От чего зависит запоминание новых знаний / Skillbox Media
Исследователи это выяснили.
Содержание:
Научитесь: Soft Skills for Hard Times
Узнать большеЕсли два человека участвуют в одном обучающем курсе или семинаре, и один из них не имеет знаний по этой теме, в то время как у другого есть определенная база, то, скорее всего, тот, у кого есть предварительные знания, запомнит больше новой информации. Это связано с тем, что наличие базовых знаний облегчает восприятие и усвоение новой информации, позволяя лучше связывать её с уже известными концепциями. Важно понимать, что уровень предшествующего опыта играет значительную роль в процессе обучения.
Исследованию, описанному в колонке Алтеи Нид Каминске на портале The Learning Scientists, уделено особое внимание. Алтея Нид Каминске является доцентом кафедры психологии и заведующим Центра внимания, обучения и памяти Университета святого Бонавентура в США. Результаты исследования, проведенного в 2021 году и опубликованного в журнале по экспериментальной психологии, включают три эксперимента. В ходе этих экспериментов был выявлен эффект, названный авторами «богатые становятся богаче». Это означает, что знания имеют свойство накапливаться, и новые знания «прилипают» к уже имеющимся. Такие результаты подчеркивают важность непрерывного обучения и расширения знаний, что может значительно повлиять на образовательные стратегии и подходы.
В чём заключался эксперимент: запоминаний знаний
Участники исследования сначала прошли предварительный тест, который оценивал их знания в области кулинарии и американского футбола. Некоторые из них имели глубокие знания о футболе, в то время как другие не обладали никакими навыками в этой сфере. Аналогично, среди участников были опытные кулинары, а также те, кто не знал даже основ приготовления пищи. Этот тест позволил выявить уровень подготовки и интересы участников, что стало важным этапом для дальнейшего анализа их предпочтений и умений.
Всех участников пригласили пройти викторину, посвященную футболу и кулинарии. Вопросы викторины касались различных терминов, связанных с этими темами, и участникам предлагалось выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. После выбора ответа каждому участнику сразу показывали правильный вариант, что позволяло лучше усвоить информацию и повысить уровень знаний в области футбольной терминологии и кулинарных понятий.
В данной викторине все факты были вымышленными. Например, в рамках кулинарной тематики участникам могли задать вопрос о значении несуществующего термина. После их ответов им сообщали, что этот термин якобы обозначает особый вид ножей. Этот обман использовался для подготовки к следующему этапу викторины.
После каждого вопроса участникам задавали вопрос о том, насколько уверены они в своей способности вспомнить правильный ответ. Уверенность оценивалась по шкале от 0 до 100.
На следующем этапе каждому участнику были заданы проверочные вопросы, основанные на информации, которую он должен был усвоить в ходе викторины. Этот этап был важен для определения, насколько успешно испытуемые запомнили новую информацию.
Викторина была разработана с целью проверки знаний, используя вымышленные факты. Даже опытный эксперт в кулинарии или футболе столкнулся бы с абсолютно новой информацией, так же как и человек, не имеющий представления о данных сферах. Основная задача заключалась в сравнении того, как запоминают новое люди с различным уровнем осведомленности: те, кто знаком с темой, и те, кто не имеет к ней никакого отношения. Это исследование позволяет выявить различия в восприятии и запоминании информации, что может быть полезно как для профессионалов, так и для новичков.
Что выяснилось про запоминание в процессе обучения
Исследования показали, что люди с уже имеющимися знаниями по определенной теме легче запоминают новую информацию, связанную с этой темой. Это свидетельствует о том, что предшествующий опыт и знания значительно повышают способность к запоминанию. Такой эффект объясняется тем, что новая информация легче интегрируется в уже существующую систему знаний, что делает процесс обучения более эффективным.
Люди с обширным опытом в кулинарии запомнили больше информации о ней, чем о футболе, несмотря на то что новые знания порой были неверными. Участники искренне считали их фактами. В то же время, те, кто увлекался футболом, но не имел сильных навыков в кулинарии, усвоили больше о футболе, чем о кулинарных аспектах. Это подчеркивает, как увлечения и опыт могут влиять на запоминание информации в разных областях.
Исследования показывают, что люди с предшествующим опытом в определенной области, например, в футболе или кулинарии, более точно оценивают свои способности к запоминанию новой информации. Наличие бэкграунда позволяет им лучше ориентироваться в новых знаниях и применять уже имеющиеся навыки для усвоения материала. Это подчеркивает важность предварительного опыта в процессах обучения и запоминания.
Если на одно и то же обучение придут участники с различным уровнем подготовки, те, кто имеет опыт или знания по теме, скорее всего, быстрее и эффективнее усвоят новый материал. Это подчеркивает важность предварительной подготовки и наличия базовых знаний для успешного освоения новых концепций и навыков.
Исследователи не остановились на достигнутом и решили выяснить причины данного явления. Они предположили, что причина может заключаться в повышенном интересе к теме. Для подтверждения своей гипотезы они провели дополнительный эксперимент с участниками исследования.
Как всё это оказалось связано с интересом к теме
Авторы исследования стремились выяснить, существует ли связь между базовыми знаниями о предмете, таким как футбол или кулинария, и уровнем любопытства к этому предмету. Проще говоря, если человеку интересна определенная тема, он лучше усваивает новые знания в этой области по сравнению с теми темами, к которым он не проявляет интереса. Исследование подчеркивает важность эмоциональной вовлеченности в процесс обучения, что может оказать значительное влияние на эффективность усвоения информации.
Для определения уровня любопытства участников к различным темам была проведена викторина с вопросами о футболе и кулинарии. Прежде чем представить правильный ответ, участников спрашивали, хотят ли они его узнать. Уровень интереса оценивался по шестибалльной шкале, где «0» означало «совсем неинтересно», а «6» — «очень интересно».
Исследования показывают, что уровень знаний о футболе напрямую влияет на интерес к новым данным в этой области. Люди, обладающие более глубокими познаниями о футболе, проявляют больший интерес к свежим новостям и аналитическим материалам, в то время как те, кто меньше знаком с этой темой, не проявляют такой активности. В то же время, интерес к другим темам, таким как кулинария, может не коррелировать с уровнем знаний о футболе. Это свидетельствует о том, что наличие базовых знаний в определенной области способствует более глубокому изучению и восприятию новых фактов. Связь между интересом к теме, уровнем знаний и стремлением узнать больше о ней является ключевым фактором в формировании экспертного мнения и расширении кругозора.
Исследования показывают, что у студентов с глубокими знаниями по определенной теме их любопытство может быть связано с механизмами внимания, которые способствуют более эффективному усвоению новой информации. Вопрос о том, что является первичным — существующие знания, стимулирующие интерес к теме, или изначальный интерес, побуждающий к дальнейшему изучению, остается открытым. Это сравнение можно провести с классической дилеммой: «Что было раньше — курица или яйцо?» По мнению авторов исследования, возможно, оба варианта имеют право на существование. Наличие знаний действительно может усиливать интерес к конкретной области, в то время как интерес, в свою очередь, может мотивировать к поиску новой информации. Таким образом, взаимосвязь между знаниями и интересом представляет собой сложный и динамичный процесс, который требует дальнейшего изучения.
Алтея Нид Каминске подтверждает данное заключение.
Ответ заключается в сочетании различных факторов, где предварительные знания, интерес и любопытство взаимно усиливают друг друга, стирая границы между этими аспектами. Это приводит к тому, что ученики могут легче усваивать новый материал. Важно донести до студентов, что чем больше они узнают, тем проще им будет обучаться в будущем. Эффективное обучение происходит тогда, когда знания и интерес взаимодействуют, создавая прочный фундамент для дальнейшего развития.
На что ещё влияет интерес к изучаемой теме
Данное исследование имеет определённые совпадения с работой, проведённой учёными Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики. В рамках своего исследования они проанализировали данные о десяти тысячах участников онлайн-курса, посвящённого экзопланетам. Перед началом обучения все слушатели прошли тест, который оценивал их знания об экзопланетах и астрономии в целом, а также ответили на вопросы о мотивации к обучению. Эти данные были сопоставлены с результатами, показывающими, сколько из участников, начавших курс, успешно завершили его. Как правило, в массовых онлайн-курсах уровень завершения обучения остаётся низким и зависит от множества факторов.
Исследования показывают, что студенты, уже имеющие предварительные знания в астрономии, реже исключаются из курса по сравнению с теми, кто только начинает знакомство с этой наукой. Этот факт не зависит от уровня образования учащихся, поскольку среди них могут быть как студенты физики, так и школьники, а также любители из других профессиональных сфер. Таким образом, главным фактором успешности является именно интерес к теме курса.
Читайте также:
Откройте для себя мир увлекательного чтения. Погружение в книги не только развивает мышление, но и обогащает внутренний мир. Чтение способствует улучшению концентрации и памяти, а также помогает расширить кругозор. Исследуйте новые жанры и авторов, находя вдохновение в каждой странице. Не упустите возможность узнать о последних новинках литературы и получить рекомендации по интересным книгам. Ваше путешествие в мир литературы начинается здесь.
- Детское любопытство оказалось полезнее для обучения, чем умение фокусироваться на важном
- Учёные выяснили, почему при интервальном повторении информация запоминается лучше
- Всё переплетено: как чередование изучаемых тем помогает надолго запомнить материал
- Студенты лучше запоминают материал, если он сопровождается видеороликами с объяснениями
Soft Skills for Hard Times
Вы научитесь управлять командами, распознавать эмоции коллег и выступать на публике. Узнаете, как не терять продуктивность в стрессовых ситуациях, лучше справляться с работой и чувствовать себя увереннее.
Узнать подробнее