совместного исследования, хотя работа не требует сложного оборудования и предполагает лишь изучение показателей чтения. Это подчеркивает необходимость улучшения сотрудничества между научным сообществом и образовательными учреждениями для развития нейронаук в России.
Светлана Дорофеева поддержала данную позицию, подчеркнув, что на основании зарубежных исследований, даже если их много, нельзя делать однозначные выводы для практического применения.
В настоящее время мы можем предоставить общие ответы на ваши запросы, однако конкретные данные отсутствуют из-за сложности экспериментальных исследований, обусловленных рядом ограничений. Чтобы понять, как русскоязычная аудитория реагирует на определенные факторы, необходимо провести целенаправленные исследования среди нашей аудитории.
Как установить эффективный диалог и преодолеть существующие ограничения? Участники встречи пришли к выводу, что директивные указания сверху не являются решением проблемы. В соответствии с рекомендациями профильного министерства возможно провести отдельное исследование, однако для достижения значимых результатов необходимо внедрение долгосрочных программ сотрудничества между учеными и практиками. Это позволит создать устойчивую основу для обмена знаниями и опытом, что в конечном итоге приведет к более качественным и применимым результатам в области исследований.
Нина Здорова подчеркнула, что изучение феноменов в нейронауках и педагогических науках начинается с фундаментальных исследований, которые включают сбор данных о том, как протекают различные процессы. Она отметила, что это именно те исследования, о которых практики часто спрашивают: «Что дальше?» Такие исследования служат основой для разработки моделей, направленных на улучшение или развитие определённых характеристик. На основе этих моделей создаются практические инструменты, однако их внедрение требует дополнительного этапа исследования, в ходе которого оценивается эффективность новых решений. Успех многих научных разработок зависит не только от учёных, но и от активного участия педагогов, учащихся и их родителей в этом процессе.
Узнайте больше об образовании, подписавшись на наш телеграм-канал. Мы делимся актуальными новостями, полезными советами и интересными материалами, которые помогут вам расширить свои знания и навыки. Присоединяйтесь к нашему сообществу!
Читайте также:
- «Нейрообразование — не панацея, ждать чего-то сверхъестественного здесь не нужно»
- «Каждый преподаватель должен понимать, что и на каком этапе развития происходит в мозге»
- Учёба, мозг и ДНК: как обучение влияет на нас физиологически
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее