Образование #Статьи

7 июля, 2025

Типы уроков: от советской «классики» до современности / Skillbox Media

Разбираемся в многообразии учебных занятий.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

Урок является ключевой формой организации образовательного процесса, особенно в рамках классно-урочной системы, которая преобладает в большинстве школ. Каждый урок включает в себя важные компоненты учебно-воспитательного процесса, такие как цели обучения, содержание материала, методы и средства обучения, а также организацию и управление учебным процессом. Эффективное планирование урока способствует достижению образовательных целей и развитию учебной активности учеников.

Уроки представляют собой сложную систему, и их можно классифицировать различными способами. Практический смысл такой классификации заключается в том, что она помогает глубже понять назначение и особенности учебных занятий, что в свою очередь способствует более осмысленному подходу к обучению. Знание различных подходов к классификации уроков позволяет эффективно планировать учебные программы и конструктивно организовывать содержание каждого урока. Это, в свою очередь, улучшает качество образовательного процесса и помогает достигать поставленных образовательных целей.

В педагогике существует множество классификаций уроков, однако не все из них стали общепринятыми или научно обоснованными. Некоторые типологии делят уроки на такие категории, как лекции, экскурсии и лабораторные занятия. Эти классификации восходят к работе советского педагога Ивана Казанцева, опубликованной в 1951 году в монографии «Урок в советской школе». Тем не менее, данный подход к типологии уроков в дидактике не получил широкого признания. Многие педагоги перераспределяют типы, выделенные Казанцевым, в другие категории, такие как формы обучения или дидактические методы. Некоторые специалисты рассматривают эти типы как виды уроков внутри определённых категорий. Позднее сам Казанцев также поддерживал более актуальную типологию, основанную на преобладающей дидактической цели.

В данной статье мы рассмотрим основные и наиболее эффективные подходы к классификации уроков. Классификация уроков позволяет систематизировать образовательный процесс, улучшая его качество и доступность. Мы проанализируем различные методы и критерии, используемые для группировки уроков, а также их влияние на образовательные результаты. Понимание этих подходов поможет педагогам и учащимся оптимизировать изучение материала и повысить эффективность обучения.

По этапам учебного процесса

Педагог Сергей Иванов является основоположником теории урока как самостоятельного научного направления в педагогике. В 1952 году он представил одну из первых в отечественной дидактике типологий уроков в своей монографии «Типы и структура урока». Эта работа существенно повлияла на развитие педагогической науки и методики преподавания, предложив системный подход к классификации и структуре уроков. Научные идеи Иванова продолжают оставаться актуальными и востребованными в образовательной практике.

Типология Иванова строится на ключевых этапах учебного процесса, которые последовательно следуют друг за другом. Автор выделяет девять типов уроков, каждый из которых играет важную роль в организации и проведении образовательного процесса. Эти типы уроков помогают преподавателям структурировать занятия, адаптировать подходы к обучению и эффективно достигать учебных целей. Понимание и применение данной типологии способствует улучшению качества образования и повышению мотивации учащихся.

  • вводный;
  • первичного ознакомления с материалом;
  • образования понятий, установления законов и правил;
  • применения полученных знаний на практике;
  • тренировки навыков;
  • повторения и обобщения;
  • контрольные;
  • смешанные, или комбинированные.

Многие советские педагоги придерживались данной типологии, однако она подвергалась критике. Педагог-теоретик Мирза Махмутов в своей монографии «Современный урок. Вопросы теории», впервые опубликованной в 1981 году, указал на то, что в типологии Ивана происходит смешение когнитивного действия, связанного с образованием понятий, и дидактических процессов, таких как повторение и контроль. Это замечание подчеркивает важность четкого разграничения различных аспектов образовательного процесса для более эффективного обучения.

По основной дидактической цели урока и его месту в общей системе уроков

Существующая классификация уроков остается актуальной и широко используемой в педагогике. В советский период ее придерживались такие известные педагоги, как Михаил Данилов и Борис Есипов, а позже многие другие специалисты развивали и адаптировали эту типологию. Основная идея данной классификации заключается в том, что тип урока определяется его структурой, которая включает деление занятия на части или этапы. Эта структура, в свою очередь, зависит от дидактической цели урока. Первоначально авторы выделили пять основных типов уроков, что позволило систематизировать подходы к обучению и улучшить образовательный процесс.

  • ознакомление учащихся с новым материалом;
  • закрепление знаний путём повторения;
  • закрепление умений и навыков путём упражнений;
  • проверка усвоения учащимися знаний, умений и навыков;
  • комбинированные занятия, включающие и проверку ранее усвоенного материала, и восприятие новых знаний, и первоначальную работу над их закреплением.

В современных образовательных подходах выделяется еще один тип урока — обобщение и систематизация знаний. Этот урок направлен на интеграцию и структурирование информации, что позволяет учащимся лучше усваивать материал и применять его на практике. Обобщение и систематизация способствуют глубокому пониманию предмета, улучшая навыки критического мышления и аналитического подхода. Такие уроки играют ключевую роль в образовательном процессе, обеспечивая целостное восприятие изучаемого материала.

Фото: Reshetnikov_art / Shutterstock

В каждом уроке могут взаимодействовать несколько дидактических целей, среди которых одна является основной, а остальные служат дополнительными. В комбинированных уроках дидактические цели представлены более равномерно, что позволяет расширить образовательный процесс и сделать его более насыщенным. Такой подход способствует лучшему усвоению материала и активному вовлечению учащихся в учебный процесс.

По цели организации занятий

В монографии «Современный урок. Вопросы теории» Мирза Махмутов подчеркивает, что разделение усвоения знаний и закрепления навыков на различные типы уроков является нецелесообразным. Он предлагает классифицировать уроки не по дидактической цели, а по целям организации обучения, что позволяет более широко охватить образовательный процесс. На этом основании автор выделяет несколько типов занятий, которые способствуют более эффективному обучению и усвоению материала.

  • изучение нового материала;
  • совершенствование знаний, умений и навыков;
  • обобщение и систематизация;
  • сочетание названных выше трёх целей;
  • контроль и коррекция знания, умений и навыков.

Согласно мнению Махмутова, после выбора подходящего типа урока в зависимости от целей обучения, важно определить дидактическую цель и уточнить вид урока. Это может быть усвоение новых понятий, применение уже усвоенных знаний для решения задач и другие форматы, соответствующие образовательным задачам. Правильный выбор типа и вида урока способствует более эффективному обучению и лучшему усвоению материала.

На основе принципа проблемности

Типология Мирзы Махмутова акцентирует внимание на развитии познавательной самостоятельности студентов через формулирование перед ними актуальных проблем. Этот подход способствует активному вовлечению учащихся в учебный процесс и формированию критического мышления. Постановка проблемных вопросов стимулирует интерес к изучаемому материалу и позволяет развивать навыки самостоятельного поиска решений, что является важным аспектом современного образования.

На проблемных уроках учитель создает ситуационные задачи, побуждая учащихся к активному поиску решений. Он организует деятельность, направленную на самостоятельное формулирование учебных проблем и их разрешение, что представляет собой высший уровень проблемного обучения. В этом подходе акцент делается на активное вовлечение студентов в процесс познания. В более простом варианте учитель сам ставит проблему и демонстрирует учащимся логику мышления, необходимую для поиска решений в учебной ситуации. Этот метод способствует развитию критического мышления и навыков самостоятельной работы у учащихся.

Важно отметить, что одной из ключевых характеристик проблемного урока является гармоничное сочетание знакомства с новым материалом и повторения уже усвоенных знаний. Это происходит в ходе активного участия ученика, что способствует более глубокому пониманию и усвоению информации.

Во время структурированного урока учитель избегает создания проблемных ситуаций для учеников. Обучение в данном формате осуществляется преимущественно «по образцу». Ознакомление с новым материалом и повторение изученного идут на отдельных этапах занятия. Такой подход позволяет сосредоточиться на усвоении знаний и улучшении учебного процесса.

Изучите также:

Проблемно-ориентированное обучение (problem-based learning, PBL) представляет собой метод обучения, основанный на решении реальных проблем и задач. Вместо традиционного запоминания теоретической информации студенты сталкиваются с конкретными ситуациями, которые требуют анализа, критического мышления и совместной работы.

Этот подход способствует развитию навыков самостоятельного поиска информации, а также формирует умения работать в команде. В процессе проблемно-ориентированного обучения учащиеся не только осваивают учебный материал, но и учатся применять полученные знания в практических ситуациях. Это делает обучение более интерактивным и актуальным, что в свою очередь повышает мотивацию студентов и их интерес к учебному процессу.

Проблемно-ориентированное обучение активно используется в различных образовательных учреждениях, включая университеты и колледжи, и охватывает множество дисциплин, от медицины до инженерии. Этот метод помогает подготовить студентов к реальным вызовам профессиональной деятельности, развивая навыки критического мышления и решения проблем.

Типология творческих уроков

Творческий урок, по определению сторонника эвристического обучения Андрея Хуторского, представляет собой занятие, которое способствует развитию творческой деятельности учащихся и стимулирует этот процесс. В своей работе «Современная дидактика» Хуторской выделяет пять основных типов творческих уроков, каждый из которых включает в себя множество различных форматов. Эти типы уроков направлены на активизацию мышления учащихся, что позволяет им глубже осваивать учебный материал и развивать креативные навыки. Творческие уроки могут варьироваться в зависимости от целей обучения, тематики и методов, используемых в процессе.

  • Уроки когнитивного типа: урок-наблюдение, урок-эксперимент, урок исследования объекта, поисковый урок, лабораторно-практический урок, урок постановки проблем и их решения, урок конструирования понятий (правил, закономерностей, гипотез), урок конструирования теорий, урок работы с первоисточниками (культурно-историческими аналогами), интегративный урок, межпредметный урок.
  • Уроки креативного типа: урок составления и решения задач, урок-диалог, урок-парадокс, урок-фантазия, урок изобретательства, урок технического (научного, прикладного, художественного, социального, культурного, педагогического) творчества, урок моделирования, урок — эвристическая ситуация, урок открытий, сочинение (задачи-сказки, считалки, летописи и тому подобное), деловая игра, ролевая игра, урок-путешествие (реальное, виртуальное), урок-наоборот (ученик в роли учителя), урок в школе будущего, прогностический урок, урок защиты творческих работ, урок-олимпиада, урок творческого обобщения.
  • Уроки оргдеятельностного типа: урок целеполагания, урок нормотворчества, урок разработки индивидуальных образовательных программ, урок защиты индивидуальных образовательных программ, уроки с групповой работой, урок-проект (с использованием метода проектов), урок-консультация (взаимоконсультация), урок самооценок (взаимооценок), урок-зачёт (самозачёт), урок-рефлексия.
  • Уроки коммуникативного типа: бинарный урок (ведут два учителя), урок рецензирования, урок взаимоконтроля, урок-вернисаж, урок-выставка, урок-аукцион, урок-конференция, урок-соревнование, урок-КВН, урок «суд над явлением», урок-спектакль, урок «круглый стол», урок-панорама, творческий отчёт.
  • Уроки ценностно-смыслового типа: урок самопознания, урок самоопределения, урок самореализации, метапредметный урок, урок символотворчества, урок «изменения» истории (собственное решение исторической ситуации), урок-концепт (построение картины мира или её части), урок философского обобщения.

Читайте также:

  • Какие бывают методы обучения: от классических до современных
  • «Почему море грязное?»: как обучение на основе феноменов учит решать реальные проблемы
  • Что такое педагогический дизайн и кто такой педдизайнер
  • 10 мифов о профессии методиста онлайн-курсов

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее