Образование #Статьи

7 июля, 2025

Как проектировать обучение в кризис: известные проблемы и их решения / Skillbox Media

Времени и денег становится меньше, горизонт планирования сужается — а образовательные программы создавать по-прежнему надо. Как?

Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO

Узнать больше

В июле 2022 года состоялся митап «Как развивать сотрудников, когда учёба явно не в приоритете», организованный экспертами из LLLab, Esprezo, Pobudilnik, Ikra Group и School of Education. На мероприятии спикеры поделились опытом, обсуждая новые вызовы в сфере корпоративного обучения. Они рассмотрели эффективные форматы и методы, которые помогают развивать навыки сотрудников в условиях ограниченного времени на учёбу. Митап стал площадкой для обмена идеями и поиска решений актуальных проблем в области профессионального развития.

Соня Смыслова, куратор и программный руководитель School of Education в Universal University, в своем выступлении затронула важную тему стратегического управления качеством образования в условиях неопределенности. Она поделилась моделью управления качеством, которую применяет при разработке образовательных программ, и объяснила, как эта модель может быть эффективной для планирования учебного процесса в кризисные времена. В этом контексте особое внимание было уделено ключевым аспектам, которые помогут образовательным учреждениям адаптироваться к изменениям и сохранять высокие стандарты обучения.

Соня Смыслова Кадр: видео с конференции «Как развивать сотрудников, когда учёба явно не в приоритете»

Что такое «качество» как система координат

Соня Смыслова акцентировала внимание на том, что качество обучения следует оценивать не только через бизнес-метрики, но и через опыт студентов, их впечатления и переживания в процессе обучения. Она поделилась подходом Universal University, где при разработке образовательных программ применяется фреймворк, созданный британским Агентством по обеспечению качества высшего образования (The Quality Assurance Agency for Higher Education). Такой подход позволяет интегрировать в образовательный процесс элементы, которые способствуют более глубокому пониманию и восприятию материала, а также повышают удовлетворенность студентов.

В данном фреймворке структура программы обучения делится на три ключевых компонента: определение желаемых результатов, практики их достижения и практики поддержки. Эти элементы функционируют в рамках двух равноправных аспектов, что обеспечивает комплексный подход к обучению и развитию. Основное внимание уделяется как достижению поставленных целей, так и поддержке процесса обучения, что способствует более глубокому усвоению материала и повышению эффективности образовательного процесса.

  • зона содержания рассматривает квалификацию и компетенции студента, которые он приобретёт в результате обучения;
  • зона формы описывает опыт студента, получаемый в процессе обучения.

Спикер подчеркивает, что в образовательных программах недостаточно внимания уделяется форме обучения. Качество образования часто оценивается только по достижениям, таким как процент выпускников, которые нашли работу после завершения курса. Однако при этом игнорируется важный аспект — образовательный опыт студентов, а также методы и практики, способствующие его улучшению. Уделение внимания этим факторам может значительно повысить эффективность обучения и удовлетворенность студентов, что в свою очередь отразится на их профессиональных успехах.

Обязательно ознакомьтесь с дополнительной информацией:

Измерение качества образовательного опыта в EdTech: Зачем это необходимо

Качество образовательного опыта в сфере EdTech становится все более важным аспектом для учебных заведений, студентов и разработчиков образовательных технологий. Измерение этого качества позволяет не только оценить эффективность обучающих платформ, но и выявить области для улучшения, а также адаптировать контент под потребности пользователей.

Одной из ключевых причин для оценки качества является повышение успеваемости студентов. Понимание того, как образовательные технологии влияют на обучение, помогает разработать более эффективные методы преподавания и улучшить учебные программы. Кроме того, качественный образовательный опыт способствует повышению вовлеченности студентов, что, в свою очередь, увеличивает их мотивацию и желание учиться.

Для измерения качества образовательного опыта в EdTech используются различные методы, включая опросы, анализ данных об успеваемости и отзывы пользователей. Эти данные помогают создать полное представление о том, как студенты воспринимают образовательный процесс и какие аспекты требуют доработки.

Также важно учитывать, что качество образовательного опыта влияет на репутацию образовательных учреждений и компаний, работающих в сфере EdTech. Положительные отзывы и высокая успеваемость студентов могут привлечь больше пользователей и инвестиций.

В заключение, измерение качества образовательного опыта в EdTech — это не просто формальность, а необходимый шаг для создания эффективных и востребованных образовательных продуктов. Это позволяет не только улучшить обучение, но и обеспечивает долгосрочный успех в быстро меняющейся образовательной среде.

Программа профессионального IT-курса может быть структурирована следующим образом:

  • Ожидаемый результат — через четыре месяца обучения студент может занять джуниор-позицию в IT-компании.
  • Практики достижения этого результата — занятия со специалистами из индустрии.
  • Практики поддержки — создание методической лаборатории, которая будет обучать специалистов преподаванию.

Однако, сосредоточение исключительно на учебном процессе может привести к образованию выпускника, который испытывает выгорание от интенсивного обучения и теряет интерес к работе по своей специальности. Спикер отмечает, что такая ситуация часто встречается на профессиональных курсах. Для предотвращения этого важно учитывать и аспект формы обучения.

  • Ожидаемый результат — студент получает вдохновляющий опыт, заряжается интересом и желанием развиваться в профессии.
  • Практики достижения — серия постепенно усложняющихся задач или проектов, чтобы студент привыкал к нагрузке.
  • Практики поддержки — мастерская, где разрабатываются соответствующие задания для студентов.

Управление качеством образования, согласно мнению Сони Смысловой, способствует разработке сбалансированных программ для различных форм обучения и уровней образования. Однако в условиях быстро меняющейся ситуации и сокращающегося горизонта планирования возникают определенные трудности. Эти вызовы требуют гибкости и адаптивности в подходах к образовательным методам и системам контроля качества.

Сложности кризисного планирования и способы с ними справиться

Спикер выделила три ключевые проблемы, с которыми сталкиваются компании при управлении качеством в условиях кризиса. Эти трудности могут значительно повлиять на эффективность бизнес-процессов и требуют особого внимания со стороны руководства. Важно понимать, как кризисное время влияет на стандарты качества и какие меры необходимо предпринять для их поддержания.

Согласно мнению Сони, описанная система основывается на гипотезах. Например, можно провести анализ рынка и предположить, что успешное трудоустройство является актуальным результатом для студентов IT-курсов. Однако, как подчеркивает она, это всего лишь гипотеза: «Мы не можем с полной уверенностью утверждать, что это так. Реальность постоянно меняется: сегодня одно является важным, а завтра — уже нет».

Аналогично обстоит дело с практиками достижения и поддержания результатов. Хотя можно заранее все спланировать, в ходе реализации может оказаться, что не хватает ресурсов, таких как деньги или время. Кроме того, сам результат может утратить свою актуальность.

Соня Смыслова Кадр: видео с конференции «Как развивать сотрудников, когда учёба явно не в приоритете»

Согласно мнению Сони, возможности для проверки гипотез в сфере образования встречаются достаточно редко, особенно в контексте общеобразовательных программ. В условиях кризиса времени на проведение таких проверок может не быть и в профессиональном образовании, включая EdTech, где цикл обучения значительно сокращен. Эффективная проверка гипотезы становится важной задачей для улучшения образовательных процессов и разработки актуальных программ.

Спикер рекомендует пересмотреть ожидаемые результаты и сосредоточиться на наиболее важном и значимом. Важно определить, чего необходимо достичь в первую очередь. Ключевыми параметрами в этом процессе являются финансовые показатели и запросы студентов. Оптимизация этих аспектов поможет достичь поставленных целей более эффективно.

Соня утверждает, что в условиях кризиса разумнее сосредоточиться на проектах, которые можно реализовать быстро и с минимальными затратами. При этом большие и сложные проекты несут в себе повышенные риски, что может привести к невозможности их успешной реализации по различным причинам. Выбор более простых и экономичных решений позволяет снизить риски и обеспечить стабильность в нестабильные времена.

Период нестабильности, по мнению Сони, не является подходящим временем для экспериментов. Поэтому, выбирая методы достижения и поддержания результатов, целесообразнее обратиться к проверенным и надежным практикам. Важно найти наиболее эффективные подходы и адаптировать их под свои цели, чтобы повысить шансы на успех в условиях неопределенности. Использование уже известных методов поможет избежать лишних рисков и сосредоточиться на достижении желаемых результатов.

Соня отметила, что текущие меры являются временными. После завершения кризиса будет возможность вернуться к экспериментам, пересмотреть приоритеты и заняться более сложными и интересными проектами. На данный момент такие решения помогут сосредоточиться на самых важных аспектах и сохранить высокое качество образовательных программ.

Переделанный текст:

Обязательно ознакомьтесь с дополнительными материалами:

Исследование «Нетологии» выявило ключевые тренды в онлайн-образовании, которые оказывают значительное влияние на образовательный процесс. В последние годы наблюдается рост интереса к гибким форматам обучения, позволяющим студентам самостоятельно выбирать темп и время занятий. Также увеличивается спрос на курсы, ориентированные на практические навыки и применение знаний в реальных условиях.

Среди популярных направлений выделяются IT-специальности, цифровой маркетинг и дизайн. Важным аспектом является интеграция новых технологий, таких как виртуальная и дополненная реальность, что делает обучение более интерактивным и увлекательным. К тому же, растет значимость сообществ и сетевого взаимодействия студентов, что способствует обмену опытом и знаний.

Таким образом, исследование «Нетологии» подчеркивает важность адаптации образовательных программ к современным требованиям и интересам обучающихся, что в итоге способствует более эффективному процессу обучения.

В условиях кризиса проектирование образовательных программ сталкивается с новыми вызовами, среди которых особое внимание следует уделить повышенным требованиям к эффективности. Если в обычное время достижение образовательного результата занимает около четырех месяцев, то в условиях экономической нестабильности возникает необходимость сокращения этого срока до трех месяцев. Это требует от образовательных учреждений и преподавателей адаптации методик и подходов, чтобы обеспечить качественное обучение в сжатые сроки.

Соня считает, что для решения данной проблемы необходимо внести изменения в определенные части системы, будь то результаты, практики достижения или практики поддержки. Для выбора оптимального решения спикер предлагает использовать простую матрицу с двумя осями. Этот подход поможет систематизировать информацию и сделать более осознанный выбор, что, в свою очередь, повысит эффективность применяемых методов и стратегий.

  • Эффективность — соотношение затрат и результата. Под результатом понимаются целевые показатели образовательной программы — итоговые баллы студентов, процент доходимости или трудоустройства и так далее. Чем меньше затраты и чем выше результат — тем лучше.
  • Репутация — соотношение положительных и отрицательных отзывов. Это могут быть упоминания в соцсетях, готовность рекомендовать программу другим (NPS) — в общем, всё, что говорит об отношении студентов.

Сначала необходимо определить положение вашей программы в контексте этих двух параметров. Это поможет вам понять, насколько эффективно ваша программа соответствует заданным критериям и как она может быть улучшена для достижения лучших результатов. Анализируя эти аспекты, вы сможете более четко сформулировать стратегию развития и оптимизации программы.

Источник данных: School of Education / презентация Сони Смысловой

Эффективные программы характеризуются низкими затратами и положительными отзывами от пользователей. Напротив, неэффективные решения часто имеют высокую стоимость и негативную репутацию. Между этими двумя категориями существует множество промежуточных вариантов, которые могут варьироваться по своим характеристикам и отзывам. При выборе программы важно учитывать не только стоимость, но и реальную эффективность и отзывы пользователей, чтобы сделать оптимальный выбор для достижения своих целей.

Матрица поможет определить направления для компромиссов и области, требующие улучшения. Например, если ваши затраты минимальны, а отзывы в основном негативные, необходимо проанализировать, что именно не устраивает студентов в процессе обучения. Это может быть связано с форматом занятий, уровнем преподавания, сложностью материала или другими факторами. Важно выявить коренные причины недовольства и разработать стратегию для их устранения.

Когда студенты проявляют интерес к обучению, но результаты требуют значительных затрат, это может стать проблемой в условиях кризиса, особенно если источники доходов начинают исчезать. В такой ситуации важно рассмотреть возможности повышения эффективности образовательной программы. Оптимизация ресурсов и внедрение более экономичных методов обучения помогут достичь лучших результатов без увеличения финансовых затрат.

Исследуйте наши другие материалы:

Аудит онлайн-курса — это процесс анализа и оценки содержания, структуры и методологии курса с целью выявления его сильных и слабых сторон. Проведение аудита позволяет методисту улучшить качество образовательного продукта, повысить его эффективность и удовлетворенность обучающихся.

Для успешного выполнения аудита онлайн-курса методист должен тщательно ознакомиться с материалами курса, включая видеоуроки, текстовые материалы, задания и тесты. Важно оценить, насколько курс соответствует заявленным целям и требованиям целевой аудитории. Методист также должен обратить внимание на удобство навигации, интерактивные элементы и доступность материалов.

В ходе аудита рекомендуется проводить опросы среди обучающихся, чтобы получить обратную связь о курсе. Это поможет выявить проблемные зоны и области для улучшения. Кроме того, стоит проанализировать статистику успеваемости и вовлеченности студентов, чтобы оценить, насколько курс эффективен.

После проведения аудита методист должен составить отчет с рекомендациями по улучшению курса. Внедрение предложенных изменений позволит повысить качество онлайн-курса и привлечь больше студентов, что в свою очередь положительно скажется на репутации образовательного учреждения.

Соня Смыслова предлагает сосредоточиться на моделировании, чтобы проанализировать возможные изменения и их влияние на текущее состояние дел. Например, стоит рассмотреть, как увеличение числа студентов на курсе с 50 до 100 человек отразится на образовательном процессе. Важно оценить, как это изменение скажется на качестве обучения, результатах, а также на финансовых аспектах, таких как расходы и доходы. Моделирование различных сценариев позволяет более точно прогнозировать последствия и принимать обоснованные решения для улучшения образовательной программы.

Спикер подчеркивает, что важно сохранять баланс и тщательно оценивать варианты, которые могут потребовать дополнительных затрат или негативно повлиять на репутацию.

Соня Смыслова отмечает, что в будущем мы, возможно, вернёмся к более привычной реальности. Однако за это время мы уже понесли значительные финансовые потери и столкнулись с утратой поддержки со стороны окружающих. Это приведёт к личным кризисам и индивидуальным проблемам, которые нам предстоит решать.

Рекомендуется четко разделить статьи расходов. Некоторые из них можно полностью исключить, другие стоит сократить, а третьи необходимо сохранить, чтобы не ухудшить показатели результатов или отношения со студентами. Правильное управление расходами поможет оптимизировать бюджет и повысить эффективность образовательного процесса.

В выступлении Сони Смысловой прозвучало важное предупреждение: не следует сводить все к бизнес-показателям, так как это негативно отразится на команде разработчиков образовательных программ. Образование, даже в коммерческом формате, является социально ориентированной деятельностью, которая требует высокой ответственности. В условиях кризиса, если образовательная организация сосредоточится лишь на достижении финансовых результатов, это может привести к демотивации сотрудников. Например, отмена полезных, но малоприбыльных программ может вызвать у работников, вдохновленных своей деятельностью и осознающих её значимость, чувство выгорания. Таким образом, важно сохранять баланс между бизнес-целями и социальной ценностью образования для поддержания мотивации и эффективности команды.

В условиях кризиса важно избежать ощущения, что оптимизация портфеля образовательных программ заключается лишь в отказе от социально значимых инициатив в пользу бизнес-эффективности. Необходимо с самого начала разработки каждой программы четко формулировать как бизнес-результаты, так и социальные достижения. Обучение всегда оказывает влияние на жизни людей, открывая перед ними новые возможности и заполняя существующие пробелы в профессиональных навыках. В контексте корпоративного обучения результаты можно связать с общей социальной ответственностью компании, что способствует не только улучшению имиджа, но и повышению мотивации сотрудников. Таким образом, сбалансированный подход к образовательным программам обеспечивает как экономическую выгоду, так и положительное влияние на общество.

Соня отметила, что практики достижения могут варьироваться по значимости в социальном контексте. Важно выбирать те методы, которые наиболее вдохновляют ваших сотрудников и способствуют их вовлеченности. Это не только улучшает атмосферу в команде, но и повышает общую продуктивность. Выбор подходящих практик может стать ключевым фактором в успешном развитии коллектива.

Спикер подчеркивает важность заботы о ментальном здоровье команды разработчиков, особенно в кризисные времена. Поддержание психологического благополучия сотрудников способствует повышению их продуктивности и креативности. В условиях стресса и неопределенности внимание к ментальному состоянию команды становится ключевым фактором для успешной работы и достижения общих целей.

Чтение является важным аспектом нашей жизни, позволяющим расширять кругозор и углублять знания. Оно способствует развитию критического мышления и улучшению навыков коммуникации. Книги, статьи и другие источники информации помогают нам лучше понимать окружающий мир и принимать более обоснованные решения. Регулярное чтение положительно влияет на когнитивные способности и способствует личностному росту. В эпоху цифровых технологий доступ к информации стал проще, и каждый может найти материалы на интересующие его темы. Развивайте свои навыки чтения и обогащайте свои знания, выбирая качественные источники информации.

  • Книжная новинка: «Проектирование образовательного опыта», Соня Смыслова
  • 11 образовательных метрик, чтобы оценить качество и эффективность курса
  • Можно ли найти единые метрики качества для образования разных уровней?
  • 5 моделей проектирования курсов: как выбрать подходящую

Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO

Вы научитесь запускать прибыльные курсы и вебинары с минимальными вложениями. Поймёте, как вывести в плюс существующие EdTech-проекты и зарабатывать на онлайн-обучении.

Узнать подробнее