Как внедрить гибридное обучение / Skillbox Media
Записали рекомендации для вузов, где задумались о переходе на новый формат: как организовать среду для гибрида и подготовить к нему преподавателей.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеВ данной статье мы рассмотрим ключевые аспекты, которые помогут вам лучше понять тему. Вы получите полезные советы и рекомендации, которые могут улучшить ваши навыки и знания. Читайте дальше, чтобы узнать больше о выбранной теме и ее значении.
- зачем вообще внедрять гибридное обучение (спойлер: это не всем нужно);
- каким студентам подходит гибридное обучение, а каким нет;
- какое оборудование нужно для гибридной аудитории и типичные ошибки при его выборе;
- как помочь преподавателям адаптироваться к гибриду.
Российские университеты по-разному внедряют гибридный формат обучения, который сочетает в себе очное и онлайн-присутствие студентов, а также возможность просмотра лекций в записи. В некоторых учебных заведениях для реализации этого формата достаточно использовать систему управления обучением (LMS) и ноутбук преподавателя. В то же время, другие университеты инвестируют в создание высокотехнологичных аудиторий, обеспечивая тем самым более качественный образовательный процесс. Гибридное обучение позволяет адаптировать образовательные методы к современным требованиям, повышая доступность и удобство получения знаний для студентов.
Эксперты из Высшей школы менеджмента СПбГУ, Московского городского педагогического университета (МГПУ) и банка «ВТБ» поделились рекомендациями по запуску процесса перехода на гибридное образование. Эти советы были представлены на семинаре МГПУ «Что такое гибридное образование: международные исследования и практики» и конференции «Современная цифровая дидактика». При переходе на гибридное обучение важно учитывать не только технические аспекты, но и педагогические методики, которые помогут интегрировать онлайн и офлайн форматы. Открытое взаимодействие между преподавателями и студентами, а также использование современных технологий, играет ключевую роль в успешном внедрении гибридной модели.
Если вам до сих пор неясен принцип гибридного формата, не переживайте, вы не одни. Понятие гибридного формата может вызвать путаницу, особенно в свете существования термина «смешанное обучение». Однако исследователи выделили несколько ключевых характеристик, которые помогают понять суть гибридного подхода. Для более детального изучения этого вопроса рекомендуем ознакомиться с дополнительными материалами.
Зачем внедрять гибридное обучение и с чего начать
Гибридное обучение подразумевает не только приобретение оборудования и обустройство аудиторий, но и комплексный подход к организации учебного процесса. Важно учитывать современные технологии, которые позволяют интегрировать онлайн и офлайн обучение, создавая удобную среду для студентов. Эффективная реализация гибридного обучения требует продуманного планирования, подготовки преподавателей и разработки учебных материалов, соответствующих новым формам обучения. Таким образом, успешное внедрение гибридного обучения зависит от множества факторов, выходящих за рамки простого оснащения аудиторий.
Эксперты в области образования не согласны с этим мнением. Гибридное обучение представляет собой, прежде всего, методологию и педагогические подходы, а лишь затем — технологические решения. Это подчеркивают директор по управлению проектами банка «ВТБ» Александр Байзаров и руководитель методологии гибридного обучения ВШМ СПбГУ Ольга Алканова. Безусловно, существуют базовые технические условия, которые необходимы для реализации гибридного формата, однако переход к нему будет неэффективен, если у преподавательского состава отсутствует реальная потребность в этом подходе.
Внедрение гибридного обучения начинается с четкой постановки целей: необходимо определить, зачем оно вводится и какие задачи должно решать. Без ясного понимания целей ресурсы могут быть потрачены неэффективно. Основная цель гибридного обучения заключается в предоставлении студентам возможности самостоятельно планировать свое обучение и выбирать наиболее удобный формат. Однако эксперты предостерегают, что этот подход требует от преподавателей гораздо более высокого уровня ответственности и нового подхода к проектированию образовательного опыта. Важно учитывать, что успешная реализация гибридного обучения способствует не только повышению вовлеченности студентов, но и улучшению их образовательных результатов.
Как контролировать участие студента в онлайн-занятии, чтобы он не просто находился в системе с выключенной камерой, а активно и интерактивно вовлекался в процесс? Это сложная задача, требующая педагогического подхода. Без решения этих вопросов создание новых виртуальных аудиторий не имеет смысла, так как они останутся неиспользованными. Ольга подчеркивает, что для эффективного обучения необходимо разработать методы, которые обеспечат реальное участие студентов и их взаимодействие в учебном процессе.
Внедрение гибридного обучения следует начинать с пересмотра подходов к проектированию образовательного процесса. Эксперты рекомендуют избегать резких изменений. Оптимальным вариантом станет постепенное введение новых методов на основе отдельных задач, что позволит накапливать опыт и формировать обновленный взгляд на образовательные практики. Такой подход способствует более эффективной интеграции гибридного формата и улучшает качество обучения.
Каким студентам подходит гибридное обучение
Эксперты подчеркивают, что одним из ключевых факторов успешности гибридного формата обучения является активная позиция студентов. Это означает, что они должны осознанно подходить к своему обучению, понимать свои цели и адекватно оценивать свои возможности для выбора наиболее подходящего формата. Однако, как отмечает Александр Байзаров, это не всегда касается первокурсников, и внедрение гибридного обучения для них может быть преждевременным. Студенты на начальном этапе своего обучения часто нуждаются в более традиционных методах, которые помогут им адаптироваться к новым условиям.
Гибридное обучение рекомендуется внедрять для более зрелых студентов, которые способны оценить его преимущества и максимально использовать предоставляемые возможности. Это подход сочетает в себе традиционные и онлайн-методы обучения, что позволяет студентам адаптироваться к современным требованиям образовательного процесса. Важно, чтобы студенты понимали ценность гибридного формата, так как это способствует их более глубокому вовлечению и успеху в учебе.
Какое оборудование нужно для гибридного обучения
Эксперты провели анализ опыта отечественных и зарубежных вузов и выделили несколько ключевых компонентов для создания физической и цифровой аудиторий в условиях гибридного обучения. Для успешной реализации гибридного обучения необходимо обеспечить следующее:
- Качественное изображение. Это предполагает, что камеры в аудитории должны быть направлены не только на преподавателя, но и на присутствующих студентов, а также нужно иметь возможность выводить на экран в аудитории онлайн-участников, ведь всем участникам придётся общаться друг с другом во время занятий. Для этого требуются хорошие экраны, мониторы, проекторы, камеры.
- Качественный звук — для него потребуются микрофоны, звуковые системы, колонки. Это нередко становится ключевой проблемой в организации гибридного пространства, говорит Александр Байзаров. Ведь если преподаватель работает без петличного микрофона (только со стационарным на столе) и отходит куда-то вглубь аудитории, продолжая говорить, то онлайн-участники занятия его не услышат или услышат неразборчиво. Кроме того, важно, чтобы онлайн-студенты и те, кто присутствует офлайн, тоже хорошо слышали друг друга.
- Передачу визуальной информации — нужно найти решения для замены обычных досок в аудитории, на которых преподаватель и студенты делают записи. Так что придётся выбрать цифровые решения для командной работы онлайн- и офлайн-участников.
- Цифровую среду для тех, кто учится дистанционно. Такой средой могут выступать, например, LMS вуза и сервис видео-конференц-связи.
- Техническое управление и поддержка — они понадобятся для настройки работы программного обеспечения, совмещения их между собой и управления оборудованием во время занятия. Как минимум преподавателей надо будет этому научить, но в идеале хорошо бы, чтобы кто-то ассистировал им во время занятия на случай технических сбоёв. А если это невозможно, нужно чётко распланировать, как действовать, если онлайн-аудитория «отвалится» (ведь для офлайн-участников занятие продолжается).
Александр Байзаров привёл в пример аудиторию, организованную для кампуса Санкт-Петербургского государственного университета «Михайловская дача». Эта аудитория служит отличным образцом современного подхода к образовательному пространству, обеспечивая комфортные условия для обучения и взаимодействия студентов.
В данном учебном пространстве преподаватель эффективно взаимодействует со студентами, как присутствующими в аудитории, так и обучающимися онлайн. Студенты, находящиеся на удалении, отображаются на большом экране, который удобно расположен перед преподавателем. Это позволяет всем учащимся, независимо от формата обучения, легко следить за ходом занятий. Использование современных технологий, таких как видеоконференции и интерактивные доски, обеспечивает высокое качество взаимодействия и способствует лучшему усвоению учебного материала.
- Микрофонный массив. Используются не стационарные, а петличные микрофоны или такие, которые легко переносить в руке.
- Система автотрекинга. Когда преподаватель перемещается по аудитории, камера автоматически следит за ним. То есть у преподавателя нет необходимости постоянно контролировать себя и думать, хорошо ли его видно онлайн-участникам.
- Интерактивные доски. Всё, что пишет преподаватель на такой доске, сразу переводится в цифровой формат, то есть записи хорошо видны и онлайн-, и офлайн-слушателям.
В данной аудитории возможно реализовать разнообразные сценарии занятий, обеспечивая комфортное и продуктивное взаимодействие для всех участников.
В Томском государственном университете также представлены похожие аудитории, обладающие уникальными особенностями. Одной из таких функций является автоматическая генерация субтитров, которая позволяет мгновенно расшифровывать речь преподавателя в текстовом формате. Кроме того, видеозаписи занятий автоматически сохраняются в системе управления обучением (LMS), что обеспечивает студентам постоянный доступ к учебным материалам. Эти технологии способствуют улучшению учебного процесса и делают его более доступным для студентов.
Эксперты выделяют три стадии зрелости гибридных аудиторий, которые зависят от уровня технического наполнения. Каждая стадия характеризуется определенными особенностями и требованиями к технологиям, используемым для взаимодействия с аудиторией. Понимание этих стадий может помочь в более эффективном подходе к формированию контента и стратегии взаимодействия с пользователями, что в свою очередь способствует улучшению пользовательского опыта и повышению вовлеченности.
- Первая стадия зрелости — это аудитории с техническим минимумом, то есть просто с выходом в интернет, компьютером, подключённым к системе видео-конференц-связи, с колонками и проектором. Лектор не может свободно передвигаться по аудитории без риска выпасть из поля зрения онлайн-участников, а студенты, которые находятся по разные стороны экрана, не видят друг друга и практически никак не взаимодействуют.
- Вторая стадия зрелости — у аудиторий с выстроенной внутренней системой камер и микрофонов. То есть онлайн-участникам видно и преподавателя, и студентов, которые присутствуют очно, более-менее нормальный звук обеспечивает потолочный микрофон, и для записей применяются интерактивные доски.
- Третья стадия — у аудиторий с максимально технологичной начинкой. За преподавателем и прочими очными участниками следят несколько камер, которые передают изображение в высоком качестве. Столы в аудитории оборудованы микрофонами (а у преподавателя петличка), чтобы обеспечить максимальное взаимодействие между всеми участниками. В аудитории несколько мониторов для отображения онлайн-участников, используются интерактивные доски, и у преподавателя есть возможность задействовать также иные цифровые сервисы для работы.
Александр Байзаров утверждает, что классификация цифровой зрелости является в большей степени теоретической, нежели практической. В реальности многие вузы используют технические средства различного уровня одновременно. К примеру, в одной аудитории может быть отлично организованное звуковое оборудование, в то время как качество камер оставляет желать лучшего. Это подчеркивает недостаток единой стратегии в цифровой трансформации образовательных учреждений.
Байзаров предупреждает, что самые современные технические инфраструктуры не всегда необходимы. Все зависит от конкретных целей, которые ставятся при внедрении гибридных решений. Важно учитывать, что выбор инфраструктуры должен соответствовать задачам бизнеса и его потребностям.
Мы наблюдали вузы, где преподавателям просто ставят ноутбук, и это не всегда негативно, если это помогает решать образовательные задачи. Некоторые университеты осознанно избегают инвестиций в дорогостоящие технологии, такие как сложные инфраструктуры, но при этом успешно справляются с поставленными задачами. Дорогое оборудование не всегда гарантирует лучшее качество образования.
Типичные ошибки при введении гибрида
Александр Байзаров предлагает важный совет: следует сосредоточиться на удобстве пользователей, а не на сложности технологий. Это подход помогает создавать более доступные и комфортные решения, которые действительно отвечают потребностям аудитории. Важно помнить, что успех любого проекта зависит от того, насколько легко пользователям взаимодействовать с продуктом. Поэтому при разработке технологий стоит всегда учитывать пользовательский опыт и стремиться к его улучшению.
Если преподаватели и студенты столкнутся с неудобством в использовании современных технологических новинок или им потребуется много времени для изучения сложных инструкций, то продвинутая техника не найдёт применения и останется неиспользованной. Это подчеркивает важность создания интуитивно понятных и доступных технологий для образовательного процесса. Ключевым моментом является упрощение взаимодействия с новыми инструментами, чтобы они действительно приносили пользу и способствовали улучшению учебного процесса.
Оптимальные технологические решения должны быть интуитивно понятными и легко адаптируемыми. Важно, чтобы они соответствовали существующим методам преподавания и традициям, не заставляя педагогов резко менять свои подходы. Эффективные инструменты образовательного процесса должны гармонично вписываться в уже сложившуюся практику, что обеспечит плавный переход к новым технологиям.
Одной из распространенных ошибок при проектировании гибридных аудиторий является отсутствие взаимодействия между разными командами. Часто IT-специалисты и преподаватели имеют свои собственные представления о том, как должна выглядеть идеальная аудитория, и не проводят согласование своих идей. Важно, чтобы процесс разработки решений происходил в режиме открытого диалога, что позволит учесть все аспекты и создать эффективное образовательное пространство. Согласование мнений и совместное создание концепции поможет избежать недоразумений и обеспечит интеграцию технологий, необходимых для успешного обучения в гибридной аудитории.
Не стоит считать, что внедрение гибридного обучения в вузе пройдет гладко и без проблем. Новые подходы могут вызвать негативную реакцию, которая не исчезнет сама по себе. Поэтому переход на гибридное обучение должен включать этапы, аналогичные тем, что используют IT-компании при запуске новых цифровых продуктов. Ключевыми этапами являются тестирование, сбор обратной связи от пользователей и поэтапные доработки с целью повышения удобства и эффективности. Такой подход поможет обеспечить успешное внедрение гибридного обучения и повысить удовлетворенность студентов и преподавателей.
Необходимо тщательно отслеживать процесс использования гибридных аудиторий, собирать от преподавателей информацию о возникших сложностях и активно работать над их решением. Это позволит повысить эффективность обучения и улучшить взаимодействие между преподавателями и студентами в гибридной модели образования.
Как помочь преподавателям перейти на гибрид
Переход на новый формат обучения может стать значительным стрессом для многих преподавателей. Существует два эффективных способа, которые помогут им адаптироваться к изменениям. Во-первых, важно предоставить поддержку и ресурсы, которые облегчат процесс освоения нового формата. Это может включать в себя тренинги, семинары и доступ к материалам, которые объясняют особенности нового подхода. Во-вторых, создание сообщества, в котором преподаватели могут делиться опытом и находить решения общих проблем, также способствует более гладкому переходу. Такой подход поможет не только снизить уровень стресса, но и повысить качество обучения.
Ольга Алканова подчеркивает важность учета уровня цифровой грамотности преподавателей при организации их обучения новым технологиям. Этот уровень может значительно варьироваться среди сотрудников одного университета. Если не обратить на это внимание, занятия могут быть потрачены не на изучение материала, а на преодоление трудностей с интерфейсами. Эффективное обучение должно начинаться с анализа исходных знаний преподавателей, что позволит сделать процесс освоения новых технологий более продуктивным и целенаправленным.
Ольга отмечает, что страх и дискомфорт, испытываемые преподавателями в начале работы, являются вполне нормальными. Однако со временем они быстро адаптируются к новой среде и перестают воспринимать её как источник проблем. Постепенное привыкание позволяет им уверенно ощущать себя в новых условиях и сосредоточиться на образовательном процессе.
По мнению экспертов, преподаватели нередко воспринимают технические новшества с недоверием, однако всегда находятся те, кто быстрее других принимает и осваивает новые форматы. Крайне важно, чтобы такие педагоги делились своим опытом с коллегами, способствуя тем самым внедрению инновационных подходов в образовательный процесс. Это не только улучшит качество преподавания, но и повысит общую эффективность обучения.
С повышением зрелости и сложности технических решений у преподавателей открываются новые возможности. Важно в этот момент обратить внимание на преподавателей-инноваторов и их идеи, которые возникают благодаря новым возможностям. Ольга Алканова подчеркивает значимость этого процесса для образовательной среды. Инновации в преподавании способствуют развитию не только самих преподавателей, но и студентов, обеспечивая более качественное и современное образование. Необходимо создать условия для реализации креативных идей, что поможет повысить эффективность учебного процесса и подготовить студентов к вызовам современного мира.
Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета продемонстрировала успешный опыт работы в гибридных аудиториях. Преподаватели, имея возможность использовать новые технологии, начали активно экспериментировать с различными сервисами и разрабатывать инновационные подходы к обучению. Администрации учебного заведения следует внимательно отслеживать и поддерживать подобные инициативы, создавая условия для обмена идеями и развития образовательного процесса. Это важно для повышения качества обучения и адаптации к современным требованиям.
Переделываю текст с учетом SEO и добавляю необходимое содержимое, оставаясь в рамках темы.
Читайте также:
- Что у россиян с цифровыми навыками
- Сиднейский университет поделился моделью гибридного обучения
- Как создавать инновации в образовании
- Как создать крутую программу в вузе
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее