Образование #Статьи

4 июля, 2025

Былое: «Можно привыкнуть ко всему на свете, но только не к экзаменам» / Skillbox Media

Как всероссийский император в изгнании вспоминал свои выпускные экзамены.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

Весной 1895 года началась напряженная пора экзаменов. Мои нервы были на пределе, а ожидание неизвестности угнетало, как кошмарный сон. К экзаменам можно привыкнуть, но их тяжесть остается в памяти навсегда. Воспоминания о таких испытаниях преследуют каждого на протяжении жизни, в то время как другие события и переживания детства со временем забываются. Экзамены становятся неотъемлемой частью нашего опыта, формируя характер и подчеркивая значимость образования.

Экзамен прошел во Владимирском дворце. Это историческое здание стало местом проведения важного события, привлекая внимание студентов и преподавателей. Уникальная атмосфера дворца создала идеальные условия для сосредоточенной работы участников.

Наступил судьбоносный день, и я столкнулся с инквизиторами, среди которых находился ареопаг, возглавляемый директором Морского кадетского корпуса. К моему большому ужасу, среди них оказался и мой отец.

Государственные экзамены в России обладали интересной особенностью: успех экзаменуемого порой зависел от удачи, а не исключительно от уровня знаний. Это превращало экзамен в своего рода лотерею. Вопросы охватывали все предметы учебной программы, и каждый из них скрывал загадку, которую мог разгадать лишь изобретательный ум экзаменатора. Листочки с вопросами раскладывались на столе, покрытом зелёной скатертью, что создавало атмосферу важности и торжественности. Этот атрибут стал неотъемлемой частью экзамена, придавая ему дополнительный символизм. Подобная обстановка способствовала не только напряжению, но и формировала особую культуру экзаменационных испытаний в России.

Мне нужно было получить билет этой загадочной лотереи и немного поразмыслить над ним, прежде чем меня допустят в зал суда. Статус члена императорской семьи никак не сказывался на моих шансах на успех или неудачу. Со мной обращались так же, как и с любым другим участником. Я прошел этот этап и испытал огромное облегчение и радость — все мои тревожные предчувствия не подтвердились.

Воспоминания великого князя Кирилла Владимировича, изданные под редакцией В. Н. Хрусталёва в 2020 году, представляют собой уникальный исторический документ, отражающий жизнь и эпоху русского дворянства. Эти воспоминания дают возможность глубже понять личность Кирилла Владимировича, его взгляды на события своего времени, а также его отношения с членами императорской семьи и другими известными деятелями. Книга содержит ценные сведения о политической ситуации в России, культурной жизни и социальных изменениях, что делает её важным источником для исследователей и интересующихся историей России. Издание отличается качественной редакцией и подробными комментариями, что способствует лучшему восприятию текста. Воспоминания великого князя Кирилла Владимировича являются важным вкладом в понимание российской истории и культуры начала XX века.

Контекст

Кирилл Владимирович Романов, внук императора Александра II, оставил интересные воспоминания об экзаменах. После революции в России он эмигрировал и в 1924 году провозгласил себя императором Всероссийским под именем Кирилла I, став наследником императорской династии. Его история представляет собой уникальный взгляд на судьбу российской аристократии в turbulentное время, а также отражает стремление сохранить традиции и культурное наследие страны. Воспоминания Кирилла Романова помогают понять не только личные переживания, но и более широкий контекст исторических событий, происходивших в России в начале XX века.

Кирилл Владимирович, 1890–1900 гг. Фото: Public Domain

Представленный отрывок из мемуаров описывает предвыпускные экзамены автора в Морском кадетском корпусе, где он обучался в период с 1891 по 1895 год. Все представители императорской фамилии были обязаны проходить военную службу и получать соответствующее образование, и Кирилл Владимирович не стал исключением. В его воспоминаниях отражены не только трудности и вызовы, с которыми ему пришлось столкнуться, но и важность военного образования для будущих офицеров. Эти экзамены стали важным этапом в его жизни, формируя его как личность и будущего военного.

Будущий император в изгнании, Кирилл Владимирович, осознавал свою недостаточную подготовленность к учёбе в Морском кадетском корпусе. Как и остальные представители императорской семьи, он получил домашнее образование в детстве. В своих мемуарах он отмечает, что назначенный ему наставник, генерал в отставке Александр Даллер, не подходил к выбору учителей с должной серьёзностью. В результате юный Кирилл испытывал трудности в математике, которая является ключевым предметом для изучения морской навигации. Проблемы проявлялись не только в математике, поэтому ему пришлось дополнительно готовиться к учёбе в Морском кадетском корпусе.

Занятия оказались крайне сложными, так как у меня не было базовых знаний в механике, химии и тригонометрии. Мне пришлось изучать эти дисциплины с нуля. В то же время я продолжал углублять свои знания в Священном Писании и языках, а также брал уроки музыки и рисования. Преподавателей приглашали к нам на дом для удобства обучения.

Занятия музыкой и рисованием не были связаны с кадетским корпусом, а представляли собой обычный элемент светского образования, обязательного для представителей высшей аристократии. В дальнейшем, наряду с изучением наук в кадетском корпусе, молодой Романов продолжал осваивать теоретическую навигацию, а также углублялся в премудрости светского этикета. Эти навыки стали важной частью его подготовки к жизни в высших кругах общества.

Обучение в Морском кадетском корпусе делится на две ключевые части: теоретическую и практическую. Теоретические знания гардемарины получают в классах, в то время как практические навыки отрабатываются в настоящих морских походах. На борту суден курсантам необходимо не только осваивать физические умения, но и изучать множество терминов, связанных с устаревшими парусниками — типом судов, которые больше не используются в современном военно-морском флоте. Хотя такая программа не вызывала особого энтузиазма у курсантов, она была неотъемлемой частью их образовательного процесса.

Мы изучали названия деталей этого величественного судна до такой степени, что даже во сне могли перечислить всю такелажную оснастку, паруса и реи, а также подробно рассказать о конструкции носа, кормы и шкафута. Однако вскоре эти монотонные занятия начали вызывать у нас отвращение. Задумывались ли мы о реальной пользе этих знаний? Став опытными морскими офицерами, мы так и не оказались на борту парусного судна.

Фото: Public Domain

Экзамены включали как теоретические, так и практические испытания. Сначала курсанты проходили теоретические экзамены, известные как предвыпускные, о которых упомянул Кирилл Владимирович в своем отрывке. Позже они отправились на борт учебного корабля. Романов описывал свой опыт: «Моё пребывание на учебном корабле „Верный“ завершилось практическим экзаменом, на котором экзаменационная комиссия, следовавшая за нами, проверила наши знания в области навигации, торпедной подготовки и других дисциплин». Эти экзамены были важной частью подготовки курсантов, подтверждая их компетенции и готовность к службе.

Как проходили экзамены в Российской империи

Кирилл Владимирович не был единственным, кто подчеркивал, что устные экзамены часто зависели от удачи, и это мнение касалось не только Морского кадетского корпуса. Князь Владимир Андреевич Оболенский (1869–1950), который учился в Санкт-Петербургском императорском университете на естественно-научном факультете с 1887 по 1891 год, также называл экзамены лотереей. Это вполне объяснимо, поскольку количество материала, который нужно было знать наизусть, было настолько велико, что даже при хорошей памяти запомнить его невозможно. В конечном счете, успех зависел от того, какой билет выпадет. Ситуация была еще более сложной в университетах до 1900-х годов, когда вопросы экзаменационных билетов часто не соответствовали содержанию учебных курсов, проводимых профессорами. В таких условиях студенты испытывали значительное давление и напряжение, что делало процесс экзаменов еще более стрессовым.

Подход к экзаменам, рассматриваемый как простая зубрёжка или лотерея, подвергался критике со стороны многих прогрессивных педагогов. Дмитрий Иванович Менделеев, например, утверждал, что устные экзамены по билетам не имеют практической ценности и должны быть направлены на реальное применение знаний. Он сам старался организовывать экзамены нестандартным образом, что оставляло положительные впечатления у студентов, включая князя Оболенского. Аналогичные мнения о бесполезности устных экзаменов высказывал и Лев Николаевич Толстой. Практический подход к оцениванию знаний может повысить мотивацию студентов и качество образования в целом.

Экзамены всегда вызывали страх и тревогу. Молодые люди, не сумевшие сдать экзамены, ощущали на себе давление общества и становились предметом осуждения. Для них это означало не только разочарование, но и потенциальные проблемы в будущем. Провал на экзаменах воспринимался как позор, а такие студенты часто сталкивались с изоляцией и ярлыком неудачника. Воспоминания Кирилла Владимировича о том времени подчеркивают, как сильно страх перед экзаменами влиял на молодежь и формировал их восприятие себя в обществе.

Читайте также:

  • «Никаких экзаменов для сознательных пролетариев-матросов не нужно»
  • Елизавета Водовозова — о том, как учились и сдавали экзамены в Смольном институте
  • Как Герцен сдавал выпускные экзамены в университете
  • Как Чехов сдавал выпускные экзамены в гимназии
  • Как сдавали экзамены те, кто поступал в университеты царской России

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее