Образование #Статьи

7 июля, 2025

Крик души: профессора — не клерки! / Skillbox Media

Португальский профессор — о том, как современная культура цифровых коммуникаций мешает главному в академическом труде.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

Современные гаджеты оказывают значительное влияние на процесс обучения, и об этом сказано немало. Существуют призывы к временному отказу от технологий, чтобы облегчить нагрузку на студентов. Однако не менее важным является вопрос о состоянии преподавателей, которые также испытывают давление, а иногда даже в большей степени. Профессор Европейского университета в Лиссабоне Жоао Баталхейро Феррейра в своей статье «Вымотаны и делаете недостаточно? Парадокс продуктивности современных академических кругов», опубликованной на платформе ScienceDirect, поднимает эту проблему. В статье он анализирует, как современные реалии академической среды влияют на продуктивность и психологическое состояние преподавателей, подчеркивая необходимость поиска баланса между использованием технологий и психоэмоциональным здоровьем в образовательном процессе.

Профессор Европейского университета в Лиссабоне является выдающимся специалистом в своей области. Он активно занимается научными исследованиями и преподаванием, внося значительный вклад в академическую среду. Университет славится высоким уровнем образования и международным сотрудничеством, что позволяет студентам получать уникальный опыт и знания. Профессор также участвует в различных конференциях и семинарах, делясь своим опытом с коллегами и студентами. Его работа способствует развитию научной мысли и укрепляет позиции университета на международной арене.

Что не так с диджиталом в высшем образовании

Феррейра откровенно признаётся, что его представления о профессуре были романтичными. Он мечтал о часах, проведённых в библиотеке за подготовкой к лекциям, днях, посвящённых исследованиям, и неспешных беседах со студентами. В его воображении профессор напоминал Толкина с известных фотографий — пожилого человека, сидящего под раскидистым деревом в Оксфорде, который мечтает о далёких мирах или создаёт новые языки. Однако реальность оказалась иной, и Феррейра столкнулся с уникальными вызовами и обязанностями, которые не всегда соответствовали его идеализированному видению академической жизни.

Реальность оказалась далекой от идеализированных представлений прошлого. Феррейра вскоре понял, что значительная часть его рабочего времени уходит на рутинные задачи, такие как ответы на электронные письма. За шесть месяцев 2020 года он получал в среднем около 40 писем в день. Если уделять хотя бы пять минут на каждое сообщение, это составляет около трех часов в день. Некоторые письма требуют более вдумчивого и обстоятельного ответа. Кроме того, есть и переписки в мессенджерах, которые также отнимают время. На «оперативное» общение с коллегами можно легко потратить несколько часов, что существенно влияет на продуктивность работы.

Эксперт отмечает, что данная проблема касается не только вузов, но и всех современных специалистов умственного труда. Однако стоит подчеркнуть, что профессора не являются офисными работниками.

Академия представляет собой уникальный сегмент сектора интеллектуального труда. Профессора обязаны генерировать новое и значимое знание, которое может принести пользу обществу. Однако эта задача часто не соответствует методам работы организаций, включая университеты, которые управляют интеллектуальным трудом. Феррейра подчеркивает, что необходимость создания ценного знания в академической сфере сталкивается с вызовами, присущими традиционным организационным структурам. Это несоответствие требует переосмысления подходов к управлению в образовательных учреждениях для обеспечения более эффективного взаимодействия между академической средой и обществом. Такой пересмотр может способствовать более значимым достижениям в области науки и образования, что, в свою очередь, повысит общий уровень интеллектуального труда.

Учёные и исследователи занимаются глубоким погружением в работу (deep work), что подчеркивает важность этой практики. Глубокая работа включает три ключевых компонента: она уникальна и трудно воспроизводима, способствует развитию личных навыков и создает ценность. Основным элементом глубокого погружения является способность сосредоточиться. Это состояние схоже с понятием потока, которое описал Михай Чиксентмихайи. Глубокая работа требует дисциплины и концентрации, что позволяет достигать значительных результатов в исследовательской деятельности.

Глубокая работа для профессора является важным аспектом, который добавляет ценность как его личному развитию, так и университетской миссии. Постоянное создание нового и значимого знания способствует профессиональному росту и позволяет вносить вклад в академическую среду. Однако путь к настоящему пониманию и открытию не является простым. Невозможно быстро обойти сложности, связанные с изучением сложных идей или инсайтов. Глубокое погружение в работу требует времени и внимательного подхода. Сосредоточение на одной задаче без отвлекающих факторов может показаться необычным, но именно этот процесс позволяет достичь значимых результатов и раскрыть потенциал.

Погружение в работу может быть затруднено из-за нескольких факторов. Преподаватель отмечает, что спонтанное общение в цифровом пространстве, которое становится всё более популярным, отвлекает внимание. Неверная культура управления также играет значительную роль в этом процессе. К тому же, постоянная усталость, высокий уровень тревоги и нереалистичные объемы задач, в том числе административных, усугубляют ситуацию. Эти аспекты мешают сосредоточиться на выполнении рабочих обязанностей и повышают уровень стресса, что в конечном итоге может негативно сказаться на продуктивности.

Фото: LightField Studios / Shutterstock

Современное понимание продуктивности тесно связано с цифровой средой. Ранее ученые, хотя и считались продуктивными, работали медленно и их мотивацией было простое удовольствие от объяснения интересующих их вопросов. Для достижения инсайтов им требовались не только навыки решения задач, но и возможность отвлечься и мыслить интуитивно и расслабленно. Однако в условиях современного информационного перегруза, когда на человека обрушивается огромный объем данных и требуется быстрое принятие решений, это становится значительно сложнее. Исследования показывают, что для получения интеллектуальных озарений необходимы определенные условия, и стресс, наоборот, мешает этому процессу. Таким образом, важно находить баланс между интенсивной работой и возможностью для размышлений, чтобы поддерживать продуктивность в условиях современного мира.

Продуктивность следует оценивать не по скорости использования новых технологий, а по качеству и глубине генерируемых идей, отмечает Феррейра. Важнее всего — это способность создавать значимые и оригинальные концепции, которые могут привести к настоящим изменениям и улучшениям. Эффективность работы заключается в интеллектуальном вкладе, а не в количестве времени, затраченного на использование инструментов.

Как изменить подход?

Профессор приводит в пример учёного Питера Хиггса, который был удостоен Нобелевской премии по физике в 2013 году. Хиггс известен своими исследованиями в области элементарных частиц и разработкой теории, объясняющей механизм, придающий массу частицам. Его работа стала важным вкладом в современную физику и значительно расширила наши представления о структуре материи.

Питер Хиггс в одном из редких интервью поделился, что в современных условиях академической среды он вряд ли смог бы проявить свою продуктивность. Хиггс известен своей «отключённостью» от технологий: у него нет ни компьютера, ни мобильного телефона, а о наличии электронной почты и речи не идет. Это явление необычно для эпохи нобелевских лауреатов. Шведская королевская академия наук столкнулась с трудностями при попытке связаться с Хиггсом, чтобы сообщить ему о присуждении награды. В итоге, академии пришлось сделать публичное заявление, прежде чем они смогли оповестить самого учёного.

Нобелевские лауреаты представляют собой уникальный пример для подражания. Их достижения и подходы к работе могут служить ценным ориентиром для начинающих профессоров. Феррейра утверждает, что стоит рассматривать их поведение как шаблон для собственного развития. Важно учиться у тех, кто добился выдающихся результатов в своей области, чтобы успешно строить карьеру и развивать свои профессиональные навыки.

Феррейра приводит пример олимпийского чемпиона по фигурному катанию Нэйтана Чена, который стал известен не только своими спортивными достижениями, но и тем, что отказывается от использования смартфона на соревнованиях. Это решение помогает ему избежать перегрузки от бесконечного скроллинга ленты новостей. Профессор подчеркивает важный урок: технологии требуют осознанного контроля. Если даже высококлассные спортсмены испытывают трудности с цифровыми нагрузками, то что можно сказать о преподавателях и ученых, которым также необходимо сосредоточиться на своей работе?

Феррейра выдвигает смелую идею: «Университетам стоит рассматривать профессоров как когнитивных атлетов, а не как гиперклерков, занимающихся электронной почтой». Это предложение может кардинально изменить облик университетов, если его воспринять всерьез. Переосмысленный подход к роли преподавателей может привести к более активному вовлечению в учебный процесс, инновациям в методах обучения и повышению качества образования в целом.

Феррейра не является единственным, кто выступает против «email-тирании» в академической среде. Например, доцент Джорджтаунского университета Кэл Ньюпорт подчеркивает необходимость пересмотра политики коммуникаций между преподавателями и студентами в университетах. Эмерит-профессор Стэнфордского университета Дональд Кнут также придерживается строгого подхода к переписке, отвечая на письма лишь раз в полгода и только через своего секретаря. Это ограничение Кнут выбрал для того, чтобы сосредоточиться на своих исследованиях и избежать отвлечений. Подобные примеры поднимают важные вопросы о балансе между доступностью преподавателей и их необходимостью для углубленной работы.

Читайте также статьи, которые помогут вам глубже разобраться в теме. Мы предлагаем разнообразный контент, который освещает ключевые аспекты и актуальные вопросы. Обратите внимание на наши полезные советы и рекомендации, которые могут значительно улучшить ваше понимание и практические навыки. Не упустите возможность узнать больше и расширить свои знания в интересующей вас области.

  • Как между преподавателями и студентами стёрлась привычная субординация
  • Неожиданный взгляд: тесное партнёрство вузов с бизнесом может привести к катастрофе
  • Книжная полка: «Университет в руинах», Билл Ридингс

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее