Фаббинг: что это такое и чем он мешает образованию / Skillbox Media
Учащиеся нередко уделяют больше внимания своему смартфону, чем занятию. Рассказываем, почему это происходит и эффективен ли запрет гаджетов на уроках.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеВ этой статье вы получите информацию о том, как эффективно использовать возможности SEO для улучшения видимости вашего контента в поисковых системах. Мы рассмотрим ключевые аспекты оптимизации, включая выбор правильных ключевых слов, создание качественного контента и использование метатегов. Также обсудим, как важна внутренняя и внешняя ссылка для повышения авторитета вашего сайта. Правильное применение этих стратегий поможет вам привлечь больше целевой аудитории и повысить ранжирование вашего сайта в поисковых системах.
- что такое фаббинг простыми словами и чем вредит это явление;
- насколько распространён фаббинг на учебных занятиях и чем он вызван (как оказалось, дело не только в скуке);
- влияет ли фаббинг на академические результаты;
- как преподаватели относятся к тому, что студенты проверяют соцсети и мессенджеры на занятиях;
- эффективен ли полный запрет смартфонов в аудитории и как ещё можно бороться с фаббингом.
Что такое фаббинг и чем он вредит
Вы когда-нибудь замечали, что ваш собеседник во время разговора постоянно отвлекается на свой смартфон? Этот феномен называется «фаббинг» (от англ. phubbing), что является комбинацией слов phone («телефон») и snubbing («пренебрежение»). Фаббинг обозначает пренебрежение к человеку, с которым вы общаетесь, когда внимание переключается на телефон вместо поддержания диалога. Этот термин был введен сотрудниками рекламного агентства McCann в рамках маркетинговой кампании, направленной на продвижение нового издания словаря австралийского английского языка. Фаббинг стал распространенной проблемой в современном обществе, подрывающей качество межличностного общения и эмоциональную связь между людьми.
Согласно исследованию 2016 года, более 17% людей сталкиваются с фаббингом, когда их игнорируют, как минимум четыре раза в день. Почти 24% респондентов сообщают, что они сами становятся жертвами фабберов с такой же частотой. Люди, подвергшиеся фаббингу, известные как «фабби», с высокой вероятностью начинают сами доставать телефоны, чтобы просматривать ленты в социальных сетях. Это создает замкнутый круг, который усугубляет проблему социального взаимодействия и концентрации внимания.
По данным одного из российских исследований, большинство из 525 опрошенных считает себя жертвами фаббинга, а не его инициаторами. В целом, 25% респондентов признаются в склонности к этой привычке, в то время как 75% не расстаются с телефоном, а 56% проверяют его сразу после пробуждения. Эти цифры подчеркивают зависимость современного человека от мобильных устройств и актуальность проблемы фаббинга в обществе.
Вред фаббинга вызывает множество вопросов. Возможно, это всего лишь новая норма поведения в цифровую эпоху. Однако, согласно исследованию 2018 года, фаббинг может негативно сказываться на чувстве принадлежности к сообществу, самооценке, ощущении контроля и смысле жизни. Важно также рассмотреть влияние фаббинга на учебный процесс. Часто ученики и студенты, погруженные в свои смартфоны во время уроков и лекций, отвлекаются от учебного материала. Сёрфинг в социальных сетях во время онлайн-занятий с преподавателем стал обычным явлением, что поднимает вопросы о концентрации и эффективности обучения. Необходимо осознать, что фаббинг может стать серьезной преградой на пути к успешному образовательному процессу.
Насколько распространён фаббинг в образовании
Фаббинг, согласно словарному определению, всегда происходит в определенном социальном контексте, включая образовательную среду. В этом контексте выделяется термин classroom phubbing, который можно перевести как «фаббинг в аудитории» или «фаббинг на занятии». Это явление возникает, когда студенты уделяют больше внимания своим мобильным устройствам, чем процессу обучения и взаимодействию с преподавателем и сокурсниками. Classroom phubbing может негативно сказаться на учебном процессе, снижая уровень вовлеченности и понимания материала. Понимание этого феномена важно для повышения качества образования и создания более продуктивной учебной атмосферы.
Опрос, проведённый исследователем Тзином Назиром из Университета Ибн Хальдуна в Стамбуле, выявил, что приблизительно 41% студентов используют смартфоны хотя бы раз во время занятий для доступа к социальным сетям или мессенджерам. Среди основных причин, по которым учащиеся обращаются к телефонам, можно выделить: необходимость общения с друзьями, желание проверить сообщения и новости, а также отвлечение от учебного процесса. Эта тенденция подчеркивает влияние современных технологий на образовательный процесс и внимание студентов, что может негативно сказаться на их успеваемости и концентрации.
- скука;
- непонимание содержания лекций;
- зависимость от смартфона.
Результаты недавнего исследования среди студентов Мексики показывают, что от 50 до 75% учащихся используют смартфоны в аудитории без разрешения преподавателя. Похожее исследование, проведенное среди 643 студентов Автономного университета Хуареса в Табаско, выявило, что 83% студентов не знакомы с понятием фаббинг. При этом 54% опрошенных регулярно проверяют свои телефоны во время занятий, становясь фабберами для своих преподавателей. Кроме того, значительная часть респондентов (45%) не желает отказываться от использования мобильных устройств в классе, а только 23% выразили желание избавиться от этой привычки. Эти данные подчеркивают важность обсуждения влияния смартфонов на образовательный процесс и необходимость разработки стратегий, направленных на минимизацию отвлекающих факторов в учебной среде.
Авторы данной научной работы выдвигают гипотезу о том, что одной из причин фаббинга на учебных занятиях является стремление студентов получить эмоциональную поддержку в социальных сетях, особенно когда эта потребность не может быть удовлетворена в офлайн-общении. Кроме того, они ссылаются на исследование, проведенное учеными из Китая в 2020 году, в котором одной из причин фаббинга среди студентов обозначен феномен FoMO (fear of missing out), который на русский язык переводится как «страх упустить что-то важное» или «синдром упущенной выгоды». Это состояние тревоги возникает из-за опасения не узнать важные новости, в том числе касающиеся социальных сетей. Таким образом, эмоциональные и психологические факторы играют значительную роль в проявлении фаббинга среди студентов.
Директор Высшей школы инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики Гуманитарного института СПбПУ, кандидат педагогических наук и доцент Татьяна Баранова в интервью с Skillbox Media подтвердила свою точку зрения. Она акцентировала внимание на важности интеграции инженерного образования с психологическими и лингвистическими аспектами. Такое сочетание, по её мнению, способствует более глубокому пониманию учебного процесса и повышает эффективность подготовки специалистов. Татьяна Баранова подчеркнула, что развитие междисциплинарных подходов в образовании открывает новые горизонты для студентов и позволяет им успешно адаптироваться к требованиям современного рынка труда.
Человек часто отвлекается на телефон, опасаясь пропустить важные события или информацию. Это приводит к зависимости от постоянного информационного потока. Постоянное использование телефона как способа избегания реальной жизни становится своеобразной психологической защитой, позволяющей временно достичь комфорта. Однако такое бегство не решает проблемы стресса, поскольку для его преодоления необходимо предпринимать реальные действия. Погружение в телефонные приложения не способствует активным действиям, в результате чего стресс может перейти в третью стадию — истощение или дистресс. Это состояние чревато серьезными проблемами с ментальным здоровьем. Чтобы избежать этого, важно осознанно подходить к своему времени, проводимому с устройствами, и находить альтернативные способы управления стрессом.
Татьяна Баранова определяет фаббинг как зависимость, поскольку многие люди не способны контролировать свое поведение и обращаются к телефонам во время общения или учебы. Часто они не осознают, что такое поведение может вызывать дискомфорт у окружающих. Эксперт подчеркивает важность решения этой проблемы через консультации с психологом, а в более серьезных случаях — с психотерапевтом. Признание фаббинга как зависимости является первым шагом к его преодолению и восстановлению полноценного общения.
К прочтению также:
Исследования показывают, как цифровая среда воздействует на психическое здоровье школьников. В современном мире, насыщенном технологиями, влияние интернета и цифровых устройств на психику подростков становится всё более актуальным. Учёные отмечают, что постоянное взаимодействие с цифровыми медиа может вызывать как положительные, так и отрицательные последствия для психического состояния учащихся.
С одной стороны, доступ к онлайн-ресурсам и образовательным платформам способствует развитию навыков и расширению кругозора. С другой стороны, чрезмерное время, проведённое за экранами, может привести к проблемам с концентрацией, повышенной тревожности и депрессии.
Важно учитывать, что влияние цифровой среды на школьников зависит от многих факторов, включая возраст, социальное окружение и личные особенности. Понимание этих аспектов поможет родителям и педагогам создать более здоровую цифровую среду для детей, способствуя их гармоничному развитию.
Влияет ли фаббинг на успеваемость
Татьяна Баранова, действующий преподаватель, часто наблюдает, что её студенты, особенно сидящие на задних партах, активно используют смартфоны во время занятий. Это подтолкнуло её к идее провести исследование среди студентов гуманитарных направлений, чтобы выяснить, насколько сильно обучающиеся зависят от своих гаджетов. Цель исследования — оценить влияние смартфонов на учебный процесс и выявить возможные способы повышения концентрации студентов во время занятий.
Результаты исследования Татьяны Барановой и её коллег из Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета, опубликованные в ноябре 2022 года, освещают важную тему фаббинга в образовательной среде. В опросе, посвящённом данной проблеме, приняли участие 108 студентов гуманитарных направлений, среди которых 67 девушек и 41 юноша. Участникам были заданы пять вопросов для оценки их уровня зависимости по специальной шкале фаббинга. Результаты показали, что 70% опрошенных испытывают влияние этого явления. Эти данные подчеркивают актуальность проблемы фаббинга в образовательном процессе и необходимость дальнейших исследований в этой области.
Татьяна отмечает, что один из вопросов, который вызвал у нее удивление, касался частоты обращения респондентов к телефону в моменты тревоги и стресса. Средний показатель ответов оказался близким к пяти баллам из пяти. Это свидетельствует о том, что студенты, возможно неосознанно, прибегают к этому механизму психологической защиты, погружаясь в виртуальный мир как способ справиться с эмоциональными трудностями.
Исследования показали связь между склонностью к фаббингу и успеваемостью учащихся. Анализ оценок респондентов за предыдущую экзаменационную сессию выявил, что студенты с зависимостью от смартфонов, как правило, имеют низкие академические достижения. Это подчеркивает негативное влияние чрезмерного использования мобильных устройств на образовательные результаты.
Татьяна Баранова подчеркивает, что делать окончательные выводы на данный момент преждевременно. Она отмечает: «Пока нельзя с уверенностью утверждать, что существует корреляция между склонностью к фаббингу и успеваемостью. Выборка была недостаточно большой, и нам хотелось бы включить студентов из других направлений. Исследование продолжится, и мы планируем расширить возрастные категории и профессии участников».
Как фаббинг влияет на преподавателей
В работе турецкого исследователя Тзина Назира особое внимание уделяется влиянию фаббинга на преподавателей. В исследовании приняли участие 50 преподавателей различных возрастных групп из частных университетов Стамбула. Исследование освещает, как фаббинг, то есть использование мобильных устройств и социальных медиа во время учебного процесса, влияет на педагогов и их способность к эффективному обучению. Результаты работы подчеркивают важность понимания этого феномена и его последствий для образовательной среды.
Исследование показало, как преподаватели относятся к фаббингу, особенно в контексте звуков, издаваемых мобильными телефонами студентов. Среди респондентов в возрасте 30–40 лет 93% мужчин и 98% женщин отметили, что эти звуки отвлекают их во время занятий. В группе мужчин старше 40 лет этот процент снизился до 66%, а среди женщин в этой возрастной категории составил 58%. Результаты подчеркивают важность контроля за использованием мобильных устройств в образовательной среде для повышения концентрации и эффективности обучения.
Преподаватели часто замечают, что студенты активно используют смартфоны во время занятий. Исследования показывают, что 95% мужчин и 98% женщин в возрасте от 30 до 40 лет испытывают беспокойство или отвлекаются при этом. В то же время среди людей старше 40 лет эти показатели значительно ниже: 61% мужчин и 55% женщин чувствуют аналогичное беспокойство. Таким образом, можно сделать вывод, что преподаватели младшего возраста более чувствительно реагируют на проявления отвлечения внимания студентов, вызванные использованием мобильных устройств на уроках.
В дополнение к проведенному опросу исследователь организовал интервью с преподавателями, продолжительность которых составила от 15 до 25 минут. В ходе обсуждений было установлено, что многие молодые сотрудники вузов испытывают чувство недостаточной компетентности из-за фаббинга, что негативно сказывается на качестве их лекций. Преподаватели отмечают, что не могут удержать внимание студентов, что снижает их мотивацию и ухудшает динамичность и связность учебного процесса. Некоторые из них даже признавались, что постоянное повторение ситуации с фаббингом приводит к утрате интереса к тщательной подготовке к занятиям. Это подчеркивает необходимость решения данной проблемы для повышения качества образования в вузах и улучшения преподавательского опыта.
Переделанный текст:
Обязательно ознакомьтесь с дополнительными материалами:
НИУ ВШЭ провел анализ нагрузки преподавателей вузов. Исследование направлено на оценку рабочего времени, которое преподаватели тратят на подготовку и проведение занятий, а также на научную деятельность. Результаты анализа помогут выявить ключевые факторы, влияющие на качество образования и эффективность работы учебных заведений. Такое исследование актуально в свете необходимости оптимизации образовательного процесса и повышения уровня преподавания в вузах.
Преподаватели старше 40 лет зачастую имеют иную точку зрения на вопрос использования смартфонов во время лекций. Согласно проведённым интервью, они не воспринимают фаббинг как личную обиду и считают, что мобильные устройства являются неотъемлемой частью жизни современных студентов. В их представлении использование гаджетов не оказывает серьёзного влияния на эффективность учебного процесса и успешность лекций. Эта позиция подчеркивает различия в восприятии технологий между поколениями и открывает диалог о том, как смартфоны могут быть интегрированы в образовательный процесс, не отвлекая студентов от обучения.
Исследование Тзин Назир показало, что реакции на фаббинг варьируются в зависимости от возраста преподавателей. Преподаватели в возрасте 30–40 лет чаще всего делают предупреждения студентам, использующим мобильные устройства во время занятий, или внимательно наблюдают за ними. После нескольких предупреждений они могут попросить студентов покинуть аудиторию. Молодые преподаватели отмечают, что фаббинг вызывает у них нежелательную агрессию и негативно влияет на их настроение. В то же время, учителя старше 40 лет предпочитают игнорировать случаи фаббинга, хотя некоторые из них воспринимают такое поведение как неуважение к учебному процессу. Понимание различных реакций на фаббинг может помочь в разработке эффективных стратегий управления поведением студентов в классе.
Как бороться с фаббингом в учебной аудитории
При обсуждении методов борьбы с фаббингом, первой идеей является введение полного запрета на использование мобильных телефонов во время занятий. Исследования уже подтвердили, что такое решение может быть эффективным.
В 2015 году были опубликованы результаты эксперимента, который показал, что запрет на использование мобильных телефонов в некоторых британских школах способствовал улучшению результатов тестов среди 16-летних подростков на 6,4%. Особенно заметным оказался этот эффект среди учеников с низкой успеваемостью, в то время как на отличников запрет оказал минимальное влияние. Эти данные подчеркивают, что ограничение доступа к смартфонам в учебных заведениях может способствовать сокращению разрыва в успеваемости между различными группами учеников, что подтверждают исследователи.
Недавние исследования, проведённые в Испании и Норвегии с использованием аналогичной эмпирической методологии, выявили значительные преимущества запрета мобильных телефонов для успеваемости учащихся. Эти результаты демонстрируют количественно сопоставимый эффект, подтверждая важность ограничения использования мобильных устройств в образовательной среде для повышения академической успеваемости. Учёные подчеркивают, что такие меры могут способствовать более эффективному обучению и концентрации внимания студентов.
Исследователи из Швеции провели анализ влияния запрета на использование мобильных телефонов в нескольких средних школах. Результаты их работы показали, что общий эффект данных запретов не привел к значительным положительным изменениям. Это свидетельствует о том, что ограничения на использование мобильных телефонов не обеспечивают ожидаемых преимуществ в образовательном процессе.
Читайте также:
Смартфоны в школе: правила использования и ограничения
Смартфоны становятся неотъемлемой частью жизни современных школьников. Однако использование мобильных устройств в образовательном процессе требует соблюдения определенных правил. Важно понимать, что смартфоны могут быть как полезным инструментом для обучения, так и источником отвлечения.
Прежде всего, ученикам следует использовать смартфоны для доступа к образовательным ресурсам, таким как онлайн-курсы, учебные материалы и приложения для выполнения домашних заданий. Это позволяет повысить эффективность обучения и облегчить процесс усвоения информации.
Тем не менее, важно ограничить использование смартфонов для неучебных целей во время уроков. Социальные сети, игры и мессенджеры могут отвлекать от учебного процесса и снижать концентрацию. Поэтому многие учебные заведения вводят правила, которые ограничивают использование мобильных телефонов в классе.
Кроме того, учителям и родителям следует обсуждать с учениками этические аспекты использования технологий. Важно научить детей уважать личное пространство других и предупреждать о возможных последствиях интернет-общения.
Таким образом, смартфоны могут стать ценным помощником в учебе, если их использование будет организовано правильно и с учетом всех необходимых ограничений.
В одном из недавних исследований, проведённом в Норвегии с участием 493 школ, авторы отметили отсутствие общего эффекта запрета на использование мобильных телефонов на успеваемость учащихся. Эти результаты отличаются от ранее представленных данных в научной литературе. Однако, если сосредоточиться на частных школах, то влияние запрета на успеваемость оказывается положительным, что подчеркивают исследователи.
Борьба с фаббингом представляет собой актуальную задачу, особенно с учетом противоречивых результатов исследований о влиянии ограничений на использование мобильных устройств. Одним из эффективных методов является осознанное использование технологий. Пользователям стоит установить четкие временные рамки для взаимодействия с мобильными устройствами, что поможет сократить время, проведенное в виртуальном пространстве, и повысить качество личного общения.
Также полезно создать безмобильные зоны в повседневной жизни, например, во время семейных обедов или встреч с друзьями. Это способствует улучшению социального взаимодействия и уменьшает зависимость от гаджетов. Важно также осознавать влияние фаббинга на психическое здоровье и межличностные отношения, что может мотивировать людей к изменению своих привычек.
Обсуждение проблемы фаббинга с близкими и коллегами может помочь создать общее понимание важности отказа от постоянного использования мобильных устройств. В конечном итоге, осознанный подход к технологиям и стремление к более качественному общению могут значительно снизить уровень фаббинга и улучшить качество жизни.
Татьяна Баранова утверждает, что запреты rarely приводят к положительным результатам. Гораздо важнее развивать личную осознанность и самоконтроль у студентов. Учащимся необходимо научиться самостоятельно контролировать свое время, понимая, когда использование телефона становится нарушением норм общения и поведения в учебном заведении. Если же речь идет о настоящей зависимости, то, как и в любой сложной психологической ситуации, важно обратиться за помощью к специалистам. Кроме того, следует активно заниматься физической активностью и другими увлекательными видами деятельности для улучшения общего состояния.
Татьяна Баранова отметила, что при столкновении с фаббингом она старается перенаправить внимание студентов на полезную информацию, доступную в интернете, которая связана с темой занятия. Этот подход особенно эффективно работает в небольших аудиториях. Однако на лекциях, где присутствует несколько групп студентов, и контроль за каждым учащимся затруднен, преподавателю необходимо использовать мотивирующие факторы. Важно акцентировать внимание студентов на том, что получение знаний и навыков, необходимых для успешной сдачи экзамена, будет способствовать их будущей профессиональной деятельности. Таким образом, преподаватель может создать благоприятные условия для обучения и снизить уровень фаббинга.
Узнайте больше о мире образования, подписавшись на наш телеграм-канал. Здесь вы найдете актуальные новости, полезные советы и интересные материалы, которые помогут вам оставаться в курсе событий в сфере образования. Не упустите возможность расширить свои знания и быть на шаг впереди. Подписывайтесь на наш канал!
Чтение является важным аспектом развития и образования. Оно помогает не только расширить словарный запас, но и улучшить навыки анализа и критического мышления. Регулярное чтение книг, статей и других материалов способствует накоплению знаний и формированию собственного мнения. Важно выбирать разнообразные жанры и темы, чтобы обогатить свой опыт и повысить уровень понимания окружающего мира. Чтение также способствует улучшению концентрации и внимательности, что положительно сказывается на повседневной жизни. Не забывайте делиться своими впечатлениями от прочитанного с другими, это может создать интересные обсуждения и новые идеи.
- Как устроить детокс от смартфона ради учёбы
- Только 16% школьников используют гаджеты в первую очередь для учёбы
- Исследователи назвали причину развития клипового мышления у школьников
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее