Образование #Статьи

4 июля, 2025

Как личностные черты влияют на успеваемость в разных предметных областях / Skillbox Media

Черты личности по-разному проявляют себя в изучаемых школьных дисциплинах и даже в разных методах оценивания учебных успехов.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

Исследования в области академической успеваемости продолжаются, и ученые стремятся выявить ключевые факторы, влияющие на результаты обучения. Существует множество доказательств, подтверждающих, что личностные характеристики студентов существенно влияют на их образовательные достижения. Понимание этих особенностей может помочь в разработке эффективных стратегий обучения и поддержки, что в свою очередь улучшит общий уровень академической успеваемости.

В исследованиях психологии нередко используется пятифакторная модель личности, известная как «Большая пятёрка» (Big Five). Эта модель включает пять ключевых черт, каждая из которых представлена в виде шкалы и проявляется в реакциях и поведении индивидов с различной степенью выраженности. Черты, входящие в «Большую пятёрку», позволяют глубже понять личность человека и его поведение в различных ситуациях.

  • экстраверсия — энергичность, общительность;
  • доброжелательность — склонность к сотрудничеству, привязанности к другим людям;
  • добросовестность — сознательность, саморегуляция и самоконтроль;
  • нейротизм — эмоциональная нестабильность, тревожность;
  • открытость опыту — любознательность, стремление пробовать новое.

Метаанализ, проведенный в 2009 году, выявил ключевые факторы, определяющие успеваемость: добросовестность, доброжелательность и открытость опыту. В 2021 году проведенное метаисследование подтвердило эти выводы и добавило новые данные. Авторы исследования отметили, что такие качества, как открытость опыту, доброжелательность и экстраверсия, оказывают значительное влияние на достижения детей в начальной и средней школе. Однако к старшим классам этот эффект начинает ослабевать. Это подчеркивает важность раннего развития этих характеристик для успешной учебы в школе.

Чтение является важным аспектом нашей жизни, которое способствует развитию мышления и расширению кругозора. Оно помогает не только в получении новых знаний, но и в улучшении навыков анализа и критического мышления. Регулярное чтение книг, статей и других материалов обогащает наш словарный запас и улучшает коммуникацию. Важно выбирать качественные источники информации, чтобы извлекать из чтения максимальную пользу. Чтение также может служить отличным способом для расслабления и снятия стресса. Инвестируйте время в чтение, и вы получите множество преимуществ для личного и профессионального роста.

Личные качества и софт-скиллы школьников играют ключевую роль в их учебном процессе. Умение самостоятельно организовывать своё время, ставить цели и планировать задачи способствует более эффективному усвоению материала. Ответственность и целеустремлённость помогают школьникам преодолевать трудности и достигать поставленных результатов.

Коммуникационные навыки также важны для успешного обучения. Умение работать в команде, обмениваться мнениями и поддерживать конструктивный диалог с одноклассниками и преподавателями способствует созданию комфортной учебной среды и улучшает качество образования.

Критическое мышление и способность анализировать информацию позволяют школьникам глубже понимать изучаемые темы и применять знания на практике. Гибкость и адаптивность в условиях изменений, а также умение справляться со стрессом помогают им легче преодолевать сложности в учебном процессе.

Эмоциональный интеллект, включающий в себя самосознание и эмпатию, также влияет на успешность учёбы. Школьники, обладающие высокой эмоциональной компетентностью, лучше справляются с конфликтами и ищут конструктивные решения.

Таким образом, личные качества и софт-скиллы школьников являются важными составляющими их учебной деятельности и способствуют формированию успешной личности в будущем.

Исследователи из Института естественных наук и математического образования имени Лейбница и Тюбингенского университета в Германии предложили гипотезу о том, что личностные черты могут по-разному влиять на обучение языкам и STEM-дисциплинам. Это может проявляться в различиях между представителями технических и гуманитарных специальностей. Также учёные отмечают, что методы оценки могут оказывать влияние на связь между личностными чертами и учебными достижениями.

В данном тексте мы подробно расскажем о процессе проведения метаанализа и результатах, которые были получены его авторами. Метаанализ представляет собой важный инструмент в научных исследованиях, позволяющий обобщить данные из различных исследований для получения более точных выводов. Авторы провели тщательный анализ доступной литературы, собрали и обработали информацию, чтобы выявить основные закономерности и тенденции. В результате работы были получены ценные инсайты, которые могут оказать влияние на дальнейшие исследования в данной области.

Какие вопросы ставили исследователи

Школьники могут показывать разные уровни успеваемости в различных предметах. Исследователи подчеркивают, что анализировать личностные черты только в контексте общего среднего балла недостаточно. Такой подход не позволяет выявить специфические взаимосвязи между личными качествами и успеваемостью в отдельных учебных предметах. Для более глубокого понимания влияния личностных характеристик на успехи в обучении необходимо рассматривать их в контексте каждого отдельного предмета. Это поможет выявить, какие именно черты способствуют повышению успеваемости в конкретных областях знаний.

Учёные поставили перед собой важный вопрос: как предметная область влияет на связь между чертами личности и успеваемостью учащихся? Для поиска ответа авторы метаанализа сосредоточились на двух наиболее исследованных направлениях — языковых дисциплинах, включая изучение родного и иностранного языков, и STEM-дисциплинах, охватывающих технические и естественные науки. Исследование этих областей позволяет глубже понять, как личностные характеристики студентов могут влиять на их академические достижения в разных контекстах.

Методы оценивания в образовательной системе вызывают много вопросов, так как традиционные подходы и результаты стандартизированных тестов не всегда совпадают. Например, некоторые ученики активно участвуют в учебном процессе, часто поднимая руку и отвечая на вопросы, в то время как другие могут проявлять меньшую активность из-за застенчивости или необходимости больше времени для обдумывания ответов. Это приводит к тому, что оценки, выставленные учителем, могут значительно отличаться от результатов тестирования по тому же предмету. В связи с этим возник вопрос: как метод оценивания влияет на связь между личностными чертами ученика и его успеваемостью? Исследование этой связи может помочь в разработке более эффективных подходов к оцениванию, учитывающих индивидуальные особенности каждого учащегося.

Учёные провели исследование, чтобы выяснить, существует ли взаимосвязь между предметной областью и методами оценивания. Они рассматривают, изменяется ли связь между личностными чертами и успеваемостью по различным предметам в зависимости от используемых методов оценки, или же эта связь остаётся стабильной. Результаты исследования могут дать новые insights о влиянии оценивания на образовательные достижения и личностные характеристики студентов.

Переделанный текст:

Изучите дополнительные материалы:

Современные педагоги все чаще выступают против системы оценивания учащихся. Они считают, что традиционные оценки негативно влияют на мотивацию и самооценку студентов. Вместо того чтобы способствовать обучению, оценки могут вызывать стресс и страх перед ошибками. Педагоги настаивают на том, что обучение должно быть ориентировано на развитие навыков и понимания предмета, а не на получение баллов. Важным аспектом является создание среды, в которой учащиеся могут свободно выражать свои мысли и задавать вопросы, не боясь негативных последствий. Отказ от оценок позволяет сосредоточиться на индивидуальном подходе к каждому ученику и его потребностям, что в свою очередь способствует более глубокому усвоению материала и развитию критического мышления.

Как проходило исследование и что выяснили учёные

В ходе своего метаанализа авторы собрали 38 научных работ на английском языке, посвященных взаимосвязи «Большой пятёрки» с различными методами оценки, исключая самооценку учащихся, и успеваемостью по различным предметам. Кроме того, они включили 41 исследование из метаанализов 2009 и 2021 годов, что позволило проанализировать в общей сложности 79 работ. Исследования охватили данные 500 218 школьников из 110 выборок, включая как начальные, так и старшие классы. В результате анализа были выявлены важные закономерности, касающиеся влияния личностных характеристик на академическую успеваемость.

Метаанализ показал, что любознательность значительно влияет на успехи в изучении языков. Ученик с высоким уровнем любознательности показывает лучшие результаты в языковых дисциплинах. В то же время в STEM-дисциплинах связь между открытостью к новому опыту и успеваемостью не была обнаружена. Это подчеркивает важность личностных качеств, таких как любознательность, в процессе изучения языков, в то время как для STEM-дисциплин другие факторы могут оказывать более значительное влияние на образовательные достижения.

Авторы исследования установили, что метод оценки не оказывает значительного влияния на взаимосвязь между открытостью к новому опыту и успеваемостью школьников. Независимо от того, использовались ли оценки, выставленные учителем, или результаты тестов, открытость к новому опыту была более тесно связана с достижениями в языковых дисциплинах, чем в точных и естественных науках. Это указывает на важность личностных качеств учащихся в контексте их академических успехов.

Исследования показывают, что связь между открытостью к опыту и креативностью может быть значительной. Люди с высокой открытостью часто проявляют интерес к творческим задачам, что делает изучение языков более привлекательным для них, чем STEM-дисциплины. Творческие аспекты языкового обучения способствуют развитию индивидуальных способностей и расширению горизонтов, что подтверждает важность креативности в образовательном процессе.

Переделанный текст:

Изучение новых тем и получение актуальной информации – важная составляющая личного и профессионального роста. Мы предлагаем вам ознакомиться с разнообразными материалами, которые помогут углубить ваши знания и расширить кругозор. Не упустите возможность повысить свою квалификацию и оставаться в курсе последних тенденций. Читайте наши статьи, чтобы быть на шаг впереди.

Не шоколадка, а режиссёр-сценарист: как смена ролей учителя способствует мотивации школьников

В современном образовательном процессе важным фактором является мотивация учащихся. Одним из способов её повышения является изменение роли учителя. Вместо традиционной модели преподавания, где учитель выступает в роли источника знаний, он может стать режиссёром, который создает интересные сценарии для обучения. Таким образом, учитель вовлекает школьников в процесс, позволяя им активно участвовать в своем образовании.

Смена ролей помогает создать более динамичную и интерактивную атмосферу в классе, где учащиеся чувствуют себя частью образовательного процесса. Это открывает новые возможности для творческого самовыражения и развития критического мышления. В результате, школьники становятся более заинтересованными в учебе, что в свою очередь способствует улучшению их успеваемости и общей удовлетворенности от учебного процесса.

Учителя, принимая на себя роль сценариста, могут использовать различные методы и подходы, такие как проектное обучение, групповые задания и игровые технологии. Это позволяет не только разнообразить учебный процесс, но и адаптировать его под интересы и потребности учащихся. В результате, создание мотивирующей образовательной среды становится более эффективным, что положительно сказывается на успехах школьников.

Таким образом, смена ролей учителя на режиссера-сценариста является важным шагом к повышению мотивации учащихся и улучшению качества образования.

Метаанализ подтвердил, что энергичность и общительность способствуют повышению успеваемости школьников в языковых дисциплинах. В то же время, для успеха в естественных и точных науках данная черта личности не оказывает значительного влияния.

Ученики-экстраверты, как правило, достигают более высоких оценок при изучении языков, в то время как их экстраверсия не оказывает влияния на результаты тестов. По мнению исследователей, это связано с тем, что общительные студенты охотно участвуют в устных ответах и активно вовлекаются в обсуждения на уроках, что положительно сказывается на их успеваемости.

Влияние данного фактора оказалось схожим во всех предметных областях. Сознательные и ответственные ученики демонстрировали аналогичные результаты как в изучении языков, так и в STEM-дисциплинах. Это неудивительно, так как мотивация и усердие играют ключевую роль в обучении независимо от выбранной темы.

Различия в методах оценивания выявляют, что добросовестность способствует достижению высоких оценок в классе, тогда как на результаты тестов она оказывает минимальное влияние. Эти выводы основаны на результатах метаанализа и остаются актуальными независимо от изучаемого предмета.

Авторы исследования утверждают, что данный эффект можно объяснить субъективностью традиционных оценок, выставляемых учителями в классе. Когда педагог замечает, что ученик проявляет усердие, регулярно сдает домашние задания и активно участвует в учебном процессе, он склонен ставить высокие оценки. Это, в свою очередь, стимулирует ученика к дальнейшим усилиям в учебе и повышает его мотивацию.

Исследования показывают, что данный фактор не оказывает значительного влияния на успеваемость учащихся. Учёные выявили, что его влияние на результаты изучения языков минимально, а на достижения в STEM-дисциплинах практически незаметно. Таким образом, можно сделать вывод, что для повышения успеваемости в этих областях необходимо уделять внимание другим аспектам образовательного процесса.

В процессе оценки было обнаружено интересное наблюдение: доброжелательность способствует улучшению результатов тестов по языковым дисциплинам. Однако в STEM-предметах такая доброжелательность может негативно сказаться на тестовых баллах. Это свидетельствует о том, что эмоциональный фон и психологическое состояние могут по-разному влиять на результаты в зависимости от типа предмета.

Исследователи еще не пришли к единому мнению о причинах данного явления. Однако они предполагают, что изучение языков связано с общением и сотрудничеством, в то время как точные и естественные науки чаще ассоциируются с конкуренцией, которая проявляется, например, в ходе тестирования. В условиях конкуренции ученики, обладающие доброжелательными качествами, могут испытывать дискомфорт, что негативно сказывается на их учебных результатах. Это подчеркивает важность создания поддерживающей и благоприятной образовательной среды, способствующей успешному обучению.

Ученики, склонные к негативным эмоциям и тревожности, в целом демонстрируют более низкие результаты по сравнению с их сверстниками, обладающими низким уровнем нейротизма, то есть более спокойными и уравновешенными. Метаанализ показал, что данный эффект особенно pronounced в контексте изучения STEM-дисциплин. Это подчеркивает важность психологического благополучия для успешного освоения научных и технических предметов.

Нейротизм оказывает более заметное влияние на результаты тестов, чем на оценки в классе, как в STEM-дисциплинах, так и в языковых. Однако в STEM-дисциплинах эта черта всё же влияет и на оценки, тогда как в языковом обучении это влияние практически отсутствует. Вероятно, это связано с математической тревожностью, которая часто наблюдается у людей, склонных к переживаниям, и проявляется в различных математических задачах, будь то занятия в классе или тесты.

Читайте также:

Математическая тревожность: определение и способы борьбы

Математическая тревожность представляет собой эмоциональное состояние, характеризующееся страхом и напряжением при выполнении математических задач. Это явление может проявляться как у студентов, так и у взрослых, негативно влияя на уверенность в своих способностях и успехи в учебе или работе. Причины математической тревожности могут быть разнообразными: от негативного опыта обучения в школе до социальных стереотипов о математике как сложной дисциплине.

Для преодоления математической тревожности важно применять эффективные стратегии. Первым шагом является осознание и принятие своих эмоций. Понимание того, что тревожность — это нормальная реакция, может помочь снизить её уровень. Практика регулярных упражнений на расслабление, таких как глубокое дыхание и медитация, также может быть полезной.

Еще одним способом борьбы с математической тревожностью является постепенное увеличение сложности задач. Начинайте с простых примеров и постепенно переходите к более сложным, чтобы наращивать уверенность в своих силах. Также полезно обращение за поддержкой к преподавателям или работа в группах, где можно совместно решать задачи и делиться опытом.

Наконец, использование различных обучающих ресурсов, таких как онлайн-курсы и видеоуроки, может значительно облегчить процесс изучения математики и снизить уровень тревожности. Постоянная практика и позитивный подход к предмету помогут вам справиться с математической тревожностью и достичь желаемых результатов в учебе и работе.

Что это означает для образования

Метаанализ подтвердил, что связывать личностные характеристики с общей успеваемостью не является оптимальным подходом. Более перспективным направлением является исследование влияния черт личности на результаты в различных предметных областях. Однако учёные пока проявляют осторожность в своих выводах и не предлагают конкретных рекомендаций, как полученные данные могут быть применены на практике для учителей. Они подчеркивают необходимость дальнейших исследований для более глубокого понимания выявленных связей, а также для изучения других предметов, таких как социальные науки, и различных возрастных групп.

Авторы метаанализа подчеркивают, что будущие исследования могут извлечь пользу из применения психометрической модели BESSI (Behavioral, Emotional, and Social Skills Inventory, «Перечень поведенческих, эмоциональных и социальных навыков»). Эта модель включает пять ключевых групп навыков, которые помогают более глубоко понять и оценить поведенческие и эмоциональные аспекты личностного развития. Использование BESSI в исследованиях может способствовать более точному анализу социальных взаимодействий и эмоционального интеллекта, что, в свою очередь, позволит создавать более эффективные программы обучения и поддержки.

  • Социальное взаимодействие: навыки, используемые для активного общения с другими людьми.
  • Сотрудничество: навыки поддержания позитивных социальных отношений.
  • Самоуправление: навыки эффективного выполнения задач и достижения целей.
  • Эмоциональная устойчивость: навыки регуляции эмоций и настроения.
  • Новаторство: навыки взаимодействия с новыми идеями и опытом.

Категории, о которых идет речь, имеют связь с факторами «Большой пятёрки», однако они представляют собой навыки, а не личностные черты. Влияние педагогических методов на развитие навыков проще, чем на изменение личностных характеристик. Поэтому исследование взаимосвязи успехов учеников в различных дисциплинах с определёнными группами навыков из модели BESSI может оказаться более полезным для практической педагогики, по мнению ученых.

Узнайте больше о современных тенденциях в образовании в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить важные обновления и полезные материалы!

Читайте также:

  • Чем больше у педагога в классе неуспешных, тем больше он приписывает ответственность семье
  • Как психологические факторы влияют на эффективность онлайн-обучения
  • Повышение мотивации к обучению: какой стиль преподавания этому помогает
  • Аудиалов, визуалов и кинестетиков нужно учить по-разному?

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее