Что такое опорный университет / Skillbox Media
Рассказываем про понятие, которое порой встречается в новостях и статьях про образование.
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеОпорный университет представляет собой юридический статус высшего учебного заведения, который был введен в рамках государственной программы, ныне утратившей свою актуальность. В настоящее время вузы не имеют возможности получить данный статус. Тем не менее, концепция опорных университетов продолжает развиваться в рамках новой программы «Приоритет-2030», направленной на модернизацию и поддержку высшего образования в России. Эта программа акцентирует внимание на создании инновационной среды, которая будет способствовать научным исследованиям и подготовке высококвалифицированных специалистов, что делает её важным шагом в развитии образовательной системы страны.
Что это был за проект
В 2010-х годах в России реализовывались несколько программ, направленных на развитие высшего образования. Продолжалась поддержка национальных исследовательских университетов, а участники проекта «5-100» получали значительные субсидии. Также создавались новые федеральные университеты, что способствовало модернизации образовательной инфраструктуры. В 2009 году МГУ им. М. В. Ломоносова и СПбГУ были наделены особым статусом, что подчеркнуло их роль в системе высшего образования страны. Эти меры способствовали повышению качества образования и научных исследований в России.
Данные программы охватывали ограниченное количество университетов, сосредоточенных в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. К примеру, из 21 университета, участвующего в инициативе «5-100», девять находились в этих столицах. Для изменения сложившейся ситуации и поддержки региональных вузов по всей стране была разработана программа создания опорных университетов. Ожидалось, что эти учебные заведения станут основными центрами образования, науки и инноваций в своих регионах, способствуя развитию местной экономики и повышению качества образования.
Какие вузы стали опорными
Создание опорных вузов было направлено на решение ключевых проблем высшего образования в регионах. Основной целью стало предотвращение оттока молодежи в крупные города. Также необходимо было сосредоточить усилия университетских исследователей на задачах, актуальных для местной экономики, и наладить подготовку кадров в магистратуре и аспирантуре. Это позволит повысить качество образования, укрепить связи между вузами и местным бизнесом, а также создать благоприятные условия для профессионального роста студентов.
Проект «Формирование сети опорных региональных университетов» был инициирован в рамках федеральной целевой программы «Развитие образования», принятой в мае 2015 года. В этом же году Министерство образования и науки Российской Федерации объявило о начале конкурсного отбора для участия в программе. В 2016 году были определены победители, а в 2017 году состоялся дополнительный конкурс для выявления новых участников. Данная инициатива направлена на улучшение качества высшего образования в регионах и создание эффективной сети образовательных учреждений, способствующих развитию местных сообществ и экономики.
В конкурсе имели возможность участвовать высшие учебные заведения со всех регионов России, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, если они не являлись федеральными университетами или участниками проекта «5-100». Одним из ключевых условий первого конкурса было требование о реорганизации, которое предполагало присоединение к университету, подавшему заявку, других вузов региона. Во втором отборе данное требование было отменено, что расширило возможности для участия вузов.
Победители конкурсов получали финансирование для реализации своих программ развития. Размер субсидий достигал до 200 миллионов рублей в год, при этом вузы обязаны были обеспечивать софинансирование из собственных средств или бюджетов регионов. Поддержка предоставлялась на различный срок — от одного до трёх лет. Суммы финансирования определялись на основе оценки программ развития вузов экспертами. Стоит отметить, что часть победителей второго конкурсного отбора, проведенного в 2017 году, не получила дополнительного федерального финансирования; статус опорного вуза предоставил им лишь методическую поддержку от Минобрнауки.
За два года было создано 33 опорных университета в различных регионах страны.
Победители первого конкурса, состоявшегося в 2016 году, стали ярким событием для всех участников. Этот конкурс привлек множество талантливых людей, и их достижения были признаны жюри и зрителями. Успех победителей вдохновил многих на дальнейшее развитие и участие в будущих конкурсах. Награждение прошло в торжественной атмосфере, подчеркивающей важность и значимость этого события для всей сообщества. Подобные конкурсы способствуют выявлению и поддержке новых талантов, а также укрепляют связи между участниками и организаторами.
- Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнёва,
- Донской государственный технический университет,
- Уфимский государственный нефтяной технический университет,
- Вятский государственный университет,
- Волгоградский государственный технический университет,
- Воронежский государственный технический университет,
- Омский государственный технический университет,
- Самарский государственный технический университет,
- Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева,
- Тюменский индустриальный университет,
- Костромской государственный технологический университет.
Победители второго конкурса, который прошел в 2017 году, стали известны. Это событие привлекло большое количество участников, и жюри тщательно оценивало работы, чтобы определить лучших. Конкурс стал платформой для демонстрации талантов и креативности, а также способствовал развитию сообщества. Участники представили разнообразные проекты, которые продемонстрировали высокий уровень мастерства и оригинальности. Это мероприятие оставило значительный след в истории конкурса и вдохновило многих на дальнейшие достижения.
- Алтайский государственный университет,
- Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова,
- Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова,
- Кемеровский государственный университет,
- Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова,
- Марийский государственный университет,
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого,
- Петрозаводский государственный университет,
- Псковский государственный университет,
- Саратовский государственный технический университет имени Ю. А. Гагарина,
- Сочинский государственный университет,
- Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина,
- Тольяттинский государственный университет,
- Ульяновский государственный университет,
- Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых,
- Мурманский арктический государственный университет,
- Нижегородский государственный технический университет имени Р. Е. Алексеева,
- Новосибирский государственный технический университет,
- Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России,
- Тульский государственный университет,
- Череповецкий государственный университет,
- Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова.
Как сработала программа
Программы развития опорных университетов направлены на совершенствование их образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности, а также на укрепление кадрового потенциала и материально-технической базы вузов. К 2020 году участники проекта должны были увеличить количество студентов не менее чем до 10 тысяч и обеспечить ежегодный доход не менее 2 миллиардов рублей из различных источников. Также ожидалось повышение публикационной активности, что подразумевает увеличение количества научных статей, публикуемых сотрудниками вузов, рост объемов научно-исследовательских работ и разнообразных образовательных программ. Кроме того, планировалось увеличить число поступающих в магистратуру и аспирантуру. Эти меры способствуют повышению конкурентоспособности опорных университетов и их роли в системе высшего образования.
С 2016 по 2019 годы на программу было выделено 5,313 миллиарда рублей из федерального бюджета, а дополнительно 15,71 миллиарда рублей вузы получили из региональных бюджетов и других источников в виде софинансирования. В соответствии с правительственным докладом о реализации государственной политики в области образования за 2020 год, большинство показателей деятельности опорных университетов значительно улучшились по сравнению с 2016 годом.
- в 1,6 раза выросло число выпускников программ дополнительного образования, а доход от их реализации — в 1,4 раза;
- на 7% (до 74,3%) выросла доля выпускников, трудоустроившихся в тех же регионах, где расположены опорные университеты;
- в 1,6 раза вырос объём средств, привлечённых для выполнения НИОКР от индустриальных партнёров;
- в 1,5 раза выросло общее число научных публикаций, проиндексированных в базе Web of Science, в 2,5 раза — в базе Scopus.
Согласно статье экспертов из МИФИ, подготовленной по заказу Минобрнауки, некоторые целевые показатели программы не были достигнуты. На 2018 год шесть из 33 опорных вузов не имели даже 5000 студентов. В ряде университетов продолжало наблюдаться снижение числа магистрантов и аспирантов. Другие исследования показывают, что у некоторых опорных университетов к 2020 году снизились доходы. Это свидетельствует о том, что не все вузы смогли эффективно использовать свой новый статус.
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее