Образование #Статьи

7 июля, 2025

Психологическое благополучие студентов / Skillbox Media

Какие варианты поддержки уже используют.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

С 2020 года в России проведены масштабные опросы студентов, исследующих влияние пандемии коронавируса на их психическое здоровье. Результаты этих исследований свидетельствуют о том, что среди студентов широко распространены психологические проблемы, включая тревожность и депрессию различной степени тяжести. Эти данные подчеркивают важность поддержки студентов в условиях кризиса, что требует внимания со стороны учебных заведений и специалистов в области психологии.

Вопрос о том, могут ли небольшие психологические службы эффективно справляться с проблемами студентов, стал центральной темой панельной дискуссии «Психологическое благополучие студентов: почему и как важно его обеспечивать» на XIII Международной российской конференции исследователей высшего образования (конференции ИВО). Участники, включая университетских психологов, управленцев и исследователей, обсудили ключевые аспекты и необходимые меры для поддержки психологического здоровья студентов. Эффективное взаимодействие и внедрение доступных психологических услуг имеют решающее значение для создания здоровой образовательной среды и улучшения общего благополучия студентов.

Помогают ли студентам психологи

Директор Института образования Высшей школы экономики Евгений Терентьев представил результаты опросов, проведенных в российских вузах. Эти данные дают ценную информацию о состоянии образования в стране и позволяют выявить ключевые тренды и проблемы, с которыми сталкиваются студенты и преподаватели. Результаты опросов могут служить основой для дальнейшего улучшения образовательных программ и повышения качества обучения в российских университетах.

Во время пандемии COVID-19 исследователи из Высшей школы экономики, совместно с 12 другими университетами, инициировали всероссийские опросы студентов в рамках проекта «Научно-методическое обеспечение развития системы управления качеством высшего образования в условиях коронавирусной инфекции COVID-19 и после неё». Результаты этого проекта предоставляют важные выводы о состоянии высшего образования в России в условиях пандемии.

Согласно данным опросов, 74% из 32 тысяч опрошенных студентов испытывают психологическое неблагополучие. Учащиеся сообщают о высоком уровне стресса и тревожности, ощущении одиночества и проблемах с концентрацией внимания. Эти результаты подчеркивают важность внимания к психическому здоровью студентов, что может положительно сказаться на их учебной деятельности и общем благополучии.

Конечно, вы можете предоставить текст, который нужно отредактировать, и я помогу вам с его переработкой и оптимизацией под SEO.

Исследования показывают, что студенты из семей с низким социально-экономическим статусом, а также проживающие в общежитиях и обучающиеся на медицинских специальностях, сталкиваются с более высокими уровнями стресса. Дополнительно, первокурсники часто оказываются в группе риска, испытывая трудности в адаптации к новым условиям обучения и жизни. Эти факторы подчеркивают важность поддержки и ресурсов для студентов, чтобы помочь им справляться с эмоциональными и психологическими нагрузками в учебный период.

Недавнее исследование Российской академии образования (РАО) показало, что 26,5% первокурсников испытывают трудности в общении с ровесниками, а 20,9% сталкиваются с эмоциональными проблемами. Результаты этого исследования подчеркивают необходимость развития системы психологической поддержки для студентов. Это позволит не только повысить уровень их адаптации в учебной среде, но и улучшить общее психологическое благополучие учащихся. Важно внедрять программы, которые помогут студентам справляться с социальными и эмоциональными вызовами, что в свою очередь будет способствовать их успешной учебе и личностному развитию.

На конференции ИВО ведущий аналитик РАО Ксения Ерицян представила актуальную информацию о системе психологической помощи в российских вузах. Вместе с коллегами она провела анкетирование среди психологических служб университетов. Хотя откликнулись не все учебные заведения, удалось выяснить, что в минимум 400 вузах существует организация, предоставляющая психологическую помощь студентам. Это свидетельствует о growing importance of mental health support in higher education institutions across Russia.

В российских вузах не во всех учреждениях сформирована полноценная психологическая служба. В некоторых университетах отсутствуют организационно оформленные подразделения, а в других психологическая помощь предоставляется через отделы, такие как служба безопасности. Самостоятельные психологические службы функционируют только в 25% вузов. В 33% учебных заведений на момент анкетирования за оказание психологической помощи студентам отвечал лишь один психолог. Эта ситуация подчеркивает необходимость повышения доступности и качества психологической поддержки для студентов, что является важным аспектом их образовательного процесса и общего благополучия.

Несмотря на увеличение числа сотрудников, многие из них продолжают испытывать перегрузку, включая выполнение непрофильных задач. В 39% вузов, предоставляющих психологическую помощь, соответствующие подразделения страдают от нехватки технического персонала. Кроме того, 43% опрошенных психологов участвуют в профилактических мероприятиях, направленных на предотвращение участия студентов в несанкционированных акциях. Ксения Ерицян подчеркнула, что такая ситуация приводит к конфликту ролей в образовательных учреждениях и может негативно сказаться на доверии студентов к психологам.

Фото: Ground Picture / Shutterstock

Психологические службы в основном занимаются психологическим консультированием, проведением тестирований для выявления групп риска и организацией просветительских мероприятий. Консультирование осуществляется как в очном формате, так и онлайн, при необходимости студенты могут быть направлены к другим специалистам. Однако около трети психологических служб, согласно данным анкетирования сотрудников, имеют возможность предложить студентам не более трех консультаций. Это ограничение затрудняет углубленное решение сложных проблем.

Ксения Ерицян также отметила, что помимо перегрузки, существует проблема недостаточного влияния результатов работы психологических служб на общую ситуацию в вузе. По данным опроса, почти 93% учреждений собирают информацию о количестве обращений к психологам, около 80% фиксируют тематику этих обращений. Однако лишь 47% из них обобщают полученные данные и информируют администрацию вуза о проблемах, с которыми сталкиваются студенты. Это свидетельствует о необходимости улучшения взаимодействия между психологическими службами и руководством учебных заведений для эффективного решения актуальных вопросов студенческой жизни.

Как организовать психологическую помощь

В сентябре Министерство образования и науки России утвердило концепцию развития сети служб психологической поддержки в высших учебных заведениях. Эта концепция, вероятно, частично основана на исследованиях Российской академии образования. К 2024-2025 годам министерство планирует обеспечить доступ к качественной психологической поддержке для всех учащихся и сотрудников вузов, что является важным шагом в улучшении психоэмоционального состояния студентов и преподавателей. Устойчивое психическое здоровье в образовательной среде способствует повышению успеваемости и общей удовлетворенности процессом обучения.

На конференции ИВО участники пришли к выводу, что психологическое неблагополучие является комплексной проблемой, требующей более глубокого подхода, чем просто доступ к консультациям. Проректор Высшей школы экономики Дмитрий Земцов отметил, что проблемы студентов могут возникать из-за конфликтов или травли в самом учебном заведении. Создание системы, способствующей предотвращению конфликтов или их цивилизованному разрешению, должно стать приоритетом не только для психологической службы, но и для руководства вуза.

Для обеспечения социально-психологического благополучия студентов необходимо принимать превентивные меры, а не реагировать на проблемы только после их возникновения, отмечает Земцов. Важно дестигматизировать обращение за психологической помощью, чтобы студенты не испытывали стеснения при необходимости консультироваться с психологами. Кроме того, следует внедрять методы внутригрупповой саморегуляции, а также технологии, направленные на снижение конфликтности и предотвращение травли внутри учебных коллективов. Эти меры помогут создать более здоровую и поддерживающую атмосферу в образовательной среде.

Фото: Ground Picture / Shutterstock

Задачи психологической службы в университете выходят за рамки простых консультаций. Психолог играет важную роль в снижении негативного влияния психологического неблагополучия на образовательный процесс, отмечает руководитель центра социально-психологического сопровождения образовательного процесса Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета Снежана Зинина. Психолог может выступать в роли доброжелательного наставника, специалиста по выявлению групп риска или эксперта, который организует образовательный процесс с учетом особенностей психики студентов. По мнению Снежаны Зининой, в России существует необходимость в регламентации работы психологов в вузах, а также в разработке «золотого стандарта» их профессиональной деятельности, что позволит повысить качество психологической поддержки и улучшить условия для обучения.

Представители психологических служб вузов поделились опытом внедрения инновационных решений, выходящих за рамки традиционного психологического консультирования. В МФТИ акцент сделан на психологическом просвещении и интеграции психологии в образовательный процесс, что позволяет студентам лучше понять себя. Татьяна Юдина, начальник отдела социально-психологического сопровождения МФТИ, отметила, что многие студенты обращаются за помощью лишь после осознания своих проблем, поэтому важно создать условия для профилактики и самопознания. Внедрение этих подходов способствует формированию более здоровой психологической среды в вузе и помогает студентам справляться с трудностями на этапе их обучения.

В МФТИ для всех первокурсников введена обязательная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», которая включает блок из четырёх занятий, посвящённых психологии. Эти занятия направлены на то, чтобы учащиеся могли своевременно распознавать тревожные симптомы. Программа обучает механизмам работы психики, знакомит с техниками саморегуляции, а также способствует развитию интереса к собственному внутреннему миру и межличностным отношениям. Это поможет студентам не только лучше понимать себя, но и поддерживать психологическое здоровье в условиях учебной нагрузки.

Оценка влияния учебной деятельности на психологическое благополучие студентов в вузе пока преждевременна, так как первый этап адаптации только что завершился. Однако, как отмечает Юдина, интерес к психологии среди студентов явно выражен. Это свидетельствует о том, что учащиеся стремятся понять свои эмоции и психическое состояние в условиях учебного процесса. Важно продолжать изучение этого вопроса, чтобы выявить, как образовательная среда влияет на психологическое здоровье студентов и какие меры можно предпринять для его улучшения.

Директор центра психологического консультирования ВШЭ Ирина Макарова подчеркнула важность развития общей психологической культуры. Это развитие способствует снижению нагрузки на психологические службы. Для достижения этой цели необходимо формировать навыки самопомощи, развивать умения взаимодействия с окружающими и выстраивать эффективную межгрупповую коммуникацию. Психологическое просвещение играет ключевую роль в этом процессе, так как помогает людям лучше понимать себя и окружающих, что, в свою очередь, укрепляет психическое здоровье общества в целом.

Планирование значительных изменений должно основываться на результатах исследований, которых в настоящее время недостаточно. Итоги опросов, проведённых в период пандемии, как отметил Евгений Терентьев, публикуются с множеством оговорок, так как отсутствуют сравнительные данные. До 2020 года не существовало всероссийских статистических данных о распространённости депрессии и тревожности среди студентов. В будущем новые исследования могут выявить актуальные проблемы и создать возможности для психологических служб в разработке эффективных программ поддержки.

  • Предложены психологические меры для предотвращения шутинга
  • Психологические техники для тех, кому тревога мешает учиться или работать
  • 10 приёмов и упражнений, чтобы сконцентрироваться на задаче

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее