Образование #Статьи

7 июля, 2025

Что такое цифровые кафедры и как они работают / Skillbox Media

Кого они принимают на обучение, как оно организовано и зачем они вообще нужны? Ответы — в карточках.

Содержание:

Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO»

Узнать больше

Мы получили возможность глубже понять проект «Цифровые кафедры» благодаря его куратору Павлу Голосову, который представляет Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС). Проект нацелен на внедрение цифровых технологий в образовательный процесс, что способствует улучшению качества обучения и подготовки специалистов. Благодаря инициативам, подобным «Цифровым кафедрам», образовательные учреждения могут адаптироваться к современным требованиям рынка труда и обеспечить студентов актуальными знаниями и навыками.

Фото: сайт РАНХиГС

Павел Голосов

Кандидат технических наук, декан факультета информационных технологий и анализа данных в Институте экономики, математики и информационных технологий РАНХиГС. Обладает значительным опытом в области информационных технологий и анализа данных, активно занимается научной деятельностью и подготовкой специалистов в данной области. Под его руководством реализуются проекты, направленные на внедрение современных технологий в образовательный процесс и развитие аналитических навыков у студентов.

«Цифровые кафедры» представляют собой инициативу, направленную на реализацию программ профессиональной переподготовки. Эти программы являются ключевым элементом федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли», который интегрирован в национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации». Вся информация о проекте и его реализации изложена в соответствующей концепции. Цель данного проекта — подготовка высококвалифицированных специалистов для динамично развивающегося сектора информационных технологий, что способствует укреплению кадрового потенциала страны в области цифровых технологий.

Проект направлен на то, чтобы студенты вузов с цифровыми кафедрами имели возможность получать дополнительную квалификацию в области информационных технологий наряду с основной специальностью. Это затрагивает две группы студентов: тех, кто уже обучается на IT-специальностях, и тех, кто выбирает другие направления, но заинтересован в освоении цифровых навыков. Такие инициативы способствуют повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда и удовлетворяют растущий спрос на специалистов с IT-компетенциями.

  • Учащихся по специальностям и направлениям подготовки, которые не относятся к IT-сфере. Например, будущих экономистов, юристов, управленцев. Они смогут получить на цифровых кафедрах компетенции по созданию алгоритмов и компьютерных программ, а также по работе с базами данных.
  • Учащихся на программах по IT-направлениям подготовки. Им обучение также поможет освоить дополнительные компетенции и расширить свои профессиональные возможности.

Студенты обеих категорий, завершившие обучение на цифровой кафедре, получат диплом о профессиональной переподготовке. Этот документ подтверждает успешное завершение программы. Однако стоит отметить, что дополнительная квалификация не будет включена в диплом о высшем образовании, который студент получит по окончании вуза.

Цифровые кафедры представляют собой инициативу, направленную на реализацию программ профессиональной переподготовки в сфере информационных технологий. Эти программы являются неотъемлемой частью федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли», который входит в состав национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Вся необходимая информация о проекте и его реализации изложена в соответствующей концепции. Основная цель проекта — подготовка квалифицированных специалистов, способных эффективно работать в быстроразвивающейся IT-сфере.

Проект направлен на предоставление студентам вузов, в которых функционируют цифровые кафедры, возможности получить дополнительную квалификацию в области информационных технологий наряду с основной специальностью. Это предложение актуально для двух категорий студентов. Таким образом, участники смогут расширить свои профессиональные навыки и повысить конкурентоспособность на рынке труда, что особенно важно в условиях быстро развивающегося цифрового мира. Студенты получат доступ к современным знаниям и практическим навыкам, что позволит им успешно интегрироваться в IT-сектор и адаптироваться к требованиям работодателей.

  • Учащихся по специальностям и направлениям подготовки, которые не относятся к IT-сфере. Например, будущих экономистов, юристов, управленцев. Они смогут получить на цифровых кафедрах компетенции по созданию алгоритмов и компьютерных программ, а также по работе с базами данных.
  • Учащихся на программах по IT-направлениям подготовки. Им обучение также поможет освоить дополнительные компетенции и расширить свои профессиональные возможности.

Студенты, проходящие обучение на цифровой кафедре, получат диплом о профессиональной переподготовке по результатам своей учебы. Этот диплом подтверждает успешное завершение программы и является отдельным документом. Важно отметить, что дополнительная квалификация не будет отражена в дипломе о высшем образовании, который студенты получат по окончании вуза. Таким образом, диплом о профессиональной переподготовке служит важным дополнением к образованию, подчеркивающим профессиональные навыки и знания в области цифровых технологий.

Конечно, я готов помочь с редактированием текста. Пожалуйста, предоставьте исходный текст, который вы хотите переработать.

Проект «Цифровые кафедры» реализуется в 115 университетах, которые являются участниками программы «Приоритет-2030». Это инициатива направлена на цифровизацию образовательного процесса и внедрение современных технологий в учебную деятельность.

В будущем новые кафедры будут создаваться в других университетах, вступивших в программу «Приоритет-2030». Министерство науки и высшего образования РФ прогнозирует, что до конца 2025 года более 385 тысяч человек завершат обучение на цифровых кафедрах. К 2030 году дополнительную квалификацию в области IT получат 1 миллион 135 тысяч студентов. Это значительное число отражает растущий интерес к IT-специальностям и важность цифровых технологий в современном образовании.

Проект «Цифровые кафедры» реализуется в 115 университетах, которые являются участниками программы «Приоритет-2030». Не все вузы участвуют в этой инициативе, однако те, кто включены, активно внедряют цифровые технологии в образовательный процесс.

В будущем планируется открытие кафедр в других университетах, присоединившихся к программе «Приоритет-2030». Министерство науки и высшего образования Российской Федерации прогнозирует, что до конца 2025 года более 385 тысяч студентов завершат обучение на цифровых кафедрах. К 2030 году дополнительную квалификацию в области IT получат 1 миллион 135 тысяч учащихся. Это создаст новые возможности для студентов и повысит уровень подготовки специалистов в сфере информационных технологий.

В 2023 году обучение на цифровой кафедре доступно для всех желающих. В будущем правила участия могут быть изменены, поэтому рекомендуется следить за обновлениями.

В Президентской академии открыта возможность подачи заявок на обучение для студентов, не связанных с IT-специальностями. В данный момент идет набор на курс «Анализ данных на Python и базы данных (SQL)». Первые группы начнут занятия уже в сентябре. Этот курс предоставляет уникальную возможность освоить востребованные навыки в области анализа данных, что значительно повысит конкурентоспособность на рынке труда. Не упустите шанс улучшить свои знания и расширить карьерные перспективы.

В этом году обучение на цифровой кафедре доступно на добровольной основе. В будущем правила могут быть изменены, что позволит расширить возможности для студентов.

В Президентской академии студенты, не относящиеся к IT-специальностям, могут подать заявку на обучение. В настоящее время открыт набор на курс «Анализ данных на Python и базы данных (SQL)». Первые группы начнут занятия уже в сентябре, что предоставляет отличную возможность для освоения востребованных навыков в области анализа данных. Курс охватывает основные аспекты работы с Python и SQL, что позволит студентам расширить свои компетенции и повысить конкурентоспособность на рынке труда.

Для получения диплома необходимо подтвердить свои компетенции и защитить проектную работу. Конкретные форматы защиты определяются учебным заведением. Например, студенты программы «Анализ данных на Python и базы данных (SQL)» проходят независимую оценку цифровых навыков в процессе обучения и по его завершении в ассесмент-центре, созданном на базе Университета Иннополис. В ходе обучения студенты также реализуют и представляют свои IT-проекты, что позволяет им продемонстрировать полученные знания и навыки на практике.

Фото: Университет Иннополис

Для получения диплома необходимо подтвердить свои знания и навыки, а также защитить проектную работу. Форматы оценки зависят от конкретного вуза. Например, студенты программы «Анализ данных на Python и базы данных (SQL)» проходят независимую оценку цифровых компетенций в процессе обучения и в итоговом ассесмент-центре, который организован на базе Университета Иннополис. Кроме того, им предстоит разработать и представить свои IT-проекты, что позволит продемонстрировать практическое применение полученных знаний.

Фото: Университет Иннополис

Студенты бакалавриата, начиная со второго курса, и студенты специалитета, начиная с третьего курса, смогут обучаться на цифровой кафедре. Это касается тех, кто с 1 сентября 2022 года учится на втором или более старших курсах. В проекте не предусмотрен конкурсный отбор, что делает обучение доступным для всех студентов, соответствующих требованиям.

Студенты бакалавриата, начиная со второго курса, и студенты специалитета, начиная с третьего курса, могут обучаться на цифровой кафедре. Это касается тех, кто с 1 сентября 2022 года находится на втором или более старших курсах. В проекте не предусмотрен конкурсный отбор для желающих поступить на цифровую кафедру. Обучение на этой кафедре предоставит студентам уникальные возможности для развития навыков в области цифровых технологий и подготовки к современным требованиям рынка труда.

Проект не предназначен для других категорий граждан. Он специально разработан для студентов вузов, участвующих в программе «Приоритет-2030», чтобы они могли получать дополнительную IT-квалификацию без отрыва от учебы. Для тех, кто не является студентом, существуют другие государственные инициативы, такие как «Цифровые профессии» и «Содействие занятости», которые предлагают возможность получения IT-квалификации.

Проект разработан с целью предоставить студентам вузов, участвующих в программе «Приоритет-2030», возможность получения дополнительной IT-квалификации без отрыва от учебного процесса. Для всех остальных граждан доступны другие государственные инициативы, такие как «Цифровые профессии» и «Содействие занятости», которые также способствуют обучению и повышению квалификации в области информационных технологий.

Каждый вуз самостоятельно создает образовательные программы для дополнительной профессиональной переподготовки. Наиболее популярными направлениями являются анализ данных, разработка цифровых продуктов, создание веб-приложений, работа с Big Data и другие смежные области. Эти программы помогают специалистам повысить квалификацию и адаптироваться к современным требованиям рынка труда.

Фото: Gorodenkoff / Shutterstock

На курсе «Анализ данных на Python и базы данных (SQL)» в РАНХиГС студенты изучат основы программирования алгоритмов машинного обучения (ML) с использованием языка Python. Они познакомятся с реальными кейсами применения нейросетей и научатся настраивать их работу. Кроме того, курс охватывает ключевые навыки в управлении современными реляционными базами данных, что позволит учащимся эффективно обрабатывать и анализировать данные в различных приложениях. Участники получат практический опыт, необходимый для работы в области анализа данных и разработки решений на основе машинного обучения.

Каждое высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает образовательные программы дополнительной профессиональной переподготовки. Наиболее востребованными направлениями являются анализ данных, разработка цифровых продуктов, создание веб-приложений, работа с большими данными (Big Data) и другие смежные области. Эти программы помогают специалистам адаптироваться к современным требованиям рынка труда и осваивать новые навыки.

Фото: Gorodenkoff / Shutterstock

На курсе «Анализ данных на Python и базы данных (SQL)» в РАНХиГС студенты изучат основы программирования алгоритмов машинного обучения на языке Python. Они познакомятся с практическими примерами применения нейросетевых технологий и научатся настраивать их для решения различных задач. Кроме того, участники курса освоят ключевые навыки управления современными реляционными базами данных, что позволит им эффективно работать с данными в различных сферах.

На цифровой кафедре предлагается возможность получения дополнительной квалификации, которая дополняет основную образовательную программу. Сначала абитуриент выбирает основное направление или специальность, а на втором курсе у него появляется шанс пройти дополнительную профессиональную программу. Решение о создании программ принимает вуз, а студенты могут выбирать из предложенных вариантов, что позволяет им адаптировать свое образование под личные карьерные цели и запросы рынка труда.

В этом году на цифровой кафедре РАНХиГС будет предложена программа по анализу данных. Она доступна для студентов всех направлений и специальностей, не связанных с информационными технологиями, что устраняет любые ограничения. В дальнейшем планируется расширение линейки курсов, что позволит еще большему числу студентов овладеть востребованными навыками в области анализа данных.

На цифровой кафедре предлагается возможность получения квалификации, которая служит дополнением к основной образовательной программе. Сначала абитуриенты выбирают основное направление или специальность, а на втором курсе у них есть возможность выбрать дополнительную профессиональную программу. Решение о создании этих программ принимает вуз, а студенты могут выбирать из существующих предложений. Это позволяет углубить знания в определенной области и повысить конкурентоспособность на рынке труда.

В этом году на цифровой кафедре РАНХиГС будет доступна только программа по анализу данных. Она предназначена для студентов всех направлений и специальностей, не связанных с IT, что позволяет получить знания в востребованной области без ограничений. В будущем планируется расширение линейки курсов, что создаст дополнительные возможности для обучения и развития в сфере цифровых технологий.

Минимальный объём программы по проекту составляет не менее 250 часов. Такой курс можно освоить в течение одного учебного года. Однако вузы имеют возможность разрабатывать и более продолжительные программы. Участники проекта не ограничены в подходах к созданию образовательных курсов: можно разработать программу с нуля, как это было сделано в РАНХиГС, либо адаптировать существующие программы дополнительного профессионального образования или курсы внешних партнёров.

Минимальный объём программы по проекту составляет не менее 250 часов. Курс такой продолжительности можно освоить в течение одного учебного года. Однако высшие учебные заведения имеют возможность разрабатывать и более продолжительные программы. Участники проекта не ограничены в подходах к созданию учебных курсов: можно разработать курс с нуля, как это сделано в РАНХиГС, или адаптировать существующую программу дополнительного профессионального образования (ДПО) вуза, либо использовать курс, предложенный внешним партнером.

Согласно действующим правилам проекта, в течение обучения в вузе предусмотрено получение одной дополнительной квалификации по программе цифровой кафедры.

В соответствии с действующими правилами проекта, в процессе обучения в вузе студенты имеют возможность получить одну дополнительную квалификацию по программе цифровой кафедры.

Вопрос кадров является ключевым аспектом на пути к развитию цифровой экономики. Для успешной интеграции цифровых решений необходимо обеспечить рынок труда квалифицированными специалистами. Эти специалисты должны не только обладать основными профессиональными навыками, но и уверенно использовать цифровые инструменты. Это позволит отраслям эффективно внедрять инновационные технологии, повысить производительность труда и создать новые точки роста. Таким образом, подготовка кадров, способных адаптироваться к цифровым изменениям, станет важным шагом для достижения устойчивого экономического развития.

Задача реализации проекта «Цифровые кафедры» включает в себя подготовку студентов к получению дополнительной квалификации в области IT наряду с основной специальностью. В современном мире навыки работы с цифровыми технологиями высоко ценятся работодателями в различных отраслях. Это позволит выпускникам стать конкурентоспособными специалистами, готовыми к успешной деятельности в условиях новых технологий и экономики.

Кадровый вопрос является ключевым аспектом перехода к цифровой экономике. Важно обеспечить рынок труда специалистами, обладающими не только основными знаниями в своей области, но и навыками работы с цифровыми инструментами. Это создаст предпосылки для более эффективной интеграции цифровых решений в различные отрасли, повысит производительность труда и откроет новые возможности для роста. Обучение и переподготовка работников в области цифровых технологий становятся необходимостью для успешного развития бизнеса и экономики в целом.

Задача решается в рамках проекта «Цифровые кафедры». По завершении обучения студенты получат дополнительную квалификацию в области IT, что станет значительным преимуществом наряду с основной специальностью. В современных условиях работодатели высоко ценят навыки работы с цифровыми технологиями в различных сферах. Таким образом, выпускники смогут успешно интегрироваться на рынок труда и стать конкурентоспособными специалистами, готовыми к вызовам новых технологических и экономических реалий.

Основное требование проекта заключается в том, что не менее 50% занятий должны проводиться сотрудниками организаций реального сектора экономики и практикующими экспертами с опытом работы в вузах или IT-отрасли не менее трех лет. В РАНХиГС, например, мы активно привлекаем преподавателей из бизнес-структур, что позволяет обеспечить высокое качество обучения и актуальность материалов. Такой подход способствует формированию практических навыков у студентов и улучшению их готовности к профессиональной деятельности.

Фото: Университет Иннополис

Конечно, готов помочь с переработкой текста. Пожалуйста, предоставьте исходный текст, который необходимо адаптировать под SEO.

Основное требование проекта заключается в том, что не менее 50% занятий должны вести сотрудники реального сектора экономики и эксперты с опытом работы в вузах или IT-отрасли не менее трех лет. Например, в РАНХиГС мы активно привлекаем преподавателей из бизнес-структур. Это позволяет обеспечить практическую направленность обучения и актуальность знаний, передаваемых студентам. Такой подход способствует формированию у обучающихся навыков, необходимых для успешной карьеры в современных условиях рынка труда.

Фото: Университет Иннополис

Согласно требованиям Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, университеты обязаны заключать соглашения с IT-компаниями. Это необходимо для организации практик на базе этих компаний. Например, РАНХиГС будет сотрудничать с Институтом точной механики и вычислительной техники имени С. А. Лебедева, который является профильной научной организацией. Данное сотрудничество позволит студентам получить практический опыт и углубить свои знания в области информационных технологий.

Чтобы улучшить видимость вашего контента в поисковых системах, важно оптимизировать текст с учетом ключевых слов и фраз. Убедитесь, что ваш текст содержит важные для темы слова и фразы, но при этом остаётся естественным и читабельным.

Чтение является важным аспектом личностного роста и развития. Оно обогащает наш внутренний мир, помогает расширять кругозор и способствует улучшению навыков критического мышления. Регулярное чтение книг, статей и научных исследований позволяет углубить знания в различных областях, будь то наука, искусство или бизнес.

Кроме того, чтение способствует улучшению памяти и концентрации. Погружение в текст помогает развивать воображение и эмоциональный интеллект, так как мы учимся сопереживать героям и понимать различные точки зрения.

Важно выбирать разнообразные жанры и темы для чтения, чтобы расширить свои горизонты и находить новые интересы. Уделяйте время чтению каждый день, и вы заметите, как это положительно сказывается на вашем мышлении и восприятии мира.

Читайте также:

  • Хочу переучиться на другую профессию бесплатно. Как это сделать?
  • Старшеклассники будут бесплатно изучать программирование
  • Как развивать дополнительное профобразование в университетах
  • Индивидуальные образовательные траектории: что это и как работает

Согласно требованиям Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, университеты обязаны заключать соглашения с IT-компаниями. Это необходимо для организации практик на базе этих компаний. Одним из партнёров РАНХиГС станет профильная научная организация — Институт точной механики и вычислительной техники имени С. А. Лебедева. Сотрудничество с такими организациями позволит студентам получить практические навыки и углубить свои знания в области информационных технологий.