Как три типа содержания образования помогают развивать мышление студентов / Skillbox Media
Отрывок из книги «Университет» Сергея Зуева, в котором автор выделяет «знание-авторитет», «воспитание ума» и «энциклопедическую грамотность».
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеУниверситеты находятся в процессе значительных изменений. К концу 2022 года Министерство образования и науки России намерено предложить концепцию новой образовательной системы. В то же время ЮНЕСКО уже разработало дорожную карту для развития высшего образования на глобальном уровне до 2030 года. Эти инициативы направлены на адаптацию образовательных учреждений к современным требованиям и вызовам, что обеспечит более качественное обучение и подготовку специалистов для будущего.
Ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук («Шанинки»), профессор Сергей Зуев, посвятил свою книгу идеальному университету. Образовательное сообщество внимательно следит за его судьбой с 2021 года, после ареста, связанного с делом Марины Раковой. Трудные обстоятельства, в которых была написана книга, отразились в её названии — «Университет. Хранитель идеального. Нечаянные эссе, написанные в уединении». Это произведение недавно вышло в издательстве «Новое литературное обозрение». Книга затрагивает важные аспекты высшего образования и философские размышления о роли университета в современном обществе, что делает её актуальной для всех, кто интересуется развитием образовательной системы.
Автор исследует историю университетов, обращаясь к идеям мыслителей прошлого. Он анализирует современные тенденции в высшем образовании, включая гонку за показателями, а также обсуждает смыслы и ценности, лежащие в основе академической деятельности. Важными темами книги являются этика и академическая свобода. Автор делится личным опытом, что делает текст особенно ценным. Книга будет полезна не только преподавателям и руководителям учебных заведений, но и всем, кто интересуется историей и актуальными проблемами высшего образования.
С согласия издательства мы представляем фрагмент книги.
К вопросу о содержании образования
Ключевой вопрос образовательной практики последних десятилетий, который становится центром публичных и профессиональных дискуссий, касается содержания образования. В контексте университетского образования акцент делается на формировании критического мышления, что существенно отличается от простого усвоения учебного материала и дисциплинарного знания. В то же время, ситуация меняется, когда речь идет о профессиональной подготовке. Например, для инженера-механика содержание образования включает в себя знание устройства машин, принципы сборки основных узлов и оборудования, а также теоретические аспекты, позволяющие прогнозировать ключевые тренды в профессиональной сфере. Это сочетание знаний и навыков является основой образовательного процесса. Однако, если основное внимание уделяется инженерному проектированию, то мы сталкиваемся с тем, что проектирование представляет собой не просто набор знаний, а эпистемическое искусство, требующее глубокого понимания и интеграции различных дисциплин.
В дискуссии о содержании образования выделяются три основные концепции, которые конкурируют друг с другом и определяют ключевые аспекты дидактики, педагогики и исследовательской деятельности. Все три концепции сосредоточены на вопросах, связанных с управлением знанием — его пониманием, применением и распространением. Эти аспекты играют важную роль в формировании образовательных практик и подходов, а также в развитии эффективных методов обучения. Понимание этих концепций позволяет более глубоко исследовать и анализировать образовательные процессы, что, в свою очередь, способствует улучшению качества образования.
Советско-российская система высшего образования, существующая последние 100–150 лет, опирается на дисциплинарную парадигму. В этой модели предмет, содержание и учебный материал часто рассматриваются как синонимы. Современные российские университеты унаследовали эту систему от советского периода, который, в свою очередь, имеет более глубокие исторические корни. Основатель российского университетского образования Михаил Ломоносов, обучавшийся в Марбурге у Вольфа, заложил основы, которые сохранили свою сущность и в XIX веке, лишь немного изменившись под влиянием гумбольдтовских реформ. Переход к массовому высшему профессиональному образованию в XX веке только усилил эти традиции. Таким образом, российский университет унаследовал немецкую образовательную модель, однако стоит отметить, что он не стал частью той традиции, которая в середине XX века привела к созданию современного американского исследовательского университета. Этот контраст подчеркивает уникальность российской образовательной системы и её устойчивость к изменениям.
Данная схема остается актуальной, поскольку в настоящее время и в ближайшем будущем существуют востребованные профессии, многие из которых основаны на традициях и профессиональных навыках. Важно отметить, что преемственность и безопасность, а также снижение профессиональных рисков, являются ключевыми факторами для успешного развития этих профессий.
Медицина и архитектура очевидно относятся к дисциплинам, в которых устоявшиеся нормы и стандарты определяют основную часть профессиональной подготовки. В контексте университетского образования эти направления функционируют как профессиональные школы, однако не способны выступать в роли синтезирующего мета-начала. Это подчеркивает важность специализированного обучения в этих областях, где традиции и практические навыки играют ключевую роль в формировании квалифицированных специалистов.
Вопрос профессионализма в образовательной среде остается сложным и многогранным, особенно если рассмотреть его с исторической точки зрения. В университетах традиционно существовали «старшие» факультеты, такие как право, медицина и богословие, а также соответствующие профессиональные сообщества. Современные десятилетия внесли в образовательный процесс контекстную, а в более широком смысле — проектную составляющую, что позволило расширить восприятие традиционного «цехового ремесла».
Например, в архитектуре это может проявляться через интеграцию урбанистики, что направляет профессиональное мастерство на взаимодействие с такими дисциплинами, как социология, демография, история, рынок труда и антропология. Это взаимодействие способствует рефлексии профессиональных основ и актуализации знаний. В медицине аналогичную рефлексивно-критическую роль могут выполнять области, охватывающие биоэтику, экологию и глобальные миграционные процессы. Таким образом, современное образование стремится к междисциплинарному подходу, что, в свою очередь, обогащает профессиональные навыки и знания специалистов.
Знаниевая парадигма, основанная на работах Яна Амоса Коменского и Христиана Вольфа, по-прежнему актуальна в контексте современного образования. Однако благодаря диверсификации эпистемического поля знаний и разнообразию форм активного участия, она стала значительно более гибкой и многогранной. Это расширяет её применимость и позволяет адаптировать подходы к обучению в различных сферах, что делает образовательный процесс более эффективным и интересным для учащихся.
Второй тип университетского образования, который на протяжении последних 200–250 лет пользуется популярностью среди социальных элит, тесно связан с концепцией «воспитания ума». Этот подход, в различных интерпретациях, также включает в себя аспекты образа жизни. Его традиционность сопоставима со знаниево-дисциплинарной парадигмой, но особенно ярко он проявляется в эпоху Нового времени через практики Оксбриджа. Этот пример, хотя и не единственный, демонстрирует акцент на так называемых «бесполезных» предметах, таких как классические языки в Оксфорде и ньютоновская математика в Кембридже. Важной особенностью такого воспитания является формирование готовности к освоению различных позиций, как указывал Дж. Г. Ньюмен. Аналогичные идеи можно найти в Гумбольдтовском проекте, в рамках которого «высвобождающее» исследование и научные практики должны способствовать развитию интеллектуальных и социально-эмоциональных навыков обучающегося. В обоих подходах значительное внимание уделяется образу «идеального» выпускника университета — образу «джентльмена» по версии Ньюмена и романтическому идеалу поэта-бюрократа, который пропагандировался Гумбольдтом, Шлейермахером и Шеллингом. Таким образом, воспитание ума и формирование личностных качеств продолжают оставаться важными аспектами университетского образования и сегодня, способствуя комплексному развитию студентов.
В контексте современности важно отметить, что ключевым аспектом «антропоидеалов» является наличие «жизненного запаса» социального капитала, который формируется в стенах Университета. Этот запас включает как «слабые», так и «сильные» социальные связи, уровень которых существенно влияет на культурные нормы и образ жизни выпускника. Социальный капитал играет важную роль в профессиональном становлении и интеграции выпускников в общество, определяя их возможности для карьерного роста и личного развития.
Иллюстрацией к этому может служить опыт Реформации, рассматриваемый не только как процесс использования готовых знаний, но и как формирование ума и образа жизни. Важно акцентировать внимание на социальных компетенциях, которые развиваются на основе применения знаний. Реформация продемонстрировала, как интеграция знаний в повседневную практику может способствовать развитию критического мышления и активного участия в обществе. Это подчеркивает значение образования как инструмента для формирования социальных навыков и улучшения качества жизни.
Иезуитский колледж акцентировал внимание на риторике, в то время как протестантские университеты чаще ориентировались на философию, в частности, на диалектику. Это различие стало одним из ключевых аспектов в истории европейской мысли, о чем упоминают многие историки и культурные философы. В контексте образования такая двойственность указывает на формирование двух различных групп социальных компетенций. Риторика символизировала идею социального успеха, тогда как диалектика подразумевала самостоятельный поиск истины.
Когда на единую традицию освоения тривиума (грамматика, риторика, диалектика) наложился церковный и политический раскол Западной Европы XVI века, общее наследие было адаптировано для формирования различных типов ума и социальных идеалов. Интересно отметить, что английские университеты, такие как Оксфорд и Кембридж, несмотря на свою связь с англиканской церковью, оказались ближе к иезуитской модели социальной власти и воспроизводства элит. После упразднения Ордена в 1773 году Оксфорд и Кембридж стали основными центрами формирования привилегированных социальных компетенций, что было отражено в «Идее Университета» Дж. Ньюмена в середине XIX века.
Таким образом, эти различия в образовательных установках не только повлияли на развитие философской мысли, но и сформировали различные подходы к социальным компетенциям, которые продолжают оказывать влияние на современное образование.
Наша команда, хотя и не сразу осознав это, связана с традицией выбора вторых языков. Мы предлагаем широкий спектр языков, что не является прямым копированием практики классического образования. Например, немецкий или итальянский языки — это живые языки, и их выбор может быть обоснован с прагматической точки зрения. Однако наша основная цель заключается не только в обеспечении лингвистической компетентности, что, безусловно, полезно, но и в воспитании ума и характера. Мы стремимся к комплексному развитию личности, что делает изучение языков важным инструментом в этом процессе.
С учетом высокого спроса на наши образовательные программы, мы можем позволить себе вводить определенные дополнительные критерии отбора. Уровень подготовки абитуриентов варьируется и зависит от их предшествующего образования, поэтому мы рассматриваем первый год обучения как испытательный срок. На этом этапе все студенты находятся в равных условиях, что позволяет исключить влияние географического и социального неравенства. Практика изучения новых языков играет ключевую роль в этом процессе. Здесь важнее не только природные способности или исходный уровень знаний, хотя мы, безусловно, принимаем их во внимание, но и такие качества, как систематичность, последовательность и внутренняя харизма. Эти «социальные компетенции» формируются в процессе освоения новых дисциплин и проявляются в течение первого года обучения и в дальнейшем.
Если серьезно подойти к этому критерию, то становятся очевидными важные организационные выводы. Например, после первого года обучения значительная часть наших студентов (иногда до 25%) не справляется с программой и либо прекращает обучение, либо остается для повторного прохождения курса. Более половины из них сталкиваются с трудностями, связанными со вторым языком. Это создает ряд психологических, экономических и юридических проблем. Хотя это действительно является вызовом, мы продолжаем успешно справляться с ситуацией.
Третий тип содержания университетского образования, который набирает популярность в последние десятилетия, связан с понятием «навигационной» или «пространственной» грамотности. В данном контексте речь идет не только о знаниях, хотя они, безусловно, важны, и не только о компетенциях, которые также имеют значение, но о способности ориентироваться в пространственной среде. Студент становится «сам себе навигатором», способным быстро находить и осваивать необходимые знания, навыки и компетенции в зависимости от конкретных социально-культурных контекстов. Данная форма образования акцентирует внимание на развитии критического мышления и адаптивности, что особенно актуально в условиях быстро меняющегося мира.
Такой образовательный подход представляет собой значимый исторический феномен. Он вновь актуализирует средневековую схоластику, подчеркивающую глубокую связь между словом и явлением. Мишель Фуко отмечает, что форма энциклопедического проекта, возникшая в конце XVI — начале XVII века, стремится воссоздать порядок мира через сочетание слов и их размещение в пространстве. Это создает особое пространство, в котором переплетаются свойства как Энциклопедии, так и Библиотеки. Здесь письменные тексты могут быть организованы в соответствии с концепциями соседства, родства, аналогии и подчинения, предписанными самим миром. Такой подход не только углубляет понимание знаний, но и формирует новые способы их восприятия и классификации.
Наиболее подходящей аналогией в данном контексте является концепция Дж. Дьюи, который разработал идею прагматического образования. Это образование ориентировано на практическое решение конкретных проблем и основывается на убеждении, что специфика проблемы определяет стратегию образовательного процесса. Прагматическое образование Дж. Дьюи акцентирует внимание на важности активного участия учащихся в образовательной деятельности, что позволяет более эффективно решать актуальные задачи.
Ключевым качеством в данной ситуации является возможность свободной навигации по различным разделам и уровням знаний, что можно рассматривать как встроенный энциклопедический каталог. Это позволяет эффективно удовлетворять конкретные потребности и решать возникающие проблемы. Прагматизм, как философский подход, фокусируется на практическом решении задач. Для Джона Дьюи истина не определяется точным соответствием с внешним миром или вечными идеалами, а является результатом успешного преодоления определенной проблемы. Такой подход подчеркивает важность практической значимости знаний и их применимости в реальных условиях.
Понимание истины включает в себя не только способность ориентироваться в пространстве разнородного и неиерархического знания, но и индивидуальные стратегии образования и развития. Тезис эпохи Реформации, утверждающий, что истина существует и объективна, но каждый имеет свой путь к её постижению, можно рассматривать как один из источников данного подхода. В свою очередь, концепция американского индивидуализма, предложенная Дьюи, ярко отражает эту идею и служит достойным продолжением протестантской этики в образовательной системе на протяжении почти всего XX века. Это подчеркивает важность индивидуального подхода в обучении и развитии, что становится актуальным в современном контексте.
В 1970–1980-х годах Ю. Хабермас продолжил развитие концепции «пространственной ориентации», предложив свою интерпретацию этого подхода в рамках «коммуникативной рациональности». Он утверждал, что истинное знание формируется через консенсус, возникающий в процессе коммуникации между множеством субъектов, обладающих различными «частичными знаниями». Эта ориентация, как в коммуникативном, так и в рефлексивном аспектах, представляет собой основную способность и суть образовательного процесса. Коммуникативная рациональность играет ключевую роль в формировании критического мышления и способствует более глубокому пониманию социокультурных контекстов, что делает образование более эффективным и актуальным в современном мире.
Современный университет обладает универсальной природой, что позволяет интегрировать разнообразные подходы в образовательный процесс. Важно понимать, что речь идет не только о самих подходах, но и о их динамическом применении в разные исторические периоды. Каждая образовательная программа и даже отдельный курс могут сочетать различные типы содержания. Это объясняется тем, что современный университет активно работает как над универсализацией знаний, так и над внедрением различных образовательных стратегий, что способствует более глубокому и эффективному обучению студентов.
Интегративное образование требует от всех участников, включая преподавателей и студентов, особого уровня рефлексивного осмысления. Эпистемическая квалификация, то есть способность эффективно работать с различными типами знаний и достигать разнообразных целей, становится ключевым условием успешного функционирования в современном образовательном пространстве. Важно сохранить и воспроизвести идеальное образовательное пространство, которое можно назвать «ловушкой критического мышления». Эта концепция подразумевает воссоздание исторически сложившихся условий — социальных, культурных и интеллектуальных — которые способствовали развитию критического мышления. Таким образом, университет как институт должен поддерживать эти условия для обеспечения качественного образования и формирования будущих специалистов.
В каждой из указанных версий содержания применяются специфические механизмы, такие как дидактика, программы, инфраструктура и учебные материалы. В контексте «знаниевой парадигмы» акцент делается на исследовательских задачах, направленных на систематизацию, рационализацию и сравнение различных групп материалов. Либеральные искусства, в свою очередь, сосредоточены на освоении методов и обеспечении рефлексивной трансформации, что позволяет комбинировать различные типы материалов. Концепция «пространственной или энциклопедической способности» основывается на «картировании» пространств и установлении коммуникаций, особенно в зонах с высоким уровнем неопределенности. Однако основная задача по инициации мышления и личностного развития остается неизменной.
Образовательное пространство небольшой «Шанинки» в полной мере отражает масштабы текущей дискуссии. Все представленные типы находят применение в нашей учебной практике, что подчеркивает их значимость. Более того, они интегрированы в единые программы и курсы, что иллюстрирует принцип универсализации как отдельных знаний, так и методов работы с ними. Это создает синергетический эффект, позволяя студентам развивать навыки, необходимые для эффективного усвоения материалов и их практического использования. Таким образом, образовательная модель «Шанинки» способствует формированию комплексного подхода к обучению, что является важным аспектом современного образования.
Типы содержания можно наиболее наглядно продемонстрировать на примерах.
Наш курс „Великие книги“ предоставляет всем студентам, независимо от их специальности, возможность читать и обсуждать три классические работы за семестр. Эти произведения охватывают различные дисциплины, такие как история, философия, экономика и социология. За четыре года обучения студенты могут освоить до семи дисциплинарных областей, при этом состав этих областей будет индивидуально подобран для каждого обучающегося. Курс направлен на углубление знаний и развитие критического мышления, что позволяет студентам расширить свои горизонты и подготовиться к будущей профессиональной деятельности.
В рамках данного курса, посвященного «авторитетам», открывается возможность реконструировать некоторые схоластические и риторические техники. Учитывая, что комментирование считается одним из самых уважаемых искусств университетского обучения, к примеру, в «Суммах» Фомы Аквинского, соответствующие методы могут стать неотъемлемой частью аудиторной и семинарской работы. Это позволяет углублять понимание материала и развивать аналитические навыки студентов, что крайне важно в процессе обучения.
Данный тип содержания наилучшим образом соотносится с философией Ньюмена и свободными искусствами, а также тесно связан с классическими концепциями Гумбольдта. Он, безусловно, является наиболее распространённым в рамках образовательной Школы. В конечном итоге, освоение любого учебного материала может проявлять собой умственную проекцию, и вопрос заключается в педагогических техниках, которые позволяют выделить и зафиксировать этот результат. Эффективные методы преподавания играют ключевую роль в том, чтобы учащиеся могли не только усваивать информацию, но и развивать критическое мышление и креативность, что является важной частью образовательного процесса.
Одним из простых примеров является курс «Математика для гуманитариев». Основная цель этого курса заключается не только в развитии математических навыков или повышении уровня математической грамотности, но и в проверке и улучшении способностей к систематизации и упорядочиванию информации. Кроме того, курс нацелен на развитие системного мышления, что может значительно повысить аналитические способности студентов и их умение работать с комплексными задачами.
Работа с «пакетами знаний» для конкретных проблем и способность к знаниевой навигации особенно заметны на курсах и программах по проектированию. Хотя проект сам по себе не является знаниевой единицей, он представляет собой мыслительную конструкцию, которая предъявляет требования как к определённым видам знаний, так и к набору компетенций. В широком смысле проект можно рассматривать как эпистемическую схему с пробелами (матрицу) для знания и компетенций. Таким образом, успешное проектирование требует не только теоретических знаний, но и практических навыков, что подчеркивает важность интеграции различных видов знаний в образовательные программы.
Курсы по управлению проектами обычно делятся на два основных уровня. На верхнем уровне формируется план действий, который соответствует логике проектирования, включая анализ, цели, задачи и временные рамки. На нижнем уровне рассматриваются ресурсы, такие как знания и квалификации, которые необходимо выявить и интегрировать в соответствии с требованиями проекта. Эти два уровня взаимодействуют друг с другом, обеспечивая успешное выполнение проектов и достижение поставленных целей. Правильное сочетание теоретических знаний и практических навыков позволяет управлять проектами более эффективно и адаптироваться к изменяющимся условиям.
Проект является навигационным инструментом, который требует предварительной подготовки для эффективного использования.
Все подходы в дидактике и педагогике объединяет одна важная идея: эффективность и качество образовательных программ, курсов или семинаров можно оценивать по их способности активировать критическое мышление у обучающихся. Независимо от того, идет ли речь о анализе и систематизации материалов, комбинировании различных типов знаний или модерации коммуникативных ситуаций, все эти элементы должны рассматриваться как необходимые условия для запуска критического мышления. Хотя это не единственный критерий качества университетского образования, отсутствие данной способности может значительно снизить ценность других аспектов обучения. Критическое мышление является ключом к глубокому пониманию и осмыслению учебного материала, что, в свою очередь, способствует более эффективному обучению и подготовке студентов к реальным вызовам.
Содержание образования невозможно свести к чисто техническим аспектам. Важным является также элемент импровизации, который проявляется в рамках конкретных образовательных программ и курсов, основанных на живом взаимодействии. Образование — это процесс, результаты которого не всегда предсказуемы, но точно не являются нулевой суммой. Оно происходит независимо от нашего осознания этого процесса, и все участники образовательного процесса выступают в роли Homo ludens. В связи с этим уместно привести две цитаты, которые, хоть и отличаются по стилю, подчеркивают основной тезис о Университете как «машине мышления». Эти высказывания касаются как мышления, так и содержания университетского образования, что делает их актуальными для понимания роли образования в современном обществе.
В своей речи к первокурсникам колледжа Колумбийского университета американский политолог Марк Лилла поднимает важные вопросы о самопознании и целях в жизни. Он утверждает, что студенты должны излучать уверенность и иметь четкий план для достижения своих целей. Однако Лилла также осознает, что за этой уверенностью скрываются сомнения и вопросы. Он отмечает, что интерес студентов зачастую сосредоточен не на достижении желаемого, а на понимании того, чего именно стоит желать. Такой подход к обучению и самоопределению может быть ключевым для успешного развития студентов, стремящихся не только к карьерным достижениям, но и к глубокому пониманию своих истинных желаний и целей.
В начале XX века профессор философии морали Оксфорда Джон А. Смит сделал важное замечание о ценности образования. Он сказал своим студентам: «Джентльмены, ничто из того, чему вы здесь научитесь, не принесёт вам никакой пользы, за исключением одной вещи: если вы будете работать усердно и разумно, вы сможете распознать, когда кто-то пытается вам преподнести нечто сомнительное. Это, по моему мнению, является главной, если не единственной целью образования». Важность критического мышления и способности анализировать информацию остаётся актуальной и в современном мире. Образование должно развивать не только знания, но и умение отличать правду от лжи, что является ключевым навыком в эпоху информационного изобилия.
Как бы ни была сформулирована цель, она не подлежит ограничению по сроку годности. Ее значимость и актуальность сохраняются вне зависимости от типа контента, на который она ориентирована. Цели остаются важными и могут вдохновлять на действия, независимо от времени и обстоятельств.
Советуем ознакомиться с дополнительными материалами:
- Книжная полка: «Университет в руинах», Билл Ридингс
- Какой должна быть цель высшего образования
- Какое будущее эксперты предсказывают высшему образованию
- Мнения ректоров о будущем вузов: фундаментальная классика или реформы?
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее