Образование #Статьи

7 июля, 2025

Что такое персонализация образования / Skillbox Media

Разбираемся с одним из самых хайповых терминов в сфере обучения.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

Персонализация образования является актуальной темой на всех профильных конференциях, обсуждаемой как в EdTech, так и в государственном образовании. В этой статье мы рассмотрим, что подразумевается под персонализацией образования и как функционирует система персонализированного обучения. Вы узнаете о методах и подходах, которые позволяют адаптировать образовательный процесс под индивидуальные потребности учащихся, а также о преимуществах такого подхода для повышения качества образования и вовлеченности студентов.

Персонализация в образовании, по определению исследователей Александра и Марии Сафоновых, представляет собой процесс адаптации образовательного опыта под индивидуальные потребности и интересы учащихся. Этот подход позволяет учитывать уникальные способности, предпочтения и темпы обучения каждого студента, что способствует более глубокому усвоению материала. Персонализированное образование способствует созданию комфортной и мотивирующей учебной среды, где каждый учащийся может развивать свои сильные стороны и работать над слабыми. Внедрение технологий и инновационных методов в образовательный процесс активно поддерживает персонализацию, обеспечивая доступ к необходимым ресурсам и инструментам. Таким образом, персонализация становится ключевым элементом современного образования, способствующим повышению качества обучения и развитию критического мышления у студентов.

Подход, ориентированный на личность обучающегося, ставит в центр образовательного процесса самого студента и его активное участие в обучении. Этот метод акцентирует внимание на индивидуальных потребностях, интересах и способностях каждого учащегося, способствуя развитию его самостоятельности и инициативы. В результате, обучающиеся становятся не просто пассивными получателями информации, а активными участниками своего образовательного пути, что значительно повышает эффективность обучения и способствует формированию критического мышления. Такой подход помогает создать более гибкую и адаптивную образовательную среду, где каждый студент получает возможность развиваться в соответствии с личными целями и предпочтениями.

Ориентация на личность в образовании подразумевает, что персонализированное обучение принимает во внимание интересы и опыт каждого ученика. Этот подход также адаптируется к предпочтениям учащегося в отношении темпа и методов усвоения знаний. Такой индивидуализированный подход способствует более эффективному обучению, повышая мотивацию и вовлеченность учащихся. Персонализированное обучение не только улучшает процесс познания, но и создает условия для более глубокого понимания материала, что в свою очередь способствует успешному развитию навыков и компетенций.

Самостоятельная образовательная активность является ключевым аспектом персонализации учебного процесса. Активная позиция учащегося выделяет персонализацию среди других подходов, таких как индивидуализация. Важность самостоятельной активности заключается в том, что она способствует развитию критического мышления, ответственности и мотивации к обучению. Учащиеся, принимая активное участие в процессе, становятся более вовлечёнными и способны лучше адаптироваться к своим уникальным образовательным потребностям.

Индивидуализация и персонализация образования — не одно и то же?

В дискуссиях часто наблюдается смешение двух понятий, что связано с особенностями терминологии. Персонализация образования часто реализуется через индивидуальные образовательные траектории (ИОТ). Это подход позволяет учитывать уникальные потребности и предпочтения каждого обучающегося, обеспечивая более эффективное и целенаправленное обучение.

В научных статьях и экспертных обзорах индивидуализацию и персонализацию рассматривают как различные концепты. Методист благотворительного фонда «Сбера» «Вклад в будущее» и учитель литературы Алексей Стехов определил границу между этими понятиями. Индивидуализация подразумевает адаптацию образовательного процесса под уникальные потребности и особенности каждого ученика, тогда как персонализация акцентирует внимание на создании образовательного опыта, который учитывает личные интересы и предпочтения учащегося. Эти различия имеют важное значение для разработки эффективных образовательных стратегий, что подтверждается множеством исследований в данной области.

В персонализированном обучении ученики получают возможность выбирать условия своего обучения, что способствует развитию их самостоятельности и мотивации. В отличие от этого, в индивидуализированном обучении педагог самостоятельно определяет условия обучения, основываясь на уникальных потребностях и особенностях каждого ученика. Ключевым моментом является то, кто принимает решение о выборе этих условий. Важно учитывать, что эффективность обоих подходов зависит от взаимопонимания между педагогом и учеником, а также от способности учителя адаптировать учебный процесс под индивидуальные потребности каждого ребенка.

Доцент Омского государственного педагогического университета Наталья Савина в своей статье о методологических основах персонализации образования подчеркивает, что в индивидуализированном обучении ключевую роль играет преподаватель. В отличие от этого, персонализированное обучение акцентирует внимание на активности, самостоятельности и инициативности студентов. Это различие подчеркивает важность активного участия учащихся в образовательном процессе, что способствует более глубокому усвоению материала и развитию критического мышления. Таким образом, эффективная персонализация образования требует от преподавателя не только передачи знаний, но и создания условий для самостоятельного поиска и освоения информации учащимися.

Узнайте больше о наших статьях:

Активное обучение представляет собой методику, при которой учащиеся активно участвуют в процессе освоения материала, а не являются просто наблюдателями. Эта форма обучения включает в себя различные интерактивные элементы, такие как дискуссии, групповые проекты, исследования и практические задания. Эффективность активного обучения обусловлена тем, что оно способствует глубинному пониманию материала, улучшает навыки критического мышления и способствует развитию самостоятельности у студентов.

Научные исследования показывают, что активное обучение значительно повышает уровень усвоения знаний по сравнению с традиционными лекциями. Учащиеся, вовлеченные в активный процесс, чаще запоминают информацию и могут применять её на практике. Такой подход также способствует развитию коммуникационных навыков и умению работать в команде, что крайне важно в современном образовательном и профессиональном контексте.

Таким образом, активное обучение представляет собой мощный инструмент, который помогает учащимся не только усваивать знания, но и развивать ключевые компетенции, необходимые в дальнейшем обучении и карьере.

В англоязычных исследованиях термин «индивидуализация» используется реже, однако смысловое разделение остается актуальным. Исследователь и разработчик образовательных решений, в частности автор инструмента «Personalisation by Pieces», Дэн Бакли выделяет два основных вида персонализации. Это различие важно для понимания подходов к адаптации образовательных программ под потребности учащихся. Важно отметить, что индивидуализация образования содействует более глубокому вовлечению студентов в процесс обучения и позволяет учитывать их уникальные особенности и предпочтения.

  • персонализация для ученика (или индивидуализированное обучение), когда индивидуальный образовательный маршрут учащемуся предлагает учитель;
  • персонализация самим учеником, или обучение, в центре которого ученик, когда сам учащийся делает обоснованный выбор и реализует свой потенциал.

В контексте образования наряду с персонализацией и индивидуализацией существует термин «дифференциация». Этот подход применяется, когда преподаватель разрабатывает программу занятий для группы студентов, учитывая их различный уровень знаний, например, в изучении иностранного языка. Дифференциация образования позволяет адаптировать учебный процесс под потребности каждого ученика, обеспечивая более эффективное усвоение материала и развитие навыков. Таким образом, дифференциация становится важным инструментом в современном образовательном процессе, способствуя созданию более инклюзивной и адаптивной образовательной среды.

Какие условия необходимы для массовой персонализации образования

На конференции «Сбера» под названием «Больше чем обучение: новые приоритеты в меняющемся мире» председатель правления банка Герман Греф отметил, что современная персонализация образования в России значительно отстает от уровня, который демонстрировала Арина Родионовна, няня Пушкина. Она прекрасно знала интересы и потребности своего воспитанника, в то время как современные педагоги не могут обеспечить такое внимание каждому ребенку. Воспитатели в детских садах и учителя с классами по тридцать учеников сталкиваются с трудностями в создании индивидуальных образовательных маршрутов. Это происходит из-за недостатка времени и недостаточного знания учеников, что приводит к снижению качества образования. Важно осознать необходимость внедрения более персонализированных подходов в обучение, чтобы соответствовать современным требованиям и обеспечить каждому ребенку индивидуальное развитие.

Фото: Герман Греф / «СберУниверситет»

Там, где человеческие возможности ограничены, на помощь приходят технологии. Цифровые системы уже играют ключевую роль в персонализации образовательного процесса. Адаптивные системы способны изменять темп обучения, предлагать задания разной сложности и изменять порядок изучения тем в зависимости от прогресса каждого учащегося. Это позволяет создать индивидуализированный подход к обучению, что значительно повышает эффективность усвоения материала и удовлетворенность студентов. Технологии становятся необходимым инструментом для достижения оптимальных результатов в образовательной среде.

На сегодняшний день системы персонализации образования на основе искусственного интеллекта остаются сложными для внедрения и не обладают универсальностью. Инга Николаева, руководитель направления прикладных образовательных проектов Центра компетенций НТИ при МГУ имени М. В. Ломоносова, считает, что сфера образования еще не готова к полноценной интеграции таких технологий. Ожидается, что значительные изменения будут наблюдаться в течение следующих пяти-семи лет, когда искусственный интеллект сможет более эффективно адаптироваться к индивидуальным потребностям обучающихся.

Адаптивное обучение представляет собой процесс, который больше фокусируется на индивидуализации, чем на персонализации. В таких системах общее содержание курса адаптируется к возможностям и предпочтениям каждого ученика. Однако возникает вопрос: способны ли современные технологии обеспечить по-настоящему персонализированный подход к обучению? Эффективность адаптивного обучения зависит от использования данных и алгоритмов, которые могут анализировать прогресс учащихся и предоставлять им рекомендации. Это открывает новые горизонты в образовательном процессе, позволяя каждому ученику получать именно тот опыт, который соответствует его уникальным потребностям и стилю обучения.

Организационные и педагогические изменения играют ключевую роль в реализации персонализированной модели обучения в школе. В методическом пособии фонда «Вклад в будущее» отмечены несколько значительных отличий данной модели от традиционной. Персонализированное обучение фокусируется на индивидуальных потребностях и интересах каждого ученика, что позволяет создать более эффективную образовательную среду. В отличие от традиционной модели, где акцент ставится на унифицированный подход, персонализированное обучение адаптируется к уровню знаний и стилю обучения каждого студента. Это способствует более глубокому пониманию материала и повышению мотивации к учебе. Кроме того, важным аспектом является активное вовлечение родителей и педагогов в процесс обучения, что усиливает поддержку учащихся и их успех. Внедрение таких изменений требует комплексного подхода и готовности образовательных учреждений к трансформациям.

  • учебные цели ученик ставит для себя сам — при помощи учителя;
  • ученик находится в центре системы образования и проявляет в обучении инициативу;
  • содержание образования структурировано по «большим идеям», а не по отдельным темам;
  • параллельно с предметными навыками формируются гибкие.

Персонализация образования требует внедрения новых педагогических подходов. Однако проблема заключается в том, что ресурсы для разработки и реализации этих подходов доступны не во всех учебных заведениях. Эффективная персонализация обучения может значительно повысить качество образования, но для этого необходимы соответствующие инвестиции и поддержка со стороны администрации.

Персонализация образования в школе

В российских школах активно внедряются отечественные цифровые платформы, такие как «СберКласс», «ЯКласс» и «Яндекс.Учебник», которые обеспечивают персонализированное и адаптивное обучение. Эти технологии помогают учащимся адаптировать образовательный процесс под свои индивидуальные потребности, что способствует более эффективному усвоению материала. Использование таких платформ становится важным шагом в модернизации образовательной системы, направленным на повышение качества обучения и вовлеченности студентов.

Исследования показывают, что внедрение цифровых технологий в школьное обучение остается ограниченным. На уровне страны технологии активно применяются в управлении образовательными учреждениями, но на уроках их использование недостаточно широко. Дети, как правило, используют компьютеры вне уроков информатики для выполнения традиционных задач: поиска информации, чтения текстов или просмотра видео. О реальном внедрении персонализированного подхода с использованием технологий в учебный процесс пока говорить не приходится.

Персонализация в образовании, которая выходит за рамки простого количественного подхода и трансформирует всю образовательную модель учебного заведения, в настоящее время доступна преимущественно в ресурсных школах, особенно частных. Эти учреждения могут внедрять адаптивные методы обучения, которые учитывают индивидуальные особенности каждого ученика, предоставляя им уникальные возможности для развития. Важно отметить, что такая персонализация способствует более эффективному усвоению знаний и созданию комфортной образовательной среды.

В 2018/2019 учебном году в «Хорошколе» была внедрена модель персонализированного компетентностного обучения PCBL (Personalized Competency-Based Learning), разработанная в США. Эта новая образовательная модель предполагает отказ от традиционного подхода к оцениванию. Ученикам предоставляется возможность учиться в удобном для них темпе, что способствует более глубокому усвоению материала. Кроме того, изменились форматы уроков, что позволяет адаптировать образовательный процесс под индивидуальные потребности каждого ученика. Внедрение PCBL стало значительным шагом к созданию более гибкой и эффективной образовательной среды.

Персонализация обучения в старших классах осуществляется через предметные группы и классы по выбору, что можно наблюдать в университетской гимназии «Универс» в Красноярске. В этой учебной организации в старшей школе практически отсутствует общее расписание. Индивидуальные учебные планы формируются и в Лицее НИУ ВШЭ, где старшеклассники имеют возможность выбирать не только учебные предметы, но и степень их углубленного изучения, формат обучения, содержание и продолжительность курсов. Такой подход к образованию позволяет адаптировать учебный процесс под интересы и потребности каждого ученика, что способствует более эффективному усвоению знаний и развитию личностных навыков.

Фото: GaudiLab / Shutterstock

Эксперты утверждают, что ключевым фактором для успешной персонализации образования является не структура школы, а культура взаимодействия между участниками учебного процесса. Это означает, что все вовлечённые в обучение, включая учителей, учеников и родителей, должны быть заинтересованы в применении методов персонализации. Создание такой мотивации и поддержание активного диалога между всеми сторонами способствуют более эффективному обучению и развитию индивидуальных подходов к каждому ученику.

Персонализация высшего образования

Основным трендом персонализации в высших учебных заведениях России стали индивидуальные образовательные траектории (ИОТ). Эксперты выделяют различные подходы к модернизации образовательных программ, однако наиболее заметным является пример, реализованный в Тюменском государственном университете. Внедрение ИОТ позволяет студентам адаптировать учебный процесс под свои интересы и карьерные цели, что способствует более эффективному обучению и развитию профессиональных навыков. Такой подход также отвечает современным требованиям рынка труда и помогает вузам обеспечить конкурентоспособность своих выпускников.

В программе направления подготовки выделяются обязательные дисциплины, составляющие «ядро» профессиональных знаний. Эти предметы изучают все студенты, обеспечивая единый уровень компетенций. Остальная часть расписания формируется индивидуально каждым студентом. К «ядру» могут добавляться дополнительные специализации и факультативные курсы, способствующие общему развитию и углублению знаний в избранной области.

Эксперты отмечают, что обучение в формате индивидуализированного образования повышает мотивацию студентов. Они имеют возможность самостоятельно выбирать курсы и менять направление подготовки в течение определенного времени. Кроме того, индивидуализированное образование предлагает гибкость в настройке учебного содержания: учебные заведения могут добавлять новые модули в соответствии с интересами компаний-партнеров и готовить междисциплинарных специалистов, что отвечает современным требованиям рынка труда.

Персонализация дополнительного профессионального образования

Спрос на персонализацию в образовании является глобальным трендом, как отметила старший директор Coursera Дженни Дример на конференции EdCrunch в прошлом году. В сфере онлайн-обучения, особенно в профессиональных курсах, технологии искусственного интеллекта и анализ больших данных позволяют образовательным провайдерам адаптировать учебные пути под индивидуальные потребности студентов. Это не только улучшает качество обучения, но и повышает вовлеченность учащихся, что является важным аспектом современного образовательного процесса. Персонализированный подход способствует более эффективному усвоению материала и помогает студентам достигать поставленных целей.

Фото: NDAB Creativity / Shutterstock

В EdTech, как и в традиционном образовании, персонализация не сводится исключительно к технологиям. Ключевую роль здесь играют педдизайнеры. Они разрабатывают онлайн-курсы, ориентируясь на цели обучающихся и учитывая особенности аудитории, включая географическое положение и состояние здоровья. Это позволяет создавать более эффективные и адаптивные образовательные программы, которые соответствуют индивидуальным потребностям студентов. Таким образом, успех персонализированного обучения в EdTech зависит от комплексного подхода, объединяющего как технологические решения, так и профессиональную экспертизу в области педагогического дизайна.

Онлайн-обучение профессиям, как и традиционные программы высшего образования, может быть адаптировано в зависимости от начального уровня знаний учащегося. Это позволяет слушателям выбирать наиболее подходящие элементы обучения, что способствует более эффективному усвоению материала. Примером реализации такого персонализированного подхода является возможность выбора курсов, модулей и форматов обучения, что делает процесс получения знаний более гибким и удобным для каждого студента.

Преимущества и недостатки персонализированного образования

Персонализация образования в вузах и на курсах дополнительного профессионального образования (ДПО) имеет множество преимуществ. Когда студенты могут самостоятельно выбирать параметры и направления своего обучения, это не только способствует увеличению их мотивации, но и значительно повышает вероятность достижения поставленных целей. Индивидуальный подход к учебному процессу позволяет учащимся сосредоточиться на личных интересах и потребностях, что в свою очередь ведет к более глубокому пониманию материала и развитию необходимых навыков. В условиях быстро меняющегося мира, адаптация образовательных программ к индивидуальным запросам становится ключевым фактором успешного обучения.

Александр и Мария Сафоновы подчеркивают, что внедрение персонализированного обучения в школьную систему значительно повышает мотивацию учащихся и способствует достижению лучших образовательных результатов. Персонализированный подход не только помогает развивать навыки саморегуляции, но и формирует чувство ответственности за собственное будущее. Это особенно актуально в условиях современного рынка труда, который требует от выпускников гибкости и способности к самостоятельному обучению.

С одной стороны, преимущества персонализации обучения могут обернуться недостатками в переходный период. В статье Сафоновых отмечается, что педагоги обладают навыками работы в массовой школе, и их методики ориентированы на единый класс. Резкое изменение подхода может привести к снижению мотивации у учителей, что, в свою очередь, негативно сказывается на учениках. Важно учитывать эти аспекты, чтобы обеспечить плавный переход к новым образовательным стратегиям и сохранить заинтересованность как педагогов, так и учащихся.

Одним из распространённых возражений является высокая стоимость персонализированного обучения. Проблема заключается не только в ценах на современные цифровые платформы. Нельзя полностью автоматизировать учебный процесс с помощью технологий, и чем больше различаются образовательные траектории учеников, тем сложнее преподавателям поддерживать каждого из них. Это актуально для всех уровней образования. Например, в ТюмГУ внедрение индивидуализированного образовательного тракта стало основным фактором для создания отдельного тьюторского центра.

Работа в рамках персонализированного подхода может привести к углублению образовательного неравенства. В современных условиях выбор пути обучения часто зависит не от способностей и интересов учащегося, а от социально-экономического статуса его семьи. Персонализация может лишь усилить это разделение, предоставляя преимущества лишь избранным, что ставит под угрозу равный доступ к качественному образованию для всех.

Цифровая персонализация может привести к возникновению «информационных пузырей», как это наблюдается в социальных сетях, таргетированной рекламе и поисковых системах. Когда пользователям предлагают только те варианты, которые соответствуют их предыдущим интересам, они теряют возможность открыть для себя новые сферы знаний и навыков. Поэтому цифровые решения в области адаптивного и персонализированного обучения должны основываться на педагогическом опыте и научных исследованиях, а не просто удовлетворять запросы учеников. Важно, чтобы образовательные платформы предлагали разнообразный контент, способствующий расширению кругозора и развитию критического мышления, а не ограничивались только привычными темами.

Читайте также:

  • Нужны ли индивидуальные образовательные траектории массовой школе
  • Помогает ли образованию цифровая персонализация
  • 8 способов ориентироваться на ученика, создавая учебные программы

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее