Результаты образовательной программы: какими они бывают / Skillbox Media
Рассказываем о разных видах результатов в формальном и неформальном образовании и о том, как их формулируют.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеВ данной статье вы найдете информацию о ключевых аспектах темы. Мы рассмотрим основные моменты, которые помогут вам лучше понять предмет обсуждения. Читайте дальше, чтобы получить ценные знания и рекомендации.
- как определяются образовательные результаты в формальном образовании (в школах, колледжах, вузах, центрах профессиональной переподготовки);
- как определяют образовательные результаты в неформальном образовании (на курсах, тренингах, мастер-классах);
- что представляет собой проектирование образовательной программы от результата (обратный дизайн);
- какие подходы применяют методисты, чтобы правильно сформулировать образовательные результаты.
Результаты образовательной программы представляют собой четко определенные достижения, которых должны достичь учащиеся. Эти результаты включают в себя знания, умения и навыки, которые студенты приобретут по завершении программы. Также они отражают сформированные компетенции, которые помогут учащимся в дальнейшем обучении и профессиональной деятельности. Правильное понимание и четкое изложение результатов программы способствуют более эффективному обучению и развитию учащихся, обеспечивая их готовность к будущим вызовам.
В различных системах образования результаты оцениваются по-разному. Каждый вид образования имеет свои критерии и методы оценки, что влияет на понимание успеха и достижений учащихся. Важно учитывать, что эти различия могут быть связаны как с уровнями образования, так и с подходами к обучению. Понимание этих аспектов может помочь в выборе наиболее подходящей образовательной программы и в дальнейшем развитии учащихся.
Результаты образовательной программы в общем образовании, высшем и СПО
Общее и высшее образование, а также среднее профессиональное образование составляют сектор формального образования. Основным заказчиком в этой сфере является государство, что подразумевает, что именно оно формулирует цели и результаты освоения образовательных программ.
Планируемые результаты образования четко определяют знания и навыки, которыми должен обладать выпускник по завершении каждой образовательной ступени. Эти результаты служат основой для формирования учебных программ и помогают в оценке качества образовательного процесса.
Базовые результаты образования установлены на федеральном уровне в государственных образовательных стандартах (ФГОС). Это минимальные достижения, которые должны продемонстрировать, например, выпускники школ и вузов. Университеты и частные гимназии имеют возможность формулировать иные образовательные результаты, при этом они должны соответствовать установленным требованиям ФГОС и не быть ниже заданного уровня. Это позволяет образовательным учреждениям адаптировать программы под нужды студентов, сохраняя при этом соответствие федеральным стандартам.
В системе формального образования применяются различные подходы к планированию результатов. В общем образовании, которое охватывает начальную, среднюю и старшую школу, используется системно-деятельностный подход. Все запланированные результаты классифицируются на три основные группы: личностные, метапредметные, известные также как универсальные учебные действия (УУД), и предметные. Это деление позволяет более эффективно организовать образовательный процесс и направить усилия на развитие ключевых компетенций учащихся.
В высшем образовании и системе профессионального образования (СПО) активно применяется компетентностный подход. Он направлен на интеграцию образовательного процесса с профессиональной деятельностью, а результаты этого подхода формируются на основе перечней компетенций. Компетенция представляет собой совокупность знаний, навыков и личных качеств, необходимых для эффективного выполнения профессиональных задач. Такой подход позволяет студентам не только получить теоретические знания, но и развить практические навыки, что в свою очередь способствует их успешной интеграции на рынке труда.
Федеральные образовательные стандарты для среднего профессионального образования (СПО) выделяют общие и профессиональные компетенции. В свою очередь, федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) различают универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Однако актуальные ФГОС ВО не перечисляют профессиональные компетенции, а акцентируют внимание на том, что университеты имеют возможность самостоятельно определять их на основе действующих профессиональных стандартов. Это позволяет учебным заведениям адаптировать образовательные программы к требованиям рынка труда и специфике профессий.
В дополнительном профессиональном образовании (ДПО) используется аналогичный подход, особенно в области повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Для ряда профессий такое обучение является обязательным, что влечет за собой необходимость соблюдения формальных требований. Эти требования обеспечивают соответствие программам обучения актуальным стандартам и потребностям рынка труда, что особенно важно для профессионалов, стремящихся к карьерному росту и конкурентоспособности в своих областях.
Результаты освоения программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки регулируются профессиональными стандартами и квалификационными требованиями, которые действуют для определенных профессий. Важно отметить, что такие стандарты не разработаны для всех специальностей. Для ряда профессиональных областей, таких как медицина и чрезвычайные ситуации, профильные ведомства, включая Минздрав и МЧС, утверждают типовые программы, что обеспечивает единообразие и качество обучения. Это гарантирует, что специалисты соответствуют современным требованиям и стандартам в своих областях.
Программы профессиональной переподготовки должны учитывать требования к результатам, установленные в соответствующих ФГОС высшего или среднего профессионального образования. Это важно, так как выпускники этих программ получают новую профессию и должны соответствовать современным стандартам и требованиям рынка труда. Основное внимание должно быть уделено практическим навыкам и знаниям, которые обеспечат успешную интеграцию специалистов в различные сферы деятельности.
Результаты образовательных программ в неформальном образовании
В формальном образовании результаты обучения определяются различными нормативными документами, которые задают четкие рамки и стандарты. В отличие от этого, в неформальном образовании, которое охватывает курсы, тренинги и мастер-классы, подход к обучению гораздо более гибкий. Здесь акцент делается на индивидуальные потребности участников и их интересы, что позволяет создавать уникальные образовательные программы. Таким образом, неформальное образование предлагает возможности для саморазвития и практического применения знаний в различных сферах.
В сфере образования отсутствие государственных регуляций в отношении целей и результатов обучения позволяет разработчикам образовательных программ, таким как методисты и педагогические дизайнеры, самостоятельно формулировать эти аспекты. Они основываются на анализе рынка, изучении потребностей целевой аудитории и целях заказчика, например, онлайн-школ или корпоративных университетов. Этот подход обеспечивает более гибкое и эффективное обучение, адаптированное к современным реалиям и требованиям пользователей.
Чтение является важной частью нашей жизни. Оно не только помогает развивать мышление, но и обогащает наш внутренний мир. Книги, статьи и блоги предоставляют нам новые знания и идеи, способствуют самосовершенствованию и расширяют горизонты. Чтение также улучшает навыки письма и коммуникации. В современном мире, где информация доступна в больших объемах, умение выбирать качественные источники становится особенно важным. Регулярное чтение способствует улучшению концентрации и памяти, а также помогает снижать уровень стресса. Поэтому выделяйте время для чтения каждый день, чтобы обогащать свои знания и навыки.
Методисту перед проектированием курса необходимо провести ряд исследований, которые помогут определить потребности целевой аудитории, структуру и содержание курса. В первую очередь стоит провести анализ рынка образовательных программ, чтобы понять, какие курсы уже предлагаются и какие из них пользуются наибольшей популярностью. Это позволит избежать дублирования и выявить уникальные предложения.
Следующим шагом является исследование целевой аудитории. Методист должен определить, кто будет обучаться: студенты, работники компаний, специалисты в определенной области и так далее. Для этого можно использовать опросы, интервью и фокус-группы, чтобы собрать информацию о потребностях, ожиданиях и предпочтениях потенциальных слушателей.
Кроме того, важно изучить современные тенденции в образовательной сфере, такие как использование технологий, интерактивные методы обучения и актуальные темы. Это позволит сделать курс более привлекательным и соответствующим требованиям времени.
Также стоит провести анализ доступных ресурсов и технологий, которые могут быть использованы в курсе. Это включает в себя платформы для онлайн-обучения, инструменты для создания контента и возможности для взаимодействия с обучающимися.
В результате проведенных исследований методист сможет создать курс, который будет не только актуальным и востребованным, но и эффективным для достижения поставленных образовательных целей.
Современный подход к образовательному процессу акцентирует внимание на целях и ожидаемых результатах обучения как отправной точке для разработки учебной программы. Методисты формируют содержание программы, а также выбирают формы, методы и средства обучения, основываясь на том, что студент должен знать и уметь. Эта модель известна как проектирование обучения от результата или «обратный дизайн». Основоположником данного подхода является Уильям Спэйди, американский педагог и психолог. В его работах, таких как «Outcome-Based Education: Critical Issues and Answers» и «Outcome Based Education’s Empowering Essence», подробно рассматриваются ключевые вопросы и принципы образования, ориентированного на результат. Внедрение этой модели в образовательные учреждения позволяет значительно повысить качество и эффективность обучения, а также лучше подготовить студентов к требованиям современного рынка труда.
Существует три ключевые концепции, которые можно применять при разработке программ от результата. Эти концепции помогут вам более эффективно организовать процесс разработки и достичь желаемых результатов. Мы подробно рассматривали их в другой статье.
- обратный дизайн (backward design);
- обучение на основе результатов (outcome-based education);
- понимание через проектирование (understanding by design).
При разработке онлайн-курса по обучению профессии 3D-художника с нуля важно учитывать требования рынка труда, несмотря на отсутствие официальных профстандартов в России. Для успешного проектирования образовательной программы методист должен определить ключевые рабочие задачи, с которыми столкнется специалист, а также проконсультироваться с экспертами из индустрии. Анализ вакансий позволит выявить необходимые знания и компетенции, которые ожидаются от 3D-художников. Такой подход обеспечит актуальность курса и позволит подготовить квалифицированных специалистов, соответствующих современным требованиям рынка.
В результате формируется актуальный список ключевых компетенций, которыми должен обладать 3D-художник. Это включает в себя понимание процесса создания 3D-моделей для кино и видеоигр, умение работать с high- и lowpoly-моделями, а также навыки ручного создания процедурных ассетов. Эти знания и умения являются основными результатами образовательной программы, к которым следует стремиться студентам курса. Обучение должно охватывать все аспекты работы 3D-художника, чтобы подготовить специалистов, способных эффективно создавать качественный контент для различных медиаформатов.
Какими должны быть планируемые результаты образовательной программы
Методисты образовательных программ часто используют таксономию Блума для формулировки результатов обучения. Эта система учебных целей организована по принципу «от простого к сложному» и применяется как при создании целых образовательных программ, так и при разработке отдельных модулей или уроков. Таксономия Блума помогает структурировать учебный процесс, обеспечивая последовательное развитие знаний и навыков у учащихся. Применение этой методики способствует более эффективному достижению образовательных результатов и позволяет педагогам четко формулировать цели обучения. Благодаря таксономии можно создать более целенаправленные и адаптированные к потребностям студентов учебные материалы.
Таксономия Блума, распространённая среди методистов по всему миру, представлена в виде пирамиды, состоящей из шести уровней, каждый из которых соответствует развитию определённого мыслительного навыка. Эти уровни расположены в последовательной зависимости: чтобы достичь этапа «применение знаний», студент должен сначала пройти этапы «запоминание» и «понимание». Такой подход способствует систематическому формированию навыков обучения и критического мышления.
Применение таксономии Блума позволяет детализировать образовательные цели, разбивая их на конкретные результаты. При этом важно учитывать последовательность уровней, хотя не обязательно включать все уровни в одну образовательную программу. Такой подход способствует более эффективному планированию и реализации учебных процессов, обеспечивая четкое понимание ожидаемых результатов обучения.
Цель мастер-класса по керамике для новичков — создать свою собственную кружку по предоставленному образцу. В образовательных результатах будут учитываться первые три уровня пирамиды Блума: знание, понимание и применение. Участники освоят основные техники работы с глиной, научатся формировать изделия и получат представление о процессе обжига. Эти навыки станут основой для дальнейшего развития в керамическом искусстве.
- запоминание: знать, какая глина подойдёт для лепки, какие инструменты понадобятся;
- понимание: понимать, в какой последовательности нужно действовать, чтобы изготовить керамическую кружку;
- применение: используя знания, полученные на предыдущих уровнях, слепить кружку по предложенному образцу и подготовить её к обжигу.
Для тех, кто уже овладел основами, стоит усложнить образовательные цели и расширить ожидаемые результаты обучения. Это позволит углубить знания и навыки, а также подготовить студентов к более сложным задачам. Улучшение образовательных результатов способствует развитию критического мышления и творческого подхода, что является важным аспектом современного образования. При внедрении более сложных задач важно учитывать интересы и способности учащихся, чтобы обеспечить эффективный и увлекательный процесс обучения.
- анализ: разобраться, из каких этапов и процессов состоит изготовление керамики, почему они именно такие, в чём сходства и различия при создании изделий разных форм и размеров, с разными функциями;
- оценка: оценить и сравнить существующие методы формования, обжига, глазурования;
- синтез: изготовить керамическое изделие по собственному дизайну.
Методисты часто применяют модель ABCD наряду с таксономией Блума. Эта модель помогает детализировать результаты обучения, акцентируя внимание на четырёх ключевых аспектах. Каждый из этих аспектов позволяет более точно формулировать цели и оценивать достижения учащихся, что способствует эффективному процессу обучения. Использование модели ABCD обеспечивает структурированный подход к разработке образовательных программ и помогает педагогам лучше понять, как достигать поставленных учебных целей.
- Actor («аудитория») — те, кто учится.
- Behavior («поведение») — наблюдаемое действие.
- Conditions («условия») — в каком контексте происходит действие.
- Degree («степень, уровень») — какой уровень мастерства требуется (то есть скорость, точность, качество).
Эти элементы образуют формулу:
Образовательный результат формируется на основе нескольких ключевых факторов: условий обучения, участников процесса, конкретных действий и используемых методов. Условия обучения включают в себя физическую и психологическую атмосферу, доступные ресурсы и технологии. Участники процесса — это как обучающиеся, так и преподаватели, каждый из которых играет важную роль. Конкретные действия определяют, какие шаги будут предприняты для достижения образовательных целей. Методы обучения охватывают различные подходы и техники, которые помогут эффективно передать знания и навыки. Таким образом, понимание этих компонентов позволяет более точно оценить образовательный результат и его достижимость.
После прослушивания лекции о технологиях керамики, студент, обучающийся на курсе для начинающих, сможет правильно выбрать инструменты и материалы для создания кружки, избегая типичных ошибок.
При определении образовательных результатов важно учитывать общие принципы. В 2019 году НИУ ВШЭ представила методические рекомендации, в которых выделены пять критериев для корректной формулировки результатов обучения. Эти критерии помогут обеспечить четкость и измеримость образовательных результатов, что является ключевым аспектом в процессе оценки и улучшения качества образования. Правильная формулировка результатов способствует более эффективному обучению и позволяет студентам лучше понять ожидаемые достижения.
- Определены с позиции студента, а не с позиции преподавателя. То есть: «Студент сможет правильно передавать анатомию человека в 3D-моделях», а не «Студенту будут изложены основы анатомии…».
- Достижимы каждым студентом при условии ответственного отношения к курсу. Здесь также важно правильное позиционирование и продвижение курса, чтобы, например, новички пришли именно на программу для начинающих, а не продвинутых 3D-художников.
- Релевантны целям образовательной программы и её предметной области, учитывают актуальное состояние науки, отражают её новейшие достижения. В корпоративных программах результаты должны соответствовать бизнес-целям компании, а в обучении профессиям — требованиям рынка труда.
- Служат основой при выборе педагогических технологий. То есть от желаемых результатов зависит, какие формы, методы, приёмы и средства обучения окажутся наиболее эффективными.
- Проверяемы и измеряемы. Причём методы оценки и контроля должны соответствовать виду образовательных результатов. Здесь тоже можно ориентироваться на таксономию Блума. Например, если на уровне «знание» в качестве инструмента оценки подойдёт тест, то на уровне «применение» понадобятся практические задачи, а на стадии «анализ» адекватным будет метод кейсов.
Узнайте больше о современных тенденциях в образовании и интересных новостях в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе последних изменений и получать полезные материалы.
Читать также:
- Цель образовательной программы: как её определяют
- Что такое педагогический дизайн и кто такой педдизайнер
- Чем методисты занимаются в школах, садиках, СПО, вузах, EdTech
- Как проектировать высшее образование по модели ADDIE, не нарушая ФГОС
Образовательный результат формируется в зависимости от условий, участников процесса и выполняемых действий. Важно учитывать, в каких условиях проходит обучение, кто принимает в нем участие, что именно будет сделано и каким образом это будет реализовано. Эти факторы определяют качество и эффективность образовательного процесса, а также его итоговые результаты.
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее