Образование #Статьи

4 июля, 2025

Что такое саморегулируемое обучение / Skillbox Media

Эта концепция объясняет, как строится результативное самостоятельное обучение. Во многом именно с ним связана доходимость на онлайн-курсах.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

Научный сотрудник и заместитель директора Центра социологии высшего образования Института образования ВШЭ, а также преподаватель Института образования. Обладает учёной степенью кандидата наук в области образования, защитив диссертацию, посвящённую саморегулируемому обучению на массовых открытых онлайн-курсах. Специализируется на исследованиях в области образовательных технологий и их влияния на процесс обучения.

Фото из личного архива Ксении Вилковой.

В данном интервью вы получите информацию о:

  • из каких навыков складывается саморегулируемое обучение и как это связано с доходимостью на онлайн-курсах;
  • как способность к саморегуляции обучения связана с возрастом студентов;
  • можно ли измерить уровень саморегулируемого обучения и стоит ли в этом полагаться на сбор цифровых данных;
  • помогают ли студентам онлайн-курсов подсказки о том, как эффективно учиться самостоятельно;
  • как преподаватели могут помочь студентам развить навыки саморегулируемого обучения.

Когда появилось понятие саморегулируемого обучения и что оно означает

Саморегулируемое обучение — это подход, при котором обучающийся активно управляет своим образовательным процессом. Этот метод подразумевает, что учащийся берет на себя ответственность за постановку целей, планирование обучения, мониторинг своего прогресса и оценку результатов. Саморегулируемое обучение позволяет развивать навыки самоконтроля, критического мышления и адаптивности, что способствует более глубокому усвоению материала и повышает мотивацию. Такой подход особенно эффективен в условиях динамичного образовательного процесса, так как он помогает учащимся лучше адаптироваться к изменениям и самостоятельно находить решения возникающих проблем.

Термин «саморегулируемое обучение» является калькой с английского выражения «self-regulated learning». Более привычное определение на русском языке — «учебная саморегуляция». Это понятие не следует рассматривать как отдельную теорию; скорее, оно представляет собой одну из современных концепций, объясняющих процесс обучения. Учебная саморегуляция охватывает широкий спектр навыков и стратегий, которые помогают учащимся самостоятельно управлять своим обучением, ставить цели, планировать действия и оценивать достижения.

Саморегулируемое обучение — это процесс, в котором учащиеся активно устанавливают свои образовательные цели и отслеживают прогресс в их достижении. В этом циклическом подходе важным является не только самоконтроль, но и учет внешних факторов, влияющих на процесс обучения. Учащиеся, применяя стратегии саморегуляции, могут эффективно адаптироваться к изменениям в образовательной среде, что способствует более глубокому усвоению знаний и навыков.

Способность управлять собственным обучением действительно варьируется у разных людей. Некоторые обладают высокой самоорганизацией и способны эффективно регулировать свои учебные процессы, в то время как другим требуется внешний контроль и поддержка. Важно понимать, что уровень саморегуляции может зависеть от множества факторов, включая личные особенности, мотивацию и окружающую среду. Это подчеркивает значение индивидуального подхода в образовательном процессе, чтобы учитывать потребности каждого ученика и помогать им развивать навыки самоконтроля.

Учебная саморегуляция во многом зависит от индивидуальных характеристик человека, однако она также тесно связана с особенностями окружающей среды. Важным аспектом является то, какие стимулы предоставляет учебная среда, а также как учащиеся взаимодействуют с однокурсниками и преподавателями. Без учета влияния окружающей среды невозможно достичь высокого уровня саморегулируемого обучения.

Исследование данного процесса началось с момента, когда ученые начали осознавать его значимость и влияние на различные аспекты жизни. Первые шаги в изучении этого явления были сделаны в начале XX века, когда появились первые теоретические разработки и практические эксперименты. С тех пор интерес к этому процессу возрос, что привело к углубленному анализу и множеству исследований, охватывающих его механизмы, применение и последствия. Современные исследования продолжают раскрывать новые аспекты, что подтверждает актуальность и важность темы в научном сообществе.

Первые исследования саморегулируемого обучения начали проводиться в 1980-х годах. Основные модели, разработанные в этой области, опираются на социально-когнитивную теорию Альберта Бандуры. Важными аспектами этой теории являются такие концепции, как самоподкрепление, самоэффективность и самоконтроль. Эти принципы играют ключевую роль в понимании того, как индивидуумы могут управлять собственным обучением, устанавливать цели и достигать их. Исследования в этой сфере продолжают развиваться, открывая новые горизонты в области образовательных методик и психологии.

В последние годы наблюдается значительный рост интереса к исследованиям учебной саморегуляции, что во многом связано с пандемией и увеличением популярности онлайн-образования. Все больше людей начинают осваивать новые знания самостоятельно, без непосредственного участия преподавателей. Это приводит к увеличению числа исследований в области саморегулируемого обучения и способствует дальнейшему развитию данной концепции. Саморегуляция в учебном процессе становится важным аспектом, позволяющим учащимся более эффективно управлять своим обучением и достигать поставленных целей.

Фото: ImYanis / Shutterstock

Саморегулируемое обучение связано с рядом понятий в сфере педагогики, включая автономное обучение, метапознание и самоэффективность. Эти термины отражают важные аспекты процесса обучения, где учащиеся берут на себя ответственность за свое образование. Автономное обучение подчеркивает способность студентов самостоятельно управлять своим учебным процессом, в то время как метапознание включает осознание и контроль над собственными когнитивными процессами. Самоэффективность, в свою очередь, относится к уверенности учащихся в своих способностях достигать поставленных целей. В отечественных теориях, таких как теория деятельностного подхода, саморегулируемое обучение также играет ключевую роль, подчеркивая активную позицию учащегося в учебном процессе и его способность к самоорганизации и самоконтролю. Эти концепции взаимосвязаны и создают основу для формирования эффективных стратегий обучения, что важно как для педагогов, так и для студентов.

Концепция саморегулируемого обучения появилась в США, однако в своей диссертации я опиралась на зарубежные исследования. Рецензенты и старшие коллеги отметили, что в России также существуют научные школы, занимающиеся этой темой. К примеру, стоит упомянуть теорию учебной деятельности Василия Давыдова, а также работы Варвары Моросановой и ее коллег по психологии саморегуляции. Эти исследования проводятся в Лаборатории психологии саморегуляции и вносят значительный вклад в понимание саморегуляции, включая учебные аспекты.

Большинство исследований советских и российских ученых не предлагают адекватных инструментов для измерения саморегулируемого обучения. В связи с этим зарубежные исследования оказались более полезными и информативными для анализа данной темы.

Как устроена учебная саморегуляция

Саморегулируемое обучение включает в себя ряд ключевых навыков, которые помогают учащимся эффективно управлять своим образовательным процессом. К числу таких навыков относятся: установка целей, планирование учебной деятельности, самоконтроль и оценка прогресса. Умение самостоятельно определять свои учебные потребности и выбирать подходящие стратегии обучения также играет важную роль. Кроме того, важно развивать навыки рефлексии, что позволяет анализировать свои достижения и корректировать подходы для достижения лучших результатов. Освоение этих навыков способствует более глубокому пониманию материала и повышает уровень самостоятельности учащегося.

Существует множество моделей учебной саморегуляции, которые конкурируют между собой. Лично мне наиболее близка модель, предложенная Барри Циммерманом, которую я использовала в своей диссертации. Эта модель отличается простотой и доступностью, что позволяет лучше понять процессы, происходящие в ходе обучения. Тем не менее, её нельзя считать основной или общепринятой моделью саморегулируемого обучения.

Циммерман утверждает, что саморегулируемое обучение представляет собой циклический процесс, состоящий из трех ключевых этапов: планирование, деятельность и рефлексия. Эти этапы взаимосвязаны и образуют непрерывный цикл. Суть метода заключается в том, что процесс обучения не должен останавливаться. После этапа рефлексии следует планирование следующего шага. Человек начинает с планирования своего обучения, затем переходит к активному обучению, после чего анализирует свои результаты, делает выводы и снова возвращается к этапу планирования. Такой подход способствует более глубокому усвоению материала и развитию навыков саморегуляции в обучении.

Источник: диссертация Ксении Вилковой. Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

На практике проблемы чаще всего возникают на различных этапах процесса. Одной из наиболее сложных стадий является планирование, когда необходимо точно определить цели и ресурсы. Также часто возникают трудности на этапе реализации, когда команды сталкиваются с непредвиденными обстоятельствами и ограничениями. Проверка и оценка результатов также могут вызывать затруднения, особенно если методы анализа недостаточно четко определены. Важно тщательно прорабатывать каждый этап, чтобы минимизировать риски и повысить эффективность работы.

В ходе исследования для моей диссертации я проанализировала слушателей массовых открытых онлайн-курсов (МООК) и изучила способы повышения эффективности их саморегулируемого обучения. Важной задачей было определить, какой этап учебного цикла играет ключевую роль в достижении успеха. Результаты исследования могут помочь в разработке стратегий, направленных на оптимизацию процесса обучения и улучшение результатов студентов в МООК.

Планирование является ключевым элементом успешного обучения в рамках МООК. У слушателей, обладающих навыками планирования своей учебной деятельности, есть все шансы успешно завершить курс. В то же время, те, кто сталкивается с трудностями в организации своего времени и учебного процесса, зачастую не могут продвигаться дальше. Их образовательный цикл прерывается, поскольку отсутствие четкого плана приводит к невозможности перейти к практическим занятиям и рефлексии. Эффективное планирование не только помогает организовать учебный процесс, но и способствует углублению понимания материала.

Навыки учебной саморегуляции являются ключевыми в процессе самостоятельного онлайн-образования, так как в этом формате отсутствует внешний контроль. Эффективное управление своим временем и ресурсами, а также способность ставить цели и отслеживать прогресс играют решающую роль в успешном обучении. Без этих навыков студентам сложно организовать свой учебный процесс и поддерживать мотивацию. Поэтому развитие саморегуляции становится необходимым условием для достижения успеха в онлайн-образовании.

В онлайн-обучении навыки саморегуляции играют ключевую роль, превышающую их значение в традиционном очном образовании. Эти навыки необходимы всем студентам, независимо от формата обучения. В научных кругах продолжаются дебаты о том, являются ли навыки саморегулируемого обучения универсальными. Вопрос заключается в том, сможет ли студент, освоивший саморегуляцию в одной дисциплине, адаптировать эти навыки к другим предметам или даже к различным сферам жизни. Я уверена, что да — навыки учебной саморегуляции могут быть успешно применены в разных контекстах, что подчеркивает их важность для будущего обучения и развития личности.

Отсутствие навыков саморегулируемого обучения может привести к серьезным последствиям. Во-первых, это ограничивает способность человека к самостоятельному освоению новой информации и навыков, что в современном мире крайне важно. Без умения ставить цели, планировать обучение и контролировать собственный прогресс, индивид может столкнуться с трудностями в учебе и работе. Во-вторых, недостаток саморегуляции может снизить мотивацию и уверенность в себе, что затрудняет преодоление сложностей и препятствий. В-третьих, это может негативно сказаться на личной эффективности и карьерном росте, так как умение учиться самостоятельно становится все более ценным на рынке труда. Развитие навыков саморегулируемого обучения необходимо для успешной адаптации к изменениям и повышения конкурентоспособности.

Во время пандемии высшее образование столкнулось с новыми вызовами, о которых свидетельствуют исследования. Опросы, проведенные среди российских студентов, показали, что трудности дистанционного обучения проявлялись не только в технических аспектах, таких как доступ к интернету, но и в проблемах учебной саморегуляции. Студенты испытывали значительные трудности в самостоятельном регулировании и организации своего учебного процесса, что привело к общей неудовлетворенности образовательным опытом. Особенно это касалось тех, кто столкнулся с наибольшими проблемами в саморегулируемом обучении. Эти студенты проявили желание вернуться к очному формату обучения, где четкие рамки и расписание создают более структурированную образовательную среду.

Студенты не получили достаточного внешнего контроля?

В саморегулируемом обучении важную роль играет аспект «обращения за помощью», который, согласно модели Циммермана, присутствует на этапе активности. Это взаимодействие с людьми, способными поддержать в учебном процессе, критически важно для успешной саморегуляции обучения. Однако во время домашнего онлайн-обучения студенты сталкивались с трудностями в общении как с преподавателями, так и с однокурсниками, что негативно сказывалось на их учебной активности и мотивации. Эффективное взаимодействие в образовательном процессе является ключевым элементом для достижения учебных целей и повышения качества обучения.

Интересно, что взаимодействие в рамках обучения не ограничивается только формальными занятиями. Существенное значение в процессе саморегулируемого обучения имеет неформальное общение на учебные и внеучебные темы, которое обычно происходит во время перемен. Возможность быстро подойти к преподавателю с вопросом в условиях онлайн-обучения стала недоступной. Это негативно сказалось на учебной саморегуляции, так как отсутствие живого общения ограничивает обмен информацией и снижает мотивацию студентов. Неформальные взаимодействия способствуют лучшему пониманию материала и формированию отношений между обучающимися и преподавателями. Поэтому важно искать способы для интеграции таких форм общения в онлайн-образование, чтобы поддерживать уровень вовлеченности и эффективности учебного процесса.

Фото: EF Stock / Shutterstock

Уровень развития саморегулируемого обучения действительно может быть связан с возрастом. С возрастом у человека формируются более зрелые когнитивные и метакогнитивные навыки, что способствует эффективному управлению собственным обучением. Дети и подростки, как правило, нуждаются в большей поддержке и руководстве от взрослых, тогда как взрослые могут самостоятельно выстраивать свои учебные стратегии и регулировать процесс обучения. Таким образом, возрастные изменения в когнитивных способностях и опыте играют ключевую роль в развитии саморегулируемого обучения.

По имеющимся данным, наши исследования показывают, что уровень саморегулируемого обучения студентов возрастает с каждым годом их обучения. Студенты старших курсов, как правило, сталкиваются с меньшими трудностями в управлении своим учебным процессом. Они приобрели опыт в сочетании учёбы и работы, что позволяет им более эффективно справляться с выполнением домашних заданий и другими учебными задачами. Это свидетельствует о важности наработки навыков саморегуляции в процессе обучения, что в свою очередь способствует успешной адаптации и повышению академической успеваемости.

Как оценить уровень саморегулируемого обучения

Уровень саморегулируемого обучения действительно может варьироваться, что позволяет его измерять. Измерение этого уровня важно для оценки эффективности образовательного процесса и понимания, насколько студенты способны самостоятельно управлять своим обучением. Существует несколько методов, позволяющих определить уровень саморегулируемого обучения, включая анкеты, тесты и наблюдение за учебной деятельностью. Эти данные помогают педагогам выявить сильные и слабые стороны учащихся, а также адаптировать подходы к обучению для повышения его эффективности. Понимание и измерение саморегулируемого обучения способствует созданию более персонализированного образовательного опыта, что важно для достижения высоких результатов.

Идеальная картина предполагает измерение уровня саморегулируемого обучения у студентов. Это позволяет выявить этапы, на которых они сталкиваются с наибольшими трудностями, и определить необходимые меры для достижения успеха. Однако на практике данный процесс оказывается значительно более сложным и многогранным.

Успех в обучении — это понятие, которое не всегда легко определить. В большинстве исследований успех ассоциируется с высокими оценками или завершением образовательной программы. Однако, успешное обучение включает в себя не только академические достижения, но и развитие критического мышления, навыков самообучения и способности применять знания на практике. Успех в обучении также можно рассматривать как уровень вовлеченности студента, его стремление к постоянному развитию и способности адаптироваться к новым знаниям и обстоятельствам. Важно учитывать, что успех может проявляться в различных формах и зависит от индивидуальных целей и контекста обучения.

При выборе онлайн-курсов успех человека зачастую определяется поставленной целью. Это не всегда получение сертификата. Для некоторых пользователей достаточно просмотреть видеоматериалы курса или участвовать в обсуждениях на форумах. Важно понимать, что формулирование четкой цели может значительно повысить эффективность обучения и удовлетворенность от процесса.

В процессе исследования не всегда удается опросить всех участников и выяснить их цели. Поэтому мы сосредотачиваемся на наиболее очевидных показателях — завершил ли человек курс и какие баллы он получил. В своей диссертации я также применила такой подход.

Существуют различные проблемы, связанные с измерением учебной саморегуляции. Во-первых, многие методы оценки не учитывают индивидуальные особенности студентов, такие как их мотивация и уровень самосознания. Во-вторых, традиционные подходы могут не отражать динамику изменений в учебной саморегуляции в процессе обучения. Кроме того, недостаточно разработаны инструменты для объективной оценки навыков саморегуляции, что затрудняет их использование в образовательных учреждениях. Важно также отметить, что субъективные методы оценки, такие как опросники, могут быть подвержены влиянию социальных желаемостей, что приводит к искажению результатов. Эти проблемы требуют внимательного подхода к разработке методов и инструментов, которые смогут более точно измерять уровень учебной саморегуляции у студентов.

Практически все инструменты оценки саморегулируемого обучения основаны на самоотчётах. Учащиеся заполняют опросники, в которых оценивают свою учебную деятельность. Например, они могут согласиться или не согласиться с утверждениями, такими как «Я обычно обращаюсь за помощью к своим однокурсникам» или «Как правило, я задаю вопросы преподавателю после занятия». Каждое из этих утверждений связано с определённым этапом цикла саморегулируемого обучения. На основе полученных ответов формируются баллы для каждой из составляющих, таких как активность в учебе и рефлексия. Это позволяет более точно оценить уровень саморегуляции учащихся и выявить области, требующие дополнительного внимания.

Проблема заключается в том, что используемые формулировки часто являются неопределёнными. Понятия «обычно» и «как правило» могут восприниматься по-разному, и респонденты могут не помнить всех нюансов. Существуют также общие риски, присущие самоотчётным методикам, когда респондент сообщает не о реальном поведении в процессе обучения, а о том, каким он хотел бы себя видеть. К сожалению, исследователь не может проверить достоверность этих данных. Это является одним из основных недостатков таких инструментов — мы полагаемся на честность респондентов, но, скорее всего, сталкиваемся с искаженными результатами.

Цифровизация и сбор прямых данных об обучении на онлайн-платформах могут существенно изменить ситуацию в образовательной сфере. Использование технологий для анализа учебного процесса позволяет более точно оценивать эффективность обучения и выявлять потребности студентов. Прямые данные, полученные из онлайн-курсов, помогают адаптировать образовательные программы, улучшать качество материалов и повышать вовлеченность учащихся. Таким образом, цифровизация становится ключевым инструментом для создания персонализированного образовательного опыта, что в свою очередь способствует более глубокому усвоению знаний и навыков.

Платформы обучения действительно предоставляют возможность отслеживать поведение студентов, включая выбор заданий, время просмотра видео и переключение между активностями. Однако на данный момент собранные данные не интегрированы в теоретические модели, что затрудняет анализ отдельных действий в контексте саморегулируемого обучения. Для эффективного использования этих данных необходимо разработать методологии, которые помогут связать практические наблюдения с теоретическими основами, что позволит глубже понять механизмы саморегуляции в процессе обучения.

Общение на форуме не всегда подразумевает запрос о помощи. Важно анализировать содержание сообщения, так как пользователь может стремиться привлечь внимание других участников к интересному факту или задать вопрос, не связанный с обучением.

Слушатель, который никогда не писал на форуме, все равно мог обращаться за помощью в других форматах. В онлайн-обучении взаимодействие часто происходит вне платформы. Возможно, студент обсуждал сложные темы с другими участниками в офлайне или через мессенджеры. Однако на самой платформе такой информации не будет.

Фото: GaudiLab / Shutterstock

Как сделать учебную саморегуляцию более эффективной

В ходе работы над диссертацией были исследованы различные методы, способствующие повышению уровня саморегулируемого обучения. Основное внимание уделялось стратегиям, которые позволяют обучающимся самостоятельно управлять своим учебным процессом, устанавливать цели и оценивать свои достижения. Применение этих методов может значительно улучшить как мотивацию, так и эффективность усвоения материала. Также были рассмотрены подходы к развитию критического мышления и саморефлексии, которые являются важными компонентами саморегулируемого обучения. Результаты исследования показывают, что внедрение этих методов в образовательный процесс способствует более глубокому пониманию предмета и формированию устойчивых навыков самостоятельной работы.

Методы, исследованные для оценки их влияния на саморегулируемое обучение, не показали ожидаемых результатов. Несмотря на то, что в другой работе эти методики продемонстрировали эффективность в другом контексте, в нашем случае мы не зафиксировали улучшения в оценках участников экспериментальной группы по сравнению с контрольной.

Методы, которые мы предлагали, могут варьироваться в зависимости от конкретной задачи и целей проекта. Обычно выделяют несколько основных типов методов, таких как качественные и количественные исследования. Качественные методы включают интервью, фокус-группы и наблюдение, которые помогают глубже понять мнение и поведение целевой аудитории. Количественные методы, такие как опросы и статистический анализ, позволяют собрать и проанализировать данные в числовом формате, что помогает выявить общие тенденции и закономерности. Важно выбрать подходящий метод в зависимости от специфики исследования и требуемых результатов.

В данном случае мы разработали небольшую анкету с вопросами, которая помогает слушателям создать персонализированный план для прохождения курса. В анкете предложено определить время и место для занятий, а также разработать стратегии для эффективного просмотра лекций и выполнения заданий. Также мы включили рекомендации по преодолению возможных трудностей на пути к успешному обучению. Такой подход способствует более организованному и целенаправленному изучению материала.

В онлайн-обучении широко применяются различные методы мотивации, такие как внедрение видеороликов в начале курса, которые объясняют, как учиться эффективно, или предложение участникам задуматься о своих образовательных целях. Однако важно отметить, что не все из этих методов оказывают одинаковое влияние в контексте открытых онлайн-курсов.

Часто дополнительные материалы не интегрированы в основной курс, и для их получения необходимо перейти по отдельной ссылке. Это создает впечатление, что они не являются частью обучения. В очном формате обучения все, что происходит в аудитории, воспринимается студентами как неотъемлемая часть учебного процесса. Рекомендации преподавателя воспринимаются как важные элементы курса, которые стоит учитывать. Важно, чтобы все ресурсы и материалы были доступны в одном месте, чтобы обеспечить целостность и эффективность учебного процесса.

Исследования подтверждают, что меры поддержки, интегрированные в онлайн-курсы, значительно повышают их эффективность. Например, предоставление учащимся подсказок о том, что следует записать или запланировать, во время просмотра видеоматериалов помогает лучше усваивать информацию. Есть вероятность, что в будущем подобные форматы обучения будут внедряться более широко, что позволит повысить качество образовательного процесса и улучшить результаты студентов.

Преподаватель играет ключевую роль в саморегулируемом обучении, выступая в качестве наставника и проводника в процессе познания. Он помогает студентам развивать навыки самоорганизации и самоконтроля, что способствует более глубокому пониманию учебного материала. Преподаватель создает поддерживающую образовательную среду, где учащиеся могут ставить и достигать собственные цели. Он также обеспечивает обратную связь, что позволяет студентам корректировать свои подходы к обучению и улучшать результаты. Важно, чтобы преподаватель не только передавал знания, но и вдохновлял студентов на активное участие в процессе обучения, помогая им стать более независимыми и уверенными в своих способностях. Таким образом, роль преподавателя в саморегулируемом обучении заключается в создании условий для развития автономности и ответственности у студентов, что является основой успешного образовательного процесса.

На первый взгляд может показаться, что цикл планирования, выполнения задач и рефлексии представляет собой индивидуальный процесс для каждого студента, в который преподаватель не может вмешиваться. Однако на самом деле роль преподавателя оказывается значимой на каждом этапе этого цикла. Преподаватель может направлять, поддерживать и предоставлять обратную связь, что способствует более глубокому пониманию материала и развитию критического мышления у учащихся. Таким образом, взаимодействие между преподавателем и студентом становится ключевым элементом в процессе обучения, позволяя создавать более эффективную образовательную среду.

Способ, которым студенты организуют свое время и планируют учебный процесс, во многом зависит от того, как преподаватель структурирует учебный курс. На первом занятии важно предоставить учащимся четкое представление о том, что их ожидает в течение курса. Следует объяснить, как курс разбит на ключевые блоки, а также какие задания и активности предусмотрены. Это позволит студентам лучше ориентироваться в материале и эффективно планировать свое обучение.

На следующем этапе важно регулярно информировать студентов о прогрессе в выполнении плана и предстоящих дедлайнах. Также стоит обратить внимание на методику задания работ. Эффективнее использовать задания, которые взаимосвязаны. Рекомендуется разбивать крупные проекты на более мелкие части и предоставлять формирующее оценивание для каждого из них. Это подход поможет студентам лучше усваивать материал и повышать качество работы, по сравнению с одним большим заданием в конце курса.

Учитываете ли вы свои знания о саморегулируемом обучении в процессе преподавания студентам?

В своей преподавательской практике я активно применяю методы поддержки учебной саморегуляции студентов. Ключевым аспектом является связывание уже известных студентам знаний с новым материалом, изучаемым в курсе. В рамках курса по методам онлайн-опросов, который я веду совместно с коллегой, мы находимся на третьем модуле. Мы часто возвращаемся к материалу из предыдущих двух модулей, что способствует лучшему усвоению информации. Кроме того, мы внедряем форматы групповой работы, которые стимулируют взаимное обучение и активное обращение за помощью. Это положительно сказывается на процессе саморегулируемого обучения, помогая студентам развивать навыки самостоятельного и эффективного обучения.

Мы применяем рекомендации, касающиеся планирования и выполнения задач. Это включает в себя небольшие задания, формирующую обратную связь и напоминания о сроках выполнения. Такой подход позволяет эффективно организовать рабочий процесс и повышает продуктивность.

Разные стили преподавания могут существенно влиять на уровень учебной саморегуляции студентов. Активные методы обучения, такие как проектная работа, групповые обсуждения и интерактивные лекции, способствуют более высокому уровню саморегуляции. Они вовлекают учащихся в процесс обучения, побуждая их к самостоятельному мышлению и анализу информации. В то же время, традиционные лекционные методы, где преподаватель выступает в роли основного источника знаний, могут приводить к снижению уровня саморегуляции, так как студенты становятся пассивными слушателями.

Для повышения учебной саморегуляции важно внедрять разнообразные подходы, которые развивают критическое мышление и самостоятельность. Это может включать использование технологий, таких как онлайн-курсы и вебинары, которые предоставляют учащимся возможность учиться в удобном для них темпе. Преподаватели должны учитывать индивидуальные особенности студентов и адаптировать свои методы, чтобы стимулировать активное участие в учебном процессе.

В итоге, выбор стиля преподавания имеет значительное влияние на уровень саморегуляции учащихся. Эффективные методики обучения способствуют формированию у студентов навыков самоорганизации, что, в свою очередь, ведет к более высоким результатам в учебе.

В конструктивистском и инструктивистском стилях преподавания существуют принципиальные различия. В инструктивистском подходе преподаватель занимает центральное место в образовательном процессе. Он регулярно проводит лекции, а взаимодействие со студентами ограничивается только итоговыми заданиями или экзаменами в конце курса. В этом случае отсутствуют стимулы для саморегулируемого обучения, так как уровень активности студентов в течение курса не влияет на их оценку; преподаватель фиксирует внимание лишь на финальных результатах. Такой подход может ограничивать развитие самостоятельности и критического мышления у студентов, что делает конструктивистский стиль более привлекательным для формирования активного и вовлеченного обучающегося.

Мы придерживаемся конструктивистской модели обучения, в которой преподаватель и студенты активно взаимодействуют в процессе диалога. Это подход исключает длительные лекции и акцентирует внимание на заданиях, позволяющих студентам раскрыть свои мысли и идеи. Мы стремимся увидеть их мнение, подкрепленное изучением предварительно заданного материала, что способствует более глубокому пониманию темы и развитию критического мышления. Такой метод обучения формирует активных участников образовательного процесса, способных самостоятельно анализировать информацию и высказывать обоснованные суждения.

Если студент привык к самостоятельному обучению на одном курсе, существует вероятность, что он перенесет эту привычку на другой курс, даже если преподаватель использует традиционный инструктивный подход. Однако, эффективность такого переноса привычек зависит от нескольких факторов. Во-первых, важна мотивация студента и его способность адаптироваться к различным стилям преподавания. Во-вторых, если курс с традиционным подходом предлагает ограниченные возможности для самостоятельной работы, студент может столкнуться с трудностями в применении своих навыков. Таким образом, хотя наличие привычки к самостоятельному обучению может быть полезным, образовательный процесс и подход преподавателя также играют ключевую роль в успехе студента.

Перенос курса скорее всего не состоится, поскольку многое зависит от роли преподавателя и особенностей учебной среды. Если студент понимает, что курс предполагает лишь одну итоговую работу в конце семестра, у него может не возникнуть мотивации для активного участия в учебном процессе. Важно отметить, что в саморегулируемом обучении внешние стимулы играют значительную роль. Учебная среда во многом определяет поведение студентов и их вовлеченность в процесс обучения.

Узнайте больше о современных тенденциях в образовании, интересных фактах и полезных ресурсах в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить важные обновления и полезные материалы!

Переделанный текст:

Обратите внимание на дополнительные материалы:

  • Хьютагогика: принципы самообразования, которые важны для преподавателей, тренеров, методистов
  • Как современные подходы в образовании ставят студента в центр процесса обучения
  • Модель мотивации учащихся, которую придумал Джон Келлер: что это такое и как работает

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее