Образование #Статьи

4 июля, 2025

Результаты образовательной программы: какими они бывают / Skillbox Media

Рассказываем о разных видах результатов в формальном и неформальном образовании и о том, как их формулируют.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

В данной статье вы найдете информацию о ключевых аспектах темы. Мы рассмотрим основные моменты, которые помогут вам лучше понять предмет обсуждения. Читайте дальше, чтобы получить ценные знания и рекомендации.

  • как определяются образовательные результаты в формальном образовании (в школах, колледжах, вузах, центрах профессиональной переподготовки);
  • как определяют образовательные результаты в неформальном образовании (на курсах, тренингах, мастер-классах);
  • что представляет собой проектирование образовательной программы от результата (обратный дизайн);
  • какие подходы применяют методисты, чтобы правильно сформулировать образовательные результаты.

Результаты образовательной программы представляют собой четко определенные достижения, которых должны достичь учащиеся. Эти результаты включают в себя знания, умения и навыки, которые студенты приобретут по завершении программы. Также они отражают сформированные компетенции, которые помогут учащимся в дальнейшем обучении и профессиональной деятельности. Правильное понимание и четкое изложение результатов программы способствуют более эффективному обучению и развитию учащихся, обеспечивая их готовность к будущим вызовам.

В различных системах образования результаты оцениваются по-разному. Каждый вид образования имеет свои критерии и методы оценки, что влияет на понимание успеха и достижений учащихся. Важно учитывать, что эти различия могут быть связаны как с уровнями образования, так и с подходами к обучению. Понимание этих аспектов может помочь в выборе наиболее подходящей образовательной программы и в дальнейшем развитии учащихся.

Результаты образовательной программы в общем образовании, высшем и СПО

Общее и высшее образование, а также среднее профессиональное образование составляют сектор формального образования. Основным заказчиком в этой сфере является государство, что подразумевает, что именно оно формулирует цели и результаты освоения образовательных программ.

Планируемые результаты образования четко определяют знания и навыки, которыми должен обладать выпускник по завершении каждой образовательной ступени. Эти результаты служат основой для формирования учебных программ и помогают в оценке качества образовательного процесса.

Базовые результаты образования установлены на федеральном уровне в государственных образовательных стандартах (ФГОС). Это минимальные достижения, которые должны продемонстрировать, например, выпускники школ и вузов. Университеты и частные гимназии имеют возможность формулировать иные образовательные результаты, при этом они должны соответствовать установленным требованиям ФГОС и не быть ниже заданного уровня. Это позволяет образовательным учреждениям адаптировать программы под нужды студентов, сохраняя при этом соответствие федеральным стандартам.

В системе формального образования применяются различные подходы к планированию результатов. В общем образовании, которое охватывает начальную, среднюю и старшую школу, используется системно-деятельностный подход. Все запланированные результаты классифицируются на три основные группы: личностные, метапредметные, известные также как универсальные учебные действия (УУД), и предметные. Это деление позволяет более эффективно организовать образовательный процесс и направить усилия на развитие ключевых компетенций учащихся.

Описание личностных, метапредметных и предметных результатов во ФГОС ОООИсточник: официальный сайт ФГОС

В высшем образовании и системе профессионального образования (СПО) активно применяется компетентностный подход. Он направлен на интеграцию образовательного процесса с профессиональной деятельностью, а результаты этого подхода формируются на основе перечней компетенций. Компетенция представляет собой совокупность знаний, навыков и личных качеств, необходимых для эффективного выполнения профессиональных задач. Такой подход позволяет студентам не только получить теоретические знания, но и развить практические навыки, что в свою очередь способствует их успешной интеграции на рынке труда.

Федеральные образовательные стандарты для среднего профессионального образования (СПО) выделяют общие и профессиональные компетенции. В свою очередь, федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) различают универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Однако актуальные ФГОС ВО не перечисляют профессиональные компетенции, а акцентируют внимание на том, что университеты имеют возможность самостоятельно определять их на основе действующих профессиональных стандартов. Это позволяет учебным заведениям адаптировать образовательные программы к требованиям рынка труда и специфике профессий.

Перечень общепрофессиональных компетенций во ФГОС бакалавриата по направлению «Прикладная информатика»Источник: официальный сайт ФГОС

В дополнительном профессиональном образовании (ДПО) используется аналогичный подход, особенно в области повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Для ряда профессий такое обучение является обязательным, что влечет за собой необходимость соблюдения формальных требований. Эти требования обеспечивают соответствие программам обучения актуальным стандартам и потребностям рынка труда, что особенно важно для профессионалов, стремящихся к карьерному росту и конкурентоспособности в своих областях.

Результаты освоения программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки регулируются профессиональными стандартами и квалификационными требованиями, которые действуют для определенных профессий. Важно отметить, что такие стандарты не разработаны для всех специальностей. Для ряда профессиональных областей, таких как медицина и чрезвычайные ситуации, профильные ведомства, включая Минздрав и МЧС, утверждают типовые программы, что обеспечивает единообразие и качество обучения. Это гарантирует, что специалисты соответствуют современным требованиям и стандартам в своих областях.

Программы профессиональной переподготовки должны учитывать требования к результатам, установленные в соответствующих ФГОС высшего или среднего профессионального образования. Это важно, так как выпускники этих программ получают новую профессию и должны соответствовать современным стандартам и требованиям рынка труда. Основное внимание должно быть уделено практическим навыкам и знаниям, которые обеспечат успешную интеграцию специалистов в различные сферы деятельности.

Результаты образовательных программ в неформальном образовании

В формальном образовании результаты обучения определяются различными нормативными документами, которые задают четкие рамки и стандарты. В отличие от этого, в неформальном образовании, которое охватывает курсы, тренинги и мастер-классы, подход к обучению гораздо более гибкий. Здесь акцент делается на индивидуальные потребности участников и их интересы, что позволяет создавать уникальные образовательные программы. Таким образом, неформальное образование предлагает возможности для саморазвития и практического применения знаний в различных сферах.

В сфере образования отсутствие государственных регуляций в отношении целей и результатов обучения позволяет разработчикам образовательных программ, таким как методисты и педагогические дизайнеры, самостоятельно формулировать эти аспекты. Они основываются на анализе рынка, изучении потребностей целевой аудитории и целях заказчика, например, онлайн-школ или корпоративных университетов. Этот подход обеспечивает более гибкое и эффективное обучение, адаптированное к современным реалиям и требованиям пользователей.

Чтение является важной частью нашей жизни. Оно не только помогает развивать мышление, но и обогащает наш внутренний мир. Книги, статьи и блоги предоставляют нам новые знания и идеи, способствуют самосовершенствованию и расширяют горизонты. Чтение также улучшает навыки письма и коммуникации. В современном мире, где информация доступна в больших объемах, умение выбирать качественные источники становится особенно важным. Регулярное чтение способствует улучшению концентрации и памяти, а также помогает снижать уровень стресса. Поэтому выделяйте время для чтения каждый день, чтобы обогащать свои знания и навыки.

Методисту перед проектированием курса необходимо провести ряд исследований, которые помогут определить потребности целевой аудитории, структуру и содержание курса. В первую очередь стоит провести анализ рынка образовательных программ, чтобы понять, какие курсы уже предлагаются и какие из них пользуются наибольшей популярностью. Это позволит избежать дублирования и выявить уникальные предложения.

Следующим шагом является исследование целевой аудитории. Методист должен определить, кто будет обучаться: студенты, работники компаний, специалисты в определенной области и так далее. Для этого можно использовать опросы, интервью и фокус-группы, чтобы собрать информацию о потребностях, ожиданиях и предпочтениях потенциальных слушателей.

Кроме того, важно изучить современные тенденции в образовательной сфере, такие как использование технологий, интерактивные методы обучения и актуальные темы. Это позволит сделать курс более привлекательным и соответствующим требованиям времени.

Также стоит провести анализ доступных ресурсов и технологий, которые могут быть использованы в курсе. Это включает в себя платформы для онлайн-обучения, инструменты для создания контента и возможности для взаимодействия с обучающимися.

В результате проведенных исследований методист сможет создать курс, который будет не только актуальным и востребованным, но и эффективным для достижения поставленных образовательных целей.

Современный подход к образовательному процессу акцентирует внимание на целях и ожидаемых результатах обучения как отправной точке для разработки учебной программы. Методисты формируют содержание программы, а также выбирают формы, методы и средства обучения, основываясь на том, что студент должен знать и уметь. Эта модель известна как проектирование обучения от результата или «обратный дизайн». Основоположником данного подхода является Уильям Спэйди, американский педагог и психолог. В его работах, таких как «Outcome-Based Education: Critical Issues and Answers» и «Outcome Based Education’s Empowering Essence», подробно рассматриваются ключевые вопросы и принципы образования, ориентированного на результат. Внедрение этой модели в образовательные учреждения позволяет значительно повысить качество и эффективность обучения, а также лучше подготовить студентов к требованиям современного рынка труда.

Существует три ключевые концепции, которые можно применять при разработке программ от результата. Эти концепции помогут вам более эффективно организовать процесс разработки и достичь желаемых результатов. Мы подробно рассматривали их в другой статье.

  • обратный дизайн (backward design);
  • обучение на основе результатов (outcome-based education);
  • понимание через проектирование (understanding by design).

При разработке онлайн-курса по обучению профессии 3D-художника с нуля важно учитывать требования рынка труда, несмотря на отсутствие официальных профстандартов в России. Для успешного проектирования образовательной программы методист должен определить ключевые рабочие задачи, с которыми столкнется специалист, а также проконсультироваться с экспертами из индустрии. Анализ вакансий позволит выявить необходимые знания и компетенции, которые ожидаются от 3D-художников. Такой подход обеспечит актуальность курса и позволит подготовить квалифицированных специалистов, соответствующих современным требованиям рынка.

В результате формируется актуальный список ключевых компетенций, которыми должен обладать 3D-художник. Это включает в себя понимание процесса создания 3D-моделей для кино и видеоигр, умение работать с high- и lowpoly-моделями, а также навыки ручного создания процедурных ассетов. Эти знания и умения являются основными результатами образовательной программы, к которым следует стремиться студентам курса. Обучение должно охватывать все аспекты работы 3D-художника, чтобы подготовить специалистов, способных эффективно создавать качественный контент для различных медиаформатов.

Перечень планируемых результатов освоения курса «Профессия 3D-художник» в SkillboxИсточник: Skillbox Media

Какими должны быть планируемые результаты образовательной программы

Методисты образовательных программ часто используют таксономию Блума для формулировки результатов обучения. Эта система учебных целей организована по принципу «от простого к сложному» и применяется как при создании целых образовательных программ, так и при разработке отдельных модулей или уроков. Таксономия Блума помогает структурировать учебный процесс, обеспечивая последовательное развитие знаний и навыков у учащихся. Применение этой методики способствует более эффективному достижению образовательных результатов и позволяет педагогам четко формулировать цели обучения. Благодаря таксономии можно создать более целенаправленные и адаптированные к потребностям студентов учебные материалы.

Таксономия Блума, распространённая среди методистов по всему миру, представлена в виде пирамиды, состоящей из шести уровней, каждый из которых соответствует развитию определённого мыслительного навыка. Эти уровни расположены в последовательной зависимости: чтобы достичь этапа «применение знаний», студент должен сначала пройти этапы «запоминание» и «понимание». Такой подход способствует систематическому формированию навыков обучения и критического мышления.

Таксономия Блума 2001 годаИнфографика: Евгений Рыбкин / Skillbox Media

Применение таксономии Блума позволяет детализировать образовательные цели, разбивая их на конкретные результаты. При этом важно учитывать последовательность уровней, хотя не обязательно включать все уровни в одну образовательную программу. Такой подход способствует более эффективному планированию и реализации учебных процессов, обеспечивая четкое понимание ожидаемых результатов обучения.

Цель мастер-класса по керамике для новичков — создать свою собственную кружку по предоставленному образцу. В образовательных результатах будут учитываться первые три уровня пирамиды Блума: знание, понимание и применение. Участники освоят основные техники работы с глиной, научатся формировать изделия и получат представление о процессе обжига. Эти навыки станут основой для дальнейшего развития в керамическом искусстве.

  • запоминание: знать, какая глина подойдёт для лепки, какие инструменты понадобятся;
  • понимание: понимать, в какой последовательности нужно действовать, чтобы изготовить керамическую кружку;
  • применение: используя знания, полученные на предыдущих уровнях, слепить кружку по предложенному образцу и подготовить её к обжигу.

Для тех, кто уже овладел основами, стоит усложнить образовательные цели и расширить ожидаемые результаты обучения. Это позволит углубить знания и навыки, а также подготовить студентов к более сложным задачам. Улучшение образовательных результатов способствует развитию критического мышления и творческого подхода, что является важным аспектом современного образования. При внедрении более сложных задач важно учитывать интересы и способности учащихся, чтобы обеспечить эффективный и увлекательный процесс обучения.

  • анализ: разобраться, из каких этапов и процессов состоит изготовление керамики, почему они именно такие, в чём сходства и различия при создании изделий разных форм и размеров, с разными функциями;
  • оценка: оценить и сравнить существующие методы формования, обжига, глазурования;
  • синтез: изготовить керамическое изделие по собственному дизайну.

Методисты часто применяют модель ABCD наряду с таксономией Блума. Эта модель помогает детализировать результаты обучения, акцентируя внимание на четырёх ключевых аспектах. Каждый из этих аспектов позволяет более точно формулировать цели и оценивать достижения учащихся, что способствует эффективному процессу обучения. Использование модели ABCD обеспечивает структурированный подход к разработке образовательных программ и помогает педагогам лучше понять, как достигать поставленных учебных целей.

  • Actor («аудитория») — те, кто учится.
  • Behavior («поведение») — наблюдаемое действие.
  • Conditions («условия») — в каком контексте происходит действие.
  • Degree («степень, уровень») — какой уровень мастерства требуется (то есть скорость, точность, качество).

Эти элементы образуют формулу:

Образовательный результат формируется на основе нескольких ключевых факторов: условий обучения, участников процесса, конкретных действий и используемых методов. Условия обучения включают в себя физическую и психологическую атмосферу, доступные ресурсы и технологии. Участники процесса — это как обучающиеся, так и преподаватели, каждый из которых играет важную роль. Конкретные действия определяют, какие шаги будут предприняты для достижения образовательных целей. Методы обучения охватывают различные подходы и техники, которые помогут эффективно передать знания и навыки. Таким образом, понимание этих компонентов позволяет более точно оценить образовательный результат и его достижимость.

После прослушивания лекции о технологиях керамики, студент, обучающийся на курсе для начинающих, сможет правильно выбрать инструменты и материалы для создания кружки, избегая типичных ошибок.

При определении образовательных результатов важно учитывать общие принципы. В 2019 году НИУ ВШЭ представила методические рекомендации, в которых выделены пять критериев для корректной формулировки результатов обучения. Эти критерии помогут обеспечить четкость и измеримость образовательных результатов, что является ключевым аспектом в процессе оценки и улучшения качества образования. Правильная формулировка результатов способствует более эффективному обучению и позволяет студентам лучше понять ожидаемые достижения.

  • Определены с позиции студента, а не с позиции преподавателя. То есть: «Студент сможет правильно передавать анатомию человека в 3D-моделях», а не «Студенту будут изложены основы анатомии…».
  • Достижимы каждым студентом при условии ответственного отношения к курсу. Здесь также важно правильное позиционирование и продвижение курса, чтобы, например, новички пришли именно на программу для начинающих, а не продвинутых 3D-художников.
  • Релевантны целям образовательной программы и её предметной области, учитывают актуальное состояние науки, отражают её новейшие достижения. В корпоративных программах результаты должны соответствовать бизнес-целям компании, а в обучении профессиям — требованиям рынка труда.
  • Служат основой при выборе педагогических технологий. То есть от желаемых результатов зависит, какие формы, методы, приёмы и средства обучения окажутся наиболее эффективными.
  • Проверяемы и измеряемы. Причём методы оценки и контроля должны соответствовать виду образовательных результатов. Здесь тоже можно ориентироваться на таксономию Блума. Например, если на уровне «знание» в качестве инструмента оценки подойдёт тест, то на уровне «применение» понадобятся практические задачи, а на стадии «анализ» адекватным будет метод кейсов.

Узнайте больше о современных тенденциях в образовании и интересных новостях в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе последних изменений и получать полезные материалы.

Читать также:

  • Цель образовательной программы: как её определяют
  • Что такое педагогический дизайн и кто такой педдизайнер
  • Чем методисты занимаются в школах, садиках, СПО, вузах, EdTech
  • Как проектировать высшее образование по модели ADDIE, не нарушая ФГОС

Образовательный результат формируется в зависимости от условий, участников процесса и выполняемых действий. Важно учитывать, в каких условиях проходит обучение, кто принимает в нем участие, что именно будет сделано и каким образом это будет реализовано. Эти факторы определяют качество и эффективность образовательного процесса, а также его итоговые результаты.

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее