Что такое проактивность / Skillbox Media
Какие конкретные характеристики включает в себя это модное понятие и как их оценивать?
Содержание:
Научитесь: Наставничество и управленческий коучинг
Узнать большеПроактивность становится важным качеством как для школьников, так и для студентов и работников. Но что на самом деле скрывается за этим понятием? Можно ли измерить уровень проактивности человека? И возможно ли развить эту компетенцию, или она является врождённым свойством личности, доступным лишь немногим? На эти вопросы отвечают исследователи из стратегического проекта Высшей школы экономики «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Проект направлен на изучение различных форм самостоятельности и разработку инструментов для их поддержки и развития, что позволяет лучше понять, как проактивность влияет на успех в жизни и карьере.
Кто оказал поддержку в нашем понимании ситуации.
Ведущий научный сотрудник и заведующий лабораторией исследований человеческого потенциала и образования Института образования Высшей школы экономики (ВШЭ). Он также возглавляет направление «Проактивное поведение и самостоятельность» в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Основные задачи лаборатории включают изучение факторов, способствующих развитию проактивного поведения у людей, а также исследование методов повышения самостоятельности в условиях современных образовательных систем.
Научный сотрудник лаборатории непрерывного образования взрослых Института образования Высшей школы экономики. Координатор стратегического проекта, посвященного успеху и самостоятельности человека в условиях быстро меняющегося мира. В рамках своей работы я занимаюсь исследованием современных подходов к обучению взрослых, а также разработкой эффективных методов, способствующих адаптации и развитию личности в стремительно изменяющейся социальной и экономической среде.
Проактивность, также известная как агентность, активная самостоятельность или стратегическая самостоятельность, представляет собой набор характеристик, которые особенно актуальны в различных сферах жизни, включая экономику и предпринимательство. Проще говоря, проактивность — это способность эффективно действовать в условиях неопределенности, когда отсутствуют четкие регламенты и шаблоны поведения. В таких ситуациях человек должен принимать самостоятельные решения и предпринимать действия, направленные на укрепление своих возможностей, трансформацию окружающей среды и адаптацию к макроструктурным изменениям. В условиях современного рынка проактивность становится ключевым фактором успеха, позволяющим не только адаптироваться к изменениям, но и предвосхищать их, что особенно важно для достижения устойчивого роста и конкурентных преимуществ.
Проактивность, или самостоятельность, делится на две основные категории: исполнительская и стратегическая. Исполнительская самостоятельность на рабочем месте подразумевает способность самостоятельно решать текущие тактические задачи. Это включает в себя оперативное принятие решений, что способствует эффективному выполнению обязанностей. Стратегическая самостоятельность, в свою очередь, связана с долгосрочным планированием и разработкой стратегии действий. Она включает готовность самостоятельно устанавливать новые цели и находить способы их достижения. Обе эти формы проактивности играют ключевую роль в профессиональном развитии и успехе на рабочем месте.
Проактивность также включает в себя личностное развитие и стремление к самосовершенствованию. Готовность изменять себя ради получения новых возможностей является важным аспектом проактивного подхода. Способность осознавать свои слабости и выбирать эффективные методы саморазвития является ключевой характеристикой проактивного человека. Это умение помогает не только в достижении личных целей, но и в улучшении профессиональной жизни, открывая новые горизонты и перспективы.
Проактивность, также известная как агентность, активная самостоятельность и стратегическая самостоятельность, представляет собой набор характеристик, которые становятся особенно актуальными в современных условиях, включая экономику и предпринимательство. Проще говоря, проактивность — это способность эффективно действовать в условиях неопределенности, когда отсутствуют четкие регламенты и шаблоны поведения. В таких ситуациях человеку необходимо принимать самостоятельные решения и действовать, укрепляя свои возможности и трансформируя как непосредственную жизненную среду, так и макроструктуры. Развитие проактивности позволяет не только адаптироваться к изменениям, но и предвосхищать их, что является ключевым фактором успеха в бизнесе и других сферах.
Проактивность можно классифицировать на исполнительскую и стратегическую. Исполнительская самостоятельность на рабочем месте подразумевает способность самостоятельно решать текущие тактические задачи. В то время как стратегическая самостоятельность включает в себя разработку долгосрочной стратегии, готовность самостоятельно устанавливать новые цели и определять пути их достижения. Обе формы проактивности важны для эффективного выполнения задач и достижения успеха в профессиональной деятельности. Развитие этих навыков способствует повышению личной ответственности и повышению общей продуктивности.
Проактивность также включает в себя готовность изменять свою личность ради достижения больших возможностей. Способность осознавать свои недостатки и выбирать подходящие методы для саморазвития является важным аспектом проактивного поведения. Это позволяет не только улучшить личные качества, но и открывает новые горизонты для профессионального и личного роста. Проактивные люди активно ищут способы для самосовершенствования, что способствует их успеху и развитию в различных сферах жизни.
Проактивность заключается в создании нового, что важно не только ради свежести идей, но и для достижения как индивидуального, так и коллективного благополучия. Эта черта позволяет людям и организациям активно влиять на свою среду, предвосхищая изменения и создавая возможности для улучшения качества жизни. Проактивный подход способствует развитию инноваций и эффективных решений, которые в конечном итоге способствуют успеху и удовлетворению потребностей как отдельных людей, так и общества в целом.
В рамках нашего стратегического проекта «Проактивное поведение и самостоятельность» мы исследуем не только новые формы действий, но и их полезные эффекты. Мы установили, что способность ребенка создавать онлайн-сообщество является индикатором его успешности в самостоятельном обучении и дистанционном обучении. Такие навыки свидетельствуют о высокой степени самостоятельности и адаптивности, что особенно важно в современных условиях.
Проактивность заключается в создании чего-то нового не только ради инноваций, но и с целью достижения как индивидуального, так и коллективного благополучия. Эта черта позволяет людям и организациям не просто реагировать на изменения, но и активно формировать свое будущее, принимая обоснованные решения и выстраивая стратегии. Проактивный подход способствует улучшению качества жизни и повышению эффективности работы, ведь он ориентирован на долгосрочные цели и устойчивое развитие.
В рамках нашего стратегического проекта «Проактивное поведение и самостоятельность» мы проводим исследования, направленные на выявление новых форм действий и их полезных эффектов. Мы установили, что способность ребенка создать онлайн-сообщество свидетельствует о его высокой эффективности в условиях самостоятельного обучения и дистанционного образования. Таким образом, проактивное поведение и умение взаимодействовать в цифровой среде становятся ключевыми факторами успешного обучения.
Конечно, я готов помочь вам с редактированием текста. Пожалуйста, предоставьте сам текст, который нужно изменить.
Примером проактивного поведения школьников является создание онлайн-сообществ в социальных сетях, таких как «ВКонтакте», посвященных различным темам — от хобби до дополнительного образования. Исследования показали, что ученики средней и старшей школы, которые во время пандемии инициировали создание новых онлайн-сообществ, значительно лучше справились с вызовами этого периода. У них улучшились навыки, а также они нашли новые возможности для саморазвития. Проактивность способствует не только личностному росту, но и формированию социальных связей, что в свою очередь положительно сказывается на психологическом состоянии и учебных успехах.
Пример проактивности в семье можно увидеть на основе исследований, проведенных в период пандемии. Около одной трети российских семей в это время начали сознательно формировать новые правила поведения. В некоторых из этих семей дети принимали активное участие в этом процессе. Вместо того чтобы просто следовать указаниям родителей, таким как «Мы теперь всегда моем руки перед едой и после еды» или «Мы не трогаем дверные ручки в подъезде без перчаток», родители и дети обсуждали эти вопросы вместе, вырабатывая совместные решения, что способствовало улучшению семейной атмосферы и укреплению взаимопонимания.
Школьники, создавая онлайн-сообщества во «ВКонтакте», проявляют проактивность, независимо от темы, будь то хобби или дополнительное образование. Исследования показали, что ученики средней и старшей школы, ставшие инициаторами создания новых онлайн-сообществ во время пандемии, значительно успешнее адаптировались к сложным условиям. Это активное участие способствовало улучшению их навыков и открытию новых возможностей для саморазвития.
Пример проактивности в семье можно увидеть на основе исследования, проведенного в период пандемии. Оно показало, что около трети российских семей осознанно разработали новые правила поведения. В некоторых из этих семей дети активно участвовали в процессе формирования этих правил. Это означает, что решения принимались не только по указанию родителей, но и в результате совместного обсуждения. Например, семьи обсуждали необходимость мытья рук перед и после еды или использование перчаток при контакте с дверными ручками в подъезде. Такой подход способствовал созданию более осознанной и безопасной среды для всех членов семьи.
Утверждать, что все инициативы в бизнесе полезны, было бы серьезным преувеличением. На самом деле важны только те идеи и действия, которые способны повысить эффективность использования времени и привлечь новые инвестиции в компанию. Фокус на результативности и оптимизации процессов позволяет достигать лучших финансовых показателей и укреплять позиции на рынке.
Согласно интервью с работодателями, на стартовых позициях от сотрудников чаще всего ожидают самоорганизации. Работодатели ценят умение организовать свое время и справляться с возникающими трудностями в рамках поставленных задач. Однако, когда сотрудники переходят на управленческие уровни, от них начинают требовать активной самостоятельности и стратегического мышления. Это подчеркивает важность развития навыков планирования и принятия решений для карьерного роста. Стратегическое видение становится ключевым фактором для успешного выполнения обязанностей на более высоких должностях.
Утверждать, что все инициативы в бизнесе полезны, было бы серьезным преувеличением. Важно понимать, что эффективность бизнес-инициатив определяется их способностью увеличивать отдачу на единицу времени и привлекать новые инвестиции. Только такие меры способны реально способствовать росту компании и улучшению ее финансовых показателей.
По результатам интервью с работодателями можно заметить, что на стартовых позициях от сотрудников в первую очередь ожидается самоорганизация. Работодатели ценят способность эффективно справляться с трудностями в рамках поставленных задач. Однако, когда сотрудники достигают управленческих позиций, от них требуется активная самостоятельность и стратегическое видение будущих перспектив. Это подчеркивает важность развития навыков планирования и принятия решений для карьерного роста.
Восприятие изменений зависит от точки зрения. При попытке изменить внешнюю структуру всегда возникает дискомфорт у окружающих, что порождает напряжение. Каждый, кто предлагает новшества, особенно в бюрократических системах, неизбежно сталкивается с сопротивлением, что негативно сказывается на его собственном благополучии. Чтобы преодолеть это сопротивление, необходимы настойчивость и целеустремлённость. Лишь на заключительных этапах, когда человек преодолевает все трудности, уровень как индивидуального, так и коллективного благополучия возрастает, а проактивные инициативы начинают приносить реальную пользу.
Проактивность, с точки зрения тактики, может вызывать негативные последствия как для самого человека, так и для окружающей среды. Она может привести к конфликтам с другими людьми и создать напряжённость в межличностных отношениях. Однако с стратегической точки зрения проактивность в конечном итоге приносит пользу как человеку, так и окружающей среде. Проактивные люди способствуют позитивным изменениям, что улучшает атмосферу в обществе. Кроме того, приобретение опыта в проактивных действиях помогает человеку более эффективно справляться с неожиданными проблемами в различных сферах жизни и легче справляться с трудными ситуациями. Это развитие навыков проактивности позволяет повысить устойчивость к стрессам и способствует личностному росту.
Изменение внешней структуры всегда воспринимается по-разному, в зависимости от точки зрения. Когда человек стремится к нововведениям, это может вызвать дискомфорт у окружающих, что приводит к напряжению. Предложение новых идей, особенно в рамках бюрократических организаций, часто сталкивается с сопротивлением, что негативно сказывается на личном благополучии инициатора изменений. Для успешного преодоления этих трудностей необходимы настойчивость и целеустремленность. Лишь на заключительных этапах, после преодоления всех препятствий, уровень как индивидуального, так и коллективного благополучия возрастает, а проактивные действия становятся действительно эффективными и полезными.
Проактивность в тактическом плане может вызывать негативные последствия как для самого человека, так и для окружающей среды. Проявление проактивности иногда приводит к конфликтам и недопониманию с другими людьми. Однако в стратегическом аспекте проактивность приносит значительные преимущества. Проактивные люди способствуют улучшению среды вокруг себя, создавая положительные изменения. Кроме того, накопленный опыт проактивности помогает индивиду справляться с неожиданными трудностями в различных сферах жизни, что позволяет более эффективно управлять сложными ситуациями. Таким образом, проактивность является важным качеством, способствующим личностному росту и развитию.
В настоящее время можно выделить три основных подхода к оценке проактивности. Первый подход заключается в оценке через деятельностные индикаторы, что подразумевает анализ созданных человеком результатов. На сегодняшний день этот подход считается наиболее эффективным. Однако существует проблема: невозможно разработать универсальный набор деятельностных индикаторов, который был бы актуален для оценки проактивности как школьников, так и студентов вузов, а также сотрудников, выполняющих разнообразные рабочие задачи. Это ограничение усложняет процесс оценки и требует индивидуального подхода к каждому контингенту.
Второй подход к оценке проактивности заключается в использовании опросников, которые оценивают различные индикаторы, такие как самоэффективность, локус контроля (внешний или внутренний), позитивное отношение к жизни и инновационное поведение. Для каждого из этих индикаторов разработаны валидизированные опросники, которые могут служить инструментом для оценки уровня проактивности. Однако стоит отметить, что одним из основных недостатков таких опросников является склонность респондентов давать социально желательные ответы. Этот эффект можно частично уменьшить, увеличив количество опрашиваемых, но полностью устранить его не представляется возможным. Кроме того, исходя из проведенных исследований, можно утверждать, что опросники не охватывают все аспекты проактивности, что ограничивает их полезность в полной оценке данного качества.
Мы разрабатываем новый подход к оценке проактивности. Идея заключается в создании компьютерной игры, в которой будут заложены паттерны поведения, отражающие разные уровни проявления данного качества. Анализируя решения, которые принимает игрок, его стратегию и цели, а также достигнутые результаты, мы сможем оценить уровень проактивности. Реализация этой игры — задача на будущее, и мы уверены, что это направление станет основой для дальнейшего развития оценки проактивности.
В настоящее время можно выделить три основных подхода к оценке проактивности. Первый подход заключается в оценке через деятельностные индикаторы, то есть на основе результатов, которые человек создал. Этот метод считается наиболее эффективным, так как позволяет наглядно продемонстрировать уровень проактивности. Однако существует проблема с созданием универсального набора деятельностных индикаторов, который был бы актуален для оценки проактивности как школьников, так и студентов университетов, а также сотрудников, выполняющих разнообразные рабочие задачи. Это делает процесс оценки менее гибким и затрудняет его применение в различных контекстах.
Второй подход к оценке проактивности включает использование опросников, основанных на различных индикаторах. К основным из них относятся самоэффективность, локус контроля (внешний или внутренний), позитивное отношение к жизни и инновационное поведение. Для каждого из этих индикаторов разработаны валидизированные опросники, которые можно использовать для измерения уровня проактивности. Однако стоит отметить, что одним из недостатков опросников является склонность респондентов давать социально желаемые ответы. Этот эффект можно частично уменьшить, опрашивая большое количество людей, но полностью устранить его не удается. Кроме того, на основе наших исследований можно утверждать, что существующие опросники не охватывают все аспекты проактивности, что ограничивает их эффективность в полной оценке этого качества.
Мы стремимся разработать новый подход к оценке проактивности. Наша идея заключается в создании компьютерной игры, в которой будут заложены паттерны поведения, соответствующие различным уровням проявления этого качества. Анализируя решения, принимаемые игроком, его стратегию и цели, а также достигнутые результаты, мы сможем определить уровень его проактивности. Разработка такой игры представляет собой задачу будущего, и мы уверены, что это направление станет основой для дальнейшей оценки проактивности.
Практикам рекомендуется выделить в своей среде, например, в компании, примеры людей и команд, которые проявляют проактивность. Эти примеры могут служить деятельностными индикаторами, позволяющими определить, каким образом в вашей сфере создаются успешные карьерные траектории. Оценка других сотрудников может производиться аналогично этим образцам. Это поможет не только понять, какие стратегии работают, но и внедрить их в свою практику для достижения аналогичных результатов.
В каждой сфере деятельности существуют как реальные примеры успешного опыта, так и ситуации, созданные лишь для видимости, когда действия выполняются формально без истинной проактивности. Поэтому необходимо акцентировать внимание на настоящих кейсах, которые служат надежными образцами для подражания и вдохновения. Это позволит более эффективно использовать успешные практики и избегать поверхностного подхода в работе.
Опросники могут быть полезными инструментами, однако на текущем этапе научное понимание проактивности находится в зачаточной стадии. Поэтому более целесообразно опираться на мнения и запросы самих участников процесса, то есть людей, проявляющих проактивное поведение. В ходе наших интервью с HR-специалистами из различных компаний мы неоднократно сталкивались с утверждением: «Существуют различные тесты, но мы научились самостоятельно определять, что именно означает проактивность и самостоятельность для нашей организации». Это определение имеет для них большое значение, однако часто эти качества оцениваются интуитивно.
Практикам рекомендуется обратить внимание на примеры проактивных людей и команд в своей профессиональной среде, например, в компании. Анализируя эти примеры, можно выявить ключевые показатели успешной деятельности и понять, каким образом формируются эффективные карьерные траектории в вашей области. Это позволит оценивать других сотрудников по аналогии с успешными моделями поведения и подходами.
В каждой сфере деятельности существуют как настоящие примеры успешного взаимодействия, так и декорации, когда действия предпринимаются лишь для создания видимости активности. Важно уметь отличать реальные кейсы от формальных подходов, чтобы использовать их в качестве образца для подражания. Реальные примеры демонстрируют истинную проактивность и являются основой для эффективного развития и внедрения лучших практик.
Опросники также могут быть полезными, однако стоит учитывать, что научное понимание проактивности все еще находится на начальной стадии. Поэтому важно опираться на запросы самих участников — людей, проявляющих проактивность. В ходе наших интервью с HR-специалистами из различных компаний часто звучит мнение: «Да, существуют множество тестов, но мы уже научились самостоятельно определять, что именно означает проактивность и самостоятельность для нашей компании». Для них это является ключевым аспектом, однако зачастую они определяют эти качества интуитивно, без строгих критериев. Важно развивать методы оценки проактивности, чтобы улучшить процесс подбора кадров и повысить эффективность работы команд.
Влияние биологических факторов на проактивность человека сложно оценить однозначно, так как наследственность остается для нас непознанной областью. Тем не менее, можно предположить, что существуют гены, которые формируют базовые условия для развития проактивности. Это подразумевает, что у каждого человека может быть свой генетически предопределенный уровень проактивности, который служит своего рода потолком. Исследования в этой области могут помочь лучше понять, как наследственность и генетические факторы взаимодействуют с окружающей средой и личным опытом, формируя активные жизненные позиции и поведение.
Проактивность формируется на протяжении всей жизни, и на этот процесс можно оказывать влияние. Образовательные учреждения играют ключевую роль в развитии у человека стремления к активной деятельности. Важно, чтобы образовательные программы способствовали формированию инициативности и ответственности, что в свою очередь помогает развивать проактивный подход к жизни.
Проактивность определяется двумя основными аспектами. Первый из них — это внешние условия, включая семью, образовательные учреждения, социальные группы и различные общественные институты, с которыми взаимодействует человек. Второй аспект — это внутренние условия, формирующиеся под воздействием внешней среды. В современном мире наблюдается деструктурация социальных структур, которые становятся более гибкими и изменчивыми, что требует от каждого индивида все большей проактивности. Проактивный подход позволяет успешно адаптироваться к изменениям и эффективно реагировать на новые вызовы.
Наши исследования показывают, что на данный момент не существует гарантированных методов для развития проактивности. Каждый человек имеет потенциал для этого, однако специфические триггеры, которые способствуют проактивному поведению в определенных ситуациях и с различными людьми, остаются пока неизвестными науке.
Проактивность человека может быть частично обусловлена биологическими факторами, однако вопрос о наследственности остается непростым и требует дальнейшего изучения. Существуют предположения, что определённые гены могут влиять на развитие проактивных качеств. Это указывает на то, что у каждого индивидуума может быть свой генетически предопределенный уровень проактивности. Важно учитывать, что как наследственность, так и окружающая среда играют значительную роль в формировании проактивного поведения.
Проактивность формируется на протяжении всей жизни, и на этот процесс можно влиять. Образовательные учреждения играют ключевую роль в воспитании у людей стремления к активным действиям и инициативе. Развитие проактивного мышления способствует не только личностному росту, но и улучшает профессиональные навыки, что делает человека более конкурентоспособным на рынке труда.
Проактивность определяется двумя основными наборами характеристик. Первый набор связан с внешними условиями, такими как семья, образование, социальная среда и различные общественные институты, которые человек посещал. Второй набор характеристик формируется внутренне и подвержен влиянию внешних факторов. В современном мире наблюдается деструктурация социальных структур, что делает их более гибкими и изменчивыми. В результате от каждого человека требуется всё больше проактивности, чтобы успешно адаптироваться к новым условиям и справляться с вызовами.
Наши исследования показывают, что нет универсальных методов для развития проактивности. Каждый человек имеет потенциал для роста в этом направлении. Тем не менее, наука еще не установила, какие конкретные триггеры и в каких ситуациях наиболее эффективны для каждого индивидуального случая.
Исходя из наблюдений и общих рекомендаций, важно создавать для человека задачи, которые способствуют его развитию, выступая в роли тестовых ситуаций. HR-специалисты различных компаний используют метафору, сравнивая этот процесс с помещением человека не в открытое море, а в канал небольшой глубины с ответвлениями. Это позволяет избежать ситуации, когда он «утонет», и в то же время дает возможность оценить, движется ли он вперед и каким образом выбирает свое направление. Такие подходы помогают не только в профессиональном росте, но и в формировании уверенности в собственных силах, что существенно влияет на эффективность работы и общую мотивацию.
Важно отметить, что универсальных инструментов и гарантий не существует. Ключевую роль играет мотивация самого человека. Влияние на мотивацию возможно, но с детьми это осуществить проще, чем со взрослыми. Создание подходящей среды и использование методов поощрения могут способствовать формированию устойчивой мотивации для достижения целей.
В образовательных процессах важно предоставлять учащимся максимальную свободу. Однако эта свобода не должна переходить в анархию, когда студент делает всё, что вздумается. Ключевым аспектом является наличие мягкого контроля со стороны преподавателя, который помогает направлять учащихся и создавать продуктивную учебную атмосферу. Эффективный баланс между свободой и контролем способствует более глубокому пониманию материала и развитию самостоятельности у студентов.
Традиционная система образования часто основывается на принципе «стимул — реакция», где ученики отвечают на вопросы, чтобы получить высокие оценки. В такой модели мотивация учащихся заключается не в стремлении к знаниям, а в желании избежать низкой оценки. Это приводит к тому, что процесс обучения теряет свою ценность, а ученики сосредотачиваются на минимально необходимом, чтобы не получить двойку. Важно переосмыслить подход к обучению, чтобы акцентировать внимание на истинной ценности знаний и развитии критического мышления.
Развитие активной учебной самостоятельности учащихся зависит от системы, которая предоставляет им больше свободы и возможностей для самостоятельных действий. Важно, чтобы преподаватель постоянно обеспечивал обратную связь, помогая студентам определить правильное направление их усилий. Такая система создает условия для самовыражения в учебной среде и демонстрации личной эффективности. Чем больше ученики уверены в своих силах, тем выше вероятность их дальнейшего роста и развития.
Исследование Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского показало, что в бедных и неблагополучных районах есть школы с высоким уровнем устойчивости. Несмотря на то что в этих учебных заведениях учатся дети из социально незащищенных семей, где у большинства родителей нет высшего образования, ученики активно участвуют в олимпиадах, демонстрируют хорошие результаты на ЕГЭ и поступают в вузы. Эти школы выделяются своим принципом: предоставлять каждому ученику возможность проявить свои таланты и способности. Такой подход способствует не только развитию индивидуальных качеств детей, но и повышению общего уровня образования в сложных социальных условиях.
На основе нашего анализа и выводов, полезно ставить перед человеком задачи, которые способствуют его развитию. Это своего рода тестовые ситуации. HR-специалисты из разных компаний используют метафору, согласно которой не следует бросать человека в открытое море, а лучше помещать его в канал небольшой глубины с ответвлениями. Это позволяет избежать «утопления» и наблюдать, как человек справляется с задачами, каковы его выборы и направления движения. Таким образом, создаются условия для эффективного развития и оценки навыков, что в свою очередь способствует росту как самого сотрудника, так и компании в целом.
Следует отметить, что универсальных инструментов и гарантий не существует. Ключевую роль в этом процессе играет мотивация самого человека. Влияние на мотивацию возможно, однако с детьми это сделать легче, чем со взрослыми. Мотивация является важным фактором, определяющим успех в достижении целей.
В образовательных ситуациях важно предоставлять учащимся максимальную свободу действий. Однако такая свобода не должна переходить в анархию, где студент может делать все, что ему вздумается. Необходим мягкий контроль со стороны преподавателя, который поможет направлять процесс обучения и обеспечивать его эффективность. Установление баланса между независимостью учащихся и контролем со стороны педагогов способствует более глубокому усвоению материала и развитию критического мышления.
Традиционная система образования часто основывается на принципе «стимул — реакция»: учащийся отвечает правильно, и в ответ получает высокую оценку. В такой модели мотивация студентов сосредоточена не на приобретении знаний, а на избегании низких оценок. Это создает атмосферу, в которой главной целью становится не понимание материала, а стремление получить пятёрку. Важно переосмыслить подход к обучению, чтобы акцент сместился с оценок на истинное усвоение знаний и развитие критического мышления.
Активное развитие учебной самостоятельности учащихся достигается благодаря системе, предоставляющей больше свободы и возможностей для самостоятельных действий. В этом процессе преподаватель регулярно предоставляет обратную связь, что позволяет студенту оценивать свою траекторию обучения. Такая среда способствует проявлению индивидуальности и демонстрации самоэффективности. Уверенность ученика в собственных силах напрямую влияет на его дальнейшее развитие и прогресс в обучении. Чем больше ученик верит в свои способности, тем выше вероятность его успешного и самостоятельного обучения в будущем.
Исследование Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского показало, что в бедных и неблагополучных районах существуют резильентные школы. Несмотря на то, что в этих учебных заведениях учатся дети из социально незащищённых семей и большинство родителей не имеет высшего образования, ученики активно участвуют в олимпиадах, успешно сдают ЕГЭ и поступают в вузы. Эти школы выделяются своим принципом, который заключается в том, что предоставляют равные возможности для самореализации каждому ученику.
Преподавание, при котором преподаватель утверждает своё мнение как единственно верное, не способствует развитию проактивности у учащихся. Когда студенты вынуждены просто воспроизводить информацию на экзаменах, это ограничивает их критическое мышление и творческий потенциал. Вместо этого важно создать образовательную среду, где поощряется обсуждение, исследование разнообразных точек зрения и активное участие в учебном процессе. Такой подход помогает учащимся развивать навыки, необходимые для успешной жизни и работы в современном мире.
Исследование платформы «Россия — страна возможностей» выявило, что среди универсальных компетенций, формируемых у российских студентов на протяжении всего обучения с первого по четвёртый курс, единственным навыком, который развивается систематически, является способность следовать установленным правилам и процедурам. Это подчеркивает важность структурированного подхода к обучению и необходимости акцентирования внимания на других универсальных компетенциях для достижения более комплексного развития студентов.
Стрессоустойчивость, навыки планирования и командной работы — все они снижаются за четыре года обучения, в то время как соблюдение правил становится лучше. Этот факт указывает на неэффективность традиционной системы образования, что требует её пересмотра. Один из возможных путей улучшения ситуации — внедрение индивидуальных образовательных траекторий, которые помогут развивать ключевые навыки у студентов и адаптировать обучение под их потребности. Такой подход позволит повысить мотивацию и результативность, создавая более гибкую и продуктивную образовательную среду.
На примере популярного в России курса обучения предпринимательству от РБК — «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство» — можно заметить, что увеличенное время преподавателя на проверку знаний не всегда приводит к лучшим результатам. Чем больше времени уделяется контролю усвоения материала, тем меньше у студентов проявляется предпринимательских инициатив. Таким образом, эффективность обучения оказывается выше у преподавателей, которые акцентируют внимание на работе с проектами студентов, а не на избыточной теоретической нагрузке. Это подчеркивает важность практического подхода в образовательных программах по предпринимательству.
Когда преподаватель стоит у доски и утверждает своё мнение как единственно верное, это не способствует формированию проактивного подхода у учащихся. В такой системе обучения студенты вынуждены лишь воспроизводить информацию на экзаменах, вместо того чтобы развивать критическое мышление и активное участие в образовательном процессе. Эффективное обучение требует взаимодействия, обсуждений и возможности для студентов высказывать свои мысли, что в конечном итоге способствует их личностному и академическому росту.
Исследование платформы «Россия — страна возможностей» выявило, что среди универсальных компетенций, развиваемых у российских студентов в период обучения с первого по четвёртый курс, наибольшее внимание уделяется навыку следования правилам и процедурам. Это свидетельствует о важности формального подхода к обучению и подготовке будущих специалистов, что может оказать влияние на их профессиональную деятельность. Развитие этого навыка является ключевым для успешной адаптации студентов в условиях современного рынка труда.
Стрессоустойчивость, планирование и умение работать в команде — важные навыки, которые, к сожалению, демонстрируют снижение за четыре года обучения. В то же время, соблюдение правил становится более выраженным. Это указывает на неэффективность традиционной системы образования, которая требует изменений. Одним из перспективных решений является внедрение индивидуальных образовательных траекторий, что позволит адаптировать процесс обучения под потребности и способности каждого студента, а также способствовать развитию ключевых навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности.
На примере популярного в России курса обучения предпринимательству от РБК — «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство» — мы обнаружили интересную закономерность: преподаватели, которые уделяют больше времени проверке знаний, чтобы удостовериться в усвоении материала учащимися, сталкиваются с меньшим количеством предпринимательских проектов у своих студентов. Это свидетельствует о том, что более высокая эффективность достигается у тех преподавателей, которые сосредотачиваются на практической работе с проектами студентов, а не на избыточной теоретической информации. Такой подход способствует более активному развитию предпринимательских навыков и инициативы среди будущих предпринимателей.
Конечно, я готов помочь вам с редактированием текста. Пожалуйста, предоставьте оригинальный текст, который вы хотите изменить.
Однозначно утверждать нельзя. Например, результаты исследования Super Project (также известного как Super Test), в котором принимали участие студенты инженерных специальностей технических вузов, а также данные из других зарубежных исследований, позволили выдвинуть гипотезу о положительной связи между проектной деятельностью и уровнем развития критического мышления у студентов. Однако наши данные свидетельствуют о противоположных результатах.
В ходе интервью с преподавателями мы выяснили причины данного парадокса. Проектная деятельность в университетах часто организована следующим образом: студента подключают к работе над проектом в центре, лаборатории или на кафедре, предоставляя ему чёткий набор задач. Студенту сообщают, что необходимо выполнить конкретные действия, такие как A, Б и B. В результате студент выполняет указанные задания и передаёт готовый результат преподавателю.
Подход к обучению в университетах ограничивает возможности для творчества и развития критического мышления. В результате, такая деятельность становится квазипроектной. Студенты не сталкиваются с реальными внешними задачами и не взаимодействуют с настоящими заказчиками, что приводит к воспроизведению рутинных процессов. Программа «Стартап как диплом» ярко иллюстрирует эту проблему: она трансформировалась в подготовку презентаций, не имеющих связи с реальным рынком. Это подчеркивает необходимость интеграции практической работы и взаимодействия с реальными проектами, чтобы студенты могли развивать свои навыки и готовиться к работе в условиях современного рынка.
Нельзя однозначно утверждать, что проектная деятельность всегда способствует развитию критического мышления студентов. Например, исследование Super Project, в котором принимали участие студенты инженерных специальностей технических вузов, а также другие зарубежные работы, позволило предположить, что существует положительная связь между проектной деятельностью и уровнем критического мышления. Однако наши данные показали, что эта связь может быть недостаточно очевидной или даже противоположной.
В ходе интервью с преподавателями мы выявили причины этого парадокса. Проектная деятельность в университетах организована таким образом, что студенты обычно участвуют в проектах, проводимых в центрах, лабораториях или на кафедрах. Им предоставляется четкий набор задач с указаниями: выполните A, B и C. Студенты выполняют заданные действия и представляют результаты преподавателю. Такой подход ограничивает творческое мышление и инициативу студентов, что может негативно сказаться на их профессиональном развитии.
При таком подходе возможности для творчества и развития критического мышления практически отсутствуют, что делает университетскую деятельность в основном квазипроектной. Студенты не занимаются реальными внешними задачами и не взаимодействуют с настоящими заказчиками, а лишь воспроизводят рутинные процессы. Например, программа «Стартап как диплом» в конечном итоге свелась к подготовке презентаций, не имеющих связи с актуальными потребностями рынка. Это приводит к недостаточной подготовленности студентов к реальным вызовам и потребностям бизнеса, что подчеркивает необходимость пересмотра учебных программ и внедрения более практикоориентированных подходов.
Ранние исследования в Советском Союзе, особенно работы Бориса Ананьева, подчеркивают, что возрастные изменения можно преодолеть при наличии должной мотивации и активной социальной практики. В современных условиях, когда человечество и социальные структуры переживают принципиально новую эволюционную фазу, утверждать, что для людей зрелого возраста существуют непреодолимые ограничения, нецелесообразно. Это открывает возможности для личностного роста и саморазвития, независимо от возраста.
Читайте также:
- Что такое активное обучение и насколько оно эффективно
- Как развивать критическое мышление и другие 4К‑компетенции у школьников
- Какой стиль преподавания помогает развить критическое мышление?
- Как студентов учат не пасовать перед трудностями: подборка практик
Наставничество и управленческий коучинг
Освоите на практике наставничество и коучинговый подход. Сможете передавать другим свой опыт, грамотно управлять сотрудниками и приводить себя и команду к нужным результатам.
Узнать подробнее