Образование #Статьи

4 июля, 2025

Развитие образования взрослых: зачем они учатся? / Skillbox Media

Уже ясно, что доля взрослых россиян, которые проходят какое-либо обучение, на самом деле очень мала. Насколько именно? И какие выгоды они получают?

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

В этой статье вы ознакомитесь с ключевыми аспектами темы. Мы подробно рассмотрим основные моменты, обеспечивающие глубокое понимание вопроса. Анализируем важные факторы и представим полезные рекомендации, которые помогут вам лучше ориентироваться в данной области. Читайте далее, чтобы получить полное представление и актуальную информацию.

  • какова доля взрослых россиян, которые проходят хоть какое-то обучение;
  • что такое «эффект Матфея» в дополнительном образовании;
  • кому чаще удаётся повысить зарплату в результате обучения;
  • как образовательный рынок реагирует на вызовы.

Согласно опросам, большинство взрослых россиян осознают важность обучения для профессионального и личностного роста. Тем не менее, лишь малая часть из них рассматривает образование как способ увеличения дохода и улучшения качества жизни. Таким образом, возникает парадокс: необходимость учиться признается, но реальная польза от образования воспринимается многими как незначительная. Это подчеркивает важность повышения осведомленности о реальных преимуществах получения знаний и навыков, которые могут существенно изменить финансовое положение и жизненные условия.

Доклад «Сделай себя сам: что даёт обучение взрослых», представленный на открытом семинаре Института образования ВШЭ исследователями Натальей Кармаевой и Андреем Захаровым, анализирует причины парадокса, связанного с образованием взрослых. Согласно данным учёных, лишь малый процент взрослых россиян, которые принимают участие в образовательных программах, действительно преобразует полученные знания в увеличение дохода. Это подчеркивает важность не только доступности обучения, но и его практической применимости в реальной жизни, что может способствовать улучшению финансового положения граждан.

Сколько взрослых людей где-то учится

В последние годы российский рынок EdTech демонстрирует стремительный рост, особенно в сегменте онлайн-курсов по профессиям. Даже события 2022 года не изменили эту тенденцию: несмотря на общее снижение рынка, спрос на IT-курсы продолжал расти, что позволило ведущим EdTech-компаниям увеличить свои доходы по итогам года. Этот рост свидетельствует о растущем интересе к получению новых навыков и профессиональной подготовки, что делает онлайн-образование востребованным и актуальным.

Дополнительное образование в России пока не достигло уровня массовости, поскольку лишь небольшая часть работающих граждан активно участвует в этом процессе. Наталья Кармаева отметила выводы ранее проведённых исследований, подчеркивая необходимость повышения интереса к дополнительному обучению среди населения. Эффективное дополнительное образование может способствовать улучшению профессиональных навыков и повышению конкурентоспособности на рынке труда.

  • российские компании традиционно мало инвестируют в человеческий капитал (проще говоря, работодатели недостаточно вкладываются в обучение персонала);
  • максимально вовлечены в образование взрослые люди от 25 до 35 лет, а после 35 интерес к обучению снижается;
  • на 2017 год в обучении участвовали от 27 до 32% работающих россиян — это значительно меньше, чем в других странах.

Исследования подтверждают мнение руководителей ведущих EdTech-компаний о значительной проблеме низкой вовлеченности взрослых россиян в различные формы образования и саморазвития. На профильных конференциях часто обсуждается, что лишь небольшая часть взрослой аудитории активно участвует в образовательных процессах, и именно за эту аудиторию борются онлайн-школы. Однако привлечь к обучению более широкую группу людей, среди которых миллионы, кто не верит в образование или не осведомлён о доступных возможностях, оказывается сложной задачей. Это подчеркивает необходимость разработки новых стратегий и подходов к продвижению образовательных услуг, чтобы убедить людей в ценности знаний и навыков.

Фото: fizkes / Shutterstock

Очень малая группа взрослых учащихся — это специфическая категория людей, стремящихся к обучению и саморазвитию. Эти учащиеся могут иметь разнообразный опыт и знания, что делает их обучение уникальным. В отличие от традиционных студентов, взрослые учащиеся часто обладают четкими целями и мотивацией, что способствует более глубокому восприятию материалов.

Важно учитывать, что такая группа может включать в себя людей разных возрастов и профессий, что создает благоприятную атмосферу для обмена опытом и идеями. Обучение в малых группах также способствует более личному подходу к каждому студенту, что позволяет лучше адаптировать образовательные методики под их потребности.

Таким образом, очень малая группа взрослых учащихся представляет собой динамичное и эффективное сообщество, ориентированное на развитие навыков и знаний в различных областях.

Кто и как проходит обучение

Россияне работоспособного возраста всё активнее становятся участниками образовательных курсов, что вызывает интерес не только у провайдеров, но и у работодателей. Многие компании начинают осознавать существование квалификационного разрыва, который проявляется в недостатке необходимых навыков и квалификаций у сотрудников и соискателей. Эта проблема особенно остро стоит в IT-секторе, где требования к компетенциям постоянно растут. Однако возникает вопрос: насколько сами работники готовы инвестировать время и усилия в обучение?

Наталья Кармаева и Андрей Захаров провели анализ данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ, чтобы определить, какие преимущества получают россияне от дополнительного образования. Исследование, проводимое ежегодно с 1994 года, охватывает выборку из нескольких тысяч семей по всей стране. Каждый опрос включает более 10 тысяч участников, и стабильность выборки из года в год делает это исследование лонгитюдным. Полученные результаты помогут лучше понять влияние дополнительного образования на качество жизни и экономическое благополучие населения России.

В анализ были включены данные опроса, проведенного в 2018 и 2019 годах. Рассмотрены все формы дополнительного образования для взрослых, включая формальное, неформальное и информальное обучение. Учитывались как программы, оплаченные работодателем, так и те, за которые платили сами учащиеся, а также обучение, связанное с работой и не имеющее к ней отношения. Результаты по распространённости различных форм обучения подтвердили выводы предыдущих исследований в данной области.

  • Самый распространённый вид обучения взрослых — информальное, не связанное (36,7%) или связанное с работой (24,7%). Это посещение конференций и мастер-классов, чтение статей или блогов — то есть неструктурированная активность, не основанная на образовательной программе и не дающая формальной квалификации.
  • В формальное образование были включены всего 4,7% опрошенных.
  • 3,1% респондентов проходили неформальное образование за счёт работодателя, и 2% — за свой счёт. Под этим подразумевались различные курсы, в том числе корпоративное обучение.
  • 28,8% не обучались совсем.

Исследования показывают, что взрослые выбирают стратегии обучения, основываясь не только на актуальных тенденциях на рынке труда, но и на своих начальных условиях. Люди без высшего образования чаще всего обращаются к формальным образовательным программам, что можно охарактеризовать как компенсаторную стратегию, позволяющую восполнить недостатки в базовом образовании. В то же время, обладатели высшего образования предпочитают различные формы неформального и информального обучения, что отражает накопительную стратегию. Эта стратегия позволяет им расширять свои знания и навыки, адаптируясь к изменяющимся требованиям профессии.

Читать также:

Суровый российский lifelong learning: причины обучения и отказа от учебы у взрослых россиян

В современном мире концепция lifelong learning, или непрерывного обучения, становится все более актуальной. В России данный тренд наблюдается среди взрослых граждан, однако не все решаются на обучение. Важно рассмотреть, что движет теми, кто стремится к знаниям, и почему многие остаются в стороне от процесса.

Среди основных причин, побуждающих россиян к обучению, можно выделить стремление к карьерному росту и повышению квалификации. Современный рынок труда требует от специалистов постоянного обновления знаний и навыков. Это особенно актуально для тех, кто работает в сферах, подверженных быстрым изменениям, таких как информационные технологии, маркетинг и менеджмент.

Однако существует и значительная часть взрослого населения, которая не принимает участия в образовательных программах. Одной из причин может быть недостаток времени из-за работы и семейных обязанностей. Кроме того, многие россияне не уверены в качестве образовательных услуг, что создаёт скептицизм относительно их полезности. Финансовые ограничения также играют свою роль, так как платные курсы могут быть недоступными для значительной части аудитории.

Важно отметить, что успешная реализация концепции lifelong learning в России требует комплексного подхода. Необходимы доступные и качественные образовательные программы, которые будут отвечать потребностям рынка и обеспечивать гибкие форматы обучения. Только так можно создать мотивацию для всех слоев населения участвовать в процессе непрерывного образования и совершенствования своих навыков.

Какую пользу взрослые получают от обучения

В исследованиях обучения взрослых наблюдается аналогичная тенденция: наибольшую пользу от образовательного процесса получают те, чьи новые навыки и знания основаны на уже имеющейся базе. Ученые описывают это явление как «эффект Матфея» в сфере дополнительного образования, где преимущество получают те, кто уже обладает определенным образовательным капиталом. Иными словами, чем больше человек учится, тем больше он извлекает из этого процесса. Это подчеркивает важность предварительной подготовки и накопленного опыта для успешного освоения новых знаний.

Изучите дополнительные материалы:

Как существующий бэкграунд влияет на запоминание новых знаний? Бэкграунд, включая предыдущий опыт, знания и навыки, играет ключевую роль в процессе обучения. Он формирует основу, на которой строятся новые знания. Когда человек сталкивается с новой информацией, он сопоставляет ее с уже имеющимися представлениями и концепциями, что значительно облегчает запоминание и усвоение материала.

Люди, обладающие богатым бэкграундом в определенной области, могут быстрее и эффективнее воспринимать новые идеи, так как они могут видеть связи между старым и новым. Это позволяет не только запоминать информацию, но и применять её на практике. Однако недостаток соответствующего бэкграунда может затруднить процесс обучения, так как новички могут испытывать трудности с пониманием контекста и соотнесением новых знаний с уже известными.

Таким образом, существующий бэкграунд существенно влияет на запоминание и усвоение новых знаний, формируя более крепкие нейронные связи и облегчая интеграцию новой информации в существующую систему знаний.

Дополнительное обучение взрослых приносит значительные результаты, согласно данным Российской модели экономического развития (РМЭЗ). Участие в программах повышения квалификации и переподготовки способствует не только развитию профессиональных навыков, но и увеличению конкурентоспособности на рынке труда. Взрослые обучающиеся демонстрируют улучшение карьерных перспектив, рост доходов и повышенную удовлетворенность работой. Кроме того, дополнительное образование способствует личностному росту и расширению кругозора, что в свою очередь положительно сказывается на социальной активности и вовлеченности в общественные процессы. Таким образом, дополнительные образовательные программы являются важным инструментом для повышения качества жизни и профессиональной адаптации взрослых.

  • Во-первых, у всех, кто прошёл обучение любого типа, в следующем году вероятность занятости выше, чем у тех, кто не учился. Дополнительное образование, таким образом, служит подстраховкой от безработицы.
  • Во-вторых, зарплата тоже растёт, но, правда, далеко не у всех. Такой эффект получают преимущественно те, кто проходил неформальное обучение за счёт работодателя. Авторы исследования предполагают, что рост зарплаты становится средством удержать работника, в которого уже инвестированы средства.

Исследование субъективных эффектов, которые ожидали обнаружить исследователи, основываясь на аналогичных опросах в других странах, оказалось более сложным, чем предполагалось. Для их оценки не удалось найти актуальные данные, и выводы были сформированы на основе устаревших опросов РМЭЗ, проведённых в 2010–2011 годах.

Исследования показали, что после прохождения обучения у сотрудников возросла удовлетворенность заработной платой и возможностями карьерного роста, а также улучшилась самоэффективность. Однако более тщательный анализ выявил, что данные улучшения наблюдаются преимущественно у респондентов, занимающих высокие должности и имеющих значительный доход.

Провайдеры образовательных курсов представляют свои программы как возможность изменить жизнь к лучшему. Они утверждают, что если вы сегодня работаете таксистом, достаточно инвестировать в обучение, чтобы вскоре значительно увеличить свой доход. Однако на практике наблюдается, что на такие курсы записываются не те категории людей, которые изначально предполагались, и успех достигают, возможно, не те, кто действительно нуждается в помощи. Андрей Захаров подчеркивает эту проблему, указывая на несоответствие между маркетинговыми обещаниями и реальными результатами. Сложившаяся ситуация требует переосмысления подходов к образовательным программам и более тщательного анализа целевой аудитории.

Как образовательный рынок реагирует на вызовы

Эти выводы требуют дальнейшей проверки на более современных данных. У участников обсуждения возникли дополнительные вопросы к исследованию, в частности, касающиеся отражения различий между отраслями в докладе.

Фото: fizkes / Shutterstock

Тем не менее, исследования учёных поднимают несколько ключевых вопросов, имеющих важное значение для развития рынка дополнительного образования. Эти вопросы касаются актуальности образовательных программ, потребностей целевых аудиторий и эффективности методов обучения. Важно учитывать изменения в спросе на дополнительные образовательные услуги, а также адаптировать курсы с учётом современных тенденций и технологий. Таким образом, исследования могут способствовать созданию более качественного и востребованного образовательного контента, что в свою очередь положительно скажется на развитии всего сектора дополнительного образования.

  • Как учащимся убедиться, что обучение на дополнительных курсах будет признано работодателем и выразится в реальном росте доходов?
  • Как разработчикам обучения не обмануть ожидания пользователей от курса и дать им всё необходимое для достижения их карьерных целей?

На семинаре, посвященном достижениям в корпоративном обучении и EdTech-отрасли, эксперты обсудили ключевые проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся. Геннадий Поросёнков, руководитель направления образовательных проектов «МТС.Тета», и Марина Харахордина, руководитель методического отдела Skillbox, поделились своими insights и подходами к улучшению процесса обучения. Они акцентировали внимание на методах, которые помогают студентам достигать поставленных целей и повышать эффективность образовательного процесса.

Поросёнков поделился информацией о системе IT-обучения в компании. В дополнение к открытым школам, где выпускники могут стать сотрудниками МТС, организация предлагает узконаправленные курсы, отвечающие конкретным запросам команд. В корпоративных IT-курсах наблюдается взаимовыгодный баланс: компания инвестирует в развитие сотрудников, что повышает их эффективность, а сотрудники, развивая свои навыки, получают возможность карьерного роста и повышения заработной платы. В условиях дефицита специалистов среднего уровня такая система оказывается стабильной, поскольку компаниям выгодно развивать профессионалов внутри, так как на рынке труда по-прежнему наблюдается нехватка разработчиков с необходимыми навыками.

В IT-отрасли наблюдается высокая мотивация сотрудников к обучению, и многие крупные компании готовы финансировать курсы для своих работников. Это создает благоприятные условия для роста компетенций, карьерного роста и увеличения доходов. В других отраслях такая связь между обучением и карьерным развитием не всегда очевидна. Как отметила Наталья Кармаева на семинаре, поддержка работодателя не охватывает самозанятых и другие формы неформальной занятости, которые становятся все более распространёнными в России. В результате фрилансерам необходимо самостоятельно заботиться о своём обучении и профессиональном развитии.

Марина Харахордина поделилась наблюдениями о студентах Skillbox, которые, в отличие от слушателей курсов «МТС.Тета», находятся в другой ситуации. В большинстве случаев обучение оплачивается самими студентами, а не их работодателями. Это связано с тем, что они стремятся перейти в новую профессию, а не просто повысить квалификацию по уже имеющейся специальности. Важно обеспечить развитие действительно необходимых навыков для этой аудитории, чтобы их обучение было эффективным и соответствовало современным требованиям рынка труда.

В Skillbox было представлено новое решение для образовательных задач — нелинейные курсы, которые появились на платформе в 2022 году. Эти курсы-конструкторы значительно сокращают разрыв между учебной практикой и реальными рабочими задачами. Каждый модуль курса связан с теми задачами, которые студенты будут решать после трудоустройства. Такой подход обеспечивает более глубокое понимание материала и подготовку к реальным условиям работы, что делает обучение более эффективным и актуальным.

Рынок неформального взрослого образования активно развивается, адаптируясь к реальным потребностям пользователей. Однако он сталкивается с рядом проблем. Как подчеркнула Ольга Ротарь, специалист по учебно-методической работе из нижегородского кампуса ВШЭ, основными трудностями на рынке дополнительного онлайн-образования для взрослых являются отсутствие стандартов оценки качества онлайн-программ и квалифицированных экспертов, а также недостаточно развитая система взаимодействия между различными участниками. Решение этих проблем является ключом к улучшению качества образования и повышению его доступности для взрослых обучающихся.

Объединения и ассоциации в сфере онлайн-образования могут стать важным шагом в решении актуальных проблем данной области. Их деятельность способствует улучшению качества образовательных программ, обмену опытом и внедрению современных технологий. Создание таких сообществ позволяет не только объединить усилия различных учреждений, но и наладить сотрудничество между преподавателями и студентами. Это, в свою очередь, может привести к более эффективным методам обучения и повышению доступности образовательных ресурсов для широкой аудитории.

Читать также:

  • 4 беды маркетплейсов курсов
  • Эксперты оценили качество корпоративного обучения в России
  • Где водораздел между EdTech и инфобизнесом?
  • Как EdTech ищет подходы к оценке качества онлайн-курсов
  • Как рынок ДПО и корпоративного обучения адаптировался к потрясениям-2022

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее