Образование #Статьи

7 июля, 2025

Мемуары принца Гарри: за что его троллил учитель / Skillbox Media

Пересказываем самые яркие признания принца о его школьной жизни.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

Книга британского принца Гарри, герцога Сассекского, под названием «Запасной» была опубликована 10 января и быстро привлекла внимание читателей, установив рекорды по продажам в категории нон-фикшена. В центре внимания СМИ оказались его отношения с семьей, переживания по поводу смерти матери и причины переезда в США с супругой. Однако Гарри также поделился множеством увлекательных историй о своем обучении и жизни в престижных британских колледжах. Мы представляем самые интересные отрывки из этой книги.

Как был устроен быт в престижной школе: вши и драки за сладости

Принц Гарри в первые годы своего обучения посещал частную школу-пансион Ладгроув, созданную для подготовки мальчиков к поступлению в Итонский колледж. Ладгроув обеспечивала качественное образование и развивала навыки, необходимые для дальнейшего обучения в престижных учебных заведениях.

Жизнь принца в школе может показаться идеальной, но на самом деле все обстоит совсем иначе. В учебном заведении действовали строгие правила, и за бег по коридорам после отбоя ученики могли получить внушительное наказание — Библию в твёрдом переплёте от учителей. Контроль над мальчиками осуществляли не только преподаватели, но и воспитательницы, которые фактически заменяли им матерей и следили за порядком. Согласно словам герцога Сассекского, среди ста воспитанников школы почти каждую неделю находился как минимум один случай педикулёза. Поэтому младших учеников (до 13 лет) воспитательницы мыли головы три раза в неделю, чтобы предотвратить распространение заболевания. Такой строгий режим и забота о гигиене подчеркивают, насколько серьезно относились к здоровью и дисциплине в учебном процессе.

Принц Гарри (второй слева) со своим братом Уильямом и матерью, принцессой Дианой, приезжает в школу ЛадгроувФото: Martin Keene / PA Images / Getty Image

Строгость и контроль не останавливались перед озорством учеников. Например, они часто сбегали на соседние фермерские огороды, чтобы украсть клубнику. Это объясняется тем, что сладости детям позволяли есть всего три раза в неделю, а в остальные дни — только на дни рождения. Все старались находиться ближе к имениннику, чтобы получить самый большой кусок торта.

Учебному заведению придавал уникальный антураж интересный элемент — рядом со школой находился настоящий психиатрический стационар.

Как учитель истории не давал Гарри покоя

Одним из самых увлекательных моментов в истории Гарри являются его отношения с учителем истории, мистером Хаджесом-Геймсом. Ученики Ладгроува воспринимали этого педагога как необычного человека, а он, в свою очередь, удивлялся тому, что британский принц не является отличником по британской истории. Это противоречие между ожиданиями учителя и реальностью Гарри создает интересный контекст для понимания их взаимодействия.

«Я не могу понять, Уэйлс. Мы говорим о твоих кровных родственниках — неужели это ничего для тебя не значит?» — «Меньше, чем ничего, сэр», — так звучит один из типичных диалогов герцога Сассекского. Он признаётся, что, несмотря на теоретическую привлекательность истории, погружаться в сложные перипетии исторических событий ему было совсем не интересно.

Противостояние между учителем и принцем продолжалось достаточно долго. В один из моментов Хаджес-Геймс задал ученикам вопрос из учебника о Карле III, имея в виду отпрыска дома Стюартов XVIII века, а не нынешнего короля. Однако никто из студентов не подготовился и не прочитал соответствующую главу. В результате педагог обратился к принцу Гарри, подчеркивая его связь с королевской династией. Гарри, которого в школе охраняли полицейские и телохранители, болезненно воспринял замечание учителя, так как оно вновь напоминало ему о его роли, определенной судьбой, которая вызывала у него внутренний конфликт и недовольство.

После урока принц обратился к своему учителю с просьбой прекратить «позорить» его перед одноклассниками. В конце концов, их не спрашивали о далёких предках и исторических событиях с такой настойчивостью, хотя многие из них происходили из известных аристократических семей. Учитель учёл эту просьбу, но в то же время решил сделать принцу подарок — деревянную линейку, на которой с обеих сторон были выгравированы имена всех монархов, начиная с Гарольда II Годвинсона (1066 год) и заканчивая бабушкой Гарри, королевой Елизаветой II. «Он сказал, что я могу держать эту линейку на столе и обращаться к ней, когда понадобится. Спасибо», — отметил Гарри в своих мемуарах.

Переделанный текст:

Изучите также:

Учителя истории используют уникальные методы для развития эмпатии у своих учеников. Понимание исторических событий и личных историй людей из прошлого позволяет учащимся глубже осознать эмоции и переживания, которые испытывали их предшественники. Это способствует формированию более чуткого отношения к окружающим и развитию социальной ответственности.

Через анализ биографий, участие в ролевых играх и обсуждение моральных дилемм, учителя способствуют формированию навыков сопереживания. Такие практики помогают учащимся увидеть мир глазами других людей, что делает их более открытыми и восприимчивыми к различным точкам зрения.

Интеграция исторических событий с современными проблемами позволяет ученикам осознать значимость истории в их жизни, что делает обучение более актуальным и запоминающимся. Таким образом, уроки истории не только информируют, но и формируют у учеников важные жизненные навыки, такие как эмпатия и критическое мышление.

Как смерть принцессы Дианы повлияла на учёбу Гарри

В 14 лет Гарри завершил свое обучение в Ладгроуве и поступил в новую школу-пансион — Итон. Это учебное заведение считается одним из самых престижных не только в Великобритании, но и во всем мире. На момент его поступления в Итон уже учился его брат Уильям, который в настоящее время носит титул принца Уэльского и является наследником престола.

Гарри осознал, что учеба в Итоне не подходит ему. Он описывает это заведение как рай для одаренных студентов и чистилище для тех, кто не обладает выдающимися способностями, имея в виду себя.

Гарри чувствовал, что произошла ошибка: «Я несколько раз говорил учителю и одноклассникам, что оказался не в том классе, а в неправильном месте. В какой-то мере я преодолел свои возможности». Обещания, что всё наладится и старший брат поможет, не имели силы, ведь Уильям даже не обращал на него внимания.

Учёба Гарри затруднялась не только из-за низкого уровня школы, но и по ряду других причин. Одним из самых значительных факторов стала психологическая травма, вызванная смертью его матери. Долгое время Гарри убеждал себя в том, что она жива и скрывается, однако он старался избегать воспоминаний о прощании с ней. Это, по мнению принца, негативно сказалось на его способности запоминать и усваивать информацию.

В какой-то момент я пришел к пониманию, что основа образования заключается в памяти. Список имен, набор цифр, математические формулы, красивые стихотворения — для их усвоения необходимо загрузить информацию в ту часть мозга, где она хранится. Однако именно эта часть мозга противилась этому процессу. Моя память была заполнена пустыми местами с момента потери мамы, и я не стремился это изменить, так как память ассоциировалась с горем. Отсутствие памяти стало своего рода утешением.

Почему Гарри называл итонский дресс‑код «ударом по яйцам»

Память о похоронах матери продолжала преследовать принца, особенно в атмосфере Итонского колледжа. Итон, по словам принца, был создан для шокирующих переживаний. Основанный в XVI веке королем Генрихом VI, колледж воспринимался Гарри как храм, населенный пилигримами и монахами, что подтверждается даже тем, что для учебного заведения был добыт фрагмент тернового венца Иисуса Христа. Гарри не далек от действительности: традиции колледжа долгое время были схожи с монашескими. Хотя порядки со временем изменились, приверженность формальным требованиям осталась. Ученики носили черные фраки, жилеты, белые рубашки с воротниками, галстуки, полосатые брюки и тяжелые черные туфли. Для Гарри этот строгий дресс-код казался не только формальным, но и траурным, символизируя вечную скорбь по основателю Генриху VI, которого принц называет в своих мемуарах своим прапрапрапрапрапрадедушкой.

Гарри в своей книге делится своими чувствами по поводу утраты. Он признаёт, что, хотя ему жаль, что тот человек ушёл из жизни и что эта утрата принесла страдания его близким, он не хочет погружаться в горе на долгие дни. Для любого мальчика участие в бесконечных похоронах является тяжёлым испытанием, а для мальчика, который недавно потерял маму, это особенно болезненно.

Почему принц не любит читать Шекспира

Отец принца Гарри, принц Чарльз, ныне король Карл III, испытывал беспокойство из-за того, что его сын не проявляет интереса к чтению. В отличие от сына, принц Чарльз является преданным поклонником творчества Шекспира. Гарри отмечает: «Я осознавал, как сильно папу огорчало, что я не ценю классическую литературу, и старался это исправить. Я взял в руки „Гамлета“ и, прочитав о одиноком принце, одержимом призраком отца и наблюдающим за материнской привязанностью к узурпатору, понял, что это не для меня. Я закрыл книгу и отказался продолжать чтение».

Принц Гарри в роли Конрада в спектакле Итонского колледжа по пьесе Шекспира «Много шума из ничего», март 2003 годаФото: Kirsty Wigglesworth-Pool / Getty Images

Шекспир занимает важное место в биографии принца Гарри. Это связано с тем, что его не позволили выпустить из колледжа, пока он не примет участие в театральной постановке. В пьесе «Много шума из ничего» Гарри исполнил роль Конрада. Он быстро нашёл общий язык со своим персонажем, ведь как публичная фигура ему постоянно приходится играть определённые роли. Однако во время премьеры произошёл интересный инцидент: когда зрители смеялись, отец Гарри оставался тихим, а в серьёзные моменты — смеялся. Удивительно, но аналогичное поведение проявлял и отец принца Чарльза, герцог Эдинбургский, во время спектакля с участием своего сына. Этот случай подчеркивает не только высокую значимость театра в жизни Гарри, но и связь между поколениями в их восприятии искусства.

Как Гарри обвинили в подтасовке на экзамене

Хотя школьные годы Гарри часто ассоциируются с трудностями, в действительности ему удалось найти моменты, наполненные радостью и типичными подростковыми переживаниями. В школах он мог расслабиться, ведь папарацци не имели доступа на территорию учебных заведений, несмотря на их попытки запечатлеть жизнь принцев. Гарри делится воспоминанием о инциденте в Королевской военной академии, когда на её территорию попытался проникнуть журналист с фейковой бомбой. Это событие подчеркивает, насколько серьезной была охрана, обеспечивающая безопасность монаршего внука.

Время от времени в СМИ появлялись новости о школьной жизни Гарри, хотя и без фотографий. Во время учебы в Итоне его одноклассники сделали ему короткую стрижку, которая, мягко говоря, не удалась. Об этом стало известно, и вскоре таблоид The Mirror опубликовал на первой странице заголовок «Скинхед Гарри». Поскольку у журналистов не было реальных снимков, они использовали компьютерную графику, создавая фейковое изображение, на котором принц выглядел полностью лысым. Аналогичный инцидент произошел через несколько недель, когда Гарри повредил палец во время спортивного занятия. Тот же табloid написал об этом с пугающим заголовком «Несчастный случай с Гарри». Такие события подчеркивают, как пресса использует даже незначительные инциденты из жизни членов королевской семьи для создания сенсационных новостей.

Гарри утверждает, что до трагической гибели его матери существовал негласный договор между королевской семьей и прессой, который позволял детям спокойно получать образование. Однако, по мнению принца, после парижской трагедии этот договор утратил свою силу. С этого момента журналисты начали активно вмешиваться в жизнь королевских наследников, интересуясь каждым аспектом их существования.

Принц Гарри в июне 2003 года перед выпуском из ИтонаФото: Anwar Hussein / Getty Images

Выпуск из Итона, казалось бы, радостное событие, обернулся скандалом. В 2004 году, спустя год после окончания учебы Гарри, учительница по рисованию подала в суд на школу, утверждая, что её уволили без оснований. Она заявила, что глава департамента помог принцу завершить рисунок для экзамена и попросил её написать сопроводительный текст к этой работе. Студенты должны были связать свои проекты с произведениями известных художников. Учительница также утверждала, что у неё есть запись разговора с Гарри, в котором он благодарит её за помощь. Более того, она утверждала, что Гарри был одним из самых слабых студентов в Итона, и педагогам часто приходилось «натягивать» его оценки. Этот инцидент стал предметом обсуждения и привлёк внимание общественности, поднимая вопросы о справедливости оценивания и роли поддержки в образовательном процессе.

Все закончилось перемирием: учительница получила компенсацию за увольнение, запись разговора с учеником признали неэтичной, а экзаменационная комиссия сняла обвинения в мошенничестве с Гарри. В своих мемуарах принц выражает недоумение: как можно жульничать на экзамене по рисованию? Однако, по его словам, дворцовая пресс-служба не разрешила ему представить свою версию событий. Это напоминает анекдот: «Ложки мы потом нашли, но осадочек остался». После этого инцидента Гарри, похоже, навсегда остался с репутацией недалекого и неуспешного ученика. Если роль в шекспировской пьесе ему пришлось сыграть всего три дня, то клеймо неудачливого принца будет с ним на всю жизнь.

Читайте также:

  • «Я хочу видеть в почерке характер»: как и где училась королева Елизавета II
  • Князь Оболенский об экзаменах: «Это была лотерея с минимальным шансом на выигрыш»
  • Былое: как Герцен сдавал выпускные экзамены в университете
  • Как в английских университетах в Средневековье появились тьюторы

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее