Образование #Статьи

7 июля, 2025

Былое: «Менделеев был изумительным лектором. Говорил он из рук вон плохо» / Skillbox Media

Это воспоминание — яркое доказательство того, что в таланте лектора идеальное владение речью — не главное.

Содержание:

Научитесь: Soft Skills for Hard Times

Узнать больше

Менделеев, выдающийся учёный с мировым именем, также славился как талантливый лектор. По традиции, он ежегодно открывал свой цикл лекций обсуждением актуальных вопросов просвещения и науки. Эти двухчасовые лекции привлекали студентов всех курсов и факультетов. В год моего поступления темой его лекции стала критика классического образования. Можно лишь представить, какое сильное впечатление произвела эта лекция на нас, только что завершивших обучение в классических гимназиях и испытывающих обиды от низких оценок за трудные письменные переводы с русского на древние языки. Лекция Менделеева стала не только поводом для размышлений о системе образования, но и важным этапом в нашем понимании науки и знаний.

Вступительные лекции не были характерны для Дмитрия Менделеева. Его выдающийся лекторский талант проявлялся в полной мере на каждой обычной лекции. Выступая, он не выглядел убедительно, и каждое его слово звучало как будто с трудом, словно он рожал их, испытывая тяжелые усилия. Менделеев часто не находил подходящих выражений, порой издавая рычание или мычание, смещая подлежащие и сказуемые, дополнения и определения с привычных мест в литературном языке, создавая необычные комбинации. Тем не менее, каждая его лекция воспринималась как поэзия науки, завораживая слушателей. Я помню, как на одной из лекций о водороде или азоте мой товарищ Красусский, который впоследствии стал профессором химии, был тронут до слёз вдохновением.

Менделеев не проявлял интереса, как многие другие преподаватели химии, к детальному объяснению химических реакций и устройству различных приборов. Он часто говорил: «Вот трубка, винтик, крантик (он всегда называл кран крантиком), тут течёт, там вытекает и так далее. Об этом вы можете прочитать в учебнике. Главное же следующее…» После этого он переходил к изложению основ и теории происходящих реакций, акцентируя внимание на ключевых аспектах, которые были важны для понимания химических процессов. Такой подход позволял студентам сосредоточиться на сути химии, а не на механических деталях.

Н. А. Ярошенко. «Д. И. Менделеев», 1886 годИзображение: Wikimedia Commons

Мы особенно ценили лекции, в ходе которых, завершив изложение теории, он начинал открывать перед нами перспективы будущих научных достижений. С характерным сибирским акцентом он произносил: «А может быть, когда-нибудь наука покажет человечеству…» и делился своими увлекательными научными фантазиями. Эти идеи вдохновляли нас, и часто после лекции мы продолжали обсуждать и развивать их в кругу единомышленников. Ни один из профессоров, которых мне довелось слушать, не мог поддерживать такой уровень увлечения наукой, как Д. И. Менделеев. Экзамены у него становились настоящим удовольствием, так как он не столько требовал знаний, сколько стремился к пониманию предмета. При наличии такого понимания экзамен превращался в живую научную беседу, что делало процесс обучения более глубоким и интересным.

Оболенский В. А. в своих воспоминаниях «Моя жизнь и мои современники» описывает события и личности, которые оставили значительный след в его жизни и в истории России с 1869 по 1920 год. В двух томах книги автор делится личными наблюдениями и впечатлениями о ключевых моментах своего времени, включая культурные, политические и социальные изменения. Эти воспоминания не только отражают индивидуальный опыт, но и служат ценным историческим источником, позволяющим лучше понять атмосферу и события того периода. Книга издана в 2017 году и доступна в издательствах «Кучково поле» и «Ретроспектива», что делает её важным вкладом в российскую литературу и историческую науку.

Контекст

Воспоминания о занятиях великого Дмитрия Ивановича Менделеева в Санкт-Петербургском императорском университете оставил его студент князь Владимир Андреевич Оболенский (1869–1950). В период с 1887 по 1891 год он обучался на естественно-научном факультете, который тогда назывался естественным. Эти воспоминания позволили глубже понять методику преподавания Менделеева и его влияние на студентов, формируя их научный подход и любовь к естественным наукам.

Дмитрий Менделеев был выдающимся учёным и педагогом, который оставил значительный след в истории науки. Он не только преподавал в университете, но и имел опыт работы в гимназии, где обучал молодое поколение. Завершив обучение в Главном педагогическом институте, Менделеев два года работал учителем, что свидетельствует о его глубоком интересе к образованию. Он рассматривал педагогическую деятельность как важный аспект своей жизни, не просто сопутствующий научной карьере, а как самостоятельное и значимое направление. Менделеев считал, что передача знаний и развитие мышления у студентов и гимназистов являются неотъемлемой частью его миссии как учёного.

Дмитрий Менделеев много размышлял о том, как должно быть устроено идеальное образование и в чем заключаются недостатки существующей системы образования в России конца XIX века. Воспоминания Оболенского свидетельствуют о том, что на установочной лекции в 1887 году профессор Менделеев акцентировал внимание на этой важной теме. Продолжая свои размышления, в 1899 году он написал ряд очерков, в которых предложил идеи по усовершенствованию образовательной системы, как в школах, так и в университетах. Менделеев отмечал, что многие аспекты жизни изменились, в то время как формы обучения остались устаревшими. Он подчеркивал, что настало время переосмыслить и обновить подходы к обучению, чтобы они соответствовали современным требованиям.

В одной из своих статей Дмитрий Иванович высказывал мнение о том, что традиционные экзамены неэффективны для оценки знаний и даже могут причинять вред как в школьном, так и в университетском образовании. Он утверждал, что проверка знаний должна осуществляться на практике — через лабораторные работы и проектную деятельность. Этот подход, безусловно, опережал время, в котором он жил. По его мнению, устные экзамены также должны быть организованы иначе: вместо формальных ответов на вопросы из билетов, более продуктивным будет диалог между преподавателем и студентом, который позволит выявить истинное понимание материала. Профессор подчеркивал, что основная цель университетского и специализированного обучения заключается в стимулировании и направлении первых шагов студентов к самостоятельной деятельности.

В воспоминаниях Оболенского упоминается, что Менделеев не ограничивался лишь теоретическими изысканиями, но активно применял свои идеи на практике в процессе преподавания.

Чтение является важной частью нашей жизни, способствующей развитию мышления и расширению кругозора. Оно помогает не только улучшить словарный запас, но и углубить понимание различных тем. Книги, статьи и другие источники информации обогащают наш внутренний мир и способствуют личностному росту. Важно находить время для чтения, чтобы извлекать из него максимальную пользу. Чтение развивает критическое мышление и позволяет анализировать информацию, что особенно актуально в современном мире, где каждый день появляется множество новых данных. Не забывайте обращать внимание на разнообразные жанры и темы, чтобы сделать процесс чтения более увлекательным и полезным.

  • Менделеев: «Истинное дело учителя делается исключительно нервами»
  • Князь Оболенский — о самом лёгком факультете университетов царской России
  • Былое: «Дело университета — возбудить вопросы, научить спрашивать»
  • «Большой летающий шар производил оживление». Как Циолковский вёл уроки

Soft Skills for Hard Times

Вы научитесь управлять командами, распознавать эмоции коллег и выступать на публике. Узнаете, как не терять продуктивность в стрессовых ситуациях, лучше справляться с работой и чувствовать себя увереннее.

Узнать подробнее