Профессиональный стандарт методиста / Skillbox Media
Методическое сообщество в поисках свода правил. Эксперты рассуждают, о чём они должны быть и для чего нужны.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеВ июне 2022 года сообщество Digital Learning организовало митап на тему «Компетенции и качество работы методиста». В ходе мероприятия эксперты обсудили важный вопрос о необходимых навыках проектировщиков образовательных программ и возможности стандартизации компетенций методистов на всероссийском уровне. Участники пришли к выводу, что необходимо разработать три основных типа стандартов, которые помогут унифицировать подходы к подготовке и оценке специалистов в данной области.
Стандарты для образовательного продукта
Елена Тихомирова, CEO eLearning center и автор Telegram-канала «Живое обучение», подчеркнула, что попытки стандартизировать работу педагогических дизайнеров, методологов и методистов в разных странах происходили неоднократно. В настоящее время наблюдается затишье в этом вопросе, поскольку разработка универсальной типологии сталкивается с трудностями. Сложность заключается в разнообразии задач в различных сферах, что затрудняет их детальную проработку и разбивку на конкретные шаги.
Елена уверена, что существует решение текущей проблемы. Она считает, что одним из эффективных способов стандартизации является разработка стандартов, ориентированных не на специалистов, а на образовательные ресурсы. Такие стандарты, преимущественно разработанные на Западе, содержат перечень необходимых элементов, которые должны присутствовать в качественных образовательных материалах. Это позволит повысить уровень образования и обеспечить соответствие современным требованиям.
Специалист, способный разработать учебный материал в соответствии с установленными стандартами, демонстрирует свои компетенции. Стандартизация образовательных продуктов имеет потенциал для успешного применения на российском рынке, что способствует повышению качества образования и соответствия современным требованиям.
Представители множества российских компаний, включая Skillbox, «Икру» и Skyeng, разработали «Скиллсет методиста». Это ресурс представляет собой перечень задач, связанных с созданием учебной программы на основе модели ADDIE. Каждая задача сопровождается необходимыми знаниями и навыками для её выполнения. Основная цель этого проекта — помочь образовательным организациям четко определить должностные обязанности методиста, а также предоставить методистам возможность выстроить эффективную траекторию для своего профессионального развития.
Скиллсет в данной области ориентирован в первую очередь на опытных специалистов. Тем не менее, эксперты подчеркивают, что стандарты играют важную роль и для новичков, поскольку они помогают быстрее освоить необходимые навыки и повысить уровень компетентности. Стандарты служат основой для формирования профессиональных знаний и умений, что особенно актуально для начинающих специалистов, стремящихся к успешной карьере.
Базовый свод правил, которые должны знать все методисты
Светлана Толубеева, стратегический методолог и основатель «Коллегии методологов», делится своим опытом в ответах на вопросы и консультировании методистов. Часто к ней обращаются специалисты, стремящиеся переработать образовательные программы, но не всегда понимающие цель этих изменений. Многие из них удивляются, что у курса и процесса его реконструкции должна быть четкая цель. Это подчеркивает важность осознания задач и результатов при разработке и обновлении образовательных программ, что является ключевым аспектом эффективного методологического подхода.
Стандарты являются важным инструментом для начинающих специалистов, поскольку они обеспечивают основу знаний и навыков. Эти базовые правила помогают новичкам освоить ключевые аспекты профессии. Однако важно, чтобы стандарты не ограничивали опытных профессионалов, которые разрабатывают новые методики и технологии. Основная задача стандартов — создать фундамент, на котором строится профессиональное развитие, сохраняя при этом гибкость для инноваций и креативности в области.
Методические стандарты окажут значительную поддержку новичкам в области образования, отметил эксперт по научному подходу в обучении Михаил Осипов, автор Telegram-канала «Лаборатория онлайн-обучения». Эти стандарты помогут обеспечить высокое качество образовательного процесса и повысить эффективность обучения, что особенно важно для начинающих методистов.
Стандартизация процессов важна, особенно для начинающих специалистов. Им необходимо осознать, какие именно функции следует развивать в контексте конкретной организации, будь то онлайн-школа, инфобизнес или образовательный проект. В противном случае работодатель может навязать свои требования, что затруднит профессиональное развитие и адаптацию к специфике работы. Понимание собственных задач и целей в данной сфере позволит избежать таких ситуаций и повысить эффективность работы.
Недостаток знаний и базовых компетенций наблюдается не только у новичков, но и у опытных профессионалов. Эта проблема распространена в различных сферах деятельности, подчеркнул лидер сообщества Digital Learning Павел Безяев. Ключевым вопросом остается, как эффективно передать эти фундаментальные стандарты тем, кто в них нуждается.
В интернете представлено множество полезных ресурсов и информации для методистов, методологов и педдизайнеров. Однако без четкого «навигатора», такого как профессиональные стандарты, найти нужные материалы становится затруднительно. По мнению Светланы Толубеевой, именно профстандарты играют ключевую роль в систематизации информации, позволяя избежать путаницы и облегчая поиск актуальных ресурсов. Правильное понимание и использование этих стандартов помогает специалистам эффективно ориентироваться в обширном объеме доступной информации и находить именно то, что нужно для их профессионального роста и развития.
Читать также:
Впечатления от профессии методиста для новичков формируются под воздействием различных факторов. Во-первых, важную роль играет уровень подготовки и наличие знаний в области методологии. Понимание принципов и методов обучения позволит новичкам уверенно чувствовать себя на практике. Во-вторых, значимым аспектом является атмосфера в коллективе и поддержка более опытных коллег. Профессиональная среда, где царит сотрудничество и обмен опытом, способствует быстрому профессиональному росту. Также стоит учитывать наличие необходимых ресурсов и инструментов для работы. Доступ к современным методическим материалам и технологиям значительно улучшает качество работы методиста. Кроме того, личные качества самого специалиста, такие как коммуникабельность и желание развиваться, влияют на восприятие профессии. Все эти элементы в совокупности определяют, насколько положительным будет опыт новичка в сфере методической работы.
Набор принципов работы методиста
Дизайнер образовательного опыта и автор Telegram-канала LXD hero, а также бывший руководитель Школы методистов онлайн-университета Skillbox Евгения Ращупкина подчеркивает, что стандарт для методистов может представлять собой набор принципов работы. В рамках этой идеи эксперты выделяют два основных принципа, которые играют ключевую роль в эффективной методической практике.
Елена Тихомирова подчеркивает, что любой образовательный стандарт должен основываться на принципе «Мы в ответе за тех, кого обучили». Она отмечает, что часто сталкивается с людьми, стремящимися работать в сфере образования, будь то методисты, продуктологи или продюсеры курсов. При этом они не всегда осознают важность своей ответственности за результат обучения. Многие из них воспринимают свою роль как создание «продукта», не задумываясь о том, что успешность образовательного процесса зависит от их усилий и подхода к обучающимся. Такой подход может привести к снижению качества образования и недовольству со стороны студентов.
Елена отмечает, что значительная часть ответственности за обучение лежит на слушателях. Однако, если образовательный процесс спроектирован таким образом, что он становится слишком сложным или неподъемным, то это уже является нашей ответственностью. Важно создать доступную и понятную структуру обучения, чтобы обеспечить максимальную эффективность и понимание материала.
Светлана Толубеева отметила, что представители образовательной сферы могут учиться у медиков, следуя принципу «Не навреди». Неправильно организованное обучение, подобно неэффективному лечению, может негативно сказаться на студентах. При этом методист может не осознавать, что его подходы требуют изменений. Предоставление стандартов с основными правилами поможет предотвратить нежелательные последствия в образовательном процессе, подчеркнула Светлана.
Чтобы улучшить SEO-оптимизацию текста, необходимо использовать ключевые слова и фразы, связанные с темой, а также сделать содержание более информативным и привлекательным для читателей.
Настоятельно рекомендуем ознакомиться с нашим контентом. Здесь вы найдете актуальную информацию, полезные советы и рекомендации, которые помогут вам глубже понять интересующие вас темы. Мы стремимся предоставить качественный и информативный контент, который будет полезен как новичкам, так и опытным пользователям. Наши материалы регулярно обновляются, чтобы вы всегда имели доступ к свежей информации.
- Как оценить эффективность методистов, методологов и педдизайнеров
- Почему методисту полезно быть «чайником»: разговор о модной профессии
- 6 неочевидных навыков, нужных для создания эффективного корпоративного курса
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее