Образование #Статьи

4 июля, 2025

Как нейросеть ChatGPT поставила на уши гуманитарное образование / Skillbox Media

Упс... Может быть, не зря все роботов боялись? ?

Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO

Узнать больше

В последнее время активно обсуждается ChatGPT — нейросеть, способная генерировать тексты в различных стилях и форматах. Эта технологическая новинка вызывает опасения, что она может значительно изменить или даже угрожать традиционным методам обучения, особенно в гуманитарных науках. Важно проанализировать, как именно ChatGPT влияет на образование и какие изменения могут произойти в этой сфере.

  • что такое ChatGPT и какие угрозы этот бот несёт образованию;
  • как нейросеть почти сдала экзамены и в США, и в России — и как ещё её используют студенты;
  • если уже появилась технология для противодействия мошенничеству, то почему это не снимает главную проблему;
  • как ChatGPT может изменить процесс обучения.

Что такое ChatGPT

Несколько лет назад компания OpenAI представила алгоритм для обработки естественного языка, известный как GPT-3. Этот инструмент позволяет генерировать тексты в различных стилях и форматах, а также создавать чат-ботов. Принцип работы заключается в том, что пользователь вводит начальную часть текста, а алгоритм продолжает его, дополняя содержимое. Несмотря на широкую известность GPT-3, доступ к этой технологии был ограничен и осуществлялся на платной основе, что снижало число пользователей.

В ноябре 2022 года OpenAI представила новейший бесплатный чат-бот ChatGPT, основанный на усовершенствованной версии алгоритма GPT-3.5. Этот инструмент сочетает в себе функции поисковой системы и цифрового помощника. Вы можете задать ChatGPT любой вопрос, и он предоставит вам содержательный ответ, избавляя от необходимости переходить по множеству ссылок для поиска информации. Бот способен выполнять различные задачи, такие как написание кода, создание рекламных сценариев или эссе по философии. Для этого достаточно указать тему, объем текста и дополнительные параметры, если они необходимы. Всего за несколько минут вы получите уникальную работу, которую можно сдать преподавателю. ChatGPT открывает новые возможности для студентов и профессионалов, упрощая процесс получения информации и выполнения творческих заданий.

Появление ChatGPT вызвало в образовательном сообществе бурные обсуждения и обеспокоенность. В издании The Atlantic были опубликованы два материала с тревожными заголовками «Студенческие эссе уже мертвы» и «Конец сочинениям в старшей школе». Авторы этих статей задаются важным вопросом: если алгоритмы способны думать и писать вместо человека, как тогда организовать процесс обучения? Действительно, имеет ли смысл задавать школьникам и студентам письменные задания, которые призваны развивать навыки сбора, обобщения и анализа информации, а также умение формулировать собственные выводы? Зачем прилагать усилия, если все эти задачи может выполнить искусственный интеллект? Вопросы о будущем образования и роли традиционных методов обучения становятся все более актуальными в свете стремительного развития технологий.

Известный эксперт по образовательной политике в США Рик Хесс в своей колонке для Education Week подчеркивает, что неспособность развить у студентов бескомпромиссную добросовестность, которая не была нормой даже сто лет назад, создает дополнительные вызовы для преподавателей. Им необходимо гарантировать, что студенты действительно усваивают учебный материал, а не полагаются на искусственный интеллект для выполнения своих заданий. Таким образом, внедрение ChatGPT открывает новую эру в образовании, требуя от педагогов адаптации к новым условиям и методов оценки знаний.

Илон Маск, один из основателей OpenAI, отметил: «Это новый мир. Прощай, домашнее задание!» Его слова подчеркивают значительное влияние технологий и искусственного интеллекта на образование и повседневную жизнь. Век инноваций открывает новые горизонты, изменяя подходы к обучению и выполнению задач. Искусственный интеллект становится важным инструментом, способствующим улучшению качества образования и облегчению процесса усвоения знаний.

Текущий текст можно улучшить с точки зрения SEO, добавив ключевые слова и повысив его читаемость.

Читайте также:

Данный раздел предоставляет вам полезную информацию и рекомендации по актуальным темам. Мы собрали для вас самые интересные материалы, которые помогут углубить ваши знания и расширить кругозор. Ознакомьтесь с нашими статьями, чтобы найти ответы на ваши вопросы и получить ценные советы. Не упустите возможность узнать больше о ключевых аспектах, которые могут повлиять на вашу жизнь или бизнес. Погрузитесь в мир новых идей и практических решений.

Академическое мошенничество является глобальной проблемой, которая продолжает нарастать. В последние годы наблюдается увеличение случаев плагиата, подделки данных и других форм нечестного поведения в образовательной среде. Это явление затрагивает не только студентов, но и исследователей, а также учреждения высшего образования. Устойчивое развитие академической честности требует комплексного подхода к выявлению и предотвращению мошенничества, что включает в себя образовательные инициативы, строгие меры контроля и повышение осведомленности о последствиях нарушений. Борьба с академическим мошенничеством имеет важное значение для поддержания доверия к образовательным системам и научным исследованиям.

Почему ChatGPT посчитали угрозой для образования

На первый взгляд может показаться, что повода для паники нет. В XXI веке мы уже привыкли к тому, что студенты всегда ищут способы облегчить себе учебные задачи и списать. Меняются лишь методы и инструменты. Тем не менее, возможности нового бота, хотя и ограниченные, значительно увеличивают масштабы академического мошенничества, что вызывает беспокойство.

Рик Хесс утверждает, что в сравнении с ChatGPT традиционные методы мошенничества при написании учебных работ будут выглядеть незначительными. Он подчеркивает, что этот инструмент представляет собой не просто замену частичного мошенничества, а целостное и эффективное решение для создания текстов. ChatGPT значительно упрощает процесс генерации контента, что делает его более доступным и привлекательным для пользователей, ищущих способы обойти традиционные методы обучения.

Некоторые эксперименты и примеры подтверждают эти опасения.

Консалтинговая компания в США провела исследование, чтобы оценить, как ChatGPT справляется с написанием студенческих эссе по сравнению с реальными студентами. Для этого в компании привлекли преподавателей, которые разработали задания по таким дисциплинам, как медицина, право, литературное мастерство и история. Эти задания были выполнены как студентами колледжей, так и чат-ботом, при этом студентам была выплачена вознаграждение за их работу. Исследование позволяет оценить потенциал искусственного интеллекта в сфере образования и его способность генерировать качественный контент.

Анонимные ответы оценивались теми же преподавателями, которые разработали задания. Сочинения, полученные от нейросети, были немного отредактированы, чтобы устранить явные повторы и улучшить качество текста.

На выполнение каждой задачи нейросети требовалось от трех до двадцати минут, в то время как у людей этот процесс занимал около трех дней. Результаты оказались впечатляющими:

  • Эссе по медицине: авторы-люди получили четвёрку и двойку, а нейросеть — твёрдую тройку.
  • Эссе по истории: люди получили четвёрку и тройку с плюсом, нейросеть — четыре с минусом.
  • Литературный рассказ: нейросеть получила единицу, а вот у людей оценки были лучше — пятёрка, тройка и двойка с плюсом.
  • Эссе по праву: преподаватели оценили работу нейросети на твёрдую четвёрку, а сочинения людей — на пятёрку, тройку с минусом и единицу.

Авторы исследования провели сравнительный анализ обратной связи, полученной студентами и чат-ботом. Результаты показали, что объем комментариев по различным видам проблем у людей и нейросети практически не отличался. Например, чат-бот получил 49,2% комментариев, касающихся грамматики и синтаксиса, а аналогичный показатель у студентов оказался на уровне, близком к этой цифре.

Фото: Juice Flair / Shutterstock

Преподаватели Школы права Университета Миннесоты (США) провели эксперимент, чтобы оценить способности чат-бота в написании экзаменов по четырём различным курсам. Для этого чат-боту необходимо было ответить на 95 вопросов с выбором ответа и на 12 вопросов с открытыми ответами. В результате эксперимента ChatGPT продемонстрировал уровень знаний, который был оценён как «удовлетворительный» — чат-бот не показал идеального результата, но всё же успешно справился с экзаменом.

В эксперименте по бизнес-менеджменту, проведённом в Уортонской школе бизнеса, чат-бот продемонстрировал впечатляющие результаты, получив оценку «четыре» на экзаменах. Преподавательница, осуществлявшая наблюдение за экспериментом, отметила, что, несмотря на высокие достижения, бот всё же совершал очевидные ошибки в простых математических заданиях. Это исследование подчеркивает как потенциал современных технологий в области образования, так и необходимость дальнейшего совершенствования алгоритмов для повышения точности и надёжности искусственного интеллекта.

Ошибки являются одной из слабых сторон ChatGPT. Этот алгоритм не является волшебником, а опирается на данные, полученные от людей, которые могут быть недостоверными или недостаточно точными для адекватной обработки информации. Например, в одном эксперименте бот перепутал идеи Джона Локка и Томаса Гоббса. Автор эксперимента объясняет это тем, что эти философы часто упоминаются вместе. Поскольку бот не способен к настоящему мышлению, он выбрал то, что, по его мнению, лучше всего подходило к данному контексту. Это подчеркивает важность критического подхода к информации, предоставляемой такими системами, и необходимость верификации данных.

Эксперименты с ChatGPT иллюстрируют его способности в генерации текста и кода, авторство которых может быть сложно определить. Эта модель искусственного интеллекта демонстрирует высокую степень адаптивности и креативности, что делает её полезным инструментом для различных задач, включая создание контента, программирование и автоматизацию процессов. ChatGPT открывает новые горизонты в области обработки естественного языка, предоставляя пользователям возможность получать качественные результаты в короткие сроки.

Переделайте текст, чтобы он оставался на той же теме, сохраняя важные ключевые слова и обеспечивая соответствие SEO. Избегайте добавления лишней информации и символов. Не используйте разделы с номерами или маркерами.

Читать также:

Прокторинг становится решением множества проблем, связанных с дистанционными экзаменами. Он адресует все неудобства, которые могут возникнуть в процессе онлайн-тестирования, обеспечивая контроль за честностью и соблюдением правил. Благодаря прокторингу образовательные учреждения могут гарантировать, что экзамены проводятся в безопасной среде, минимизируя риски мошенничества и нарушений. Это делает дистанционное обучение более надежным и справедливым, что особенно важно в условиях современных требований к качеству образования.

ChatGPT демонстрирует отличные результаты на английском языке, однако на русском языке аналогичного уровня эффективности пока не достигнуто. Это стало причиной, по которой академическое сообщество не спешит волноваться по этому поводу, хотя, возможно, это было преждевременным решением. Вначале мы обсудим результаты одного эксперимента, а затем обратим внимание на скандал, связанный с использованием ChatGPT для написания дипломных работ на русском языке.

Доцент школы филологических наук ВШЭ и преподаватель Лицея НИУ ВШЭ Михаил Павловец поделился результатами эксперимента в статье для издания «Вести образования». Вместе с коллегами он попросил нейросеть GPT-3 написать итоговое школьное сочинение на английском языке с учетом нескольких параметров, таких как тема, опора на литературное произведение и объем. Нейросеть справилась с задачей всего за несколько минут. Готовый текст был мгновенно переведен с помощью «Яндекс Переводчика» и без редактирования представлен двум экспертам для оценки. Эксперимент подчеркивает потенциал искусственного интеллекта в сфере образования и его возможность генерировать тексты, соответствующие учебным требованиям.

Учителя-филологи могут заметить некоторые повторения и речевые недостатки, однако в целом сочинение можно считать успешным. Оно отвечает всем требованиям ФИПИ: состоит более чем из 350 слов, содержит четко сформулированный тезис, который детально обоснован тремя аргументами, включая литературный. Кроме того, в работе присутствуют выводы. Я сам мог бы оценить эту работу, но решил обратиться к двум коллегам — заведующей кафедрой словесности Лицея НИУ ВШЭ Екатерине Бровко и опытному столичному учителю Сергею Райскому, который работает в сфере образования более 30 лет. Оба эксперта отметили несколько речевых ошибок, но пришли к выводу, что по всем основным критериям данное сочинение заслуживает оценки «зачтено».

В конце января 2022 года выпускник РГГУ Александр Жадан поделился в Twitter тем, что успешно защитил дипломную работу, созданную с помощью искусственного интеллекта. Тема его диплома — «Теоретические аспекты управления современной организацией». Студент задавал вопросы боту на английском языке, а затем переводил полученный текст на русский с помощью онлайн-переводчика. По его словам, процесс оказался «ненапряжным и интересным». Этот случай подчеркивает растущую роль технологий в образовательном процессе и их влияние на традиционные методы обучения.

Юноша признает, что процесс написания диплома оказался более сложным, чем он предполагал. Ему пришлось несколько раз пересматривать и корректировать план работы, так как бот не смог справиться с этой задачей так же эффективно, как научный руководитель. В результате юноше пришлось делиться с алгоритмом необходимой информацией по частям, а также самостоятельно дорабатывать текст или обращаться к нейросети для исправления по замечаниям научного руководителя. Кроме того, он использовал чужой диплом для создания схожего текста. Таким образом, стратегия «создать диплом с помощью ChatGPT, комбинируя его с чужими работами и добавляя собственные идеи» оказалась успешной.

Работа продемонстрировала высокий уровень оригинальности, составив 82%. Весь процесс написания и редактирования занял у выпускника всего 23 часа: на создание первой версии ушло 11 часов, а оставшееся время было потрачено на доработку. Комиссия оценила результат совместной работы человека и ИИ на тройку, при этом один балл был снижен за поведение на экзамене. Автор поста приглашает всех желающих ознакомиться с его работой и оценить её качество.

Писать диплом с помощью ChatGPT действительно удобно. Хотя важно самостоятельно редактировать текст, большинство информации можно получить автоматически. Если соблюдать дисциплину и контролировать процесс, это поможет получить высокую оценку.

История вызвала значительный резонанс. Пресс-служба Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) опубликовала заявление, в котором разъясняется, что в процессе подготовки выпускной квалификационной работы руководитель неоднократно указывал студенту на недостатки в представленных материалах. На защите работы члены государственной комиссии колебались между оценками «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Лишь благодаря качественной презентации и уверенным ответам на вопросы, комиссия приняла решение в пользу студента, что свидетельствует о важных аспектах оценки и защиты квалификационных работ в образовательных учреждениях.

В высших учебных заведениях возникает необходимость в разработке инструментов для распознавания использования нейросетей при написании письменных работ. В этом контексте РГГУ предложил ограничить доступ к ChatGPT в образовательных учреждениях. Это решение обусловлено опасениями относительно негативного влияния на процесс обучения, а также вопросами безопасности и точности контента, создаваемого данной системой. Такие меры могут способствовать поддержанию академической честности и обеспечению качества образовательного процесса.

Фото: Ole.CNX / Shutterstock

Создание дипломных работ с использованием ChatGPT может стать популярной практикой среди студентов. Особенно это актуально для тех, кто стремится получить минимальный проходной балл. Не секрет, что среди студентов есть немало таких, кто не хочет углубляться в учебу. Важно отметить, что искусственный интеллект постоянно развивается, и в будущем его способности могут позволить получать более высокие оценки. На данный момент ChatGPT доступен бесплатно, но даже с введением платных тарифов он может оказаться более экономичным решением по сравнению с услугами по написанию дипломных работ на заказ. Это создает удобные условия для тех, кто ищет легкие пути. Однако стоит задуматься: действительно ли причина в технологии? Возможно, проблема заключается в отсутствии желания учиться и развиваться. Это вызывает серьезные размышления о подходе студентов к образованию.

Читать также:

В статье рассмотрены шесть типов внутренних установок, которые приводят к тому, что студенты прибегают к списыванию. Эти установки могут существенно влиять на учебный процесс и результаты. Понимание этих факторов поможет как учащимся, так и преподавателям разработать эффективные стратегии для повышения академической честности и улучшения образовательного опыта. Анализируя причины списывания, можно выявить ключевые аспекты, требующие внимания и коррекции, что в конечном итоге способствует формированию более ответственного подхода к обучению.

Как учащиеся используют СhatGPT и как этому можно противодействовать

Основная проблема использования современных технологий заключается в их влиянии на письменные работы. Студенты и школьники активно применяют алгоритмы для написания курсовых и эссе, что вызывает опасения по поводу качества образования и развития навыков написания. Эти технологии могут значительно упростить процесс, однако их использование порождает вопросы о честности и оригинальности выполненных работ.

В новозеландском издании Canta, при Кентерберийском университете, была опубликована история о студентке одного из местных вузов, которая использовала нейросеть для улучшения своих учебных результатов. Она подходила к учёбе серьезно: регулярно посещала лекции и изучала рекомендованную литературу, однако испытывала сложности с формулировкой своих мыслей. Это вызывало у нее чувство несправедливости и «наказания» за недостаток словесного мастерства. Студентка решила, что, несмотря на свои усилия, отсутствие таланта не должно препятствовать ее успеху, и поэтому использование нейросети не нанесет вреда её образовательному процессу.

Конечно, я готов помочь с переработкой текста. Пожалуйста, предоставьте сам текст, который нужно отредактировать.

Собеседница издания утверждала: «Это не копирование и не плагиат. Данный контент уникален и не имеет аналогов». Однако в университете считали иначе: если эссе не написано самостоятельно, это является нарушением установленных правил. Оригинальность контента имеет критическое значение в образовательной среде, и самостоятельное написание работ подтверждает уровень знаний студента.

В декабре 2022 года газета The New York Post опубликовала статью о профессоре Университета Фурмана Даррене Хиксе, который столкнулся с необычным случаем в своей практике. Он обнаружил, что один из студентов представил работу, написанную с помощью чат-бота. Профессор отметил, что стиль написания напоминал уровень очень умного 12-летнего ребёнка. Некоторые фразы были либо слишком простыми, либо странными для студенческого эссе, что указывало на отсутствие индивидуального стиля автора. Интересно, что даже при попытках повторить запрос, ответы чат-бота оставались уникальными. Профессор сам испытал это, предполагая, какую задачу мог задать студент, и увидел, что результаты оставались разнообразными. Эта ситуация поднимает важные вопросы о роли технологий в образовательном процессе и о том, как искусственный интеллект влияет на академическую честность.

Если бот генерирует текст в стиле умного подростка, это может упростить создание школьных сочинений. Рик Хесс, упомянутый в начале статьи, считает, что это действительно так. Тексты, написанные с помощью ботов, не всегда отличаются ясностью или логичностью, но подобные недостатки встречаются и в работах многих студентов, что признает Хесс. Он отмечает, что большинство учителей в системе K-12 и колледжах, с которыми он общался, испытывают трудности в том, чтобы с уверенностью отличить оригинальные студенческие работы от текстов, созданных с помощью ChatGPT. Эта ситуация поднимает вопросы о качестве образования и о том, как технологии влияют на процесс обучения.

В начале 2023 года студент Принстонского университета разработал проект GPTZero, предназначенный для помощи преподавателям в распознавании текстов, созданных с помощью нейросетей. Платформа анализирует введённый текст, оценивая его по двум основным критериям. Этот инструмент предоставляет образовательным учреждениям возможность выявлять работы, написанные с использованием искусственного интеллекта, что способствует поддержанию академической честности и оригинальности. GPTZero становится важным ресурсом для преподавателей, стремящихся сохранить высокий уровень образовательного процесса.

  • Преплексия — под ней здесь понимается, насколько знакомым и стройным текст кажется языковой модели: если он труден для понимания, то с большой долей вероятности писал текст человек.
  • «Пакетные данные» — человек пишет длинные и короткие предложения, может растягивать мысль в одном абзаце, а в другом ограничиться коротким восклицанием. Формулировки алгоритмов куда скучнее, а тексты — ровнее.

Согласно информации издания Tech Learning, более 20 тысяч педагогов по всему миру подписались на обновления о GPTZero. Однако стоит отметить, что GPTZero не всегда демонстрирует высокую точность. В одном из тестов, где системе предложили распознать девять эссе — шесть настоящих студенческих работ и три, созданные чат-ботом — она правильно определила семь из них. В двух случаях система ошиблась: одно эссе было написано человеком, а другое — сгенерировано чат-ботом.

Почему проблема не только и не столько в мошенничестве

В образовательной сфере волнение вызвано не только ростом академического мошенничества, но и влиянием технологий, таких как ChatGPT, на процесс получения знаний и организацию обучения. Технологии искусственного интеллекта меняют подходы к обучению, предоставляя новые возможности для студентов и преподавателей. Использование таких инструментов может как улучшить качество образования, так и вызвать опасения относительно честности и глубины усвоения материала. Важно найти баланс между использованием технологий и поддержанием высоких стандартов академической честности в образовательном процессе.

Профессор лингвистики Наоми С. Бэрон в своей колонке для издания The Conversation поднимает важные вопросы о влиянии технологий на чтение, письмо и мышление. Она считает, что помимо проблемы списывания, существуют и другие серьезные причины для беспокойства. Основные из них связаны с тем, угрожает ли искусственный интеллект навыкам письма, снижает ли он ценность письма как процесса и влияет ли на восприятие письма как инструмента для размышлений. Эти вопросы требуют внимательного рассмотрения, поскольку они касаются не только образовательных практик, но и более широких аспектов нашей коммуникации и креативности в эпоху цифровых технологий.

Исследование, проведенное среди студентов в США и Европе, выявило интересный аспект использования цифровых помощников. Многие респонденты отмечают, что, несмотря на очевидные преимущества, такие инструменты могут представлять собой угрозу для развития навыков письма. Автоматическая проверка ошибок в популярных текстовых редакторах, хотя и облегчает процесс написания, может привести к снижению осознанности и внимательности к собственному стилю. Участники исследования подчеркивают, что чрезмерная зависимость от технологий может затруднить понимание текста и уменьшить возможность креативного самовыражения. В результате, студенты рискуют потерять навыки критического мышления и любознательность, что является важной частью образовательного процесса. Таким образом, важно находить баланс между использованием технологий и развитием собственных умений.

Фото: Lamai Prasitsuwan / Shutterstock

Использование современных технологий приводит к значительным изменениям в подходе к гуманитарному образованию. Это может повлиять на качество обучения и восприятие гуманитарных дисциплин, поскольку акцент смещается на цифровые навыки и технологии. Важно адаптировать методики преподавания, чтобы сохранить ценность гуманитарных знаний и обеспечить их интеграцию с новыми технологиями. Таким образом, необходимо переосмыслить образовательные программы, чтобы они соответствовали требованиям современного мира и способствовали развитию критического мышления и аналитических навыков у студентов.

Обработка естественного языка представляет собой серьезный вызов для академических гуманитарных наук. Существуют важные практические вопросы: факультеты гуманитарных наук оценивают студентов на основе их эссе и присуждают докторские степени по итогам диссертаций. Что произойдет, если эти процессы будут значительно автоматизированы? Я полагаю, что академическим кругам потребуется около десяти лет, чтобы адаптироваться к этой новой реальности: два года для того, чтобы студенты освоили технологию, три года для осознания профессорами того, что студенты активно используют эту технологию, и пять лет для того, чтобы администрации вузов выработали стратегию действий. Преподаватели уже находятся под большим давлением и часто получают низкую оплату труда. Они сталкиваются с кризисом в гуманитарных науках, и появление новых технологий создает дополнительные трудности. Я выражаю им свое сочувствие, — отметил в колонке для The Atlantic канадский писатель Стивен Марш.

Специалистам в области образования предстоит не только проверять уникальность учебных работ, но и оценивать их на предмет «человечности», то есть выявлять возможное использование искусственного интеллекта. Это требует переосмысления подходов к обучению и оценки его результатов. Необходимо адаптировать методы оценки так, чтобы они учитывали новые реалии, связанные с внедрением технологий.

Оптимизация текста под SEO включает в себя использование ключевых слов и улучшение структуры контента для повышения видимости в поисковых системах. Важно создать информативный и интересный текст, который будет отвечать на запросы пользователей.

Читайте также:

Образование формируется людьми, обучение осуществляется с помощью технологий.

Как СhatGPT может поменять процесс обучения и оценки его итогов

После первоначального шока от новшества в образовательной сфере в экспертном сообществе началась активная рефлексия. В январе 2023 года в уважаемом издании Inside Higher Ed, посвящённом вопросам высшего образования, было опубликовано около 16 статей, касающихся изменения подходов к образованию в условиях новой реальности. Эти публикации поднимают важные вопросы о необходимости адаптации образовательных стратегий и методов, чтобы они соответствовали современным требованиям и вызовам. Обсуждаются новые технологии, изменения в учебных планах и роли преподавателей, что подчеркивает актуальность темы в контексте глобальных изменений.

Автор нескольких книг по литературному мастерству и преподаватель Джон Уорнер ставит вопрос о ценности заданий, которые могут выполнять чат-боты. Современные технологии могут стать catalyst для переосмысления образовательного процесса и реальной ценности знаний, получаемых в вузах. Уорнер отмечает, что сам процесс создания и передачи знаний теряет свою значимость, и студенты это понимают. В результате, они продолжают искать «короткие пути» для достижения успеха, прибегая к списыванию или обращаясь к старшекурсникам за ответами на экзамены. Важно задуматься о том, как инновации в области технологий влияют на традиционное обучение и какие изменения необходимы для улучшения образовательного опыта студентов.

Эксперты единодушны в том, что современные технологии трансформируют методы обучения. Преподавательница Рэйчел Эллиот Риголино предлагает интересное решение: если нейросети способны обрабатывать и анализировать информацию за студентов, это открывает возможность сосредоточиться на развитии критического мышления, навыков редактирования и других важных компетенций, необходимых в будущем. Таким образом, преподаватели могут адаптировать свои подходы, чтобы подготовить студентов к вызовам цифровой эпохи и повысить их способность к самостоятельному анализу информации.

Существует альтернативная точка зрения. Рик Хесс утверждает, что от письменных заданий отказываться не следует, а необходимо вернуть их выполнение в учебные аудитории под контролем преподавателей. Если же задания остаются на дом, то важно требовать от учащихся предоставления планов и заметок, а также проверять каждый этап их работы. Хесс признает, что в последние 10–20 лет образование благодаря цифровым технологиям всё больше приближалось к модели перевёрнутого класса. Однако сейчас технологии могут, наоборот, стать причиной отказа от этой образовательной модели.

В России, в связи с резонансом вокруг дипломной работы Александра Жадана, написанной с использованием нейросети, заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга отметил, что этот инцидент является важным сигналом для педагогического сообщества. Он подчеркнул необходимость внимательного участия преподавателей в процессе написания дипломных работ студентами, что позволит обеспечить качество образовательного процесса и предотвратить подобные случаи в будущем.

Автор дипломной работы полагает, что значимость выпускных работ преувеличена и они не требуют больших усилий. Аналогичное мнение высказала Маргарита Симоньян в своем телеграм-канале, отметив, что способность написать диплом не отражает готовность человека к профессиональной деятельности, а также не свидетельствует о качестве полученных знаний. Она утверждает, что дипломы служат лишь формальным документом, который не позволяет объективно оценить знания и навыки студентов.

Первый заместитель председателя комитета Олег Смолин выразил озабоченность по поводу использования нейросетей для написания дипломных работ. Он отметил, что если такая практика продолжится, студенты могут утратить навыки самостоятельной работы. Однако Смолин подчеркивает, что запрещение подобных сервисов не приведет к желаемым результатам, так как всегда найдутся способы обойти ограничения. Вместо этого он предлагает изменить подход к оценке дипломных работ. Студенты должны не только представлять свои работы, но и уметь четко объяснять их содержание и отвечать на вопросы комиссии. Это требует перехода к более активной форме защиты диплома, где акцент будет сделан на способности студента защищать свою работу, а не просто зачитывать её содержание.

В преподавательском сообществе существует широкий спектр мнений относительно формата выпускных квалификационных работ в бакалавриате. Обсуждение в телеграм-канале «Наука и университеты» выявило различные подходы к этому вопросу. Некоторые преподаватели выступают за полный отказ от письменных работ, предлагая вместо них проводить междисциплинарные экзамены как итоговое испытание. Другие предпочитают дифференцированный подход, при котором сильные студенты могут написать выпускную квалификационную работу, а студенты с низкими оценками вынуждены будут сдавать экзамен. Такой подход может способствовать более справедливой оценке знаний и навыков студентов.

Изучите также:

  • ИИ теперь может создавать онлайн-курсы
  • Может ли чат-бот помочь студентам соблюдать дедлайны?
  • Как из курса по литературе сделали спектакль-бот
  • Роботы-учителя — какие у них перспективы и какой от них толк на самом деле?
  • Как в «Газпром нефти» развивают эмоциональный интеллект с помощью чат-бота

Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO

Вы научитесь запускать прибыльные курсы и вебинары с минимальными вложениями. Поймёте, как вывести в плюс существующие EdTech-проекты и зарабатывать на онлайн-обучении.

Узнать подробнее