Образование #Статьи

7 июля, 2025

Что такое функциональная грамотность / Skillbox Media

Разбираемся, какие умения включает в себя этот показатель и как его измеряют.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

В данной статье вы получите информацию о…

  • международное определение функциональной грамотности, определение Алексея Леонтьева и определение из ФГОС;
  • какие виды или компоненты бывают у функциональной грамотности;
  • какие уровни функциональной грамотности выделяют;
  • почему есть сомнения в том, что функциональная грамотность существует на самом деле.

В российском образовательном пространстве тема функциональной грамотности стала актуальной в контексте участия в международном исследовании PISA. Это тестирование, проводимое Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), охватывает 15-летних школьников и стартовало в 2000 году. Изначально планировалось, что к 2030 году Россия займёт место в десятке лучших стран по качеству школьного образования, при этом оценка качества основывалась бы на результатах PISA и аналогичных международных исследованиях. Однако в 2022 году Россия не приняла участия в PISA и организует собственное исследование, следуя его методологии. Важно отметить, что функциональная грамотность играет ключевую роль в формировании компетенций, необходимых для успешной жизни и работы в современном мире.

Понятие «функциональная грамотность» имеет долгую историю и предшествует исследованию PISA. Впервые оно было использовано в документах ЮНЕСКО в 1950-е годы. Функциональная грамотность охватывает умение человека эффективно использовать свои знания и навыки в различных жизненных ситуациях. Это включает в себя способность читать, писать, считать и применять эти навыки в повседневной жизни. Понимание функциональной грамотности важно для оценки образовательных систем и развития навыков, необходимых для успешной жизни в современном обществе.

Функциональная грамотность является важным аспектом ФГОС основного общего образования. Она определяется как способность эффективно решать учебные задачи и справляться с жизненными проблемами, используя сформированные предметные, метапредметные и универсальные способы деятельности. Это включает в себя умение анализировать информацию, применять знания в различных ситуациях и адаптироваться к изменяющимся условиям. Развитие функциональной грамотности способствует подготовке учащихся к успешной жизни в обществе и повышению их конкурентоспособности на рынке труда.

Какие компетенции включает функциональная грамотность

Одной из ключевых задач ЮНЕСКО с момента своего создания является продвижение грамотности по всему миру. Однако сразу возникли вопросы: кого можно считать грамотным? Какой минимальный уровень грамотности требуется современным людям? В результате были разработаны различные определения элементарной и функциональной грамотности. Эти понятия помогают лучше понять, что значит быть грамотным в условиях быстро меняющегося информационного общества. Элементарная грамотность включает навыки чтения и письма на базовом уровне, в то время как функциональная грамотность охватывает способность использовать эти навыки в реальных жизненных ситуациях, таких как работа с документами, анализ информации и принятие обоснованных решений. Понимание этих уровней грамотности является основополагающим для повышения образовательных стандартов и обеспечения равного доступа к знаниям для всех.

  • Просто грамотным считался тот, кто может прочитать и написать короткий простой текст на тему из своей повседневной жизни, понимая прочитанное и написанное.
  • Функционально грамотный человек — тот, кому навыки письма и чтения позволяют участвовать во всех занятиях, для которых в обществе требуется грамотность.

Разница заключается в уровне грамотности. Человек, обладающий лишь базовыми навыками чтения и письма, может испытывать трудности при работе с инструкциями к лекарствам, техническими руководствами, маршрутами общественного транспорта или условиями договоров. Функциональная грамотность предполагает более высокие навыки, позволяющие эффективно использовать чтение и письмо в повседневной жизни и на профессиональном уровне. Это включает в себя способность понимать и анализировать информацию, а также применять ее в различных ситуациях.

Фото: Slatan / Shutterstock

В 1965 году Всемирный конгресс министров образования принял решение о том, что программы по борьбе с неграмотностью должны ориентироваться на достижение второго уровня грамотности. Это подразумевает, что грамотность включает не только базовые навыки чтения и письма, но и служит основой для полноценного освоения социальной, гражданской и экономической роли человека в обществе. Таким образом, грамотность становится важным инструментом для личностного и профессионального роста, а также для активного участия в жизни сообщества.

В 1978 году Генеральная ассамблея ЮНЕСКО утвердила определение функциональной грамотности, которое сохраняет свою актуальность и по сей день. Функциональная грамотность охватывает не только способность читать и писать, но и умение применять эти навыки в повседневной жизни. Она включает в себя способность интерпретировать информацию, решать проблемы и эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Это понятие имеет огромное значение для развития индивидуальных навыков и повышения качества жизни, так как грамотность является основой для личного и профессионального роста в современном обществе.

Конечно, я готов помочь вам с переработкой текста. Пожалуйста, предоставьте исходный текст, который вы хотите скорректировать.

Функциональная грамотность определяется как способность человека участвовать в различных видах деятельности, где необходимы знания и навыки чтения, письма и счёта. Эта грамотность играет ключевую роль в эффективном функционировании как отдельных групп, так и всего общества. Она также предоставляет возможность индивидууму продолжать развиваться, используя эти навыки для личного роста и внесения вклада в развитие общества. Функционально грамотные люди способны адаптироваться к изменениям и активно участвовать в жизни сообщества, что делает их важными членами общества.

Формулировка функциональной грамотности, предложенная российским ФГОС, существенно отличается от первоначального понимания этого термина. Это объясняется тем, что функциональная грамотность воспринималась как относительное качество. В различных культурах и социальных группах набор навыков, таких как чтение, письмо и счёт, варьируется. Таким образом, человек, обладающий грамотностью в одной стране, может столкнуться с нехваткой тех же базовых навыков в другом обществе.

С течением времени набор ключевых умений, необходимых для успешной жизни, претерпевает изменения. Андреас Шляйхер, руководитель Департамента по образованию и навыкам ОЭСР и специальный советник генерального секретаря ОЭСР по вопросам образовательной политики, объясняет эти трансформации. Ранее грамотность определялась как способность извлекать знания из текста. Однако в современном мире, где доступ к информации, включая недостоверные данные, стал безграничным, важным становится не только умение извлекать информацию, но и способность конструировать знания на основе нескольких источников, а также проверять их достоверность. Это подчеркивает необходимость развития критического мышления и навыков информационной грамотности в образовательных системах.

Определение функциональной грамотности продолжает изменяться, однако классическое понимание этого термина остается актуальным. В России распространено понимание функциональной грамотности, основанное на трудах психолога и лингвиста Aлексея Леонтьева. В 2003 году под его редакцией был издан сборник об образовательной системе «Школа 2100», в котором было предложено расширенное определение функциональной грамотности. Это определение охватывает не только умение читать и писать, но и способность применять знания в реальных жизненных ситуациях, что подчеркивает важность практического аспекта образования. В условиях современного общества, где информация постоянно обновляется, функциональная грамотность становится ключевым навыком для успешного обучения и профессиональной деятельности.

Функционально грамотная личность — это человек, который умеет эффективно применять полученные знания, умения и навыки для решения разнообразных жизненных задач. Такие люди способны адаптироваться к различным сферам деятельности, взаимодействовать в социальном окружении и успешно общаться с другими. Функциональная грамотность включает в себя не только академические знания, но и умение работать в команде, критически мыслить и принимать обоснованные решения. Эти качества становятся особенно важными в современном мире, где требования к компетенциям постоянно меняются. Развитие функциональной грамотности способствует повышению общей жизненной эффективности и социальной мобильности.

Функциональная неграмотность проявляется в неспособности следовать простым инструкциям, например, при использовании бытовой техники или при приеме лекарств. Отсутствие навыков поиска, анализа и применения информации в различных форматах значительно ограничивает карьерные возможности, затрудняет участие в выборах и взаимодействие с государственными учреждениями. Развитие функциональной грамотности является важным шагом для повышения качества жизни и полноценного участия в обществе.

Фото: Stock-Asso / Shutterstock

Какие виды или компоненты функциональной грамотности бывают и как их измеряют

Концепция функциональной грамотности с самого начала была достаточно неопределенной, что затрудняло её оценку. В 1960-1970-х годах ЮНЕСКО определяла уровень функциональной грамотности на основе доли населения, имеющего минимальное образование, которое варьировалось от четырех до девяти лет в зависимости от страны. Этот подход позволял оценить общее состояние образования, однако не учитывал широкий спектр навыков и умений, необходимых для успешной жизни в современном обществе. С течением времени возникла необходимость в более точных и многогранных методах оценки функциональной грамотности, что способствовало развитию новых подходов и стандартов в образовательной сфере.

ЮНЕСКО рекомендует оценивать долю функционально грамотного населения в возрасте от 16 до 65 лет по методике, разработанной в рамках исследования ОЭСР — PIAAC. Это исследование основано на нескольких проверенных инструментах. Первым из них стало YALS (Обследование грамотности молодёжи), проведенное в США в 1980-х годах. В период 1990–2000-х годов развивались другие измерения, такие как IALS (Международное исследование грамотности взрослых) и ALL (Международное исследование грамотности и базовых навыков взрослых). Россия участвовала в первом раунде PIAAC с 2008 по 2013 год, а второй раунд, который намечен на 2018–2024 годы, вероятно, не будет проведен в России по геополитическим причинам. Оценка функциональной грамотности населения важна для понимания образовательных потребностей и формирования эффективной политики в сфере образования, что подчеркивает значимость исследований, подобных PIAAC.

PIAAC, как и PISA, не применяет термин «функциональная грамотность» в чистом виде. Вместо этого, тестирование направлено на оценку навыков в нескольких ключевых областях: чтение, математическая грамотность и решение адаптивных задач, которые включают использование цифровых технологий, электронных устройств и интернета. Эти области составляют основу функциональной грамотности. Например, участникам необходимо находить ответы на вопросы в текстах или статистических данных, заполнять пропуски подходящими словами, определять условия регистрации на веб-сайте, а также рассчитывать, какая пицца будет выгоднее в зависимости от заданных условий. Это демонстрирует важность навыков, необходимых для успешной ориентации в современном информационном пространстве.

PISA оценивает навыки 15-летних подростков в различных предметных областях, однако, в отличие от традиционных школьных тестов, акцентируется не на усвоении конкретных тем учебной программы, а на способности применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях. Например, при оценке читательской грамотности важно уметь выделять главные идеи текста, отделять факты от мнений, интерпретировать данные, представленные в графиках и таблицах, а также находить решения предложенных проблем. Такой подход позволяет лучше понять, как учащиеся могут использовать свои знания для решения практических задач в повседневной жизни.

Основные направления оценки в PISA включают читательскую, математическую и естественно-научную грамотность. В разных волнах PISA к этим направлениям добавлялись финансовая грамотность, критическое и креативное мышление, а также глобальные компетенции, которые представляют собой набор знаний и умений для взаимодействия с представителями других культур. Все эти аспекты являются важными компонентами функциональной грамотности, позволяющими учащимся успешно адаптироваться в современном мире. Оценка по этим направлениям помогает выявить уровень подготовки школьников и их способность применять знания в реальных ситуациях, что имеет большое значение для личностного и профессионального роста.

В России разработкой национального инструментария для формирования и оценки функциональной грамотности учеников основной школы занимается Институт стратегии развития образования Российской академии образования. В процессе разработки учитываются шесть ключевых компонентов функциональной грамотности: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотность, а также глобальные компетенции и креативное мышление. Этот подход позволяет более эффективно оценивать и развивать навыки учащихся, необходимые для успешной интеграции в современное общество. Основное внимание уделяется не только теоретическим знаниям, но и практическому применению полученных умений в реальных жизненных ситуациях.

Кадр: фильм «Чёрное зеркало» / Netflix

Какие уровни бывают у функциональной грамотности

Исследование PISA направлено на оценку различных аспектов функциональной грамотности, включая читательскую, математическую и естественно-научную. Оценка проводится по семи уровням, среди которых выделяется уровень «ниже первого», что означает, что навыки не достигают минимально необходимых значений. Этот подход позволяет глубже понять уровень подготовки учащихся и выявить ключевые области для улучшения образовательных практик.

В возрасте 15 лет подростки с навыками, соответствующими самому высокому уровню — шестому, представляют собой меньшинство в большинстве стран. Число тех, кто достигает пятого уровня, также невелико и сопоставимо с количеством подростков, остающихся на первом уровне. Основная часть подростков распределяется между вторым, третьим и четвертым уровнями, и это распределение примерно равномерное. Однако в странах с низким уровнем образования наблюдается увеличение доли подростков, находящихся на первом и втором уровнях, в то время как количество тех, кто достигает третьего и четвертого уровней, значительно снижается, не говоря уже о достижении более высоких уровней.

Согласно данным PISA 2018 года, в странах ОЭСР всего 8,7% подростков продемонстрировали уровень читательской грамотности 5–6. В то же время 23% подростков не достигли второго уровня, что означает, что они находятся на первом уровне или полностью не освоили навыки чтения. Эти показатели подчеркивают важность развития читательской грамотности среди молодежи и необходимости образовательных реформ для повышения уровня навыков чтения.

В 2018 году в странах ОЭСР всего 2,4% учащихся достигли шестого уровня по математике, однако в Китае и Сингапуре этот показатель оказался значительно выше: 16,5% и 13,8% соответственно, что делает эти страны лидерами по уровню математической грамотности. Кроме того, 24% учащихся в среднем по странам ОЭСР не достигли даже второго уровня, а в 24 странах менее половины учащихся смогли преодолеть этот барьер. Эти данные подчеркивают необходимость улучшения образовательных систем и внедрения эффективных методов обучения математике в разных странах.

В среднем по странам ОЭСР 22% учащихся не достигают второго уровня естественно-научной грамотности. Этот показатель указывает на необходимость повышения качества образования в области естественных наук. Улучшение естественно-научной грамотности важно для формирования научного мировоззрения и критического мышления у молодежи, что, в свою очередь, способствует развитию общества и экономики. Необходимы меры для улучшения учебных программ и преподавания, чтобы обеспечить всех учащихся необходимыми знаниями и навыками в области естествознания.

В 2018 году результаты школьников из России в международном исследовании PISA продемонстрировали значительные достижения. Участники показали хорошие показатели в области чтения, математики и естественных наук. Эти результаты свидетельствуют о высоком уровне образовательной системы в стране и указывают на необходимость дальнейшего развития и улучшения учебных программ. Анализ данных PISA предоставляет ценную информацию для формирования стратегий повышения качества образования в России, что является важным шагом к подготовке учащихся к глобальным вызовам.

  • По читательской грамотности на шестом уровне был 1% подростков, на пятом уровне — 5%, на четвёртом уровне — 16%, на третьем и втором — по 28%, на первом — 22%; ниже первого, можно сказать, не было никого.
  • По математической грамотности на шестой уровень претендовали 2% подростков, на пятый — 7%, на четвёртый — 18%, на третий — 28%, на второй — 25%, на первый — 15%. 7% не достигли первого уровня.
  • По естественно-научной грамотности самого высокого, шестого, уровня не достиг никто, пятый продемонстрировали 3% подростков, четвёртый — 14%, третий — 30%, второй — 32%, первый — 21%, а ниже первого не оказалось никого (точнее, если и были, то их количество не достигло даже одного процента).

В 2022 году Россия не принимала участие в очередном исследовании PISA. Однако недавно были опубликованы результаты национального исследования, проведённого в 2021 году по аналогичной модели. В публичном отчёте не представлена полная статистика по каждому уровню. Известно только, что некоторые участники не достигли второго уровня. Это поднимает важные вопросы о качестве образования и подготовке учащихся в стране. Анализируя эти результаты, можно выделить области, требующие внимания и улучшения в образовательной системе России.

  • по читательской грамотности — 15,4% подростков;
  • по математической — 18,9%;
  • по естественно-научной — 17,4%.

Наивысшие уровни (пятый и шестой) достигнуты следующими участниками:

  • по читательской грамотности — 6,8%;
  • по математической — 11%;
  • по естественно-научной — 1,4%.

В исследовании PIAAC, охватывающем возрастную группу от 16 до 65 лет, выделяется пять уровней функциональной грамотности, а не шесть. Согласно данным первого раунда PIAAC, проведенного в 2013 году, российские взрослые демонстрируют наименьшие результаты в области навыков решения задач в технологически насыщенной (цифровой) среде. Более 20% участников исследования не достигли даже первого уровня в этой категории. Это подчеркивает необходимость повышения цифровой грамотности среди населения России.

Фото: fizkes / Shutterstock

Результаты исследования PIAAC 2013 года выявили интересную тенденцию в области грамотности в России. Как и в большинстве стран ОЭСР, наивысшие показатели грамотности продемонстрировали российские граждане с высоким уровнем образования. Однако стоит отметить, что россияне со средним и средним профессиональным образованием показали более высокие результаты, чем их сверстники из стран ОЭСР с аналогичным уровнем образования. В то же время россияне с высшим образованием получили более низкие баллы PIAAC по сравнению с выпускниками высших учебных заведений других стран ОЭСР. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что высшее образование в России не всегда способствует улучшению ключевых компетенций, необходимых для функциональной грамотности. Исследователи подчеркивают, что данный вывод требует дальнейшего анализа и дополнительных исследований для более глубокого понимания ситуации.

Существует ли функциональная грамотность на самом деле

На ежегодной конференции Евразийской ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО) в 2022 году активно обсуждались новые виды грамотности. Одним из основных докладов на эту тему выступила Галина Ковалёва из Института стратегии развития образования Российской академии образования, которая является координатором PISA и других международных исследований в России. В своей совместной работе с психометриком из Высшей школы экономики Никитой Колачёвым она акцентировала внимание на значимости развития функциональной грамотности. Однако в ходе обсуждения Галина Ковалёва также отметила, что функциональная грамотность, возможно, не существует в том виде, в котором её обычно понимают. Это утверждение ставит под сомнение традиционные подходы к оценке грамотности и подчеркивает необходимость пересмотра существующих методик и концепций в области образования.

Исследование в рамках проекта РАО «Формирование и оценка функциональной грамотности», инициированного Министерством просвещения России, выявило, что функциональная грамотность в значительной степени сопоставима с общим интеллектом, известным как g-фактор. Этот термин обозначает общий уровень умственных способностей, который проявляется при решении различных задач, включая вербальные, математические и пространственные. Высокий g-фактор не гарантирует безошибочного выполнения всех задач, поскольку каждая область требует специфических знаний и навыков. Однако в среднем, люди с высоким уровнем g-фактора демонстрируют более высокие результаты по сравнению с теми, у кого этот показатель ниже. Это подчеркивает важность функциональной грамотности как ключевого элемента успешной деятельности в различных сферах жизни.

Ковалёва и Колачёв выявили, что определения функциональной грамотности и общего интеллекта, предложенные различными авторами, имеют значительное сходство. В обоих случаях акцент ставится на компетенциях, которые могут быть применены в различных задачах и контекстах. Это подчеркивает важность гибкости и адаптивности навыков, позволяющих эффективно справляться с разнообразными интеллектуальными вызовами.

Результаты измерений функциональной грамотности и интеллекта анализируются с использованием бифакторных статистических моделей. В этих моделях основное различие в результатах участников объясняется общим фактором, в то время как специфика задания — будь то математические, естественно-научные или читательские компетенции — вносит лишь небольшую долю различий. Данное исследование было проведено авторами в российских школах по модели PISA и подтвердило эти выводы.

Исследования показали, что функциональная грамотность имеет структурное и содержательное сходство с общим интеллектом. Это может указывать на то, что разделение этих понятий не является необходимым. Однако не все участники конференции согласны с таким выводом. В частности, Елена Карданова, научный руководитель магистерской программы по психометрике в Высшей школе экономики, подчеркнула необходимость повторной проверки использованной статистической модели.

Функциональная грамотность и общий интеллект, хоть и взаимосвязаны, имеют свою значимость в образовательном процессе. Независимо от терминологии, способность применять знания и навыки в различных ситуациях играет ключевую роль в обучении и личностном развитии. Галина Ковалёва подчеркивает важность совместной работы учителей над развитием когнитивных способностей учащихся, будь то общий интеллект или функциональная грамотность. Создание универсальных стратегий для решения задач поможет подросткам не только лучше усваивать материал, но и эффективно использовать свои умения в будущем.

Узнайте больше об образовании в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь и оставайтесь в курсе актуальных новостей, тенденций и полезных ресурсов в сфере образования.

Чтение является важной частью нашей жизни. Оно не только развивает наше мышление, но и обогащает наш внутренний мир. Регулярное чтение книг, статей и других материалов помогает улучшить словарный запас и повысить уровень знаний. Кроме того, чтение способствует развитию аналитических навыков и критического мышления. Важно выбирать качественные источники информации и уделять время разнообразным жанрам. Это позволит вам расширить горизонты и получить новые идеи. Поддерживайте привычку чтения и открывайте для себя новые миры и возможности.

  • Учат ли вузы навыкам XXI века?
  • Что такое цифровая грамотность
  • Финансовая грамотность в школах

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее